А. В. Зберовский

Становление демократической политической культуры в Элладе VIII—V веков до н. э.: политическая мысль и политический человек доплатоновского периода
(культурологический аспект)

Зберовский А. В. Становление демократической политической культуры в Элладе VIII—V веков до н. э.: политическая мысль и политический человек доплатоновского периода (культурологический аспект). Красноярск, 2008. — 310 с.
Публикуется по электронному варианту, предоставленному автором, 2015.

с.270

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Антич­ная демо­кра­тия, как исто­ри­че­ски пер­вый опыт созда­ния демо­кра­ти­че­ской систе­мы управ­ле­ния, вызва­ла появ­ле­ние осо­бой, харак­тер­ной толь­ко для поли­сов как общей куль­ту­ры, так и демо­кра­ти­че­ской поли­ти­че­ской куль­ту­ры в част­но­сти, постро­ен­ной на таких цен­но­стях, кото­рые име­ли свои осо­бен­ные, исто­ри­че­ски кон­крет­ные, чер­ты.

Основ­ные эле­мен­ты, тра­ди­ции и цен­но­сти этой эллин­ской демо­кра­ти­че­ской поли­ти­че­ской куль­ту­ры, кото­рую мы опре­де­ля­ем в рабо­те как «допла­то­нов­ская» воз­ник­ли не разом, а, под­чи­ня­ясь поли­ти­че­ским, соци­аль­ным и эко­но­ми­че­ским зако­нам, посте­пен­но, в тече­ние несколь­ких веков: с кон­ца VIII века до н. э. по V в. до н. э. Совер­шая при этом пере­ход от рели­ги­оз­но-мифо­ло­ги­че­ских к рацио­наль­ным, фило­соф­ским и науч­ным фор­мам. Уже в пер­вых антич­ных мифах чело­век ока­зал­ся наде­лен­ным разу­мом, не усту­паю­щим по сво­ей силе разу­му богов, и полу­чил пра­во без уче­та небо­жи­те­лей совер­шать изме­не­ния в систе­ме управ­ле­ния. Так, власть уже изна­чаль­но полу­ча­ла воз­мож­ность само­раз­ви­тия, эво­лю­ции, ста­но­ви­лась в поли­ти­че­ской куль­ту­ре дина­ми­че­ски раз­ви­ваю­щей­ся систе­мой.

При­ро­да вла­сти виде­лась антич­ным граж­да­нам дво­я­ко: как в воле людей и в их стрем­ле­нии к еди­но­лич­но­му лидер­ству, так и в потреб­но­сти орга­ни­зо­вы­вать и улуч­шать свою жизнь в рам­ках и инте­ре­сах все­го соци­у­ма. Поэто­му в полис­ной поли­ти­че­ской куль­ту­ре власть в мыс­ли­лась не как нечто, имма­нент­ное все­му кол­лек­ти­ву в целом и отда­вае­мое в какой-то сво­ей части лиде­рам, но, напро­тив, она про­яв­ля­лась и реа­ли­зо­ва­ла себя в соци­у­ме через отдель­ных инди­видов, вопло­ща­ясь, таким обра­зом, в кол­лек­тив­ную власть не по прин­ци­пу «от обще­го к част­но­му», как это име­ло место, ска­жем, в кон­цеп­ци­ях ново­го вре­ме­ни (Гоббс, Локк, Рус­со), а «от част­но­го к обще­му», когда даро­ван­ная бога­ми сра­зу всем граж­да­нам спо­соб­ность управ­лять как бы сум­ми­ро­ва­лась тыся­ча­ми инди­видов и про­сто вре­мен­но пере­да­ва­лась на какое-то вре­мя отдель­ным граж­да­нам для исполь­зо­ва­ния ее исклю­чи­тель­но в инте­ре­сах все­го полис­но­го сооб­ще­ства.

Отсюда, вопрос о кон­тро­ле за вла­стью «вооб­ще» пере­во­дил­ся в поли­сах в плос­кость кон­тро­ля за поли­ти­че­ски­ми лиде­ра­ми и долж­ност­ны­ми лица­ми как за инди­вида­ми, что суще­ст­вен­но повли­я­ло на поли­ти­че­скую куль­ту­ру. Осо­бен­но в том, что эллин­ское обще­ство еще в пери­од VII—VI вв. до н. э. осо­зна­ло, что наи­бо­лее зна­чи­мым и полез­ным для само­со­хра­не­ния поли­ти­че­ской с.271 куль­ту­ры явля­ют­ся нема­те­ри­аль­но-неин­сти­ту­цио­на­ли­зи­ро­ван­ные, цен­ност­ные эле­мен­ты, преж­де все­го те анти­ти­ра­ни­че­ские обще­ст­вен­ные тра­ди­ции, кото­рые защи­ща­ют пра­ва наро­да в целом и отдель­ных инди­видов гораздо эффек­тив­нее, неже­ли суд или выбран­ные орга­ны вла­сти. Поэто­му в тече­ние суще­ст­во­ва­ния антич­ной демо­кра­ти­че­ской поли­ти­че­ской куль­ту­ры ее глав­ной цен­но­стью было недо­пу­ще­ние созда­ния тира­ни­че­ских поли­ти­че­ских режи­мов, равен­ство всех пол­но­прав­ных граж­дан поли­са в вопро­се осу­щест­вле­ния реаль­ной поли­ти­че­ской вла­сти, преж­де все­го испол­ни­тель­ной и судеб­ной.

На прак­ти­ке, в поли­ти­че­ской куль­ту­ре позд­ней арха­и­ки и клас­си­ки это отра­жа­лось, осмыс­ли­ва­лось как анти­ти­ра­ни­че­ское обще­ст­вен­ное недо­ве­рие граж­дан к тем, кто стре­мит­ся к обла­да­нию вла­стью, и тем самым, опа­сен для кол­лек­ти­ва. Дан­ный анти­ти­ра­низм, суть кото­ро­го заклю­ча­лась в край­ней подо­зри­тель­но­сти обще­ства к любо­му граж­да­ни­ну, зани­маю­ще­му прак­ти­че­ски любую полис­ную долж­ность, стал одной из основ фор­ми­ру­ю­щей­ся поли­ти­че­ской куль­ту­ры, ее тра­ди­ци­ей. Кро­ме того, прой­дя поло­су соци­аль­ных штор­мов, харак­тер­ных для ран­не­го клас­со- и поли­то­ге­не­за, полис­ное граж­дан­ство осо­зна­ло, что наи­боль­шую опас­ность для позд­не­ро­до­во­го обще­ст­вен­но­го равен­ства пред­став­ля­ют вовсе не посред­ст­вен­ные и не неуме­лые, а, напро­тив, наи­бо­лее успеш­ные, высо­ко­про­фес­сио­наль­ные и талант­ли­вые управ­лен­цы, кото­рые опас­ны кол­лек­ти­ву тем, что:

у тех, кто нахо­дит­ся у вла­сти дли­тель­ное вре­мя, воз­ни­ка­ет при­вы­ка­ние к ней, выяв­лен­ная антич­ны­ми мыс­ли­те­ля­ми арха­и­ки «жаж­да вла­сти» застав­ля­ет тако­го инди­вида стре­мить­ся к ней даже вопре­ки воли кол­лек­ти­ва, исклю­чи­тель­но для удо­вле­тво­ре­ния соб­ст­вен­ных амби­ций;

при дли­тель­ном нахож­де­нии у вла­сти одних и тех же лиц, осталь­ные чле­ны кол­лек­ти­ва пере­ста­ют пони­мать сам про­цесс власт­во­ва­ния, он начи­на­ет оку­ты­вать­ся орео­лом про­фес­сио­наль­ных тайн, это созда­ет иллю­зию того, что власть — это пред­мет, под­власт­ный дале­ко не любо­му, а толь­ко избран­ным. А это, в свою оче­редь, ста­но­вит­ся осно­вой для созда­ния эли­тар­ных пра­вя­щих сло­ев, обыч­но очень узких.

Поэто­му антич­ное полис­ное граж­дан­ство пошло по пути недо­пу­ще­ния созда­ния имен­но управ­лен­че­ской эли­ты как осо­бой соци­аль­ной груп­пы, по пути пер­ма­нент­но­го разде­ле­ния вла­сти на отдель­ных управ­лен­цев, спра­вить­ся с оди­ноч­ны­ми амби­ци­я­ми кото­рых обще­ству в рам­ках спе­ци­аль­но создан­ной кон­фликт­ной поли­ти­че­ской куль­ту­ры было гораздо лег­че, неже­ли с осо­знав­ши­ми с.272 свой кор­по­ра­тив­ный инте­рес обще­ст­вен­ны­ми груп­па­ми. Так в поли­ти­че­ской куль­ту­ре воз­ник­ло пред­став­ле­ния о том, что стрем­ле­ние к вла­сти явля­ет­ся делом смер­тель­но опас­ным, а частое обла­да­ние долж­ност­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми гаран­ти­ру­ет для вла­сто­лю­би­во­го инди­вида смерт­ный при­го­вор или изгна­ние за рам­ки полис­но­го кол­лек­ти­ва.

При­мер антич­ных поли­сов убеди­тель­но дока­зы­ва­ет прин­ци­пи­аль­но непра­во­вой, а точ­нее «над­пра­во­вой» харак­тер демо­кра­ти­че­ской поли­ти­че­ской куль­ту­ры, как куль­ту­ры, кото­рую с одной сто­ро­ны тех­ни­че­ски невоз­мож­но коди­фи­ци­ро­вать, в пол­ном объ­е­ме отра­зить в пра­ве, а с дру­гой — кото­рая и не стре­мит­ся к такой коди­фи­ка­ции, так как она поз­во­лит вра­гам поли­ти­че­ско­го строя вести борь­бу с ним исполь­зуя его же соб­ст­вен­ные воз­мож­но­сти. Это поз­во­ля­ет нас счи­тать, что так назы­вае­мые «демо­кра­ти­че­ские репрес­сии» (афин­ские сико­фан­ты, ост­ра­кизм, суды и т. д.) явля­ют­ся зна­чи­мым эле­мен­том демо­кра­ти­че­ской поли­ти­че­ской куль­ту­ры, частью ее тра­ди­ции. Закреп­ле­ние же в поли­ти­че­ской куль­ту­ре раз­лич­ных пре­вен­тив­ных явле­ний, кото­рые долж­ны были поз­во­лять кол­лек­ти­вам нано­сить упреж­даю­щий удар по эли­те до того момен­та, когда она кон­со­лиди­ру­ет­ся и ока­жет­ся силь­нее демо­са, соглас­но нашим наблюде­ни­ям, при­ве­ло к тому, что:

широ­кие слои демо­са осо­зна­ли свое кол­лек­тив­ное пре­вос­ход­ство над раз­роз­нен­ны­ми вла­сто­люб­ца­ми, почув­ст­во­ва­ли свое соци­аль­ное пре­вос­ход­ство, осмыс­лен­ное в поли­ти­че­ской куль­ту­ре в виде вос­при­я­тия полис­ных маги­ст­ра­тов в виде «слуг наро­да», а самой долж­но­сти управ­лен­ца в виде некой «обще­ст­вен­ной отра­бот­ки», обя­за­тель­ной повин­но­сти всех граж­дан;

полис­ная управ­лен­че­ская эли­та в ито­ге так и не смог­ла кон­сти­ту­ции­ро­вать­ся имен­но как эли­та, как осо­бый соци­аль­ный слой, с осо­бым отно­ше­ни­ем к вла­сти и осо­бым ее осмыс­ле­ни­ем. В конеч­ном ито­ге, вме­сто общ­но­сти сво­их узко­кор­по­ра­тив­ных целей полис­ные управ­лен­цы осо­зна­ли в поли­ти­че­ской куль­ту­ре толь­ко общ­ность сво­ей тра­ги­че­ской судь­бы, осо­зна­ли свою обре­чен­ность рано или позд­но ста­но­вить­ся жерт­ва­ми обще­ст­вен­но­го недо­ве­рия. В целом — в отли­чие от эли­ты пред­ше­ст­ву­ю­щих и после­дую­щих исто­ри­че­ских пери­о­дов, они оста­лись в общей поли­ти­че­ской куль­ту­ре эллин­ских демо­кра­тий, куль­ту­ре опре­де­ля­е­мой нами как «куль­ту­ра боль­шин­ства», пони­мая власть имен­но как свой обще­ст­вен­ный долг, как воз­мож­ность при­не­сти поль­зу сво­е­му кол­лек­ти­ву, успеть реа­ли­зо­вать себя до того момен­та, когда с.273 кол­лек­тив нане­сет свой удар, воз­будив поли­ти­че­ский про­цесс или изгнав черес­чур успеш­но­го управ­лен­ца.

Сфор­ми­ро­ван­ное таким обра­зом пред­став­ле­ние о вла­сти как о крат­ковре­мен­ной воз­мож­но­сти успеть реа­ли­зо­вать свой соб­ст­вен­ный инди­виду­аль­ный потен­ци­ал на бла­го обще­ству, а затем вовре­мя сдать долж­ност­ные пол­но­мо­чия и «стать как все», как нель­зя луч­ше подо­шло для той глав­ной зада­чи, что акту­аль­на для вся­ко­го кол­лек­ти­ва, ока­зав­ше­го­ся на ста­дии фор­ми­ро­ва­ния клас­со­во­го обще­ства и государ­ства. Так антич­ное обще­ство не толь­ко доби­лось зна­чи­тель­но­го замед­ле­ния про­цес­са клас­со- и поли­то­ге­не­за, но и поста­ви­ло перед уже в зна­чи­тель­ной мере сфор­ми­ро­вав­ши­ми­ся пуб­лич­но-поли­ти­че­ски­ми инсти­ту­та­ми клас­со­во­го обще­ства зада­чи по недо­пу­ще­нию окон­ча­тель­но­го завер­ше­ния это­го про­цес­са и оформ­ле­ния государ­ства в дик­та­ту­ру одно­го клас­са над дру­гим, с таки­ми обя­за­тель­ны­ми атри­бу­та­ми, как про­фес­сио­наль­ное чинов­ни­че­ство, армия, поли­ция и суды. Так, государ­ство, явля­ю­ще­е­ся след­ст­ви­ем про­цес­са клас­со­ге­не­за, неожи­дан­но для само­го себя и арха­и­че­ской антич­ной ари­сто­кра­тии ока­за­лось при­вле­че­но к борь­бе про­тив само­го это­го про­цес­са, что не мог­ло не отра­зить­ся в антич­ной поли­ти­че­ской куль­ту­ре, кото­рая в боль­шей сво­ей части ста­ла раз­ви­вать­ся не по фор­маль­но — инсти­ту­цио­на­ли­зи­ро­ван­но­му пути, а по пути нефор­маль­но — неин­сти­ту­цио­на­ли­зи­ро­ван­но­му, заглуб­лен­но­му в боль­шей части не в зако­нах и не в орга­нах вла­сти, а в обще­ст­вен­ной куль­тур­ной тра­ди­ции.

Само же про­изо­шед­шее в антич­ных демо­кра­ти­че­ских поли­сах может оце­ни­вать­ся нами толь­ко как посте­пен­ное и вре­мен­ное изме­не­ние клас­со­вой сущ­но­сти государ­ства, когда вме­сто дик­та­ту­ры круп­ных соб­ст­вен­ни­ков оно пре­вра­ти­лось в дик­та­ту­ру антич­но­го демо­са, в дик­та­ту­ру сред­них и бед­ных сло­ев обще­ства, в такую дик­та­ту­ру, кото­рая при­ве­ла к воз­об­ла­да­нию в клас­со­вом обще­стве мен­таль­но­сти и поли­ти­че­ской куль­ту­ры по сво­ей сущ­но­сти родо­вой, нефор­ма­ли­зо­ван­ной, заглуб­лен­ной имен­но в общей куль­ту­ре обще­ства. Антич­ная демо­кра­тия, по наше­му мне­нию, пред­став­ля­ла из себя фор­му кон­тро­ля позд­не­ро­до­вой соци­аль­ной вла­сти над ста­ди­аль­но чуж­дой ей, но жиз­нен­но необ­хо­ди­мой поли­ти­че­ской вла­стью клас­со­во­го обще­ства.

И тот факт, что в тече­ние несколь­ких сто­ле­тий антич­ное демо­кра­ти­че­ское обще­ство внешне выгляде­ло как след­ст­вие соци­аль­но­го ком­про­мис­са, на самом деле не долж­но мешать нам увидеть, что иссле­ду­е­мая нами демо­кра­ти­че­ская поли­ти­че­ская куль­ту­ра ста­ла след­ст­вие имен­но соци­аль­ной победы демо­са над с.274 ари­сто­кра­та­ми, след­ст­ви­ем победы отно­си­тель­но про­сто­го мыш­ле­ния небо­га­то­го и мало­об­ра­зо­ван­но­го демо­са. В этом смыс­ле полис­ное обще­ство напо­ми­на­ет нам соци­а­ли­сти­че­ское обще­ство, постро­ен­ное в СССР при Ста­лине в 1930-е годы. И здесь и там цель была одна: исполь­зуя еще не забы­тые, оста­точ­ные позд­не­ро­до­вые кол­лек­ти­вист­ские настро­е­ния, свер­нуть болез­нен­ный про­цесс клас­со­об­ра­зо­ва­ния и изме­нить харак­тер поли­то­ге­не­за, сущ­ность государ­ства, что и было в боль­шей или мень­шей сте­пе­ни все-таки достиг­ну­то имен­но бла­го­да­ря поли­ти­че­ской куль­ту­ре, тем самым повы­сив ее зна­чи­мость в жиз­ни обще­ства, вре­ме­на­ми пре­вра­щая поли­ти­че­скую куль­ту­ру в тот центр куль­ту­ры, кото­рый ока­зы­вал свое вли­я­ние и на все осталь­ные виды куль­ту­ры, на цен­но­сти кото­рой были вынуж­де­ны ори­ен­ти­ро­вать­ся и поэты, тра­ги­ки, скуль­п­то­ры, музы­кан­ты, фило­со­фы и исто­ри­ки.

Имея внут­ренне про­ти­во­ре­чи­вый, кон­фликт­ный харак­тер, антич­ная поли­ти­че­ская куль­ту­ра была постро­е­на на тех прин­ци­пах эллин­ской аго­ни­сти­ки, что была изъ­ята демо­сом из куль­ту­ры ари­сто­кра­тии и ста­ла общей куль­ту­рой боль­шин­ства. Так при­ми­тив­но устро­ен­ная власть полу­ча­ла допол­ни­тель­ную сти­му­ля­цию и от фор­ми­ро­вав­ше­го­ся убеж­де­ния, что она долж­на давать­ся в жиз­ни как такой шанс совер­шить нечто выдаю­ще­е­ся, как знак осо­бо­го обще­ст­вен­но­го дове­рия, кото­ро­го в жиз­ни вто­рой раз мог­ло уже и не выпасть: имен­но этим мы объ­яс­ня­ем ту чрез­вы­чай­ную, почти спор­тив­ную актив­ность антич­ных маги­ст­ра­тов и воен­ных, что име­ем в источ­ни­ках. И это, в свою оче­редь, мы счи­та­ем искус­ст­вен­ным созда­ни­ем поли­сом таких усло­вий, при кото­рых резуль­та­тив­ность отдель­ных успеш­ных маги­ст­ра­тов вполне покры­ва­ла, ком­пен­си­ро­ва­ла те обще­ст­вен­ные неудоб­ства, что воз­ни­ка­ли от невоз­мож­но­сти дол­го­сроч­но­го пла­ни­ро­ва­ния власт­ных меро­при­я­тий и регу­ляр­ное попа­да­ние вла­сти в руки совер­шен­но необ­ра­зо­ван­ных людей, неспо­соб­ных рас­по­рядить­ся ею имен­но про­фес­сио­наль­но.

Будучи спе­ци­аль­но создан­ной как при­ми­тив­но устро­ен­ная, в поли­ти­че­ской куль­ту­ре антич­но­го обще­ства власть оста­ва­лась для обще­ства очень понят­ной: в ито­ге антич­ная демо­кра­ти­че­ская власть ста­но­ви­лась не более чем раз­но­вид­но­стью тех обыч­ных хозяй­ст­вен­ных дел, что были по пле­чу совер­шен­но любо­му полис­но­му граж­да­ни­ну. Тем самым в куль­ту­ре обще­ства фор­ми­ро­ва­лась пси­хо­ло­ги­че­ская уста­нов­ка на готов­ность любо­го граж­да­ни­на к осу­щест­вле­нию власт­но-управ­лен­че­ских функ­ций, заме­ще­нию управ­лен­ца любо­го ран­га абсо­лют­но любым кре­стья­ни­ном или ремес­лен­ни­ком. Власть, тем более высо­кая власть, с с.275 этой точ­ки зре­ния пере­ста­ва­ла быть в куль­ту­ре самой высо­кой цен­но­стью, кото­рой мож­но достиг­нуть в жиз­ни. Одер­жав­ший соци­аль­ную победу антич­ный демос в пери­од рас­цве­та полис­но­го строя прин­ци­пи­аль­но не поз­во­лил, чтобы обла­да­ние вла­стью ста­ло вер­ши­ной вер­шин в шка­ле обще­ст­вен­ных цен­но­стей, что нахо­ди­ло свое выра­же­ние в кате­го­ри­че­ском пре­се­че­нии любых попы­ток отдель­ных полис­ных интел­лек­ту­а­лов гово­рить о целе­со­об­раз­но­сти спе­ци­аль­ной под­готов­ки моло­де­жи к поли­ти­че­ской дея­тель­но­сти.

Кон­ста­ти­руя, что поли­ти­че­ский чело­век допла­то­нов­ско­го пери­о­да являл­ся не спе­ци­аль­но под­готов­лен­ным про­фес­сио­на­лом управ­ле­ния, а обыч­ным сред­не­ста­ти­сти­че­ским пред­ста­ви­те­лем полис­но­го демо­са, отме­чая, что вплоть до эпо­хи нача­ла кри­зи­са эллин­ско­го поли­са, спро­во­ци­ро­вав­ше­го куль­тур­ную и мыс­ли­тель­ную актив­ность интел­лек­ту­а­лов (Софокл, Эври­пид, Сократ, Ари­сто­фан, Фукидид, Ксе­но­фонт), вплоть до появ­ле­ния Пла­то­на, Исо­кра­та и Ари­сто­те­ля, в поли­сах отсут­ст­во­ва­ла спе­ци­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­ная поли­ти­че­ская мысль, гово­ря об этом, мы счи­та­ем: в пери­од VIII—V веков до н. э. речь может идти толь­ко о сово­куп­но­сти фраг­мен­тар­ных наблюде­ний и мыс­лей отдель­ных инди­видов, тем не менее, без­услов­но ока­зы­ваю­щих свое вли­я­ние на жизнь поли­сов и их поли­ти­че­скую куль­ту­ру. Имен­но поэто­му, эллин­ская демо­кра­тия рож­да­лась не как стрем­ле­ние к некой вполне офор­мив­шей­ся идее, а мето­дом «от про­тив­но­го», то как спо­соб про­ти­во­сто­я­ния выде­ле­нию из обще­ства пра­вя­щей эли­ты, «луч­ших».

Вос­про­из­во­дя свои основ­ные цен­но­сти имен­но в куль­ту­ре, в том чис­ле в систе­ме вос­пи­та­ния под­рас­таю­ще­го поко­ле­ния, не коди­фи­ци­руя их в зако­нах, антич­ное обще­ство пери­о­да нача­ла кри­зи­са кон­ца V века до н. э., с одной сто­ро­ны ока­за­лось уяз­ви­мо для такой же куль­тур­ной ата­ки на себя со сто­ро­ны Сокра­та, софи­стов и дру­гих антич­ных интел­лек­ту­а­лов, оппо­зи­ци­он­но настро­ен­ных к демо­кра­тии как к заси­лью необ­ра­зо­ван­но­го боль­шин­ства, а с дру­гой, имен­но в про­цес­се отра­же­ния этой ата­ки в плос­ко­сти куль­ту­ры, дей­ст­вуя мето­дом «от про­тив­но­го» так­же в плос­ко­сти куль­ту­ры (при­мер комедий Ари­сто­фа­на) оно было вынуж­де­но офор­мить такие свои основ­ные цен­но­сти как аго­наль­ное пра­во любо­го граж­да­ни­на на уча­стие в поли­ти­ке без нали­чия како­го-либо спе­ци­аль­но обра­зо­ва­ния и осо­бых зна­ний, более высо­кий ста­тус лояль­но­сти к поли­ти­че­ско­му строю чем про­фес­сио­наль­ная ком­пе­тен­ция управ­лен­ца, зна­чи­мость поли­ти­че­ско­го выбо­ра имен­но мето­дом сле­пой жере­бьев­ки, а не разум­ным выбо­ром, анти­ти­ра­ни­че­ское пра­во на защи­ту с.276 демо­кра­ти­че­ско­го строя ценой упреж­даю­щих уда­ров по поли­ти­че­ски актив­ным граж­да­нам даже в том слу­чае, если они ни в чем не винов­ны и так далее.

Иссле­до­ва­ние борь­бы за вос­про­из­вод­ство демо­кра­ти­че­ской поли­ти­че­ской куль­ту­ры в пери­од кри­зи­са пока­зы­ва­ет, что она может успеш­но суще­ст­во­вать толь­ко в обще­стве где гос­под­ст­ву­ю­щим явля­ет­ся тот «сред­ний класс», уро­вень общей (мас­со­вой) куль­ту­ры кото­ро­го явля­ет­ся в целом при­ми­тив­ным, в куль­ту­ре сохра­ня­ют­ся арха­и­че­ские пере­жит­ки. Повы­ше­ние обще­го уров­ня куль­ту­ры и уве­ли­че­ние чис­ла интел­лек­ту­а­лов при­во­дит к росту ари­сто­кра­тиз­ма общей куль­ту­ры, что явля­ет­ся серь­ез­ной угро­зой для суще­ст­во­ва­ния той демо­кра­ти­че­ской поли­ти­че­ской куль­ту­ры, кри­зис кото­рой, в свою оче­редь, гаран­ти­ро­ван­но при­во­дит к тому паде­нию демо­кра­ти­че­ской систе­мы. Что и было рас­смот­ре­но в рабо­те на при­ме­ре афин­ской Тира­нии Четы­рех­сот и Тира­нии Трид­ца­ти. Пони­же­ние обще­го уров­ня куль­ту­ры и уве­ли­че­ние чис­ла люм­пен-про­ле­та­ри­ев так­же явля­ет­ся зна­чи­мой угро­зой для суще­ст­во­ва­ния демо­кра­ти­че­ской поли­ти­че­ской куль­ту­ры, и может при­ве­сти к эво­лю­ции демо­кра­тии в охло­кра­тию, что было рас­смот­ре­но в рабо­те на при­ме­ре Афин кон­ца V века до н. э. Это застав­ля­ет нас счи­тать: демо­кра­ти­че­ская поли­ти­че­ская куль­ту­ра нахо­дит­ся хоть и опо­сре­до­ван­ной, не жест­кой, но все-таки дина­ми­че­ской вза­и­мо­свя­зи с той общей куль­ту­рой сво­его обще­ства в целом, при этом, имея воз­мож­ность ока­зы­вать на нее обрат­ное вли­я­ние.

Наше иссле­до­ва­ние пока­зы­ва­ет, что исто­ри­че­ски пер­вая демо­кра­ти­че­ская поли­ти­че­ская куль­ту­ра не была строй­ным и систе­ма­тич­ным про­дук­том тео­ре­ти­че­ско­го мыс­ле­твор­че­ства, ско­рее, она была баро­мет­ром, отра­жаю­щим соци­аль­ную ситу­а­цию в посто­ян­но бур­ля­щем полис­ном мире. Поэто­му она труд­но вос­при­ни­ма­ет­ся с совре­мен­ной точ­ки зре­ния и имен­но по это­му, на наш взгляд, обще­ст­вен­ным нау­кам ново­го и новей­ше­го вре­ме­ни, вскорм­лен­ным на логи­ке Пла­то­на — Ари­сто­те­ля, было гораздо про­ще опе­ри­ро­вать строй­ны­ми кате­го­ри­я­ми имен­но позд­них авто­ров, неже­ли ана­ли­зи­ро­вать запу­тан­ный клу­бок реаль­ных и неред­ко про­ти­во­ре­чи­вых цен­но­стей поли­ти­че­ской куль­ту­ры эллин­ско­го демос­но­го пра­вя­ще­го боль­шин­ства. Конеч­но, в рам­ках дан­ной работы, мы не смог­ли вос­ста­но­вить совер­шен­но весь ком­плекс поли­ти­че­ских цен­но­стей и тра­ди­ций антич­ной демо­кра­ти­че­ской куль­ту­ры боль­шин­ства, одна­ко мы поста­ра­лись пока­зать всю их слож­ность и мно­го­гран­ность, что долж­но сти­му­ли­ро­вать про­цесс даль­ней­ше­го их изу­че­ния.

с.277 В заклю­че­ние, имея в виду при­клад­ную сто­ро­ну иссле­до­ва­ния, срав­ни­вая демо­кра­тию антич­ную и совре­мен­ную, сле­ду­ет отме­тить несколь­ко прин­ци­пи­аль­ных раз­ли­чий меж­ду ними.

1. Полис­ная демо­кра­тия, в отли­чие от демо­кра­тий совре­мен­ных, не явля­лась само­сто­я­тель­ной поли­ти­че­ской фор­мой, тео­ре­ти­че­ской моде­лью, исто­ри­че­ски воз­ник­нув «от про­тив­но­го», она была лишь меха­низ­мом недо­пу­ще­ния созда­ния авто­кра­ти­че­ской или эли­тар­ной вла­сти мень­шинств. Извест­ные же нам совре­мен­ные демо­кра­тии явля­ют­ся по сво­ей сути все-таки эли­тар­ны­ми, в них пра­вит хоть и обнов­ля­е­мая, но по сути — ари­сто­кра­тия.

2. В отли­чие от совре­мен­но­го пред­став­ле­ния о граж­дан­ском обще­стве, антич­ная демо­кра­тия нико­гда не была пол­но­стью пра­во­вым обще­ст­вом. Граж­дан­ские кол­лек­ти­вы остав­ля­ли за собой пра­во на при­ме­не­ние любых, даже совер­шен­но неза­кон­ных, с нашей совре­мен­ной точ­ки зре­ния, мер про­тив тех, кто, по их мне­нию, пред­став­лял угро­зу для демо­кра­ти­че­ско­го строя.

3. Антич­ная демо­кра­тия и ее куль­ту­ра созна­тель­но про­ти­во­дей­ст­во­ва­ли про­фес­сио­на­лиз­му управ­лен­цев. Поли­ти­че­ская куль­ту­ра была ори­ен­ти­ро­ва­на на уча­стие во вла­сти людей необ­ра­зо­ван­ных, но вер­ных суще­ст­ву­ю­ще­му строю, неже­ли высо­ко­про­фес­сио­наль­ных и интел­лек­ту­аль­ных, но склон­ных к раз­но­го рода поли­ти­че­ским и соци­аль­ным «усо­вер­шен­ст­во­ва­ни­ям». В совре­мен­ных демо­кра­ти­ях тен­ден­ции и тра­ди­ции обыч­но про­ти­во­по­лож­ные: бюро­крат выиг­ры­ва­ет у демо­кра­та. Совре­мен­ные демо­кра­тии явля­ют­ся бюро­кра­ти­че­ски­ми пото­му, почти все­гда — авто­ри­тар­ны­ми.

4. Испол­ни­тель­ная власть в поли­сах дей­ст­ви­тель­но про­сто испол­ня­ла, реа­ли­зо­вы­ва­ла кол­лек­тив­ные реше­ния и волю демо­са (народ­ных собра­ний), волю вла­сти зако­но­да­тель­ной, в поли­сах дей­ст­ви­тель­но народ­ной. Ини­ци­а­ти­ва испол­ни­тель­ной вла­сти была силь­но огра­ни­че­на. Реаль­но власть при полис­ной демо­кра­тии нахо­ди­лась в руках Сове­тов раз­лич­ных уров­ней, то есть у кол­лек­ти­ва в целом. Что силь­но отли­ча­ет полис­ную демо­кра­тию от демо­кра­тии совре­мен­ной, где испол­ни­тель­ная власть прак­ти­че­ски во всех стра­нах име­ет воз­мож­ность про­во­дить в реаль­ность свои реше­ния, неред­ко совер­шен­но не счи­та­ясь с волей боль­шин­ства насе­ле­ния сво­их стран.

5. Полис­ная демо­кра­тия поз­во­ля­ла граж­да­нам реаль­но, на деле, иметь доступ к вла­сти. То есть созда­ва­ла все усло­вия для избра­ния сво­их чле­нов в орга­ны испол­ни­тель­ной вла­сти, что в насто­я­щее вре­мя отсут­ст­ву­ет.

с.278 6. Власть в поли­сах не пре­вра­ща­лась в «дело всей жиз­ни» опре­де­лен­ной кате­го­рии при­ви­ле­ги­ро­ван­ных граж­дан, что мы име­ем сей­час. Она была лишь пре­хо­дя­щим и про­хо­дя­щим момен­том, крат­ковре­мен­ным аго­наль­ным шан­сом сде­лать нечто, заслу­жи­ваю­щее похва­лы со сто­ро­ны сограж­дан, после чего граж­да­ни­ну сле­до­ва­ло немед­лен­но уйти «на покой».

7. Антич­ная демо­кра­тия пери­о­да сво­его рас­цве­та все-таки была след­ст­ви­ем в опре­де­лен­ной сте­пе­ни сво­ра­чи­ва­ния и замед­ле­ния про­цес­са клас­со- и поли­то­ге­не­за. А посколь­ку совре­мен­ное и запад­но­ев­ро­пей­ское, и рос­сий­ское обще­ство по цело­му ряду черт и при­зна­ков явля­ет­ся обще­ст­вом уже все-таки клас­со­вым и име­ет государ­ство с вполне оформ­лен­ным гос­под­ст­вом клас­са соб­ст­вен­ни­ков и чинов­ни­ков, то, увы, мы можем толь­ко чест­но отда­вать себе отчет в том, что рас­смот­рен­ным нами выше при­зна­кам антич­ных демо­кра­тий оно уже точ­но соот­вет­ст­во­вать не будет.

Отсюда сле­ду­ет, что из всех пере­чис­лен­ных выше черт антич­ной полис­ной вла­сти слиш­ком мало может быть вос­при­ня­то в совре­мен­но­сти, суще­ст­ву­ю­щей в совер­шен­но дру­гих соци­аль­но-эко­но­ми­че­ских, поли­ти­че­ских и демо­гра­фи­че­ских усло­ви­ях. Но зато опыт суще­ст­во­ва­ния антич­ных демо­кра­ти­че­ских поли­сов гово­рит нам о глав­ном: демо­кра­тия — это не столь­ко внеш­няя фор­ма орга­ни­за­ции вла­сти, сколь­ко осо­бый тип поли­ти­че­ской куль­ту­ры осо­бо­го обще­ства — граж­дан­ско­го. Струк­ту­ра и устрой­ство управ­лен­че­ско­го аппа­ра­та — не более чем лишь мел­кая деталь демо­кра­ти­че­ско­го режи­ма, по срав­не­нию с нали­чи­ем имен­но той демо­кра­ти­че­ской поли­ти­че­ской куль­ту­рой, цен­но­сти кото­рой не могут быть при­ви­ты вслед­ст­вие навя­зан­но­го извне «демо­кра­ти­че­ско­го тран­зи­та», а обя­за­тель­но долж­ны вызреть само­сто­я­тель­но, в про­цесс исто­ри­че­ско­го раз­ви­тия имен­но дан­но­го кон­крет­но­го обще­ства. Оче­вид­но и то, что демо­кра­ти­че­ская поли­ти­че­ская куль­ту­ра может жить и суще­ст­во­вать толь­ко в таком обще­стве, где обя­за­тель­но раз­ви­та и явля­ет­ся мас­со­вой сама куль­ту­ра в целом: нераз­ви­тость или эли­тар­ность куль­ту­ры в целом лиша­ет демо­кра­тию и ее поли­ти­че­скую куль­ту­ру каких-либо исто­ри­че­ских пер­спек­тив.

Высту­пая про­тив неко­то­рых ино­стран­ных авто­ров, наста­и­ваю­щих на том, что рус­ские — прин­ци­пи­аль­ные про­тив­ни­ки сво­бо­ды и демо­кра­тии [168, с. 14—32], вслед за М. И. Коди­ным, мы выра­жа­ем убеж­ден­ность в том, что в Рос­сии все-таки вполне воз­мож­но создать не толь­ко фор­маль­но демо­кра­ти­че­скую систе­му прав­ле­ния, но и долж­ную поли­ти­че­скую куль­ту­ру орга­нич­но суще­ст­ву­ю­щую в общем куль­тур­ном про­стран­стве Вели­кой стра­ны [164, с. 290—300].

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
1407695018 1407695020 1407695021 1448181005 1448854309 1448945508