Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

КРИТ

[1] Cre­ta, Κρή­τη, у гре­ков еще ныне Кри­ти, по-турец­ки Кирид или Кан­диа, самый боль­шой гре­че­ский ост­ров, к югу от Киклад­ских ост­ро­вов, про­сти­ра­ет­ся с запа­да на восток в дли­ну на 35 миль, а шири­на меня­ет­ся от 7 до 2 миль; поверх­ность его рав­ня­ет­ся 190 кв. милям.

Высо­кая гор­ная цепь, раз­би­тая на 4 части, про­хо­дит через ост­ров с восто­ка на запад. Про­ме­жут­ки слу­жат путя­ми сооб­ще­ния меж­ду севе­ром и югом, так что ост­ров самой при­ро­дой делит­ся на сред­ний, запад­ный и восточ­ный Крит. На запа­де нахо­дят­ся Белые горы (τὰ λευ­κὰ ὄρη), выши­ною в 7000ʹ, н. Mon­ti Lev­ki или Ma­da­ras, перед кото­ры­ми к севе­ру лежит гора Бере­кинф и, кро­ме того, отро­ги и мысы: Корик (н. Ca­po Gra­bu­sa), Титир или Дик­тин­ней (Δικ­τύν­ναιον) с Пса­ком (Ψά­κον, н. C. Spa­da), с хра­мом Арте­ми­ды-Дик­тин­ны или Βρι­τόμαρ­τις, кото­рая в этом месте кину­лась в море, чтобы спа­стись от объ­я­тий Миноя; далее, мысы Киа­мон и Дре­пан (Κυαμών и Δρέ­πανον).

В середине воз­вы­ша­ет­ся глав­ная вер­ши­на ост­ро­ва Ἴδη или Ἰδαῖον, н. Psi­lo­ri­tis, выши­ною в 7200ʹ, обык­но­вен­но покры­тая сне­гом; перед нею к севе­ру мыс Дион (н. Dia) и к севе­ро-запа­ду гор­ный кряж Кин­дрий или Кедрий (Κίνδριος). На восто­ке нахо­дит­ся гора Δίκ­τη (н. La­si­thi), про­сла­вив­ша­я­ся покло­не­ни­ем Зев­су; она окан­чи­ва­ет­ся к севе­ру мысом Само­ни­ем (Σα­μώνιον или Σαλ­μώ­νιον, н. C. Si­de­ro). На южном бере­гу нахо­дят­ся с восто­ка на запад сле­дую­щие мысы: Ампе­лос, Ери­фрей (н. Guthe­ru), Лис­сен, Мата­ла (н. Pon­ta Ma­ta­la), Пси­хий, Гер­мея (н. Pla­ka), Криу Мето­пон (н. Крио), состав­ля­ю­щий юго-запад­ную око­неч­ность.

[2] Оро­ша­ет­ся ост­ров мно­го­чис­лен­ны­ми, но незна­чи­тель­ны­ми ручья­ми. В севе­ро-восточ­ной части, начи­ная с запа­да, Иар­дан (н. Pla­ta­nios), к запа­ду от Кидо­ни; Оакс (н. My­lo­po­ta­mos), теку­щий из Иды; Амнис или Кай­рат в обла­сти г. Кнос­са. В южной части, начи­ная с восто­ка: Катарракт (н. Ana­po­dia­ris), Лефей (н. Mit­rio­po­li­po­ta­mos), с реч­кой Електрой в обла­сти горо­да Гор­ти­на.

Кли­мат ост­ро­ва вслед­ст­вие соеди­не­ния гор­но­го и мор­ско­го возду­ха пре­вос­хо­ден и здо­ров и был еще Гип­по­кра­том реко­мен­ду­ем для боль­ных. Вет­ры охлаж­да­ют лет­нюю жару. Рав­ни­ны обиль­ны и ныне (а преж­де еще были обиль­нее) апель­си­на­ми, олив­ка­ми, хле­бом и хлоп­чат­кой. В изоби­лии нахо­дят­ся так­же дере­вья вся­ко­го рода: пла­та­ны, клен, ель, дуб, кипа­рис, на юге даже фини­ко­вые паль­мы; из рас­те­ний — осо­бен­но целеб­ные (напр., диптам, ori­ga­num dic­tam­nus); затем из про­дук­тов: мед, желе­зо, пес­ча­ник; но мела нет (ср. лат. cre­ta). Пло­до­род­нее все­го мест­ность око­ло Гор­ти­на, кото­рая по пре­иму­ще­ству назы­ва­лась πε­δίον.

Насе­ле­ние было весь­ма сме­шан­ное. К древ­ней­шим оби­та­те­лям, частью симит­ско­го (пеласги­че­ско­го), частью фри­гий­ско-карий­ско­го про­ис­хож­де­ния, кото­рые и поз­же сохра­ни­лись под име­нем Κύ­δωνες на запа­де (Hom. Od. 3, 192. 19, 176) и Ἐτεόκ­ρη­τες (т. е. насто­я­щих кри­тян) на восто­ке, при­со­еди­ни­лись впо­след­ст­вии пре­иму­ще­ст­вен­но доряне, а так­же ахей­цы и эоляне. Общее назва­ние их было Κρῆ­τες, Cre­ten­ses. [3] Бла­го­да­ря сво­е­му удоб­но­му поло­же­нию меж­ду тре­мя частя­ми све­та и бла­го­при­ят­но­му очер­та­нию сво­их бере­гов, Крит весь­ма ско­ро дол­жен был сде­лать­ся местом ожив­лен­ных сно­ше­ний; а боль­шее оби­лие гава­ней на север­ном бере­гу дало этой дея­тель­но­сти по пре­иму­ще­ству направ­ле­ние в сто­ро­ну Евро­пы. Отсюда объ­яс­ня­ет­ся так­же та важ­ная роль, кото­рую Крит игра­ет во всей гре­че­ской мифо­ло­гии; отсюда же и древ­ние ска­за­ния о его обшир­ной тор­гов­ле и гос­под­стве на море, о весь­ма ран­нем государ­ст­вен­ном устрой­стве его и о муд­рых зако­нах Миноя, Рада­ман­фия, Идо­ме­нея и Мери­о­на, доста­вив­ших ему назва­ние ост­ро­ва бла­жен­ных, νῆ­σος Μα­κάρων; нако­нец, ска­за­ние о необык­но­вен­ном мно­же­стве горо­дов на нем, так как уже Гомер назы­ва­ет его «сто­град­ным» ἑκα­τόμ­πο­λις (Il. 2, 649; в Od. 19, 174 упо­ми­на­ет­ся толь­ко о 90 горо­дах, так что назва­ние сто­град­но­го дано ему толь­ко ради круг­ло­го чис­ла). Раз­лич­ные само­сто­я­тель­ные рес­пуб­ли­ки, суще­ст­во­вав­шие на о. Кри­те, сохра­ни­ли свою сво­бо­ду вооб­ще до 67 г. до Р. Х., когда рим­ляне под началь­ст­вом Метел­ла Крит­ско­го поко­ри­ли ост­ров в нака­за­ние за то, что неко­то­рые горо­да при­ни­ма­ли уча­стие в мор­ском раз­бое, и соеди­ни­ли его с Кире­на­и­кой в одну про­вин­цию. С тех пор жите­ли его упа­ли не толь­ко в мате­ри­аль­ном, но и в нрав­ст­вен­ном отно­ше­нии и поль­зо­ва­лись дур­ной сла­вой как лже­цы и обман­щи­ки; τρία κάπ­πα κα­κά: кри­тяне, кап­па­до­кий­цы и кили­кий­цы или карий­цы; Κρῆ­τες ἀεί ψεῦσται, κα­κὰ θη­ρία, γασ­τέ­ρες ἀργαί.

[4] Горо­да в север­ной поло­вине ост­ро­ва, начи­ная с запа­да на восток, суть: Фала­сар­на с хра­мом Арте­ми­ды—Дик­тин­ны; Кисам на бере­гу меж­ду мыса­ми Кори­ком и Пса­ком, слу­жив­ший гава­нью для Пол­ирре­нии, само­го зна­чи­тель­но­го горо­да в севе­ро-запад­ной части ост­ро­ва, лежав­ше­го несколь­ко даль­ше от бере­га во внут­рен­но­сти стра­ны и насе­лен­но­го ахей­ца­ми и доря­на­ми; Пер­гам с моги­лою Ликур­га и даль­ше к восто­ку могу­ще­ст­вен­ная Кидо­ния (н. Кания), в соро­ка ста­ди­ях от Иар­да­на, по пре­да­нию осно­ван­ная Мино­ем и назван­ная по име­ни сына Апол­ло­но­ва (она назы­ва­ет­ся так­же Апол­ло­ни­ей), с пре­вос­ход­ной гава­нью, про­сла­вив­ша­я­ся сво­и­ми стрелка́ми и хра­мом Арте­ми­ды (Βρι­τόμαρ­τις). От это­го гоя рода полу­чи­ла свое назва­ние айва (ma­lum cy­do­nium). Hdt. 3, 44, 49. Меж­ду Кидо­ни­ей и Дре­па­ном: Апте­ра; далее во внутрь стра­ны Лап­па, взя­тая при­сту­пом Метел­лом; Амфи­м­ал­ла у зали­ва того же име­ни; Ритим­на (н. Re­ti­mo); к югу от него у подош­вы Иды Елев­фер­на (и ныне), взя­тая Метел­лом с помо­щью изме­ны, и гавань ее Пан­то­мат­рий; затем Оакс; Кносс (Κνωσ­σός или Κνω­σός, по-лат. Gnos­sus) с гава­ня­ми Герак­лей­ем и Амни­сом, рези­ден­ция Миноя, упо­ми­на­ет­ся уже Гоме­ром как весь­ма зна­чи­тель­ный город (Il. 2, 646; Od. 19, 175); в нем пока­зы­ва­ли памят­ник Зев­са, а так­же моги­лы Идо­ме­нея и Мери­о­на. [5] Вбли­зи его нахо­дил­ся бас­но­слов­ный Лаби­ринф, веро­ят­но, созда­ние фан­та­зии, так как уже в древ­но­сти нель­зя было най­ти ника­ких сле­дов от него. Diod. Sic. 1, 61. Plin. 36, 13, 90. Милет, упо­ми­нае­мый уже Гоме­ром (Il. 2, 847); Литт или Ликт, несколь­ко даль­ше от бере­га внут­ри стра­ны, самый зна­чи­тель­ный город на восто­ке, раз­ру­шен­ный жите­ля­ми горо­да Кнос­са в 220 г. до Р. Х., сла­вил­ся как город, вос­пи­ты­вав­ший наи­луч­ших граж­дан; Арка­дия; Миноя в самом узком месте ост­ро­ва; Олер, сла­вив­ший­ся дере­вян­ной ста­ту­ей Арте­ми­ды (Βρι­τόμαρ­τις), сде­лан­ной Деда­лом; Прайс (Πραῖσος); Иман на восточ­ном бере­гу.

В южной поло­вине ост­ро­ва, от восто­ка к запа­ду: Гиера­пит­на (н. Iera­pet­ra); Лебен, со зна­чи­тель­ным хра­мом Аскле­пия, слу­жив­ший гава­нью для горо­да Гор­ти­на точ­но так же, как Мата­ла; Файст, роди­на Епи­ме­нида (см. Epi­me­ni­des); Гор­тин (Γόρ­τυς или Γόρ­τυ­να), н. раз­ва­ли­ны у дерев­ни Ha­gios Dhe­ka, зна­чи­тель­ный город на реке Лефее, уже Гоме­ром назы­вае­мый τει­χιόεσ­σα (Il. 2, 646. Od. 3, 293), поз­же, одна­ко, без стен, 50 ста­дий в окруж­но­сти, в пло­до­нос­ной рав­нине; Бена (Βή­νη), роди­на поэта Риа­на.

У север­но­го бере­га Кри­та, близ мыса Дио­на, лежал неболь­шой ост­ров Диа (н. Skan­dia или Dhia), по всей веро­ят­но­сти, пер­во­на­чаль­ное место­рож­де­ние мифа о Дио­ни­се и Ари­адне. Strab. 10, 474 слл.

[6] Государ­ст­вен­ное устрой­ство. Боль­шое сход­ство меж­ду спар­тан­ски­ми и крит­ски­ми учреж­де­ни­я­ми застав­ля­ет счи­тать послед­ние древ­недо­рий­ски­ми и объ­яс­нять их суще­ст­во­ва­ние на Кри­те весь­ма древ­нем посе­ле­ни­ем дорян на этом ост­ро­ве. Пре­да­ние, конеч­но, гла­сит, буд­то Ликург заим­ст­во­вал свои зако­ны из Кри­та. В обо­их государ­ствах из оди­на­ко­вых начал раз­ви­лись и оди­на­ко­вые учреж­де­ния, и крит­ское государ­ст­вен­ное устрой­ство мож­но оце­нить и объ­яс­нить толь­ко исхо­дя из сре­дото­чия дорий­ской государ­ст­вен­ной жиз­ни (т. е. из Спар­ты). Доряне так­же и на Кри­те под­чи­ни­ли себе пер­во­на­чаль­ных жите­лей и обра­зо­ва­ли пре­иму­ще­ст­вен­но класс пол­но­прав­ных граж­дан. Кро­ме это­го клас­са граж­дан, кото­рые одни име­ли пра­во участ­во­вать в управ­ле­нии государ­ства, были еще два дру­гих клас­са: 1) πε­ρίοικοι или ὑπή­κοοι, под­дан­ные, поль­зо­вав­ши­е­ся лич­ной сво­бо­дой, но не имев­шие поли­ти­че­ских прав, и 2) закре­по­щен­ные, кото­рые, будучи при­креп­ле­ны к зем­ле, обра­ба­ты­ва­ли общин­ные зем­ли, при­над­ле­жав­шие или общи­нам, или част­ным лицам, пла­тя за них тяже­лые пода­ти. Пер­вые из этих кре­пост­ных назы­ва­лись μνωῖται или μνῷται, вто­рые ἀφα­μιῶται или κλα­ρῶται.

И на Кри­те так же, как в Спар­те, суще­ст­во­ва­ло обще­ст­вен­ное вос­пи­та­ние маль­чи­ков, кото­рых обу­ча­ли ору­жию и музы­ке; суще­ст­во­ва­ла геру­сия из 30 чле­нов: суще­ст­во­ва­ли κόσ­μοι, наблюдав­шие, подоб­но спар­тан­ским ефо­рам, за управ­ле­ни­ем государ­ства и за цело­стью государ­ст­вен­но­го устрой­ства, чис­лом 10, из кото­рых пер­вый назы­вал­ся πρω­τόκοσ­μος; его име­нем обо­зна­чал­ся год. Далее мы нахо­дим так­же обще­ст­вен­ные обеды, сис­си­тии, назы­вав­ши­е­ся на Кри­те ἀνδρεῖα; нахо­дим и сото­ва­ри­ще­ства юно­шей, ἀγέ­λαι (см. это сло­во), и т. п.

Нако­нец, и на Кри­те гос­под­ст­во­ва­ла любовь к муже­ст­вен­ным и скром­ным юно­шам, так что счи­та­лось позо­ром не иметь любов­ни­ка, филе­то­ра (φι­λήτωρ), и люби­мец (κλει­νός) поль­зо­вал­ся боль­шим ува­же­ни­ем. Брак счи­тал­ся свя­щен­ным; пре­лю­бо­де­я­ние нака­зы­ва­лось стро­го. Ср. глав­ное сочи­не­ние о Кри­те: Höck, Kre­ta (3 ч., 1823—1829). Bur­sian, Geo­gra­phie von Grie­chen­land, II ч., стр. 529 слл.

См. также:
КРИТ (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 353—355.
См. по теме: ЭЛЕФАНТИНА, ЕЛЕФАНТИНА • ЭЛЬБО, ЕЛЬБО • ДИА, ДИЯ • ЭБУДСКИЕ ОСТРОВА, ЭБУДЫ, ГЕБУДЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. МОЗАИКА. Греция.
Тесей и Минотавр.
Вилла Тесея.
Конец III — начало IV вв. н. э., реставрация конца IV в. н. э.
Кипр.
Пафос, Археологический парк.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Пастушеская сцена (Младенец Юпитер на острове Крит).
Николас (Клас) Питерс Берхем (1620—1683).
Холст, масло. Ок. 1680 г. 92 × 87 см.
Справа внизу подпись: N. Berchem
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Женский портрет.
Мрамор.
2-я половина II в. н. э.
Стамбул, Археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Женский портрет.
Мрамор.
2-я половина II в. н. э.
Стамбул, Археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Женский портрет.
Мрамор.
2-я половина II в. н. э.
Стамбул, Археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА