Словарь античности

КОЛОННА, опор­ный эле­мент кар­ни­за цилин­дри­че­ской фор­мы, сде­лан­ный из кам­ня, дере­ва или дру­го­го мате­ри­а­ла. Колон­ной мог слу­жить ствол дере­ва (кри­то-микен­ская куль­ту­ра) или сте­бель лото­са, папи­ру­са, паль­мы (Еги­пет). Колон­на может быть частью зда­ния или сто­ять отдель­но. Колон­ны быва­ют моно­лит­ны­ми (храм Апол­ло­на в Корин­фе) либо их соби­ра­ют из несколь­ких частей (бара­ба­нов), постав­лен­ных друг на дру­га, сужаю­щих­ся квер­ху; ствол мог быть глад­ким (храм Афи­ны в Пер­га­ме), укра­шен­ным кан­не­лю­ра­ми (вер­ти­каль­ны­ми желоб­ка­ми) или спи­рале­вид­ны­ми канав­ка­ми, а так­же фри­зооб­раз­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми (Тра­я­на, Мар­ка Авре­лия), орна­мен­том в виде роз. Кро­ме того, колон­ны про­фи­ли­ру­ют шту­ка­тур­кой (храм у мяс­но­го рын­ка в Риме). Ниж­ний бара­бан колон­ны может быть укра­шен фигу­ра­ми (Co­lum­na Cae­la­ta в ста­ром хра­ме Арте­ми­ды в Эфе­се). Фигу­ра, заме­ня­ю­щая колон­ну, назы­ва­ет­ся кари­а­ти­дой. Колон­ны исполь­зо­ва­лись как пьеде­ста­лы для ста­туй (Ника Пэо­ния) и как дорож­ные ука­за­те­ли. Сар­ко­фа­ги, укра­шен­ные деко­ра­тив­ны­ми колон­на­ми, назы­ва­ют колон­ны­ми сар­ко­фа­га­ми.

См. также:
КОЛОННА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: Aedes, Aedicula, Templum, Delubrum, Fanum, Sacellum, Sacrarium, Curia, Lucus • ДИПТЕР • АМФИПРОСТИЛЬ • АНТЕФИКСЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтон храма Юпитера Капитолийского. Утраченная часть рельефа «Жертвоприношение перед храмом Юпитера Капитолийского».
Графика Пьера Жака (1576 г.).
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф, изображающий принесение священных обетов перед храмом Юпитера Капитолийского.
Рисунок XVI в. (Codex Vaticanus Latinus 3439, f. 83).
Париж, Лувр.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Жертвоприношение Ифигении.
Фреска из Помпей (Дом Трагического поэта).
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXVIII.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Римский Форум. Реконструкция XIX в.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
Художник Бекетти. 1893 г.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Участок Священной дороги (Via Sacra) перед входом в церковь святых Космы и Дамиана (античного храма Юпитера Статора/Божественного Ромула).
Кристофер Вильгельм Экерсберг (1783—1853).
Ок. 1814—1815 г.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
6. МОЗАИКА. Рим.
Академия Платона.
Мозаика из Помпей (Вилла Т. Симиния Стефана).
II стиль. Начало I в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LIX.
7. АРХИТЕКТУРА. Северная Африка.
Баптистерий базилики Святого Виталиса.
VI в.
Суфетула (совр. Сбейтла в Тунисе).
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцены мифа о Медее. Фронтальная панель саркофага.
Греческий мрамор. Сер. II в.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Антонин Пий и Фаустина на крыльях Гения смерти. Фрагмент рельефа на лицевой стороне постамента колонны Антонина Пия.
Белый италийский мрамор.
161 г.
Рим, Ватиканские музеи, Двор доспехов.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Септимия Севера.
Левая панель со стороны Капитолия.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Филипп I Араб
Рим, 248 г.
АВЕРС: IMP. M. IVL. PHILIPPVS AVG. — драпированный бюст Филиппа I в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: SAECVLARES AVGG. — невысокая колонна с надписью COS. III в две линии.
В поле слева и справа: S. C.
2. Сестерций, медь
Филипп I Араб
Рим, 248 г.
АВЕРС: IMP. M. IVL. PHILIPPVS AVG. — драпированный бюст Филиппа I в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: MILIARIVM SAECVLVM — невысокая колонна с надписью COS. III в две линии.
В поле слева и справа: S. C.
3. Сестерций, медь
Септимий Север
Рим, 193—196 гг.
АВЕРС: IVLIA DOMNA AVG. — драпированный бюст Юлии Домны с непокрытой головой вправо; волосы искусно уложены волнами, почти вертикально, с гребнями и собраны на затылке в большой узел (четыре гребня).
РЕВЕРС: VENERI VICTR. — Венера, обнаженная до бедер, видимая сзади, стоит, повернув голову вправо, отведя назад правую ногу и облокотившись левой рукой на колонну, держит яблоко в протянутой правой руке и пальмовую ветвь на плече — в левой.
В поле, слева и справа: S. C.
4. Денарий, серебро
Август
Рим, 29 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Августа (в образе Аполлона?) (RIC: голова Аполлона) в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Ростральная колонна, украшенная по бокам корабельными носами и на фронтальной стороне двумя якорями, увенчанная статуей Октавиана, обнаженного, за исключением плаща, держащего копье в правой руке и паразоний в левой.
В поле, слева и справа: IMP. CAESAR.
5. Аурей, золото
Веспасиан
Рим, 73 г.
АВЕРС: IMP. CAES. VESP. AVG. CEN. (Император Цезарь Веспасиан Август Цензор) — голова Веспасиана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: VESTA — круглый храм с четырьмя колоннами на подиуме из четырех ступеней; крыша, которая опирается на двойной fastigium, разделена на секции горизонтальными и поперечными дугами, круглая крыша украшена наверху; между двух центральных колонн статуя Весты (?) стоит влево на невысоком пьедестале и держит вертикально скипетр в левой руке, простирая правую руку; слева и справа от храма стоят статуи на невысоких постаментах — богиня (?) слева держит кошелек в поднятой правой руке; богиня справа держит патеру (?) в правой руке и вертикально длинный скипетр в левой руке.
6. Аурей, золото
Гай Вибий Вар
Рим, 42 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона (MRR: голова Венеры) в лавровом венке вправо; волосы собраны в узел, два локона спадают вниз по шее. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Полуобнаженная Венера стоит, отвернувшись влево, и смотрится в зеркало, которое держит в левой руке; справа колонна; слева C VIBIVS вверх; справа VARVS вверх. Кайма из точек.
7. Антониниан, посеребренная медь
Клавдий II Готский
Рим, 268—270 гг.
АВЕРС: IMP. C. CLAVDIVS AVG. — драпированный бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: PROVIDENT. AVG. — Провиденция стоит в фас, ноги скрещены, опирается на колонну, держит рог изобилия в левой руке и скипетр — в правой, у ног — глобус.
8. Сестерций, медь
Адриан
Рим, 134—138 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVG. COS. III P. P. — драпированный бюст Адриана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: AEGYPTOS — персонификация Египта полулежит влево, облокотившись на корзину с зерном, на колонне возле ног сидит ибис.
9. Денарий, серебро
Домициан
Рим, 88 г.
АВЕРС: IMP. CAES. DOMIT. AVG. GERM. P. M. TR. P. VIII — голова Домициана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: LVD. / SAEC. / FEC. — в три линии на памятнике или колонне (cippus).
COS. XIII — по обе стороны.
Все внутри венка.
10. Антониниан, медь
Карин
Тицин, III мастерская, 283—285 гг.
АВЕРС: IMP. CARINVS P. F. AVG. — драпированный бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: FELICIT. PVBLICA — Фелицитас (Счастье) стоит во фронт, голова влево, ноги скрещены, опирается на колонну под левой рукой, в правой руке кадуцей.
В обрезе: TXXI
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА