Мифы народов мира

ДА́ФНА (Δάφ­νη, «лавр»), в гре­че­ской мифо­ло­гии ним­фа, дочь зем­ли Геи и бога рек Пенея (или Ладо­на). Исто­рия люб­ви Апол­ло­на к Дафне рас­ска­за­на Овиди­ем. Апол­лон пре­сле­ду­ет Даф­ну, дав­шую сло­во сохра­нить цело­муд­рие и остать­ся без­брач­ной, подоб­но Арте­ми­де. Даф­на взмо­ли­лась отцу о помо­щи, и боги пре­вра­ти­ли её в лав­ро­вое дере­во, кото­рое тщет­но обни­мал Апол­лон, сде­лав­ший отныне лавр сво­им излюб­лен­ным и свя­щен­ным рас­те­ни­ем (Ovid. Met. I 452—567). Даф­на — древ­нее рас­ти­тель­ное боже­ство, вошло в круг Апол­ло­на, уте­ряв свою само­сто­я­тель­ность и став атри­бу­том бога. В Дель­фах победи­те­лям на состя­за­ни­ях дава­лись лав­ро­вые вен­ки (Paus. VIII 48, 2). О свя­щен­ном лав­ре на Дело­се упо­ми­на­ет Кал­ли­мах (Hymn. II 1). О про­ри­ца­ни­ях из само­го дере­ва лав­ра сооб­ща­ет Гоме­ров­ский гимн (II 215). На празд­ни­ке Даф­не­фо­рий в Фивах нес­ли лав­ро­вые вет­ви.


Лит.: Ste­chow W., Apol­lo und Daph­ne, Lpz.—B., 1932.

А. А. Тахо-Годи

Евро­пей­ская дра­ма­тур­гия обра­ща­ет­ся к мифу в 16 в. («Царев­на Даф­на» Г. Сак­са; «Даф­на» А. Бек­ка­ри и др.). С кон. 16 в. после пье­сы «Даф­на» О. Ринуч­чи­ни, поло­жен­ной на музы­ку Я. Пери, вопло­ще­ние мифа в дра­ма­тур­гии нераз­рыв­но свя­за­но с музы­кой (пье­сы «Даф­на» М. Опи­ца, «Даф­на» Ж. де Лафон­те­на и др. пред­став­ля­ют собой опер­ные либ­рет­то). Сре­ди опер 17—18 вв.: «Даф­на» Г. Шюца; «Даф­на» А. Скар­лат­ти; «Фло­рин­до и Даф­на» Г. Ф. Ген­де­ля; «Пре­вра­ще­ние Даф­ны» И. И. Фук­са и др.; в новое вре­мя — «Даф­на» Р. Штра­у­са.

В антич­ном искус­стве Даф­на обыч­но изо­бра­жа­лась насти­га­е­мой Апол­ло­ном (фрес­ка дома Дио­с­ку­ров в Пом­пе­ях) или пре­вра­щаю­щей­ся в лав­ро­вое дере­во (про­из­веде­ния пла­сти­ки). В евро­пей­ском искус­стве сюжет был вос­при­нят в 14—15 вв., сна­ча­ла в книж­ной мини­а­тю­ре (иллю­ст­ра­ции к Овидию), в эпо­ху Воз­рож­де­ния и осо­бен­но барок­ко при­об­рёл самое широ­кое рас­про­стра­не­ние (Джор­джоне, Л. Джор­да­но, Я. Брей­гель, Н. Пус­сен, Дж. Б. Тье­по­ло и др.). Наи­бо­лее зна­чи­тель­ны из про­из­веде­ний пла­сти­ки — мра­мор­ная груп­па П. Бер­ни­ни «Апол­лон и Даф­на».

См. также:
ДАФНА (Словарь античности)
ДАФНА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 354—355.
См. по теме: ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ • ЭНИПЕЙ, ЕНИПЕЙ • ЭННОМ, ЕННОМ • ЭРАТО, ЕРАТО •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Аполлон и Дафна.
Фреска из Помпей (Дом Мелеагра, VI. 9. 2. 13).
Четвертый стиль. 60—79 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Аполлон и Дафна.
Фреска из Помпей (Дом Марка Лукреция, IX 3, 24).
Четвертый стиль. 60—79 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. МОЗАИКА. Греция.
Аполлон и Дафна.
Дом Диониса. Конец II в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Аполлон и Дафна.
Франческо Тревизани (1656—1746).
Холст, масло. 1708—1717 гг.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА