консул 59, 48, 46—44; диктатор 49—44 гг. до н. э.
Проконсул Гай Вибий Панса
AE 24, медь
Дата чеканки: 47—46 гг. до н. э.*
Монетный двор: Никея
вес: 8.38 г
ось: 11 ч.
АВЕРС:ΝΙΚΑΙΕΩΝ — обна­жен­ная голо­ва Юлия Цеза­ря впра­во.
РЕВЕРС: ΕΠΙ ΓΑΙΟΥ ΟΥΙΒΙΟΥ ΠΑΝΣΑ — Ника, с паль­мо­вой вет­вью и вен­ком, иду­щая впра­во; вни­зу CΛΣ и две моно­грам­мы.
Ссылки: RPC I 2026 [18 экз.]
RG 11
SNG Aulock 535
Сохранность: VF
* Дата чеканки: 236 г. от смерти Лисимаха (47/46 г. до н. э.) (RPC).
Описание аверса и реверса приводится по RPC.
Ex the Garth R. Drewry Collection.
Classical Numismatic Group — Mail Bid Sale 73, Lot 708 (13.09.2006).
Оценочная стоимость: 500 USD. Цена реализации (без аукционной комиссии): 3000 USD.
Источник: http://www.acsearch.info
RPC (Burnett, Amandry, Ripollès), т. I, с. 345—346 (к №№ 2026—2061) (1998 г.):
Никея

Чекан­ка Никеи систе­ма­ти­зи­ро­ва­на в соот­вет­ст­ву­ю­щем томе Recueil. До импе­ра­тор­ско­го пери­о­да чекан­ка была очень мало­чис­лен­ной, хотя и выпус­ка­лись мед­ные моне­ты с име­на­ми про­кон­су­лов Папи­рия Кар­бо­на и Вибия Пан­сы, кото­рые дати­ро­ва­ны эрой, начав­шей­ся со смер­ти Лиси­ма­ха (год I = 282/281 г. до н. э.). Хоть их чекан­ка по сро­кам и выхо­дит за рам­ки дан­но­го ката­ло­га, одна­ко было реше­но вклю­чить в него чекан­ку Пан­сы с порт­ре­том Цеза­ря.


Про­бле­мы атри­бу­ции

Един­ст­вен­ные моне­ты, кото­рые вклю­че­ны в Recueil и опу­ще­ны здесь:


Rec 16 (Август?/дель­фин и трезу­бец): моне­та в Турине («атри­бу­ция немно­го сомни­тель­на»). Воз­мож­но, это моне­та Мила­сы (как и 2787);

Rec 34: в дей­ст­ви­тель­но­сти это моне­та Нико­медии (2074);

Rec, с. 399 прим. (голо­ва юно­ши/три штан­дар­та) — это моне­та Алек­сандра Севе­ра (NZ, 1921, с. 136).


Одна из монет Луция Мин­дия Пол­ли­о­на, кото­рая в Recueil отне­се­на к вифин­ской общине (Commune Bithyniae, № 5), отли­ча­ет­ся от дру­гих, отне­сен­ных в этом ката­ло­ге к Нико­медии. Как отме­че­но во введе­нии к пере­ч­ню монет Нико­медии, эта моне­та име­ет неко­то­рые общие чер­ты с моне­та­ми Никеи, и она очень пред­по­ло­жи­тель­но вклю­че­на сюда.

Еще неко­то­рые моне­ты, кото­рые могут отно­сить­ся к Никее, опи­са­ны в разде­ле «Моне­ты Вифи­нии, город неиз­ве­стен». Кро­ме того, моне­ты Неро­на с порт­ре­та­ми Поппеи и Мес­са­ли­ны, кото­рые иссле­до­вал К. Дж. Хау­ге­го (C. J. Howgego, SM 140 (1985), с. 88—92), отде­ле­ны от дру­гих выпус­ков, опи­сан­ных здесь, и отне­се­ны к Никее, так как на них обе­их име­ет­ся свя­зан­ная леген­да ΝΕ­ΡΩΝ ΚΛΑΥ­ΔΙΟΣ, кото­рая встре­ча­ет­ся толь­ко в Никее (2052, 2054—2055), и посколь­ку обе име­ют клей­мо GALBA. Это клей­мо (GIC 591) теперь мож­но обос­но­ван­но отне­сти к Никее, так как оно было обна­ру­же­но на трех несо­мнен­но никей­ских моне­тах (2050/4, 2052/4 и 2057/4). Был опуб­ли­ко­ван еще один экзем­пляр моне­ты Неро­на с клей­мом, най­ден­ный в Бол­га­рии (D. Vladimirova-Aladjova, Numismatika 2/86, с. 36—38), но по иллю­ст­ра­ции эту моне­ту невоз­мож­но иден­ти­фи­ци­ро­вать; с трудом уда­ет­ся про­чи­тать ΝΕΡ[ ]ΚΛΑΥ­ΔΙΟΣ[, что вку­пе с диа­мет­ром (29 мм) пред­по­ла­га­ет вифин­скую чекан­ку.


Изо­бра­же­ния

Изо­бра­же­ния на авгу­стов­ских моне­тах, отче­ка­нен­ных при про­кон­су­ле Тории Флак­ке, ука­зы­ва­ют на импе­ра­то­ра, Никею (Дио­нис, осно­ва­тель Никеи, и его слон) и про­кон­су­ла — его лану­вий­ское про­ис­хож­де­ние (Гера; см. так­же раздел «Нико­медия») и, что наи­бо­лее инте­рес­но, име­ет­ся его порт­рет (2028—2029). Отли­чие от порт­ре­та Авгу­ста не остав­ля­ет сомне­ний в том, что его сле­ду­ет счи­тать порт­ре­том про­кон­су­ла. Изо­бра­же­ние столь же лич­но­го харак­те­ра (хоть и не порт­рет) появ­ля­ет­ся на моне­тах Флак­ка из Нико­медии (2063). В. Вай­зер (W. Weiser, RSN, 1989, с. 48—54) недав­но пред­по­ло­жил, что с.346 на авер­сах монет 2028—2029 изо­бра­жен Цезарь, а не про­кон­сул. Но порт­рет, види­мо, отли­ча­ет­ся от № 2026, а дру­гие аргу­мен­ты Вай­зе­ра не пред­став­ля­ют­ся убеди­тель­ны­ми. Кро­ме того, иден­ти­фи­ка­ция порт­ре­та в каче­стве Флак­ка соот­вет­ст­ву­ет чет­кой зако­но­мер­но­сти соче­та­ний типов авер­са и ревер­са.

На моне­тах Кадия Руфа изо­бра­же­но одно и то же зда­ние с раз­ных сто­рон, хотя неяс­но, что это за зда­ние.

Осталь­ные изо­бра­же­ния на моне­тах Клав­дия — это неин­фор­ма­тив­ные над­пи­си и моно­грам­мы, за исклю­че­ни­ем моне­ты, про­воз­гла­шаю­щей Никею ΠΡΩ­ΤΗ ΠΟ­ΛΙϹ ΤΗϹ ΕΠΑΡ­ΧΕΙΑϹ. Этот же лозунг появ­ля­ет­ся на моне­тах в прав­ле­ние Доми­ци­а­на (см. Recueil). Тот же лозунг пред­ла­га­лось читать на клав­ди­ев­ских моне­тах Нико­медии, сопер­ни­цы Никеи (Recueil 16 = 2079), но это чте­ние сомни­тель­но. Одна­ко Нико­медия исполь­зо­ва­ла на сво­их моне­тах титул Μητ­ρό­πολις (в отли­чие от Никеи), а в прав­ле­ние Фла­ви­ев про­воз­гла­ша­лась ἡ Μητ­ρό­πολις καὶ πρώ­τη Βει­θυνίας καὶ Πόντου) (см. Rec).

При Нероне неко­то­рые моне­ты сно­ва ука­зы­ва­ют на Дио­ни­са. Алтарь Дио­ни­са изо­бра­жен на моне­тах, отче­ка­нен­ных в нача­ле его прав­ле­ния (на алта­ре напи­са­на зага­доч­ная бук­ва Κ), и встре­ча­ет­ся так­же дру­гой алтарь с над­пи­сью ΔΙΟΣ ΛΙ­ΤΑΙΟΥ (Зев­су Лит­эю, см. PW XIII. 1, стб. 738). Один инте­рес­ный тип соче­та­ет в себе идею горо­да (ларец и тирс Дио­ни­са) с иде­ей про­цве­та­ния (рог изоби­лия и венок) под импе­ра­тор­ским прав­ле­ни­ем (козе­рог на зем­ном шаре). Воз­мож­ность того, что тро­фей на моне­тах, отче­ка­нен­ных при Тарк­ви­ции При­с­ке, ука­зы­ва­ет на армян­скую вой­ну, была рас­смот­ре­на во введе­нии к разде­лу «Вифи­ния и Понт».


Сокра­ще­ния:

Кни­ги:

GIC — C. J. Howgego, Greek Imperial Countermarks (1985).

PW — A. Pauly, Real-encyclopaedie der classischen Altertumswissenschaft (ed. G. Wissowa et al.).

Rec, Recueil — W. Waddington, E. Babelon and T. Reinach, Recueil Général des Monnaies Grecques d’Asie Mineure (1904—12, со вто­рым изда­ни­ем пер­вой части, 1925; неко­то­рая инфор­ма­ция была взя­та из рей­на­хов­ской рабо­чей копии дру­гих частей).

Пери­о­ди­ка:

NZ — Numismatische Zeitschrift.

RSN — Revue Suisse Numismatique (Schweizerisches Numismatisches Rundschau).

SM — Schweizer Münzblätter (Gazette Numismatique Suisse).



Комментарий аукциона Classical Numismatic Group (http://www.acsearch.info/record.html?id=52797) (2006 г.):

Это пер­вая моне­та с порт­ре­том Юлия Цеза­ря во всей Рим­ской импе­рии. Гай Вибий Пан­са был чле­ном цеза­ри­ан­ской пар­тии в Риме и, веро­ят­но, был обя­зан патро­ну сво­им про­кон­суль­ст­вом. Изве­стен еще лишь один несо­мнен­ный при­жиз­нен­ный порт­рет Цеза­ря на про­вин­ци­аль­ных сери­ях, — это выпуск Ламп­са­ка око­ло 45 г. до н. э. (RPC I 2268—2269). Оба выпус­ка пред­ше­ст­ву­ют пер­во­му появ­ле­нию его порт­ре­та в Риме на дена­рии Мар­ка Мет­тия в янва­ре 44 г.

Комментарий аукциона Gorny & Mosch Giessener Münzhandlung (http://www.coinarchives.com/a/lotviewer.php?LotID=433508&AucID=793&Lot=592) (2011 г.):

Гай Вибий Пан­са, как и его отец Гай Вибий Пан­са, был сто­рон­ни­ком пар­тии попу­ля­ров и сде­лал при Юлии Цеза­ре стре­ми­тель­ную карье­ру, кото­рая долж­на была при­ве­сти его к кон­суль­ству. На эту долж­ность Цезарь назна­чил его неза­дол­го до сво­ей смер­ти, сов­мест­но с Авлом Гир­ци­ем. Во вре­мя сму­ты после смер­ти Цеза­ря он сра­жал­ся на сто­роне Окта­ви­а­на и был смер­тель­но ранен в бит­ве при Фору­ме Гал­ло­ру­ме (Forum Gallorum). То обсто­я­тель­ство, что одно­вре­мен­но с ним погиб и вто­рой кон­сул, поз­во­ли­ло Окта­виа­ну пре­тен­до­вать на эту долж­ность, что уско­ри­ло захват им вла­сти.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА