Мифы народов мира

КАССА́НДРА (Κασσάνδρα), в гре­че­ской мифо­ло­гии дочь При­а­ма и Геку­бы. Уже в кик­ли­че­ских поэ­мах Кас­сандра высту­па­ла как про­ро­чи­ца, пред­ска­за­ни­ям кото­рой никто не верит. Даром про­виде­ния наде­лил Кас­сан­дру домо­гав­ший­ся её люб­ви Апол­лон, и, когда Кас­сандра отка­за­лась отве­тить ему вза­им­но­стью, Апол­лон в отмест­ку ей сде­лал так, что её вещие сло­ва не ста­ли при­ни­мать всерь­ёз (Ae­schyl. Agam. 1202—1212). По более позд­не­му вари­ан­ту мифа, Кас­сандра вме­сте с бра­том-близ­не­цом Еле­ном полу­чи­ла про­ро­че­ский дар ещё в дет­стве от свя­щен­ных змей в хра­ме Апол­ло­на (на тро­ян­ской рав­нине). Кас­сандра пер­вой опо­зна­ла Пари­са, явив­ше­го­ся на состя­за­ния в Трою, и хоте­ла его убить, чтобы изба­вить роди­ну от бед­ст­вий, кото­рые Парис потом навлёк на Трою. Она уго­ва­ри­ва­ла Пари­са отка­зать­ся от бра­ко­со­че­та­ния с Еле­ной, а затем убеж­да­ла тро­ян­цев не верить сло­вам Сино­на и не вво­дить в Трою дере­вян­но­го коня (в кото­ром скры­ва­лась заса­да ахей­цев) (Apol­lod. epit. V 17), но её про­ри­ца­ни­ям опять не пове­ри­ли. В ночь паде­ния Трои Кас­сандра иска­ла убе­жи­ща у алта­ря Афи­ны, но была отторг­ну­та от него Аяк­сом, сыном Оилея, кото­рый насиль­но овла­дел Кас­сан­дрой (V 22). Как плен­ни­ца Кас­сандра доста­лась в добы­чу Ага­мем­но­ну и погиб­ла вме­сте с ним от руки Кли­те­ме­ст­ры, увидев­шей в ней сопер­ни­цу (Hom. Od. XI 421—423; Ae­schyl. Agam. 1256—1263; 1438—1447). В исто­ри­че­скую эпо­ху в ряде мест Пело­пон­не­са (в Ами­к­лах, Мике­нах, Левк­тре) ука­зы­ва­ли моги­лу и храм Кас­сан­дры, отож­дествля­е­мой с мест­ным боже­ст­вом Алек­сан­дрой (Paus. II 16, 6; III 19, 6; III 26, 4).

Тра­ги­че­ский образ Кас­сан­дры, вещаю­щей в про­ро­че­ском экс­та­зе страш­ные виде­ния буду­ще­го, запе­чат­лён в «Ага­мем­ноне» Эсхи­ла (1035—1330) и «Тро­ян­ках» Еври­пида (294—461), в то вре­мя как в поэ­ме «Алек­сандра» поэта 3 в. до н. э. Ликофро­на отра­же­на срав­ни­тель­но позд­няя вер­сия мифа, соглас­но кото­рой При­ам велел запе­реть безум­ную Кас­сан­дру, при­ста­вить к ней стра­жа и пору­чил ему запи­сы­вать про­ро­че­ства Кас­сан­дры.


Лит.: Dav­reux J., La lé­gen­de de la pro­phé­tes­se Cas­sandre, P., 1942.

В. Н. Ярхо

Миф нашёл отра­же­ние в антич­ном изо­бра­зи­тель­ном искус­стве (фрес­ки в Пом­пе­ях и Гер­ку­ла­ну­ме, релье­фы, рез­ные кам­ни и др.); в вазо­пи­си осо­бен­но была рас­про­стра­не­на сце­на оттор­же­ния Кас­сан­дры от алта­ря Афи­ны Аяк­сом.

Евро­пей­ская дра­ма­тур­гия 16—18 вв. ред­ко обра­ща­лась к обра­зу, наи­бо­лее зна­чи­тель­ные тра­гедии нач. 20 в.: «Кас­сандра» Г. Эйлен­бер­га, Леси Укра­ин­ки и П. Эрн­ста. Полу­чи­ли рас­про­стра­не­ние пере­во­ды и пере­дел­ки сце­ны гибе­ли Кас­сан­дры из тра­гедии Эсхи­ла «Ага­мем­нон», в т. ч. в рус­ской лите­ра­ту­ре 19 в. («Кас­сандра в чер­то­гах Ага­мем­но­на» А. Ф. Мерз­ля­ко­ва, «Кас­сандра» А. Н. Май­ко­ва). В поэ­зии тра­ги­че­ский образ про­ро­чи­цы Кас­сан­дры созда­ли Ф. Шил­лер (бал­ла­да «Кас­сандра»), В. К. Кюхель­бе­кер (поэ­ма «Кас­сандра»).

См. также:
АЛЕКСАНДРА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
КАССАНДРА (Словарь античности)
КАССАНДРА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 625—626.
См. по теме: ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ • ДЕЛЬФИНИЙ • ДРИОП • ФЕРЕТ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Кассандра.
I в. до н. э. — I в. н. э.
Клагенфурт, Музей Каринтийской земли.
2. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Узнавание Париса в доме Приама.
Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Алебастр. II в. до н. э.
Милан, Городской археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Узнавание Париса в доме Приама.
Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Травертин. II—I вв. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит. I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
5. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Узнавание Париса в доме Приама.
Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Алебастр. II в. до н. э.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
6. КЕРАМИКА. Греция.
Кассандра и Гектор.
Канфар краснофигурный. Аттика.
Художник Эретрии.
Глина.
Ок. 425—420 гг. до н. э.
Гравина-ин-Пулья, Фонд Этторе Помаричи-Сантомази.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Падение Трои: Менелай захватывает Елену; Аякс оттаскивает Кассандру от Палладия на глазах у Приама.
Четвертый стиль. 50—79 гг.
Помпеи, Археологический парк Помпей, Дом Менандра (I, 10, 4, крыло).
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Аякс Малый (Эант Оилид) отрывает Кассандру от Палладиума в храме Афины на глазах у Приама.
Фреска в комнате 4 дома Квинта Поппея Сабина (т. н. Доме Менандра).
IV стиль. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк Помпей, Дом Менандра (I, 10, 4, крыло).
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Троянский конь.
Четвертый стиль. 50—79 гг.
Помпеи, Дом Менандра, I, 10, 4, крыло.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Троянский конь.
Фреска IV стиля из Помпей (VII, 6, 38).
45—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXIII.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА