Мифы народов мира

ДИОСКУ́РЫ (греч. Διόσκουροι, «сыно­вья Зев­са»), в гре­че­ской мифо­ло­гии Кастор и Полидевк, близ­не­цы, сыно­вья Зев­са, бра­тья Еле­ны и Кли­те­мест­ры. По одной из вер­сий мифа (Apollod. III 10, 7), Полидевк и Еле­на — дети Леды от Зев­са, Кастор и Кли­те­мест­ра — её дети от спар­тан­ско­го царя — её супру­га Тин­да­рея (поэто­му Полидевк счи­тал­ся бес­смерт­ным, а Кастор — смерт­ным). Дио­с­ку­ры — участ­ни­ки ряда геро­и­че­ских пред­при­я­тий; Полидевк — кулач­ный боец, Кастор — укро­ти­тель коней. Они вер­ну­ли на роди­ну похи­щен­ную Тесе­ем Еле­ну, вос­поль­зо­вав­шись его отъ­ездом из Афин. Дио­с­ку­ры — участ­ни­ки похо­да арго­нав­тов, в кото­ром Полидевк победил в кулач­ном бою царя Ами­ка (Apoll. Rhod. II 1—97), калидон­ской охоты (Ovid. Met. VIII 301 след.). Дио­с­ку­ры сопер­ни­ча­ли со сво­и­ми бли­жай­ши­ми роди­ча­ми Афа­ре­ти­да­ми, у кото­рых похи­ти­ли невест — Лев­кип­пид, Фебу и Гила­ей­ру — доче­рей сво­е­го дяди Лев­кип­па. Кро­ме того, Дио­с­ку­ры и Афа­ре­ти­ды всту­пи­ли в спор из-за деле­жа ста­да быков; в поедин­ке Кастор пал от руки Ида­са, в то вре­мя как Полидевк убил Лин­кея; Зевс же пора­зил перу­ном убий­цу сына (Apollod. III 11, 2; Theocr. XXII 137—212). У Гоме­ра в «Илиа­де» Еле­на во вре­мя Тро­ян­ской вой­ны напрас­но высмат­ри­ва­ет бра­тьев на Тро­ян­ской рав­нине, не зная об их ухо­де из мира жиз­ни (Hom. Il. III 236—244). Бес­смерт­ный Полидевк был взят Зев­сом на Олимп, но из люб­ви к бра­ту уде­лил ему часть сво­е­го бес­смер­тия, они оба попе­ре­мен­но в виде утрен­ней и вечер­ней звезды в созвездии Близ­не­цов явля­ют­ся на небе (Ps.-Eratosth. 10). В мифе о Дио­с­ку­рах — эле­мен­ты древ­не­го индо­ев­ро­пей­ско­го почи­та­ния боже­ст­вен­ных близ­не­цов как помощ­ни­ков чело­ве­ка (осо­бен­но вои­нов, всад­ни­ков, моря­ков). Хотя Дио­с­ку­ры счи­та­лись дорий­ски­ми геро­я­ми, их культ рас­про­стра­нил­ся дале­ко за пре­д­е­лы Спар­ты. В мифе о победе Дио­с­ку­ров над Афа­ре­ти­да­ми — отзву­ки исто­ри­че­ской победы спар­тан­цев над мес­сен­ца­ми (8—7 вв. до н. э.). В Спар­те Дио­с­ку­ров почи­та­ли в виде арха­и­че­ских фети­шей — двух креп­ко соеди­нён­ных друг с дру­гом брё­вен (Plut. De frat. amor. I). В мифах о Дио­с­ку­рах замет­ны моти­вы пери­о­ди­че­ской сме­ны жиз­ни и смер­ти, све­та и мра­ка — пооче­рёд­ное пре­бы­ва­ние в цар­ст­ве мёрт­вых и на Олим­пе. В рим­ской мифо­ло­гии Дио­с­ку­ры име­ну­ют­ся Кастор и Пол­лукс.


Лит.: Chapouthier F., Les Dioscures au service d’une déesse, P., 1935.

А. А. Тахо-Годи

Сохра­ни­лись мно­го­чис­лен­ные изо­бра­же­ния Дио­с­ку­ров в про­из­веде­ни­ях антич­но­го искус­ства: в пла­сти­ке, вазо­пи­си, на гем­мах и моне­тах. В евро­пей­ском искус­ст­ве Дио­с­ку­ры изо­бра­жа­лись ранее все­го как пер­со­на­жи кру­га Зоди­а­ка: обна­жён­ные маль­чи­ки-близ­не­цы (напр., у А. Дюре­ра). В ита­льян­ской живо­пи­си 16 в. Дио­с­ку­ров изо­бра­жа­ют детьми вме­сте с Ледой. Несколь­ко позд­нее живо­пис­цы обра­ща­ют­ся к сюже­ту, свя­зан­но­му с похи­ще­ни­ем Лев­кип­пид. Миф о Дио­с­ку­рах исполь­зо­вал­ся так­же в опер­ных либ­рет­то 18—19 вв. (опе­ры «Кастор и Пол­лукс» Ж. Ф. Рамо, Дж. Сар­ти, Пете­ра фон Вин­бе­ра и др.).

«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 383—384.
См. также:
ДИОСКУРЫ (Словарь античности)
ДИОСКУРЫ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ФИЛЛИДА • ФИЛЕМОН И БАВКИДА • ГИЛЛ • ГЕСПЕР •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 34 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг супружеской пары в окружении Диоскуров.
Фронтальная панель.
Мрамор. 240—260 гг. н. э.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Диоскур (одна статуя из пары).
Мрамор. Римская копия II в. н. э. греческого образца V в. до н. э.
Инв. №№ 131209 и 230872.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Диоскур (одна статуя из пары).
Мрамор. Римская копия II в. н. э. греческого образца V в. до н. э.
Инв. №№ 131209 и 230872.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами бракосочетания (известный как саркофаг кардинала Гульельмо Фиески).
Фриз крышки.
Мрамор. Ок. 210—220 гг. н. э.
Рим, Базилика Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Кастор или Полидевк.
Эпоха Нерона.
Помпеи, Большая палестра.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря.
Передняя панель.
Проконнесский мрамор. III в. н. э.
Салерно, Кафедральный собор.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря.
Фронтальная панель.
Мрамор. 2-я половина II в. н. э.
Рим, Капитолийские музеи.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря.
Мрамор. Середина II в. н. э.
Дл. 185 см, выс. 67 см, шир. 48 см.
Инв. № 822.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг в форме портика с арками.
Мрамор. Рим. Ок. 270—280 гг. н. э.
Инв. № С 14 est.
Пиза, Кампосанто.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря.
Фронтальная панель.
Лунский мрамор. 170—180 гг. н. э.
Рим, Галерея Дориа-Памфили.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 9)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Рим, 149 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы вправо, в крылатом шлеме, украшенном головой грифона; козырёк тройной, заострённый; серьги из трёх капель, средняя из которых удлинённая, и ожерелье; волосы уложены в три симметричных локона; позади X. Кайма из точек.
РЕВЕРС: ROMA (на таблице). Диоскуры на конях скачут вправо; каждый из них держит копьё наперевес и одет в хламиду, панцирь и круглую шапку (pileus), увенчанную звездой; под конями C IVNI C F. Линейная кайма.
2. Денарий, серебро
Рим, 145 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы в крылатом шлеме вправо, с серьгой из шариков в форме виноградной грозди; сзади ослиная голова; под подбородком X. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Диоскуры скачут вправо; ниже M. IVNI; в поле ROMA. Линейная кайма.
3. Тетрадрахма, серебро
Антиох VI Эпифан Дионис
Антиохия, 143—142 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VI в лучевой короне вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΔΙΟΝΥΣΟΥ — Диоскуры скачут влево, с копьями наперевес; справа — ΤΡΥ, ΣΤΑ и монограмма; снизу — ΟΡ (обозначение даты); всё это находится внутри венка из лилий, плюща и хлебных колосьев.
4. Тетрадрахма, серебро
Антиох VI Эпифан Дионис
Антиохия, 144—143 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VI в лучевой короне вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΔΙΟΝΥΣΟΥ — Диоскуры скачут влево, с копьями наперевес; справа — ΤΡΥ, ΣΤΑ и монограмма; снизу — ΘΕΡ (обозначение даты); всё это находится внутри венка из лилий, плюща и хлебных колосьев.
5. Аурей, золото
Марк Аврелий
Рим, 177—178 гг.
АВЕРС: L. AVREL. COMMODVS AVG. — драпированный бюст Коммода, в доспехах, с обнаженной головой, вправо.
РЕВЕРС: TR. P. III IMP. II COS. P. P. — Кастор, обнаженный, если не считать плаща на груди и на плечах, в круглой шапочке, стоит во фронт, голова влево, перед конем, который стоит влево, держа его под уздцы правой рукой и держа перевернутое копье, вертикально, в левой руке.
6. AE 17, бронза
Селевк II Каллиник
Нисибис, 246—226 гг. до н.э.
АВЕРС: Головы Диоскуров влево.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Голова слона вправо; справа — буква Φ.
7. Медальон, медь
Коммод
Рим, 184—185 гг.
АВЕРС: M. COMMODVS ANTONINVS AVG. PIVS BRIT. — драпированный бюст Коммода, в лавровом венке и в доспехах, вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. X IMP. VII COS. III P. P. — Юпитер сидит на троне во фронт, держит пучок молний в правой руке и скипетр — в левой; по сторонам от него, слева и справа, стоят Диоскуры, обнаженные, если не считать накинутых на плечи плащей, каждый держит копье и коня под уздцы. У основания трона сидит вправо орел, повернув голову влево.
8. Денарий, серебро
Рим, 136 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы в крылатом шлеме вправо, шлем украшен головой грифона; забрало из трех частей и поднято козырьком; серьга с тройной подвеской и ожерелье из подвесок; волосы спадают локонами; сзади головы лавровый венок; внизу X и ROMA. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Диоскуры верхом на лошадях скачут галопом в противоположные стороны, но смотрят, обернувшись, друг на друга; из копья направлены остриями вниз; у каждого над головой звезда. Кайма из точек.
В обрезе: C. SERVEILI. M. F. (Caius Serveilius Marci filius).
9. Денарий, серебро
Рим, 141 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы, обращенная вправо, в крылатом шлеме, украшенном головой грифона; забрало состоит из трех частей и поднято козырьком; спиралеобразная серьга с одной подвеской; позади головы XVI (= 16 ассам). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Диоскуры верхом на лошадях скачут вправо, у каждого в руке копье наперевес; оба одеты в хламиду, доспехи и пилей, над головой у каждого звезда. Под лошадьми L. IVLI. (VL — монограммой) (Lucius Iulius). Кайма в виде линии.
В обрезе на табличке: ROMA.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА