Становление демократической политической культуры в Элладе VIII—V веков до н. э.: политическая мысль и политический человек доплатоновского периода
(культурологический аспект)
Публикуется по электронному варианту, предоставленному автором, 2015.
3. 3. БОРЬБА ЗА СОХРАНЕНИЕ И ВОСПРОИЗВОДСТВО ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В АФИНАХ В КОНЦЕ V ВЕКА ДО Н. Э.
Выше было рассмотрено, что вследствие начала кризиса социального и экономического строя Афин во второй половине V века до н. э. начинается политическое расслоение когда-то единого гражданского общества, что находит свое выражение в формировании новой политической культуры, сущностью которой было критика политической гегемонии народного большинства и призыв к увеличению роли индивидуальностей отдельных политиков [См.: 333, с. 62—
с.248 Понятно, что принципиальным моментом в тех идеологических диспутах, что имеют значение для социума в целом, является аргументация спорящих сторон, их «за» и «против» тех или иных положений. Исторически, те, кто, как и Сократ, стремился к выделению из общества политических профессионалов, а также к выделению политики вообще — как некоего специфического вида деятельности, к которому расположены только отдельные индивиды и (или) социальные группы, были обязаны утверждать, что управление обществом — это такой сложный вид деятельности, который требует именно специализации, овладения этим занятием, проникновения человека в такие тайны этого процесса, которые, во-первых, недоступны для понимания большинства граждан, а, во-вторых, даже само знание этих тайн всеми гражданами является опасным для данного общества.
Соответственно, те демократические слои Афин, что были противником монополизации власти в руках какой-то группы, были обязаны настаивать на том, что власть, само осуществление властных полномочий совершенно несложно и никоим образом не отличается от большинства всех тех дел и мероприятий, с которыми приходится сталкиваться в своей повседневной жизни большинству гражданского населения. И о том, что в Афинах дело обстояло именно так, а не иначе, мы уже смогли убедиться в предшествующих главах.
Поскольку оппозиционная культура, даже являясь культурой целых классов, изначально все равно вырабатываются отдельными индивидами типа Сократа (роль субъективного фактора в истории), нередко, в силу определенной автономности сознания от непосредственного бытия, осознающими чей-то классовый интерес даже без собственного соотнесения себя с данным классом, то прежде чем быть принятой на вооружение группами людей, эта оппозиционная культура сначала обязательно является культурой одиночек, мировоззрением, отраженным как в устной форме, так и кодифицированным в исторической, философской или художественной литературе.
А. Швейцер справедливо отмечал, что законы общественных дискуссий таковы, что оппозиционная контркультура обязательно обладает очень высокой саморефлексией и почти всегда еще на стадии своего рождения осознает себя именно как оппозиционная и потому потенциально опасная не только для правящего режима, но и для своих создателей и носителей, то по мере своего проявления, первоначально, она чаще всего выступает не как «антитезис» (хотя по сути является именно антитезисом), а скорее с.249 как «синтез», якобы некое развитие идеологического тезиса предшествующего, пока еще доминирующего [401, с. 52—
Таким образом, специфика существования и борьбы культур, с нашей точки зрения такова, что старая господствующая культура, существуя в период своего господства в рассеянном, распыленном по всему обществу виде, в своем концентрированном виде чаще всего проявляется именно тогда, когда она начинает отражаться, словно в зеркале, в оппозиционной культуре. Которая до определенного момента пытается выдать себя за некое развитие и продолжение традиций культуры предшествующей. И уже именно потому, что ей нужно от чего-то оттолкнуться, она оформляет (нередко впервые) предшествующую себе господствующую культуру как некую догму, делает ее для себя фундаментом и устремляется вверх, в перспективу исторических изменений, отталкиваясь от нее как от определенного фундамента.
Ставя перед собой цель лучше понять политическую культуру демократических Афин к конфликте с теми новыми оппозиционными политическими культурами, что стали возникать во второй половине V века до н. э., в данном параграфе мы сопоставим господствующую в Афинах социокультурную установку на общедоступность, примитивность и простоту власти с той новой политической культурой, что вольно или невольно создавал Сократ и другие оппозиционные интеллектуалы (не всегда осознавая социальный заказ аристократической и олигархической элиты). Ведь пусть даже не создавая законченную концепцию новой властной системы, а просто критикуя политическую систему и культуру имеющуюся, Сократ методом от противного все равно с.250 оформлял желаемые для него принципиальные основы власти какой-то другой, пусть даже и пока виртуальной, существующей только в сознании его самого и его учеников, в новой культуре. И эта пусть даже и до конца не оформленная какая-то другая система власти, не являясь властью демоса, тем самым объективно становилась властью какой-то другой социальной группы. А раз она была властью какой-то другой социальной группы, то она автоматически становилась социально и политически чуждой, оппозиционной и попросту опасной для имеющейся в Афинах власти и идеологии демоса.
Согласно М. Я. Острогорскому, теоретические штудии отдельных интеллектуалов нередко выполняют функцию политической партии — вырабатывают четкую политическую платформу и успешно отстаивали принятие важных политических решений [265, с. 26—
Причина этого вполне понятна как в теоретическом, так и конкретно-историческом ракурсах. Как справедливо отмечает Ю. Хабермас, политика — это всегда вовлечение другого, а вовлечение другого — всегда политика [382, с. 3—
Так, стержнем и предметом всех тех социокультурных дискуссий, что имели место в кругах эллинской интеллектуальной элиты (особенно в среде софистов [См.: 393]) постепенно становится не вопрос об успешности или неуспешности афинской демократической модели, а вопрос о том, можно или нельзя передавать знания, моральные качества (добродетель) и умение управлять государством, от одного человека к другому, в том числе, от отца к сыну. И в связи с этим, чем же и кем обусловлен сам этот процесс передачи знаний и навыков (общественными традициями, богами или вообще никем). Да и вообще, что же именно следует передавать, что же есть сама политическая добродетель?
Так, вопросы, внешне выглядящие как относящиеся к теории педагогики, неожиданно стали вопросами остро социальными, вопросами по существу идеологическими, вопросами, исходя из ответов на которые можно было делать далекоидущие выводы о лояльности или не лояльности гражданина существующему демократическому строю. Пример ведения этой столь значимой для политической культуры античности дискуссии особенно наглядно показано в диалоге Платона «Менон» и его «Апологии Сократа». Обе работы более чем показательны; и в той и в другой великий учитель Платона Сократ вступает в жесткий и предельно обостренный идеологический спор со своими будущими обвинителями на суде — богатым владельцем кожевенных мастерских Анитом и подавшим на него в суд поэтом Мелетом. И в обоих случаях предмет дискуссии один — вопрос о том, кто и чему должен и может учить афинское юношество управлению демократическим полисом.
Хронологически более ранним является разговор Сократа с Анитом в диалоге Платона «Менон». События диалога совершенно реальны и относятся примерно к 402 году до н. э., когда молодой фессалиец Менон, происходящий из знатной семьи Алевадов и имеющий много знакомых в Афинах, приезжает туда, чтобы повидать друзей и возможно попасть на занятия к каким-нибудь софистам. Сам Менон является учеником софиста Горгия и водит личную дружбу не только с учеником Сократа Ксенофонтом, но и с с.252 будущим обвинителем Сократа богатым кожевником Мелетом. Принципиально важно и то, что Мелет буквально чуть больше года назад принимал личное участие в свержении в Афинах режима тирании Тридцати, возглавляемого воспитанниками же Сократа Критием и Хармидом.
Сам разговор происходит в недавно освобожденных от тирании Афинах и завязывается он после того, как Менон спрашивает Сократа: «Можно ли научиться добродетели? Или ей нельзя научиться и можно лишь достичь ее путем упражнения? А может быть, ее не дает ни обучение, ни упражнение и достается она человеку от природы либо еще как-нибудь?». В ходе дальнейшего разговора Менон и Сократ вроде бы приходят к полной ясности в этом вопросе, и Менон с подачи престарелого философа торжествующе провозглашает, что если добродетель — это знание, то, значит, этому можно выучиться (Менон. 89c). А поскольку в диалоге несколько раз говорилось о том, что под добродетелью понимается умение хорошо управлять и собственным домом и городом, у Менона нет никаких сомнений, что выучиться можно именно управлению государством. Но Сократ вдруг начинает сомневаться в том, что добродетель — это знание и ей можно научиться. И сомнения его построены на том, что если какой-то вещи можно выучиться, значит, обязательно должны быть учителя и ученики, а вот он, Сократ, много раз искал учителей добродетели, да только вот ни разу их не находил. А отсюда Сократ выводит, что раз нет ни учителей, ни учеников, значит, предмету выучиться нельзя. В разговоре возникает неловкая пауза, и тут Сократ обращается с этим же вопросом к подсевшему к ним Аниту.
Говоря об Аните, следует учесть, что Анит — это будущий обвинитель Сократа, по сути его убийца. Казалось бы, Платону, как ученику Сократа, в своем диалоге следует буквально уничтожить этого богатого кожевника, максимально его унизить. Однако вместо этого Платон устами самого Сократа характеризует его так: «Анит прежде всего сын Антемиона, человека мудрого и богатого, который разбогател не случайно, и не благодаря чьему-то подарку, но благодаря собственной мудрости и усердию; к тому же он не какой-то чванливый, спесивый и докучливый гражданин, но муж скромный и благовоспитанный. И сына Анита он хорошо вырастил и воспитал, о чем свидетельствует то, что афиняне выдвигают его на самые высокие должности» (Менон. 90a—
Зная и то, что Сократ многократно высмеивал ремесленников как людей низких, можно не сомневаться, что похвала Сократом Анита, если бы она была такой, какой имеет место у Платона, была бы воспринята Анитом скорее как тонкая издевка. Исходя из этого, а также того вполне достоверного факта, что Сократ был знаком и с Анитом и его сыном и даже советовал сыну не идти по стопам отца, отсюда можно вывести, что подчеркнутое уважение Сократа к Аниту в «Меноне» скорее является не более чем авторским замыслом самого Платона, который, изображая Анита человеком уважаемым афинским демосом (и это соответствует исторической истине) и даже получающим от него государственные должности, тем самым делает Анита как бы неким носителем политической культуры демоса, тем транслятором концентрированных демократических представлений о существе власти, о ее сущности, что был так необходим Платону для:
—лучшего обозначения наличия в диалоге сразу трех полемизирующих между собой позиций: позиции ученика софистов (софиста Горгия) Менона, позиции демоса в изложении Анита и позиции Сократа-Платона;
—объяснения читателю тех истинных причин, что собственно и привели к открытому конфликту афинского демоса с Сократом.
Так вот, уже выявив в диалоге позицию софистов, утверждающих то, что добродетели управления государством вполне можно научить (так как это — не более чем красноречие!), Платон устами Сократа теперь сталкивает ее с позицией демоса, олицетворенного в фигуре Анита. Сократ спрашивает его, куда бы следовало отправить учиться Менона, если бы он хотел стать врачом или кожевником; к врачам и кожевникам или к тем, кто на самом деле не занимается этим искусством, но при этом утверждает, что может этому учить и берет за это деньги. Анит считает, что отдавать учить следует врачу или кожевнику, а те, кто сам этих ремесел не разумеет, но при этом заявляет о своей способности учить и берет за это деньги, занимаются явной нелепостью и при этом невежественны (Менон. 90c—
с.254 Тогда Сократ со скрытой провокацией спрашивает его, к кому же можно отдать учиться Менона, который заявляет, что стремится к мудрости и добродетели, благодаря которой люди хорошо управляют домом и городом, заботятся о своих родителях, умеют принять и отпустить сограждан и чужестранцев так, как это подобает достойному человеку; не к софистам ли, то есть к тем людям, кто провозглашает себя учителями добродетели, доступными любому из греков, желающих учиться и способных внести за обучение плату? Анит возмущен самим упоминанием софистов и утверждает, что софисты — это очевидная гибель и порча для тех, кто с ними водится (Менон. 91a—
Анит отвечает: «Вовсе они не безумны, Сократ, скорее уж безумны те юноши, что дают им деньги; еще безумнее родственники, вверяющие им этих юношей, а всех безумнее города, позволяющие им въезжать и не изгоняющие любого, кто возьмется за такое дело, будь он хоть чужестранец, хоть гражданин» (Менон. 92a—
«Анит: Зачем имя всего одного человека? С кем бы из достойных афинян он ни встретился, любой (выделено автором) поможет ему стать лучше, если только он захочет слушаться, — не то, что софисты.
Сократ: А что же, все эти достойные люди сами собой стали такими, ни от кого не учась, и при этом они способны других обучить тому, чему они не учились сами?
Анит: Я считаю, что они обучились у достойных людей, которые жили раньше. Или, по-твоему, мало рождалось в нашем городе достойных мужей?» (Менон. 92e—
Сократ не сомневается в том, что среди афинян и раньше и сейчас было много людей доблестных в военных и гражданских с.255 делах. Но вот были ли они такими хорошими именно учителями добродетели? И он разбирает традиционные для Сократа примеры признаваемых и им и Анитом как доблестных прошлых афинских стратегов Фемистокла, Аристида и Фукидида. Называя сына Фемистокла Клеофанта, сына Аристида Лисимаха, сыновей Фукидида Мелесия и Стефана, которые в принципе смогли добиться успеха в жизни, в спорте, в делах, Сократ отмечает, что при всем желании их выдающихся отцов научить их доблести в управлении государством добиться того, что так никому из них и не удалось. И это, по мнению Сократа, означает, что добродетели научить нельзя. А раз добродетели научить нельзя, значит, и называть кого-то учителем, по мнению Сократа, было бы несколько странно (Менон. 93b—
И вот тут, неожиданно для читателей, в общем-то вполне миролюбивый и даже несколько отвлеченный пассаж Сократа вдруг вызывает резко негативную реакцию со стороны Анита, возмущенного тем, что Сократ так неуважительно оценивает выдающихся государственных деятелей прошлого, реноме которых заметно снижается ввиду их предполагаемой Сократом неспособности передать свои доблести управления обществом по наследству. Анит жестко заявляет Сократу: «По-моему, слишком легко поносишь ты людей, Сократ. Если хочешь меня послушаться, я бы советовал тебе поостеречься. Может быть, в другом городе тоже легче делать людям зло, чем добро, а здесь и подавно. Впрочем, я думаю, ты и сам это знаешь» (Менон. 94e).
В ответ на эту реплику Сократ обращается к Менону и говорит следующее: «Мне кажется, Менон, что Анит рассердился. Да я и не удивляюсь; он, во-первых, считает, что я порочу всех этих людей, а, во-вторых, полагает, что и сам относится к их числу». И ниже, в конце диалога, даже добавляет, что ему, Сократу, до того, что Анит злится на него, мало заботы (Менон. 99e). После этой краткой перепалки Анит больше в диалоге не фигурирует, Сократ продолжает беседу с Меноном и в конце диалога убеждает его в том, что добродетель — это то, чему научить все-таки нельзя, так как этот божественный дар посылают людям непосредственно боги.
Итак, с нашей точки зрения, Анит в платоновском диалоге «Менон» — фигура хоть и мимолетная, но тем не менее — принципиальная. Анит — это персонифицированный афинский Демос, который искренне возмущен тем, что Сократ отказывает тем, кто вершит судьбы полиса и целого мира на Народном собрании и Городском Совете в праве и возможности передавать свой опыт управления государством по наследству, считает, что с.256 если они этому ни у кого специально не учились, значит, они этому никого и не смогут научить. По существу, афинский Демос возмущен двумя вещами:
—тем, что отказывая демосу в праве обучения искусству управления государством, Сократ, тем самым отказывает демосу в его праве на политическую власть, предполагает, что демос делает это неумело и потому поражение Афин в сражениях Пелопоннесской войны является вполне заслуженным;
—тем, что, добродетели управления демократическим полисом вообще нужно вообще учить специально; ведь, по мнению Анита, с кем бы из достойных афинян ни занимался юноша Менон, с кем бы он ни встретился, сделать его лучше может совершенно любой из них! И если доводить рассуждение до логического конца, можно сделать четкий вывод: раз учить добродетели управления, искусству ведения собственного хозяйства и управления полисом может совершенно любой гражданин и при этом совершенно не учась этому сам, значит, управление полисом — дело настолько элементарное, простое и легкопонимаемое, что справиться с ним из афинян может абсолютно кто угодно. И об этой ценности античной демократической политической культуры мы уже достаточно говорили выше.
Отсюда, мы видим: за сдержанной критикой Сократа педагогических способностей великих вождей демоса на самом-то деле скрывается критика… самого демоса, критика тех его низких способностей к управлению общиной, вследствие которых Афины и растеряли в ходе Пелопоннесской войны свое былое могущество. И вот как раз подобной завуалированной критики, расшатывающей сами основы демократического режима и характерной для него политической культуры, афинский демос в лице Анита выдержать не смог, и, отказавшись от теоретических диспутов, тут же перешел на столь привычный для демоса крик и язык угроз.
Особенно же все становится очевидным в другом произведении Платона «Апология Сократа». Эта работа написана не менее чем на пятнадцать лет раньше «Менона» и относится к самому началу IV века до н. э., описывая собственно ход процесса над Сократом. И, несмотря на то, что она хронологически написана раньше «Менона», приводимая в «Апологии» перепалка Сократа с одним из его обвинителей, молодым поэтом Мелетом по всем параметрам явно является логическим продолжением вышеописанной дискуссии с Анитом, уже объединившимся с Мелетом при подписании жалобы на Сократа в афинский суд.
с.257 «Сократ: Ну, вот, Мелет, скажи-ка ты мне, не правда ли, для тебя очень важно, чтобы молодые люди были как можно лучше?
Мелет: Конечно.
Сократ: В таком случае, скажи-ка ты вот этим людям, кто именно их делает лучшими? Очевидно, ты знаешь, коли заботишься об этом. Развратителя ты нашел, как говоришь: привел меня сюда и обвиняешь; а назови-ка теперь того, кто делает их лучшими, напомни им, кто это. Вот видишь, Мелет, ты молчишь и не знаешь, что сказать. И тебе не стыдно? И это не кажется тебе достаточным доказательством, что тебе нет до этого никакого дела? Однако, добрейший, говори же: кто делает их лучшими?
Мелет: Законы.
Сократ: Да не об этом я спрашиваю, любезнейший, а о том, кто эти люди, что прежде всего знают их, эти законы.
Мелет: А вот они, Сократ, — судьи.
Сократ: Что ты говоришь, Мелет? Вот эти самые люди способны воспитывать юношей и делать их лучшими?
Мелет: Как нельзя более.
Сократ: Все? Или одни способны, а другие нет?
Мелет: Все.
Сократ: Хорошо же ты говоришь, клянусь Герой, и какое множество людей, полезных для других. Ну вот они, слушающие, делают юношей лучшими или же нет?
Мелет: И они тоже.
Сократ: И члены Совета?
Мелет: Да, и члены Совета.
Сократ: Но, в таком случае, не портят ли юношей те, что участвуют в Народном собрании? Или и те тоже, все до единого, делают их лучшими?
Мелет: И те тоже.
Сократ: По-видимому, кроме меня, все афиняне делают их добрыми и прекрасными, только я один порчу. Ты это хочешь сказать?
Мелет. Как раз это самое» (Апология Сократа. 24c—
Дальше Сократ приводит житейское наблюдение о том, что обычно на лошадях ездят все, но улучшают лошадей только немногие, которые являются именно знатоками верховой езды, и это означает, что высказывание Мелета неправильно; такого, чтобы все улучшали афинских юношей, а портил их только Сократ, быть не может даже в принципе! Однако Мелет понимает, что Сократ является специалистом в проведении именно таких вот аналогий и предусмотрительно не втягивается в дальнейший разговор на эту с.258 тему. Тогда Сократ (с нашей точки зрения ошибочно) ставит перед Мелетом предельно жесткий вопрос и получает на него такой же предельно жесткий ответ.
«Сократ: …Ну вот. А привел ты меня сюда как человека, который портит и ухудшает юношей намеренно или ненамеренно?
Мелет: Который портит намеренно» (Апология Сократа. 24c—
Итак, перед нами два диалога Сократа с двумя своими обвинителями на суде. Сомнений в том, что оба этих диалога являются историческими, нет: «Апология Сократа» была записана и опубликована Платоном непосредственно после суда, в то время, когда многие афиняне еще слишком хорошо помнили сам ход процесса и сами выступления Сократа, и потому Платон вероятнее всего воспроизвел диалог Сократа и Мелета практически слово в слово. И, как уже говорилось выше, в личном знакомстве и личном конфликте между Сократом и Анитом как раз из-за вопроса, связанного с общением Сократа с сыном Анита, также не приходится сомневаться — все это надежно зафиксировано в античных источниках.
Поэтому, сопоставляя сейчас высказывания и Анита, и Мелета по поводу того, можно ли учить молодежь добродетели и кто же именно в демократических Афинах может являться таким учителем, легко можно увидеть полное тождество тех двух людей, которые (как бы мы к ним ни относились) фактически взяли на себя на суде над Сократом функции озвучить те представления широких слоев демоса, что были частью политической культуры. Как можно заметить, Анит и Мелет абсолютно едины в следующем:
Во-первых, научить молодежь добродетели управления своим домом и своим полисом и теоретически и практически все-таки можно.
Во-вторых, совершенно любой гражданин Афин (и член Народного собрания и Народного суда и даже просто зевака на процессе) в состоянии быть хорошим учителем для юношества, в том числе и учить тому, каким образом управлять государством.
В-третьих, ни самих граждан, ни подрастающую молодежь специально учить управлению государством вообще не требуется: достаточно того, чтобы они просто общались с более старшими политиками Афин, попросту говоря, со взрослыми, и постепенно обучались искусству управления полисом… вообще этому не учась каким-то особым образом. Таким образом, из контекста разговора следует, что все высказывания Сократа и софистов о том, что молодежь нужно готовить к выполнению с.259 управленческих функций каким-то специальным образом и, оказываются не просто ненужными, но и по сути мошенническими: ведь брать деньги за обучение тому, чему может научить любой достойный гражданин — это примерно то же самое, что брать деньги за обучение дыханию тем воздухом, которым дышат все и который не принадлежит никому.
И потому Сократ совершенно напрасно пытался добиться того, чтобы его будущие обвинители Анит и Мелет признали, что кто-то из афинян не может воспитывать юношество — равенство во всем, в том числе и в праве учить юношество управлению родным полисом, было именно чертой демократического полиса, важнейшим элементом его политической культуры. Таким образом, позиция и Анита, и Мелета явно была следствием того вышеописанного нами всеобщего убеждения, что управление полисом — вещь в принципе несложная, производная от управления личным хозяйством. А раз так, то и выделять какую-то особенную общественную группу, которая сначала бы специально училась искусству управления, а затем стремилась бы получить власть и тем самым объективно лишить этой власти все остальное, якобы «неподготовленное» гражданство — данный подход был однозначно оппозиционным, идеологически вредным и подлежал в демократических полисах обязательному осуждению.
П. Родес отмечает парадокс, что когда демократические полисы находились в самом расцвете, в них никто не занимался специальным обучением граждан искусству управления [См.: 476, 480, p. 123], однако с точки зрения выявленной нами специфики политической культуры античных демократических полисов, это было не просто нормально, но и единственно возможно. А вот стоило начаться эпохе кризиса, как таких учителей оказалось довольно много и можно не сомневаться: именно появление всех этих учителей добродетели, вроде софистов или Сократа, значительно ускорило падение демократий, заметно пришпорило тот процесс классообразования в полисах, что усложнил жизнь и объективно потребовал усложнения управляющей системы, потребовал создания настоящего классового государства с более или менее специализированными управленцами.
Продолжая тематику общения Сократа с юношеством, следует привести еще несколько показательных политико-педагогических высказываний. Ксенофонт сообщает, что Сократ заявляет юноше Евфидему, который рвался в Народное собрание, следующее: «Нельзя сделаться хорошим мастером в пустых ремеслах без порядочного учителя, поэтому было бы наивно воображать, будто с.260 способность к делу такой первостепенной важности, как управление государством, приходит к человеку сама собой. …Странное дело, кто выбирает своей профессией игру на кифаре или флейте, верховую езду и тому подобное, тот старается как можно чаще практиковаться в области избранной им профессии, и притом не в одиночку, а в присутствии лучших специалистов; он прилагает все усилия и не жалеет трудов, лишь бы не нарушить их советов, находя, что иным путем не сможет стать крупной величиной. А некоторые претенденты на роль оратора и государственного деятеля думают, что у них без подготовки и старания сама собою вдруг явится способность к этому. Между тем, работа в области государственной деятельности гораздо труднее, чем в области иных профессий, — настолько труднее, что хотя число работающих в этой сфере больше, число достигающих успеха — меньше: отсюда видно, что будущему государственному деятелю нужны и занятия более продолжительные и более интенсивные, чем будущему специалисту в других профессиях» (Воспоминания о Сократе. IV. 2, 2—
В платоновском «Алкивиаде Первом» Сократ стыдит Алкивиада за то, что тот бросается очертя голову в политику раньше, чем успел обучиться этому делу. Впрочем, в этом, по оценке Сократа, Алкивиад не одинок: то же самое, по словам философа, происходит со многими берущимися за дела афинского государства, и есть только несколько исключений, типа Перикла. И то, Перикл — исключение только потому, что учился у Пифоклида, Анаксагора, Дамона и у других профессионалов в своей сфере (Алкивиад Первый. 118c).
В специальной главе «Домостроя» Ксенофонта, которая так и называется «Умение обращаться с людьми и повелевать ими», афинянин Исхомах, пообщавшись с Сократом, говорит: «Клянусь Зевсом, я уже не скажу, что этому (умению обращаться с людьми и повелевать ими) можно научиться, взглянувши или раз послушавши; нет, чтобы иметь эту силу, нужно и образование, и природные дарования, и, самое главное, милость богов. Да, это благо, как мне кажется, совершенно не зависит от воли человека, но от воли богов, — это искусство властвовать над людьми по их добровольному признанию; несомненно, оно даруется тому, кто поистине посвящен в тайны добродетели». (Домострой. 21, 12). Соответственно этому, по мнению Сократа, всех людей следует изначально разделять как бы на два класса: людей, воздержанных во всем, следует ставить в разряд годных к власти, а неспособных к воздержанию следует ставить в с.261 разряд тех, которые не должны даже мечтать о власти (выделено автором) (Воспоминания о Сократе. II. 1, 1—
Таковы взгляды Сократа, взгляды, на основе которых, спустя тридцать лет после смерти великого философа-моралиста, возникнет стройная концепция Платона, который в своем «Государстве» доведет воззрения на власть своего учителя до логического конца и провозгласит, что править обществом должна только специальным образом выбираемая и подготовленная каста философов, а вовсе не необразованный демос. Но это, как уже отмечалось во введении к нашей работе, будет уже поздняя античная политическая мысль, которая не является предметом наших исследований.
Таким образом, очевидно: с виду вполне безобидное теоретическое педагогическое мнение Сократа о том, что афинский демос не в состоянии учить юношество искусству управления государством, на самом деле шло вразрез привычной политической культуре, умаляло возможности и даже осуждало целую социальную группу — демос и потому являлось социально опасным. А поскольку данные оценки Сократа активно им тиражировались и популяризировались, становились частью общественного сознания, они объективно могли использоваться оппозиционными демосу социальными слоями богачей и аристократов для ведения ими той идеологической борьбы, что всегда предваряет открытую схватку за власть [129, с. 302—
Конвертируя же те отдельные высказывания Сократа и близких к нему интеллектуалов в лице его многочисленных учеников, что были рассмотрены нами в третьей главе, уже в комплексную политическую мысль, можно увидеть что принципиальное отличие постепенно формирующейся политической культуры от эллинской демократической политической «культуры большинства» заключается в том, что оппозиционные интеллектуалы:
—во-первых, считали, что умение управлять и хозяйством и обществом является особым даром немногих, избранных, лучших, даром по сути дела божественным. Причем, даже имея этот дар, как раз такие люди еще и должны предварительно учиться у более опытных государственных деятелей;
—во-вторых, принципиально отказывали обычным гражданам в возможности передавать друг от друга гражданскую добродетель умения управлять полисом, причем как посредством обучения, так и по наследству;
с.262 — в-третьих, были убеждены, что успехи гражданина в быту вовсе не являются признаком его возможных успехов в государственном управлении;
—в-четвертых, те граждане, кто ничего не добились в своей собственной частной жизни (а это большинство демоса!) — совершенно не имели право претендовать на руководство общиной.
Как можно увидеть, все это было не просто оппозиционно эллинской политической «культуре большинства», а откровенно враждебно. О значимости же именно общественной дискуссии по вопросу о политической культуре, о том, что в нее было втянуто множество интеллектуалов своего времени, может служить еще и тематика тех философских работ, которые были написаны не столь известными учениками великого этика. По сообщению Диогена Лаэрция, среди таких работ ученика и друга Сократа Критона, как «Что же нужно человеку, или Политик», «Протагор, или Политик», был и диалог «О том, что люди не от ученья хороши» (О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. II. 12, 121). А еще один ученик Сократа Симон-кожевник, кроме работ «О благе», «О предводительстве над народом», имел и такую, как «О том, что добродетели нельзя научить» (О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. II. 13, 123). И это явно свидетельствует нам о следующем: В конце V века до н. э. господствующая демократическая политическая «культура большинства», согласно которым власть в обществе представлялась не более чем разновидностью той совершенно банальной способности руководить своим хозяйством и семьей, что имелась совершенно у всякого гражданина, испытала на себе мощнейшее давление со стороны тех противоположных концепций, которые, не имея возможности для лобовой атаки, до поры до времени предпочли фланговые удары по ней со стороны доказательства невозможности научения этой способности.
И уже сама эта различным образом обосновываемая невозможность научения людей способности править родным полисом наносила удар в самое сердце демократической политической культуры — по глубокому убеждению граждан в том, что для управления обществом вообще не нужны никакие особые навыки или способности, достаточно обыкновенного здравомыслия в житейских ситуациях. А акцент на то, что государственными делами должны заниматься только те, кто проявил свой божественный дар тем, что этот гражданин уже чего-то достиг в собственном деле, состоялся прежде всего как крепкий с.263 хозяйственник, в контексте афинской жизни, по сути дела означал передачу власти олигархии — такому слою афинского гражданства, который как раз и состоял прежде всего из тех, кто очень хорошо разбирался в том, что происходило у них в хозяйстве.
В традиционно-аристократический лозунг «власть — лучшим!» позиция Сократа, софистов и других интеллектуалов не превращалась только потому, что они принципиально боролись с мнением, что способности управлять обществом и государством могут передаваться по наследству. И требуя по существу не «власть — лучшим, как аристократическому сословию!», а «власть — лучшим индивидам!», при учете допущения, что появление одаренных индивидов по воле богов не является неким массовым явлением, оппозиционные интеллектуалы фактически готовили почву для идеологии тиранической, идеологии сильной личности, в случае появления которой все полисное гражданство должно было, не мешкая, передать ей всю полноту власти над собой, готовил основу для такой политической культуры, которая была явно враждебна культуре демократической.
Таким образом, присутствие среди учеников Сократа двух тиранов Крития и Хармида и явно склонного к тирании и монархии Алкивиада совершенно не должно нас удивлять. Не должна, таким образом, удивлять нас и оценка, данная Сократу афинским обществом на суде над ним. И в этом смысле интересен и еще такой диалог Сократа на суде, переданный Ксенофонтом. Когда обвинитель Мелет заявил, что он лично знает тех молодых афинян, которых философ уговорил слушаться его больше, чем родителей, Сократ ответил так: «Согласен с этими словами по поводу вопроса о воспитании: вопрос этот, как все знают, меня интересует. Однако, ведь относительно здоровья люди больше слушаются врачей, а не родителей; в Народном собрании, как известно, все афиняне слушаются более разумных ораторов, чем родственников. Но ведь и при выборах в стратеги не отдаете ли вы предпочтение перед отцами и братьями, даже перед самими собой тем, кого вы считаете специалистами в военном деле?
Да, — заметил Мелет, — потому что этого требуют общественный интерес и обычай (выделено автором). В таком случае, — продолжил Сократ, — не кажется ли тебе странным, еще вот что: во всех действиях лучшие специалисты пользуются не только равноправием, но и предпочтением, а я за то, что меня считают некоторые специалистом в таком полезном для людей искусстве, как воспитание, подвергаюсь с твоей стороны с.264 преследованием в уголовном преступлении?» (Защита Сократа на суде. 20—
С нашей точки зрения, приговором Сократу стало именно заявление Мелета о том, что общественный интерес однозначно требует того, чтобы Сократ прекратил специализироваться на воспитании афинского юношества, так как эта внешне безобидная сама по себе специализация на воспитании будущих управленцев, на самом деле не только подрывала веру в то, что передавать ценные управленческие навыки и знания могли все остальные афинские граждане, но и объективно создавала вокруг Сократа узкую группу такой молодежи, которая в дальнейшем могла бы начать претендовать на монополизацию власти, мотивируя это тем, что именно они обладают определенным божественным даром, определенными глубоко специальными навыками и потому являются по сути прослойкой «избранных», протоядром новой будущей социальной страты правящей аристократии, элиты.
Интересно и то, что опасность такого вот противопоставления себя господствующей политической культуре демоса осознавалась и самим Сократом. По данным Платона, всего за сутки до начала судебного процесса, общаясь со своим старым знакомым Евтифроном, высмеивая подавшего на него жалобу Мелета как жалкого человека, Сократ тем не менее относится к самому обвинению очень серьезно: «Милый Евтифрон, то, что они (афиняне) высмеивают меня — это пустяк. Афинян, как мне кажется, не слишком задевает, если кто-либо считается сильным в философии, лишь бы он не был способен передать свою мудрость другим. Но вот когда они думают, что кто-то делает и других подобным себе, они приходят в ярость — либо из зависти, либо по какой-то иной причине. Коли они начинают дело всерьез, то совсем не ясно, чем это закончится, — разве это только видно вам, прорицателям» (Евтифрон. 3c—
Таким образом, очевидно, что сам Сократ прекрасно понимал всю социокультурную значимость своей деятельности, связанной с воспитанием афинского юношества и подготовкой его к управлению государством, отдавал отчет в том, что для расшатывания того государственного строя, который он считал неудачным и который критиковал, наиболее правильной была стратегия нанесения удара опосредованного, нанесения удара по мировоззрению именно того юношества, которое в дальнейшем должно было сменить радикальных демократов более взрослого поколения. Удара, который становился особенно опасным оттого, что Сократ не брал за свое общение никаких денег, и потому его взгляды легко с.265 проникали в среду молодежи из той небогатой среды, откуда собственно и происходил правящий афинский демос.
Так, Сократ снабжал юных политических честолюбцев из среды аристократов и богачей тем самым идеологическим оружием, с которым они в дальнейшем вели борьбу за ниспровержение афинской демократии, и даже дважды добивались установления режима тирании. Абстрактная этика Сократа, попадая в сферу политической культуры общества, объективно являлась мощным средством противодействия господствующему в Афинах демократическому строю, критикуя необразованный и небогатый демос, на антитезе Сократ по сути утверждал идеологию класса богатых афинских собственников. И то обстоятельство, что сам Сократ, будучи бедным, к этому классу не только не относился, но и даже не стремился к нему относиться, и по сути защищал идеологию чуждого себе социального слоя, могло только оттянуть, но не отменить принципиальный конфликт Сократа с демосом.
Каждая власть обладает стремлением к самосохранению, и потому случившийся в 399 году до н. э. суд над Сократом вовсе не являлся расправой над отвлеченным одиночкой-моралистом, как это нередко оценивается в историографии, это было осуждение идеологии крупных собственников победившей после разгрома тирании Тридцати корпорацией афинского демоса, имевшего собственную идеологию и собственного идеолога — Аристофана, жестоко высмеявшего Сократа и по сути приговорившего его в своих «Облаках» еще за двадцать лет до казни философа. Это была победа того самого демократического общественного интереса и обычая, о котором так горячо говорил во время суда над Сократом его обвинитель Мелет, по сути победа той политической культуры, что была характерна для демократических Афин.
Упомянув направленные против интеллектуалов «Облака» Аристофана, можно заметить, что одной из особенностей человеческой культуры является то, что являясь в какой-то степени «социальным барометром», показателем ситуации в обществе, она почти всегда реагирует на те или иные события значительно раньше, чем это успевает сделать общество в целом или органы власти [128, с. 174—
Кроме того, анализ тех нюансов «дела Сократа», которые были связаны с воспитанием в юношестве добродетели управления обществом, лишний раз подтверждает известный тезис о том, что, безусловно, не все отношения между людьми как носителями классового интереса автоматически являются политическими отношениями того или иного уровня, и если эти отношения не имеют своим непосредственным предметом власть (в любой форме ее осуществления), то и политическими они не являются. Однако любые общественные связи и отношения, попадая в сферу классового интереса и будучи опосредованы властью, становятся небезразличными для власти и класса, приобретают политическую окраску. Это может относиться к различного рода уровня групповым и даже межличностным связям и отношениям [13, с. 32]. В том числе и к отношениям по поводу воспитания будущих граждан государства, к тем отношениям, от которых зависело воспроизводство самого общественного строя.
Итак, анализ произведений Платона и Ксенофонта однозначно свидетельствует, что в самом конце V века до н. э. борьба за сохранение политического строя демократических Афин все чаще ведется не только на Народном Собрании, но и в социокультурном пространстве, в пространстве политической культуры, оказавшимся форпостом на пути тиранически, олигархически и аристократически настроенных граждан к власти.
Нет никаких сомнений в том, что социальная оппозиционность Сократа и многих других оппозиционных интеллектуалов была прямым следствием того его идеализма, который носил скорее не философскую, а морально-этическую подоплеку. Осознавая присущий себе творческий дар, не интересуясь накоплением материальных благ и высоким общественным статусом, они просто мечтали, чтобы все окружающие стали такими же, как они сами — творческими, интеллектуальными, высокоморальными, доброжелательными. Однако из истории мы уже знаем, что периодически возникая в том или ином обществе, морально-этический идеализм не только является верным показателем кризисности и даже пережиточности данного общества, но и обязательно становится наиболее беспощадным классовым оружием, каким, например, явились и гильотина Марата и Робеспьера, и револьвер Веры Засулич, и бомбы Халтурина и Кибальчича. Когда гуманистические научно-теоретические построения с.267 нередко вводятся в культуру общества примерно так, как детонатор вворачивается в ручную гранату.
В этой связи интересным является тот факт, что данную борьбу в плоскости политической культуры (хоть и запоздало) в конце V века до н. э. по мнению
В этой связи, следует заметить: как уже подчеркивалось в данной работе, совершенно не следует идеализировать демократию как строй и, самое главное, считать, что демократия — это синоним словам «гуманизм» и «терпимость», как это мы видим у И. Валлерстайна, Ф. Фукуямы и С. Хаттингтона [48, 381, 385]. По данным Элиана, еще в начале Пелопоннесской войны демократические афиняне приняли на Народном собрании постановление с требованием отрубать всем пленным жителям острова Эгины большой палец правой руки, чтобы они не могли держать копья. По предложению Клеона, были приговорены к смерти все способные носить оружие митиленцы, а лица пленных самосцев были заклеймены изображением совы (Пестрые рассказы. II. 9). Когда после свержения Тридцати Тиранов, демократы Фрасибула вошла сначала в Афины, а позже в Элевсин, по данным Ксенофонта, Аристотеля и Непота, там была тут же устроена резня политических оппонентов (Греческая История. II. 4, 43; Афинская полития. 39, 6, О знаменитых иноземных полководцах. Фрасибул. 3). Причем, согласно Ксенофонту, подобные настроения имели место и дальше. Когда в конце 400 года до н. э. спартанский полководец Фиброн, готовясь воевать с персами, попросил у афинян помощь в 300 всадников, афиняне, согласно сообщению Ксенофонта, «послали тех, которые служили в коннице, в правление Тридцати, полагая, что для демократии будет выгодно, если они окажутся вдали от родины и погибнут» (Греческая История. III. 1, 4).
Общая атмосфера социальной нетерпимости, столь характерная для афинских демократических низов того времени, явствует и из того общественного раздражения, которое по наблюдениям
Затем начинаются столь характерные для Афин процессы «подозрительных», когда известных граждан активно привлекали к суду под совершенно надуманными предлогами, по заявлению сикофантов, хотя бы просто для того, чтобы богатые и честолюбивые граждане не строили иллюзий, «кто в доме хозяин». Так пострадали лучшие полководцы и политики Афин начала IV века до н. э. — Тимофей и Хабрий. Причем Хабрий, по словам историка Корнелия Непота, «не любил жить на глазах граждан, ибо его широкий образ жизни и слишком независимое поведение не могли не навлечь на него зависть черни, раздраженной чужой славой и богатством» (О знаменитых иноземных полководцах. Хабрий. 3; Тимофей. 3—
Используя наблюдения И. И. Глебовой о закономерностях становления политических культур [74], понимая, что не только новая власть формирует новую политическую культуру, но и новая политическая культура формирует будущую новую политическую власть, и это не может не вызывать агрессии и у власти пока действующей и у характерной для нее культуры в целом, не следует удивляться тому, что случилось в Афинах рубежа V—
1. Каким-то понятным образом объяснить обидное поражение афинской демократии в Пелопоннесской войне.
2. Исторически оправдать, реабилитировать низы афинского демоса, свалив всю вину за трагические поражения на какие-то с.269 другие, враждебные силы, причем, желательно не только внешние, но и внутренние.
3. Исключить ту любую критику афинского государственного устройства.
4. В целом поднять авторитет афинской демократии как системы, обеспечить ее гарантированное самосохранение и воспроизводство за счет «правильным образом» организованной системы политического обучения и восстановления былой политической культуры большинства.
5. Так максимально «зачистить» внутреннее культурное пространство, чтобы в нем не оставалось бы сил, оппозиционных господствующему формально демократическому режиму, под которым на деле скрывался режим охлократии, социально-политического доминирования низов демоса, по сути пролетариата.
И уже необходимость выполнения этих задач в конфликте с той новой политической культурой кризисного периода, в которой присутствовало принципиальное недоверие к народному большинству как к субъекту политики, и вся ставка делалась либо на «просвещенного единовластного лидера» либо на платоновскую корпорацию философов, с нашей точки зрения, как раз и вынудило эллинскую «культуру большинства» найти и выдвинуть из своих рядов таких интеллектуалов, которые были бы не оппозиционными демократическому строю и наконец-то смогли бы сформулировать основные принципы и ценности уходящей политической культуры уже в виде цельной политической мысли и теории.
Так с казни Сократа, в начале IV века до н. э. начинается увлекательный период такой политической борьбы, которая происходит особенно в сфере политической культуры. Когда такие выдающиеся демократические, аристократические и олигархические ораторы и риторы как Демосфен, Исократ, Гиперид, Лисий, Эсхин, философы Платон и Аристотель и многие другие в результате своей хоть и обычно противонаправленной, но по законам культуры все равно совместной работы, не создали целые тома уже собственно политической теории, формализовав политическую культуры, выведя ее из той общегражданской культуры, в которой она в период расцвета демократических полисов существовала (как было показано выше) в неразвитом и нерасчлененном состоянии. Но исследование данной другой политической культуры, которую в нашем исследовании мы определяем как «платоновскую» уже не входит в цели и задачи данной работы и является предметом отдельного рассмотрения.