Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

КОЛО́ННА

Co­lum­na, στή­λη или στῦλος, так­же κίων, столб, колон­на. Пер­во­на­чаль­но стол­бы слу­жи­ли толь­ко для удоб­ства, как под­по­ра кры­ши; сна­ча­ла они состо­я­ли, веро­ят­но, из дре­вес­ных ство­лов или неоте­сан­ных камен­ных глыб и толь­ко мало-пома­лу при­ня­ли более изящ­ную фор­му. Они употреб­ля­лись в каж­дом доме и хра­ме, т. к. пор­тик состав­лял суще­ст­вен­ную часть зда­ния, и отсюда вооб­ще во всех стро­е­ни­ях, а так­же на моги­лах и при дру­гих памят­ни­ках (ср. Do­mus, Templum, Se­pulcrum).


Пар­фе­нон в Афи­нах.

Капи­тель и архит­рав с Пар­фе­но­на.

1) дорий­ский стиль.

2) ионий­ский стиль.

С хра­ма Ере­хфея.

2) ионий­ский стиль.

Часть анфе­мия ионий­ской колон­ны.

Боко­вой вид ионий­ской капи­те­ли.




С пор­ти­ка в Афи­нах.

3) коринф­ский стиль.

Рим­ская колон­на.

В Гре­ции раз­ли­ча­лись три орде­на колонн: дорий­ский, ионий­ский и коринф­ский.

Дорий­ский и ионий­ский появи­лись почти одно­вре­мен­но, и дорий­ским впо­след­ст­вии назы­вал­ся более древ­ний архи­тек­тур­ный стиль (про­цве­тав­ший сна­ча­ла, по-види­мо­му, в государ­ствах недо­рий­ских, как напр., в Афи­нах), веро­ят­но, лишь пото­му, что он отли­чал­ся от того сти­ля, кото­рый, по свиде­тель­ству Пав­са­ния, с 33 ол. стал употреб­лять­ся в мало­ази­ат­ской Ионии. Оба эти сти­ля, как дока­зал это P. W. Forchham­mer (über Rein­heit der Bau­kunst, 1856), пред­став­ля­ют под­ра­жа­ние архи­тек­ту­ре дере­вян­ных стро­е­ний. Высота дорий­ской колон­ны обык­но­вен­но рав­ня­ет­ся 5½ ниж­ним диа­мет­рам колон­ны; рас­сто­я­ние меж­ду колон­на­ми (на узкой сто­роне хра­мов обык­но­вен­но сто­я­ли 6 или 8 колонн, если на длин­ной их было 13 или 17) тем тес­нее, чем древ­нее хра­мы, но не пре­вы­ша­ет 1½ диа­мет­ра колон­ны. Дорий­ская колон­на вовсе не име­ет базы, но сто­ит непо­сред­ст­вен­но на под­строй­ке κρη­πίς, или sug­ges­tus, хра­ма. Стер­жень (σκᾶ­πος σῶ­μα κίονος) изрыт 20 (или 16) полу­круг­лы­ми дорож­ка­ми (ῥάβ­δω­σις, stria­tu­ra, ῥάβ­δοι, ca­na­li­cu­li, кан­не­люр) таким обра­зом, что они схо­дят­ся в ост­рые гра­ни; эти желоб­ки выре­за­ли уже после поста­нов­ки колон­ны. Отдель­ные мра­мор­ные бара­ба­ны (σφόν­δυ­λοι, σπόν­δυ­λοι), из кото­рых состав­лен стер­жень и кото­рые ради боль­шей устой­чи­во­сти свя­за­ны меж­ду собой про­пу­щен­ным в середи­ну кус­ком кед­ро­во­го дере­ва, до поло­ви­ны колон­ны неза­мет­но утол­ща­ют­ся (ἔν­τα­σις) и затем квер­ху дела­ют­ся потонь­ше; швы сна­ру­жи совер­шен­но сгла­же­ны посред­ст­вом шли­фов­ки. Самый верх­ний бара­бан, отде­лен­ный от про­чих гори­зон­таль­ной зазуб­ри­ной, был из одно­го кус­ка с капи­те­лью (κε­φάλαιον, κε­φαλή, κιονόκ­ρα­νον, ἐπί κρα­νον, ca­pi­tu­lum) и назы­вал­ся ὑποτ­ρα­χήλιον; три вырез­ные коль­ца (anu­li или ἐντο­μαί) шли вокруг него. Напро­тив, вокруг лежа­щей на нем, круг­лой, рас­ши­ря­ю­щей­ся квер­ху подуш­ки (ἐχῖ­νος) шли три выдаю­щи­е­ся коль­ца, веро­ят­но, для того, чтобы дож­де­вые кап­ли не сте­ка­ли вниз по колонне. На подуш­ке лежа­ла четы­рех­уголь­ная, обте­сан­ная в четы­ре гра­ни пли­та, назы­вав­ша­я­ся ἄβαξ, aba­cus, послед­няя часть, посред­ст­ву­ю­щая меж­ду под­пи­раю­щей и устрем­ля­ю­щей­ся вверх колон­ной и гори­зон­таль­ной верх­ней частью зда­ния. Непо­сред­ст­вен­но на аба­ке поко­ил­ся архит­рав (ἐπισ­τύ­λιον), глад­кая камен­ная пере­кла­ди­на, про­сти­раю­ща­я­ся от одной колон­ны до дру­гой. На ней лежа­ли, выда­ва­ясь впе­ред, кон­ца­ми, попе­ре­ч­ные бал­ки, одна упи­ра­ясь на колон­ну, дру­гая посреди двух колонн; каж­дый такой конец был обшит пли­той, име­ю­щей два целых вдаю­щих­ся желоб­ка в середине и по одно­му полу­же­лоб­ку по бокам (τρίγ­λυ­φοι). Про­ме­жут­ки меж­ду три­гли­фа­ми (мето­пы, με­τόπαι) ско­ро ста­ли укра­шать­ся и с внут­рен­ней сто­ро­ны пли­та­ми с рельеф­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми (ζω­φόρος, фриз). Над попе­ре­ч­ны­ми бал­ка­ми кры­ши (т. е. три­гли­фа­ми и мето­па­ми), нако­нец, лежа­ла зна­чи­тель­но высту­паю­щая впе­ред про­доль­ная бал­ка, укра­шен­ная сни­зу, в рав­ных рас­сто­я­ни­ях, малень­ки­ми зуб­чи­ка­ми или гвоздя­ны­ми шляп­ка­ми (στα­γόνες); по шести таких зуб­чи­ков нахо­ди­лось и под каж­дым три­гли­фом.

Ионий­ский стиль отли­ча­ет­ся от дорий­ско­го не столь­ко постро­е­ни­ем, сколь­ко орна­мен­та­ми. Меж­ду тем как дорий­ский стиль, пора­жая совер­шен­ст­вом кра­соты сво­их про­пор­ций, про­из­во­дит, сверх того, и впе­чат­ле­ние про­стоты, силы и твер­до осно­ван­но­го вели­чия, — ионий­ский более при­вле­ка­ет взо­ры строй­ной лег­ко­стью и неж­ной пре­ле­стью сво­их форм. Ионий­ские колон­ны срав­ни­тель­но выше (в 8½—9½ ниж­них диа­мет­ров), рас­став­ле­ны на боль­шем рас­сто­я­нии одна от дру­гой и менее утол­ща­ют­ся в середине. Они уже пото­му выше, что сто­ят на базах, кото­рые обра­зу­ют кни­зу при­ят­ный пере­ход от пер­пен­ди­ку­ляр­ной линии к гори­зон­таль­ной линии под­строй­ки (sug­ges­tus). База быва­ет или атти­че­ская: на четы­рех­уголь­ной пли­те (πλίν­θος) лежат одна σπεί­ρα, один τό­ρος, или τρό­χιλος и опять одна σπεὶρα; или ионий­ская: четы­рех­уголь­ный πλίν­θος, два τρό­χιλοι и одна σπεί­ρα, кото­рые квер­ху несколь­ко сужи­ва­ют­ся. Вдоль колон­ны про­веде­ны 24 кан­не­лю­ры, более глу­бо­кие и узкие, чем у дорий­ских колонн, отде­лен­ные уже не ост­ры­ми гра­ня­ми, а узки­ми полос­ка­ми (στρί­γες, sca­mil­li). Ὑποτ­ρα­χήλιον пре­об­ра­зо­вал­ся в ἀνθέ­μιον и укра­ша­ет­ся вме­сто кан­не­люр 5 листья­ми выпук­лой работы. На нем лежит очень неболь­шой, укра­шен­ный так назы­вае­мым жем­чуж­ным коль­цом (ἀστρά­γαλος) выпук­лой работы эхин; над послед­ним же ино­гда еще неболь­шая σπεί­ρα. Над этим нахо­дит­ся четы­рех­уголь­ная подуш­ка (κριοί, vo­lu­tae), спе­ре­ди и сза­ди кото­рой про­хо­дит рядом мно­же­ство неболь­ших линий или кана­лов, кото­рые, свер­ты­ва­ясь в рого­об­раз­ные завит­ки (ἕλι­κες), при сво­ем соеди­не­нии обра­зу­ют неболь­шие круг­лые выпук­ло­сти (ὀφθαλ­μοί). С боков эта подуш­ка пред­став­ля­ет суще­ст­вен­но раз­лич­ный вид. На завит­ках лежит еще малень­кий четы­рех­уголь­ный абак, укра­шен­ный жем­чуж­ны­ми коль­ца­ми. Архит­рав состо­ит из 3 несколь­ко выдаю­щих­ся одна над дру­гой гори­зон­таль­ных балок (fas­ciae, ται­νίαι). Кон­цы поко­я­щих­ся на архит­ра­ве попе­ре­ч­ных балок обло­же­ны одним сплош­ным фри­зом (ζω­φόρος) с рельеф­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми людей или живот­ных.

У коринф­ской колон­ны база и стер­жень такие же, как у ионий­ской; зато ἀνθέ­μιον охва­ты­ва­ет всю капи­тель, он име­ет вид цве­точ­ной чашеч­ки (κά­λαθος), состо­я­щей из 2 рядов листьев акан­фа (по 8 листьев в каж­дом), пере­ме­шан­ных с дру­ги­ми укра­ше­ни­я­ми; из них вырас­та­ют 4 квер­ху завер­ну­тых напо­до­бие завит­ков стеб­ля (καυ­λοί) с мень­ши­ми листья­ми. На этом поко­ит­ся неболь­шой рас­ши­ря­ю­щий­ся квер­ху абак, а затем ионий­ский архит­рав. Эта коринф­ская капи­тель изо­бре­те­на, по свиде­тель­ству Вит­ру­вия (4, 1, 9), ок. 415 г. до Р. Х. архи­тек­то­ром и скуль­п­то­ром Кал­ли­ма­хом афин­ским, кото­рый сла­вил­ся сво­ей тон­ко­стью и сво­им изя­ще­ст­вом в дета­лях; она была, кажет­ся, впер­вые при­ме­не­на при построй­ке хра­ма Алей­ской Афи­ны в Тегее в 395 г. до Р. Х.; там имен­но меж­ду дорий­ской и ионий­ской колон­на­да­ми нахо­дил­ся еще тре­тий ряд колонн коринф­ских.

Гре­че­ские колон­ны име­ют, в сущ­но­сти, насто­я­щее зна­че­ние и при­ме­не­ние в архи­тек­ту­ре един­ст­вен­но как под­по­ра кры­ши. Они смяг­ча­ют, глав­ным обра­зом, сво­ей капи­те­лью, пере­ход вер­ти­каль­ной, устрем­ля­ю­щей­ся вверх и под­пи­раю­щей линии в про­доль­ную гори­зон­таль­ную, кото­рая вели­ча­во лежит на всем зда­нии гре­че­ско­го хра­ма, имея гос­под­ст­ву­ю­щее зна­че­ние. Со всех сто­рон они обна­ру­жи­ва­ют пол­ней­шую сораз­мер­ность про­пор­ций. Спо­кой­ное вели­чие и все­устро­я­ю­щее могу­ще­ство богов, кото­рые сами живут в хра­ме, скры­ва­ясь в таин­ст­вен­ном мра­ке от все­го мир­ско­го, пла­сти­че­ски выра­же­но в этой фор­ме, чуж­дой все­го фан­та­сти­че­ско­го, зато пле­ня­ю­щей про­стой, но вну­ши­тель­ной кра­сотой.

Но мало-пома­лу колон­ны ста­ли осо­бым укра­ше­ни­ем вся­ко­го рода вели­ко­леп­ных зда­ний, пре­иму­ще­ст­вен­но пор­ти­ков (στοά) и бази­лик. Такое же зна­че­ние име­ли и полу­ко­лон­ны, и кари­а­ти­ды (пред­став­ля­ю­щие, напр. в Ере­хфее, высе­чен­ных из мра­мо­ра девиц с кор­зи­на­ми на голо­вах, см. рис. к сл. Κα­νηφό­ροι). Впо­след­ст­вии воз­дви­га­лись часто и отдель­ные колон­ны, ино­гда зна­чи­тель­ных раз­ме­ров, в виде памят­ни­ков в честь зна­ме­ни­тых мужей.

Рим­ляне не изо­бре­ли ника­ко­го ново­го сти­ля и поль­зо­ва­лись при построй­ках по боль­шей части коринф­ским сти­лем. Так назы­вае­мая рим­ская, или слож­ная (com­po­si­ta) колон­на — не что иное, как разу­кра­шен­ное видо­из­ме­не­ние коринф­ской; капи­тель ее состав­ле­на из капи­те­лей коринф­ской и ионий­ской колонн вме­сте. Тос­кан­ская, или етрус­ская колон­на с про­стой базой и такой же капи­те­лью отли­ча­лась более тол­стым, срав­ни­тель­но с высотой, стерж­нем; под­дер­жи­вая не камен­ный, а дере­вян­ный архит­рав, допус­ка­ла гораздо боль­шие про­ме­жут­ки; вооб­ще же она отли­ча­лась про­стотой и силой, вслед­ст­вие чего и назы­ва­лась так­же rus­ti­ca.

Из отдель­ных колонн в Риме в осо­бен­но­сти извест­ны нам сле­дую­щие: a) колон­на Анто­ни­на, воз­двиг­ну­тая сена­том, из гра­ни­та; най­де­на в 1704 г.; b) колон­на Мар­ка Авре­лия, из бело­го мра­мо­ра, поправ­лен­ная папой Сикс­том V и посвя­щен­ная Апо­сто­лу Пав­лу; c) колон­на Тра­я­на, кра­си­вей­шая из всех и сто­я­щая до сих пор на сво­ем месте, состо­ит из 34 кус­ков бело­го мра­мо­ра, выши­ной с поста­мен­том (στυ­λοβά­της) в 117 футов, внут­ри пустая и снаб­жен­ная витой лест­ни­цей в 184 сту­пе­ни. Сна­ру­жи укра­шаю­щие ее релье­фы пред­став­ля­ют 2500 чело­ве­че­ских фигур из дак­ско­го похо­да; d) колон­на Цеза­ря с над­пи­сью «Pa­ren­ti pat­riae» на фору­ме, выши­ной в 20 футов из нуми­дий­ско­го мра­мо­ра; после смер­ти Цеза­ря она была раз­ру­ше­на Дола­бел­лой; e) Co­lum­na Mae­nia, мас­сив­ная колон­на, под­дер­жи­вав­шая бал­кон перед домом ее стро­и­те­ля Мения, где суди­ли рабов, воров и долж­ни­ков, вслед­ст­вие чего тако­го рода пре­ступ­ни­ки назы­ва­лись co­lum­na­rii; f) rostra­ta, с извест­ны­ми носа­ми кораб­лей Дуи­лия; g) bel­li­ca, перед хра­мом Бел­ло­ны у Кар­мен­таль­ских ворот, где кон­сул обык­но­вен­но про­из­но­сил объ­яв­ле­ние вой­ны враж­деб­ным наро­дам. Отдель­ные колон­ны (co­lum­nae или pi­lae) сто­я­ли в Риме так­же перед поме­щав­ши­ми­ся в пор­ти­ках книж­ны­ми лав­ка­ми (ta­ber­nae) с выве­шен­ным спис­ком вновь появив­ших­ся сочи­не­ний. Hor. Sat. 1, 4, 71.

Так­же и горы или ска­лы, осо­бен­но выдаю­щи­е­ся мысы назы­ва­лись в пере­нос­ном смыс­ле стол­ба­ми, напр., мыс Cal­pe и гора Aby­la, обра­зу­ю­щие нынеш­ний Гибрал­тар­ский про­лив, назы­ва­лись Гер­ку­ле­со­вы­ми стол­ба­ми, а край­няя юго-запад­ная око­неч­ность Ита­лии — co­lum­na Rhe­gia.

См. также:
КОЛОННА (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 310—312.
См. по теме: ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • КИНОСАРГ • Святилище Юпитера Хранителя •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Паллады Минервы на Проходном форуме.
85—97 гг.
Рим, Форум Нервы.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Европа верхом на быке.
Фреска из Помпей (Дом Роковой любви, IX, 5, 18).
I в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXX.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Ахилл на Скиросе.
62—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXII.
4. МОЗАИКА. Греция.
Первое купание Ахилла.
Кипр. Вилла Тесея.
V в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтон храма Юпитера Капитолийского. Утраченная часть рельефа «Жертвоприношение перед храмом Юпитера Капитолийского».
Графика Пьера Жака (1576 г.).
6. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир. Деталь: Аид и Персефона во дворце с Орфеем и другими обитателями Загробного мира.
Краснофигурный кратер с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира.
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг супружеской пары с Диоскурами (фронтальная панель).
Мрамор.
II в. н. э.
Флоренция, Музей кафедрального собора.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Европа верхом на быке.
Фреска из Помпей (Дом Роковой любви, IX, 5, 18, g).
I в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXX.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Похищение Европы.
Фреска из Помпей (Дом Ясона, IX, 5, 18, oecus g).
I в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXX.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробный памятник Гая Корнелия Филокала.
Середина I — III в. н. э.
Остия, Археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Филипп I Араб
Рим, 248 г.
АВЕРС: IMP. M. IVL. PHILIPPVS AVG. — драпированный бюст Филиппа I в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: MILIARIVM SAECVLVM — невысокая колонна с надписью COS. III в две линии.
В поле слева и справа: S. C.
2. Сестерций, медь
Филипп I Араб
Рим, 248 г.
АВЕРС: IMP. M. IVL. PHILIPPVS AVG. — драпированный бюст Филиппа I в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: SAECVLARES AVGG. — невысокая колонна с надписью COS. III в две линии.
В поле слева и справа: S. C.
3. Сестерций, медь
Септимий Север
Рим, 193—196 гг.
АВЕРС: IVLIA DOMNA AVG. — драпированный бюст Юлии Домны с непокрытой головой вправо; волосы искусно уложены волнами, почти вертикально, с гребнями и собраны на затылке в большой узел (четыре гребня).
РЕВЕРС: VENERI VICTR. — Венера, обнаженная до бедер, видимая сзади, стоит, повернув голову вправо, отведя назад правую ногу и облокотившись левой рукой на колонну, держит яблоко в протянутой правой руке и пальмовую ветвь на плече — в левой.
В поле, слева и справа: S. C.
4. Денарий, серебро
Август
Рим, 29 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Августа (в образе Аполлона?) (RIC: голова Аполлона) в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Ростральная колонна, украшенная по бокам корабельными носами и на фронтальной стороне двумя якорями, увенчанная статуей Октавиана, обнаженного, за исключением плаща, держащего копье в правой руке и паразоний в левой.
В поле, слева и справа: IMP. CAESAR.
5. Аурей, золото
Веспасиан
Рим, 73 г.
АВЕРС: IMP. CAES. VESP. AVG. CEN. (Император Цезарь Веспасиан Август Цензор) — голова Веспасиана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: VESTA — круглый храм с четырьмя колоннами на подиуме из четырех ступеней; крыша, которая опирается на двойной fastigium, разделена на секции горизонтальными и поперечными дугами, круглая крыша украшена наверху; между двух центральных колонн статуя Весты (?) стоит влево на невысоком пьедестале и держит вертикально скипетр в левой руке, простирая правую руку; слева и справа от храма стоят статуи на невысоких постаментах — богиня (?) слева держит кошелек в поднятой правой руке; богиня справа держит патеру (?) в правой руке и вертикально длинный скипетр в левой руке.
6. Аурей, золото
Гай Вибий Вар
Рим, 42 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона (MRR: голова Венеры) в лавровом венке вправо; волосы собраны в узел, два локона спадают вниз по шее. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Полуобнаженная Венера стоит, отвернувшись влево, и смотрится в зеркало, которое держит в левой руке; справа колонна; слева C VIBIVS вверх; справа VARVS вверх. Кайма из точек.
7. Антониниан, посеребренная медь
Клавдий II Готский
Рим, 268—270 гг.
АВЕРС: IMP. C. CLAVDIVS AVG. — драпированный бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: PROVIDENT. AVG. — Провиденция стоит в фас, ноги скрещены, опирается на колонну, держит рог изобилия в левой руке и скипетр — в правой, у ног — глобус.
8. Сестерций, медь
Адриан
Рим, 134—138 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVG. COS. III P. P. — драпированный бюст Адриана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: AEGYPTOS — персонификация Египта полулежит влево, облокотившись на корзину с зерном, на колонне возле ног сидит ибис.
9. Денарий, серебро
Домициан
Рим, 88 г.
АВЕРС: IMP. CAES. DOMIT. AVG. GERM. P. M. TR. P. VIII — голова Домициана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: LVD. / SAEC. / FEC. — в три линии на памятнике или колонне (cippus).
COS. XIII — по обе стороны.
Все внутри венка.
10. Антониниан, медь
Карин
Тицин, III мастерская, 283—285 гг.
АВЕРС: IMP. CARINVS P. F. AVG. — драпированный бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: FELICIT. PVBLICA — Фелицитас (Счастье) стоит во фронт, голова влево, ноги скрещены, опирается на колонну под левой рукой, в правой руке кадуцей.
В обрезе: TXXI
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА