Мифы народов мира

ПЕНА́ТЫ (Pe­na­tes, от pe­nus, pe­net­ra­lia — внут­рен­няя, потай­ная часть жили­ща, хра­ма), в рим­ской мифо­ло­гии боже­ства-хра­ни­те­ли. Пена­ты — фамиль­ные или «оте­че­ские» хра­ни­те­ли дома и преж­де все­го запа­сов про­до­воль­ст­вия; впо­след­ст­вии пена­та­ми назы­ва­лись все почи­тав­ши­е­ся фами­ли­ей боги дома, домаш­не­го оча­га (Serv. Verg. Aen. II 514). Как и лары, с кото­ры­ми пена­ты ино­гда отож­дествля­ют­ся (Ar­no­bius III 40), были сим­во­лом род­но­го дома и домаш­не­го оча­га.

Пена­ты государ­ст­вен­ные, пена­ты рим­ско­го наро­да счи­та­лись одной из глав­ных свя­тынь Рима, зало­гом его непо­беди­мо­сти и веч­но­сти. В тор­же­ст­вен­ных клят­вах пена­ты при­зы­ва­лись вме­сте с Юпи­те­ром. Счи­та­лось, что они были при­ве­зе­ны Эне­ем из Трои сна­ча­ла в город Лави­ний, а потом были поме­ще­ны в Риме во внут­рен­ней части хра­ма Весты. Име­на пена­тов и их изо­бра­же­ния хра­ни­лись в тайне от непо­свя­щён­ных, при­бли­жать­ся к ним мог­ли толь­ко жре­цы и вестал­ки (Serv. Verg. Aen. III 12), что поро­ди­ло самые раз­лич­ные тол­ко­ва­ния сущ­но­сти и про­ис­хож­де­ния пена­тов. Счи­та­лось, что это дере­вян­ные или мра­мор­ные фигур­ки вели­ких богов само­фра­кий­ских мисте­рий, неко­гда полу­чен­ные родо­на­чаль­ни­ком тро­ян­цев Дар­да­ном от Афи­ны (вме­сте с пал­ла­ди­ем, так­же хра­нив­шим­ся в хра­ме Весты). Для слу­же­ния им Дар­дан создал кол­ле­гию сали­ев. Нигидий Фигул счи­тал пена­та­ми Апол­ло­на и Неп­ту­на, стро­ив­ше­го сте­ны Трои (Serv. Verg. Aen. I 379; VIII 285). Неко­то­рые при­чис­ля­ли к пена­там Весту, посколь­ку пол­ко­вод­цы, отправ­ля­ясь в про­вин­ции, а маги­ст­ра­ты, сла­гая свою долж­ность, при­но­си­ли им общую тра­пе­зу в Лави­нии, дру­гие — вели­ких богов, от кото­рых всё про­изо­шло (небо и зем­ля), или Юпи­те­ра, Юно­ну, Минерву (как даю­щих людям тело, дыха­ние и разум) и Мер­ку­рия (как бога речи), кото­рых соеди­нил Тарк­ви­ний Древ­ний, посвя­щён­ный в само­фра­кий­ские мисте­рии. Этрус­ки счи­та­ли пена­та­ми Цере­ру, Палес и Фор­ту­ну (Mac­rob. Sat. I 10, 16; III 4, 11; III 14, 6—13; Serv. Verg. Aen. II 296; VIII 679). Отож­дествля­ли с пена­та­ми Дио­с­ку­ров, так­же почи­тав­ших­ся на Само­фра­кии и изо­бра­жав­ших­ся в общедо­ступ­ном хра­ме у Фору­ма в виде двух воору­жён­ных копья­ми сидя­щих юно­шей (Dion. Ha­lic. I 68; Liv. XLV 16, 5). Соглас­но гре­че­ско­му исто­ри­ку 3 в. до н. э. Тимею, пена­ты — два брон­зо­вых каду­цея и тро­ян­ский гли­ня­ный сосуд (Dion. Ha­lic. I 67); пере­ве­зён­ные в Рим, они два­жды воз­вра­ща­лись в храм Лави­ний и пора­зи­ли мол­нией одну из двух спав­ших там деву­шек, кото­рая не была цело­муд­рен­ной (Serv. Verg. Aen. III 12). В над­пи­сях пена­ты упо­ми­на­ют­ся ред­ко.

Е. М. Шта­ер­ман

«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. II, с. 299.
См. по теме: ЭГЕСТИС • ДУЕЛЛОНА • ДИСКОРДИЯ • ЭГЕРИЯ, ЕГЕРИЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Панель, изображающая Энея, приносящего жертвы пенатам.
Мрамор.
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Панель, изображающая Энея, приносящего жертвы пенатам.
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Эней, приносящий жертвы Пенатам.
Правая часть западного фасада алтаря Августова Мира (верхняя панель).
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА