Словарь античности

КОЛОННА, опор­ный эле­мент кар­ни­за цилин­дри­че­ской фор­мы, сде­лан­ный из кам­ня, дере­ва или дру­го­го мате­ри­а­ла. Колон­ной мог слу­жить ствол дере­ва (кри­то-микен­ская куль­ту­ра) или сте­бель лото­са, папи­ру­са, паль­мы (Еги­пет). Колон­на может быть частью зда­ния или сто­ять отдель­но. Колон­ны быва­ют моно­лит­ны­ми (храм Апол­ло­на в Корин­фе) либо их соби­ра­ют из несколь­ких частей (бара­ба­нов), постав­лен­ных друг на дру­га, сужаю­щих­ся квер­ху; ствол мог быть глад­ким (храм Афи­ны в Пер­га­ме), укра­шен­ным кан­не­лю­ра­ми (вер­ти­каль­ны­ми желоб­ка­ми) или спи­рале­вид­ны­ми канав­ка­ми, а так­же фри­зооб­раз­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми (Тра­я­на, Мар­ка Авре­лия), орна­мен­том в виде роз. Кро­ме того, колон­ны про­фи­ли­ру­ют шту­ка­тур­кой (храм у мяс­но­го рын­ка в Риме). Ниж­ний бара­бан колон­ны может быть укра­шен фигу­ра­ми (Co­lum­na Cae­la­ta в ста­ром хра­ме Арте­ми­ды в Эфе­се). Фигу­ра, заме­ня­ю­щая колон­ну, назы­ва­ет­ся кари­а­ти­дой. Колон­ны исполь­зо­ва­лись как пьеде­ста­лы для ста­туй (Ника Пэо­ния) и как дорож­ные ука­за­те­ли. Сар­ко­фа­ги, укра­шен­ные деко­ра­тив­ны­ми колон­на­ми, назы­ва­ют колон­ны­ми сар­ко­фа­га­ми.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. также:
КОЛОННА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
См. по теме: Aedes, Aedicula, Templum, Delubrum, Fanum, Sacellum, Sacrarium, Curia, Lucus • ДИПТЕР • АМФИПРОСТИЛЬ • АНТЕФИКСЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 217 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Вид на Парфенон через Пропилеи.
447—438 гг. до н. э.
Афины.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцены мифа о Медее. Фронтальная панель саркофага, деталь: Креуса.
Греческий мрамор. Сер. II в.
Инв. № Sk 843 b.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцены мифа о Медее. Фронтальная панель саркофага, левая часть.
Греческий мрамор. Сер. II в.
Инв. № Sk 843 b.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Великая Греция.
Скачки на бигах. Фреска на внутренней стороне стенки саркофага из луканской гробницы.
370—360 гг. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Талия.
Фреска из Стабий, вилла Сан-Марко, помещение 1.
Инв № 62523.
Кастелламмаре-ди-Стабия, Стабианский антикварий.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцены мифа о Медее. Фронтальная панель саркофага (панорама).
Греческий мрамор. Сер. II в.
Инв. № Sk 843 b.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Великая Греция.
Кулачный бой и поединок. Фреска на внутренней стороне стенки саркофага из луканской гробницы.
370—360 гг. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробная стела с портретными бюстами и сценой кораблестроения («Стела Лонгидиена»). Средний регистр.
Истрийский известняк. 1-я пол. I в. н. э. (музейная датировка).
Инв. № 7.
Равенна, Национальный музей, Первый клуатр.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробная стела с портретными бюстами и сценой кораблестроения («Стела Лонгидиена»).
Истрийский известняк. 1-я пол. I в. н. э. (музейная датировка).
Инв. № 7.
Равенна, Национальный музей, Первый клуатр.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробная стела с портретными бюстами и сценой кораблестроения («Стела Лонгидиена»). Нижний регистр.
Истрийский известняк. 1-я пол. I в. н. э. (музейная датировка).
Инв. № 7.
Равенна, Национальный музей, Первый клуатр.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 29 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Веспасиан
Рим, 73 г.
АВЕРС: IMP. CAES. VESP. AVG. CEN. (Император Цезарь Веспасиан Август Цензор) — голова Веспасиана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: VESTA — круглый храм с четырьмя колоннами на подиуме из четырех ступеней; крыша, которая опирается на двойной fastigium, разделена на секции горизонтальными и поперечными дугами, круглая крыша украшена наверху; между двух центральных колонн статуя Весты (?) стоит влево на невысоком пьедестале и держит вертикально скипетр в левой руке, простирая правую руку; слева и справа от храма стоят статуи на невысоких постаментах — богиня (?) слева держит кошелек в поднятой правой руке; богиня справа держит патеру (?) в правой руке и вертикально длинный скипетр в левой руке.
2. Аурей, золото
Рим, 42 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона (MRR: голова Венеры) в лавровом венке вправо; волосы собраны в узел, два локона спадают вниз по шее. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Полуобнажённая Венера стоит, отвернувшись влево, и смотрится в зеркало, которое держит в левой руке; справа колонна; слева C VIBIVS вверх; справа VARVS вверх. Кайма из точек.
3. Антониниан, посеребренная медь
Клавдий II Готский
Рим, 268—270 гг.
АВЕРС: IMP. C. CLAVDIVS AVG. — драпированный бюст императора в лучевой короне и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: PROVIDENT. AVG. — Провиденция стоит в фас, ноги скрещены, опирается на колонну, держит рог изобилия в левой руке и скипетр — в правой, у ног — глобус.
4. Сестерций, медь
Адриан
Рим, 134—138 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVG. COS. III P. P. — драпированный бюст Адриана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: AEGYPTOS — персонификация Египта полулежит влево, облокотившись на корзину с зерном, на колонне возле ног сидит ибис.
5. Денарий, серебро
Домициан
Рим, 88 г.
АВЕРС: IMP. CAES. DOMIT. AVG. GERM. P. M. TR. P. VIII — голова Домициана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: LVD. / SAEC. / FEC. — в три линии на памятнике или колонне (cippus).
COS. XIII — по обе стороны.
Всё внутри венка.
6. Сестерций, медь
Август
Лугдунум, 9—14 гг.
АВЕРС: CAESAR AVGVSTVS DIVI F. PATER PATRIAE — голова Августа, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: Алтарь «Ромы и Августа» в Лугдунуме, изображенный в виде прямоугольной плиты, украшенной на фронте венком, справа и слева от венка — вертикально по ветви, справа и слева от ветвей — непонятные предметы; на алтаре, в центре и по сторонам — ряд неопределенных предметов; по обе стороны от алтаря на колоннах стоят Виктории, повернутые друг к другу, держащие по венку и пальмовой ветви.
В обрезе: ROM. ET AVG.
7. Тетрадрахма, серебро
Селевк III Сотер (Керавн)
Антиохия, 226—223 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Селевка III в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥАполлон Дельфийский стоит влево, облокотившись на колонну, в правой руке он держит лук; слева от него — монограмма ΞΥ, справа — изображение перевёрнутой буквы Ω над Ρ.
8. Аурей, золото
Тит
Рим, 73 г.
АВЕРС: T. CAESAR IMP. VESP. CEN. — голова Тита в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: PAX AVG. — Пакс (Мир), в драпировке, стоит влево, держит кадуцей в вытянутой правой руке над кошельком (follis), который лежит на треножнике слева; в левой руке держит ветвь, облокотившись левой рукой на украшенную венком колонну.
9. Антониниан, медь
Карин
Тицин, III мастерская, 283—285 гг.
АВЕРС: IMP. CARINVS P. F. AVG. — драпированный бюст императора в лучевой короне и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: FELICIT. PVBLICA — Фелицитас (Счастье) стоит во фронт, голова влево, ноги скрещены, опирается на колонну под левой рукой, в правой руке кадуцей.
В обрезе: TXXI
10. Аурей, золото
Веспасиан
Лугдунум, 73 г.
АВЕРС: IMP. CAESAR VESPASIANVS AVG. — голова Веспасиана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: VESTA — круглый храм с четырьмя колоннами на подиуме из четырех ступеней; крыша, которая опирается на двойной fastigium, разделена на секции горизонтальными и поперечными дугами, круглая крыша украшена наверху; между двух центральных колонн статуя Весты (?) стоит влево на невысоком пьедестале и держит вертикально скипетр в левой руке, простирая правую руку; слева и справа от храма стоят статуи на невысоких постаментах — статуя слева держит вертикально скипетр в правой руке, оперев левую руку в бок; статуя справа — обнаженная мужская фигура — держит вертикально длинный скипетр в левой руке.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА