Мифы народов мира

КАЛИДО́НСКАЯ ОХОТА (Κα­λυδώ­νια θή­ρα), в гре­че­ской мифо­ло­гии один из наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ных мифов, в кото­ром объ­еди­не­ны ска­за­ния о мно­гих геро­ях ост­ров­ной и мате­ри­ко­вой Гре­ции. Царь Калидо­на (горо­да в Южной Это­лии) Ойней, супруг Алфеи, собрав обиль­ный уро­жай и при­не­ся после это­го жерт­вы всем богам, забыл боги­ню-охот­ни­цу Арте­ми­ду и тем самым оскор­бил её. Раз­гне­ван­ная боги­ня насла­ла на Калидон огром­ной вели­чи­ны сви­ре­по­го веп­ря, кото­рый опу­сто­шал поля, с кор­нем выры­вал садо­вые дере­вья и уби­вал пря­чу­щих­ся за город­ские сте­ны жите­лей (Hom. Il. IX 529 след.). Ойней решил устро­ить охоту на веп­ря и при­гла­сил участ­во­вать самых отваж­ных геро­ев Элла­ды, пообе­щав тому, кто убьёт веп­ря, в награ­ду шку­ру зве­ря. Во гла­ве охот­ни­ков встал сын Ойнея Меле­агр. Мифо­гра­фы раз­лич­ных обла­стей Гре­ции вклю­ча­ют в пере­чень охот­ни­ков мест­ных геро­ев сво­их обла­стей и назы­ва­ют раз­ное чис­ло участ­ни­ков охоты. В «Мифо­ло­ги­че­ской биб­лио­те­ке» Апол­ло­до­ра (I 8, 2) назы­ва­ет­ся свы­ше 20 участ­ни­ков: калидон­цы Меле­агр и Дри­ас, плев­рон­цы — сыно­вья Фестия, мес­сен­ские близ­не­цы Идас и Лин­кей, Дио­с­ку­ры из Спар­ты, Тесей из Афин, арка­дяне Анкей и Кефей, фес­са­лий­цы Адмет, Пири­фой, Пелей и Ясон, Амфи­а­рай из Аргоса, Амфи­т­ри­он и его сын Ификл из Фив и един­ст­вен­ная жен­щи­на — участ­ни­ца калидон­ской охоты Ата­лан­та из Арка­дии. Более позд­ние авто­ры (Ovid. Met. VIII 299 след.; Hyg. Fab. 173) счи­та­ют, что в калидон­ской охо­те участ­во­ва­ло более 50 геро­ев, при­чис­ляя к охот­ни­кам Лаэр­та (отца Одис­сея), пилос­ца Несто­ра, Тела­мо­на — сына Эака, лапи­фов Пири­фоя и Моп­са, мес­сен­ца Лев­кип­па и дру­гих геро­ев не толь­ко мате­ри­ко­вой Гре­ции, но и из Маг­не­сии, Ита­ки, Сала­ми­на, Кри­та и дру­гих обла­стей. Когда соба­ки выгна­ли веп­ря из лесу, сви­ре­пый зверь сра­зу бро­сил­ся на охот­ни­ков. Нестор спас­ся лишь пото­му, что, под­прыг­нув, ухва­тил­ся за дере­во, но мно­гие пали жерт­вой ост­рых клы­ков веп­ря, а неко­то­рые погиб­ли от ран, нане­сён­ных друг дру­гу слу­чай­но в пылу охоты: Пелей ранил сво­его тестя Эври­ти­о­на (Apol­lod. I 8, 2). Решаю­щий удар веп­рю нанёс Меле­агр, и ему по пра­ву при­над­ле­жал почёт­ный тро­фей.

Успех охот­ни­ков побудил Арте­ми­ду к новым коз­ням. Она вызва­ла жесто­кую вой­ну за охот­ни­чий тро­фей меж­ду калидон­ца­ми и род­ст­вен­ны­ми им жите­ля­ми Плев­ро­на куре­та­ми. В этой войне калидон­цы спер­ва сра­жа­лись успеш­но, но когда Меле­агр убил бра­та сво­ей мате­ри Плек­сип­па, Алфея про­кля­ла сына и поже­ла­ла ему смер­ти (Hom. Il. IX 567 след.). Оскорб­лён­ный Меле­агр отка­зал­ся участ­во­вать в даль­ней­ших бит­вах, и куре­ты ста­ли одер­жи­вать победы. Когда они были уже на сте­нах Калидо­на, рас­ка­яв­ша­я­ся мать, отец и все жите­ли ста­ли уго­ва­ри­вать героя встать на защи­ту род­но­го горо­да, но Меле­агр отка­зы­вал­ся, пока жена Клео­пат­ра не попро­си­ла его взять­ся за ору­жие (IX 592 след.). Меле­агр пере­бил всех сыно­вей Фестия, но сам погиб в сра­же­нии (Apol­lod. I 8, 3). Позд­ние мифо­гра­фы впле­та­ют в исто­рию калидон­ской охоты моти­вы о свя­зи его жиз­ни с обго­рев­шей голов­нёй и о люб­ви Меле­а­г­ра к Ата­лан­те. Впер­вые мотив об обго­рев­шей головне встре­ча­ет­ся у Вак­хи­лида (Bac­chyl. V 94) и в не дошед­шей тра­гедии Фри­ни­ха «Плев­ро­нии» (Paus. X 31, 4): к толь­ко что родив­шей Алфее во сне яви­лись мой­ры и пред­у­преди­ли, что жизнь её ребён­ка Меле­а­г­ра обо­рвёт­ся, как толь­ко дого­рит пылав­шее в оча­ге поле­но. Обжи­гая руки, Алфея выхва­ти­ла голов­ню из огня и спря­та­ла её. После гибе­ли уби­то­го Меле­а­гром бра­та (вари­ант: бра­тьев) Алфея доста­ла спря­тан­ное поле­но и бро­си­ла его в огонь, после чего Меле­агр и умер (Ovid. Met. VIII 519). Мотив люб­ви Меле­а­г­ра и Ата­лан­ты полу­чил отра­же­ние у Овидия (VIII 451 след.) и Анто­ни­на Либе­ра­ла (II): ещё на пиру, пред­ше­ст­во­вав­шем калидон­ской охо­те, неко­то­рые герои заяви­ли, что не хотят идти на охоту вме­сте с жен­щи­ной, но сра­зу же влю­бив­ший­ся в Ата­лан­ту Меле­агр при­нудил их при­ми­рить­ся с при­гла­ше­ни­ем пре­крас­ной арка­дян­ки. Охот­ни­ца пер­вой рани­ла зве­ря, пора­зив его стре­лой в спи­ну, и добив­ший веп­ря Меле­агр с радо­стью усту­пил ей почёт­ный тро­фей — шку­ру и голо­ву каба­на. Это послу­жи­ло при­чи­ной ссо­ры меж­ду Меле­а­гром и его дядья­ми. Они сра­зу (вари­ант: на пути Ата­лан­ты домой в Арка­дию, Diod. IV 34) ото­бра­ли у охот­ни­цы добы­чу. За это раз­гне­ван­ный Меле­агр убил сыно­вей Фестия Плек­сип­па и Ток­сея (Ovid. Met. VIII 429 след.). Узнав о гибе­ли бра­тьев, Алфея бро­си­ла в огонь голов­ню, от кото­рой зави­се­ла жизнь её сына. Осо­знав, к чему при­вёл её гнев, Алфея и жена Меле­а­г­ра Клео­пат­ра нало­жи­ли на себя руки. Софокл в недо­шед­шей тра­гедии (Plin. Nat. hist. 37, 40 след.) доба­вил, что опла­ки­вав­шие бра­та сёст­ры Меле­а­г­ра были пре­вра­ще­ны в птиц (этио­ло­ги­че­ский миф: меле­а­гриды, греч. «цесар­ки»).

Миф о калидон­ской охо­те, в осно­ве кото­ро­го лежа­ли собы­тия древ­ней­ше­го про­шло­го Это­лии (вой­ны меж­ду горо­да­ми, пере­жит­ки мат­ри­ар­ха­та), бла­го­да­ря сво­ей популяр­но­сти непре­рыв­но попол­нял­ся новы­ми моти­ва­ми (бед­ст­вие, посы­ла­е­мое обой­дён­ным вни­ма­ни­ем боже­ст­вом; отказ оби­жен­но­го героя от уча­стия в бит­ве и пр.).

М. Н. Бот­вин­ник

См. также:
КАЛИДОНСКАЯ ОХОТА (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 615—616.
См. по теме: АРГО • КАЛИДОНСКАЯ ОХОТА • КАНЕФОРЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Мелеагр и Аталанта после охоты за калидонским вепрем.
Фреска из таблинума дома Кентавра в Помпеях.
50—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Мраморная статуя Мелеагра.
Римский период.
Патры, Новый археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Калидонской охоте.
Греческий среднезернистый мрамор.
Римская работа. 200—230 гг. н. э.
Флоренция, Галерея Уффици.
4. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Мелеагр убивает калидонского вепря.
Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Алебастр. II в. до н. э.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф со сценой охоты на Калидонского вепря.
Мрамор. Эпоха Адриана.
Санта-Мария-Капуа-Ветере, Музей гладиаторов.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря.
Фронтальная панель.
Мрамор. 2-я половина II в. н. э.
Рим, Капитолийские музеи.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Фрагменты аттического саркофага со сценой охоты на Калидонского вепря (фронтальный рельеф).
Мрамор. 225—250 гг. н. э.
Салоники, Археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря.
Мрамор. III в. н. э.
Санта-Мария-Капуа-Ветере, Археологический музей античной Капуи.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря (деталь).
Мрамор. III в. н. э.
Санта-Мария-Капуа-Ветере, Археологический музей античной Капуи.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря (боковая панель).
Мрамор. III в. н. э.
Санта-Мария-Капуа-Ветере, Археологический музей античной Капуи.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА