Cahn H. A. L’aureus de Brutus avec EID. MAR. // Congres Internationale de Numismatique de Paris 6–11 jullet 1953. II. Actes. P., 1953. P. 213 RRC p. 552, n. 107 Cahn H.A. EIDibus MARtiis // Quaderni Ticinese. Vol. 18. 1989. P. 211—232, № 4a CRI 215 Calicò 58 Biaggi 39
Сохранность: VF Описание аверса и реверса приводится по RRC (денарий 508/3), CRI. Numismatica Ars Classica NAC AG — Аукцион 45, лот 42 (02.04.2008).
Эта знаменитая семья имела патрицианское происхождение, но стала плебейской после того, как Луций Юний Брут изгнал последнего римского царя Тарквиния Гордого. Юнии носили следующие прозвища: Брут, Бубулк, Гракхан, Норбан, Пациек, Пенн, Пера, Пулл, Силан; самым распространённым и знаменитым было прозвище Брут, которое, как говорили, было дано убийце Тарквиния, потому что тот притворялся безумным или подобным животному. Этот Луций Юний Брут стал первым консулом Республики в 245 г. от основания Рима (509 г. до н. э.). Неясно, насколько обоснованы были притязания Юниев конца Республики на происхождение от этого персонажа. На монетах встречаются следующие имена: 1) Гай Юний, сын Гая; 2) Марк Юний Силан; 3) другой Марк Юний Силан; 4) Децим Юний Силан, сын Луция; 5) Децим Постумий Альбин, сын Брута; 6) Квинт Цепион Брут; 7) наконец, третий Марк Юний Силан.
MRR (Babelon), т. II, с. 112—113, к Junia 29—52 (1885 г.):
6. Квинт Цепион Брут
Эта знаменитая фигура — сын Марка Юния Брута и Сервилии, сестры Квинта Сервилия Цепиона. Он родился осенью 666 г.[1] (85 г. до н. э.) и был усыновлен своим дядей Квинтом Сервилием Цепионом, и вследствие этого усыновления на монетах Брута мы видим памятные знаки рода Сервилиев. На тех экземплярах, которые он отчеканил в должности проконсула или императора, он носит имя просто Брута или Квинта Цепиона Брута.
В 705 г. (49 г. до н. э.), когда вспыхнула гражданская война между Цезарем и Помпеем, Брут, хоть и демократ, поддержал аристократическую партию; в следующем году он отличился при Диррахии в военных действиях против армии Цезаря; при Фарсале он был обязан своим спасением лишь великодушию победителя. Бежав в Лариссу, он решил покинуть партию Помпея и написал Цезарю с просьбой о прощении. Он был не только прощен, но и назначен в 708 г. (46 г. до н. э.) наместником Цизальпийской Галлии. Вернувшись в Рим в следующем году, он развелся со своей женой Клавдией, чтобы жениться на Порции, сестре Катона. В 710 г. (44 г. до н. э.) Брут был городским претором, и Цезарь обещал ему наместничество в Македонии; тем не менее, он вместе с Гаем Кассием вступил в заговор с целью убийства диктатора, и тот пал под кинжалами убийц 15 марта 710 г. (44 г. до н. э.). Сенат простил убийц, но поведение Марка Антония показало Бруту, что будущий триумвир намерен мстить за диктатора. Брут уехал в Афины, чтобы занять должность наместника Македонии, и захватил провинцию с помощью серебра, которое передал ему квестор Марк Аппулей. Но с.113 через некоторое время сенат передал Македонию Марку Антонию, который отправил туда своего брата, Гая Антония, в должности претора, но с проконсульскими полномочиями; этот последний попал в плен к Бруту, который предал его смерти. С другой стороны, в августе 711 г. (43 г. до н. э.) Октавий добился от сената осуждения убийц Цезаря. Война стала неизбежной: Брут принял титул императора и объединился с Кассием в Сардах. Сражение состоялось сначала на море, и наконец, осенью 712 г. (42 г. до н. э.) при Филиппах, где Брут и Кассий были побеждены. Брут, отчаявшись, пронзил себя кинжалом.
Символы на монетах Брута напоминают, что тираноубийца считал себя освободителем римского народа. Иногда его имя не сопровождается никаким титулом, иногда он, как и Гай Кассий, носит титул проконсула; эти монеты чеканил в Македонии проквестор Луций Сестий. А иногда Брут носит титул императора; эти монеты чеканили его легаты на Востоке перед битвой при Филиппах: Публий Корнелий Лентул Спинтер, Гай Флавий Гемицилл, Педаний Коста, Луций Плеторий Цестиан, Марк Сервилий и Гай Сервилий Каска.
[1]Правильно: 669 г. от основания Рима. — Прим. ред. сайта
MRR (Babelon), т. II, с. 307—308, к Plaetoria (1885 г.):
CXXV. ПЛЕТОРИИ
Род Плеториев, плебейский по происхождению, никогда не имел большого влияния в эпоху Республики, и ни один из его членов не с.308 достиг консульства. Первым в истории упоминается Гай Плеторий, один из трех римских уполномоченных, которых в 560 г. (194 г. до н. э.) направили в Южную Италию для основания колонии Кротон1. Из нумизматики известны следующие имена: 1. Квинт Плеторий; 2. Луций Плеторий Цестиан, сын Луция; 3. Марк Плеторий Цестиан; 4. Луций Плеторий Цестиан.
MRR (Babelon), т. II, с. 316, к Plaetoria 11—13 (1885 г.):
4. Луций Плеторий Цестиан.
Монетарий между 710 и 712 гг. (44—42 гг. до н. э.).
Этот человек, легат Квинта Цепиона Брута в гражданской войне после смерти Цезаря, в истории неизвестен; его медальоны, типы которых относятся к Бруту, отчеканены на Востоке, перед битвой при Филиппах. Женский бюст на № 11 может быть не только бюстом Свободы, но и, с не меньшим успехом, бюстом Фортуны, взывать к которой Бруту было особенно необходимо. «Иды марта», надпись на № 13, с шапкой Свободы и двумя кинжалами, — циничное напоминание об убийстве Юлия Цезаря1.
BMC RR (Grueber), т. II, с. 471—472, прим. 1 (к №№ 38—86) (1910 г.):
Монеты, датированные этими годами (43—42 гг. до н. э. — Прим. перев.), отчеканены Марком Юнием Брутом и Гаем Кассием Лонгином в Греции и Малой Азии после убийства Цезаря от их собственного имени и от имени их легатов и проквесторов. Для удобства описания и классификации эти выпуски можно разделить на три серии. Первая серия состоит из монет, отчеканенных Брутом и его легатами в Греции; вторая — из монет, выпущенных Кассием от имени его легата Марка Аквиния; третья — из монет с именами Кассия и Брута, отчеканенных их общими легатами Публием Корнелием Лентулом Спинтером и Марком Сервилием. Чеканка двух последних серий производилась в Азии, вероятно, в Сардах (см. ниже, с. 480 сл.).
Некоторые подробности жизни Брута уже приводились в описании монет, ранее отчеканенных им на римском монетном дворе (см. т. 1, с.479), когда он занимал должность простого монетария. Однако можно добавить к этому дополнительные сведения, непосредственно относящиеся к чеканке, произведённой на Востоке.
После убийства Юлия Цезаря, в сентябре 44 г. до н. э., Брут отправился в Грецию чтобы принять наместничество в провинции Македония, которую определил для него Цезарь. Сразу после его отъезда сенат передал эту провинцию Марку Антонию, который, в свою очередь, поручил её своему брату Гаю (см. выше). По прибытии в Иллирик Гай Антоний вынужден был сдаться в плен в Аполлонии и позднее был казнён по приказу Брута. Вскоре после этого Брут вступил в войну с какими-то фракийскими племенами, чтобы обеспечить деньги для себя и добычу для своих легионов (см. ниже, с. 474). Именно тогда он принял титул «император», который указан на последующих выпусках (Cass. Dio XLVII. 25). Плутарх (Brut. 34) сообщает, что Брута и Кассия провозгласили императорами на их встрече в Сардах в начале 42 г. до н. э. Осенью 43 г. до н. э. Брут присоединился к Кассию в Сирии и, разделив войска, они опустошили берега Родоса и Ликии, оставив Луция Стация Мурка с маленьким флотом на Ионийском море, чтобы тот защищал его и препятствовал переправе войск Антония и Октавиана (см. ниже, с. 485). Для этой цели флот оказался слишком мал, и летом 42 г. до н. э. Брут и Кассий с.472 переправились в Грецию, чтобы встретиться с легионами триумвиров. Спустя два месяца состоялись битвы при Филиппах, закончившиеся гибелью не только армий Брута и Кассия, но и их самих.
Монеты Брута, отчеканенные в Греции, можно разделить на две группы. На одной он назван проконсулом, на другой — императором. Поскольку его провозгласили императором только в ходе фракийской экспедиции, все монеты с этим титулом должны отчеканены после этого события, а все монеты с титулом «проконсул» — до него. Тип реверса вышеприведённого денария вписывается в эту классификацию, так как он, видимо, относится к кампании против Гая Антония и взятию Аполлонии. Поскольку лиру изображали на реверсах автономных монет этого города в I в. до н. э. (см. Gardner P. Catalogue of the Greek Coins in the British Museum: Thessaly to Aetolia. London, 1883. Pl. xiii, 2), можно сделать вывод, что этот денарий был отчеканен там. Богиня Свободы (Libertas), изображённая на аверсе, заимствована с денария, выпущенного Брутом в 59 г. до н. э. в должности монетария римского монетного двора (см. т. 1, с.479). Перед первой битвой при Филиппах Брут и Кассий призвали своих солдат помнить «о свободе, республике и уничтожении тирании и деспотизма». На тессерах, распределявшихся в легионах под командованием Брута, был вырезан пароль «Leibertas» (Cass. Dio XLVII. 42, 43).
Брут назван на своих монетах Q. CAEPIO BRVTVS, M. BRVTVS или просто BRVTVS. При рождении он получил имя Марк Юний Брут, но когда его усыновил дядя, Квинт Сервилий Цепион, он взял имя Квинт Цепион Брут, но, судя по его монетам, он не всегда использовал имя, полученное при усыновлении.
BMC RR (Grueber), т. II, с. 474, прим. 1 (к № 38—47, 49—70) (1910 г.):
Хотя эти и следующие монеты Брута из серии I, за исключением монет с легендой ΚΟΣΩΝ, можно отнести к Греции и, вероятнее всего, к Македонии, нельзя сказать, где конкретно они были отчеканены. Типы монет не дают никаких сведений об их происхождении. Они могли быть отчеканены в Амфиполе, который римляне сделали свободным городом и столицей первого из четырёх округов, на которые была разделена Македония. В окрестностях этого города находились золотые и серебряные рудники горы Пангей, которые разрабатывались с древних времён и способны были в избытке обеспечить металл для чеканки этих монет. Была ещё Пелла, долгое время служившая столицей Македонии, бронзовые монеты которой продолжали чеканиться в эпоху Империи; некоторые из монет Пеллы можно приписать Марку Антонию — на их аверсе изображена женская голова (Октавия?), а на реверсе Ника или лавровый венок с названием города (см. Head B. Catalogue of the Greek Coins in the British Museum: Macedonia. London, 1879. P. 92). Но этим вариантам стоит предпочесть Фессалонику, которая при римской администрации приобрела огромное значение, а когда Македония стала одной провинцией, — превратилась в самый главный её город и, в сущности, столицу. Во время первой гражданской войны Фессалоника служила штаб-квартирой партии помпеянцев, а во время второй поддержала Антония и Октавиана, но это могло произойти уже позднее, когда Брут находился в Азии. Помимо вышеупомянутых бронзовых монет Брута имеются бронзовые монеты Октавиана и Антония, отчеканенные в этом городе (см. Head B. Op. cit. P. 115). Вся серия золотых и серебряных монет Брута сохраняет значительное единство техники и стиля, а это значит, что большая часть этих монет происходит с одного монетного двора. Тип аверса — голова или бюст — отчеканен в высоком рельефе, изображения на реверсе тоже в высоком рельефе, вырезаны тщательно и отчётливо. Буквы легенд одинаково чёткие. В этом отношении данные монеты напоминают вышеупомянутые монеты Октавиана и Антония, отчеканенные в Фессалонике, но резко контрастируют с монетами Антония, приведёнными ниже и отнесёнными к Востоку. Штемпели для монет Брута явно изготовлены опытными греческими резчиками.
BMC RR (Grueber), т. II, с. 479, прим. 1 к №№ 66—79 (1910 г.):
L. PLAET. CEST: BRVT
(ЛУЦИЙ ПЛЕТОРИЙ ЦЕСТИАН; [МАРК ЮНИЙ] БРУТ)
Луций Плеторий Цестиан известен в истории только своими монетами. Он занимал какую-то должность или пост у Брута в Греции; возможно, это была квестура, если судить по голове Цереры на аверсе его монет. Типы реверса указывают на должность понтифика, которую занимал Брут, и на убийство Цезаря в мартовские иды. Накануне первой битвы при Филиппах Брут сказал Кассию: «В мартовские иды я отдал свою жизнь отечеству и, опять-таки ради отечества, прожил еще одну жизнь, свободную и полную славы» (Plut. Brut. 40). Дион Кассий (XLVII. 25), перечислив победы Брута во Фракии и Македонии, прибавляет: «Таковы были деяния Брута; кроме того, он чеканил монеты, на которых были изображены шапка вольноотпущенника и два кинжала; их оформление, а также надпись показывали, что вместе с Кассием он принес свободу своему отечеству».
Существует гибрид с аверсом денария типа I и реверсом денария Луция Муссидия Лонга с земным шаром, рулем, рогом изобилия и т. д. (Bahrfeldt M. Nachträge und Berichtigungen zur Münzkunde der römischen Republik // Numismatische Zeitschrift. 1896. Bd. 28. S. 196; и т. I, с. 576, № 4237).
Аурей Брута с легендой EID MAR, на мой взгляд, является подделкой, вопреки мнению Г.А. Кана (Cahn H. A. L’aureus de Brutus avec EID. MAR. // Congres Internationale de Numismatique de Paris 6–11 jullet 1953. II. Actes. P., 1953. P. 213); формальные основания, выдвинутые Каном в пользу подлинности этого экземпляра, неубедительны, а сам экземпляр вызывает подозрение; в Американском нумизматическом обществе имеется слепок экземпляра, опубликованного Каном, с табличкой «Подделка, Афины»; ещё один экземпляр включён в издание Christianus D. Catalogus Numismatum Antiquorum. Copenhagen, n.d. P. 4, no. 10, наряду с семью другими республиканскими золотыми монетами — все они являются подделками (сведения получены от Т.В. Баттри), и ещё один в Британском музее заслуженно хранится в витрине с подделками
RRC (Crawford), с. 741 (1974 г.):
В то же самое время Освободители начали чеканить собственные монеты (№ 498—508), готовясь к кампании при Филиппах;3 как и следовало ожидать, на их монетах преобладали темы свободы (libertas) и победы4. Сама богиня Свободы (Libertas)5, Аполлон, или треножник, или другие атрибуты Аполлона транслируют идею свободы;6 сама Виктория, или трофей, или лавровый венок транслируют ожидание победы7. Два победных типа требуют особого комментария. Часть монет одного выпуска Кассия (№ 505/1—3) прославляет взятие им Родоса после битвы при Минде (App. BC. IV. 300—305; Cass. Dio XLVII. 33. 3), напротив острова Кос;8 на монетах изображены роза Родоса и краб Коса рядом с аплюстром как символом победы. На части монет одного выпуска Брута изображена Виктория, попирающая сломанный скипетр и диадему (№ 507/2)9. Чеканка Брута включает также тип, который можно рассматривать как предательство идей Освободителей: портрет Брута; на одном выпуске его сопровождает только трофей (№ 507/1), но на двух других — почти иронически, — голова Луция Брута, основателя Республики (№ 506/1)10, и шапка вольноотпущенника (pileus) и кинжалы (№ 508/3) которые вместе с легендой EID. MAR. увековечивают убийство тирана Цезаря11.
3Титулатура Гая Кассия меняется от «проконсула» до «императора», титулатура Брута — от простого когномена (на № 500/6—7, ср. № 433) до «Квинта Цепиона Брута проконсула», «Квинта Цепиона Брута императора» и «Марка Брута императора». Два выпуска Кассия включают типы, прославляющие Брута (№ 500/6—7 и 505/4—5); на первом из них, отчеканенном, возможно, когда эти двое встретились в Смирне в начале 42 г., Кассий уже император, а Брут не имеет никакого титула; следует считать, что чеканка последнего как проконсула началась позднее, ибо в ином случае Кассий несомненно воспроизвёл бы его титулатуру и не стал бы использовать один только когномен, как на выпуске Брута в качестве монетария (№ 433); чеканка Брута как императора началась, вероятно, до его новой встречи с Кассием в Сардах в последующие месяцы 42 г. (Plut. Brut. 34), когда солдаты провозгласили обоих императорами; это, видимо, была вторая аккламация Брута (Cass. Dio XLVII. 25.2) и вторая — Кассия. В этот раз на монетах Кассия, прославляющих Брута (№ 505/4—5), указан титул «император».
4Проквестор Луций Сестий изобразил инсигнии своей должности на монетах 502/4 (Alfoldi A. Hasta-Summa Imperii: The Spear as Embodiment of Sovereignty in Rome // AJA. Vol. 63. 1959. P.10), на монетах № 500 представлены символы авгурата Спинтера, на монетах 500/6—7, 502/1—2 и 4 и 508/1—2 — символы понтификата Брута; на монетах 506/3 и 507 мы видим морские символы.
5О «Свободе» как пароле в битве при Филиппах см.: Cass. Dio XLVII. 42. 3 — 43.1.
6Об Аполлоне и свободе (libertas) см.: Serv. ad Verg. Ecl. VIII. 75; Macrob. Sat. I. 18. 1—6 и 8—9; Аполлон занимает на монетах Брута слишком важное место, чтобы объяснять его просто преданностью Брута Аполлону (которую едва ли доказывает пассаж Plut. Brut. 24). Следует также отметить присутствие Артемиды на монетах № 508/1—2. Возможно, Аполлон на чеканке Кассия указывает на его членство в коллегии децемвиров священнодействий (Borghesi B. Œuvres complètes. T. 1. Paris, 1862. P. 341).
8Верно у Grueber H. A. Coins of the Roman Republic in the British Museum. Vol. II. L., 1910. P. 483 n. 2; ошибочно у Alföldi A. Insignien und Tracht der römischen Kaiser // MDAI(R). Bd. 50. 1935. P. 146—147.
9Ср. развязанную диадему на монетах № 505/3 и отказ Касия принять титул βασιλεύς (Plut. Brut. 30α>).
10Отметим дубовый венок, образующий границу на аверсе и на реверсе.
11Упоминание об этом типе см.: Plut. Brut. 40; Cass. Dio XLVII. 25; ср. Furtwängler A. Die Antike Gemmen. Geschichte der Steinschneidekunst im klassischen Altertum. Leipzig, 1900. Pl. 47, 37. Статья Г. Мэттингли бесполезна: Mattingly H. Eid Mar // Antiquité Classique. T. 17. 1948. P. 445—451.
CRI (Sear), с. 127, комм. к №№ 215—216 (1998 г.):
Пожалуй, самый знаменитый монетный тип Древнего Рима, чеканка Брута с легендой Eidibus Martiis (вероятно, его последний выпуск перед Филиппами), — бесстыдное прославление самого акта тираноубийства. Несомненно, республиканцы дошли до предела в своём осуждении всего, за что выступал покойный диктатор, и в своей провокации его наследников, лидеров триумвирата, — Антония и Октавиана. Этот тип настолько необычен, что прославился уже в античности и даже упоминается у историка Диона Кассия69, писавшего в первые десятилетия III в. н. э. Между двумя кинжалами, изображающими оружие заговорщиков, находится шапка Свободы (pileus) — особый головной убор близнецов Кастора и Поллукса (Диоскуров). Считалось, что божественные братья, покровители Рима, вмешались в одно из тяжелейших для римлян сражение — в битву при Регилльском озере в 496 г. до н. э., когда было побеждено войско Латинского союза. Таким образом, эта шапка должна была охарактеризовать убийство Цезаря как чрезвычайно патриотичное деяние, возможно, даже одобренное богами. Символизм этого дизайна усиливался за счёт происхождения Брута от основателя Республики и первого консула, Луция Юния Брута, который в 509 г. поклялся на окровавленном кинжале изгнать Тарквиния, римского царя. Подразумеваемая параллель с убийцами Цезаря явно служила для Брута одним из оправданий его участия в жестоком деянии в мартовские иды 44 г. до н. э., ибо согласно римским законам насилие против согражданина было уголовным преступлением, но право на цареубийство могло аннулировать преступление. Однако столь прямое указание на этически сомнительное деяние, вероятно, было в лучшем случае неосмотрительно и, пожалуй, уникально в истории римской чеканки.
Хотя долгое время считалось, что выпуск Брута «EID MAR» состоял только из серебряных денариев, в последние десятилетия якобы появилось два экземпляра золотых ауреев. Обе эти примечательные находки опубликовал Герберт Кан (в 1953 и 1989 гг.)[1], но в 1974 г. Майкл Кроуфорд предпочёл не включать аурей в свою работу «Римская республиканская чеканка», и в приложении70 он утверждает: «Аурей Брута с легендой EID MAR, на мой взгляд, является подделкой, вопреки мнению Г. А. Кана (Cahn H. A. Congres 1953, 213); формальные основания, выдвинутые Каном в пользу подлинности этого экземпляра, неубедительны, а сам экземпляр вызывает подозрение; в Американском нумизматическом обществе имеется слепок экземпляра, опубликованного Каном, с табличкой «Подделка, Афины»; ещё один экземпляр включён в издание Christianus D. Catalogus Numismatum Antiquorum, Copenhagen, n.d. P. 4, no. 10, наряду с семью другими республиканскими золотыми монетами — все они являются подделками (сведения получены от Т. В. Баттри), и ещё один в Британском музее заслуженно хранится в витрине с подделками». Мнение Кроуфорда об экземпляре, опубликованном в 1989 г., не обнародовалось, но поскольку этот экземпляр гораздо убедительнее, чем предыдущий, я принял решение включить его сюда, хоть и с некоторыми опасениями.
69«...кроме того, он чеканил монеты, на которых были изображены шапка вольноотпущенника и два кинжала; их оформление, а также надпись показывали, что вместе с Кассием он принес свободу своему отечеству» (XLVII. 25).
70Crawford M. Roman Republican Coinage. Cambridge, 1974. P. 552, n. 107.
Примечания переводчицы:
[1]Cahn H. A. L’aureus de Brutus avec EID. MAR. // Congres Internationale de Numismatique de Paris 6–11 jullet 1953. II. Actes. P., 1953. P. 213; Cahn H. A. EIDibus MARtiis // Quaderni Ticinese. Vol. 18. 1989. P. 211—232, № 4a.
Комментарий аукциона Numismatica Ars Classica (2011 г.):
Возможно, нет античной монеты, столь знаменитой и важной, как денарий Брута «Eid Mar»: изображенная на нем шапка свободы в обрамлении кинжалов — это простой и ясный памятник одному из величайших событий в западной истории. Этот тип так примечателен, что, в отличие от анонимной массы античных чеканок, удостоился комментария античного историка Диона Кассия (XLVII. 25). Убийство диктатора Юлия Цезаря в здании сената в мартовские иды 44 г. до н. э. — один из важнейших поворотных пунктов западной истории. Невозможно сказать, как изменился бы римский мир, если бы в этот день Цезаря не убили, но такая перспектива определенно требует немалого воображения. Цезарь был популистом и оппортунистом, склонным к разрушению традиционного авторитета сената, в силу которого власть была сконцентрирована в руках древних и знатных семейств. Брут и его соратники по заговору полагали, что их долг — бороться за традиционную власть, и ради этого сразили Цезаря. Эту классовую борьбу представляли как борьбу за древнюю республиканскую форму правления и как ненависть Рима к царям и тиранам; поэтому неудивительно, что два вождя, Брут и Кассий, воспроизвели симметрию двух консулов и даже Кастора и Поллукса, мифических спасителей Рима. Оформление монеты стоит рассмотреть подробно и раздельно. Реверс свидетельствует об убийстве Цезаря: названа дата события, изображены кинжалы как орудия этого деяния, и pileus, шапка вольноотпущенника, которая символизирует провозглашаемую цель убийц. Хотя в заговоре против Цезаря участвовали десятки людей, все они представлены лишь двумя кинжалами — ясный намек на Брута и Кассия, вождей переворота, а затем — вооруженного сопротивления Антонию и Октавиану. Портрет тоже очень интересен и важен. Единственные надежно идентифицированные портреты Брута встречаются на монетах, где он назван императором: денарии Eid Mar Плетория Цестиана и ауреи Сервилия Каски и Педания Косты. В самом деле, остальные портреты на монетах или из другого материала идентифицированы на основании этих трех выпусков. С. Нодельман провел тщательное художественно-историческое исследование серии Eid Mar, а Г. А. Кан проделал то же самое с точки зрения нумизматики. Первый автор разделил подписанные монеты Брута на три основных типа: портрет в стиле «барокко» на ауреях Каски, портрет в стиле «неоклассицизма» на ауреях Косты и портрет в стиле «реализма» на денариях Цестиана. Нодельман описывает портреты Eid Mar как «самые сдержанные и точные» и делит их на две различных категории: «пластичную» и «линейную», предполагая, что обе восходят к одному скульптурному прототипу.
Комментарий A. McCabe, Principal Coins of the Roman Republic. Ahala Collection (2012 г.):
Этот аурей с легендой EID MAR упоминается в RRC P. 552 как подделка, однако этот вывод был сделан на основании осмотра слепка этого экземпляра в Американском нумизматическом обществе, помеченного как «Подделка, Афины». Позднее Кроуфорд осмотрел сам экземпляр и признал его подлинность. Монета была опубликована Гербертом Каном: Cahn H. A. L’aureus de Brutus avec EID. MAR. // Congres Internationale de Numismatique de Paris 6–11 jullet 1953. II. Actes. P., 1953. P. 215. До 1970-х гг. экземпляр находился в коллекции Бьяджи, затем появился на аукционе Numismatica Ars Classica (27, 2004) и попал в коллекцию Уинклесса. Майкл Уинклесс предоставил монету Британскому музею на условиях долгосрочного займа; там она выставлена в Римских галереях. Это давно известный экземпляр — гипсовые слепки в Американском нумизматическом обществе и Британском музее датируются 1930-ми гг., — и Британский музей был рад его приобретению.