Перевод с англ. С. Э. Таривердиевой.
Группа II
Постройки Агриппы на Марсовом поле в районе IX
Септа
с.37 Видимо, первым строительным мероприятием Агриппы в этой части Марсова поля было завершение одного из многих проектов Юлия Цезаря. В 54 г. до н. э. Цицерон писал Аттику1 о грандиозном плане Цезаря превратить Септу, где традиционно проводились трибутные комиции, в мраморное здание с крышей и окружить ее мраморным портиком длиной в милю. Цезарь умер прежде, чем смог завершить этот проект, если вообще успел начать, и его продолжил Лепид, который дважды был начальником конницы Цезаря во время его диктатуры, вероятно, после своего второго триумфа, который отпраздновал 31 декабря 43 г. до н. э. и, вероятно, на средства от военной добычи, связанной с этим триумфом2. Можно предположить, что Лепид не успел добавить окончательные штрихи к этому колоссальному сооружению, когда окончательно порвал с Октавианом в 36 г. до н. э., после чего стал фактически узником в Цирцеях, поскольку у Диона Кассия3 в связи с событиями 26 г. до н. э. сказано: «После этого он (Август) стал консулом в восьмой раз вместе со Статилием Тавром, а Агриппа посвятил строение, названное Септой; ибо вместо того, чтобы заниматься ремонтом дороги, Агриппа украсил каменными плитами и картинами это здание на Марсовом Поле, полностью окруженное портиками, предназначенное для проведения трибутных комиций, и назвал его Септой Юлия в честь Августа». Поскольку Лепид не посвятил его, когда все еще выполнял свои обязанности триумвира до 36 г. до н. э., можно предположить, что здание не было структурно завершено к моменту разрыва между с.38 ним и Октавианом и что Агриппа определенно сделал больше, чем просто украсил и посвятил строение.
Септа, также называемая Ovile4 из-за сходства с загоном для овец во времена Республики была огороженным квадратом, инавгурированным как templum5, со стороной примерно 1000 футов, тянулась к западу от дороги Фламиния и была разделена перегородками на проходы и секции для удобства голосования по куриям, трибам или центуриям6. Если «миля» Цицерона7 не является комическим преувеличением, и ее следует принимать всерьез, то Цезарь, должно быть, планировал построить портик со всех четырех сторон. В этом случае Лепид и Агриппа ограничили свое здание стороной вдоль дороги Фламиния от подножья Капитолийского холма до акведука Дева, который Агриппа построил позже, оставив территорию на западе вплоть до Пантеона и Терм открытым пространством, как было раньше. «Септой» продолжали называть всю территорию целиком, как большое помещение, так и портик8.
Портик частично представлен на Мраморном плане9, и по нему, а также по руинам, обнаруженным к западу от дороги Фламиния10 можно понять план первого этажа. Портик представлял собой удлиненный прямоугольник, тянувшийся вдоль дороги Фламиния по ее западной стороне от акведука Дева11, нынешней Виа дель Каравита, до Виа ди Сан Марко12 длиной более 400 метров (
Кто построил это здание, соответствующее Мраморному Плану начала III в., — Лепид или Агриппа? Известно, что оно было повреждено пожаром в правление Тита в 80 г. н. э. и, вероятно, реставрировано Домицианом, поскольку Марциал часто посещал его15. Как указано выше, его реконструировал Адриан16. Травертиновые пилястры в любом случае более характерны для века Августа, чем для последующих периодов. По мере того, как выборы, ради которых первоначально строилась Септа, теряли свою значимость, ее внутреннюю часть вполне могли перестроить.
Септа использовалась для других целей даже во времена Августа. Сенат собрался там 23 мая в связи со Столетними играми 17 г. до н. э.17; игры, которые Август устроил в пятую годовщину смерти Агриппы, отчасти проводилась в Септе (7 г. до н. э.)18, так же как и некоторые игры (гладиаторские бои) в честь посвящения Форума Августа (2 г. до н. э.)19. В 9 г. н. э. в Септе Август встретил Тиберия, когда тот с победой вернулся из иллирийского похода, и Тиберий обратился к народу с платформы, построенной в Септе20. Калигула давал в Септе munera gladiatoria[1]21, с.40 а Клавдий22, и Нерон проводили там гимнастические состязания23. Все эти мероприятия, как и морское представление Калигулы24, для которого он выкопал искусственное озеро, согласно Светонию, давались in Saeptis[2] и, видимо, проводились на открытой территории к западу от портика, которую Стаций25 называет patula Saepta[3], тогда как в аркадах портика и на крыше должны были располагаться зрительские места.
Сенека сообщает о толпах, которые в его дни часто посещали Септу26; Плиний рассказывает о двух предметах искусства, находившихся в ней, авторы которых неизвестны: первая — это группа Олимпа и Пана, вторая — Хирона и Ахиллеса27; Марциал28 пишет о ней как об излюбленном месте отдыха и рынке, где продавалось все, что угодно: мебель из цитрусового дерева, изделия из слоновой кости, бронзовые вазы и вазы из мозаичного стекла, серебряные чаши, геммы, жемчужины и даже рабы.
Во времена Поздней империи Септа упоминается в III веке как Saepta Agrippiana29, и название «Септа» написано на бронзовом ошейнике раба, изготовленном после правления Константина30. Довольно странно, что о Септе нет упоминаний в Notitia и Curiosum или в литературе Средних веков.
Дирибиторий
Функционально, а возможно и фактически, с Септой было связано другое строение, приписываемое Агриппе, Дирибиторий, который тоже сначала предназначался для проведения выборов и, очевидно, именно там 900 уполномоченных во времена Августа хранили урны и подсчитывали голоса31.
Дион Кассий сообщает о нем в рассказе о событиях 7 г. до н. э.32: «Поле Агриппы и Дирибиторий были с.41 переданы в общественную собственность самим Августом. Дирибиторий был самым большим зданием из всех, построенных под одной крышей; на самом деле теперь, когда все покрытие уничтожено33, здание находится под открытым небом (ἀχανής), так как его не смогли восстановить. Агриппа оставил его в процессе строительства, и оно было закончено в это время». Плиний рассказывает об изумительной крыше34 и одной из балок, оставшейся от сооружения, которая лежала в портике Септы, очевидно, как музейный экспонат. Эта балка была изготовлена из лиственницы, имела 100 футов в длину и полтора в толщину35.
Если здание такого размера, что в сильную жару Калигула использовал его как закрытый театр36, было отдельным строением, то где оно могло находиться и почему его оставили без крыши на век с третью (от пожара при Тите до того времени, когда Дион Кассий написал свою историю) в таком месте, ценность которого быстро возрастала из-за расширения города за пределы Марсова Поля? И почему не найдено никаких следов Дирибитория в окрестностях Септы, с которой он был функционально связан? Хюльзен37 отвечает на этот вопрос предположением, что Дирибиторий был построен над Септой Юлия, колонны которой, по его мнению, были слишком мощными, чтобы поддерживать только портик, и скорее подходили для поддержки надстройки. Исходя из сообщения Светония, что Клавдий во время продолжительного пожара в Эмилиевом квартале две ночи оставался в Дирибитории, вероятно, наблюдая за попытками потушить пламя38, можно предположить, что Дирибиторий был высоким.
В пользу теории Хюльзена говорят только два обстоятельства: с.42 (1) функциональная связь Дирибитория с подсчетом голосов на выборах, которые проводились в Септе, и (2) огромный брус в портике Септы, который, в конце концов, могли положить туда просто как экспонат. Есть четыре намного более серьезных аргумента против: (1) Дион Кассий (LV, 8, 3—
По всей видимости, свидетельства указывают, что Дирибиторий находился где-то в треугольнике, углами которого являются Пантеон, Театр Бальба и Эмилиев квартал, расположенный, как было показано, где-то возле современного Дворца Фарнезе. Есть ли в этой местности какие-то руины, достаточно крупные, чтобы счесть их остатками фундамента Дирибитория, и до сих пор определенно не отнесены к другим с.43 строениям? Взглянув на илл. 21 в книге Ланчани Forma Urbis Romae, можно увидеть такую возможность: строение, ныне представленное двумя пилястрами из травертина с встроенными колоннами, которые находятся на виа деи Кальдерари 23, Ланчани предположительно относит к Крипте Бальба, а Хюльзен — к портику Минуция. Если план фундамента Ланчани верен, то размеры этого здания соответствовали огромной крыше, упомянутой Дионом Кассием и Плинием. Действительно, Лундстрём42 недавно идентифицировал это здание с Дирибиторием. Его размеры — 148,5 на 45,5 м — вполне бы подходили для огромного помещения, рассчитанного на девятьсот дирибиторов, и потребовали бы балки для крыши длиной в сотню футов, и такая идентификация на первый взгляд кажется привлекательной. Но Боэтиус в своей исчерпывающей рецензии на работу Лундстрёма, опубликованной в журнале Athenaeum, 193243 указывает (с. 117—
Портик Аргонавтов и базилика Нептуна
с.44 Рассказывая о событиях 25 г. до н. э., Дион Кассий упоминает три здания, которые Агриппа достроил в этом году в рамках программы по украшению города за собственный счет. Первым в списке46 идет здание, которое Дион Кассий называет τὴν στοὰν τοῦ Ποσειδῶνος; Агриппа построил его в честь своих морских побед и украсил живописью с аргонавтами47. Хотя Агриппа последовательно отказывался праздновать триумф48, оставляя эту почесть только Августу, ему, как фактическому победителю в обеих кампаниях — и против Секста Помпея в 36 г. до н. э. и снова в сражении 31 г. до н. э., было вполне уместно дать привилегию, которую получали все триумфаторы, упомянутые в предыдущей статье49: право построить здание, чтобы увековечить свои морские победы. Картина или серия картин о путешествии аргонавтов, косвенно намекающая на его заслуги, больше соответствовала скромности Агриппы, чем сцены его настоящих побед, открыто их прославляющие. Дион Кассий не сообщает нам, имелись ли в виду лишь заслуги Агриппы в Актийской кампании или победы 36 г. до н. э. тоже были увековечены.
Это строение Агриппы представляет определенные проблемы: неясно, где именно оно находилось и являлись ли портик Аргонавтов и базилика Нептуна, включенные в «Перечнях» в IX район, одним зданием или двумя отдельными. В рассказе Диона Кассия об этой постройке Агриппы упоминаются два объекта: (1) базилика Нептуна и (2) картины с аргонавтами. Поскольку Дион Кассий писал в начале III в., хотя, несомненно, использовал и более древние анналистические источники, следует рассмотреть литературные ссылки в хронологическом порядке. с.45 Марциал50 трижды упоминает эту постройку, хотя и не называет ее по имени, как излюбленное место отдыха и праздного времяпрепровождения в те дни. В первом отрывке «An spatia carpitlentus Argonautarum»[5] ясно, что Марциал говорит о довольно протяженном месте для прогулок, получившем название в честь аргонавтов, вероятно, на портик Аргонавтов, а во втором отрывке упоминание Эсонида (т. е. Ясона) в том же контексте, что и Септы с хранящимся в ней изображением Филлирида (т. е. Хирона) указывает на близкое соседство с этим зданием. Ювенал в VI сатире (VI, 153—
Из этих источников у нас есть следующие названия: ἠ στοὰ τοῦΠοσειδῶνος и τὸ Ποσειδώνιον у Диона Кассия, базилика Нептуна, Портик Агриппы и, в отрывке Марциала, портик, названный в честь аргонавтов. Пока можно предположить, что все эти упоминания относятся к одному зданию. Обратившись к Notitia и Curiosum54, можно обнаружить, что в них обоих в районе IX имеется портик Аргонавтов, но в Curiosum также упоминается базилика Нептуна, тогда как в Notitia нет базилики Нептуна, но имеется здание под названием Адрианей, пропущенное в Curiosum. В приложениях, в разделе «Базилики» оба перечня районов называют базилику с.46 Нептуна («Neptuni» в Notitia, «Neptunia» в Curiosum)55. Таким образом, мы подняли проблему двух зданий — портика Аргонавтов и базилики Нептуна.
Возможно, для этой проблемы наиболее важна схолия к Ювеналу VI, 153—
Mense quidem brumae, quo iam Mercator Iason Clausus, et armatis obstat casa candida nautis[7], |
которая объясняет этот отрывок следующим образом56: во времена Ювенала в дни Сатурналий продавцы маленьких статуэток, служивших подарками, обычно устанавливали свои casas de linteo[8] в портике Агриппы в Риме, где находились картины, изображающие плавание аргонавтов, и эти парусиновые палатки загораживали картины.
На основании этого отрывка Хюльзен57, следуя за работами Лукаса58, делает вывод, что Ποσειδώνιον или базилика Нептуна не идентична аргонавтов, но они были тесно связаны, и схолию к отрывку Ювенала лучше всего объяснить, предположив, что картины с аргонавтами находились на внешней стене базилики Нептуна, примыкавшей к с одной стороне портика. Таким образом, в Сатурналии палатки торговцев в портике временно закрывали вид на картины, изображающие Ясона и аргонавтов на внешней стене базилики. По мнению Хюльзена, Лукас успешно показал, что позднее храм Адриана, одиннадцать колонн которого до сих пор стоят на площади Пьетра, на северной стороне с.47 здания биржи, был построен на территории, окруженной портиком аргонавтов. Если портик аргонавтов идентичен портику, окружавшему храм Адриана, то он охватывал прямоугольную территорию длиной 108 м с востока на запад и шириной 98 м59. Его руины были обнаружены на северной и западной стороне, и таким образом, можно вычислить контуры портика. Юго-восточный его угол располагался очень близко к северо-западному углу Септы и такое местоположение прекрасно соответствует одному из уже процитированных60 отрывков Марциала. Если вывод Хюльзена о том, что одна из внешних стен базилики граничила с одной из сторон портика, верен, остается вопрос, к какой из стен базилики примыкал портик. Хюльзен заключает, что он мог примыкать лишь к западной стороне, отчасти из-за порядка расположения зданий, перечисленных в Notitia и Curiosum61, а отчасти потому, что только там можно было найти пространство для большого строения, хотя никаких его руин там не обнаружено62. Если базилика простиралась на 100 футов, его западная сторона должна была тянуться аж до аспиды Св. Марии в Аквиро.
Возможно, слова Neptuni и Ποσειδώνιον позволяют предположить рядом с портиком храм или святилище Нептуна, но об этом нет свидетельств. Название базилики, как и имя портика, могло произойти от какой-то статуи или картины, дополнительно увековечивавшей морские победы Агриппы.
Термы (τὸ πυρατῆριον τὸ Λακωνικὸν и Thermae)
По всей видимости, первым элементом большего банного комплекса был тот, что упоминает Дион Кассий среди событий 25 г. до н. э. Он сообщает о трех постройках, завершенных Агриппой в этом году, Стоя Посейдона, τὸ πυρατῆριον τὸ Λακωνικὸν и с.48 Пантеон63. Относительно второго Дион Кассий далее объясняет, что Агриппа «назвал гимназий Лаконийским, потому что лакедемоняне как никто другой в то время славились раздеванием и физическими упражнениями после того, как намажутся маслом». Дион Кассий оказал бы нам большую услугу, объяснив слово πυρατῆριον, но из Витрувия64 можно понять, что оно означало Судаторий или паровую комнату с бассейном или без него. Раз строение упоминается наряду с базиликой Нептуна и Пантеоном, оно должно было иметь соответствующие размеры, однако до завершения акведука Дева в 19 г. до н. э. оно не могло служить так же, как полностью оборудованное βαλανεῖον, которое Агриппа завещал римскому народу в 12 г. до н. э. вместе со своими садами65 и средствами для их дальнейшего содержания. Таким образом, можно предположить, что первоначальный план был существенно дополнен в 19 г. до н. э., когда Агриппа построил акведук Дева. Некоторые несоответствия в плане первого этажа, видимо, подтверждают это предположение66. Расширенный таким способом банный комплекс, который Агриппа завещал римскому народу, с тех пор обычно называют Thermae Agrippae67 или просто Термы. Плиний упоминает предметы искусства, которыми Агриппа их украсил: маленькие картины в самой жаркой части Терм68, цветная плитка на изогнутых сводах (camaras) жарких комнат69 и «Апоксиомен» Лисиппа, которого Агриппа поставил перед Термами. Эту с.49 статую народ так любил, что когда Тиберий перенес ее в свои покои и поставил взамен другую, люди подняли в театре такой крик, что император был вынужден вернуть ее. Страбон71 упоминает «Павшего льва» работы Лисиппа, которого Агриппа привез из Лампсака и поставил в своих садах между Стагнумом и Эврипом. Это искусственное озеро и декоративный канал, которые будут рассмотрены позже72, получали воду из акведука Дева и на самом деле были составной частью Терм и заменяли обычный фригидарий и писцину (бассейн для плавания под открытым небом), столь обычные в позднейших термах73.
Термы сгорели во время большого пожара при Тите74 (80 г. н. э.) вместе с большей частью построек Агриппы в районе IX. Вероятно, они были сразу восстановлены Титом или Домицианом, поскольку Марциал в III книге75 (87—
Тщательно сравнив фрагмент83 Мраморного плана Севера с надписью [Th]ermae [Agrip]pae, а также планы и картины с изображением Терм84, составленные архитекторами
План Терм Агриппы за авторством Хюльзена из: Die Thermen des Agrippa. Вкл. III.
|
Рис. 2. Пантеон и Термы Агриппы. Источник: Huelsen. Die Thermen des Agrippa. Вкл. IV.
|
с.53 D и E — возможно, как фригидарии, которые обслуживались через коридор F. H, J и L, видимо, соответствуют сферистериям в маленьких термах на вилле Адриана. План очень похож на более крупные термы в Треве87.
На рисунке 2 отмечено, что западный фасад Терм тянется на расстоянии 50 м параллельно линии, прочерченной через центры Пантеона и Арко делла Чиамбелла, хотя оси этих двух строений не совпадают точно. Определить, были ли Термы сконструированы симметрично к востоку от линии, по ту сторону Виа Честари невозможно. Хюльзен считает, что план центральной части Терм принадлежал в основном Агриппе, и его придерживались последующие реставраторы88. Однако залы, прилегающие к Пантеону, были построены при Адриане в ходе реконструкции этого здания89. На плане Хюльзена (рис. 2) Термы соединены с этими залами и Пантеоном длинным коридором с апсидой в каждом конце. Существование этого коридора недавно поставил под сомнение фон Геркан90, который указывает, что на большой карте Ланчани (Илл. 21) на виа Санта-Кьяра немного к западу от предполагаемого соединяющего зала изображен канал или желоб, который, должно быть, задал направление улице, идущей на восток к Тетрапилону, который был монументальным входом в храм Сераписа, и что эта улица должна была отделять Термы от группы Пантеона91.
Сады, Стагнум и Эврип
Лаконик и Термы обеспечивали условия для теплого купания; кроме того, Агриппа создал богатые возможности для купания и плавания на открытом воздухе, построив искусственное озеро — Стагнум92 и декоративный канал — с.54 Эврип93, вода для которых доставлялась по акведуку Дева94, завершенному в 19 г. до н. э. По всей видимости, Стагнум занимал территорию между виа Монтероне и виа деи Седиари95. Обычно предполагают, свидетельство Тацита (Ann. XV, 37) относится к Стагнуму Агриппы, и в этом случае он был достаточно велик, чтобы Тигеллин, фаворит Нерона, мог построить на нем баржу для удовольствий, на которой устраивал пиры для своих гостей. Другие лодки тянули баржу вокруг Стагнума, а в роще и строениях, окаймлявших озеро, отдавалось эхо пирушек96. Если это так, то следует принять, что озеро было довольно обширное. Однако, как указал мне доктор Боэтиус, что Тацит здесь может иметь в виду Авернское озеро и искусственный порт, где Агриппа собирал свой флот для кампании 36 г. до н. э. против Секста Помпея. Эврип, который, вероятно, снабжал Стагнум водой и одновременно служил выходным отверстием в Тибр, получал одну шестую от всего потока акведука Дева, и эта вода, объем которой достигал 19090 кубометров в день97, обеспечивала постоянную смену воды в самом канале и Стагнуме. Сенека98 рассказывает, что в юности обычно начинал новый год нырянием в ледяные воды Эврипа, и другие авторы часто упоминают о купании или в озере, или в канале99. Эврип с.55 и Стагнум были окружены парком100 — Садами Агриппы, которые тянулись к западу в сторону реки101 и, возможно, занимали также небольшую территорию к востоку от Терм. Должно быть, в парке находились многие из тех 300 статуй, которыми, по словам Плиния102, Агриппа украсил этот район города. Известна, по крайней мере, одна из них «Павший лев» Лисиппа, которого упоминает Страбон103, сообщая, что Агриппа привез эту статую из Лампсака и поставил в роще (ἁλσει) между Стагнумом (λίμρης) и Эврипом. Вероятно, там были и другие. Лаконик, Термы, озеро, канал и сады составляли ансамбль, который стал популярным местом отдыха для любителей развлечений. Это место часто упоминают поэты104 и, в частности, Марциал, который жил в то время, когда уже были построены Термы Нерона и Тита.
Пантеон
В рассказе о событиях 25 г. до н. э., упомянув об окончании строительства базилики Нептуна и Лаконика с.56 Судатория Дион Кассий продолжает: «также он завершил строение под названием Пантеон. Возможно, он так называется, потому что среди изображений, украшающих его, есть статуи многих богов, включая Марса и Венеру; но, по моему мнению, потому что его сводчатый потолок105 похож на небеса. Агриппа хотел поставить туда и статую Августа и оказать ему честь, назвав постройку его именем, но когда император не согласился ни на одну из почестей, Агриппа поставил внутрь статую предыдущего Цезаря, а при входе свою статую и статую Августа. Агриппа сделал это не из чувства соперничества или стремления уравнять себя с Августом, а по причине искренней преданности императору и потому что все время старался для блага государства; поэтому Август, весьма далекий от того, чтобы порицать Агриппу, удостоил его еще больших почестей»106. Этот отрывок, а также надпись107 на фризе пронаоса:
На основании надписи110 обычно делали вывод, что с.57 Пантеон был достроен в 27 г. до н. э., в год третьего консульства Агриппы. Но Дион Кассий111, который должен был видеть эту надпись, утверждает, что здание было закончено в год девятого консульства Августа, когда его коллегой был Марк Силан, то есть в 25 г. до н. э. Это расхождение пытались согласовать, предположив, что фактически здание было закончено в 27 г. до н. э., а официально посвящено в 25 г. до н. э.112 Но это объяснение абсолютно не нужно. Согласно обычной эпиграфической практике имя Агриппы появлялось бы с титулом consul tertium с 27 г. до н. э. до его смерти113. Слова consul tertium просто означают дату после которой произошло событие. Поскольку Дион Кассий называет консулов (Август — консул в девятый раз с коллегой Марком Силаном) и, без сомнения, использует Ливия как анналистический источник, можно принять, что его датировка завершения Пантеона верна. Четыре других момента в рассказе Диона Кассия заслуживают отдельного комментария.
(1) Следует отметить, что Пантеон был достроен в тот же год, что и первая часть Терм. Существовала ли между этими строениями какая-то внутренняя связь? Это рассматривается в примечании 141. (2) Дион Кассий предлагает два объяснения названия Пантеона: (а) потому, что среди украшавших здание статуй были изображения многих богов, в том числе Марса и Венеры; (b) его собственное мнение — из-за сводчатого купола, похожего на небеса. Второе объяснение можно отклонить, ибо очевидно, что Дион Кассий предполагал, будто строение Агриппы имело те же архитектурные черты, что и здание после реконструкции Адриана, которое он видел. (3) Марс и Венера были среди «многих богов», и в самом храме стояла статуя Юлия Цезаря. Агриппа поставил бы туда и статую Августа, если бы последний с.58 не воспротивился. Независимо от того, означал ли Пантеон «много богов»114 или «все боги»115 или «весьма священный»116, Агриппа явно намеревался изобразить род Юлиев и его божественных предков. (4) Дион Кассий упоминает, что статуи Августа и Агриппы были установлены в пронаосе. Две ниши по обе стороны от входа в нынешний Пантеон, видимо, увековечили это мероприятие после реконструкции Адриана, и Дион Кассий, вероятно, описывает то, что видел в свое время.
Другие упоминания Пантеона Агриппы вплоть до его гибели в пожаре при Тите на удивление незначительны, если учесть, что когда был посвящен Пантеон, Вергилий писал «Энеиду», а Гораций — первые три книги «Од». Плиний117 и Макробий118 упоминают, что серьги на статуе Венеры были изготовлены из двух половинок жемчужины, принадлежавшей Клеопатре. Плиний119 указывает, что некоторые из художественных украшений Пантеона были изготовлены Диогеном Афинским, в том числе кариатиды120 in columnis temple[9] и статуи на фронтоне, которые не были особенно известны, так как стояли слишком высоко; и что капители колонн были изготовлены из сиракузской бронзы121. В связи с событиями 22 г. до н. э. Дион Кассий122 сообщает, что в тот год многие объекты поразила молния, в том числе статуи в Пантеоне, так, что из руки статуи Августа даже выпало копье. Светоний123 упоминает знамение, случившееся в 14 г. н. э., которое Август истолковал как предвестие своей близкой смерти. Пока он проводил люстр на Марсовом Поле с.59 в рамках ценза этого года, орел совершил над ним несколько кругов, а затем полетел в соседний храм и сел на первую букву имени Агриппы. Этот храм с именем Агриппы, по всей видимости124, был Пантеоном, связь которого с божествами рода Юлиев уже была рассмотрена. В Acta Arvalia125 за 59 г. н. э. имеется указание, что арвальские братья встречались in Pantheo 12 января.
История свидетельствует, что Пантеон Агриппы был уничтожен пожаром в правление Тита вместе с храмом Сераписа, храмом Исиды, Септой, базиликой Нептуна, Дирибиторием, театром Бальба, сценой театра Помпея, портиком Октавии с его библиотекой, храмом Юпитера Капитолийского, а также соседними с ним храмами126. Домициан его отреставрировал127. В Пантеон снова ударила молния при Траяне в 110 г., и он сгорел128. Таким образом, очевидно, что ни оригинальное строение, ни реконструкция Домициана не были огнеупорными и что в этом нынешний Пантеон радикально отличается от предыдущих. Адриан восстановил его вместе с некоторыми другими строениями Агриппы в этом районе: Септой, базиликой Нептуна и Термами129. Также он иногда проводил там судебные заседания130. Ниже будет показано, что нынешний Пантеон представляет собой эту реконструкцию, и возможно, что упоминание Юлия Капитолина131 о реставрации Антонина Пия относится к завершению работы Адриана. Последняя реставрация в античности, о которой нам известно, была предпринята Севером с.60 и Каракаллой 202 г. н. э. В надписи меньшего размера132 на архитраве ниже надписи Агриппы после длинного перечисления титулов двух императоров сказано: Pantheum vetustate corruptum cum omni cultu restituerunt[10]. Последнее упоминание Пантеона в античных источниках содержится в Cod. Theod., XIV, 3, 10: lecta in Pantheo Non. Nov.[11] (368 г. или 370 г. н. э.). Какие следы Пантеона Агриппы, — сохранившиеся руины или оригинальный план, — можно обнаружить в нынешнем Пантеоне? Мы видели, что Пантеон Агриппы, уничтоженный пожаром Тита, не мог быть огнеупорным и, должно быть, имел деревянную крышу. Если бы крытая ротонда 144 фута диаметром и соответствующей высоты была частью оригинального здания, вряд ли Плиний и Дион Кассий особо выделили бы Дирибиторий Агриппы за размер его крыши, и если бы она была тех же размеров, что и нынешний Пантеон, трудно себе представить, как писатели, жившие при Августе, могли не упомянуть такое архитектурное чудо. Мы уже видели, что в современном Пантеоне нет места для кариатид афинского скульптора Диогена. Оригинальный Пантеон мог быть абсолютно другим по сравнению с нынешним.
В 1892 г. французский архитектор Шеданн сделал изумительное открытие133: современная ротонда была построена при Адриане примерно в 120—
Если не вдаваться в детали этого расхождения во мнениях, то основные результаты, резюмированные фон Герканом139 и в новом издании Андерсена и Спирса, The Architecture of Ancient Rome, пересмотренные Томасом Эшби в 1927 г.140, таковы. Современная ротонда с куполом, октостильный портик, связывающая их прямоугольная выступающая часть141, а также прямоугольный зал к югу, который прежде называли Лакоником, — работа времен Адриана. Так называемые гроттоны, связывающие последний с ротондой, также имеют штампы времени Адриана и, вероятно, были построены для укрепления стены ротонды на южной стороне вскоре после строительства ротонды. Реставрация при Севере, о которой уже говорилось, возможно, была связана с ремонтом, который понадобился из-за возникновения трещин, и могла включать обновление некоторых декоративных деталей внутренней отделки142. Если эти суждения верны, и они являют собой консенсус мнений, то ни одну часть нынешнего Пантеона нельзя приписать Агриппе143, а надпись может объясняться хорошо известной политикой Адриана, о которой сообщает Элий Спартиан: император не с.62 указывал свое имя на зданиях, которые построил или отреставрировал, исключая храм Траяна144.
Где же в таком случае следует искать следы Пантеона Агриппы? При раскопках, которые проводили под современным Пантеоном Бельтрами и Арманини, а позднее Колини и Джисмонди, под портиком на глубине около 2,5 м были обнаружены стены подиума продолговатого прямоугольного строения, предположительно, храма, с пронаосом к югу от длинной стороны прямоугольника, как в храме Согласия. Стены этого фундамента сложены из травертиновых блоков, облицованных рустикой. Эти руины обычно идентифицируются как Пантеон Агриппы145. Само здание имело размер 43,76 на 19,82 м. На северной стене фундамента (см. рис. 3) стоят восемь колонн нынешнего портика, ширина которого 34 м. Следовательно, более древняя стена была шире нынешнего ряда колонн на 4,88 м с каждой стороны. Это положило начало теории Шеданна, ныне опровергнутой, что изначально портик был длиннее и имел не восемь колонн, а десять146. Ширина выходящего на юг пронаоса более древнего храма составляла 21,6 м147, приблизительно половину длины длинной стороны прямоугольника, из которой он выступал. Такая планировка, которая, как уже было показано, напоминает планировку храма Согласия, также позволяет предположить, что фронтон пронаоса поддерживали кариатиды Диогена, упомянутые у Плиния как особенность храма Агриппы, и что Агриппа или его архитектор, возможно, находились под впечатлением от Эрехтейона, который тоже имел такую деталь.
На глубине около восьми футов под полом самой ротонды были обнаружены остатки бетонного основания мраморного покрытия, которое лежит под бо́льшей частью площади нынешней
Рис. 3. Пантеон после исследований фон Геркана. Источник: Gnomon. 1929. P. 274. (Пунктирная штриховка указывает на контуры храма Агриппы).
|
с.64 ротонды. Фон Геркан полагает, что, судя по объектам, обнаруженным под этим покрытием, оно относится к реставрации Домициана, но сама территория может датироваться эпохой Агриппы. В связи с обнаружением этого покрытия возникает два вопроса: (1) принадлежало ли оно зданию; (2) или было покрытием открытой площади? Уровни показывают, что это покрытие шло под уклон из центра наружу, что могло предназначаться для дренажа и таким образом, свидетельствует в пользу последнего мнения, но возможно также, что уклон покрытия образовался из-за давления, вызванного строительством ротонды с ее массивными стенами и заставившего границы круга опуститься сильнее, чем его центр. Остается без ответа вопрос о том, была ли территория, к которой относится это покрытие, круглой и воспроизвел ли Адриан, восстанавливая Пантеон после пожара в правление Тита, ротонду с куполом как форму, восходящую ко временам Агриппы, по меньшей мере, на уровне земли. Возможно, эта круглая территория, крытая или нет, была окружена стеной, необязательно высокой148, в которой имелись ниши для статуй, о которых сообщает Дион Кассий149. В таком случае, в более древний храм, о котором уже говорилось, нужно было входить с этой территории, и надпись Агриппы изначально должна была находиться на южном фасаде храме, а не на северном, как сейчас150. Следует вспомнить, что Светоний151, рассказывая о знамениях, предшествующих смерти Августа, сообщает, что когда Август проводил ценз на Марсовом поле, над его головой пролетел орел и сел на соседний храм, на букву А имени Агриппы, что Август расценил как знак своего приближающегося с.65 конца. Если этот храм, как теперь представляется вероятным152, был Пантеоном, то, чтобы надпись на южном фасаде была видна с Марсова поля, стены внешнего ограждения круглой территории не могли быть очень высокими.
В настоящей статье мы рассматриваем в основном строительную деятельность Агриппы. Пантеон, перестроенный Адрианом, — хотя и лишенный ныне позолоченной крыши, позолоченных розетт в кессонах купола, мраморных украшений верхнего этажа, снятых в 1747 г., и бронзовых модильонов (450, 250 фунтов весом), поддерживавших крышу портика, которые Урбан VIII приказал расплавить, чтобы отлить пушку для замка Святого Ангела, — все еще остается одним из археологических чудес света, исходной точкой исследований всех великих архитекторов XV и XVI вв. Его конструкция, на первый взгляд такая простая, весьма сложна, даже для профессионального архитектора. Пантеон сам по себе является предметом исследования, изучать который лучше по новым работам, богато иллюстрированным планами, разрезами и деталями конструкции, таким, как книга Ривуара Roman Architecture, 1925 г. или Андерсен, Спирс, Эшби, The Architecture of Ancient Rome, 1927 г.
Гробница Агриппы
Где-то на Марсовом поле, и возможно, в IX районе находилась гробница, построенная Агриппой для себя, но так и оставшаяся лишь кенотафом, поскольку Дион Кассий сообщает153, что Август похоронил Агриппу в своем мавзолее, хотя Агриппа возвел для себя отдельный на Марсовом поле. Хюльзен154 считал, что эта гробница Агриппы была vicina aedes[12], на который сел орел, опустившись на первую букву имени Агриппы, что стало знаком, возвестившим Августу его приближающуюся смерть — как уже упоминалось на с. 64. Далее он с.66 полагал, что фрагменты 103 и 72 Мраморного плана, сложенные вместе и содержащие буквы:
M…GRI
…VLI…
изображают две гробницы (1) sepulchru]m или monumentu]m [A]gri[ppae] и (2) monumentum I]uli [orum]. Эти гробницы, по его мнению, находились между Термами Агриппы и Государственной виллой из-за букв PUBLIC на другом фрагменте (97) Мраморного плана. На своей карте (см. рис. 2) он поместил главный фрагмент немного к юго-западу от храма Сераписа. Но это объяснение опроверг Лундстрём155, который мастерски собрал головоломку, встроив еще один фрагмент (фрагм. 95), сохранившийся только на рисунке, и показав, что эти два памятника — PORTIC[US] M[ELEA]GRI и AE[DES I]VLI[ORUM]. Следовательно, гробницу Агриппы следует искать где-то в другом месте Марсова поля.
Мост Агриппы
К многочисленным постройкам Агриппы на Марсовом поле можно добавить мост Агриппы, который пересекал Тибр немного выше возведенного позднее моста Аврелия (ныне Понте Систо). Мы знаем о существовании этого моста исключительно благодаря cippus156, установленному curatores riparum[13] в правление Клавдия, на котором написано, что они выровняли берег Тибра и поставили такие cippi «a Trigario ad Pontem Agrippae»[14]. Борсари157 идентифицирует этот мост с четырьмя столбами, обнаруженными на дне реки, на 102 м выше оси Понте Систо на восточном берегу и на 132 м выше его на западном берегу. Местоположение гробницы Платорина, которая относится к эпохе Августа, показывает, что в то время улица шла от западного конца моста с.67 к Яникулу. Очевидно, мост был сломан — если его к тому времени еще не повредили приливы, — когда Каракалла построил мост Аврелия, и, возможно, материалы моста Агриппы были использованы для постройки более позднего моста. Угол в 20 градусов между осями моста Агриппы и моста Аврелия указывает, что направление реки изменилось.
Ключ к пониманию обстоятельств и возможной даты строительства моста, видимо, незамеченный топографами, дает сообщение Фронтина об Акведуке Дева, который Агриппа построил в 19 г. до н. э. Он утверждает, что акведук обслуживал районы VII, IX и XIV158. А четырнадцатый район находится через реку от девятого и, если акведук, построенный Агриппой, с самого начала обслуживал квартал Траставере, то его канал должен был проходить через Тибр по мосту, и поскольку надпись доказывает, что Агриппа построил мост, можно предположить, что по этому мосту и проходил канал и что оба эти сооружения, вероятно, были построены одновременно. В предыдущем параграфе было показано, что от западного конца моста к Яникулу в эпоху Августа шла улица, и, вероятно, по мосту, наряду с каналом акведука Дева, проходила и дорога, как в случае Пон-дю-Гар возле Нима. Так как уровень акведука Дева был самым низким, исключая акведуки Аппия и Альзиетина159, канал не мог быть намного выше самого парапета моста. Вода акведука Альзиетина, который Август построил для обеспечения водой своей навмахии в районе XIV во 2 г. до н. э., по сведениям Фронтина, была непригодна для питья. Строительство акведука Траяна в 109 г. н. э., немного позднее того времени, когда Фронтин написал свою работу об акведуках, должно быть, сделало поставку воды из акведука Дева излишней, так что когда Каракалла построил мост Аврелия (современный Понте Систо) немного ниже того места, где находился ныне разобранный мост Агриппы, не было необходимости проводить через него канал акведука Дева.
с.68 Три других строения в районе IX приписывались Агриппе отдельными топографами либо ошибочно, либо без убедительных свидетельств.
Ланчани на с. 443 своей книги «Ruins and Excavations of Ancient Rome» перечисляет Государственную виллу среди строений Агриппы, хотя на с. 472 той же книги утверждает, что она была перестроена Публием Фонтеем Капитоном.
Ланчани также перечисляет среди работ Агриппы портик Счастливого Исхода160. Этот портик и храм, от которого он и получил свое название, лишь единожды упоминаются в литературе. Аммиан Марцеллин161 сообщает, что Клавдий, префект города в 374 г. н. э., отреставрировал множество древних строений и построил большой портик, примыкающий к Термам Агриппы, который был назван портиком Счастливого Исхода в честь храма этого же божества, стоявшего рядом. Пять больших капителей из белого мрамора, 1,70 м в высоту, которые были обнаружены между современной церковью Санта-Мария-ин-Монтероне и театром Валле, могут принадлежать этому портику и таким образом указывать на его местоположение162. Сарти163 идентифицирует сам храм с некими античными стенами из пеперино на месте Санта-Мария-ин-Монтероне164. В словаре Платнера — Эшби предполагается, что храм мог быть одним из строений Агриппы165. Но нет никаких реальных оснований связывать портик или храм с Агриппой за исключением их близости к его Термам. Что же касается портика, то из контекста Аммиана создается впечатление, что это было новое строение, а не реставрация.
ПРИМЕЧАНИЯ
Возможно, Агриппа построил одно ответвление Эврипа мимо Тарента, а другое — по направлению к мосту Агриппы. Недавно обнаруженный Эврип несмотря на то, что его ширина составляла более 10 футов, а глубина — шесть футов, вряд ли может быть частью Эврипа Агриппы, в котором Сенека купался каждый новый год. Если недавно обнаруженный канал вообще следует связывать с Агриппой, то он, вероятно, был боковым выходным отверстием в Тибр и, как было указано, мог иметь ответвление в направлении моста Агриппы. Сам Эврип, о котором пишут Овидий и Сенека в связи со Стагнумом и садами, должен был быть шире.