Античные писатели

ПТОЛЕМЕЙ, Клав­дий; Pto­le­maios, Klau­dios, ок. 100 — ок. 147 (178?) гг. н. э., гре­че­ский аст­ро­ном, мате­ма­тик, гео­граф. Один из наи­бо­лее выдаю­щих­ся уче­ных древ­но­сти. Жил в Алек­сан­дрии. Наи­бо­лее гром­кую сла­ву ему при­нес­ли аст­ро­но­ми­че­ские про­из­веде­ния, в их чис­ле преж­де все­го Мате­ма­ти­че­ская систе­ма (Mathe­ma­ti­ke syn­tak­sis) в 13 кни­гах, позд­нее назы­вае­мая Вели­кой систе­мой (Me­ga­le syn­tak­sis), откуда в араб­ском язы­ке посред­ст­вом добав­ле­ния артик­ля al полу­чи­лось назва­ние Аль­ма­гест, под кото­рым про­из­веде­ние Пто­ле­мея повсюду извест­но. В Аль­ма­ге­сте Пто­ле­мей, исполь­зуя работы сво­их пред­ше­ст­вен­ни­ков (в основ­ном Гип­пар­ха Никей­ско­го и Апол­ло­ния Перг­ско­го), не толь­ко собрал воеди­но все аст­ро­но­ми­че­ские зна­ния антич­но­сти, кото­рые обо­га­тил соб­ст­вен­ны­ми наблюде­ни­я­ми (про­из­веден­ны­ми в 127—141 гг.), но дал пер­вое систе­ма­ти­че­ское изло­же­ние мате­ма­ти­че­ской аст­ро­но­мии. Кн. I и II пред­став­ля­ют гео­цен­три­че­скую систе­му, кн. IV—VI содер­жат лун­ную тео­рию, кн. VII — VIII рас­ска­зы­ва­ют о звездах, осталь­ные кни­ги посвя­ще­ны тео­рии дви­же­ния планет. Это вели­чай­шее про­из­веде­ние Пто­ле­мея ком­мен­ти­ро­ва­ли Папп, Феон, Ипа­тия, Прокл. Его рано пере­ве­ли на араб­ский язык (пер­вый пере­вод дати­ру­ет­ся VIII—IX вв.), в этом вари­ан­те оно при­шло в сред­не­ве­ко­вую Евро­пу, где — мно­го­крат­но пере­веден­ное на латынь — ста­ло основ­ным аст­ро­но­ми­че­ским сочи­не­ни­ем вплоть до вре­мен Копер­ни­ка. О тео­рии планет Пто­ле­мей писал так­же в позд­ней рабо­те Гипо­те­зы планет (Hy­po­the­seis ton pla­no­me­non), частич­но сохра­нив­шей­ся в араб­ском пере­во­де. Заслу­жи­ва­ет вни­ма­ния так­же так назы­вае­мая Каноп­ская над­пись, над­пись, сде­лан­ная Пто­ле­ме­ем в 147—148 гг. на камен­ной пли­те в Кано­пе, где при­веде­ны рас­по­ло­же­ния планет и дру­гие касаю­щи­е­ся их дан­ные. Не менее попу­ляр­ным, чем Аль­ма­гест дол­гое вре­мя было аст­ро­ло­ги­че­ское про­из­веде­ние Пто­ле­мея Чет­ве­ро­кни­жие (Tet­ra­bib­los), систе­ма­ти­зи­ро­вав­шее все име­ю­щи­е­ся дан­ные и тео­рии о вли­я­нии планет и звезд на жизнь людей и раз­лич­ные собы­тия, про­ис­хо­дя­щие на Зем­ле. Его ком­мен­ти­ро­ва­ли Пор­фи­рий и Прокл, мно­го раз пере­во­ди­ли, в том чис­ле и на ново­ев­ро­пей­ские язы­ки. Из дру­гих сочи­не­ний Пто­ле­мея боль­шое зна­че­ние име­ли его труды из обла­сти тео­рии музы­ки, опти­ки и гео­гра­фии. Музы­ке он посвя­тил про­из­веде­ние Гар­мо­ни­ка (Har­mo­ni­ka), кото­рое явля­ет­ся одним из основ­ных источ­ни­ков изу­че­ния исто­рии гре­че­ской музы­ки. Как и Аль­ма­гест с Чет­ве­ро­кни­жи­ем, оно при­над­ле­жа­ло к наи­бо­лее извест­ным про­из­веде­ни­ям Пто­ле­мея. К нему писал ком­мен­та­рий Пор­фи­рий, его исполь­зо­ва­ли Боэций, Мак­ро­бий и др. Оно было пере­веде­но на араб­ский и латин­ский язы­ки. Сочи­не­ние Опти­ка (Op­ti­ke prag­ma­teia) в 5 кни­гах, частич­но сохра­нив­ше­е­ся в латин­ском пере­ска­зе араб­ско­го пере­во­да, рас­ска­зы­ва­ет о зре­нии и зри­тель­ных обма­нах, а так­же о зако­нах отра­же­ния све­та и пре­лом­ле­ния его в воде. Пто­ле­мей при­во­дит здесь выво­ды Архи­меда и Геро­на, но вопрос о пре­лом­ле­нии све­та в боль­шей сте­пе­ни реша­ет по-ново­му. В сво­ем глав­ном гео­гра­фи­че­ском про­из­веде­нии Гео­гра­фия (Geo­gra­phi­ke hyphe­ge­sis) в 8 кни­гах он рас­смат­ри­ва­ет эту дис­ци­пли­ну как нау­ку об изо­бра­же­нии Зем­ли при помо­щи рисун­ков (так бли­же все­го к ори­ги­на­лу мож­но пере­ве­сти назва­ние труда), в осно­ве кото­рой лежат аст­ро­но­мия и мате­ма­ти­ка. Чтобы облег­чить состав­ле­ние карт, Пто­ле­мей соста­вил таб­ли­цы гео­гра­фи­че­ских широт и дол­гот при­мер­но 8100 наи­бо­лее извест­ных мест­но­стей, гор и рек. Более подроб­но, чем его пред­ше­ст­вен­ни­ки, он опи­сал Бри­та­нию и стра­ны к югу от Бал­ти­ки. Он упо­ми­нал так­же о нынеш­них поль­ских зем­лях, в част­но­сти о Кали­ше. Это про­из­веде­ние яви­лось выс­шим дости­же­ни­ем антич­ной гео­гра­фии, под­веде­ни­ем ее ито­гов. Пто­ле­мей опи­рал­ся на иссле­до­ва­ния Эра­то­сфе­на, Гип­пар­ха, Посидо­ния, Стра­бо­на, а преж­де все­го на Мари­на Тир­ско­го (гре­че­ский гео­граф I—II вв. н. э.). Гео­гра­фи­че­ский трак­тат Пто­ле­мея на про­тя­же­нии 14 сто­ле­тий был не толь­ко базо­вым посо­би­ем по гео­гра­фии, но источ­ни­ком раз­ви­тия кар­то­гра­фии ново­го вре­ме­ни. Пто­ле­мей писал на науч­ном койне, про­стым и понят­ным язы­ком.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись Юлии Онесимы.
Мрамор. I в. н. э.
CIL VI 20587.
Рим, Церковь Сан-Джованни-а-Порта-Латина.
2. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись Юлии Онесимы. Фотоколлаж.
Мрамор. I в. н. э.
CIL VI 20587.
Рим, Церковь Сан-Джованни-а-Порта-Латина.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА