Мифы народов мира

ОРФЕ́Й (Ὀρφεύς), в гре­че­ской мифо­ло­гии сын фра­кий­ско­го реч­но­го бога Эаг­ра (вари­ант: Апол­ло­на, Clem. Rom. Hom. V 15) и музы Кал­лио­пы (Apol­lod. I 3, 2). Орфей сла­вил­ся как певец и музы­кант, наде­лён­ный маги­че­ской силой искус­ства, кото­рой поко­ря­лись не толь­ко люди, но и боги, и даже при­ро­да. Он участ­ву­ет в похо­де арго­нав­тов, игрой на фор­мин­ге и молит­ва­ми усми­ряя вол­ны и помо­гая греб­цам кораб­ля «Арго» (Diod. 43, 1; 48, 6). Его музы­ка успо­ка­и­ва­ет гнев мощ­но­го Ида­са (Apol­lod. Rhod. I 492—515). Орфей женат на Эвриди­ке и, когда она вне­зап­но умер­ла от уку­са змеи, отправ­ля­ет­ся за ней в цар­ство мёрт­вых. Пёс аида Кер­бер, эри­нии, Пер­се­фо­на и Аид поко­ре­ны игрой Орфея. Аид обе­ща­ет Орфею вер­нуть Эвриди­ку на зем­лю, если он испол­нит его прось­бу — не взглянет на свою жену, преж­де чем вой­дёт в свой дом. Счаст­ли­вый Орфей воз­вра­ща­ет­ся с женой, но нару­ша­ет запрет, обер­нув­шись к жене, кото­рая тут же исче­за­ет в цар­стве смер­ти (Ovid. Met. X 1—63).

Орфей не почи­тал Дио­ни­са, счи­тая вели­чай­шим богом Гелиоса и назы­вая его Апол­ло­ном. Раз­гне­ван­ный Дио­нис наслал на Орфея менад. Они рас­тер­за­ли Орфея, раз­бро­сав повсюду части его тела, собран­ные и погре­бён­ные затем муза­ми (Ps.-Era­tosth. 24). Смерть Орфея, погиб­ше­го от дико­го неистов­ства вак­ха­нок, опла­ки­ва­ли пти­цы, зве­ри, леса, кам­ни, дере­вья, оча­ро­ван­ные его музы­кой. Голо­ва его по реке Гебр плы­вёт к ост­ро­ву Лес­бос, где её при­ни­ма­ет Апол­лон. Тень Орфея спус­ка­ет­ся в аид, где соеди­ня­ет­ся с Эвриди­кой (Ovid. Met. XI 1—66). На Лес­бо­се голо­ва Орфея про­ро­че­ст­во­ва­ла и тво­ри­ла чуде­са (Orph. Vit. frg. 115, 118—119). По вер­сии, изло­жен­ной Овиди­ем (Ovid. Met. XI 67—84), вак­хан­ки рас­тер­за­ли Орфея и были за это нака­за­ны Дио­ни­сом: пре­вра­ще­ны в дубо­вые дере­вья.

В мифах об Орфее объ­еди­ня­ет­ся целый ряд древ­них моти­вов (ср. вол­шеб­ное воздей­ст­вие музы­ки Орфея и миф об Амфи­оне, нис­хож­де­нии Орфея в аид и миф о Герак­ле в аиде, гибель Орфея от рук вак­ха­нок и рас­тер­за­ние Загрея). Орфей бли­зок музам (Eur. Rhes. 943), он брат пев­ца Лина (Apol­lod. I 3, 2). Орфей — учреди­тель вак­хи­че­ских оргий (Eur. Hip­pol. 953) и древ­них рели­ги­оз­ных обрядов (Aris­toph. Ran. 1032). Он посвя­щён в Само­фра­кий­ские мисте­рии (Diod. 43, 1). С име­нем Орфея свя­за­на систе­ма рели­ги­оз­но-фило­соф­ских взглядов (орфизм), воз­ник­шая на осно­ве апол­ло­но-дио­ни­сов­ско­го син­те­за в 6 в. до н. э. в Атти­ке.


Лит.: Kern O., Or­phe­us, B., 1920; Nor­den Ed., Or­phe­us und Eury­di­ce, «Sit­zungsbe­rich­te der Pre­us­si­schen Aka­de­mie der Wis­sen­schaf­ten, Phi­lo­sophi­sche-His­to­ri­sche Klas­se», 1934, S. 626—683; Lin­forth I. M., The arts of Or­phe­us, Ber­ke­ley, 1941.

А. Ф. Лосев

В антич­ном искус­стве Орфей изо­бра­жал­ся без­бо­ро­дым, в лёг­кой хла­миде; Орфей-фра­ки­ец — в высо­ких кожа­ных сапо­гах, с 4 в. до н. э. извест­ны изо­бра­же­ния Орфея в хитоне и фри­гий­ском кол­па­ке. Одно из древ­ней­ших сохра­нив­ших­ся изо­бра­же­ний Орфея как участ­ни­ка похо­да арго­нав­тов — рельеф мето­пы сокро­вищ­ни­цы сики­он­цев в Дель­фах. В ран­не­хри­сти­ан­ском искус­стве мифо­ло­ги­че­ский образ Орфея свя­зан с ико­но­гра­фи­ей «доб­ро­го пас­ты­ря» (Орфей отож­дествля­ет­ся с Хри­стом). В 15—19 вв. раз­лич­ные сюже­ты мифа исполь­зо­ва­ли Дж. Бел­ли­ни, Ф. Кос­са, Б. Кар­дуч­чи, Дж. Б. Тье­по­ло, П. П. Рубенс, Джу­лио Рома­но, Я. Тин­то­рет­то, Доме­ни­ки­но, А. Кано­ва, О. Роден и др. В евро­пей­ской лите­ра­ту­ре 20—40-х гг. 20 в. тему «Орфей и Эвриди­ка» раз­ра­ба­ты­ва­ли Р. М. Риль­ке, Ж. Ануй, И. Голь, П. Ж. Жув, А. Жид и др. В рус­ской поэ­зии нач. 20 в. моти­вы мифа об Орфее нашли отра­же­ние в твор­че­стве О. Ман­дель­шта­ма, М. Цве­та­е­вой.

«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. II, с. 262—264.
См. по теме: ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ • ДЕЛЬФИНИЙ • ДРИОП • ФЕРЕТ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Дом Орфея.
Конец II — начало III вв. н. э.
Кипр.
Пафос, Археологический парк.
2. МОЗАИКА. Северная Африка.
Орфей, играющий на лире.
Северная Африка, III в.
97 × 111 см.
DPD03.
Галереи Роял-Афина.
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Рельеф с изображением поэта, протягивающего свиток со стихами сидящему Орфею.
I в. н. э.
Спарта, Археологический музей.
4. МОЗАИКА. Греция.
Орфей и звери.
Дом Орфея. Конец II — начало III вв. н. э.
Пафос, Археологический парк.
5. МОЗАИКА. Греция.
Орфей и надпись.
Дом Орфея. Конец II — начало III в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
6. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
7. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир.
Кратер краснофигурный с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира (Trendall).
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
8. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир. Деталь: Аид и Персефона во дворце с Орфеем и другими обитателями Загробного мира.
Кратер краснофигурный с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира.
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
9. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Аттический саркофаг со сценами битвы греков с троянцами и сценой калидонской охоты.
Мрамор. 230—240 гг. н. э.
Салоники, Археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Аттический саркофаг со сценами битвы греков с троянцами и сценой калидонской охоты — фронтальный вид.
Мрамор. 230—240 гг. н. э.
Салоники, Археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE, медь
Каракалла
Августа Траяна (Траянополь), 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо, с легкой драпировкой на левом плече.
РЕВЕРС: ΤΡΑΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — Орфей во фригийской шапке сидит на скале вправо, играет на лире.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА