Античные писатели

ПРУДЕНЦИЙ КЛЕМЕНС, Авре­лий; Pru­den­tius Cle­mens, Aure­lius, род. в 348 г. н. э., латин­ский хри­сти­ан­ский поэт. Родил­ся в Испа­нии, веро­ят­нее все­го в Цеза­ро­гу­сте (совр. Сара­госа) или в Тара­коне (совр. Тара­го­на). После обу­че­ния рито­ри­ке и пра­ву начал слу­жеб­ную и судеб­ную карье­ру. Он был адво­ка­том, два­жды — намест­ни­ком одной из (испан­ских?) про­вин­ций и, нако­нец, высо­ким чинов­ни­ком при дво­ре Фео­до­сия I. После смер­ти импе­ра­то­ра 47-лет­ний Пруден­ций Кле­менс ото­шел от обще­ст­вен­ной жиз­ни и цели­ком отдал­ся поэ­ти­че­ско­му твор­че­ству на рели­ги­оз­ные темы. В 401—403 гг. н. э. был в Риме, где посе­тил гроб­ни­цы муче­ни­ков. Твор­че­ство Пруден­ция Кле­мен­са при­хо­дит­ся на 392—405 гг. н. э. и сохра­ни­лось цели­ком. Оно пред­став­ля­ет огром­ное раз­но­об­ра­зие форм и содер­жа­ния. Собра­ние сво­их про­из­веде­ний издал сам Пруден­ций Кле­менс в 405 г. Он пред­ва­рил его пред­и­сло­ви­ем-авто­био­гра­фи­ей, в кото­ром изло­жил и свою поэ­ти­че­скую про­грам­му. Луч­шие руко­пи­си сохра­ня­ют после­до­ва­тель­ность, уста­нов­лен­ную самим Пруден­ци­ем Кле­мен­сом. Кни­га гим­нов на каж­дый день (Cathe­me­ri­non li­ber) вклю­ча­ет 12 лири­че­ских гим­нов-молитв с встав­ка­ми на темы биб­лей­ской исто­рии. Шесть гим­нов пред­на­зна­че­ны для шести вре­мен суток, от рас­све­та до ночи, еще шесть — для дру­гих слу­ча­ев. Апо­фе­оз (Li­ber Apo­theo­sis) и Источ­ник гре­ха (Ha­mar­ti­ge­nia) пред­став­ля­ют собой эпи­ко-дидак­ти­че­ские поэ­мы, напи­сан­ные гекза­мет­ром; в них Пруден­ций Кле­менс пояс­ня­ет дог­ма­ты хри­сти­ан­ской рели­гии. Во вступ­ле­нии к Апо­фе­о­зу он раз­би­ва­ет ере­си, касаю­щи­е­ся дог­ма­та о Свя­той Тро­и­це и про­ти­во­по­став­ля­ет им истин­ное уче­ние Церк­ви. Основ­ной целью поэ­мы было дока­за­тель­ство боже­ст­вен­ной при­ро­ды Хри­ста. В Источ­ни­ке гре­ха Пруден­ций Кле­менс зани­ма­ет­ся про­ис­хож­де­ни­ем гре­ха, а во вступ­ле­нии в ямби­че­ских три­мет­рах опро­вер­га­ет дуа­лизм Мар­ки­о­на. Про­из­веде­ние отме­че­но поэ­ти­че­ским талан­том, а опи­са­ние Ада и Рая не име­ют себе рав­ных по живо­пис­но­сти в хри­сти­ан­ской лите­ра­ту­ре. Борь­ба за душу (Psy­cho­machia) явля­ет­ся пер­вым в латин­ской лите­ра­ту­ре алле­го­ри­че­ским дидак­ти­че­ским эпо­сом. Замы­сел этот созрел у Пруден­ция Кле­мен­са под вли­я­ни­ем Тер­тул­ли­а­на. В осно­ве поэ­мы лежит про­ти­во­по­став­ле­ние двух взглядов на мир: язы­че­ско­го и хри­сти­ан­ско­го, а сквоз­ная мысль — победа хри­сти­ан­ства над язы­че­ст­вом. Крат­кое вступ­ле­ние опи­сы­ва­ет в ямби­че­ских три­мет­рах борь­бу Авра­ама с язы­че­ски­ми царя­ми за осво­бож­де­ние Лота, а сама поэ­ма рас­ска­зы­ва­ет в гекза­мет­рах о борь­бе за душу, в кото­рой 7 пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ных хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей стал­ки­ва­ют­ся с про­ти­во­сто­я­щи­ми им поро­ка­ми. Победа доб­ро­де­те­лей отме­ча­ет­ся построй­кой пре­крас­но­го хра­ма. Про­из­веде­ние изоби­лу­ет кра­соч­ны­ми опи­са­ни­я­ми битв и тех, кто при­ни­ма­ет в них уча­стие. Здесь мно­го рито­ри­ки, поэто­му вся поэ­ма несколь­ко скуч­на. Борь­ба за душу ста­ла источ­ни­ком бога­той алле­го­ри­че­ской эпи­ки сред­них веков. Ее чита­ли повсюду. Ряд руко­пи­сей бога­то иллю­ст­ри­ро­ван, бла­го­да­ря чему антич­ные моти­вы пере­шли в сред­не­ве­ко­вые кни­ги. Цикл дидак­ти­че­ских поэм замы­ка­ет сати­ри­ко-поле­ми­че­ское про­из­веде­ние Про­тив Сим­ма­ха (Contra Sym­ma­chum). В нем Пруден­ций Кле­менс вновь вспо­ми­на­ет о раз­ру­ше­нии алта­ря и ста­туи Вик­то­рии в зда­нии сена­та и свя­зан­ной с этим собы­ти­ем поле­ми­кой меж­ду Амвро­си­ем и Сим­ма­хом, кото­рый про­из­нес зна­ме­ни­тую речь в защи­ту алта­ря и язы­че­ско­го куль­та. О вен­ках (Pe­ri ste­pha­non) вклю­ча­ет 14 лири­че­ских гим­нов в честь муче­ни­ков, в основ­ном испан­ских и рим­ских. Вен­ки были награ­дой победив­шим вои­нам и спортс­ме­нам, а муче­ни­ки для Пруден­ция Кле­мен­са — это вои­ны Хри­ста. Гим­ны были созда­ны под вли­я­ни­ем харак­тер­но­го для той эпо­хи куль­та муче­ни­ков. Они дышат пафо­сом, а сце­ны муче­ни­че­ства чрез­вы­чай­но реа­ли­стич­ны. Дей­ст­вие порой излишне дра­ма­ти­зи­ро­ва­но. В дол­гих моно­ло­гах муче­ни­ков сно­ва виден Пруден­ций Кле­менс — ритор, что не все­гда идет на поль­зу про­из­веде­нию. Крат­кий Эпи­лог, соот­вет­ст­ву­ю­щий Вступ­ле­нию, завер­ша­ет целост­ность сбор­ни­ка. В пол­ное изда­ние сво­их сочи­не­ний Пруден­ций Кле­менс не вклю­чил про­из­веде­ния: Замет­ки (Ti­tu­li his­to­ria­rum), извест­ные так­же под недо­ста­точ­но понят­ным назва­ни­ем Две пищи (Dit­to­chae­um) — 49 (?) гекза­мет­ри­че­ских чет­ве­ро­сти­ший, пояс­ня­ю­щих сце­ны из Вет­хо­го и Ново­го Заве­та, кото­рые явля­ют­ся важ­ным лите­ра­тур­ным источ­ни­ком хри­сти­ан­ской ико­но­гра­фии. Это­го про­из­веде­ния нет в самых ста­рых руко­пи­сях; в собра­ние сочи­не­ний Пруден­ция Кле­мен­са оно вошло зна­чи­тель­но позд­нее, но автор­ство сего­дня уже не под­вер­га­ет­ся сомне­нию. Пруден­ций Кле­менс знал латин­ских поэтов от Лукре­ция до Клав­ди­а­на. В гекза­мет­ри­че­ских про­из­веде­ни­ях он под­ра­жал Лукре­цию и Вер­ги­лию, в лири­че­ских — Гора­цию, Катул­лу, Овидию, в поле­ми­че­ских — оттал­ки­вал­ся от сати­ры Гора­ция и Юве­на­ла; Лука­на брал за обра­зец при опи­са­нии жесто­ких сцен муче­ни­че­ства. Не осла­бе­вав­шей в тече­ние все­го сред­не­ве­ко­вья популяр­но­стью Пруден­ций Кле­менс обя­зан совер­шен­ству фор­мы сво­их про­из­веде­ний и глу­бо­ко хри­сти­ан­ско­му их содер­жа­нию. Он при­над­ле­жал к самым читае­мым в шко­ле авто­рам, его ком­мен­ти­ро­ва­ли, он имел после­до­ва­те­лей, а чис­ло руко­пи­сей дости­га­ет 320. Он был пер­вым боль­шим хри­сти­ан­ским поэтом и в то же вре­мя — послед­ним вели­ким лири­ком антич­но­сти.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • ЭМПЕДОКЛ, ЕМПЕДОКЛ • ДЕМАД •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА