Социально-утопические идеи
и миф о «золотом веке» в древнем Риме
Часть II
РАННИЙ ПРИНЦИПАТ
ГЛАВА I. «РИМСКИЙ МИР» И «ЗОЛОТОЙ ВЕК»
Некоторые исследователи феномена утопического сознания обращают внимание на то, что помимо «народных» утопий и утопий, создаваемых мыслителями-одиночками, в истории существовали и так называемые «официальные утопии», использовавшие популярные социально-утопические идеалы в интересах правящей элиты и возводившие эти интересы в ранг национальных чаяний и целей. Согласно определению
1. «Res publica restituta»
Поскольку одной из вечных дискуссионных проблем в исследованиях по эпохе Августа была и остается проблема соотношения традиций и новаций, республиканских и монархических институтов, элементов «полиса» и империи, было бы полезно прежде всего обратиться к тем документам эпохи, которые непосредственно отражали имеющие отношение к этой теме взгляды самого основателя системы с.7 принципата. Незадолго перед своей смертью (14 г.) Август написал перечень деяний, своеобразный «краткий курс» истории его прихода к власти и благодетельного правления, завещав вырезать этот текст на бронзовых досках у входа в Мавзолей (Suet., D. Aug., 101, 4). В последующих поколениях, как отметил А. Гордон, нашлись люди, которые предпочли материальную ценность бронзы исторической ценности самого документа1, и о содержании «Деяний божественного Августа» мы можем судить теперь по фрагментам латинских и греческих копий, выполненных на камне и найденных на территории городов Анкиры, Антиохии и Аполлонии2. Эту политическую автобиографию Августа дополняют данные других эпиграфических, нумизматических источников и памятников искусства, а также сведения о проведенных Августом государственно-пропагандистских мероприятиях.
В первой же главе (R. g. d. A., 1, 1) Август утверждает, что он вернул свободу государству, угнетенному господством клики (имеются в виду сторонники Антония, которым было нанесено поражение в апреле 43 г. до н. э.). Ни словом не упоминая ни о проскрипциях, ни о конфискациях земель, ни о других своих малопопулярных деяниях, Август настойчиво проводит мысль о том, что он всегда отказывался от чрезмерной власти и чрезмерных почестей: напротив, погасив гражданские войны, он в соответствии с обычаями предков передал государство в распоряжение сената и народа и, имея власти не больше своих коллег по магистратурам, превзошел всех лишь своим авторитетом, своей auctoritas (4, 1; 5, 1—
На исходе гражданских войн и Октавиан, и многие его противники — «республиканцы» вполне искренне могли стремиться к одной и той же конечной цели, которая всегда стояла перед римскими «добропорядочными гражданами» — служением добиться возвышения и процветания Рима. Некоторая разница заключалась лишь в самом понимании «общественной пользы» (что, собственно, и обозначало выражение «res publica»), а также средств, с помощью которых она могла быть достигнута. «Деяния» Августа, как нам кажется, вполне можно поставить в один ряд с той эпитафией из гробницы Сципионов (CIL, I, 38; VI, 1293), которая цитировалась в первой части книги: надпись у Мавзолея Августа была проникнута все тем же чувством гордости и удовлетворения общественной карьерой, принесшей пользу римскому народу и прославившей государственного мужа вместе с его предками. Август выступает здесь как чуждый властолюбию «vir bonus», о котором мечтал Цицерон, причем сам список его необыкновенных заслуг перед государством исподволь подводит читателя к мысли о том, что ни один из предшествующих римских государственных деятелей не сделал столь много для общественной пользы, как этот. Не случайно и сенат, и всадническое сословие, и весь римский народ назвали его Августом4 и отцом отечества, а в Юлиевой курии был поставлен золотой щит с надписью, поясняющей, что он дан за мужество, милосердие, справедливость и благочестие («…virtutis clementiae justitiae et pietatis causa» — R. g. d. A., 34, 2; 35, 1), — т. е. за исконно римские гражданские добродетели. Август, таким образом, далеко превзошел в своих признанных добродетелях и заслугах всех граждан, интересы которых он выразил не только как «vir bonus», но и как уполномоченный народом (не случайно он обладал трибунской властью) наилучший управитель, как «optimus princeps»5. Ради восстановления и сохранения гражданского мира этот авторитетнейший гражданин стал как бы наделенным чрезвычайными полномочиями республиканским магистратом, персонифицирующим власть римского народа, выступающим за интересы этого народа, по его воле и от его имени6.
Следует заметить, что лозунг «восстановленной республики», встречающийся в некоторых источниках времен Августа7, вряд ли во всех случаях подразумевал простое механическое воспроизведение, копирование тех порядков, с.9 которые были в Риме, скажем, до Гракхов. И хотя официозный Веллей Патеркул утверждал, что после окончания гражданских войн была возвращена первоначальная и старинная форма государства («…prisca ilia et antiqua rei publicae forma revocata» — II, 89), сам Август, по свидетельству Светония, после некоторых колебаний не рискнул снова доверить государство своеволию многих правителей и в одном из эдиктов даже отметил, что он стал творцом лучшего, более прочного государственного устройства (D. Aug., 28, 1—
Вводимые Августом новации представлялись, таким образом, лишь логическим продолжением староримских традиций, их возрождением и одновременно некоторым улучшением или развитием, но никак не ломкой и не отменой. Живая память об апокалиптических бедствиях и анархии предшествующих десятилетий заставляла, говоря словами Тацита, предпочесть безопасное настоящее исполненному опасностями прошлому, и Август легко привлек всех сладостью покоя («…cunctos dulcedine otii pellexit» — Ann., I, 2). Возвращение римским гражданам мира внутри и вне государства Август считал одним из главных достижений своей жизни: не случайно он с гордостью подчеркивал, что ворота храма Януса Квирина, закрывавшиеся при установлении во всем государстве рожденного победами мира, при нем по постановлению сената запирались трижды, в то время как от основания города до его появления на свет такое случалось только дважды (R. g. d. A., 13)9. Весьма характерно промелькнувшее здесь разделение всей римской истории как бы на две неравные части: до рождения принцепса («pr[iusquam] nascerer») и после, когда Август с.10 «умиротворил» даже те далекие и непокорные народы, до которых прежде никогда не доходило римское войско (Ibid., 3, 2; 26, 1—
Римские представления о мире и персонифицировавшей его богине Pax (не являвшейся полным эквивалентом греческой богини Eirene) были, по мнению ряда исследователей, изначально связаны с римским «империализмом»: если по отношению к гражданам «pax» ассоциировался в основном с согласием, то по отношению к иноземцам глагол «pacare» означал «завоевывать», «подчинять», гарантируя после этого «умиротворение», т. е. мирную жизнь под эгидой господства Рима11. Не случайно один из вождей британцев Калгак в своей речи против римлян говорил, что они называют приносимое ими опустошение миром (Tac., Agr., 30). Разумеется, такое понимание «мира» определялось не патологической агрессивностью римлян, на которую указывали их противники, а объективными законами рабовладельческой экономики, еще не исчерпавшей возможностей экстенсивного пути развития за счет захвата все новых и новых земель, материальных ценностей и рабов12. Отсюда — тот непоследовательный, с современной точки зрения, «имперский» пацифизм, который был прямым продолжением теории римских стоиков о «справедливой экспансии» и который нашел отражение не только в «Деяниях» Августа, но и в тех официозных произведениях римской литературы, в тех религиозных культах, о которых еще будет идти речь в следующих разделах главы. Идея «Августовского Мира» была, таким образом, тесно связана с идеей восстановленной и усовершенствованной республики, поскольку само это возрожденное державное величие Рима стало возможным после добровольного принесения Августу клятвы верности Италией и западными провинциями (R. g. d. A., 25, 2), после наделения Августа «империем», высшей военной властью, направившей мощь римских легионов не на внутренние раздоры и самоистребление, а на «умиротворение» непокорных соседних народов13.
Благодетельное римское господство, которое в «августовский век» должно распространиться на весь круг земель, стало темой и многих памятников искусства, с.11 использованных официальной пропагандой. Внешний, «имперский» аспект идеи «Августовского Мира» хорошо иллюстрирует, например, хранящаяся в Ватикане статуя Августа из Prima Porta, представляющая императора в виде харизматического вождя, полководца, обращающегося с речью к войску. У ног Августа — маленький амур, вероятно, символизирующий причастность наследника Цезаря к божественному роду Юлиев, а изображения на панцире несут в себе характеристику заслуг принцепса и наступившей при нем счастливой эпохи. Фигуры в верхней части панциря ясно символизируют наступление солнечного утра для всего мира: божество неба убирает завесу, и Солнце выезжает на своей колеснице, следуя за утренней звездой Венерой и утренней зарей Авророй. Центральная сцена — возвращение парфянином римскому воину тех военных значков, которые были утрачены в предыдущих войнах (ср.: R. g. d. A., 29, 2); женские фигуры по обеим сторонам олицетворяют замиренные Августом провинции. Наконец, в нижней части панциря между Аполлоном и его сестрой Дианой изображена Мать Земля с двумя младенцами и наполненным плодами рогом изобилия — символом наступающей эпохи благоденствия и процветания14. Эта идея имперского «Августовского Мира» и «золотого века» пропагандировалась не только в скульптуре (ср. хранящуюся в Эрмитаже статую Августа из Кум), но и в изображениях на монетах, в искусстве малых форм15. Достаточно, например, указать на так называемую «Гемму Августа», созданную резчиками придворной мастерской Диоскурида и хранящуюся сейчас в Венском художественно-историческом музее. Верхний уровень геммы представляет Августа сидящим на троне вместе с богиней Ромой; на его голову (рядом с которой помещен «счастливый» для Августа знак Козерога) опускает венок женщина, символизирующая, вероятно, ойкумену; у ног Августа — орел Юпитера и все та же Мать Земля с двумя младенцами и рогом изобилия; впереди — триумфальная колесница, управляемая самой Викторией, и сходящий с нее триумфатор Тиберий рядом с Германиком. Нижний уровень той же геммы представляет реальные итоги победоносных войн: римляне воздвигают трофей, а разгромленные и поверженные «варвары» готовы униженно просить у них пощады16.
Наряду с «внешним», имперским аспектом, «Августовский Мир», как отмечалось, имел и «внутреннее», гражданское звучание, нашедшее яркое отображение, в частности, на рельефах знаменитого «Алтаря Мира», выстроенного с.12 на Марсовом поле в 13—
Даже при беглом знакомстве с этими знаменитыми памятниками искусства, отражавшими в себе официальную идеологию принципата, бросается в глаза то, что наряду с идеей Римского (Августовского) Мира все они пропагандировали идею наступления новой счастливой эпохи, эпохи благоденствия, природного изобилия, процветания Италии и всего подвластного Риму круга земель. Весьма характерна такая деталь: изящный растительный орнамент, украшающий стены «Алтаря Мира», состоит из переплетающихся побегов аканфа — того самого «веселого» аканфа, которым, согласно пророчеству IV эклоги Вергилия, должна была чудесно расцвести земля при возвращении «Сатурнова царства» («…ridenti …acantho» — Buc., IV, 20)21. Связь этих памятников с идеей наступающего «золотого века» становится еще более очевидной при сравнении образа Матери Земли с тем восхвалением Италии — «земли Сатурна» с.13 (Saturnia tellus), которое было одним из ключевых мест в «Георгиках» (II, 136—
Говоря о новациях в официальной идеологии принципата, нельзя не отметить появления в ней совершенно нетрадиционного для предшествующей римской истории лозунга о том, что утопические мечтания времен гражданских войн теперь благодаря Августу исполнены, что Рим возродился для новой, счастливой жизни, — одним словом, что в Италию уже возвратились блага «Сатурнова царства». В том, что этому лозунгу придавалось отнюдь не второстепенное значение, убеждают Секулярные игры 17 г. до н. э., превращенные Августом из чисто религиозного праздника в грандиозное общегосударственное политико-пропагандистское действие. Если рассматривать эти игры в интересующем нас здесь аспекте, следует отметить, что главное их предназначение Август видел в том, чтобы еще раз подчеркнуть новое качество наступившей при нем счастливой эпохи, отличающейся, как день от ночи, от мрачной эпохи гражданских войн. Предшествующее поколение римлян своей кровью смыло наложенное на него проклятие за грех братоубийства, и новым поколениям возрожденного Рима предстоит насладиться теперь благоденствием «Сатурнова царства». В литературе остается открытым вопрос о том, почему в качестве «рубежа» двух эпох был избран именно 17 г. до н. э. Предшествующие игры отмечались в 249 и в 149 (146) гг. до н. э.24, следующее столетие истекало в 49 г. до н. э., но из-за войны между Цезарем и Помпеем этот срок был пропущен, также как и другой срок — 39 г. до н. э., который был «вычислен», видимо, благодаря использованию встречающейся у Варрона версии о продолжительности секулюма не в 100, а в 110 лет25. С этого времени, как показывают IV эклога Вергилия и целый ряд других рассмотренных нами в первой части книги источников, идея смены поколений (веков) не переставала волновать умы римлян, приобретая своеобразный эсхатологический и политико-мессианский оттенок. Не удивительно, что Август, придя к власти, решил преодолеть любые затруднения с хронологией во имя того, чтобы saeculum Augustum и saeculum aureum впредь были бы синонимами в сознании с.14 римлян. Неожиданная смерть Марцелла помешала осуществить это намерение в 23 г. до н. э., и тогда коллегия квиндецемвиров вынуждена была предложить новый срок празднования (16 г. до н. э.), основывающийся на представлениях о
Не дождавшись даже и этой весьма спорной даты, принцепс провел игры в июне 17 г. до н. э., вероятно, решив «приурочить» их к появлению в начале этого года кометы, которую в народе отождествили со «Звездой Юлия», сулящей благоденствие и Риму, и самому наследнику Цезаря Августу (Dio Cass., 54, 19, 7; Jul. Obsequens, 131). Ссылки на указания Сивиллиных книг, на предшествовавшую традицию празднований создавали видимость преемственности с обрядами республиканских времен, однако в действительности это была очередная «полускрытая инновация»27 августовской идеологии: в старые формы облекалось новое пропагандистское содержание. Суть его прекрасно отражает «Секулярный гимн», написанный по специальному заказу Горацием и исполненный хором избранных представителей нового поколения — 27 юношей и 27 девушек, чьи родители еще были живы (Hor., Carm. saec., 6; ILS, 5050; Zosim., Hist. nov., II, 1—
Перечень благодетельных для Рима божеств, приводимый здесь Горацием, свидетельствует о том, что тенденция с.15 к сближению образов «идеального Рима» и «Сатурнова царства», наметившаяся в позднереспубликанскую эпоху, получает теперь, при Августе, свое логическое завершение. «Августовский Мир» впервые органично соединяет в себе суровые и чистые «нравы предков» с теми сказочными благами — всеобщим миром и изобилием, которые были традиционными атрибутами мифического «Сатурнова царства». При этом идея национального величия является доминантной: мощь римского государства, возрожденная наилучшим гражданином и принцепсом Августом, должна быть направлена на «умиротворение» всех народов для их же собственного блага, пока этот «Римский Мир» не будет распространен до самых крайних пределов земель. Знаменитая карта мира Агриппы28, составлявшаяся около 20 лет и охватывавшая пространства от Испании до Индии, от эфиопов до скифов, как бы подтверждала, что Риму уже подвластна большая часть этих пространств и что на Земле нет больше ни одного народа, ни одной державы, способных сравниться по своей мощи с Римом. Orbis Romanus становится почти синонимом понятия orbis terrarum, а Римская империя выступает как реальное воплощение «мирового государства», космополиса, существование которого не ограничено не только в пространстве, но и во времени29. Наступившее при Августе счастье возрожденного Рима и Италии, согласно этой концепции, не только не придет никогда в упадок, но и будет умножаться с появлением новых поколений римского народа; самому же Риму, как избранному богами городу, предстоит жить вечно.
Этот «римский миф», окончательно сформировавшийся именно во времена Августа, изображал принципат как закономерный итог всей предшествующей истории потомков Энея, давая Августу идеологическую санкцию, оправдывая и возвеличивая в глазах римлян конкретный и прозаичный результат гражданских войн, т. е. приход к власти наследника Цезаря, осуществленный с помощью военной силы. Распространившись в общественном сознании, идеальный образ принципата на какое-то время действительно позволил оттенить негативные и, напротив, абсолютизировать позитивные стороны сложившейся реальности, поскольку сам этот образ был тесно связан с надеждами римлян на осуществление их утопических мечтаний эпохи гражданских войн. «Официальная утопия» принципата как бы снимала теперь с повестки дня все эти мечтания, делала их уже достигнутыми или достижимыми в ближайшем будущем. Ответом на всеобщее стремление к миру стало троекратное закрытие с.16 храма Януса, символизирующее небывалую «умиротворенность» во всей державе; ответом на сожаления об упадке нравов стали законы о семье и браке, курс на восстановление древних обычаев и храмов; ответом на теории об идеальном управителе — «ректоре» или «принцепсе», который должен спасти республику, стала популярная версия о том, что эту функцию уже выполнил Август; наконец, ответом на эсхатологические и мессианские ожидания смены эпох стали «Секулярные игры», подведшие черту под ушедшей эпохой бедствий и символизирующие наступление эпохи счастья, возвращения всех тех благ, которые были и у предков, и в «Сатурновом царстве». Из невозвратного прошлого «идеальный Рим» и «Сатурново царство» впервые переносятся теперь в настоящее и ближайшее будущее.
Нельзя не признать, что такой «идеальный ореол» оказал весьма существенное влияние на общественное сознание не только современников Августа, но и на многие последующие поколения римлян, воспринимавшие принципат Августа как классическое выражение нового режима, как ту основу и тот образ, на которые все последующие императоры должны были опираться, которым они должны были подражать. Преемники Августа — при всем различии их политических «программ» и методов правления — сумели добавить лишь весьма немногое новое к этой «осуществленной утопии» принципата, зачастую беря на вооружение уже использованные Августом идеи и формулы. Именно так, например, обстояло дело с Вековыми играми: вопреки здравому смыслу их отпраздновали в интересующий нас период еще дважды: при Клавдии (в 47 г., т. е. через 64 года после августовых игр) и при Домициане (в 88 г., через 41 год после клавдиевых игр). В обоих случаях, как и при Августе, дата определялась не столько хронологическими вычислениями, сколько стремлением использовать в своих интересах «пропагандистский заряд» игр: при Клавдии, например, они были приурочены к
Среди других пропагандистских мероприятий, заимствованных из августовского «арсенала», назовем следующие. Тиберий, подобно Августу, заявлял о своем намерении сложить с себя власть, что, впрочем, встретило теперь лишь скептическую реакцию (Suet., Tib., 24, 2; Tac., Ann., IV, 9). Калигула попытался восстановить народные собрания; ему, как и Августу, сенат посвятил золотой щит, который теперь не просто был поставлен в курии Юлия, а ежегодно в сопровождении жреческих коллегий и сената вносился на Капитолий, причем хор из знатнейших юношей и девушек воспевал в это время добродетели правителя (Suet., Cal., 16, 2—
Основанный на традиционных римских ценностях лозунг восстановления «общественной пользы» (республики), разумеется, все больше вступал в противоречие с реально усиливавшейся монархической тенденцией, и потому он использовался оппозиционными силами против тех императоров, которые, в отличие от Августа, шли на открытую с.18 конфронтацию с «полисной» моралью, с римским сенатом. И хотя уже в силу этого образ умеренного, справедливого и милосердного принцепса мог отражать в себе оппозиционные настроения, он, по замечанию
Если особое положение Августа в государстве легко объяснялось его особыми заслугами и авторитетом, то главным оправданием для его преемников, не обладавших как правило ни тем, ни другим, все чаще служила их родственная связь с домом императора, достигавшаяся нередко посредством придворных интриг и усыновления претендента. Наличие наследников, надежная перспектива преемственности императорской власти, уже при Августе начинает рассматриваться как важнейшее условие дальнейшего процветания Рима (именно такой смысл, кстати, несут в себе изображения Тиберия и Германика на «Гемме Августа»). Заслуживает особого внимания следующий эпизод: когда родились близнецы Тиберий Гемелл и Германик, приходившиеся внуками императору Тиберию, последний был охвачен таким ликованием, что даже похвалялся в сенате, отмечая, что ни у одного из римлян такого сана не рождались прежде близнецы (Tac., Ann., II, 84). Данный эпизод, на наш взгляд, следует рассматривать в контексте римских представлений о сакральном значении рождения близнецов, олицетворяющих грядущее благоденствие. Поэтому здесь можно говорить о продолжении той тенденции «политизации» этих представлений, которая уже отмечалась нами в первой части книги при упоминании близнецов Суллы — Фауста и Фаусты, а также близнецов Антония и Клеопатры — Александра Гелиоса и Клеопатры Селены. Прекрасной иллюстрацией этому служит сестерций, чеканенный вскоре после рождения близнецов, около 22/23 гг.: бюсты внуков Тиберия на нем изображены выступающими из двух перекрещивающихся рогов изобилия, между которыми с.19 помещен еще один, «дополнительный» символ счастья — кадуцей Меркурия35. Таким образом, официальная пропаганда пыталась прочно связать в сознании римлян надежды на наступление благ «золотого века» с династическими планами Тиберия36. Подобные цели преследовали и многие другие изображения членов императорской семьи, помещавшиеся на камеях и монетах вместе с символами наступающего благоденствия37.
Династическая идея все чаще ассоциировалась теперь и с другой, уже упоминавшейся выше, — идеей вечности Рима, для пропаганды которой использовались не только учения о смене секулюмов, «великом годе» и Эоне38, но и, к примеру, предание о солнечной птице Феникс, символизирующей периодическое возрождение и наступающее блаженство. В 34 г., по сообщению Тацита, эта птица появилась в Египте «после долгого круговорота веков» («post longum saeculorum ambitum» — Ann., VI, 28), и с этого момента в пропаганде императоров предпринимаются все более настойчивые попытки использовать данное «знамение» для провозглашения нового, возрожденного «золотого века». Такие попытки, по наблюдениям исследователей, были предприняты уже в начале правления Калигулы и при Клавдии39, а на монетах многих последующих императоров, начиная с Адриана, изображение Феникса стало чеканиться вместе с легендами, прямо указывающими на возрождение «золотого века» («SAEC. AUR.», «FEL. TEMP. REPARATIO» и др.)40. При Веспасиане, а затем — при Тите, Домициане и других императорах на монетах появляется и легенда «AETERNITAS
Таким образом, несмотря на преобладание разработанных еще при Августе «традиционалистских», «квазиполисных» идеологических установок, официальная пропаганда принципата претерпевала эволюцию по направлению к более откровенному провозглашению новых, «имперских» лозунгов. По-видимому, более быстрыми темпами такая эволюция происходила в официозной литературе и в религиозном культе: если во времена Августа, например, идея наступающего «золотого века» еще не была совершенно открыто провозглашена на официальном уровне, то это было уже сделано многочисленными почитателями Августа, шедшими впереди и как бы прокладывавшими дорогу для официальной пропаганды. Изучение такой подготовки с.20 общественного мнения, несомненно, позволит лучше понять и весь феномен «официального утопизма» эпохи раннего принципата.
ПРИМЕЧАНИЯ