Античные писатели

САПФО или ПСАПФО; Sap­pho (Psap­pho), из Мити­ле­ны или Эре­са на Лес­бо­се, VII—VI вв. до н. э., гре­че­ская лири­че­ская поэтес­са. Одна из наи­бо­лее выдаю­щих­ся поэ­ти­че­ских инди­виду­аль­но­стей антич­ной Гре­ции. Как и ее совре­мен­ник Алкей, она при­над­ле­жа­ла к ари­сто­кра­ти­че­ско­му роду и жила в пери­од затя­нув­шей­ся борь­бы за власть на Лес­бо­се. Неко­то­рое вре­мя она про­ве­ла в изгна­нии. Но несмот­ря на сход­ство обще­ст­вен­но­го поло­же­ния и сов­па­де­ние вре­ме­ни жиз­ни, ее мир корен­ным обра­зом отли­ча­ет­ся от мира Алкея. Сап­фо вышла замуж за Кер­ки­ла, бога­то­го куп­ца с ост­ро­ва Анд­рос. Рано овдо­ве­ла. Име­ла дочь по име­ни Кле­ис (Кле­ида). По антич­ным свиде­тель­ствам, Сап­фо была не очень строй­ной невы­со­кой брю­нет­кой, наде­лен­ной, одна­ко, огром­ным оба­я­ни­ем. Она жила в окру­же­нии деву­шек со всех кра­ев Гре­ции и Малой Азии, кото­рых учи­ла поэ­зии, музы­ке, хоро­шим мане­рам и все­му, что долж­на была уметь хозяй­ка в хоро­шем доме. Они, по-види­мо­му, созда­ли так назы­вае­мый thia­sos, то есть куль­то­вый союз под покро­ви­тель­ст­вом Муз, Харит (богинь гра­ции) и Афро­ди­ты, во гла­ве кото­ро­го сто­я­ла Сап­фо. Ее свя­зы­ва­ли с вос­пи­тан­ни­ца­ми силь­ные эмо­цио­наль­ные узы, при­рав­ни­вае­мые древни­ми к тем, кото­рые, по мне­нию Пла­то­на, суще­ст­ву­ют меж­ду зре­лы­ми муж­чи­на­ми и юно­ша­ми; вос­хи­ще­ние кра­сотой в этом слу­чае ста­но­ви­лось отправ­ной точ­кой фор­ми­ро­ва­ния харак­те­ра юно­ши. Связь деву­шек с Сап­фо пре­ры­ва­лась после их заму­же­ства; для сва­деб­ных тор­жеств Сап­фо писа­ла эпи­та­ла­мы (сва­деб­ные пес­ни). По леген­де, в ста­ро­сти Сап­фо полю­би­ла моло­до­го море­пла­ва­те­ля Фао­на, а когда он через неко­то­рое вре­мя ее бро­сил, прыг­ну­ла в море со ска­лы Лев­кас, чтобы изле­чить­ся от несчаст­ной люб­ви. Твор­че­ство Сап­фо было собра­но в Алек­сан­дрий­ской биб­лио­те­ке и изда­но в 9 кни­гах, где сти­хотво­ре­ния груп­пи­ро­ва­лись по мет­ри­че­ско­му прин­ци­пу. Цели­ком сохра­ни­лась 1 песнь, осталь­ное пред­став­ля­ет собой раз­лич­ной дли­ны фраг­мен­ты, кото­рые посто­ян­но умно­жа­ют папи­рус­ные наход­ки. Яснее дру­гих мы пред­став­ля­ем себе кн. I, содер­жа­щую про­из­веде­ния, напи­сан­ные сап­фи­че­ской стро­фой, назван­ной так по име­ни поэтес­сы. Одну или две кни­ги запол­ни­ли эпи­та­ла­мы. Сап­фо опи­сы­ва­ет преж­де все­го соб­ст­вен­ную жизнь и круг лич­ных дел, поли­ти­че­ские собы­тия не нахо­дят откли­ка в ее пес­нях. Мир поэ­зии Сап­фо замкнут в гра­ни­цах мира жен­щин, кото­рые живут жиз­нью чувств, чрез­вы­чай­но глу­бо­ких, со мно­же­ст­вом тон­чай­ших оттен­ков, вда­ли от обще­ст­вен­ных и поли­ти­че­ских пере­мен. Основ­ной темой песен Сап­фо явля­ет­ся любовь — Эрос, «горь­ко-сла­дост­ный необо­ри­мый змей», кото­рый потря­са­ет душу, «слов­но ветер, с горы на дубы нале­таю­щий». Сло­ва пыл­кой люб­ви адре­су­ет Сап­фо сво­им девуш­кам, вос­хи­ща­ясь их кра­сотой, оча­ро­ва­ни­ем, изя­ще­ст­вом, духов­ным совер­шен­ст­вом; она сове­ту­ет и пре­до­сте­ре­га­ет, но быва­ет и рев­ни­ва, при­ка­зы­ва­ет избе­гать негод­ных сопер­ниц. Гим­ны к боги­ням оста­ют­ся в кру­гу тех же про­блем. Цели­ком сохра­ни­лась зна­ме­ни­тая Молит­ва Афро­ди­те, кото­рая начи­на­ет­ся и закан­чи­ва­ет­ся прось­бой, чтобы боги­ня помог­ла поэтес­се заво­е­вать любовь некой осо­бы. Рели­ги­оз­ные гим­ны обыч­но напо­ми­на­ли богам о при­не­сен­ных им в про­шлом дарах и прось­бах о покро­ви­тель­стве. Сап­фо пере­ни­ма­ет этот тра­ди­ци­он­ный эле­мент, но при этом мастер­ски исполь­зу­ет его для созда­ния пол­но­го оча­ро­ва­ния обра­за Афро­ди­ты, кото­рая когда-то дав­но уже спе­ши­ла с Олим­па ей на помощь. Этот образ заклю­чен в рам­ки просьб в нача­ле и в кон­це про­из­веде­ния. Так же зна­ме­ни­та дру­гая, пол­но­стью несо­хра­нив­ша­я­ся песнь — любов­ное при­зна­ние девуш­ке, сидя­щей рядом со сво­им наре­чен­ным. В той пес­ни Сап­фо опи­са­ла целый спектр чувств и физи­че­ских ощу­ще­ний, какие испы­ты­ва­ет влюб­лен­ный чело­век, сидя рядом с пред­ме­том сво­его чув­ства. Это опи­са­ние столь реа­ли­стич­но и живо, что его назы­ва­ли «пато­гра­фи­ей люб­ви». Наряду с любов­ной тос­кой в поэ­зии Сап­фо часто зву­чит тос­ка по девуш­кам, кото­рые оста­ви­ли подруг, вый­дя замуж. Сап­фо опи­сы­ва­ла в сво­их пес­нях раз­ры­ваю­щие душу сце­ны про­ща­ния, когда девуш­ка при­зна­ва­лась, что пред­по­чла бы смерть раз­лу­ке, пред­став­ля­ла их мучи­тель­ную тос­ку, напри­мер в пес­ни, адре­со­ван­ной Ари­гно­те, кото­рая в дале­ких Сар­дах бро­дит ночью, тоскуя по люби­мой Атти­де, на фоне пре­крас­но­го пей­за­жа, где цве­ты зали­ты росой, а луна стру­ит свой свет на заснув­шие мор­ские воды. С глу­бо­кой теп­ло­той гово­рит Сап­фо о сво­ей семье и малень­кой доче­ри, вос­хи­ща­ет­ся ее рас­цве­таю­щей кра­сотой, но и пере­жи­ва­ет, что обед­нев­шая мать не может спра­вить доче­ри таких нарядов, какие она сама полу­ча­ла когда-то от соб­ст­вен­ной мате­ри. Совсем дру­гие чув­ства у поэтес­сы вызы­ва­ет ее брат Харакс, кото­рый в Егип­те попал в сети гете­ры Дори­хи и утра­тил иму­ще­ство и доб­рое имя. Сап­фо моли­ла Афро­ди­ту и дру­гих богинь о воз­вра­ще­нии бра­та и его изле­че­нии от пагуб­ной стра­сти. Сап­фо зна­ла цену сво­е­му поэ­ти­че­ско­му талан­ту и вери­ла, что он при­не­сет ей посмерт­ную сла­ву. Язви­тель­ные сло­ва зву­чат у нее в адрес жен­щи­ны, лишен­ной талан­та, память о кото­рой умрет вме­сте с нею. В поэ­зии Сап­фо, испол­нен­ной лич­ных при­зна­ний, обра­ща­ет на себя вни­ма­ние боль­шой нарра­тив­ный фраг­мент, в кото­ром опи­сы­ва­ет­ся свадь­ба Гек­то­ра и Анд­ро­ма­хи. Немно­го­чис­лен­ные мифо­ло­ги­че­ские сюже­ты в дру­гих отрыв­ках слу­жи­ли обыч­но фоном для выра­же­ния чувств поэтес­сы. Важ­ное место в твор­че­стве Сап­фо зани­ма­ли эпи­та­ла­мы. Они выка­зы­ва­ют связь с народ­ной поэ­зи­ей, кото­рой вдох­нов­ле­ны так­же дру­гие пес­ни Сап­фо, напри­мер жало­ба девуш­ки за прял­кой на то, что любовь меша­ет ее рабо­те. Из сва­деб­ных песен Сап­фо сохра­ни­лись раз­роз­нен­ные фраг­мен­ты, поэто­му труд­но что-либо ска­зать об их ком­по­зи­ции. Отрыв­ки содер­жат похва­лы моло­дым, радость за их сча­стье, доб­рые поже­ла­ния на буду­щее, а так­же шут­ки по пово­ду огром­но­го роста жени­ха или боль­ших ног при­врат­ни­ка у две­рей дома, где справ­ля­ет­ся свадь­ба. Сти­хи Сап­фо напи­са­ны на эолий­ском диа­лек­те. Их отли­ча­ют про­стота и стро­гость, в них пря­мо, но тон­ко выра­же­ны глу­бо­чай­шие чув­ства. Заслу­жи­ва­ет вни­ма­ния ощу­ще­ние поэтес­сой кра­соты при­ро­ды; в при­ро­де ее вос­хи­ща­ет все: цве­ты, сад, ручей, озе­ро, лун­ная ночь. С само­го нача­ла за Сап­фо закре­пи­лась сла­ва вели­кой поэтес­сы, ее даже срав­ни­ва­ли с Гоме­ром. Ею вос­хи­ща­лись и нахо­ди­лись под вли­я­ни­ем ее оча­ро­ва­ния выдаю­щи­е­ся гре­че­ские писа­те­ли и поэты, напри­мер Солон, Вак­хи­лид, Геро­дот. Пла­тон назвал ее деся­той Музой. Ста­ро­ат­ти­че­ская комедия высме­и­ва­ла ее как стран­ную осо­бу, имен­но она и поро­ди­ла леген­ду об извра­щен­ных эро­ти­че­ских отно­ше­ни­ях поэтес­сы с ее девуш­ка­ми. Отсюда пошел тер­мин «лес­бий­ская любовь». В элли­ни­сти­че­скую эпо­ху, когда эро­ти­че­ская тема­ти­ка ста­ла мод­ной, Сап­фо боль­ше все­го чита­ли и под­ра­жа­ли ей. Более все­го моти­вов, заим­ст­во­ван­ных у Сап­фо, мы встре­ча­ем у Фео­кри­та, Апол­ло­ния Родос­ско­го и эпи­грам­ма­ти­ков (Аскле­пи­ад, Гедил, Посей­дипп, Кал­ли­мах). «Пато­гра­фия люб­ви» вдох­но­ви­ла тех писа­те­лей, что ана­ли­зи­ро­ва­ли любов­ные пере­жи­ва­ния и опи­сы­ва­ли влюб­лен­ных геро­ев (Еври­пид, Фео­крит, Катулл и рома­ни­сты). Вос­хи­щал­ся Сап­фо и ано­ним­ный автор трак­та­та О воз­вы­шен­но­сти и дру­гие тео­ре­ти­ки позд­ней антич­но­сти. Гео­граф Стра­бон назвал Сап­фо «чудес­ным явле­ни­ем». В Риме под­ра­жа­ли ее мет­ри­ке, пере­фра­зи­ро­ва­ли про­из­веде­ния и заим­ст­во­ва­ли ее моти­вы Катулл и Гора­ций. Овидий вклю­чил в Геро­иды посла­ние Сап­фо к Фао­ну. Обви­не­ние в амо­раль­но­сти при­ве­ло к тому, что в визан­тий­ский пери­од пес­ни Сап­фо пере­ста­ли читать и они погиб­ли.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДЕМАД • ДРЕПАНИЙ • КУРИАЦИЙ МАТЕРН • ДРАКОНТИЙ, ДРАКОНЦИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Артемиды? (Бюст Сапфо?).
Бронза. С греческого оригинала IV в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Артемиды? (Бюст Сапфо?).
Бронза. С греческого оригинала IV в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Артемиды? (Бюст Сапфо?). Деталь.
Бронза. С греческого оригинала IV в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
«Сафо».
Фреска IV стиля из Помпей (VI Insula Occidentalis).
55—79 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Женщина с вощеными табличками и стилем (т. н. Сапфо).
Фреска IV стиля из Помпей (VI Insula Occidentalis).
55—79 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Артемиды? (Бюст Сапфо?).
Бронза. С греческого оригинала IV в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА