Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ДРАКО́Н, ДРА́КОНТ

Dra­co, Δρά­κων,

1) архонт, веро­ят­но, 621 г. до Р. Х., пер­вый зако­но­да­тель Афин, ока­зал­ся не в состо­я­нии успо­ко­ить недо­воль­ство угне­тен­но­го гос­под­ст­ву­ю­щей ари­сто­кра­ти­ей наро­да, кото­рый потре­бо­вал пись­мен­но­го начер­та­ния зако­нов в ограж­де­ние от про­из­во­ла судей­ской вла­сти; а не достиг он сво­ей цели имен­но пото­му, что, не изме­няя почти ни в чем суще­ст­во­вав­шее государ­ст­вен­ное устрой­ство, толь­ко уза­ко­нил обы­ден­ное пра­во сво­им уло­же­ни­ем о нака­за­ни­ях и оста­но­вил про­из­вол гос­под­ст­во­вав­ше­го в древ­ней Елла­де обы­чая кро­во­мще­ния под­чи­не­ни­ем его суду ефе­тов. Стро­гость его поста­нов­ле­ний уже в древ­но­сти вошла в посло­ви­цу (ора­тор Демад гово­рил, что дра­ко­нов закон напи­сан кро­вью); но, судя даже по недо­ста­точ­ным, дошед­шим до нас изве­сти­ям об этих зако­нах (θεσ­μοί), кое-что пре­уве­ли­че­но в этом направ­ле­нии. Plut. Sol. 17. Зако­ны, отно­сив­ши­е­ся к убий­ству (οἱ φο­νικοὶ νό­μοι), оста­лись в силе и при Солоне. Gell. 11, 18. О стро­го­сти дра­ко­но­вых зако­нов см. Aris­tot. pol. 2, 9, 9; она отно­си­лась даже к неоду­шев­лен­ным пред­ме­там. Paus. 6, 11, 2.

Неко­то­рые следы ука­зы­ва­ют на то, что древ­ние родо­вые узы, соеди­няв­шие пле­ме­на, фра­трии и семей­ства в одно государ­ство и под­дер­жи­вав­шие это объ­еди­не­ние, ослаб­ли уже в ран­ний пери­од атти­че­ской исто­рии (ср. Ναυκ­ρα­ρία). Ослаб­ле­ние этих стро­гих вза­им­ных отно­ше­ний, не заме­нен­ных еще новы­ми фор­ма­ми государ­ст­вен­но­го устрой­ства, вызы­ва­ло анар­хи­че­ские стрем­ле­ния и внут­рен­ние раздо­ры, вслед­ст­вие кото­рых жизнь и иму­ще­ство граж­дан под­вер­га­лись посто­ян­ной опас­но­сти. Пер­вая энер­гич­ная попыт­ка оста­но­вить такое оди­ча­ние нра­вов пред­при­ня­та дра­ко­но­вым зако­но­да­тель­ст­вом. По недо­стат­ку точ­ных изве­стий, мы можем реши­тель­но утвер­ждать толь­ко то, что зако­ны эти ста­ра­лись исце­лить язву при­ме­не­ни­ем жесто­кой стро­го­сти. Дра­кон, кажет­ся, не имел ввиду дать государ­ству новое устрой­ство; это пря­мо гово­рит Ари­сто­тель (Pol. 2, 9, 3), кото­рый видит един­ст­вен­ную осо­бен­ность дра­ко­но­вых учреж­де­ний, дан­ных суще­ст­ву­ю­щей уже общине, в суро­во­сти его поста­нов­ле­ний. Итак, цель его зако­нов состо­я­ла в том, чтобы про­ти­во­дей­ст­во­вать рас­па­де­нию древ­не­а­ри­сто­кра­ти­че­ско­го строя посред­ст­вом при­ме­не­ния самых край­них средств. Про­ис­хо­ди­ло ли от Дра­ко­на орга­ни­че­ское учреж­де­ние вро­де нав­кра­рий, цель кото­рых, веро­ят­но, так­же состо­я­ла в про­ти­во­дей­ст­вии новы­ми сред­ства­ми раз­ло­же­нию древ­них форм государ­ст­вен­ной жиз­ни, этот вопрос дол­жен остать­ся нере­шен­ным (ср. так­же Ναυκ­ρα­ρία). Пока­за­ние же Пол­лук­са, буд­то бы Дра­кон учредил суди­ли­ща ефе­тов, невер­но (см. Ἐφε­ταί). Впро­чем, успех дра­ко­но­вых зако­нов так мало соот­вет­ст­во­вал видам зако­но­да­те­ля, что рас­при, воз­ник­шие меж­ду мест­ны­ми пар­ти­я­ми педи­эев, пара­ли­ев и диа­кри­ев и кило­но­вы сму­ты при­ве­ли было государ­ство на край гибе­ли, от кото­рой оно мог­ло спа­стись лишь вступ­ле­ни­ем на совер­шен­но новый, про­ти­во­по­лож­ный путь раз­ви­тия;

2) Дра­кон, грам­ма­тик и мет­рик, родом из карий­ско­го горо­да Стра­то­ни­кии, жив­ший ок. 100 г. по Р. Х., автор мно­го­чис­лен­ных сочи­не­ний. Дошед­шее до нас под его име­нем сочи­не­ние περὶ μέτ­ρων (изд. вме­сте с соч. Чече­са G. Her­mann, 1812 и Lehrs в сво­ем соч. изда­нии He­ro­dia­ni scrip­ta tria, 1848) пред­став­ля­ет собой лишь извле­че­ние, сде­лан­ное в позд­ней­шее вре­мя.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 439.
См. по теме: ДИОНИСИЙ • ЭНЕСИДЕМ • ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΣ • АНАКСАНДРИД •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Медея и Аякс.
Иоганн Георг Хильтеншпергер (1806—1890).
Настенная панель, 1845—1848 гг.
№ LXIX.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, Галерея истории древней живописи, 69.
2. КЕРАМИКА. Греция.
Афина спасает Ясона из пасти дракона.
Килик краснофигурный. Аттика.
Приписывается Дурису (Харвинг).
Ок. 480—470 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Вотивный рельеф Лукцея Пекулиария.
Лунский мрамор.
2-я пол. II в. н. э. или III в. н. э.
Капуя, Музей провинции Кампания, крипта.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА