Ф. Коарелли. Рим. Археологический путеводитель

БАЗИЛИКА МАКСЕНЦИЯ ИЛИ КОНСТАНТИНА


Непо­сред­ст­вен­но к югу от хра­ма Рому­ла, за доро­гой, извест­ной как крат­чай­ший путь к Кари­нам (Ca­ri­nae), нахо­дит­ся одно из самых вели­че­ст­вен­ных стро­е­ний импер­ско­го Рима — бази­ли­ка, зани­маю­щая боль­шую часть Велии, стро­и­тель­ство кото­рой начал Мак­сен­ций и закон­чил Кон­стан­тин. Фраг­мент пла­на Рима эпо­хи Сеп­ти­мия Севе­ра и про­веден­ные на терри­то­рии зда­ния рас­коп­ки пока­за­ли, что ранее здесь нахо­дил­ся боль­шой ути­ли­тар­ный ком­плекс эпо­хи Фла­ви­ев, сораз­мер­ный тому, кото­рый зани­мал всю терри­то­рию к югу от Свя­щен­ной доро­ги, а имен­но меж­ду ней и Пала­ти­ном и незна­чи­тель­ные руи­ны кото­ро­го обна­ру­же­ны в резуль­та­те рас­ко­пок про­шло­го века. Нам извест­но, что бази­ли­ка заме­сти­ла собой Hor­rea Pi­pe­ra­ta­ria (скла­ды пер­ца и спе­ций), что поз­во­ля­ет нам опре­де­лить пред­на­зна­че­ние по край­ней мере части более древ­ней построй­ки. Бази­ли­ка зани­ма­ет пло­щадь 100 × 65 м: она вклю­ча­ла боль­шой цен­траль­ный неф, ори­ен­ти­ро­ван­ный в направ­ле­нии восток—запад, дли­ной 80 м, шири­ной 25 м, высота кото­ро­го в ори­ги­на­ле дости­га­ла 35 мет­ров. С запад­ной сто­ро­ны неф закан­чи­вал­ся апсидой; пред­у­смот­рен­ный в пер­во­на­чаль­ном про­ек­те вход был с восто­ка и состо­ял из длин­но­го и узко­го атри­ума, из кото­ро­го через пять про­хо­дов откры­вал­ся вход в неф. С севе­ра и юга к цен­траль­но­му нефу при­мы­ка­ли два кры­ла помень­ше, каж­дое из кото­рых состо­я­ло из трех поме­ще­ний, сооб­щаю­щих­ся меж­ду собой и с атри­умом вхо­да, кры­тых мощ­ны­ми боч­ко­об­раз­ны­ми сво­да­ми с кес­со­на­ми. Цен­траль­ное поме­ще­ние север­ной сто­ро­ны (един­ст­вен­ная сохра­нив­ша­я­ся сто­ро­на) заклю­ча­лось в апсиде, с пред­ше­ст­ву­ю­щи­ми ей дву­мя колон­на­ми, в кото­рой откры­ва­лись раз­лич­ные ниши, с.105 пред­на­зна­чен­ные для ста­туй, обрам­лен­ные малень­ки­ми колон­на­ми на рез­ных кон­со­лях. На южной сто­роне, ныне раз­ру­шен­ной до осно­ва­ния, нахо­дил­ся вели­че­ст­вен­ный вход, состо­я­щий из пор­ти­ка с четырь­мя боль­ши­ми колон­на­ми из пор­фи­ра, с пред­ше­ст­ву­ю­щей ему парад­ной лест­ни­цей, кото­рая вырав­ни­ва­ла раз­ни­цу высот меж­ду Свя­щен­ной доро­гой и Вели­ей. Эта новая ось север—юг соот­вет­ст­ву­ет про­ект­но­му изме­не­нию, реа­ли­зо­ван­но­му позд­нее, воз­мож­но, Кон­стан­ти­ном. Осо­бен­но гран­ди­оз­ным дол­жен был быть цен­траль­ный свод, обра­зо­ван­ный тре­мя огром­ны­ми кре­сто­ви­на­ми, опи­раю­щи­ми­ся на восемь колонн из про­кон­нес­ско­го мра­мо­ра, каж­дая высотой 14,50 м (един­ст­вен­ная дошед­шая до нас была уве­зе­на Пав­лом V в 1613 году, и уста­нов­ле­на на пло­ща­ди Сан­та-Мария-Мад­жо­ре (S. Ma­ria Mag­gio­re), где и нахо­дит­ся до сих пор). Кон­струк­ция и раз­ме­ры это­го зала ана­ло­гич­ны тем, что мы видим в боль­ших цен­траль­ных залах импе­ра­тор­ских терм, кото­рые так­же назы­ва­ют­ся «бази­ли­ка­ми» (наи­бо­лее пока­за­тель­ным сохра­нив­шим­ся при­ме­ром явля­ют­ся Тер­мы Дио­кле­ти­а­на, пре­об­ра­зо­ван­ные Микел­ан­дже­ло в цер­ковь Сан­та-Мария-дельи-Анже­ли (S. Ma­ria deg­li An­ge­li). В запад­ной апсиде нахо­ди­лась колос­саль­ная ста­туя сидя­ще­го Кон­стан­ти­на, обна­ру­жен­ная в 1487. Речь идет об акро­ли­фе, то есть о ста­туе с откры­ты­ми частя­ми тела (голо­ва, руки, ноги), сде­лан­ны­ми из мра­мо­ра, и осталь­ны­ми — веро­ят­но, из позо­ло­чен­ной брон­зы. Мра­мор­ные части ныне выстав­ле­ны во дво­ре двор­ца Кон­сер­ва­то­ров. Раз­мер голо­вы — 2,60 м, ноги — 2 м.

См. также:
БАЗИЛИКА МАКСЕНЦИЯ И КОНСТАНТИНА (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
© 2004 — Filippo Coarelli. Roma. Guide Archeologiche. Mondadori Electa S.p.A. 2004, с. 104—105.
© 2007 — Пере­вод с итал. Али­ны Бог­да­но­вой.
См. по теме: ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • КИНОСАРГ • Храм Юпитера Защитника •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Палатин. Деталь макета Рима.
Макет Рима в эпоху Константина I (IV в.) Итало Джисмонди и Пьерино Ди Карло, 1933—1937.
Рим, Музей Римской культуры.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Базилика Максенция.

Рим, Римский Форум.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский Форум.
Вид из Табулярия.
(Храм Антонина и Фаустины, храм Божественного Ромула, базилика Максенция, храм Божественного Юлия, Колизей, базилика Юлия, храм Весты, атрий Весты, храм Кастора и Поллукса)
Рим, Римский Форум.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Римский форум в IV веке.
Теодор Йозеф Хуберт Хоффбауер (1839—1922).
Акварель (до 1906 г.).
Рим, Римский Форум.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский Форум. Панорама.
(Курия Юлия, базилика Эмилия, храм Весты, храм Божественного Юлия, храм Антонина и Фаустины, храм Ромула, базилика Максенция, арка Тита.)
Рим, Римский Форум.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Базилика Максенция.

Рим, Римский Форум.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Базилика Максенция.
Вид со стороны улицы Императорских форумов (Via dei Fori Imperiali).
Рим, Римский Форум.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Базилика Максенция.

Рим, Римский Форум.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Базилика Максенция.

Рим, Римский Форум.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Базилика Максенция.

Рим, Римский Форум.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА