Мифы народов мира

ГАНИМЕ́Д (Γα­νυμῆ­δης), в гре­че­ской мифо­ло­гии сын тро­ян­ско­го царя Тро­са и ним­фы Кал­ли­рои (Hom. Il. XX 231). Из-за сво­ей необы­чай­ной кра­соты Гани­мед, когда он пас отцов­ские ста­да на скло­нах Иды, был похи­щен Зев­сом, пре­вра­тив­шим­ся в орла (или послав­шим орла), и уне­сён на Олимп; там он испол­нял обя­зан­но­сти вино­чер­пия, раз­ли­вая на пирах богам нек­тар (Apol­lod. III 12, 2). За Гани­меда Зевс пода­рил его отцу вели­ко­леп­ных коней (Hom. Il. V 640) или золотую вино­град­ную лозу работы Гефе­ста. Соглас­но одно­му из вари­ан­тов мифа (Ps.-Era­tosth. 26), Гани­мед был воз­не­сён на небо в виде зоди­а­каль­но­го созвездия Водо­лей. Миф о Гани­меде содер­жит ряд напла­сто­ва­ний: древ­ней­шее — обо­рот­ни­че­ство Зев­са (более позд­нее — орёл как атри­бут Зев­са); мотив восточ­ных мифо­ло­гий (любовь к пре­крас­но­му юно­ше), про­ник­ший в Гре­цию не ранее 6 в. до н. э., позд­ний мотив — мета­мор­фо­за Гани­меда.

А. А. Тахо-Годи

Гани­мед — один из попу­ляр­ней­ших пер­со­на­жей антич­но­го изо­бра­зи­тель­но­го искус­ства. Осо­бен­но рас­про­стра­нён был сюжет «похи­ще­ние Гани­меда» (в роли похи­ти­те­ля изо­бра­жал­ся сам Зевс, позд­нее — орёл). Миф нашёл вопло­ще­ние в пла­сти­ке («Гани­мед» Лео­ха­ра, терра­ко­то­вые ста­ту­эт­ки и дру­гие про­из­веде­ния мел­кой пла­сти­ки, релье­фы сар­ко­фа­гов и др.) и вазо­пи­си. В евро­пей­ском изо­бра­зи­тель­ном искус­стве миф вопло­щён во мно­гих про­из­веде­ни­ях, в чис­ле кото­рых брон­зо­вый рельеф Фила­ре­те на две­рях собо­ра св. Пет­ра в Риме, рису­нок Микел­ан­дже­ло, фрес­ки Б. Перуц­ци и Дж. Пор­де­ноне, кар­ти­на Корреджо, две скульп­ту­ры Б. Чел­ли­ни, фрес­ки Я. Тин­то­рет­то и Анни­ба­ле Каррач­чи, кар­ти­ны П. П. Рубен­са и Рем­бранд­та.

См. также:
ГАНИМЕД (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 265.
См. по теме: КИТИССОР • ЭХЕМ • ДЕИФОБА • ДЕЙНО •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Статуя юноши в хламиде и пилосе (Парис? Аттис? Ганимед?).
Мрамор. II в. н. э.
Спарта, Археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ганимед и орел (деталь).
Белый мрамор. Римская копия греческой скульптуры III в. до н. э.
Реставрация Бенвенуто Челлини.
Флоренция, Галерея Уффици.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ганимед и орел.
Мрамор.
Римская копия II в. греческого образца школы Праксителя III в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Передняя стенка саркофага с портретом покойного мальчика в круглом медальоне (imago clipeata).
Лунский (каррарский) мрамор. III в. н. э.
Рим, Национальный музей дворца Венеция.
5. УКРАШЕНИЯ. Греция.
Группа Ганимеда: пара серег с подвесками в виде Ганимеда с орлом.
Золото.
Ок. 330—300 гг. до н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ганимед, кормящий орла.
Мрамор. Римская копия конца I в. до н. э. с греческого оригинала.
58 × 44 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ганимед и орел.
Мрамор. Римская копия II в. с бронзового оригинала Леохара IV в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея канделябров, II. 83.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ганимед и орел.
Мрамор. Римская копия II в. с бронзового оригинала Леохара IV в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея канделябров, II. 83.
9. МОЗАИКА. Рим.
Дом Фортуны Аннонарии (богини изобильного урожая). Мозаичный пол.
II—IV вв. н. э.
Остия, Археологический парк «Древняя Остия», V, 2, 8.
10. КЕРАМИКА. Греция.
Гестия, Зевс и Ганимед.
Роспись краснофигурного килика Ольтоса.
Ок. 510 до н. э.
Тарквиния, Национальный археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА