Ф. Коарелли. Рим. Археологический путеводитель

ХРАМ КОНКОРДИИ


Неболь­шое рас­сто­я­ние отде­ля­ет храм Вес­па­си­а­на и Тита от вели­че­ст­вен­но­го поди­у­ма, кото­рый так же, как и храм, упи­ра­ет­ся в сте­ну Табу­ла­рия. Мож­но с уве­рен­но­стью утвер­ждать, что это храм Кон­кор­дии (он, к тому же, изо­бра­жен рядом с хра­мом Сатур­на на фраг­мен­те мра­мор­ной кар­ты эпо­хи Севе­ров, — For­ma Ur­bis). Постро­ен­ный в 367 г. до н. э. Камил­лом, храм был посвя­щен пре­кра­ще­нию борь­бы меж­ду пат­ри­ци­я­ми и пле­бе­я­ми, завер­шив­шей­ся при­ня­ти­ем зако­нов Лици­ния Секс­тия, урав­ни­ваю­щих поли­ти­че­ские пра­ва обо­их клас­сов.

Храм был впер­вые отре­ста­ври­ро­ван Л. Опи­ми­ем в 121 г. до н. э., после убий­ства Гая Грак­ха и его сто­рон­ни­ков, а потом Тибе­ри­ем (меж­ду 7 г. до н. э. и 10 г. н. э.). Во вре­мя послед­ней рестав­ра­ции были суще­ст­вен­но изме­не­ны раз­ме­ры цел­лы (45 × 24 м), чтобы по воз­мож­но­сти мак­си­маль­но исполь­зо­вать узкое про­стран­ство. Зда­ние было рас­ши­ре­но за счет нахо­див­шей­ся преж­де на этом месте бази­ли­ки Опи­мия, постро­ен­ной воз­ле хра­ма в 121 г. до н. э., о кото­рой боль­ше не вспо­ми­на­ли. Перед цел­лой были рас­по­ло­же­ны шесть колонн. От вели­че­ст­вен­но­го зда­ния эпо­хи Тибе­рия не оста­лось ниче­го, кро­ме поди­у­ма и вхо­да в цел­лу, сде­лан­но­го из двух огром­ных мра­мор­ных бло­ков (por­ta­san­ta), на кото­рых был высе­чен каду­цей. Часть бога­то­го фри­за хра­нит­ся в Табу­ла­рии, в то вре­мя как одна из капи­те­лей цел­лы (коринф­ская капи­тель с изо­бра­же­ни­ем несколь­ких пар бара­нов) нахо­дит­ся в Анти­ква­ри­уме Рим­ско­го Фору­ма.

Тибе­рий пре­вра­тил это зда­ние в насто­я­щий музей: пере­чень нахо­див­ших­ся там про­из­веде­ний искус­ства нам пере­дал Пли­ний Стар­ший. Речь, в основ­ном, шла о гре­че­ских скульп­ту­рах элли­ни­сти­че­ско­го пери­о­да.

В рес­пуб­ли­кан­скую эпо­ху храм, в кото­ром ино­гда про­во­ди­лись заседа­ния Сена­та, стал теат­ром важ­ных исто­ри­че­ских собы­тий. Здесь Цице­рон про­из­нес свою чет­вер­тую речь про­тив Кати­ли­ны и здесь Сенат при­го­во­рил к смерт­ной каз­ни Сея­на.

См. также:
ХРАМ КОНКОРДИИ (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
Храм Согласия (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)
Храм Конкордии (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
© 2004 г. Filippo Coarelli. Roma. Guide Archeologiche. Mondadori Electa S.p.A. 2004, с. 81—83.
© 2006 г. Пере­вод с итал. Ека­те­ри­ны Соболе­вой.
См. по теме: ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • Храм Юпитера Долихена • Проходной дом •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Римский Форум. Реконструкция XIX в.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
Художник Бекетти. 1893 г.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Реконструкция части Римского Форума.
(Табулярий, храм Конкордии (Согласия), храм Сатурна, базилика Юлия, Новые ростры, курия Юлия, базилика Эмилия, храм Кастора (Диоскуров), храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты)
Рим, Римский Форум.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Вид Форума после раскопок. (Базилика Юлия, храм Сатурна, храм Веспасиана и Тита, храм Конкордии, Портик Божественного Согласия, Табулярий).
Художник Фердинан Дютер.
Тушь, акварель. 1874 г.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Проект реконструкции Форума по результатам раскопок и письменным источникам. (Базилика Юлия, храм Сатурна, храм Веспасиана и Тита, храм Конкордии, Табулярий).
Художник Фердинан Дютер.
Тушь, акварель. 1874 г.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Реконструкция Табулария и памятников, расположенных у подножия Капитолия. Деталь.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий).
Художник Констан Муайо. 1866 г.
Тушь, акварель.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Конкордии (Согласия).

Рим, Римский Форум.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Конкордии (Согласия).

Рим, Римский Форум.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Конкордии (Согласия).

Рим, Римский Форум.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Конкордии (Согласия).

Рим, Римский Форум.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Конкордии (Согласия).
(Арка Септимия Севера).
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 35—36 гг.
АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — c левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXVII
В центре, большими буквами: S. C.
2. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 36—37 гг.
АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — с левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXIIX
В центре, большими буквами: S. C.
3. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 34—35 гг.
АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый [на этой монете — нет]; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — c левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXVI
В центре, большими буквами: S. C.
Контрмарка NCAPR (Nero Caesar Augustus Probavit).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА