Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ДИОСКУ́РЫ

Διόσ­κου­ροι, т. е., Зев­со­вы отро­ки, Кастор и Полидевк (Πο­λυδεύκης, Pol­lux), сыно­вья Леды, бра­тья Еле­ны и Кли­тем­не­стры, родив­ши­е­ся в Ами­к­лах. Они счи­та­ют­ся или сыно­вья­ми Тин­да­рея и назы­ва­ют­ся поэто­му Тин­да­рида­ми, или же детьми Зев­са, кото­рый, по позд­ней­ше­му ска­за­нию, про­из­вел их, при­няв вид лебедя. По Гоме­ру, они еще до тро­ян­ской вой­ны сошли с лика зем­ли: «Но и в нед­рах зем­ных высо­ко почтен­ные Зев­сом, то один день, чере­дой, наслаж­да­ют­ся жиз­нен­ным све­том, то уми­ра­ют опять, а по чести богам они рав­ны». Il. 3, 236. Od. 11, 298. Это были два юных героя, из кото­рых Кастор сла­вил­ся как укро­ти­тель коней (ἱπ­πό­δαμος), а Полидевк как кулач­ный боец (πὺξ ἀγα­θός). Они пред­при­ня­ли поход в Атти­ку, чтобы осво­бо­дить сест­ру свою Еле­ну, похи­щен­ную Тесе­ем, сопут­ст­во­ва­ли арго­нав­там и боро­лись с сыно­вья­ми Афа­ре­евы­ми Ида­сом и Лин­ке­ем, у кото­рых они похи­ти­ли их невест, Фебу и Гила­ей­ру (Φοίβη, Ἱλάειρα), доче­рей обще­го их дяди Лев­кип­па, Лев­кип­пид, и жени­лись на них (см. Idas). В этой послед­ней борь­бе Кастор, кото­рый был смерт­ный сын Тин­да­рея, пал; тогда Полидевк, бес­смерт­ный сын Зев­са, из люб­ви к бра­ту упро­сил сво­его отца, чтобы ему так­же поз­во­ле­но было уме­реть. Зевс, одна­ко, пре­до­ста­вил ему на выбор или оби­тать с ним вме­сте на Олим­пе, или один день пре­бы­вать вме­сте с бра­том на Олим­пе, а дру­гой — в пре­ис­под­ней. Полидевк избрал послед­нее. Таким обра­зом позд­ней­шее ска­за­ние объ­яс­ня­ло упо­мя­ну­тую Гоме­ром пооче­ред­ную сме­ну смерт­но-бес­смерт­ной жиз­ни. Пер­во­на­чаль­но оба Дио­с­ку­ра были, веро­ят­но, древ­не­пе­ласгий­ские боже­ства све­та, при­ня­тые вторг­нув­ши­ми­ся в Пело­пон­нес доря­на­ми и почи­тав­ши­е­ся ими как герои-полу­бо­ги. В Спар­те они были защит­ни­ка­ми государ­ства и покро­ви­те­ля­ми гим­на­сти­ки; впо­след­ст­вии их сме­ши­ва­ли с само­фра­кий­ски­ми Каби­ра­ми, пред­став­ля­ли путе­во­ди­те­ля­ми моря­ков и покро­ви­те­ля­ми госте­при­им­ства (см. Θεοξέ­νια). Зна­ком их бли­зо­сти моря­ки счи­та­ли появ­ляв­ши­е­ся ино­гда на око­неч­но­стях мачт элек­три­че­ские огонь­ки — огонь Св. Ильи. Празд­ник в честь Дио­с­ку­ров назы­вал­ся Διοσ­κού­ρια или так­же Ἀνά­κεια, от сло­ва Ἄνα­κες, т. е. ἄνακ­τες — вла­сти­те­ли, вер­хов­ные пра­ви­те­ли, как и назы­ва­ли их в неко­то­рых местах, а имен­но в Афи­нах.

См. также:
ДИОСКУРЫ (Словарь античности)
ДИОСКУРЫ (Мифы народов мира)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 413.
См. по теме: ЭРИФИЛА, ЕРИФИЛА • ЭРИСИХТОН, ЕРИСИХТОН • ЭПИКАСТА, ЕПИКАСТА • ЭРИБЕЯ, ЕРИБЕЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 50 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг супружеской пары с Диоскурами. Правая боковая панель с рельефом «Помощник жреца ведет жертвенного быка».
Мрамор.
II в. н. э.
Флоренция, Музей кафедрального собора.
2. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
3. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
4. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг супружеской пары с Диоскурами. Левая боковая панель с рельефом «Военачальник проявляет милосердие к пленному варвару».
Мрамор.
II в. н. э.
Флоренция, Музей кафедрального собора.
6. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг супружеской пары с Диоскурами (фронтальная панель).
Мрамор.
II в. н. э.
Флоренция, Музей кафедрального собора.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о похищении дочерей Левкиппа (фронтальная панель).
Римская работа.
Пентелийский мрамор.
1-я пол. II в. н. э.
Флоренция, Галерея Уффици.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг супружеской пары в окружении Диоскуров.
Фронтальная панель.
Мрамор. 240—260 гг. н. э.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Калидонской охоте.
Греческий среднезернистый мрамор.
Римская работа. 200—230 гг. н. э.
Флоренция, Галерея Уффици.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 9)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Рим, 149 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы вправо, в крылатом шлеме, украшенном головой грифона; козырёк тройной, заострённый; серьги из трёх капель, средняя из которых удлинённая, и ожерелье; волосы уложены в три симметричных локона; позади X. Кайма из точек.
РЕВЕРС: ROMA (на таблице). Диоскуры на конях скачут вправо; каждый из них держит копьё наперевес и одет в хламиду, панцирь и круглую шапку (pileus), увенчанную звездой; под конями C IVNI C F. Линейная кайма.
2. Денарий, серебро
Рим, 145 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы в крылатом шлеме вправо, с серьгой из шариков в форме виноградной грозди; сзади ослиная голова; под подбородком X. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Диоскуры скачут вправо; ниже M. IVNI; в поле ROMA. Линейная кайма.
3. Тетрадрахма, серебро
Антиох VI Эпифан Дионис
Антиохия, 143—142 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VI в лучевой короне вправо.
РЕВЕРС: ???????? ???????? ????????? ???????? — Диоскуры скачут влево, с копьями наперевес; справа — ???, ??? и монограмма; снизу — ?? (обозначение даты); всё это находится внутри венка из лилий, плюща и хлебных колосьев.
4. Тетрадрахма, серебро
Антиох VI Эпифан Дионис
Антиохия, 144—143 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VI в лучевой короне вправо.
РЕВЕРС: ???????? ???????? ????????? ???????? — Диоскуры скачут влево, с копьями наперевес; справа — ???, ??? и монограмма; снизу — ??? (обозначение даты); всё это находится внутри венка из лилий, плюща и хлебных колосьев.
5. Аурей, золото
Марк Аврелий
Рим, 177—178 гг.
АВЕРС: L. AVREL. COMMODVS AVG. — драпированный бюст Коммода, в доспехах, с обнаженной головой, вправо.
РЕВЕРС: TR. P. III IMP. II COS. P. P. — Кастор, обнаженный, если не считать плаща на груди и на плечах, в круглой шапочке, стоит во фронт, голова влево, перед конем, который стоит влево, держа его под уздцы правой рукой и держа перевернутое копье, вертикально, в левой руке.
6. AE 17, бронза
Селевк II Каллиник
Нисибис, 246—226 гг. до н.э.
АВЕРС: Головы Диоскуров влево.
РЕВЕРС: ???????? ???????? — Голова слона вправо; справа — буква ?.
7. Медальон, медь
Коммод
Рим, 184—185 гг.
АВЕРС: M. COMMODVS ANTONINVS AVG. PIVS BRIT. — драпированный бюст Коммода, в лавровом венке и в доспехах, вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. X IMP. VII COS. III P. P. — Юпитер сидит на троне во фронт, держит пучок молний в правой руке и скипетр — в левой; по сторонам от него, слева и справа, стоят Диоскуры, обнаженные, если не считать накинутых на плечи плащей, каждый держит копье и коня под уздцы. У основания трона сидит вправо орел, повернув голову влево.
8. Денарий, серебро
Рим, 136 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы в крылатом шлеме вправо, шлем украшен головой грифона; забрало из трех частей и поднято козырьком; серьга с тройной подвеской и ожерелье из подвесок; волосы спадают локонами; сзади головы лавровый венок; внизу X и ROMA. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Диоскуры верхом на лошадях скачут галопом в противоположные стороны, но смотрят, обернувшись, друг на друга; из копья направлены остриями вниз; у каждого над головой звезда. Кайма из точек.
В обрезе: C. SERVEILI. M. F. (Caius Serveilius Marci filius).
9. Денарий, серебро
Рим, 141 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы, обращенная вправо, в крылатом шлеме, украшенном головой грифона; забрало состоит из трех частей и поднято козырьком; спиралеобразная серьга с одной подвеской; позади головы XVI (= 16 ассам). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Диоскуры верхом на лошадях скачут вправо, у каждого в руке копье наперевес; оба одеты в хламиду, доспехи и пилей, над головой у каждого звезда. Под лошадьми L. IVLI. (VL — монограммой) (Lucius Iulius). Кайма в виде линии.
В обрезе на табличке: ROMA.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА