Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ХАРИ́ТЫ

Χά­ρις, Χά­ρι­τες, Gra­tia, Gra­tiae, назы­ва­лись доче­ря­ми Зев­са и Геры или Оке­а­ниды Еври­но­мы или Гелия и Айг­лы (блеск) и были для гре­ков боги­ня­ми кра­соты, обще­ст­вен­но­го весе­лья, свет­лой, празд­нич­ной жиз­ни. Геси­од (theog. 907) назы­ва­ет трех Харит: Εὐφρο­σύνη (празд­нич­ное весе­лье), Ἀγλαῒα (празд­нич­ный блеск) и Θα­λία (цве­ту­щее сча­стье). Они в друж­бе с Муза­ми, боги­ня­ми пения, и оби­та­ют вме­сте с ними на Олим­пе; они сопро­вож­да­ют Афро­ди­ту, Пей­фою (Πει­θώ, боги­ню убеж­де­ния) и крас­но­бая Гер­ме­са, пото­му что без кра­соты послед­ние не в состо­я­нии ни дей­ст­во­вать, ни пле­нять. Про­из­веде­ния искус­ства не могут обой­тись без кра­соты, поэто­му у Гоме­ра (Il. 18, 382), Хари­та — жена Гефе­ста. Хари­ты в древ­ней­шие вре­ме­на были в осо­бен­но­сти почи­тае­мы миний­ца­ми в Орхо­мене, где слу­же­ние им введе­но было, гово­ри­ли, царем Етео­к­лом; оттуда оно пере­шло на Гели­кон и в дру­гие стра­ны Гре­ции. В Спар­те почи­та­ли двух Харит: Κλή­τα и Φαέν­να, зву­ки и свет; в Афи­нах так­же толь­ко двух: Αὐξώ, покро­ви­тель­ни­цу роста, и Ἡγε­μόνη, пред­во­ди­тель­ни­цу. Здесь, кажет­ся, они были древни­ми боги­ня­ми пого­ды, подоб­но Го́рам, с кото­ры­ми они и преж­де неред­ко нахо­ди­лись в свя­зи; одна­ко Хари­ты, полу­чив один раз выше­ука­зан­ное зна­че­ние, про­ти­во­по­став­ля­ют­ся Го́рам, подоб­но тому, как чело­ве­че­ская жизнь про­ти­во­по­став­ля­ет­ся поряд­ку при­ро­ды. Обык­но­вен­но Хари­ты изо­бра­жа­ют­ся в чис­ле трех, так как гос­под­ст­ву­ю­щее свой­ство их — общи­тель­ность. Это — строй­ные, цве­ту­щие, дев­ст­вен­ные жен­щи­ны с милым выра­же­ни­ем лица. Атри­бу­ты их: музы­каль­ные инстру­мен­ты, мир­ты, розы, играль­ные кости.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 278—279.
См. по теме: ЭНИПЕЙ, ЕНИПЕЙ • ЭЛИМ, ЕЛИМ • ЭЛИСА • ЭННОМ, ЕННОМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Три Грации.
Мрамор.
Римская копия императорского времени (II в. н. э.?) с эллинистического оригинала. Головы современные.
Париж, Лувр.
2. МОЗАИКА. Греция.
Танец трех Граций.
Напольная мозаика.
II—III вв. н. э.
Патры, Новый археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Три Грации.
Мрамор.
Римская копия императорского времени (II в. н. э.?) с эллинистического оригинала. Головы современные.
Париж, Лувр.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Три Грации.
Мрамор.
Римская копия императорского времени (II в. н. э.?) с эллинистического оригинала. Головы современные.
Париж, Лувр.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита, т. н. Харита.
Мрамор. Римская копия имперской эпохи с эллинистической переработки оригинала Каллимаха (конец V в. до н. э.).
Рим, Палатинский музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита, т. н. Харита.
Мрамор. Римская копия имперской эпохи с эллинистической переработки оригинала Каллимаха (конец V в. до н. э.).
Рим, Палатинский музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита, т. н. Харита.
Мрамор. Римская копия имперской эпохи с эллинистической переработки оригинала Каллимаха (конец V в. до н. э.).
Рим, Палатинский музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Три Грации.
Мрамор. Римская копия II в. н. э. греческого образца II в. до н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Апеллес в окружении граций.
Иоганн Георг Хильтеншпергер (1806—1890).
Настенная панель, 1845—1848 гг.
№ LVIII.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, Галерея истории древней живописи, 58.
10. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Гермес и хариты.
Деталь рельефа с острова Фасоса.
Мрамор. Начало V в. до н. э.
Париж, Лувр.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE, медь
Каракалла
Августа Траяна (Траянополь), 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΤΡΑΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — стоят три обнаженные Хариты, средняя из которых показана сзади, держатся за плечи, две крайние держат по сосуду, из которого течет вода.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА