Мифы народов мира

НЕОПТОЛЕ́М (Νεοπ­τό­λεμος), в гре­че­ской мифо­ло­гии сын Ахил­ла, рож­дён­ный ему Деида­ми­ей (доче­рью Лико­меда, царя ост­ро­ва Ски­рос). Когда ахей­цам ста­ло извест­но от тро­ян­ско­го про­ри­ца­те­ля Еле­на, что одним из усло­вий их победы над тро­ян­ца­ми явля­ет­ся уча­стие Неопто­ле­ма в войне на сто­роне ахей­цев, Одис­сей и Феникс отпра­ви­лись на ост­ров Ски­рос и при­вез­ли Неопто­ле­ма под Трою (Apol­lod. epit. V 10—11). Одис­сей усту­пил Неопто­ле­му доспе­хи Ахил­ла. Неопто­лем при­ни­мал актив­ное уча­стие в боях и убил мно­го тро­ян­цев. От его руки пал так­же Эври­пил, сын Теле­фа, при­быв­ший на помощь При­аму с боль­шим опол­че­ни­ем мисий­цев. Неопто­лем вхо­дил в чис­ло отбор­ных ахей­ских вои­нов, спря­тав­ших­ся в дере­вян­ном коне (Hom. Od. XI 506—537). В ночь взя­тия Трои он отли­чал­ся осо­бой жесто­ко­стью: убил ста­ро­го При­а­ма, искав­ше­го спа­се­ния в свя­щен­ной огра­де у алта­ря Зев­са (Verg. Aen. II 533—558). Когда гре­ки полу­чи­ли пред­ска­за­ние, что для бла­го­по­луч­но­го воз­вра­ще­ния на роди­ну необ­хо­ди­мо уми­ло­сти­вить тень Ахил­ла кро­вью Полик­се­ны, Неопто­лем совер­шил это жерт­во­при­но­ше­ние (Eur. Hec. 523—568). Вме­сте с Еле­ном и вдо­вой Гек­то­ра Анд­ро­ма­хой, полу­чен­ны­ми в добы­чу после захва­та Трои, Неопто­лем напра­вил­ся в Эпир, поко­рил здесь мест­ных жите­лей молос­сов и стал цар­ст­во­вать над ними (Apol­lod. epit. VI 12). Вско­ре после это­го он совер­шил путе­ше­ст­вие в Дель­фы, во вре­мя кото­ро­го был убит. О при­чине гибе­ли Неопто­ле­ма суще­ст­ву­ют раз­ные вер­сии. По одной, убий­ство Неопто­ле­ма было под­стро­е­но Оре­стом, воз­не­на­видев­шим Неопто­ле­ма за то, что Мене­лай выдал за него замуж Гер­ми­о­ну, неко­гда обе­щан­ную в жёны Оре­сту. По дру­гой, — Неопто­лем вызвал него­до­ва­ние дель­фий­ских жре­цов сво­и­ми упрё­ка­ми Апол­ло­ну, кото­рый под Тро­ей помог Пари­су сра­зить Ахил­ла. По третьей, — Неопто­лем допу­стил по незна­нию ошиб­ку во вре­мя жерт­во­при­но­ше­ния, всту­пил из-за это­го в спор с мест­ны­ми жите­ля­ми и был ими убит (Hom. Od. IV 3—9; Apol­lod. epit. VI 14). Моги­лу Неопто­ле­ма пока­зы­ва­ли в свя­щен­ном участ­ке Дельф вплоть до позд­ней антич­но­сти (Paus. X 24, 6), хотя культ Неопто­ле­ма воз­ник не рань­ше 6 в. до н. э. Имя Неопто­ле­ма, обра­зо­ван­ное от гре­че­ских слов νέος, «новый», и πτό­λεμος, «вой­на», обо­зна­ча­ет «участ­ник новой вой­ны» и ука­зы­ва­ет, что образ Неопто­ле­ма — отно­си­тель­но позд­ний в геро­и­че­ском эпо­се. По-види­мо­му, пер­во­на­чаль­ным име­нем Неопто­ле­ма было Пирр — муж­ской вари­ант жен­ско­го име­ни Пир­ра («рыже­во­ло­сая»), под кото­рым скры­вал­ся на Ски­ро­се пере­оде­тый девуш­кой Ахилл. Имя Пирр засвиде­тель­ст­во­ва­но уже в «Кипри­ях», но широ­кое при­ме­не­ние полу­ча­ет толь­ко в элли­ни­сти­че­ское и рим­ское вре­мя. От тра­ди­ци­он­но­го обра­за Неопто­ле­ма — сви­ре­по­го вои­на — суще­ст­вен­но отли­ча­ет­ся его изо­бра­же­ние в тра­гедии Софок­ла «Фил­ок­тет». Здесь Неопто­лем пред­став­лен бла­го­род­ным юно­шей, не спо­соб­ным к лжи и при­твор­ству и выше все­го ста­вя­щим сле­до­ва­ние зако­нам чести.

В. Н. Ярхо

См. также:
НЕОПТОЛЕМ (Античные писатели)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. II, с. 210—211.
См. по теме: ЭНИПЕЙ, ЕНИПЕЙ • ЭННОМ, ЕННОМ • ЭРАТО, ЕРАТО • ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Дельфийский оракул.
2. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл надевает выкованные Гефестом доспехи.
Изображены: отец Ахилла Пелей, Ахилл, мать Ахилла Фетида, сын Неоптолем (Пирр).
Чернофигурное блюдо.
Глина.
Афины, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами осады Трои (фронтальная панель)
Проконнесский мрамор. Середина II в. н. э.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА