Мифы народов мира

ГАНИМЕ́Д (Γα­νυμῆ­δης), в гре­че­ской мифо­ло­гии сын тро­ян­ско­го царя Тро­са и ним­фы Кал­ли­рои (Hom. Il. XX 231). Из-за сво­ей необы­чай­ной кра­соты Гани­мед, когда он пас отцов­ские ста­да на скло­нах Иды, был похи­щен Зев­сом, пре­вра­тив­шим­ся в орла (или послав­шим орла), и уне­сён на Олимп; там он испол­нял обя­зан­но­сти вино­чер­пия, раз­ли­вая на пирах богам нек­тар (Apol­lod. III 12, 2). За Гани­меда Зевс пода­рил его отцу вели­ко­леп­ных коней (Hom. Il. V 640) или золотую вино­град­ную лозу работы Гефе­ста. Соглас­но одно­му из вари­ан­тов мифа (Ps.-Era­tosth. 26), Гани­мед был воз­не­сён на небо в виде зоди­а­каль­но­го созвездия Водо­лей. Миф о Гани­меде содер­жит ряд напла­сто­ва­ний: древ­ней­шее — обо­рот­ни­че­ство Зев­са (более позд­нее — орёл как атри­бут Зев­са); мотив восточ­ных мифо­ло­гий (любовь к пре­крас­но­му юно­ше), про­ник­ший в Гре­цию не ранее 6 в. до н. э., позд­ний мотив — мета­мор­фо­за Гани­меда.

А. А. Тахо-Годи

Гани­мед — один из популяр­ней­ших пер­со­на­жей антич­но­го изо­бра­зи­тель­но­го искус­ства. Осо­бен­но рас­про­стра­нён был сюжет «похи­ще­ние Гани­меда» (в роли похи­ти­те­ля изо­бра­жал­ся сам Зевс, позд­нее — орёл). Миф нашёл вопло­ще­ние в пла­сти­ке («Гани­мед» Лео­ха­ра, терра­ко­то­вые ста­ту­эт­ки и дру­гие про­из­веде­ния мел­кой пла­сти­ки, релье­фы сар­ко­фа­гов и др.) и вазо­пи­си. В евро­пей­ском изо­бра­зи­тель­ном искус­стве миф вопло­щён во мно­гих про­из­веде­ни­ях, в чис­ле кото­рых брон­зо­вый рельеф Фила­ре­те на две­рях собо­ра св. Пет­ра в Риме, рису­нок Микел­ан­дже­ло, фрес­ки Б. Перуц­ци и Дж. Пор­де­ноне, кар­ти­на Корреджо, две скульп­ту­ры Б. Чел­ли­ни, фрес­ки Я. Тин­то­рет­то и Анни­ба­ле Каррач­чи, кар­ти­ны П. П. Рубен­са и Рем­бранд­та.

См. также:
ГАНИМЕД (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 265.
См. по теме: ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ • ДЕЛЬФИНИЙ • ЭЛИСА • ЭПИМЕТЕЙ, ЕПИМЕТЕЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Статуя юноши в хламиде и пилосе (Парис? Аттис? Ганимед?).
Мрамор. II в. н. э.
Спарта, Археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ганимед, кормящий орла.
Мрамор. Римская копия конца I в. до н. э. с греческого оригинала.
58 × 44 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ганимед и орел.
Мрамор. Римская копия II в. с бронзового оригинала Леохара IV в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея канделябров, II. 83.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ганимед и орел.
Мрамор. Римская копия II в. с бронзового оригинала Леохара IV в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея канделябров, II. 83.
5. КЕРАМИКА. Греция.
Гестия, Зевс и Ганимед.
Роспись краснофигурного килика Ольтоса.
Ок. 510 до н. э.
Тарквиния, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Зевс, похищающий Ганимеда. Деталь.
Терракота. Первая треть V в. до н. э.
Олимпия, Археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Передняя стенка саркофага с портретом покойного мальчика в круглом медальоне (imago clipeata).
Лунский (каррарский) мрамор. III в. н. э.
Рим, Национальный музей дворца Венеция.
8. ГЛИПТИКА. Египет.
Похищение Ганимеда.
Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
3,3 × 3,0 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Статуя юноши в хламиде и пилосе (Парис? Аттис? Ганимед?).
Мрамор. II в. н. э.
Спарта, Археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ганимед и орел.
Белый мрамор.
Римская копия греческой скульптуры III в. до н. э.
Реставрация Бенвенуто Челлини.
Флоренция, Галерея Уффици.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА