Социально-утопические идеи
и миф о «золотом веке» в древнем Риме
Часть II
РАННИЙ ПРИНЦИПАТ
ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ
Вторая часть книги, являющаяся органическим продолжением первой ее части1, посвящена исследованию эволюции социально-утопических идей и мифологических представлений о «золотом веке» в период становления принципата. Если в первой части, коснувшись проявлений утопизма и мифологических преданий о Сатурне, мы подробно остановились на периоде бурной активизации утопического творчества в эпоху кризиса Республики, то теперь нам предстоит проследить развитие отмеченных тенденций в новых социально-политических условиях, условиях начала Империи.
Та волна утопических идей и настроений, которая стремительно нарастала по мере приближения краха республиканских порядков, отнюдь не исчезла бесследно с приходом к власти Октавиана Августа. Напротив, она лишь как бы разделилась на несколько разных потоков, отражающих в себе неоднозначное отношение представителей различных социальных слоев к произошедшим переменам. Игнорировать, не замечать эти перемены, по сути, не мог ни один утопист, ни один человек, участвующий в общественной жизни: слишком значительны были эти перемены, чтобы можно было всерьез и надолго поверить в распространенный политический миф о том, что произошло лишь восстановление «первоначальной и старинной формы государства» (Vell. Pat., II, 89). Система раннего принципата являла собой сложное, динамическое взаимопереплетение новаций и традиций, монархических и республиканских элементов, первые из которых со временем все более явно выходили на передний план, подготавливая почву для установления действительно единовластной, монархическо-бюрократической системы домината. В сфере общественно-политических идей это находит проявление, в частности, в том, что официальная, «государственная» идеология с.4 предпринимает попытки подчинить своему влиянию (например, через императорский культ) всех без исключения граждан и неграждан государства, которые становятся постепенно подданными. При этом наряду с политикой меценатства все чаще начинает применяться и политика репрессий в отношении идеологов оппозиции. И хотя такие претензии на идеологическую монополию никогда не были столь последовательно и жестко реализованы, как скажем, в тоталитарных государствах новейшего времени, эта сравнительно «мягкая» тоталитарная тенденция все же налагала определенный отпечаток на процессы утопического творчества, вызывая более или менее ясно выраженную ответную реакцию — приятие или неприятие официальной системы ценностей и представлений об уже осуществленной императорами утопии «золотого века».
Данное обстоятельство заставляет нас, сохранив прежнее деление утопий на политические, литературные и религиозно-мифологические, ввести дополнительный критерий, позволяющий отделить идеи, развивавшиеся в официальном и близком к нему официозном руслах, от тех идей, которые по разным причинам не согласовывались или шли вразрез с этими направлениями. Таким образом, структура данной части книги позволит нам не только проследить дальнейшую эволюцию социально-утопических идей на политическом, литературном и религиозно-мифологическом уровнях (см. соответствующие разделы в главах книги), но и учесть специфические тенденции развития этих идей в условиях принципата. Разумеется, в этом случае остается в силе замечание об условном характере подобных классификаций: у одного и того же автора на разных этапах его творчества можно обнаружить, как мы убедимся, совершенно различное отношение к официальной идеологии, а политические идеи в одном и том же произведении могут быть тесно связаны с религиозными и т. д. Многообразие реальной действительности никогда целиком не укладывается в «прокрустово ложе» схемы, и такие схемы используются исследователями лишь как инструмент, позволяющий более четко выявить интересующие их тенденции.
Хронологические рамки данной части книги также определяются спецификой самого предмета исследования. Начав с 30 г. до н. э., когда Октавиан, устранив Антония, стал фактическим правителем всей Римской державы, мы закончим рассмотрение основных тенденций развития социально-утопических идей концом I в.2, приходом к власти династии Антонинов (96—
ПРИМЕЧАНИЯ