консул 43 г. до н. э., триумвир 43—33 гг. до н. э.
Аурей, золото
Дата чеканки: 42 г. до н. э.*
Монетный двор: Передвижной монетный двор Октавиана
вес: 7.87 г
АВЕРС:CAESAR III VIR. R. P. C. (Caesar triumvir reipublicae constituendae) — обна­жен­ная голо­ва Окта­ви­а­на, обра­щен­ная впра­во. Кай­ма из точек.
РЕВЕРС: Кон­ная ста­туя Окта­ви­а­на, обра­щен­ная вле­во; он дер­жит литу­ус в пра­вой руке; лошадь без узды, но вокруг ее шеи ремень с при­креп­лен­ны­ми фале­ра­ми; в обре­зе рост­ра (rostrum tridens), обра­щен­ная вле­во, разде­ля­ю­щая бук­вы S. C. Кай­ма из точек.
Ссылки: Grueber BMCRR II Gaul 95 p. 409 (Pl. CV. 3)
Crawford RRC 497/1 (Pl. LX) (штемпелей аверса: <10, реверса: <10)
Sydenham CRR 1319 Series 47 (Pl. 30) (степень редкости: 7 — Very rare)
Babelon MRR Julia 66 (100 Fr.)
Cohen I 295 p. 96—97 (100 Fr.)
Sear RCTV (2000) I 1526 (VF $7200, EF $16000)
CRI 136
Calicó 266
Bahrfeldt 55
Woytek Arma et Nummi 273
Сохранность: good VF
* Дата чеканки: 43—36 гг. до н. э. (Cohen); ок. 39 г. до н. э., Галлия (BMCRR); 41 г. до н. э., Цизальпийская Галлия (CRR); 42 г. до н. э., монетный двор, перемещавшийся с Октавианом (RRC); весна—лето 42 г. до н. э., Италия (RCTV).
Описание аверса и реверса приводится по BMCRR, RRC.
Чрезвычайно редкий, вероятно, лишь 10-й известный экземпляр, и один из двух в частных коллекциях.
Numismatica Ars Classica NAC AG — аукцион 64, лот 980 (17.05.2012). Оценочная стоимость: 25000 CHF. Цена реализации (без аукционной комиссии): 60000 CHF (63558 USD).
Источник: http://www.acsearch.info
MRR (Babelon), т. II, c. 1—2, к Julia (1885 г.):

LXXXII. ЮЛИИ

Семью Юли­ев мож­но счи­тать самой зна­ме­ни­той из пат­ри­ци­ан­ских семей Рима. Эта семья была в чис­ле тех, кого Тулл Гости­лий пере­вёз в Рим после раз­ру­ше­ния Аль­бы Лон­ги и немед­лен­но воз­вёл в пат­ри­ции1. Из древ­ней­шей над­пи­си нам извест­но, что Юлии жили в Бовил­лах и что при обсто­я­тель­ствах, точ­но нам не извест­ных, при­нес­ли жерт­ву в соот­вет­ст­вии с обы­ча­я­ми Аль­бы, где была их пер­во­на­чаль­ная роди­на, lege Albana2. Намно­го поз­же мы видим, что тра­ди­ции дей­ст­ви­тель­но свя­зы­ва­ют их с Бовил­ла­ми, так как импе­ра­тор Тибе­рий велел вос­ста­но­вить в этом горо­де алтарь (sacrarium), уста­нов­лен­ный в честь рода Юли­ев, и при­ка­зал поста­вить там ста­тую Авгу­ста3. В то же вре­мя, чле­ны этой семьи пре­тен­до­ва­ли на боже­ст­вен­ное про­ис­хож­де­ние: от Юла или Аска­ния, кото­рый был сыном Вене­ры и Анхи­за: он при­шёл осно­вать город Аль­бу после раз­ру­ше­ния Трои. Дик­та­то­ру Юлию Цеза­рю нра­ви­лось в сво­их пуб­лич­ных выступ­ле­ни­ях наме­кать на это небес­ное про­ис­хож­де­ние; это объ­яс­ня­ет при­сут­ст­вие Вене­ры Пра­ро­ди­тель­ни­цы на мно­гих его моне­тах; имя этой боги­ни дик­та­тор дал сво­им сол­да­там в каче­стве паро­ля в бит­вах при с.2 Фар­са­ле и Мун­де. В соот­вет­ст­вии с обе­том, дан­ным перед Фар­са­лом, Цезарь воз­вёл в её честь храм, кото­рый был с необы­чай­ны­ми тор­же­ства­ми открыт 25 сен­тяб­ря 708 г. (46 г. до н. э.)4. Август под­хва­тил при­тя­за­ния сво­ей при­ём­ной семьи, и Вене­ра и в импе­рии тоже про­воз­гла­ша­лась пра­ро­ди­тель­ни­цей Цеза­рей. Чле­ны рода Юли­ев носи­ли сле­дую­щие про­зви­ща: Бур­си­он, Цезарь, Юл, Мен­тон и Либон. На моне­тах мы видим сле­дую­щих пер­со­на­жей: 1. Луций Юлий Цезарь; 2. Секст Юлий Цезарь; 3. Луций Юлий Цезарь; 4. Луций Юлий, сын Луция, Цезарь; 5. Луций Юлий Бур­си­он; 6. Луций Юлий Сали­на­тор; 7. Гай Юлий Цезарь; 8. Гай Юлий Цезарь Окта­виан Август.

© 2009 г. Пере­вод С. Э. Таривер­ди­е­вой

1Dion. Hal. III. 29; Tac. Ann. XI. 24.

2Niebuhr B. G. Römische Geschichte. Bd. II. Berlin, 1836. Anm. 421, 1240.

3Tac. Ann. II. 41.

4Preller L. Roemische Mythologie. 3 Aufl. Hsg. H. Jordan. Bd. 1. B., 1881. S. 444.

MRR (Babelon), т. II, c. 32—34, к Julia 59—354 (1885 г.):

8. Гай Юлий Цезарь Окта­виан Август

Окта­вий, позд­нее Август, пер­вый из рим­ских импе­ра­то­ров, родил­ся в Велит­рах в девя­тый день до октябрь­ских календ 691 г. (23 сен­тяб­ря 63 г. до н. э.), а умер в Ноле в Кам­па­нии, в 14 день до сен­тябрь­ских календ 767 г. (19 авгу­ста 14 г. н. э.). По линии баб­ки он был вну­ча­тым пле­мян­ни­ком Юлия Цеза­ря, кото­рый затем усы­но­вил его. На шест­на­дца­том году, в 706 г. (48 г. до н. э.) он надел муж­скую тогу (toga virilis) и был избран в кол­ле­гию пон­ти­фи­ков на место умер­ше­го Луция Доми­ция Аге­но­бар­ба. Чуть поз­же Цезарь назна­чил его наблюдать за государ­ст­вен­ны­ми игра­ми. В восем­на­дцать лет он уехал на вой­ну в Афри­ку, затем в Испа­нию, а после победы над сыно­вья­ми Пом­пея отбыл в Апол­ло­нию, чтобы изу­чить гре­че­скую фило­со­фию и лите­ра­ту­ру: там он узнал о смер­ти Юлия Цеза­ря, кото­рый в сво­ём заве­ща­нии назвал Окта­вия сво­им наслед­ни­ком.

Тогда Окта­вий быст­ро вер­нул­ся в Рим и при­нял имя Гая Юлия Цеза­ря Окта­ви­а­на; это про­изо­шло в 710 г. (44 г. до н. э.). Он всту­пил в союз с Мар­ком Анто­ни­ем, кото­рый про­воз­гла­сил себя мсти­те­лем за Цеза­ря. Но друж­ба меж­ду сопер­ни­ка­ми про­дли­лась недол­го; Анто­ний вызвал недо­воль­ство сена­та, был объ­яв­лен вра­гом государ­ства и в 711 г. (43 г. до н. э.) Окта­вию пре­до­ста­ви­ли ранг пре­то­ра и пору­чи­ли сра­зить­ся с ним с помо­щью кон­су­лов Гир­ция и Пан­сы; тогда име­лось три вой­ска: армия Деци­ма Бру­та и убийц Цеза­ря, запер­тая в Модене, армия Окта­вия, рас­по­ла­гав­ша­я­ся в Равен­не, и армия Анто­ния, объ­еди­нив­ша­я­ся с арми­ей Лепида. Обсто­я­тель­ства заста­ви­ли дого­во­рить­ся; коман­ди­ры при­шли к согла­ше­нию и был уста­нов­лен три­ум­ви­рат: Окта­вий, Анто­ний и Лепид разде­ли­ли меж­ду собой Рим­скую импе­рию; три­ум­ви­рат дол­жен был про­длить­ся с 5 дня до декабрь­ских календ 711 г. до кану­на январ­ских календ 716 г. (с 26 нояб­ря 43 г. до н. э. по 31 декаб­ря 38 г. до н. э.). Армия убийц Цеза­ря под коман­до­ва­ни­ем с.33 Кас­сия была побеж­де­на при Филип­пах в Македо­нии в 712 г. (42 г. до н. э.). Спу­стя два года Марк Анто­ний женил­ся на Окта­вии, сест­ре Окта­вия.

Далее сле­до­ва­ло занять­ся уни­что­же­ни­ем послед­них сто­рон­ни­ков сыно­вей Пом­пея, чей флот удер­жи­вал Сици­лию и наво­дил ужас на все Сре­ди­зем­но­мо­рье. После несколь­ких лет борь­бы Секст Пом­пей был побеж­дён у бере­гов Сици­лии за три дня до сен­тябрь­ских нон 718 г. (36 г. до н. э.).

После победы над общи­ми вра­га­ми, три­ум­ви­ров, чья власть толь­ко что вновь была про­дле­на ещё на пять лет, разде­ли­ло сопер­ни­че­ство. В 722 г. (32 г. до н. э.) Окта­вий объ­явил вой­ну Анто­нию, кото­рый пра­вил Восто­ком и состо­ял в скан­даль­ной свя­зи с Клео­патрой: 2 сен­тяб­ря 723 г. (31 г. до н. э.) бит­ва при Акции, у вхо­да в Амбра­кий­ский залив, дала Окта­вию власть над миром. Про­быв неко­то­рое вре­мя в про­вин­ции Азии, а затем в Егип­те, не под­дав­шись чарам рос­кош­ной Клео­пат­ры, Окта­вий воз­вра­тил­ся в Рим, где закрыл храм Яну­са и где ему было поста­нов­ле­но три три­ум­фа, за победы над дал­ма­та­ми, одер­жан­ные его под­чи­нён­ны­ми, над Мар­ком Анто­ни­ем, побеж­дён­ным при Акции, и над Клео­патрой, побеж­дён­ной в Алек­сан­дрии.

Про­воз­гла­шён­ный импе­ра­то­ром пожиз­нен­но, Окта­вий при­тво­рил­ся, что отвер­га­ет поче­сти, кото­ры­ми его осы­па­ли, и в 726 г. (28 г. до н. э.) при­нял выс­шую власть лишь на десять лет. По пред­ло­же­нию Луция Муна­ция План­ка сенат даро­вал Окта­вию имя Авгу­ста в 16 или 17 день до фев­раль­ских календ 727 г. (27 г. до н. э.).

Про­дол­же­ние исто­рии Авгу­ста уже не отно­сит­ся к рес­пуб­ли­кан­ско­му пери­о­ду и на этой дате мы завер­ша­ем опи­са­ние его монет, делая исклю­че­ния лишь для после­дую­щих монет, на кото­рых одно­вре­мен­но ука­за­но имя Авгу­ста и имя моне­та­рия или пол­ко­во­д­ца.

Для помо­щи в клас­си­фи­ка­ции монет мы крат­ко резю­ми­ру­ем карье­ру (cursus honorum) Авгу­ста. Он был кон­су­лом три­на­дцать раз:


Cos. I в 711 г. (43 г. до н. э.).
Cos. II в 721 г. (33 г. до н. э.).
Cos. III в 723 г. (31 г. до н. э.).
Cos. IIII в 724 г. (30 г. до н. э.).
Cos. V в 725 г. (29 г. до н. э.).
Cos. VI в 726 г. (28 г. до н. э.).
Cos. VII в 727 г. (27 г. до н. э.).
с.34 Cos. VIII в 728 г. (26 г. до н. э.).
Cos. VIIII или IX в 729 г. (25 г. до н. э.).
Cos. X в 730 г. (24 г. до н. э.).
Cos. XI в 731 г. (23 г. до н. э.).
Cos. XII в 749 г. (5 г. до н. э.).
Cos. XIII в 752 г. (2 г. до н. э.).

Август был про­воз­гла­шён импе­ра­то­ром два­дцать один раз: пер­вый раз в 711 г. (43 г. до н. э.), а послед­ний — в 767 г. (14 г. н. э.). На моне­тах мы видим сле­дую­щие леген­ды:


Imp. I в 711 г. (43 г. до н. э.).
Imp. II в 713 г. (41 г. до н. э.).
Imp. III в 715 г. (39 г. до н. э.).
Imp. IV в 718 г. (36 г. до н. э.).
Imp. V в 721 г. (33 г. до н. э.).
Imp. VI в 723 г. (31 г. до н. э.).
Imp. VII в 725 г. (29 г. до н. э.).
Imp. VIII в 733 г. (21 г. до н. э.).
Imp. VIIII или IX в 734 г. (20 г. до н. э.).
Imp. X в 742 г. (12 г. до н. э.).
Imp. XI в 743 г. (11 г. до н. э.).
Imp. XII в 744 г. (10 г. до н. э.).
Imp. XIII в 745 г. (9 г. до н. э.).
Imp. XIIII в 746 г. (8 г. до н. э.).
Imp. XV в 748 г. (6 г. до н. э.), и так далее1.

Август полу­чил три­бун­скую власть в пер­вый раз в 731 г. (23 г. до н. э.); эта власть воз­об­нов­ля­лась еже­год­но, так что в год сво­ей смер­ти, в 767 г., Август обла­дал три­бун­ской вла­стью в XXXVII раз.

Став пон­ти­фи­ком в 706 г. (48 г. до н. э.), Август занял долж­ность вер­хов­но­го пон­ти­фи­ка (pontifex maximus) в 742 г. (12 г. до н. э.), после смер­ти Лепида.

Он полу­чил титул отца оте­че­ства (pater patriae) в 752 г. (2 г. до н. э.).

Мы разде­ля­ем моне­ты Цеза­ря Авгу­ста на две боль­шие серии: 1) моне­ты Окта­вия с 710 г. по 727 г.; 2) моне­ты Авгу­ста, с име­на­ми пол­ко­вод­цев, три­ум­ви­ров по чекан­ке моне­ты или дру­гих маги­ст­ра­тов, при­бли­зи­тель­но с 727 г. по 750 г.

© 2010 г. Пере­вод С. Э. Таривер­ди­е­вой

1Caland G. De nummis M. Antonii III viri commentatio. Lugduni Batavorum, 1983. P. 14.

MRR (Babelon), т. II, с. 36, к Julia 63 (1885 г.):

На этом меда­льоне, как и на дена­ри­ях № 65 и 66, изо­бра­же­на кон­ная ста­туя Окта­ви­а­на, о кото­рой сооб­ща­ет Вел­лей Патер­кул1 и кото­рая была воз­двиг­ну­та в Риме соглас­но поста­нов­ле­нию сена­та, когда Окта­виан гото­вил­ся к войне про­тив Анто­ния, окон­чив­шей­ся бит­вой при Мутине в 711 г. (43 г. до н. э.). Дена­рий № 63 был отче­ка­нен до созда­ния три­ум­ви­ра­та, и Окта­виан изо­бра­жен с боро­дой; два дру­гих экзем­пля­ра отче­ка­не­ны после 27 нояб­ря 711 г. (43 г. до н. э.).


1Vell. Pat. II. 61; ср. Lenormant Fr. La Monnaie dans L’antiquité. T. II. P., 1878. P. 341—342.

BMC RR (Grueber), т. II, с. 408, прим. 1 (к №№ 90—99) (1910 г.):

В этом году (39 г. до н. э. — Перев.) к Гал­лии отне­се­ны толь­ко моне­ты, отче­ка­нен­ные Окта­виа­ном от соб­ст­вен­но­го име­ни и от име­ни Анто­ния, и моне­ты с одним лишь его име­нем. На золотых экзем­пля­рах пер­вой серии голо­вы Окта­ви­а­на и Анто­ния изо­бра­же­ны на авер­се и ревер­се, но на дена­ри­ях порт­рет Окта­ви­а­на или Анто­ния поме­щен толь­ко на авер­се. Порт­рет Окта­вия на обе­их сери­ях очень похож на его изо­бра­же­ние на моне­тах Квин­та Саль­вия Саль­види­е­на Руфа (см. выше, № 88, 89), осо­бен­но при­чес­кой и намё­ком на боро­ду; но порт­рет Анто­ния круп­нее и выпол­нен в более высо­ком релье­фе, чем те, что встре­ча­лись ранее на галль­ских экзем­пля­рах. Он боль­ше похож на изо­бра­же­ние Анто­ния на моне­те, отче­ка­нен­ной в это же вре­мя на Восто­ке. Одна­ко имен­но стиль, в кото­ром выпол­не­на голо­ва Окта­ви­а­на, поз­во­ля­ет дати­ро­вать этот выпуск при­бли­зи­тель­но 39 г. до н. э. Посколь­ку Окта­виан и Анто­ний име­ют лишь титу­лы «импе­ра­тор», Бабе­лон счи­та­ет, что этот выпуск пред­ше­ст­во­вал созда­нию три­ум­ви­ра­та (Babelon E. Description historique et chronologique des monnaies de la République romaine. T. 2. P., 1886. P. 35). Мы, одна­ко, не можем, по ука­зан­ным выше при­чи­нам, при­нять эту клас­си­фи­ка­цию (см. выше, с. 381). Это самые позд­ние галль­ские моне­ты в кла­дах из Гар­лас­ко и Арба­ны (см. т. I, с. 561, 562 и таб­ли­цу кла­дов).

Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

BMC RR (Grueber), т. II, с. 409—410, прим. 2 (к № 95) (1910 г.):

Изо­бра­жен­ная здесь кон­ная ста­туя — одна из тех, что были воз­двиг­ну­ты Окта­виа­ну по реше­нию сена­та. Это любо­пыт­ный памят­ник, так как Окта­вий пока­зан здесь как авгур, а так­же из-за фалер, кото­ры­ми укра­шен конь. Невоз­мож­но при­нять мне­ние Про­спе­ра Дюп­ре (Dupré P. Recherches sur quelques types de médailles latines. Paris, 1836. P. 38 f.) о том, что ста­туя изо­бра­жа­ет Эвти­ха и его осла Нико­на, кото­рых Окта­виан встре­тил перед бит­вой при Акции и кото­рым позд­нее поста­вил брон­зо­вые ста­туи (Suet. Aug. 96), так как на порт­ре­те Окта­виан изо­бра­жен с боро­дой, в знак тра­у­ра, кото­рую он пере­стал носить после бит­вы при Нав­ло­хе в 36 г. до н. э. Так­же за неко­то­рое вре­мя до бит­вы при Акции Окта­виан пере­стал исполь­зо­вать титул «три­ум­вир для вос­ста­нов­ле­ния рес­пуб­ли­ки» (Triumvir reipublicae constituendae), кото­рый не встре­ча­ет­ся ни на одной моне­те, отче­ка­нен­ной после 36 г. до н. э. (см. выше, с. 2). Поэто­му Каве­до­ни пред­по­ло­жил, что этот тип может ука­зы­вать либо на ова­цию, пре­до­став­лен­ную Окта­виа­ну после сра­же­ний при Филип­пах, либо на его при­ми­ре­ние с.410 с Анто­ни­ем в 714 г. от осно­ва­ния Горо­да (40 г. до н. э.), либо на сле­дую­щее согла­ше­ние с Анто­ни­ем в 37 г. до н. э., когда послед­ний пере­дал Окта­виа­ну флот из более чем 120 кораб­лей для мор­ской вой­ны про­тив Секс­та Пом­пея (Cavedoni C. Compt. rend. de Cohen H. Description générale des monnaies de la république romaine, communément appellées médailles consulaires // Revue Numismatique. N. S. T. 2. 1857. P. 358). Каве­до­ни пред­по­ла­га­ет так­же, что это может быть ста­туя Окта­ви­а­на, воз­веден­ная на рострах, на Рим­ском фору­ме, по реше­нию сена­та после паде­ния Мути­ны в 43 г. до н. э. (Vell. Pat. II. 61— statua equestris in rostris posita). Хотя это про­изо­шло до созда­ния три­ум­ви­ра­та, иден­ти­фи­ка­ция Каве­до­ни пред­став­ля­ет­ся пра­виль­ной из-за рост­ры на ревер­се. В свя­зи с дати­ров­кой это­го аурея 39 г. до н. э. мож­но отме­тить, что порт­рет Окта­ви­а­на очень похож на его изо­бра­же­ние на пред­ше­ст­ву­ю­щих ауре­ях с его голо­вой и голо­вой Анто­ния, а так­же на его порт­рет на моне­тах Квин­та Саль­вия Саль­види­е­на Руфа, отне­сен­ных к преды­ду­ще­му году.

RRC (Crawford), с. 740—741 (1974 г.):

Солу и Луне из чекан­ки моне­та­ри­ев 42 г., напо­ми­наю­щим здесь, веро­ят­но, о гряду­щем наступ­ле­нии ново­го века6, соот­вет­ст­ву­ет Сол в чекан­ке Анто­ния 42 г. (№ 496)7; точ­но так же Окта­виан заим­ст­во­вал Мар­са, пред­ве­щаю­ще­го запла­ни­ро­ван­ную Пар­фян­скую вой­ну в сво­ей чекан­ке 42 г. (№ 497/3)8; дру­гие его выпус­ки повто­ря­ют темы с.741 чекан­ки преды­ду­ще­го года1: голо­ву Цеза­ря в ней заме­ня­ет его куруль­ное крес­ло2, и сохра­ня­ет­ся леген­да, иден­ти­фи­ци­ру­ю­щая его как дик­та­то­ра.

6Убеж­де­ние Аль­фёль­ди в том, что цен­траль­ной темой про­па­ган­ды в кон­це Рес­пуб­ли­ки была вера в наступ­ле­ние ново­го века (Alföldi A. Der Neue Weltherrscher der Vierten Ekloge Vergils // Hermes. 1930. Bd. 65. S. 369; Alföldi A. The main aspects of political propaganda in the coinage of the Roman Republic // Essays in Roman coinage presented to Harold Mattingly. Oxford, 1956. P. 63), не осно­ва­но на источ­ни­ках; в част­но­сти, совер­шен­но не дока­за­но, что груп­па гемм с изо­бра­же­ни­ем вер­хов­ной вла­сти, нис­хо­дя­щей на спя­щую жен­щи­ну (Alföldi A. Die Geburt der kaiserlichen Bildsymbolik // Museum Helveticum. Bd. 7. 1950. S. 6-7; о дати­ров­ке III в. до н. э. см.: Strong E. The Art of the Roman Republic // CAH. Vol. 9. Cambridge, 1932. P. 823—824), отсы­ла­ет к Рее Силь­вии через Рому­ла; вер­хов­ная власть может нис­хо­дить и на саму жен­щи­ну, см.: Tarn W. W. Alexander Helios and the Golden Age // JRS. Vol. 22. 1932. P. 142 (см. так­же сомне­ния, выска­зан­ные Ники­про­вец­ким, с. 144—16); а инте­рес Варро­на к горо­ско­пам Рому­ла и Рема (Cic. Div. II. 98; Plut. Rom. 12) вовсе не дока­зы­ва­ет его инте­ре­са к «воз­вра­ще­нию иде­аль­но­го царя древ­но­сти» («Wiederkehr des Idealkdnigs der Urzeit»: см. Alföldi A. Die Geburt… // Museum Helveticum. Bd. 8. 1951. S. 211—212). Во вся­ком слу­чае, неиз­беж­ное воз­вра­ще­ние в Рим монар­хии было неоче­вид­но сена­то­рам, убив­шим Цеза­ря (см. При­ло­же­ния).

7Литу­ус, сим­во­ли­зи­ру­ю­щий авгу­рат Анто­ния, изо­бра­жён на № 496/2-3. О Соле см. с. 743 при­меч. 8; заме­ча­ния С. Л. Чеза­но об этом выпус­ке (Cesano S. L. // M. Antonius-Sol (monete di M. A.] // Bollettino dell’ Associazione Archeologica Romana. Vol. 10—12. 1912. P. 231) сде­ла­ны нев­по­пад.

8Бук­вы S C отно­сят­ся к изна­чаль­но­му поста­нов­ле­нию сена­та, в соот­вет­ст­вии с кото­рым Окта­виан полу­чил коман­до­ва­ние арми­ей, а не к эмис­сии дан­но­го выпус­ка.

1Кон­ная ста­туя на № 497/1 — та же самая, что и на № 490/1 и 490/3; о бук­вах S C см. выше, с.740 при­меч. 8. Литу­ус в руке Окта­ви­а­на сим­во­ли­зи­ру­ет авгу­рат, при­об­ре­тён­ный Окта­виа­ном (впер­вые он засвиде­тель­ст­во­ван на № 490/2); зна­че­ние авгу­ра­та для Окта­ви­а­на без­на­дёж­но пре­уве­ли­чи­ва­ют Ж. Гаже и Ж. Байе: Gagé J. Romulus-Augustus // MEFRA. Vol. 47. 1930. P. 158—164; Bayet J. Les sacerdoces romaines et la pré-divinisation impériale // Bulletin de l’Académie royale de Belgique. T. 41. 1955. P. 453; более сба­лан­си­ро­ван­ную точ­ку зре­ния см.: Erkell H. Augustus, Felicitas, Fortuna: lateinische Wortstudien. Göteborg, 1952. S. 30—36.

2О роли куруль­но­го крес­ла Цеза­ря (в двух эпи­зо­дах) в про­па­ган­де Окта­ви­а­на после смер­ти Цеза­ря см.: App. BC. III. 105—107; Plut. Ant. 16; Cic. Att. XV. 3. 2; Cass. Dio XLV. 6. 5; 7. 2; Holmes T. R. The architect of the Roman Empire. Vol. 1. 44 B. C.—27 B. C., Oxford, 1928. P. 191; ср. Cass. Dio XLIV. 6. 3 об изна­чаль­ном поста­нов­ле­нии сена­та об этом крес­ле.

© 2018 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

Комментарий аукциона Numismatica Ars Classica (http://www.acsearch.info/record.html?id=574312) (2012 г.):

Повест­во­ва­тель­ная часть «Дея­ний Боже­ст­вен­но­го Авгу­ста» начи­на­ет­ся сле­дую­щи­ми сло­ва­ми: «В 19 лет я по сво­ей ини­ци­а­ти­ве и на свои сред­ства сна­рядил вой­ско, с помо­щью кото­ро­го я вер­нул сво­бо­ду государ­ству, угне­тен­но­му гос­под­ст­вом (одной) кли­ки. За это в кон­суль­ство Г. Пан­сы и А. Гир­ция сенат почет­ны­ми поста­нов­ле­ни­я­ми ввел меня в свое сосло­вие, при­чис­лив к кон­су­ля­рам с пра­вом выска­зы­вать свое мне­ние вме­сте с ними, и наде­лил меня импе­ри­ем. Сенат при­ка­зал мне, про­пре­то­ру, вме­сте с кон­су­ла­ми забо­тить­ся о том, чтобы государ­ство не понес­ло како­го-либо ущер­ба» (пере­вод А. Л. Смыш­ля­е­ва). Как и сле­до­ва­ло ожи­дать, в этом авто­био­гра­фи­че­ском доку­мен­те Август изо­бра­жа­ет свои дей­ст­вия в наи­бо­лее выгод­ном све­те, как посту­пил и его двою­род­ный дед Юлий Цезарь, опи­сы­вая свои галль­ские вой­ны. Дан­ный аурей отра­жа­ет собы­тия, пере­чис­лен­ные в выше­при­веден­ном рас­ска­зе (как и дру­гие собы­тия, очень кста­ти про­пу­щен­ные), когда Август — тогда Окта­виан — был еще моло­дым чело­ве­ком. Над­пись на авер­се CAESAR III VIR R P C содер­жит титул три­ум­ви­ра, кото­рый он опи­сы­ва­ет в послед­нем пред­ло­же­нии, а кон­ная ста­туя на ревер­се — та самая, кото­рую сенат решил воз­двиг­нуть в его честь в нача­ле 43 г. до н. э., ожи­дая, что Окта­виан ока­жет ему воен­ную помощь. Вполне понят­но, поче­му сенат сде­лал Окта­ви­а­на про­пре­то­ром и пред­ло­жил ему ста­тую: сена­то­рам нуж­ны были его леги­о­ны, чтобы помочь кон­суль­ской армии во гла­ве с Пан­сой и Гир­ци­ем, направ­лен­ной для осво­бож­де­ния Деци­ма Бру­та, кото­ро­го Марк Анто­ний оса­дил в Мутине. Веро­ят­но, сена­то­ры счи­та­ли, что выпол­нять обе­ща­ние насчет ста­туи не при­дет­ся, поэто­му ее ниче­го не сто­ит пред­ло­жить. Но после победы при Мутине, где погиб­ли оба кон­су­ла, а Окта­виан был про­воз­гла­шен импе­ра­то­ром, он повел свою армию на Рим; само при­сут­ст­вие вой­ска поз­во­ли­ло Окта­виа­ну добить­ся долж­но­сти кон­су­ла, вме­сто Гир­ция и Пан­сы, и, несо­мнен­но, потре­бо­вать уста­нов­ки ста­туи, кото­рая изо­бра­же­на на дан­ном аурее и на дена­ри­ях двух более ран­них выпус­ков. Посколь­ку эти ауреи пред­став­ля­ли собой воен­ный выпуск, кото­рый Окта­виан отче­ка­нил сво­ей вла­стью, бук­вы S C («по поста­нов­ле­нию сена­та»), несо­мнен­но, отно­сят­ся к самой ста­туе, а рост­ра в поле может ука­зы­вать на то, что ста­туя была воз­двиг­ну­та на Рим­ском фору­ме, где рас­по­ла­га­лось ора­тор­ское воз­вы­ше­ние (рост­ры).

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА