Денарий, серебро Дата чеканки: 78 г. до н. э.* Монетный двор: Рим
вес:
3.62 г
АВЕРС:
Голова Юпитера вправо, в лавровом венке. Кайма из точек.
РЕВЕРС:
M. VOLTEI. M. F. (в поле). Тетрастильный дорический храм Юпитера Капитолийского с тремя закрытыми дверями; фронтон украшен молнией и увенчан растительным орнаментом; акротерии в нижних углах и на вершине. Кайма из точек.
* Дата чеканки: 88 г. до н. э. (Babelon); ок. 78 г. до н. э. (BMCRR); ок. 76—71 гг. до н. э. (CRR); 78 г. до н. э. (RRC). Описание аверса и реверса приводится по BMC, RRC. Fritz Rudolf Künker GmbH & Co. KG — аукцион 94, лот 1730 (27 сентября 2004 г.). Оценочная стоимость: 200 EUR.
MRR (Babelon), т. II, c. 562, к Volteia (1885 г.):
CLXXXI. ВОЛЬТЕИ
Семья Вольтеев известна только благодаря монетам, одному пассажу Цицерона1 и одному — Флора2, где речь идёт о некоем Луции Вультее, пропреторе Сицилии[1]. Ни о происхождении, ни о социальном положении этого рода ничего не известно; он дал Республике двух монетных магистратов: Марка Вольтея и Луция Вольтея Страбона.
[1]Это два разных лица. Луций Вольтей, упомянутый Цицероном, был не пропретором Сицилии, а влиятельным лицом в окружении пропретора 70 г. до н. э. (Луция Цецилия Метелла). Гай Вультей Капитон, упомянутый Флором, был военным трибуном 49 г. до н. э. и участвовал в гражданской войне в Африке на стороне Цезаря. — Прим. ред. сайта.
MRR (Babelon), т. II, с. 562—565, к Volteia 1—5 (1885 г.):
1. Марк Вольтей, сын Марка
Монетарий около 666 г. от основания Города (88 г. до н. э.)
с.562 У нас нет никаких биографических сведений об этом человеке, который, вероятно, состоял в весьма близком родстве с Луцием Вультеем, пропретором Сицилии в 684 г. (70 г. до н. э.)[1]. Но, напротив, изображения на его монетах очень интересны, и их не удавалось объяснить до Моммзена, который придал им истинный смысл, показав, что они связаны с Римскими играми, Плебейскими играми, играми в честь Цереры, Аполлоновыми играми и Мегалезийскими играми1; это пять ежегодных крупнейших праздничных состязаний в Риме.
Денарий № 1, с головой Юпитера и Капитолийским храмом, намекает на игры, называвшиеся Римскими (ludi Romani), которые были учреждены Тарквинием Старшим и проводились каждый год в сентябре, в память о строительстве и посвящении Капитолийского храма. В сентябрьские иды претор надевал кольцо на правую руку Юпитера, и богу предлагался — в форме жертвоприношения, — великий пир, epulum Jovis, приготовления к которому были возложены на коллегию из трёх с.563 жрецов. После Второй Пунической войны, в 558 г. (196 г. до н. э.) празднества стали отмечать с бо́льшим размахом, число жрецов было увеличено до семи (septemviri epulones). Этот в высшей степени национальный праздник включал всевозможные танцы, процессии и игры, но самым притягательным зрелищем были игры, дававшиеся в Большом цирке, который Тарквиний Древний построил между Палатином и Авентином2.
Денарий № 2, изображения на котором связаны с Геркулесом, напоминает о соответствующих праздниках. «Геркулес, — пишет Моммзен, — был не только покровителем борьбы в палестре, он также руководил музыкальными состязаниями и считался их богом-покровителем (Hercules Musarum), и во Фламиниевом цирке, рядом с храмом, где Геркулеса чтили вместе с Музами, можно было видеть второй храм, посвящённый Геркулесу с эпитетом “великого стража” (magnus custos)». Именно во Фламиниевом цирке, посвящённом Геркулесу, проводились в ноябре Плебейские игры, в честь согласия и примирения после удаления народа на Авентинский холм. Этими играми, состоявшими прежде всего из сценических представлений, руководили эдилы.
На денарии № 3 мы видим голову Либера, как и на многих других денариях эпохи Республики, и обычную бигу Цереры. Эти типы связаны с празднествами Цереры, которые назывались Цериалиями: в эти дни чествовали Цереру, Либера и Либеру. Согласно указаниям Сивиллиных книг, в 261 г. (493 г. до н. э.) в Риме рядом с Большим цирком был построен греческий храм Цереры, Либера и Либеры (aedes Cereris, Liberi Liberaeque). Попечение о нём имели плебейские эдилы; именно здесь они раздавали народу хлеб и зерно в случае нужды. Цериалии, которыми руководили эти магистраты, проводились каждый год в апреле. Как свидетельствует монета семьи Меммиев3, их учредил Гай Меммий (неизвестно, когда именно), и они включали жертвоприношения и игры, на которые приглашали патрициев. Эти последние, в свою очередь, приглашали плебеев на Мегалезийские игры — празднества, которым посвящён денарий № 4. Мегалезии, проводившиеся в честь Кибелы, или Матери богов, были учреждены в 550 г. (204 г. до н. э.) по случаю с.564 Второй Пунической войны. В Сивиллиных книгах утверждалось, что Рим одержит победу, если из Пессинунта в Рим доставят статую Матери богов. Рим направил послов к Атталу, царю Пергама, который позволил увезти камень, являвшийся изображением великой фригийской богини, обитавшей на горе Ида. Сообщается, что потребовалось вмешательство весталки Клавдии Квинты, чтобы богиня позволила кораблю, который её вёз, подняться против течения Тибра из Остии в Рим4. Сципион Назика поместил камень в храм Победы. С этого времени каждый год в апреле патриции, под руководством курульных эдилов, отмечали годовщину этого памятного события. В 561 г. (193 г. до н. э.) курульные эдилы Луций Скрибоний Либон и Гай Атилий Серран реформировали Мегалезийские игры, а в 563 г. (191 г. до н. э.) завершилось строительство особого храма Кибелы, рядом с храмом Аполлона Палатинского5. Моммзен полагает, что голова юноши на аверсе денария, о котором здесь идёт речь, — это голова Аттиса, культ которого в Малой Азии был неотделим от культа Кибелы. Каведони6 предпочитает видеть в ней голову Корибанта. «Я назвал бы её, — пишет он, — даже более определённо: головой Корибанта, сына Ясона и Кибелы, который, после обожествления его отца, вместе с матерью и дядей Дарданом переправился в Азию, где распространил культ Великой матери богов и назвал её Кибелой — именем своей собственной матери. Этот миф, связанный с троянским происхождением Рима, на мой взгляд, послужил сюжетом для барельефа, опубликованного г-ном Герхардом7; изображённый на нём Корибант похож на того, который фигурирует на денарии Марка Вольтея: он держит поднятый щит и стоит между Кибелой, восседающей на троне, и женщиной под покрывалом, которая, как я полагаю, является матерью героя, прибывшей из Самофракии». Мнение Каведони представляется нам более предпочтительным, чем мнение Моммзена, поскольку Аттиса обычно изображали во фригийском колпаке, а не в шлеме. Наконец, пятый денарий связан с Аполлоном и Аполлоновыми играми, основанными или преобразованными в 542 г. (212 г. до н. э.) в честь Аполлона, — монеты Римской республики очень часто о них напоминают.
с.565 Буквам S. C. D. T., изображённым на реверсе денария, предлагались разные объяснения. Долгое время их читали как Senatus consulto. Donum tulit («Согласно постановлению сената. Преподнёс дар»). Моммзен предложил Senatus consulto, de thesauro («Согласно постановлению сената, из казны»), и это толкование является общепринятым8. По нашему мнению, эта легенда означает, что монета отчеканена из слитков серебра, взятых в государственной казне, где они хранились в качестве запаса драгоценных металлов. Сопоставляя упоминание Senatus consullo, de thesauro с аналогичными формулами, которые встречаются на других монетах этого же времени, в другом месте мы показали, что часть слитков была взята из государственного запаса драгоценных металлов согласно закону Плавция—Папирия, чтобы возместить расходы на Союзническую войну9.
1[3]Mommsen Th. Histoire de la monnaie romaine / Trad. franç. par le duc de Blacas. T. 2. P., 1870. P. 468, not.
2[1] См. Preller L. Roemische Mythologie. 3 Aufl. Hsg. H. Jordan. B., 1881—1883. Bd. I, S. 144 f.; Bd. 2, S. 219 f.
9[2] См. Введение, с. xxxix. Ф. Ленорман полагает, что легенда Senatus consullo, de thesauro на денарии с изображением Аполлона доказывает, что эти экземпляры чеканились, чтобы возместить расходы на Аполлоновы игры, причём из слитков казны, специально учреждённой для организации этих празднеств. Lenormant Fr. La Monnaie dans l’antiquité. P., 1897. T. III. P. 154.
[1]Луций Вольтей был не пропретором Сицилии, а влиятельным лицом в окружении пропретора Луция Цецилия Метелла. — Прим. ред. сайта.
BMC RR (Grueber), т. I, с. 388—389, прим. 1 (к №№ 3154—3207) (1910 г.):
M. VOLTEI. M. F.
(Марк Вольтей, сын Марка)
с.388 Об этом монетарии у нас нет никаких сведений, кроме тех, что дают монеты. Однако он может быть родственником Луция Вольтея, чеканка которого отнесена к предыдущему году. Свидетельства кладов и типы и техника изготовления его монет позволяют сузить хронологические рамки, в пределах которых он должен был занимать должность монетария. Вероятно, это последние монеты в кладе Хев-Самос, и их должны были отчеканить незадолго до захоронения последних кладов, отнесённых к этому периоду (см. Таблицу кладов). Типы аверса этих денариев очень похожи на другие выпуски того же времени, то есть, выпуски с головой Юпитера похожи на монеты Луция Вольтея Страбона и Луция Процилия (79 г. до н. э.); выпуски с головой Либера — на монеты Луция Кассия того же года, а выпуски с бюстом Аттиса (?) по типу и технике изготовления сходны с монетами Публия Сатриена (77 г. до н. э.) с головой Марса (см. ниже, с. 392). Поэтому Марк Вольтей должен был занимать должность примерно в 78 г. до н. э., и очень вероятно, что он был коллегой Луция Кассия и, более того, что его чеканка хотя бы частично имела особое назначение.
Моммзен дал интересное объяснение типам монет Марка Вольтея и показал, что они, вероятно, связаны с пятью главными праздничными состязаниями, проводившимися ежегодно в Риме, см.: Mommsen Th. Histoire de la monnaie romaine / Trad. franç. par le duc de Blacas. T. 2. P., 1870. P. 468. Тип I, с головой Юпитера и изображением храма на Капитолии, относится к Римским играм, которые были учреждены Тарквинием Древним и проводились в сентябре; тип II с головой Геркулеса и Эриманфским вепрем — к Плебейским играм, то есть, к состязаниям и празднествам, проводившимся в ноябре в честь этого божества, особо покровительствовавшего борцовским схваткам и музыкальным состязаниям; тип III, с головой Либера или Вакха и Церерой в колеснице — к Цериалиям в честь Цереры, Либера и Либеры, проводившимся в апреле; тип IV с бюстом Аттиса (?) и Кибелой в колеснице — к Мегалезийским играм, которые тоже проводились в апреле в честь Кибелы, Матери богов, и в память о доставке в Рим из Пессинунта в 204 г. до н. э. священного камня, представляющего богиню и через несколько лет помещённого в храм на Палатине; и тип V, с головой Аполлона и треножником — к Аполлоновым играм, которые проводились в июле, а основаны были в 212 г. до н. э. в честь Аполлона и очень часто прославлялись на римских монетах.
Моммзен идентифицировал бюст в шлеме на типе IV как Аттиса, прекрасного фригийского пастуха, возлюбленного Кибелы, с.389 культ которого в Малой Азии был неотделим от её собственного (Mommsen Th. Op. cit. T. 2. P. 469); но Каведони предпочитает видеть в нём изображение Корибанта, а точнее «самого Корибанта, сына Ясона и Кибелы, который, после обожествления его отца, вместе с матерью и дядей Дарданом переправился в Азию, где распространил культ Великой матери богов и назвал её Кибелой — именем своей собственной матери» (Cavedoni C. Nuovi studi sopra le antiche monete consolari e di famiglie romane. Modena, 1861. P. 27).
Это увековечивание публичных игр, видимо, указывает на то, что чеканка Марка Вольтея была специальной и проводилась по случаю этих праздников. Это предположение отчасти подтверждают буквы S. C. D. T. на типе V, которые обычно объяснялись как Senatus consulto. Donum dedit. («По постановлению сената. Преподнёс дар»), пока Моммзен не предложил вариант Senatus consulto, de thesauro («По постановлению сената, из казны») — и эта интерпретация стала общепринятой. Эти буквы предполагают, что по крайней мере частично чеканка осуществлялась из слитков, хранившихся в резерве государственной казны и взятых оттуда в соответствии с условиями закона Плавция—Папирия (Babelon E. Description historique et chronologique des monnaies de la République romaine. T. 2. P., 1886. P. 565). Как мы показали выше, после принятия данного закона это случалось несколько раз. Подобно многим выпускам этого времени, данный выпуск мог предназначаться для возмещения каких-то необычных расходов в связи с проведением главных государственных игр. Если дело обстояло так, то в 78 г. до н. э., как и в предшествующие три года, на римском монетном дворе был один ординарный и один особый монетарий. Марк Вольтей использовал множество меток монетного двора, состоящих только из символов или из символов и греческих цифр.
CRR (Sydenham), c. 127, к №№ 774—795 (1952 г.):
СЕРИЯ 38. Около 76—71 гг. до н. э.
Регулярные выпуски. Рим.
(в том числе провинциальные серраты Гая Эгнация Максума)
За исключением единственного серратного выпуска Гая Эгнация Максума, отчеканенного, вероятно, на вспомогательном италийском монетном дворе, эта серия не содержит серратов и довольно единообразна в стиле и использовании символов и нумерации.
CRR (Sydenham), с. 127, к №№ 774 (1952 г.):
Моммзен полагает, что пять выпусков Марка Вольтея напоминают о пяти главных ежегодных праздничных состязаниях: (i) Римские игры; (ii) Плебейские игры; (iii) игры в честь Цереры; (iv) Мегалезийские игры; (v) Аполлоновы игры (Mommsen Th. Histoire de la monnaie romaine / Trad. franç. par le duc de Blacas. T. 2. P., 1870. P. 468; ср. Grueber H. A. Coins of the Roman Republic in the British Museum. Vol. I. L., 1910. P. 388 n.).
RRC (Crawford), c. 400, 402, к № 385 (1974 г.):
с.400 Монетарий — Марк Вольтей, сын Марка, в остальном неизвестный.
О реверсе типа 1 см.: Jucker H. Capitolium restitutum. Bemerkungen zu der Silbermünze 5979 // JBM. Bd. 39—40. 1959—1960. S. 289—295; поскольку в момент чеканки храм был разрушен и ещё не восстановлен, изображение может быть неточным. Идентификация бюста на аверсе типа 4 вызывает сомнения; предлагались Аттис (Mommsen Th. Geschichte des römischen Münzwesens. Berlin, 1860. S. 620—621. Anm. 451), Корибант (Cavedoni C. Nuovi studi sopra le antiche monete consolari e di famiglie romane. Modena, 1861. P. 27) с.402 и Беллона (Alföldi A. Die trojanischen Urahnen der Römer. Basle, 1957. S. 6; Fishwick D. Hastiferi // JRS. Vol. 57. 1967. P. 152; против: Weinstock S. Rev. on: Alföldi A. Die trojanischen Urahnen der Röme // JRS. Vol. 49. 1959. P. 170); во всех случаях решающие свидетельства отсутствуют. О реверсе типа 4 см.: Lucr. II, 600—601, с комм.: Préchac Fr. Mater deum. Monnaies de la république romaine // RN. Ser. 5. Vol. 32. 1932. P. 119. Все вместе, эти пять монетных типов, посредством изображённых на них божеств, напоминают о Римских играх, Плебейских играх, играх в честь Цереры, Мегалезийских играх и Аполлоновых играх (Mommsen Th. Loc. cit.); идея, вероятно, состояла в том, чтобы пообещать щедроты (largitiones) в будущем (см. с. 729); буквы S. C. D. T. на реверсе типа 5 видимо, напоминают о том, что, когда Аполлоновы игры были основаны, они финансировались на народные взносы (Liv. XXV. 12. 14; Fest. s. v. Apollinares ludos); лучше всего расшифровывать эти буквы как stips collata dei thesauro («Взнос собран в казну бога») или что-то подобное.
RSC (Seaby), т. I, с. 100, прим. к Volteia 1—5 (1978 г.):
Моммзен дал интересное объяснение изображений и показал, что они, вероятно, связаны с пятью главными праздничными состязаниями, ежегодно отмечавшимися в Риме. Юпитер и его храм указывают на Римские игры, проводившиеся в сентябре. Геркулес и вепрь — на Плебейские игры, проводившиеся в ноябре. Либер и Церера — на Цериалии, проводившиеся в апреле. Кибела — на Мегалезийские игры, которые тоже праздновались в апреле. Голова Аполлона и треножник — на Аполлоновы игры, проводившиеся в июле.
RCTV (Sear), т. I, с. 130, прим. к № 312 (2000 г.):
В чеканке этого монетария наблюдается необычайное разнообразие типов.