консул 43 г. до н. э., триумвир 43—33 гг. до н. э.
Аурей, золото Дата чеканки: 42 г. до н. э.* Монетный двор: Передвижной монетный двор Октавиана
вес:
7.87 г
АВЕРС:
CAESAR III VIR. R. P. C.(Caesar triumvir reipublicae constituendae) — обнаженная голова Октавиана, обращенная вправо. Кайма из точек.
РЕВЕРС:
Конная статуя Октавиана, обращенная влево; он держит литуус в правой руке; лошадь без узды, но вокруг ее шеи ремень с прикрепленными фалерами; в обрезе ростра (rostrum tridens), обращенная влево, разделяющая буквы S. C. Кайма из точек.
Grueber BMCRR II Gaul 95 p. 409 (Pl. CV. 3) Crawford RRC 497/1 (Pl. LX) (штемпелей аверса: <10, реверса: <10) Sydenham CRR 1319 Series 47 (Pl. 30) (степень редкости: 7 — Very rare) Babelon MRR Julia 66 (100 Fr.) Cohen I 295 p. 96—97 (100 Fr.) Sear RCTV (2000) I 1526 (VF $7200, EF $16000) CRI 136 Calicó 266 Bahrfeldt 55 Woytek Arma et Nummi 273
Сохранность: good VF * Дата чеканки: 43—36 гг. до н. э. (Cohen); ок. 39 г. до н. э., Галлия (BMCRR); 41 г. до н. э., Цизальпийская Галлия (CRR); 42 г. до н. э., монетный двор, перемещавшийся с Октавианом (RRC); весна—лето 42 г. до н. э., Италия (RCTV). Описание аверса и реверса приводится по BMCRR, RRC. Чрезвычайно редкий, вероятно, лишь 10-й известный экземпляр, и один из двух в частных коллекциях. Numismatica Ars Classica NAC AG — аукцион 64, лот 980 (17.05.2012). Оценочная стоимость: 25000 CHF. Цена реализации (без аукционной комиссии): 60000 CHF (63558 USD).
Семью Юлиев можно считать самой знаменитой из патрицианских семей Рима. Эта семья была в числе тех, кого Тулл Гостилий перевёз в Рим после разрушения Альбы Лонги и немедленно возвёл в патриции1. Из древнейшей надписи нам известно, что Юлии жили в Бовиллах и что при обстоятельствах, точно нам не известных, принесли жертву в соответствии с обычаями Альбы, где была их первоначальная родина, lege Albana2. Намного позже мы видим, что традиции действительно связывают их с Бовиллами, так как император Тиберий велел восстановить в этом городе алтарь (sacrarium), установленный в честь рода Юлиев, и приказал поставить там статую Августа3. В то же время, члены этой семьи претендовали на божественное происхождение: от Юла или Аскания, который был сыном Венеры и Анхиза: он пришёл основать город Альбу после разрушения Трои. Диктатору Юлию Цезарю нравилось в своих публичных выступлениях намекать на это небесное происхождение; это объясняет присутствие Венеры Прародительницы на многих его монетах; имя этой богини диктатор дал своим солдатам в качестве пароля в битвах при с.2 Фарсале и Мунде. В соответствии с обетом, данным перед Фарсалом, Цезарь возвёл в её честь храм, который был с необычайными торжествами открыт 25 сентября 708 г. (46 г. до н. э.)4. Август подхватил притязания своей приёмной семьи, и Венера и в империи тоже провозглашалась прародительницей Цезарей. Члены рода Юлиев носили следующие прозвища: Бурсион, Цезарь, Юл, Ментон и Либон. На монетах мы видим следующих персонажей: 1. Луций Юлий Цезарь; 2. Секст Юлий Цезарь; 3. Луций Юлий Цезарь; 4. Луций Юлий, сын Луция, Цезарь; 5. Луций Юлий Бурсион; 6. Луций Юлий Салинатор; 7. Гай Юлий Цезарь; 8. Гай Юлий Цезарь Октавиан Август.
4Preller L. Roemische Mythologie. 3 Aufl. Hsg. H. Jordan. Bd. 1. B., 1881. S. 444.
MRR (Babelon), т. II, c. 32—34, к Julia 59—354 (1885 г.):
8. Гай Юлий Цезарь Октавиан Август
Октавий, позднее Август, первый из римских императоров, родился в Велитрах в девятый день до октябрьских календ 691 г. (23 сентября 63 г. до н. э.), а умер в Ноле в Кампании, в 14 день до сентябрьских календ 767 г. (19 августа 14 г. н. э.). По линии бабки он был внучатым племянником Юлия Цезаря, который затем усыновил его. На шестнадцатом году, в 706 г. (48 г. до н. э.) он надел мужскую тогу (toga virilis) и был избран в коллегию понтификов на место умершего Луция Домиция Агенобарба. Чуть позже Цезарь назначил его наблюдать за государственными играми. В восемнадцать лет он уехал на войну в Африку, затем в Испанию, а после победы над сыновьями Помпея отбыл в Аполлонию, чтобы изучить греческую философию и литературу: там он узнал о смерти Юлия Цезаря, который в своём завещании назвал Октавия своим наследником.
Тогда Октавий быстро вернулся в Рим и принял имя Гая Юлия Цезаря Октавиана; это произошло в 710 г. (44 г. до н. э.). Он вступил в союз с Марком Антонием, который провозгласил себя мстителем за Цезаря. Но дружба между соперниками продлилась недолго; Антоний вызвал недовольство сената, был объявлен врагом государства и в 711 г. (43 г. до н. э.) Октавию предоставили ранг претора и поручили сразиться с ним с помощью консулов Гирция и Пансы; тогда имелось три войска: армия Децима Брута и убийц Цезаря, запертая в Модене, армия Октавия, располагавшаяся в Равенне, и армия Антония, объединившаяся с армией Лепида. Обстоятельства заставили договориться; командиры пришли к соглашению и был установлен триумвират: Октавий, Антоний и Лепид разделили между собой Римскую империю; триумвират должен был продлиться с 5 дня до декабрьских календ 711 г. до кануна январских календ 716 г. (с 26 ноября 43 г. до н. э. по 31 декабря 38 г. до н. э.). Армия убийц Цезаря под командованием с.33 Кассия была побеждена при Филиппах в Македонии в 712 г. (42 г. до н. э.). Спустя два года Марк Антоний женился на Октавии, сестре Октавия.
Далее следовало заняться уничтожением последних сторонников сыновей Помпея, чей флот удерживал Сицилию и наводил ужас на все Средиземноморье. После нескольких лет борьбы Секст Помпей был побеждён у берегов Сицилии за три дня до сентябрьских нон 718 г. (36 г. до н. э.).
После победы над общими врагами, триумвиров, чья власть только что вновь была продлена ещё на пять лет, разделило соперничество. В 722 г. (32 г. до н. э.) Октавий объявил войну Антонию, который правил Востоком и состоял в скандальной связи с Клеопатрой: 2 сентября 723 г. (31 г. до н. э.) битва при Акции, у входа в Амбракийский залив, дала Октавию власть над миром. Пробыв некоторое время в провинции Азии, а затем в Египте, не поддавшись чарам роскошной Клеопатры, Октавий возвратился в Рим, где закрыл храм Януса и где ему было постановлено три триумфа, за победы над далматами, одержанные его подчинёнными, над Марком Антонием, побеждённым при Акции, и над Клеопатрой, побеждённой в Александрии.
Провозглашённый императором пожизненно, Октавий притворился, что отвергает почести, которыми его осыпали, и в 726 г. (28 г. до н. э.) принял высшую власть лишь на десять лет. По предложению Луция Мунация Планка сенат даровал Октавию имя Августа в 16 или 17 день до февральских календ 727 г. (27 г. до н. э.).
Продолжение истории Августа уже не относится к республиканскому периоду и на этой дате мы завершаем описание его монет, делая исключения лишь для последующих монет, на которых одновременно указано имя Августа и имя монетария или полководца.
Для помощи в классификации монет мы кратко резюмируем карьеру (cursus honorum) Августа. Он был консулом тринадцать раз:
Cos. I в 711 г. (43 г. до н. э.).
Cos. II в 721 г. (33 г. до н. э.).
Cos. III в 723 г. (31 г. до н. э.).
Cos. IIII в 724 г. (30 г. до н. э.).
Cos. V в 725 г. (29 г. до н. э.).
Cos. VI в 726 г. (28 г. до н. э.).
Cos. VII в 727 г. (27 г. до н. э.). с.34 Cos. VIII в 728 г. (26 г. до н. э.).
Cos. VIIII или IX в 729 г. (25 г. до н. э.).
Cos. X в 730 г. (24 г. до н. э.).
Cos. XI в 731 г. (23 г. до н. э.).
Cos. XII в 749 г. (5 г. до н. э.).
Cos. XIII в 752 г. (2 г. до н. э.).
Август был провозглашён императором двадцать один раз: первый раз в 711 г. (43 г. до н. э.), а последний — в 767 г. (14 г. н. э.). На монетах мы видим следующие легенды:
Imp. I в 711 г. (43 г. до н. э.).
Imp. II в 713 г. (41 г. до н. э.).
Imp. III в 715 г. (39 г. до н. э.).
Imp. IV в 718 г. (36 г. до н. э.).
Imp. V в 721 г. (33 г. до н. э.).
Imp. VI в 723 г. (31 г. до н. э.).
Imp. VII в 725 г. (29 г. до н. э.).
Imp. VIII в 733 г. (21 г. до н. э.).
Imp. VIIII или IX в 734 г. (20 г. до н. э.).
Imp. X в 742 г. (12 г. до н. э.).
Imp. XI в 743 г. (11 г. до н. э.).
Imp. XII в 744 г. (10 г. до н. э.).
Imp. XIII в 745 г. (9 г. до н. э.).
Imp. XIIII в 746 г. (8 г. до н. э.).
Imp. XV в 748 г. (6 г. до н. э.), и так далее1.
Август получил трибунскую власть в первый раз в 731 г. (23 г. до н. э.); эта власть возобновлялась ежегодно, так что в год своей смерти, в 767 г., Август обладал трибунской властью в XXXVII раз.
Став понтификом в 706 г. (48 г. до н. э.), Август занял должность верховного понтифика (pontifex maximus) в 742 г. (12 г. до н. э.), после смерти Лепида.
Он получил титул отца отечества (pater patriae) в 752 г. (2 г. до н. э.).
Мы разделяем монеты Цезаря Августа на две большие серии: 1) монеты Октавия с 710 г. по 727 г.; 2) монеты Августа, с именами полководцев, триумвиров по чеканке монеты или других магистратов, приблизительно с 727 г. по 750 г.
1Caland G. De nummis M. Antonii III viri commentatio. Lugduni Batavorum, 1983. P. 14.
MRR (Babelon), т. II, с. 36, к Julia 63 (1885 г.):
На этом медальоне, как и на денариях № 65 и 66, изображена конная статуя Октавиана, о которой сообщает Веллей Патеркул1 и которая была воздвигнута в Риме согласно постановлению сената, когда Октавиан готовился к войне против Антония, окончившейся битвой при Мутине в 711 г. (43 г. до н. э.). Денарий № 63 был отчеканен до создания триумвирата, и Октавиан изображен с бородой; два других экземпляра отчеканены после 27 ноября 711 г. (43 г. до н. э.).
1Vell. Pat. II. 61; ср. Lenormant Fr. La Monnaie dans L’antiquité. T. II. P., 1878. P. 341—342.
BMC RR (Grueber), т. II, с. 408, прим. 1 (к №№ 90—99) (1910 г.):
В этом году (39 г. до н. э. — Перев.) к Галлии отнесены только монеты, отчеканенные Октавианом от собственного имени и от имени Антония, и монеты с одним лишь его именем. На золотых экземплярах первой серии головы Октавиана и Антония изображены на аверсе и реверсе, но на денариях портрет Октавиана или Антония помещен только на аверсе. Портрет Октавия на обеих сериях очень похож на его изображение на монетах Квинта Сальвия Сальвидиена Руфа (см. выше, № 88, 89), особенно прической и намёком на бороду; но портрет Антония крупнее и выполнен в более высоком рельефе, чем те, что встречались ранее на галльских экземплярах. Он больше похож на изображение Антония на монете, отчеканенной в это же время на Востоке. Однако именно стиль, в котором выполнена голова Октавиана, позволяет датировать этот выпуск приблизительно 39 г. до н. э. Поскольку Октавиан и Антоний имеют лишь титулы «император», Бабелон считает, что этот выпуск предшествовал созданию триумвирата (Babelon E. Description historique et chronologique des monnaies de la République romaine. T. 2. P., 1886. P. 35). Мы, однако, не можем, по указанным выше причинам, принять эту классификацию (см. выше, с. 381). Это самые поздние галльские монеты в кладах из Гарласко и Арбаны (см. т. I, с. 561, 562 и таблицу кладов).
Перевод О. В. Любимовой
BMC RR (Grueber), т. II, с. 409—410, прим. 2 (к № 95) (1910 г.):
Изображенная здесь конная статуя — одна из тех, что были воздвигнуты Октавиану по решению сената. Это любопытный памятник, так как Октавий показан здесь как авгур, а также из-за фалер, которыми украшен конь. Невозможно принять мнение Проспера Дюпре (Dupré P. Recherches sur quelques types de médailles latines. Paris, 1836. P. 38 f.) о том, что статуя изображает Эвтиха и его осла Никона, которых Октавиан встретил перед битвой при Акции и которым позднее поставил бронзовые статуи (Suet. Aug. 96), так как на портрете Октавиан изображен с бородой, в знак траура, которую он перестал носить после битвы при Навлохе в 36 г. до н. э. Также за некоторое время до битвы при Акции Октавиан перестал использовать титул «триумвир для восстановления республики» (Triumvir reipublicae constituendae), который не встречается ни на одной монете, отчеканенной после 36 г. до н. э. (см. выше, с. 2). Поэтому Каведони предположил, что этот тип может указывать либо на овацию, предоставленную Октавиану после сражений при Филиппах, либо на его примирение с.410 с Антонием в 714 г. от основания Города (40 г. до н. э.), либо на следующее соглашение с Антонием в 37 г. до н. э., когда последний передал Октавиану флот из более чем 120 кораблей для морской войны против Секста Помпея (Cavedoni C. Compt. rend. de Cohen H. Description générale des monnaies de la république romaine, communément appellées médailles consulaires // Revue Numismatique. N. S. T. 2. 1857. P. 358). Каведони предполагает также, что это может быть статуя Октавиана, возведенная на рострах, на Римском форуме, по решению сената после падения Мутины в 43 г. до н. э. (Vell. Pat. II. 61— statua equestris in rostris posita). Хотя это произошло до создания триумвирата, идентификация Каведони представляется правильной из-за ростры на реверсе. В связи с датировкой этого аурея 39 г. до н. э. можно отметить, что портрет Октавиана очень похож на его изображение на предшествующих ауреях с его головой и головой Антония, а также на его портрет на монетах Квинта Сальвия Сальвидиена Руфа, отнесенных к предыдущему году.
RRC (Crawford), с. 740—741 (1974 г.):
Солу и Луне из чеканки монетариев 42 г., напоминающим здесь, вероятно, о грядущем наступлении нового века6, соответствует Сол в чеканке Антония 42 г. (№ 496)7; точно так же Октавиан заимствовал Марса, предвещающего запланированную Парфянскую войну в своей чеканке 42 г. (№ 497/3)8; другие его выпуски повторяют темы с.741 чеканки предыдущего года1: голову Цезаря в ней заменяет его курульное кресло2, и сохраняется легенда, идентифицирующая его как диктатора.
6Убеждение Альфёльди в том, что центральной темой пропаганды в конце Республики была вера в наступление нового века (Alföldi A. Der Neue Weltherrscher der Vierten Ekloge Vergils // Hermes. 1930. Bd. 65. S. 369; Alföldi A. The main aspects of political propaganda in the coinage of the Roman Republic // Essays in Roman coinage presented to Harold Mattingly. Oxford, 1956. P. 63), не основано на источниках; в частности, совершенно не доказано, что группа гемм с изображением верховной власти, нисходящей на спящую женщину (Alföldi A. Die Geburt der kaiserlichen Bildsymbolik // Museum Helveticum. Bd. 7. 1950. S. 6-7; о датировке III в. до н. э. см.: Strong E. The Art of the Roman Republic // CAH. Vol. 9. Cambridge, 1932. P. 823—824), отсылает к Рее Сильвии через Ромула; верховная власть может нисходить и на саму женщину, см.: Tarn W. W. Alexander Helios and the Golden Age // JRS. Vol. 22. 1932. P. 142 (см. также сомнения, высказанные Никипровецким, с. 144—16); а интерес Варрона к гороскопам Ромула и Рема (Cic. Div. II. 98; Plut. Rom. 12) вовсе не доказывает его интереса к «возвращению идеального царя древности» («Wiederkehr des Idealkdnigs der Urzeit»: см. Alföldi A. Die Geburt… // Museum Helveticum. Bd. 8. 1951. S. 211—212). Во всяком случае, неизбежное возвращение в Рим монархии было неочевидно сенаторам, убившим Цезаря (см. Приложения).
7Литуус, символизирующий авгурат Антония, изображён на № 496/2-3. О Соле см. с. 743 примеч. 8; замечания С. Л. Чезано об этом выпуске (Cesano S. L. // M. Antonius-Sol (monete di M. A.] // Bollettino dell’ Associazione Archeologica Romana. Vol. 10—12. 1912. P. 231) сделаны невпопад.
8Буквы S C относятся к изначальному постановлению сената, в соответствии с которым Октавиан получил командование армией, а не к эмиссии данного выпуска.
1Конная статуя на № 497/1 — та же самая, что и на № 490/1 и 490/3; о буквах S C см. выше, с.740 примеч. 8. Литуус в руке Октавиана символизирует авгурат, приобретённый Октавианом (впервые он засвидетельствован на № 490/2); значение авгурата для Октавиана безнадёжно преувеличивают Ж. Гаже и Ж. Байе: Gagé J. Romulus-Augustus // MEFRA. Vol. 47. 1930. P. 158—164; Bayet J. Les sacerdoces romaines et la pré-divinisation impériale // Bulletin de l’Académie royale de Belgique. T. 41. 1955. P. 453; более сбалансированную точку зрения см.: Erkell H. Augustus, Felicitas, Fortuna: lateinische Wortstudien. Göteborg, 1952. S. 30—36.
2О роли курульного кресла Цезаря (в двух эпизодах) в пропаганде Октавиана после смерти Цезаря см.: App. BC. III. 105—107; Plut. Ant. 16; Cic. Att. XV. 3. 2; Cass. Dio XLV. 6. 5; 7. 2; Holmes T. R. The architect of the Roman Empire. Vol. 1. 44 B. C.—27 B. C., Oxford, 1928. P. 191; ср. Cass. Dio XLIV. 6. 3 об изначальном постановлении сената об этом кресле.
Комментарий аукциона Numismatica Ars Classica (http://www.acsearch.info/record.html?id=574312) (2012 г.):
Повествовательная часть «Деяний Божественного Августа» начинается следующими словами: «В 19 лет я по своей инициативе и на свои средства снарядил войско, с помощью которого я вернул свободу государству, угнетенному господством (одной) клики. За это в консульство Г. Пансы и А. Гирция сенат почетными постановлениями ввел меня в свое сословие, причислив к консулярам с правом высказывать свое мнение вместе с ними, и наделил меня империем. Сенат приказал мне, пропретору, вместе с консулами заботиться о том, чтобы государство не понесло какого-либо ущерба» (перевод А. Л. Смышляева). Как и следовало ожидать, в этом автобиографическом документе Август изображает свои действия в наиболее выгодном свете, как поступил и его двоюродный дед Юлий Цезарь, описывая свои галльские войны. Данный аурей отражает события, перечисленные в вышеприведенном рассказе (как и другие события, очень кстати пропущенные), когда Август — тогда Октавиан — был еще молодым человеком. Надпись на аверсе CAESAR III VIR R P C содержит титул триумвира, который он описывает в последнем предложении, а конная статуя на реверсе — та самая, которую сенат решил воздвигнуть в его честь в начале 43 г. до н. э., ожидая, что Октавиан окажет ему военную помощь. Вполне понятно, почему сенат сделал Октавиана пропретором и предложил ему статую: сенаторам нужны были его легионы, чтобы помочь консульской армии во главе с Пансой и Гирцием, направленной для освобождения Децима Брута, которого Марк Антоний осадил в Мутине. Вероятно, сенаторы считали, что выполнять обещание насчет статуи не придется, поэтому ее ничего не стоит предложить. Но после победы при Мутине, где погибли оба консула, а Октавиан был провозглашен императором, он повел свою армию на Рим; само присутствие войска позволило Октавиану добиться должности консула, вместо Гирция и Пансы, и, несомненно, потребовать установки статуи, которая изображена на данном аурее и на денариях двух более ранних выпусков. Поскольку эти ауреи представляли собой военный выпуск, который Октавиан отчеканил своей властью, буквы S C («по постановлению сената»), несомненно, относятся к самой статуе, а ростра в поле может указывать на то, что статуя была воздвигнута на Римском форуме, где располагалось ораторское возвышение (ростры).