Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

КЕКРО́П

Cec­rops, Κέκ­ροψ, атти­че­ский автох­тон, т. е. древ­ний при­род­ный житель стра­ны, сын зем­ли и поэто­му изо­бра­жав­ший­ся со зме­и­ным туло­ви­щем. Он осно­вал Афи­ны и постро­ил акро­поль, назван­ный по его име­ни Κεκ­ρο­πία; стра­на, кото­рая до того вре­ме­ни назы­ва­лась Актою, так­же полу­чи­ла от него назва­ние Кек­ро­пии. Он разде­лил жите­лей на 12 общин и пер­вый про­све­тил народ, а так­же учредил покло­не­ние Зев­су и Афине. В его прав­ле­ние Афи­на и Посей­дон спо­ри­ли за обла­да­ние Атти­кой; Посей­дон уда­ром тре­зуб­ца извлек мор­скую воду в Акро­по­ле, Афи­на же наса­ди­ла олив­ко­вое дере­во, столь важ­ное для стра­ны, и бла­го­да­ря это­му полу­чи­ла в соб­ст­вен­ность Атти­ку. От сво­ей жены Аграв­лы (Ἄγραυ­λος) Кек­роп при­жил Ери­си­х­фо­на (т. е. паха­ря, взры­ваю­ще­го поч­ву), затем доче­рей Аграв­лу, Гер­су (Ἕρση) и Пан­д­ро­су (Πάνδρο­σος). Эти доче­ри Кек­ро­па были соб­ст­вен­но суще­ства­ми боже­ско­го харак­те­ра, свя­зан­ны­ми с куль­том Афи­ны. Пан­д­ро­са и Гер­са (назы­вае­мые так­же Ἔρση и Ἔρ­ρη) были боги­ня­ми росы; в честь их справ­лял­ся празд­ник Арре­фо­рий (см. Arrhe­pho­ria) или Ерре­фо­рий; пер­вая име­ла осо­бое свя­ти­ли­ще, Пан­д­ро­сей, в акро­по­ле рядом с хра­мом Афи­ны Поли­а­ды; к ней наравне с Го́рами Θαλ­λώ и Καρ­πώ и с Гели­ем обра­ща­лись с моль­бою об отвра­ще­нии от стра­ны губи­тель­ной засу­хи. В Пан­д­ро­сее сто­я­ла свя­щен­ная мас­ли­на, сотво­рен­ная Афи­ной; этот дар боги­ни нуж­дал­ся в покро­ви­тель­стве боги­ни росы. Агравла (Аглав­ра) пер­во­на­чаль­но обо­зна­ча­ла осо­бую сто­ро­ну Афи­ны Пал­ла­ды, носив­шей так­же про­зва­ние Аграв­лы, а имен­но ее отно­ше­ние к успе­ху зем­леде­лия. Она име­ла в Афи­нах свя­щен­ную рощу, в кото­рой афин­ские юно­ши в воен­ном воору­же­нии при­но­си­ли граж­дан­скую при­ся­гу, при­зы­вая Аграв­лу, Авк­со и Геге­мо­ну. Агравла была подру­гой Арея и роди­ла ему Алкип­пу. Гер­са была люби­ма Гер­ме­сом и роди­ла ему Кефа­ла; Пан­д­ро­са, гово­рят, от Гер­ме­са име­ла Кери­ка, родо­на­чаль­ни­ка еле­взин­ских кери­ков. Афи­на вру­чи­ла трем сест­рам в запер­том ящи­ке Ерих­фо­ния; но, несмот­ря на ее запре­ще­ние, Агравла и Гер­са рас­кры­ли ящик; в нака­за­ние за это они сошли с ума и бро­си­лись со ска­лы акро­по­ля. Далее рас­ска­зы­ва­ет­ся об Аграв­ле, что во вре­мя одной вой­ны она доб­ро­воль­но при­нес­ла себя в жерт­ву; вот поче­му ее име­нем кля­лись юно­ши Атти­ки уми­рать за оте­че­ство.

Кек­роп был геро­ем древ­не­пе­ласги­че­ско­го пле­ме­ни, рас­про­стра­нен­но­го по Атти­ке, Бео­тии и окрест­но­стям; поэто­му пред­по­ла­га­ли несколь­ких геро­ев это­го име­ни, осно­вав­ших пеласги­че­ские горо­да с име­нем Афи­ны, в Бео­тии при Копа­ид­ском озе­ре и на Евбее. Позд­ней­шие гре­ки пре­вра­ти­ли его в еги­пет­ско­го пере­се­лен­ца из Саи­са.

См. также:
КЕКРОП (Словарь античности)
КЕКРОП (Мифы народов мира)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 267.
См. по теме: ДИОР • ДОР • ДРИОП • ЭЙДОТЕЯ, ЭЙДОФЕЯ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА