Р. Грейвс

Мифы древней Греции

Грейвс Р. Мифы древней Греции. Москва. Изд-во «Прогресс», 1992 г. 624 с.
Перевод с англ. К. П. Лукьяненко, сделанный с первого издания книги Р. Грейвса (1955 г.).
Под редакцией и с послесловием А. А. Тахо-Годи.
Примечания И. И. Маханькова, обозначенные в книге звездочками, в эл. версии пронумерованы лат. цифрами.
Сверено с изданием Р. Грейвса 2005 г. (Екатеринбург, У-Фактория).

с.34

11. РОЖДЕНИЕ АФРОДИТЫ


a. Афро­ди­та, боги­ня люб­ви, воз­ник­ла обна­жен­ной из мор­ской пены и на рако­вине добра­лась до бере­га. Пер­вой сушей на ее пути ока­зал­ся ост­ров Кифе­ра, но, обна­ру­жив, что он очень мал, она пере­бра­лась на Пело­пон­нес, а затем окон­ча­тель­но обос­но­ва­лась в Пафо­се на Кип­ре, кото­рый до сих пор оста­ет­ся ее глав­ным свя­ти­ли­щем. Там, где сту­па­ла Афро­ди­та, вырас­та­ли тра­вы и цве­ты. В Пафо­се Вре­ме­на Года, доче­ри Феми­ды, поспе­ши­ли одеть и укра­сить ее.

b. Неко­то­рые утвер­жда­ют, что она воз­ник­ла из пены, кото­рую обра­зо­ва­ли гени­та­лии Ура­на после того, как Крон зашвыр­нул их в море. Гово­рят так­же, что она дочь Зев­са и Дио­ны, кото­рая, в свою оче­редь, была доче­рью либо Оке­а­на и Тефии — мор­ской ним­фы, либо Возду­ха и Зем­ли. Одна­ко все согла­ша­ют­ся с тем, что, когда она про­гу­ли­ва­лась, ее сопро­вож­да­ли голуб­ки и воро­бьи1.

* * *

1. Афро­ди­та («рож­ден­ная из пены») — это та же повсе­мест­но встре­чаю­ща­я­ся боги­ня, кото­рая воз­ни­ка­ет из Хао­са и тан­цу­ет на поверх­но­сти моря и кото­рая в Сирии и Пале­стине извест­на под име­нем Иштар, или Ашта­рот (см. 1. 1). Самое извест­ное посвя­щен­ное ей свя­ти­ли­ще нахо­ди­лось в горо­де Пафос, где пер­во­на­чаль­ный белый ани­ко­ни­че­ский образ боги­ни до сих пор пока­зы­ва­ют сре­ди руин гран­ди­оз­но­го рим­ско­го хра­ма. Мест­ные жри­цы Афро­ди­ты каж­дую вес­ну купа­ют­ся в море и выхо­дят из него обнов­лен­ны­ми.

2. Кифе­ра был важ­ным цен­тром крит­ской тор­гов­ли с Пело­пон­не­сом, и имен­но через этот ост­ров культ Афро­ди­ты мог достичь Гре­ции. Эта крит­ская боги­ня име­ла мно­го ассо­ци­а­ций с морем. Пол Кнос­ско­го двор­ца-свя­ти­ли­ща был выло­жен рако­ви­на­ми. На укра­ше­нии, най­ден­ном в Идей­ской пеще­ре, Афро­ди­та изо­бра­же­на дую­щей в рако­ви­ну три­то­на с мор­ским ане­мо­ном, лежа­щим у ее алта­ря. Мор­ские ежи и кара­ка­ти­цы счи­та­лись ее свя­щен­ны­ми живот­ны­ми (см. 81. 1). В ее свя­ти­ли­ще в Фесте была най­де­на рако­ви­на три­то­на. В ран­не­ми­ной­ских захо­ро­не­ни­ях таких рако­вин было мно­же­ство, при­чем неко­то­рые из них были повто­ре­ны в терра­ко­те.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Геси­од. Тео­го­ния 188—200; Гоме­ров­ский гимн Афро­ди­те VI. 3—5; Апол­ло­дор I. 1. 3; I. 3. 1.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1341658575 1341515196 1341747115 1356780012 1356780013 1356780014