с.53 Среди легендарных героев римской архаики обращают на себя внимание две личности. Первым был Целер — знаменитый сподвижник Ромула, предводительствовавший так называемыми целерами (celeres) и убивший по его приказу Рема1. Вторым — Л. Юний Брут, легендарный организатор изгнания Тарквиния Гордого, занимавший при последнем должность трибуна целеров2. Если принять становящееся все более очевидным представление о Ромуле как о наследнике реального эпонима Рима Рема-Рома, то связь между Целером и Брутом протянется через всю царскую эпоху3. Оба возглавляли отряд целеров и оба выступали главными действующими лицами в низвержении правившего рекса. Правда, Брут это сделал более гуманным способом, в чем можно усмотреть определенный прогресс в развитии того общественного института, который явно представляли оба традиционных героя.
Корпус целеров, которым они руководили, по представлениям современных исследователей, играл важную роль в потестарной организации архаического Рима4. Подобно спартанским «всадникам», образовывавшим вместе с геруссией своего рода систему из двух возрастных классов, римские целеры были тесно связаны с сенатом5. Дионисий подчеркивал, что корпус целеров был создан Ромулом одновременно с учреждением сената (Dionys. II, 13). Тремстам римским сенаторам соответствовали 300 целеров. Однако первоначальный сенат Ромула насчитывал только 100 сенаторов (Propert. IV, 1, 11—14). Поэтому вероятно, что и целеров сначала было 100. Не случайно, видимо, Аврелий Виктор назвал сподвижника Ромула Целера центурионом6. По переданному Дионисием (I, 13; cp. III, 41) мнению Валерия Анциата, у древнейшей римской конницы был один предводитель celer и три центуриона. Утроение их числа, видимо, произошло с утроением числа триб и, соответственно, с.54 представлявших их сенаторов при первом Тарквинии. Согласно Дионисию (II, 64), трибун целеров (oi hegemones toon kelerioon) был наделен какими-то полномочиями сакрального характера и в числе важнейших жреческих магистратур, введенных Нумой Помпилием, следовал за курионами и фламинами. Используя полномочия, которые давала эта должность, Брут созвал первое после изгнания царей народное собрание. Очевидно, что не только корпус целеров был важным звеном в потестарной системе того времени, но и обладатель полномочий трибуна целеров пользовался большим влиянием.
По определению Феста, целеры были теми, кого позднее называли всадниками7. Вероятно, они и составляли 300 всадников первоначального легиона (Polyb. VI, 20, 9). В созданной Сервием Туллием системе возрастных классов всадники входили в состав первого класса, вероятно, 17—24-летних adulescentes. Римская традиция рассматривала первый класс в качестве наиболее активного и значимого в военном и политическом отношениях. Эта характеристика не выглядит неверной и в контексте иной — по возрасту — оценки критериев принадлежности к классам. Целеры-всадники играли важную военно-политическую роль в обществе. Античные авторы применительно к архаике постоянно отмечали высокую активность молодежи на службе интересов народа и персонифицировавшего его царя. Целерами, видимо, были 300 сподвижников Муция Корда (Сцеволы), поклявшихся убить Порсену8. С молодежью защищал Капитолий от галлов Марк Манлий9. Молодежь организовала заговор в пользу Тарквиния Гордого10. По-видимому, они были элитой первоначального римского войска, состоявшего исключительно из молодежи, действовавшей как мужской возрастной союз. Согласно Авлу Геллию (VI, 7, 13), именно первый класс первоначально составлял войско (classis = exercitum), тогда как остальные четыре класса считались infra classem. Именно в этот период складывалась тесная связь между представлявшими общину старейшинами и воинами самого младшего класса. Она основывалась, вероятно, на том, что seniores и iuniores были поколениями социальных «отцов» и «детей», магическую зависимость между которыми создавали инициации вторых под руководством первых. Вероятно, уже в эпоху архаики возрастной цикл стал исчисляться круглым и сакральным числом — 60 лет. В основе его лежал 8-летний срок одного поколения11. Некратность 60 восьми была обойдена сокращением возраста pueritia с 16 до 14 лет. В таком случае от инициации «отца» до инициации его социальных «детей» проходило 6 поколений, а весь возрастной цикл состоял из 7 поколений: 14/16 (возраст инициаций) — 24 — [30] — 38 — 46 (завершение социально активного периода — переход в seniores) — [54—60] = 14/16 (возраст инициаций «детей»). 100, а затем 300 целеров, по всей видимости, были социальными «детьми» 100, а затем 300 римских сенаторов (patres). Это обстоятельство, видимо, и определяло знатность и элитарность целеров-всадников.
Другим показателем их положения была тесная связь с царем. Созданные, согласно традиции, Ромулом они сохранили верность царям до конца, как показывает судьба молодых Юниев, Аквилиев и Вителлиев, с.55 казненных как заговорщики в пользу Тарквиниев (Liv. II, 4—5). Подобно тремстам спартиатам Леонида, они, видимо, не могли покинуть «поле битвы» в силу некой определенной правом обязанности. Таким предписывавшим верность царю правом, по-видимому, выступал обычай товарищеской солидарности suodales. Поскольку Валерии входили в число древнейших царских родов Лация, упоминающую suodales Poplios Volesios сатриканскую надпись можно трактовать в качестве аргумента в пользу наших утверждений12. Но в эпоху архаики содалес вряд ли могли быть подобранным без определенной системы комитатом царя. Скорее они были связанными с patres представителями одновозрастного царю класса. Совместное прохождение инициаций привязывало их друг к другу на всю жизнь. Поэтому Юнии, Вителлии и Аквилии находились в особых отношениях не с самим Тарквинием Гордым, а с его сыновьями, которым они приходились sobrini13.
Принадлежность царя и целеров к одному поколению играла особую роль в догородскую эпоху. Не случайно ведь уже давно высказывалась мысль, что Целер и Ромул были одним и тем же лицом14. Согласно одной версии римской традиции Рема убил Ромул, а согласно другой — Целер. В качестве главы целеров, по-видимому, царь был сакральной фигурой, правившей в течение определенного установленного срока, пока его сверстники находились в статусе целеров. Этот срок состоял из одного поколения, исчислявшегося в соответствии с календарной лунно-солнечной цикличностью в восемь лет. Если целеры были adulescentes в возрасте от 17 до 22—24 лет, то возможно предположение, что первоначальные общинные цари Лация правили только в течение этого сакрального восьмилетнего срока. Позднее этот срок удлинился, но до конца царской эпохи Рима так и не стал пожизненным. Удлинение срока обладания титулом рекса было связано с правилом его наследования триадами родных или двоюродных братьев, каждый из которых правил в течение сакрального восьмилетия15. Со временем все три срока правления триады братьев перешли к одному из них и нормой обладания титулом стало 24 года. Но в догородскую эпоху рекс, по-видимому, обладал титулом только в тот период, когда его возрастной класс находился в стадии adulescentes. Можно представить, что по прохождении инициаций очередным возрастным классом устраивались испытания и для обладателя титула рекса. Победитель в этих испытаниях становился новым царем, а уделом прежнего, если он не отстоял свой титул, вероятно, было стать жертвой.
Наименование celerus, что означало «скорый», указывает на характер проводившегося испытания. По-видимому, это были испытания в беге, почему и позднее в Риме возник сакральный обряд regifugium, символизировавший ритуальное испытание жизненных сил rex sacrificulus. В догородскую эпоху сакральный ритуал соревнований в беге был реальной практической акцией, которая впоследствии нашла воплощение в празднике Луперкалии. Официальное название позднейшей коллегии Луперков — germani Luperci — указывает на то, что первоначально они рассматривались в качестве «социальных братьев», то есть представляли возрастное поколение. Соперничество двух отрядов луперков в современной литературе получает различные объяснения. Можно с.56 предположить, что оно происходило из ритуального соревнования вступающего в разряд adulescentes только что прошедшего инициации класса юношей и класса, покидающего этот разряд. Они носили названия Faviani и Quinctiliani, а их предводители — Favius и Quinctilius16. В легенде об основателях Рима Фабии были связаны с Ромулом, а Квинктилии — с Ремом17. По одной из версий Рем был убит представлявшим Ромула Фабием18. Ритуальное соревнование отрядов луперков состояло в беге вокруг первоначального померия палатинского Рима с целью первыми завладеть мясом жертвенного животного19. Поэтому связанные с победителем назывались Favii — быстрые, ловкие, а с проигравшим Quinctilii — медлительные, мешкотные. Путаница античных авторов по поводу того, с кем, Ромулом или Ремом, были связаны Фабии и Квинктилии, происходила, видимо, из того, что основателем Рима считался Ромул, с которым логично связывались победители Фабии, но реальные первые цари носили имя Рема-Рома, который, видимо, первоначально и был предводителем победителей. Как бы там ни было, победитель Фабий (быстрый = celer) становился новым рексом и получал право убить проигравшего состязания предводителя своих соперников. Возможно, поэтому уже древние производили имя Рема от remores — медлительности20.
Само по себе соревнование луперков имело очистительное значение21. По-видимому, оно было древнейшей люстрацией палатинского померия, учреждение которой одни возводили к Ромулу, а другие к Евандру. Убиение проигравшего состязание Рема-Квинктилия выполняло роль жертвы, символизировавшей неприятеля. Согласно Эннию, убивая брата, в насмешку перескочившего строящуюся стену Рима, Ромул произнес: «Ни один смертный этого впредь не будет делать безнаказанно, и не ты, ибо за это в наказание мне отдашь свою теплую кровь» (Aenn. n. 100 Müller). Эти слова более напоминают ритуальное заклинание, чем рациональная фраза у Ливия (I, 7, 3): «Так будет поступлено с каждым, кто перескочит через мою стену». Обряд люстрации позволяет связать легенду об убийстве Рема с легендой о смерти Ромула22. Последняя произошла во время lustratio exercitus на Марсовом поле, откуда войско выступало на войну. Эта люстрация приходилась на праздник Капротинских Нон, который справлялся в ноны месяца Квинктила. Другое название праздника — Poplifugium — указывает на совершение ритуального бега, из факта которого родился миф о том, что народ разбежался после смерти Ромула. Описание версии об убийстве Ромула патрициями, разорвавшими его на куски и спрятавшими части тела под тогами, составляет явную параллель с ритуальным разрыванием руками приносимой в жертву козы. Позднее, как в Луперкалиях, так и в Nonae Caprotinae, коза выступала заменой человеческого жертвоприношения. Она служила очистительной и спасительной жертвой. Каждый присутствовавший при обряде старался получить часть жертвы и, унеся ее домой зарыть в поле или во дворе. Для этого и раздирали жертвенное мясо на куски, в ходе чего имело место соперничество за частичку очистительной жертвы23. Таким образом, смерть прежнего царя несла в себе спасительное благо для его народа.
с.57 Другая часть легенды — превращение Ромула в Квирина — символизировала объединение палатинской общины с сабинами, в чем можно усмотреть причину введения новой люстрации в дополнение к Луперкалиям. Однако Поплифугий, по-видимому, был столь же древним празднеством, как и Луперкалии. Посвященные сыну Сатурна Фавну Луперкалии справлялись в конце древнего годового цикла 13—15 февраля, бывшего очистительным месяцем (februare). Капротинские ноны 5 июля, в древности, вероятно, посвященные Янусу, принадлежали к кругу сатурналиевых праздников, связанных с завершением полугодового солнечного цикла. Легендарная традиция исключила из участия в Поплифугии Целера, который, по легенде, бежал из Рима еще после убийства Рема. Однако корпус целеров сохранялся при Ромуле, следовательно оставался и его предводитель. Возможно, отсутствие Целера в последних Поплифугиях Ромула указывает на более оргиастический и архаичный характер этого празднества по сравнению с Луперкалиями. Засвидетельствованная источниками связь целеров с конницей, вероятно, как-то проявлялась в их участии в связанных с июльской люстрацией Консуалиях и с февральской Эквирриях24. Но прямые свидетельства этого отсутствуют. Их учреждение также приписывалось Ромулу или Евандру25.
Создание Ромулом-реформатором вождества с центром на Палатине, по-видимому, привело к превращению целеров из догородских победителей в сакральном состязании в оформленный институт формирующейся потестарной организации. Согласно одним данным традиции, корпус целеров был распущен Нумой Помпилием, демонстрировавшим таким образом свое миролюбие (Plut. Numa 7). По другим данным, Нума включил трибуна целеров в число восьми важнейших жреческих учреждений (Dionys. II, 64). Последнее кажется более вероятным, поскольку эта должность продолжала оставаться важной до конца царской эпохи. Обращает на себя внимание, что он был единственным из римских царей, правившим до конца своей жизни и умершим естественной смертью. Вероятно, при Ромуле и Нуме имело место какое-то реформирование положения целеров. После чего их название случайно проявляется только в должности Л. Юния Брута (Liv. I, 59, 7). Сущность этой реформы предположительно можно усмотреть в следующем. Соревнования на скорость бега вряд ли было возможно выигрывать более, чем в течение двух сроков, приходившихся на возрастное поколение (8 лет). Поэтому время правления первоначальных римских царей колебалось в пределах 8—16 лет и располагалось в возрастных пределах между 16 и 32 годами. Исторически, по-видимому, это был период, приходившийся на череду правлений палатинских Ромов и Ромулов, которая завершилась реформами одного из Ромулов, объединившего, согласно легенде, Палатин с сабинскими Курами. При нем, видимо, обладатель царского титула приобрел возможность удерживать его за пределами 32-летнего возраста. Тогда и появилась необходимость изменения содержания испытаний. Победитель в ритуальном беге (в котором, вероятно, принимал участие и царь) получал титул Целера — magister celerum. Но с этого времени понятия rex и celer расходятся. Царь должен был сохранять свои полномочия независимо от исхода испытаний, приобретавших с.58 ритуальный характер. А Целер становился его ближайшим помощником — руководителем элитного воинского подразделения всадников.
По-видимому, в рамках упорядоченного вождества целеры превратились в организованную конницу, руководитель которой носил титул magister equitum (= celerum). В этой должности начальник конницы оказывается тесно связан с царем. Согласно Дионисию, Тарквиний Приск был magister equitum (hegemon toon hippeoon) у Анка Марция (Dionys. IV, 6, 4), а Сервий Туллий — у Тарквиния Приска (Dionys. IV, 3, 2). В этрусской версии Сервий Туллий, согласно императору Клавдию, носил имя Мастарна. Это же имя в написании Macstarna обнаружено среди надписей на фреске в знаменитой гробнице Франсуа из Вульчи, где герой с этим именем освобождает из плена этрусского предводителя Caile Vipinas. В прошлом веке Корссен высказал предположение, которого придерживаются теперь современные исследователи, что слово Macstarna происходит от macstre — magister, понимаемое многими как magister populi26. Как отмечал еще А. Энман, несколько странно, что в этрусской легенде Мастарна играл второстепенную роль полководца, подчиненного Целесу Вибенне, хотя именно он, а не Вибенна, в конечном счете стал царем Рима. Видимо, следует допустить, что под магистром этруски понимали не главного предводителя, а подчиненного ему вроде римского magister equitum27. Если присовокупить сюда сведения о Бруте, получившем власть в Риме после Тарквиния Суперба, то налицо тенденция, в соответствии с которой magister equitum имел право на титул рекса после своего предшественника. Истоки этого права корнями явно уходят в ту эпоху, когда предводитель целеров своими руками убивал предшествующего рекса и занимал его место по праву победителя в состязании.
Из ряда легендарных римских царей, достигавших власти по отправлении должности magister equitum, как будто выпадает Тарквиний Суперб. О занятии им должности magister equitum не сохранилось сведений. Однако именно по отношению к нему в традицию вошла легенда, живо напоминающая легенду об убийстве Рема-медлителя быстрым Целером-Фабием. Его предшественник Сервий Туллий был убит прямо на улице, пытаясь убежать от посланных Тарквинием преследователей (Liv. I, 48, 4—7). Если оставить в стороне позднейшую литературную обработку легенды, то суть ее в том, что, погибнув в состязании на скорость бега с Тарквинием, Сервий обеспечил ему титул рекса. Чтобы закрепить это право Тарквиния его жена Туллия, дочь Сервия, переехала труп отца на колеснице, бывшей в эпоху архаики символом царской власти28. Согласно традиции, улица, на которой это произошло, с той поры получила название «проклятой» — sceleratus vicus29. Однако такое происхождение ее названия производит впечатление «народной этимологии», ищущей объяснение в созвучии. Как кажется, sceleratus vicus первоначально назывался celeratus и вел свое происхождение от целеров, будучи частью древнего маршрута их ритуального бега30. В таком случае переход царского титула от Сервия к Тарквинию был обставлен в соответствии с древним ритуалом. Только в отличие от догородской эпохи в царский период ритуальный бег царя, видимо, проводился в более цивилизованных формах, нарушив которые Тарквиний заслужил прозвище Суперба. В то же время с.59 сакральные традиции догородской архаики были еще настолько живы, что, несмотря на ужас и осуждение, народ признавал право Тарквиния и Туллии на убийство не выдержавшего испытание царя. С именем Тарквиния Суперба легендарная версия традиции связывала происхождение праздника Регифугий, справлявшегося 24 февраля31. Конечно, возведение Регифугия к легендарному бегству изгнанного Тарквиния из Рима имеет характер «народной» этимологии. В республиканскую эпоху обряд Регифугия исполнял rex sacrorum, совершавший после принесения жертв на Форуме ритуальную пробежку. По всей вероятности, этот бег царя жертвоприношений являлся воспоминанием о реальном испытании физических сил древних римских царей, которые боролись в нем и за свой титул, и за свою жизнь32. Таким образом, обстоятельства приобретения Тарквинием Супербом царского титула позволяют предполагать, что он так же был трибуном целеров при Сервии Туллии, как тот при Тарквинии Приске, а последний при Анке Марции. Поэтому Брут, в свою очередь будучи трибуном целеров, имел право претендовать на царский титул после Тарквиния.
Творцы римской исторической традиции акцентировали внимание на факте «изгнания» Тарквиния Суперба, который на первый взгляд отличал его судьбу от судеб предшествующих царей. Все они, исключая Нуму, погибли при обстоятельствах, позволяющих предполагать принесение их в жертву. Некоторая неясность в традиции только относительно смерти Анка Марция, да Тарквиний Суперб вместо убиения был изгнан из Рима. При этом обращает на себя внимание то обстоятельство, что именно Анк и Тарквиний Суперб находились у власти по 24 года. Тогда как другим царям традиция отводила большие сроки. Как мне удалось показать в другой статье, 24 года были нормативным сроком правления римских рексов, складывавшимся из трех поколенных восьмилетий, принадлежавших триаде «братьев»33. Поэтому Анк Марций, видимо, уступил свой титул Тарквинию Приску по завершении своего законного пребывания у власти в обмен на обязательство последнего привести к власти его сыновей. Тарквиния же Суперба отрешили от царских полномочий также на законном основании по окончании его нормативного срока. Иное дело, что он с этим не согласился без борьбы, в результате которой Бруту не удалось утвердиться у власти в качестве очередного рекса.
В биографии Брута обратим внимание на то обстоятельство, что он был сыном сестры Тарквиния Суперба. Последний приходился Бруту avunculus, отношения с которым у римских юношей обычно были более теплыми, чем с отцом34. В римской традиции сыновья не наследовали царскую власть своих отцов. Зато царями становились внуки царей, рожденные дочерьми последних. Такими царскими внуками были Ромул — внук Нумитора, Тулл Гостилий — внук Гостилия = Ромула, Анк Марций — внук Нумы, Тарквиний Суперб — внук Приска. Но по римским нормам родства avunculus был тем, кто имеет то же положение по отношению к ego, что и avus (дед) и, соответственно, те же права35. Следовательно, Брут и с этой стороны имел право на титул римского рекса. В течение или, по крайней мере, в конце царской эпохи, возможно, формировались нормы, в соответствии с которыми с.60 должность tribunus equitum занимал внук или племянник царя, который был непосредственным наследником его власти. Ведь проиграв ритуальный бег более молодому сопернику, царь по формальных показателям должен был расстаться с титулом. Чтобы этого не произошло, магистром целеров должен был стать не случайный юноша, а подконтрольный царю родственник, своей победой в состязании не ослаблявший, а укреплявший власть царя. Последний, вероятно, в таком случае входил в состав его «команды». Таким родственником был племянник — сын сестры, выступавший одновременно и в роли наследника титула царя.
До достижения возраста 32-х (позднее 30) лет magister celerum обеспечивал власть царя, а затем становился царем сам. В идеале первый царь, которому пришлось опробовать эту систему, правил два срока за себя и два за целера, то есть 32 года. Таким царем в римской традиции выступает Тулл Гостилий, правивший после реформ Нумы. Можно предположить, что в роли его Целера выступал Гораций — победитель триады братьев Куриациев. Согласно традиционной легенде он победил последнего Куриация, убегая от него. Осквернив себя убийством сестры, Гораций уже не мог претендовать на титул царя. Но и любой другой, ставший магистром целеров вместо него, после 2-летнего правления царя уже не мог претендовать более, чем на три срока по восемь лет, то есть 24 года. Ведь целером он становился в 24 или 30 лет, а в 48 или 54 года заканчивался срок социальной активности мужчины в эпоху архаики. Таким царем, правившим 24 года, в римской традиции выступает Анк Марций. Как известно, он передал титул римского рекса Тарквинию Приску по непонятным для традиции причинам. Вероятно, сделал он это без особого желания, поскольку, отдавая власть Тарквинию, пытался выторговать у него обязательство вернуть ее его сыновьям. Было бы логично предположить, что, если не Анк Туллу, то по крайней мере Тарквиний приходился Анку племянником. К сожалению, прямых данных, подтверждающих такое предположение, нет. Но если оно обосновано, то вероятно утверждение нормы наследования царского титула магистром целеров каким-то образом было связано с реформой Сервия Туллия.
Досервиева система возрастных классов была реформирована им, видимо, в соответствии с делением на iuniores и seniores. Seniores представляли наиболее зрелую часть римского общества. Их возраст с 47 до 60 лет охватывал, видимо, два первоначальных возрастных класса. Именно они руководили реальной жизнью фамилий, будучи их patres. Из их числа происходили principes gentium. В обычное время они, видимо, не служили в армии. Но в республиканское время их поколение контролировало высшие воинские должности диктаторов и консулов. Реальную военную силу составляли более молодые iuniores в возрасте от 17 до 46 лет. Согласно Полибию (VI, 19, 2), в военные походы граждане набирались до 46 лет. Большая часть iuniores находилась на положении filii familiarum и на фамильно-гентильном уровне была подчинена seniores. В возрастном делении римлян важную роль играл 30-летний рубеж, бывший границей между iuvenes и vires. Правда, он не совпадал в точности с древней границей между возрастными классами, которая проходила между 32 с.61 и 33 годами. Ориентация на 30-летний рубеж, вероятно, была поправкой, введенной в связи с сакральным характером числа 30, составлявшего к тому же половину 60-летнего жизненного цикла. Поэтому граница между iuniores и seniores была также понижена с 48 лет, когда заканчивался шестой 8-летний цикл, на 46 лет.
Первоначально имевший сакральные полномочия царь был еще и военным предводителем молодых воинов, то есть classis. Вероятно, в глубокой древности срок его правления ограничивался рамками 8-летнего лунно-солнечного цикла. Получая титул рекса одновременно с окончанием инициаций для его поколения в 16—17 лет, царь заканчивал свое правление с переходом его сверстников в другую возрастную группу в 22—24 года. Расширение срока правления царя при Ромуле привело к несовпадению его военной и мирных функций. Тогда и произошло разделение царских и воинских полномочий, для осуществления последних появилась фигура Целера. Какое-то время в римском обществе существовало положение, при котором царь сосредоточил сакральные и административные функции, не разделявшиеся в то время, а Целер — военные. Это была эпоха Нумы Помпилия. Однако такое разделение ущемляло полномочия царя. Поэтому при Тулле Гостилии царь вернул себе полномочия военного предводителя, а функции предводителя целеров сосредоточились только на коннице как привилегированном роде войска. В качестве princeps iuventutis трибун целеров, обладая к тому же сакральными полномочиями, руководил молодыми воинами и рассматривался как ритуальный преемник царя. Срок iuventus, связанный с военной службой, также раздвигался, но ко времени Сервия Туллия он, видимо, находился на 30-летнем рубеже. До 30 лет царь был военным предводителем, но затем с 30 до 46-летнего возраста он имел равные с прочими мужами права в решении мирных дел, выделяясь только сакральными полномочиями. Ведь мужчины его возраста не были воинами, находясь, согласно Геллию, infra classem. Это давало большие преимущества сенату перед царем. В то же время рядом с сохранявшим после 30—32-летнего возраста власть царем заметно усиливалась роль трибуна целеров. Он был заинтересован в том, чтобы по завершении нормативного 24-летнего срока царь передавал ему свой титул и полномочия. Царь же стремился продлить свои полномочия как можно дальше. Это создавало напряженность в их отношениях. Правивший 32 года Тулл Гостилий смог обеспечить себе лишний восьмилетний срок только за счет того, что «стравил» своих племянников Горациев с Куриациями. Анк Марций правил только положенные 24 года и передал власть своему трибуну целеров. Тарквиний Приск, пытавшийся реформировать конницу, кончил жизнь под ударами топоров посланцев сыновей Анка Марция. Реформа Сервия Туллия, видимо, должна была упорядочить взаимоотношения между царем и трибуном целеров в пользу первого. Включив всех мужчин в войско-classis, Сервий Туллий продлил военные полномочия царя до конца жизни, возвысив его над сенатом и над целерами-всадниками. Поэтому Тарквиний Суперб, с одной стороны, как трибун целеров негодовал против Сервия из-за ускользавшей надежды на скорое получение царских полномочий, а с другой стороны, став царем, воспользовался результатами реформ Сервия, возвысившими царя с.62 над сенатом. Но, резко нарушив естественно складывавшийся баланс сил, реформа Сервия Туллия создала прецедент, которым воспользовались «отцы», реформировавшие царскую власть в свою пользу. Лишение ими Тарквиния Суперба царского титула после окончания его законного 24-летнего правления было очевидной демонстрацией верности архаическим традициям перед лицом распространявшихся новшеств.