Мифы народов мира

ДИОСКУ́РЫ (греч. Διόσ­κου­ροι, «сыно­вья Зев­са»), в гре­че­ской мифо­ло­гии Кастор и Полидевк, близ­не­цы, сыно­вья Зев­са, бра­тья Еле­ны и Кли­те­ме­ст­ры. По одной из вер­сий мифа (Apol­lod. III 10, 7), Полидевк и Еле­на — дети Леды от Зев­са, Кастор и Кли­те­ме­ст­ра — её дети от спар­тан­ско­го царя — её супру­га Тин­да­рея (поэто­му Полидевк счи­тал­ся бес­смерт­ным, а Кастор — смерт­ным). Дио­с­ку­ры — участ­ни­ки ряда геро­и­че­ских пред­при­я­тий; Полидевк — кулач­ный боец, Кастор — укро­ти­тель коней. Они вер­ну­ли на роди­ну похи­щен­ную Тесе­ем Еле­ну, вос­поль­зо­вав­шись его отъ­ездом из Афин. Дио­с­ку­ры — участ­ни­ки похо­да арго­нав­тов, в кото­ром Полидевк победил в кулач­ном бою царя Ами­ка (Apoll. Rhod. II 1—97), калидон­ской охоты (Ovid. Met. VIII 301 след.). Дио­с­ку­ры сопер­ни­ча­ли со сво­и­ми бли­жай­ши­ми роди­ча­ми Афа­ре­ти­да­ми, у кото­рых похи­ти­ли невест — Лев­кип­пид, Фебу и Гила­ей­ру — доче­рей сво­его дяди Лев­кип­па. Кро­ме того, Дио­с­ку­ры и Афа­ре­ти­ды всту­пи­ли в спор из-за деле­жа ста­да быков; в поедин­ке Кастор пал от руки Ида­са, в то вре­мя как Полидевк убил Лин­кея; Зевс же пора­зил перу­ном убий­цу сына (Apol­lod. III 11, 2; Theocr. XXII 137—212). У Гоме­ра в «Илиа­де» Еле­на во вре­мя Тро­ян­ской вой­ны напрас­но высмат­ри­ва­ет бра­тьев на Тро­ян­ской рав­нине, не зная об их ухо­де из мира жиз­ни (Hom. Il. III 236—244). Бес­смерт­ный Полидевк был взят Зев­сом на Олимп, но из люб­ви к бра­ту уде­лил ему часть сво­его бес­смер­тия, они оба попе­ре­мен­но в виде утрен­ней и вечер­ней звезды в созвездии Близ­не­цов явля­ют­ся на небе (Ps.-Era­tosth. 10). В мифе о Дио­с­ку­рах — эле­мен­ты древ­не­го индо­ев­ро­пей­ско­го почи­та­ния боже­ст­вен­ных близ­не­цов как помощ­ни­ков чело­ве­ка (осо­бен­но вои­нов, всад­ни­ков, моря­ков). Хотя Дио­с­ку­ры счи­та­лись дорий­ски­ми геро­я­ми, их культ рас­про­стра­нил­ся дале­ко за пре­де­лы Спар­ты. В мифе о победе Дио­с­ку­ров над Афа­ре­ти­да­ми — отзву­ки исто­ри­че­ской победы спар­тан­цев над мес­сен­ца­ми (8—7 вв. до н. э.). В Спар­те Дио­с­ку­ров почи­та­ли в виде арха­и­че­ских фети­шей — двух креп­ко соеди­нён­ных друг с дру­гом брё­вен (Plut. De frat. amor. I). В мифах о Дио­с­ку­рах замет­ны моти­вы пери­о­ди­че­ской сме­ны жиз­ни и смер­ти, све­та и мра­ка — пооче­рёд­ное пре­бы­ва­ние в цар­стве мёрт­вых и на Олим­пе. В рим­ской мифо­ло­гии Дио­с­ку­ры име­ну­ют­ся Кастор и Пол­лукс.


Лит.: Cha­pout­hier F., Les Dios­cu­res au ser­vi­ce d’une dées­se, P., 1935.

А. А. Тахо-Годи

Сохра­ни­лись мно­го­чис­лен­ные изо­бра­же­ния Дио­с­ку­ров в про­из­веде­ни­ях антич­но­го искус­ства: в пла­сти­ке, вазо­пи­си, на гем­мах и моне­тах. В евро­пей­ском искус­стве Дио­с­ку­ры изо­бра­жа­лись ранее все­го как пер­со­на­жи кру­га Зоди­а­ка: обна­жён­ные маль­чи­ки-близ­не­цы (напр., у А. Дюре­ра). В ита­льян­ской живо­пи­си 16 в. Дио­с­ку­ров изо­бра­жа­ют детьми вме­сте с Ледой. Несколь­ко позд­нее живо­пис­цы обра­ща­ют­ся к сюже­ту, свя­зан­но­му с похи­ще­ни­ем Лев­кип­пид. Миф о Дио­с­ку­рах исполь­зо­вал­ся так­же в опер­ных либ­рет­то 18—19 вв. (опе­ры «Кастор и Пол­лукс» Ж. Ф. Рамо, Дж. Сар­ти, Пете­ра фон Вин­бе­ра и др.).

См. также:
ДИОСКУРЫ (Словарь античности)
ДИОСКУРЫ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 383—384.
См. по теме: ЭРГИН, ЕРГИН • ЭРИХТОНИЙ • ЭРЕВТАЛИОН • ЭРИСИХТОН, ЕРИСИХТОН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 45 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг супружеской пары с Диоскурами. Правая боковая панель с рельефом «Помощник жреца ведет жертвенного быка».
Мрамор.
II в. н. э.
Флоренция, Музей кафедрального собора.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг супружеской пары с Диоскурами. Левая боковая панель с рельефом «Военачальник проявляет милосердие к пленному варвару».
Мрамор.
II в. н. э.
Флоренция, Музей кафедрального собора.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг супружеской пары с Диоскурами (фронтальная панель).
Мрамор.
II в. н. э.
Флоренция, Музей кафедрального собора.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о похищении дочерей Левкиппа (фронтальная панель).
Римская работа.
Пентелийский мрамор.
1-я пол. II в. н. э.
Флоренция, Галерея Уффици.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг супружеской пары в окружении Диоскуров.
Фронтальная панель.
Мрамор. 240—260 гг. н. э.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Диоскур (одна статуя из пары).
Мрамор.
Римская копия II в. н. э. греческого образца V в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с изображением Диоскуров.
Мрамор. Римская работа.
II в. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Диоскур (одна статуя из пары).
Мрамор. Римская копия II в. н. э. греческого образца V в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Падение Фаэтона.
Мрамор. Римская работа II в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами бракосочетания (известный как саркофаг кардинала Гульельмо Фиески).
Фриз крышки.
Мрамор. Ок. 210—220 гг. н. э.
Рим, Базилика Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 9)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Рим, 149 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы вправо, в крылатом шлеме, украшенном головой грифона; козырёк тройной, заострённый; серьги из трёх капель, средняя из которых удлинённая, и ожерелье; волосы уложены в три симметричных локона; позади X. Кайма из точек.
РЕВЕРС: ROMA (на таблице). Диоскуры на конях скачут вправо; каждый из них держит копьё наперевес и одет в хламиду, панцирь и круглую шапку (pileus), увенчанную звездой; под конями C IVNI C F. Линейная кайма.
2. Денарий, серебро
Рим, 145 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы в крылатом шлеме вправо, с серьгой из шариков в форме виноградной грозди; сзади ослиная голова; под подбородком X. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Диоскуры скачут вправо; ниже M. IVNI; в поле ROMA. Линейная кайма.
3. Тетрадрахма, серебро
Антиох VI Эпифан Дионис
Антиохия, 143—142 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VI в лучевой короне вправо.
РЕВЕРС: ???????? ???????? ????????? ???????? — Диоскуры скачут влево, с копьями наперевес; справа — ???, ??? и монограмма; снизу — ?? (обозначение даты); всё это находится внутри венка из лилий, плюща и хлебных колосьев.
4. Тетрадрахма, серебро
Антиох VI Эпифан Дионис
Антиохия, 144—143 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VI в лучевой короне вправо.
РЕВЕРС: ???????? ???????? ????????? ???????? — Диоскуры скачут влево, с копьями наперевес; справа — ???, ??? и монограмма; снизу — ??? (обозначение даты); всё это находится внутри венка из лилий, плюща и хлебных колосьев.
5. Аурей, золото
Марк Аврелий
Рим, 177—178 гг.
АВЕРС: L. AVREL. COMMODVS AVG. — драпированный бюст Коммода, в доспехах, с обнаженной головой, вправо.
РЕВЕРС: TR. P. III IMP. II COS. P. P. — Кастор, обнаженный, если не считать плаща на груди и на плечах, в круглой шапочке, стоит во фронт, голова влево, перед конем, который стоит влево, держа его под уздцы правой рукой и держа перевернутое копье, вертикально, в левой руке.
6. AE 17, бронза
Селевк II Каллиник
Нисибис, 246—226 гг. до н.э.
АВЕРС: Головы Диоскуров влево.
РЕВЕРС: ???????? ???????? — Голова слона вправо; справа — буква ?.
7. Медальон, медь
Коммод
Рим, 184—185 гг.
АВЕРС: M. COMMODVS ANTONINVS AVG. PIVS BRIT. — драпированный бюст Коммода, в лавровом венке и в доспехах, вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. X IMP. VII COS. III P. P. — Юпитер сидит на троне во фронт, держит пучок молний в правой руке и скипетр — в левой; по сторонам от него, слева и справа, стоят Диоскуры, обнаженные, если не считать накинутых на плечи плащей, каждый держит копье и коня под уздцы. У основания трона сидит вправо орел, повернув голову влево.
8. Денарий, серебро
Рим, 136 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы в крылатом шлеме вправо, шлем украшен головой грифона; забрало из трех частей и поднято козырьком; серьга с тройной подвеской и ожерелье из подвесок; волосы спадают локонами; сзади головы лавровый венок; внизу X и ROMA. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Диоскуры верхом на лошадях скачут галопом в противоположные стороны, но смотрят, обернувшись, друг на друга; из копья направлены остриями вниз; у каждого над головой звезда. Кайма из точек.
В обрезе: C. SERVEILI. M. F. (Caius Serveilius Marci filius).
9. Денарий, серебро
Рим, 141 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы, обращенная вправо, в крылатом шлеме, украшенном головой грифона; забрало состоит из трех частей и поднято козырьком; спиралеобразная серьга с одной подвеской; позади головы XVI (= 16 ассам). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Диоскуры верхом на лошадях скачут вправо, у каждого в руке копье наперевес; оба одеты в хламиду, доспехи и пилей, над головой у каждого звезда. Под лошадьми L. IVLI. (VL — монограммой) (Lucius Iulius). Кайма в виде линии.
В обрезе на табличке: ROMA.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА