Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

КРИТ

[1] Cre­ta, Κρή­τη, у гре­ков еще ныне Кри­ти, по-турец­ки Кирид или Кан­диа, самый боль­шой гре­че­ский ост­ров, к югу от Киклад­ских ост­ро­вов, про­сти­ра­ет­ся с запа­да на восток в дли­ну на 35 миль, а шири­на меня­ет­ся от 7 до 2 миль; поверх­ность его рав­ня­ет­ся 190 кв. милям.

Высо­кая гор­ная цепь, раз­би­тая на 4 части, про­хо­дит через ост­ров с восто­ка на запад. Про­ме­жут­ки слу­жат путя­ми сооб­ще­ния меж­ду севе­ром и югом, так что ост­ров самой при­ро­дой делит­ся на сред­ний, запад­ный и восточ­ный Крит. На запа­де нахо­дят­ся Белые горы (τὰ λευ­κὰ ὄρη), выши­ною в 7000ʹ, н. Mon­ti Lev­ki или Ma­da­ras, перед кото­ры­ми к севе­ру лежит гора Бере­кинф и, кро­ме того, отро­ги и мысы: Корик (н. Ca­po Gra­bu­sa), Титир или Дик­тин­ней (Δικ­τύν­ναιον) с Пса­ком (Ψά­κον, н. C. Spa­da), с хра­мом Арте­ми­ды-Дик­тин­ны или Βρι­τόμαρ­τις, кото­рая в этом месте кину­лась в море, чтобы спа­стись от объ­я­тий Миноя; далее, мысы Киа­мон и Дре­пан (Κυαμών и Δρέ­πανον).

В середине воз­вы­ша­ет­ся глав­ная вер­ши­на ост­ро­ва Ἴδη или Ἰδαῖον, н. Psi­lo­ri­tis, выши­ною в 7200ʹ, обык­но­вен­но покры­тая сне­гом; перед нею к севе­ру мыс Дион (н. Dia) и к севе­ро-запа­ду гор­ный кряж Кин­дрий или Кедрий (Κίνδριος). На восто­ке нахо­дит­ся гора Δίκ­τη (н. La­si­thi), про­сла­вив­ша­я­ся покло­не­ни­ем Зев­су; она окан­чи­ва­ет­ся к севе­ру мысом Само­ни­ем (Σα­μώνιον или Σαλ­μώ­νιον, н. C. Si­de­ro). На южном бере­гу нахо­дят­ся с восто­ка на запад сле­дую­щие мысы: Ампе­лос, Ери­фрей (н. Guthe­ru), Лис­сен, Мата­ла (н. Pon­ta Ma­ta­la), Пси­хий, Гер­мея (н. Pla­ka), Криу Мето­пон (н. Крио), состав­ля­ю­щий юго-запад­ную око­неч­ность.

[2] Оро­ша­ет­ся ост­ров мно­го­чис­лен­ны­ми, но незна­чи­тель­ны­ми ручья­ми. В севе­ро-восточ­ной части, начи­ная с запа­да, Иар­дан (н. Pla­ta­nios), к запа­ду от Кидо­ни; Оакс (н. My­lo­po­ta­mos), теку­щий из Иды; Амнис или Кай­рат в обла­сти г. Кнос­са. В южной части, начи­ная с восто­ка: Катарракт (н. Ana­po­dia­ris), Лефей (н. Mit­rio­po­li­po­ta­mos), с реч­кой Електрой в обла­сти горо­да Гор­ти­на.

Кли­мат ост­ро­ва вслед­ст­вие соеди­не­ния гор­но­го и мор­ско­го возду­ха пре­вос­хо­ден и здо­ров и был еще Гип­по­кра­том реко­мен­ду­ем для боль­ных. Вет­ры охлаж­да­ют лет­нюю жару. Рав­ни­ны обиль­ны и ныне (а преж­де еще были обиль­нее) апель­си­на­ми, олив­ка­ми, хле­бом и хлоп­чат­кой. В изоби­лии нахо­дят­ся так­же дере­вья вся­ко­го рода: пла­та­ны, клен, ель, дуб, кипа­рис, на юге даже фини­ко­вые паль­мы; из рас­те­ний — осо­бен­но целеб­ные (напр., диптам, ori­ga­num dic­tam­nus); затем из про­дук­тов: мед, желе­зо, пес­ча­ник; но мела нет (ср. лат. cre­ta). Пло­до­род­нее все­го мест­ность око­ло Гор­ти­на, кото­рая по пре­иму­ще­ству назы­ва­лась πε­δίον.

Насе­ле­ние было весь­ма сме­шан­ное. К древ­ней­шим оби­та­те­лям, частью симит­ско­го (пеласги­че­ско­го), частью фри­гий­ско-карий­ско­го про­ис­хож­де­ния, кото­рые и поз­же сохра­ни­лись под име­нем Κύ­δωνες на запа­де (Hom. Od. 3, 192. 19, 176) и Ἐτεόκ­ρη­τες (т. е. насто­я­щих кри­тян) на восто­ке, при­со­еди­ни­лись впо­след­ст­вии пре­иму­ще­ст­вен­но доряне, а так­же ахей­цы и эоляне. Общее назва­ние их было Κρῆ­τες, Cre­ten­ses. [3] Бла­го­да­ря сво­е­му удоб­но­му поло­же­нию меж­ду тре­мя частя­ми све­та и бла­го­при­ят­но­му очер­та­нию сво­их бере­гов, Крит весь­ма ско­ро дол­жен был сде­лать­ся местом ожив­лен­ных сно­ше­ний; а боль­шее оби­лие гава­ней на север­ном бере­гу дало этой дея­тель­но­сти по пре­иму­ще­ству направ­ле­ние в сто­ро­ну Евро­пы. Отсюда объ­яс­ня­ет­ся так­же та важ­ная роль, кото­рую Крит игра­ет во всей гре­че­ской мифо­ло­гии; отсюда же и древ­ние ска­за­ния о его обшир­ной тор­гов­ле и гос­под­стве на море, о весь­ма ран­нем государ­ст­вен­ном устрой­стве его и о муд­рых зако­нах Миноя, Рада­ман­фия, Идо­ме­нея и Мери­о­на, доста­вив­ших ему назва­ние ост­ро­ва бла­жен­ных, νῆ­σος Μα­κάρων; нако­нец, ска­за­ние о необык­но­вен­ном мно­же­стве горо­дов на нем, так как уже Гомер назы­ва­ет его «сто­град­ным» ἑκα­τόμ­πο­λις (Il. 2, 649; в Od. 19, 174 упо­ми­на­ет­ся толь­ко о 90 горо­дах, так что назва­ние сто­град­но­го дано ему толь­ко ради круг­ло­го чис­ла). Раз­лич­ные само­сто­я­тель­ные рес­пуб­ли­ки, суще­ст­во­вав­шие на о. Кри­те, сохра­ни­ли свою сво­бо­ду вооб­ще до 67 г. до Р. Х., когда рим­ляне под началь­ст­вом Метел­ла Крит­ско­го поко­ри­ли ост­ров в нака­за­ние за то, что неко­то­рые горо­да при­ни­ма­ли уча­стие в мор­ском раз­бое, и соеди­ни­ли его с Кире­на­и­кой в одну про­вин­цию. С тех пор жите­ли его упа­ли не толь­ко в мате­ри­аль­ном, но и в нрав­ст­вен­ном отно­ше­нии и поль­зо­ва­лись дур­ной сла­вой как лже­цы и обман­щи­ки; τρία κάπ­πα κα­κά: кри­тяне, кап­па­до­кий­цы и кили­кий­цы или карий­цы; Κρῆ­τες ἀεί ψεῦσται, κα­κὰ θη­ρία, γασ­τέ­ρες ἀργαί.

[4] Горо­да в север­ной поло­вине ост­ро­ва, начи­ная с запа­да на восток, суть: Фала­сар­на с хра­мом Арте­ми­ды—Дик­тин­ны; Кисам на бере­гу меж­ду мыса­ми Кори­ком и Пса­ком, слу­жив­ший гава­нью для Пол­ирре­нии, само­го зна­чи­тель­но­го горо­да в севе­ро-запад­ной части ост­ро­ва, лежав­ше­го несколь­ко даль­ше от бере­га во внут­рен­но­сти стра­ны и насе­лен­но­го ахей­ца­ми и доря­на­ми; Пер­гам с моги­лою Ликур­га и даль­ше к восто­ку могу­ще­ст­вен­ная Кидо­ния (н. Кания), в соро­ка ста­ди­ях от Иар­да­на, по пре­да­нию осно­ван­ная Мино­ем и назван­ная по име­ни сына Апол­ло­но­ва (она назы­ва­ет­ся так­же Апол­ло­ни­ей), с пре­вос­ход­ной гава­нью, про­сла­вив­ша­я­ся сво­и­ми стрелка́ми и хра­мом Арте­ми­ды (Βρι­τόμαρ­τις). От это­го гоя рода полу­чи­ла свое назва­ние айва (ma­lum cy­do­nium). Hdt. 3, 44, 49. Меж­ду Кидо­ни­ей и Дре­па­ном: Апте­ра; далее во внутрь стра­ны Лап­па, взя­тая при­сту­пом Метел­лом; Амфи­м­ал­ла у зали­ва того же име­ни; Ритим­на (н. Re­ti­mo); к югу от него у подош­вы Иды Елев­фер­на (и ныне), взя­тая Метел­лом с помо­щью изме­ны, и гавань ее Пан­то­мат­рий; затем Оакс; Кносс (Κνωσ­σός или Κνω­σός, по-лат. Gnos­sus) с гава­ня­ми Герак­лей­ем и Амни­сом, рези­ден­ция Миноя, упо­ми­на­ет­ся уже Гоме­ром как весь­ма зна­чи­тель­ный город (Il. 2, 646; Od. 19, 175); в нем пока­зы­ва­ли памят­ник Зев­са, а так­же моги­лы Идо­ме­нея и Мери­о­на. [5] Вбли­зи его нахо­дил­ся бас­но­слов­ный Лаби­ринф, веро­ят­но, созда­ние фан­та­зии, так как уже в древ­но­сти нель­зя было най­ти ника­ких сле­дов от него. Diod. Sic. 1, 61. Plin. 36, 13, 90. Милет, упо­ми­нае­мый уже Гоме­ром (Il. 2, 847); Литт или Ликт, несколь­ко даль­ше от бере­га внут­ри стра­ны, самый зна­чи­тель­ный город на восто­ке, раз­ру­шен­ный жите­ля­ми горо­да Кнос­са в 220 г. до Р. Х., сла­вил­ся как город, вос­пи­ты­вав­ший наи­луч­ших граж­дан; Арка­дия; Миноя в самом узком месте ост­ро­ва; Олер, сла­вив­ший­ся дере­вян­ной ста­ту­ей Арте­ми­ды (Βρι­τόμαρ­τις), сде­лан­ной Деда­лом; Прайс (Πραῖσος); Иман на восточ­ном бере­гу.

В южной поло­вине ост­ро­ва, от восто­ка к запа­ду: Гиера­пит­на (н. Iera­pet­ra); Лебен, со зна­чи­тель­ным хра­мом Аскле­пия, слу­жив­ший гава­нью для горо­да Гор­ти­на точ­но так же, как Мата­ла; Файст, роди­на Епи­ме­нида (см. Epi­me­ni­des); Гор­тин (Γόρ­τυς или Γόρ­τυ­να), н. раз­ва­ли­ны у дерев­ни Ha­gios Dhe­ka, зна­чи­тель­ный город на реке Лефее, уже Гоме­ром назы­вае­мый τει­χιόεσ­σα (Il. 2, 646. Od. 3, 293), поз­же, одна­ко, без стен, 50 ста­дий в окруж­но­сти, в пло­до­нос­ной рав­нине; Бена (Βή­νη), роди­на поэта Риа­на.

У север­но­го бере­га Кри­та, близ мыса Дио­на, лежал неболь­шой ост­ров Диа (н. Skan­dia или Dhia), по всей веро­ят­но­сти, пер­во­на­чаль­ное место­рож­де­ние мифа о Дио­ни­се и Ари­адне. Strab. 10, 474 слл.

[6] Государ­ст­вен­ное устрой­ство. Боль­шое сход­ство меж­ду спар­тан­ски­ми и крит­ски­ми учреж­де­ни­я­ми застав­ля­ет счи­тать послед­ние древ­недо­рий­ски­ми и объ­яс­нять их суще­ст­во­ва­ние на Кри­те весь­ма древ­нем посе­ле­ни­ем дорян на этом ост­ро­ве. Пре­да­ние, конеч­но, гла­сит, буд­то Ликург заим­ст­во­вал свои зако­ны из Кри­та. В обо­их государ­ствах из оди­на­ко­вых начал раз­ви­лись и оди­на­ко­вые учреж­де­ния, и крит­ское государ­ст­вен­ное устрой­ство мож­но оце­нить и объ­яс­нить толь­ко исхо­дя из сре­дото­чия дорий­ской государ­ст­вен­ной жиз­ни (т. е. из Спар­ты). Доряне так­же и на Кри­те под­чи­ни­ли себе пер­во­на­чаль­ных жите­лей и обра­зо­ва­ли пре­иму­ще­ст­вен­но класс пол­но­прав­ных граж­дан. Кро­ме это­го клас­са граж­дан, кото­рые одни име­ли пра­во участ­во­вать в управ­ле­нии государ­ства, были еще два дру­гих клас­са: 1) πε­ρίοικοι или ὑπή­κοοι, под­дан­ные, поль­зо­вав­ши­е­ся лич­ной сво­бо­дой, но не имев­шие поли­ти­че­ских прав, и 2) закре­по­щен­ные, кото­рые, будучи при­креп­ле­ны к зем­ле, обра­ба­ты­ва­ли общин­ные зем­ли, при­над­ле­жав­шие или общи­нам, или част­ным лицам, пла­тя за них тяже­лые пода­ти. Пер­вые из этих кре­пост­ных назы­ва­лись μνωῖται или μνῷται, вто­рые ἀφα­μιῶται или κλα­ρῶται.

И на Кри­те так же, как в Спар­те, суще­ст­во­ва­ло обще­ст­вен­ное вос­пи­та­ние маль­чи­ков, кото­рых обу­ча­ли ору­жию и музы­ке; суще­ст­во­ва­ла геру­сия из 30 чле­нов: суще­ст­во­ва­ли κόσ­μοι, наблюдав­шие, подоб­но спар­тан­ским ефо­рам, за управ­ле­ни­ем государ­ства и за цело­стью государ­ст­вен­но­го устрой­ства, чис­лом 10, из кото­рых пер­вый назы­вал­ся πρω­τόκοσ­μος; его име­нем обо­зна­чал­ся год. Далее мы нахо­дим так­же обще­ст­вен­ные обеды, сис­си­тии, назы­вав­ши­е­ся на Кри­те ἀνδρεῖα; нахо­дим и сото­ва­ри­ще­ства юно­шей, ἀγέ­λαι (см. это сло­во), и т. п.

Нако­нец, и на Кри­те гос­под­ст­во­ва­ла любовь к муже­ст­вен­ным и скром­ным юно­шам, так что счи­та­лось позо­ром не иметь любов­ни­ка, филе­то­ра (φι­λήτωρ), и люби­мец (κλει­νός) поль­зо­вал­ся боль­шим ува­же­ни­ем. Брак счи­тал­ся свя­щен­ным; пре­лю­бо­де­я­ние нака­зы­ва­лось стро­го. Ср. глав­ное сочи­не­ние о Кри­те: Höck, Kre­ta (3 ч., 1823—1829). Bur­sian, Geo­gra­phie von Grie­chen­land, II ч., стр. 529 слл.

См. также:
КРИТ (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 353—355.
См. по теме: ЭЛЕФАНТИНА, ЕЛЕФАНТИНА • ЭЛЬБО, ЕЛЬБО • ДИА, ДИЯ • ЭБУДСКИЕ ОСТРОВА, ЭБУДЫ, ГЕБУДЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Пастушеская сцена (Младенец Юпитер на острове Крит).
Николас (Клас) Питерс Берхем (1620—1683).
Холст, масло. Ок. 1680 г. 92 × 87 см.
Справа внизу подпись: N. Berchem
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. МОЗАИКА. Греция.
Тесей и Минотавр.
Вилла Тесея.
Конец III — начало IV вв. н. э., реставрация конца IV в. н. э.
Кипр.
Пафос, Археологический парк.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Женский портрет.
Мрамор.
2-я половина II в. н. э.
Стамбул, Археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Женский портрет.
Мрамор.
2-я половина II в. н. э.
Стамбул, Археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Женский портрет.
Мрамор.
2-я половина II в. н. э.
Стамбул, Археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА