Мифы народов мира

ДИОСКУ́РЫ (греч. Διόσ­κου­ροι, «сыно­вья Зев­са»), в гре­че­ской мифо­ло­гии Кастор и Полидевк, близ­не­цы, сыно­вья Зев­са, бра­тья Еле­ны и Кли­те­ме­ст­ры. По одной из вер­сий мифа (Apol­lod. III 10, 7), Полидевк и Еле­на — дети Леды от Зев­са, Кастор и Кли­те­ме­ст­ра — её дети от спар­тан­ско­го царя — её супру­га Тин­да­рея (поэто­му Полидевк счи­тал­ся бес­смерт­ным, а Кастор — смерт­ным). Дио­с­ку­ры — участ­ни­ки ряда геро­и­че­ских пред­при­я­тий; Полидевк — кулач­ный боец, Кастор — укро­ти­тель коней. Они вер­ну­ли на роди­ну похи­щен­ную Тесе­ем Еле­ну, вос­поль­зо­вав­шись его отъ­ездом из Афин. Дио­с­ку­ры — участ­ни­ки похо­да арго­нав­тов, в кото­ром Полидевк победил в кулач­ном бою царя Ами­ка (Apoll. Rhod. II 1—97), калидон­ской охоты (Ovid. Met. VIII 301 след.). Дио­с­ку­ры сопер­ни­ча­ли со сво­и­ми бли­жай­ши­ми роди­ча­ми Афа­ре­ти­да­ми, у кото­рых похи­ти­ли невест — Лев­кип­пид, Фебу и Гила­ей­ру — доче­рей сво­его дяди Лев­кип­па. Кро­ме того, Дио­с­ку­ры и Афа­ре­ти­ды всту­пи­ли в спор из-за деле­жа ста­да быков; в поедин­ке Кастор пал от руки Ида­са, в то вре­мя как Полидевк убил Лин­кея; Зевс же пора­зил перу­ном убий­цу сына (Apol­lod. III 11, 2; Theocr. XXII 137—212). У Гоме­ра в «Илиа­де» Еле­на во вре­мя Тро­ян­ской вой­ны напрас­но высмат­ри­ва­ет бра­тьев на Тро­ян­ской рав­нине, не зная об их ухо­де из мира жиз­ни (Hom. Il. III 236—244). Бес­смерт­ный Полидевк был взят Зев­сом на Олимп, но из люб­ви к бра­ту уде­лил ему часть сво­его бес­смер­тия, они оба попе­ре­мен­но в виде утрен­ней и вечер­ней звезды в созвездии Близ­не­цов явля­ют­ся на небе (Ps.-Era­tosth. 10). В мифе о Дио­с­ку­рах — эле­мен­ты древ­не­го индо­ев­ро­пей­ско­го почи­та­ния боже­ст­вен­ных близ­не­цов как помощ­ни­ков чело­ве­ка (осо­бен­но вои­нов, всад­ни­ков, моря­ков). Хотя Дио­с­ку­ры счи­та­лись дорий­ски­ми геро­я­ми, их культ рас­про­стра­нил­ся дале­ко за пре­де­лы Спар­ты. В мифе о победе Дио­с­ку­ров над Афа­ре­ти­да­ми — отзву­ки исто­ри­че­ской победы спар­тан­цев над мес­сен­ца­ми (8—7 вв. до н. э.). В Спар­те Дио­с­ку­ров почи­та­ли в виде арха­и­че­ских фети­шей — двух креп­ко соеди­нён­ных друг с дру­гом брё­вен (Plut. De frat. amor. I). В мифах о Дио­с­ку­рах замет­ны моти­вы пери­о­ди­че­ской сме­ны жиз­ни и смер­ти, све­та и мра­ка — пооче­рёд­ное пре­бы­ва­ние в цар­стве мёрт­вых и на Олим­пе. В рим­ской мифо­ло­гии Дио­с­ку­ры име­ну­ют­ся Кастор и Пол­лукс.


Лит.: Cha­pouthier F., Les Dios­cu­res au ser­vi­ce d’une dées­se, P., 1935.

А. А. Тахо-Годи

Сохра­ни­лись мно­го­чис­лен­ные изо­бра­же­ния Дио­с­ку­ров в про­из­веде­ни­ях антич­но­го искус­ства: в пла­сти­ке, вазо­пи­си, на гем­мах и моне­тах. В евро­пей­ском искус­стве Дио­с­ку­ры изо­бра­жа­лись ранее все­го как пер­со­на­жи кру­га Зоди­а­ка: обна­жён­ные маль­чи­ки-близ­не­цы (напр., у А. Дюре­ра). В италь­ян­ской живо­пи­си 16 в. Дио­с­ку­ров изо­бра­жа­ют детьми вме­сте с Ледой. Несколь­ко позд­нее живо­пис­цы обра­ща­ют­ся к сюже­ту, свя­зан­но­му с похи­ще­ни­ем Лев­кип­пид. Миф о Дио­с­ку­рах исполь­зо­вал­ся так­же в опер­ных либ­рет­то 18—19 вв. (опе­ры «Кастор и Пол­лукс» Ж. Ф. Рамо, Дж. Сар­ти, Пете­ра фон Вин­бе­ра и др.).

См. также:
ДИОСКУРЫ (Словарь античности)
ДИОСКУРЫ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 383—384.
См. по теме: ЭРЕХТЕЙ, ЕРЕХФЕЙ • ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ • ЭХЕМ • ДЕДАЛИОН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуи Диоскуров на Капитолии со стороны парадной лестницы.
Мрамор.
Императорское время.
Рим, Капитолийские музеи, Площадь Капитолия.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Капитолийская триада.
Мрамор.
II в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря.
Проконнесский мрамор. III в. н. э.
Дл. 235 см, выс. 79 см, шир. 70 см.
Салерно, Кафедральный собор.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами бракосочетания (известный как саркофаг кардинала Гульельмо Фиески).
Фриз крышки.
Мрамор. Ок. 210—220 гг. н. э.
Рим, Базилика Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Падение Фаэтона.
Стенка саркофага.
Мрамор.
Римская работа. II в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Алтарь с изображением двух Диоскуров у источника Ютурны.
Императорское время.
Рим, Римский Форум.
7. НАДПИСИ. Рим.
Бронзовая табличка из Лавиния с посвящением Кастору и Поллуксу.
2-я пол. VI в. до н. э.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский Форум.
Вид из Табулярия.
(Арка Септимия Севера, Новые ростры, храм Божественного Юлия, арка Тита, храм Весты, колонна Фоки, храм Кастора и Поллукса, базилика Юлия, дом Тиберия)
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский Форум.
Вид из Табулярия.
(Храм Антонина и Фаустины, храм Божественного Ромула, базилика Максенция, храм Божественного Юлия, Колизей, базилика Юлия, храм Весты, атрий Весты, храм Кастора и Поллукса)
Рим, Римский Форум.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский Форум.
Вид из Табулярия.
(Храм Весты, Колизей, арка Тита, базилика Юлия, храм Кастора и Поллукса, атрий Весты, дом Тиберия).
Рим, Римский Форум.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Гай Юний
Рим, 149 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы вправо, в крылатом шлеме, украшенном головой грифона; козырек тройной, заостренный; серьги из трех капель, средняя из которых удлиненная, и ожерелье; волосы уложены в три симметричных локона; позади X. Кайма из точек.
РЕВЕРС: ROMA (на таблице). Диоскуры на конях скачут вправо; каждый из них держит копье наперевес и одет в хламиду, панцирь и круглую шапку (pileus), увенчанную звездой; под конями C IVNI C F. Линейная кайма.
2. Денарий, серебро
Марк Юний Силан
Рим, 145 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы в крылатом шлеме вправо, с серьгой из шариков в форме виноградной грозди; сзади ослиная голова; под подбородком X. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Диоскуры скачут вправо; ниже M. IVNI; в поле ROMA. Линейная кайма.
3. Тетрадрахма, серебро
Антиох VI Эпифан Дионис
Антиохия, 143—142 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VI в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΔΙΟΝΥΣΟΥ — Диоскуры скачут влево, с копьями наперевес; справа — ΤΡΥ, ΣΤΑ и монограмма; снизу — ΟΡ (обозначение даты); все это находится внутри венка из лилий, плюща и хлебных колосьев.
4. Тетрадрахма, серебро
Антиох VI Эпифан Дионис
Антиохия, 144—143 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VI в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΔΙΟΝΥΣΟΥ — Диоскуры скачут влево, с копьями наперевес; справа — ΤΡΥ, ΣΤΑ и монограмма; снизу — ΘΕΡ (обозначение даты); все это находится внутри венка из лилий, плюща и хлебных колосьев.
5. Аурей, золото
Марк Аврелий
Рим, 177—178 гг.
АВЕРС: L. AVREL. COMMODVS AVG. — драпированный бюст Коммода, в доспехах, с обнаженной головой, вправо.
РЕВЕРС: TR. P. III IMP. II COS. P. P. — Кастор, обнаженный, если не считать плаща на груди и на плечах, в круглой шапочке, стоит во фронт, голова влево, перед конем, который стоит влево, держа его под уздцы правой рукой и держа перевернутое копье, вертикально, в левой руке.
6. AE 17, бронза
Селевк II Каллиник
Нисибис, 246—226 гг. до н.э.
АВЕРС: Головы Диоскуров влево.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Голова слона вправо; справа — буква Φ.
7. Медальон, медь
Коммод
Рим, 184—185 гг.
АВЕРС: M. COMMODVS ANTONINVS AVG. PIVS BRIT. — драпированный бюст Коммода, в лавровом венке и в доспехах, вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. X IMP. VII COS. III P. P. — Юпитер сидит на троне во фронт, держит пучок молний в правой руке и скипетр — в левой; по сторонам от него, слева и справа, стоят Диоскуры, обнаженные, если не считать накинутых на плечи плащей, каждый держит копье и коня под уздцы. У основания трона сидит вправо орел, повернув голову влево.
8. Денарий, серебро
Гай Сервилий Ватия
Рим, 136 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы в крылатом шлеме вправо, шлем украшен головой грифона; забрало из трех частей и поднято козырьком; серьга с тройной подвеской и ожерелье из подвесок; волосы спадают локонами; сзади головы лавровый венок; внизу X и ROMA. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Диоскуры верхом на лошадях скачут галопом в противоположные стороны, но смотрят, обернувшись, друг на друга; из копья направлены остриями вниз; у каждого над головой звезда. Кайма из точек.
В обрезе: C. SERVEILI. M. F. (Caius Serveilius Marci filius).
9. Денарий, серебро
Луций Юлий Цезарь
Рим, 141 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы, обращенная вправо, в крылатом шлеме, украшенном головой грифона; забрало состоит из трех частей и поднято козырьком; спиралеобразная серьга с одной подвеской; позади головы XVI (= 16 ассам). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Диоскуры верхом на лошадях скачут вправо, у каждого в руке копье наперевес; оба одеты в хламиду, доспехи и пилей, над головой у каждого звезда. Под лошадьми L. IVLI. (Lucius Iulius). Кайма в виде линии.
В обрезе на табличке: ROMA.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА