Джонс. Словарь античных римских монет

Контр­мар­ка, или над­че­кан­ка. Клей­мо в фор­ме бук­вы, чис­ла, моно­грам­мы или сим­во­ла, нане­сён­ное на моне­ту после чекан­ки, часто в круг­лой или пря­мо­уголь­ной рам­ке или кар­ту­ше. Контр­мар­ки име­ли офи­ци­аль­ный или полу­офи­ци­аль­ный харак­тер, в про­ти­во­по­лож­но­сти граф­фи­ти, про­бам или печа­тям кол­лек­ци­о­не­ров. Ино­гда контр­мар­ки ста­ви­лись на моне­ты спу­стя дол­гое вре­мя после их выпус­ка в обра­ще­ние. Для объ­яс­не­ния цели нане­се­ния контр­ма­рок мож­но выдви­нуть мно­же­ство пред­по­ло­же­ний. Самое вес­кое сре­ди них — это потреб­ность под­твер­дить сто­и­мость монет, ходив­ших в новой сфе­ре обра­ще­ния или так изно­сив­ших­ся, что их пере­ста­ва­ли при­ни­мать, или необ­хо­ди­мость ука­зать, что моне­ты, изна­чаль­но имев­шие одну цен­ность, теперь долж­ны при­ни­мать­ся по дру­гой.

Контр­мар­ки на рим­ских моне­тах нано­си­лись почти исклю­чи­тель­но на брон­зу. Они все­гда были ред­ки, за исклю­че­ни­ем двух пери­о­дов. Меж­ду прав­ле­ни­я­ми Тибе­рия и Вес­па­си­а­на контр­мар­ки часто ста­ви­лись на рим­ские брон­зо­вые моне­ты в Гал­лии и Гер­ма­нии, а в V и VI вв. на неко­то­рых брон­зо­вых моне­тах Ран­ней импе­рии были над­че­ка­не­ны циф­ры XLII и LXXXIII, ука­зы­ваю­щие, види­мо, что они оце­ни­ва­ют­ся в 42 и 83 нум­ма. Мно­го таких монет было най­де­но в Афри­ке, поэто­му пред­по­ла­га­ет­ся вза­и­мо­связь с ван­да­ла­ми, но неко­то­рые обна­ру­же­ны и в Ита­лии.


Сестер­ций Клав­дия с боги­ней Надеж­ды (Spes) на ревер­се. Контр­мар­ку сле­ду­ет читать так: Nero Caesar Augus­tus PRoba­vit, то есть моне­та «одоб­ре­на» Неро­ном для даль­ней­ше­го обра­ще­ния (Hun­ter).

© 1990 г. John Melville Jones. A Dictionary of Ancient Roman Coins. London, SPINK, 2004. P. 76—77.
© 2021 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: Бихаракта • Центенарий • Придворный монетный двор • Конторниат •
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Тетрадрахма, серебро
Евтидем I
Бактры, 205—190 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Евтидема I, в диадеме, вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΕΥΘΥΔΗΜΟΥ — Геракл сидит влево на скале, держит дубину в правой руке, опираясь на скалу левой рукой.
В правом поле монограмма.
2. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 34—35 гг.
АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый [на этой монете — нет]; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — c левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXVI
В центре, большими буквами: S. C.
Контрмарка NCAPR (Nero Caesar Augustus Probavit).
3. Сестерций, медь
Клавдий
Рим, 42 г.
АВЕРС: AGRIPPINA M. F. GERMANICI CAESARIS — бюст Агриппины, в драпировке, вправо; волнистые волосы заплетены сзади в длинную косу; один локон спадает на шею.
РЕВЕРС: TI. CLAVDIVS CAESAR AVG. GERM. P. M. TR. P. IMP. P. P.
В центре, большими буквами: S. C.
В верхнем поле, справа, контрмарка: NCAPR
4. Сестерций, медь
Клавдий
Рим, 41—42 гг.
АВЕРС: TI. CLAVDIVS CAESAR AVG. P. M. TR. P. IMP. — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
Позади шеи и головы прямоугольная контрмарка: NCAPR.
РЕВЕРС: NERO CLAVDIVS DRVSVS GERMAN. IMP. — триумфальная арка, увенчанная конной статуей вправо между двумя трофеями; всадник (RCTV: Нерон Клавдий Друз) держит копье в занесенной правой руке.
В поле, слева и справа: S. C.
5. Денарий зубчатый, серебро
Гай Публиций (Поблиций)
Рим, 80 г. до н.э.
АВЕРС: Драпированный бюст Ромы в крылатом шлеме вправо, шлем украшен головой грифона и пером с каждой стороны; волосы длинные; за головой ROMA (вниз), вверху контрмарка из различных букв. Круг из точек.
РЕВЕРС: C. POBLICI Q. F. — надпись справа (вниз). Обнаженный Геркулес, стоящий влево и борющийся с Немейским львом; у его ног дубина; слева лук и колчан со стрелами; вверху контрмарка из различных букв. Круг из точек.
6. Статер, золото
Селевк I Никатор
Бактра или Ай-Ханум, 290—281 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Артемида на запряженной слонами биге вправо, обеими руками она держит одновременно и поводья, и лук со стрелой; справа над ней контрмарка.
7. Медальон, медь
Септимий Север
Стратоникея, 202—211 гг.
АВЕРС: […]ΡΑ ΚΑΙ Μ. ΑΥΡ. ΑΝ. ΚΑΙ ΘⲈ. ϹⲈΒ. ΝⲈ. ΤϹΛΑΥΤΙΛ. — напротив друг друга бюсты Каракаллы в лавровом венке справа и Плавтиллы в диадеме слева; между ними контрмарка: голова в шлеме вправо и ΘⲈΟΥ (Howgego 188, 536).
ΘЄ. ϹⲈΒ. ΝⲈ. = Θεὰν Σεβαστὴν νέαν (BMCG 18, 158, 64 note).
РЕВЕРС: ϹΤΡΑΤΟΝⲈΙΚⲈΟΝ ⲈΠΙ ΤΩΝ ΠΕΡ. ΤΒ. ΚΑ. ΔΙΟΝΥϹΙΟΥ — Геката, с калафом на голове, стоит влево, в левой руке горящий факел, в правой фиала; слева у ее ног собака.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА