монетарий 54 г., претор 44 г., проконсул Македонии и Востока 43—42 гг. до н. э.
Луций Плеторий Цестиан, монетарий 43—42 гг. до н. э.
Аурей, золото
Дата чеканки: 42 г. до н. э.
Монетный двор: Передвижной монетный двор Брута на западе Малой Азии или севере Греции
вес: 7.84 г
АВЕРС:BRVTVS IMP. L. PLAET. CEST. (Brutus imperator. Lucius Plaetorius Cestianus) — непо­кры­тая голо­ва Бру­та, обра­щен­ная впра­во, с неболь­шой боро­дой.
РЕВЕРС: EID. MAR. (Eidibus Martis) — шап­ка Сво­бо­ды (pileus) меж­ду дву­мя кин­жа­ла­ми, направ­лен­ны­ми ост­ри­я­ми вниз.
Ссылки: Cahn H. A. L’aureus de Brutus avec EID. MAR. // Congres Internationale de Numismatique de Paris 6–11 jullet 1953. II. Actes. P., 1953. P. 213
RRC p. 552, n. 107
Cahn H.A. EIDibus MARtiis // Quaderni Ticinese. Vol. 18. 1989. P. 211—232, № 4a
CRI 215
Calicò 58
Biaggi 39
Сохранность: VF
Описание аверса и реверса приводится по RRC (денарий 508/3), CRI.
Numismatica Ars Classica NAC AG — Аукцион 45, лот 42 (02.04.2008).
Источник: https://acsearch.info
MRR (Babelon), т. II, с. 101, к Iunia (1885 г.):

LXXXIII. ЮНИИ

Эта зна­ме­ни­тая семья име­ла пат­ри­ци­ан­ское про­ис­хож­де­ние, но ста­ла пле­бей­ской после того, как Луций Юний Брут изгнал послед­не­го рим­ско­го царя Тарк­ви­ния Гор­до­го. Юнии носи­ли сле­дую­щие про­зви­ща: Брут, Бубулк, Грак­хан, Нор­бан, Паци­ек, Пенн, Пера, Пулл, Силан; самым рас­про­стра­нён­ным и зна­ме­ни­тым было про­зви­ще Брут, кото­рое, как гово­ри­ли, было дано убий­це Тарк­ви­ния, пото­му что тот при­тво­рял­ся безум­ным или подоб­ным живот­но­му. Этот Луций Юний Брут стал пер­вым кон­су­лом Рес­пуб­ли­ки в 245 г. от осно­ва­ния Рима (509 г. до н. э.). Неяс­но, насколь­ко обос­но­ва­ны были при­тя­за­ния Юни­ев кон­ца Рес­пуб­ли­ки на про­ис­хож­де­ние от это­го пер­со­на­жа. На моне­тах встре­ча­ют­ся сле­дую­щие име­на: 1) Гай Юний, сын Гая; 2) Марк Юний Силан; 3) дру­гой Марк Юний Силан; 4) Децим Юний Силан, сын Луция; 5) Децим Посту­мий Аль­бин, сын Бру­та; 6) Квинт Цепи­он Брут; 7) нако­нец, тре­тий Марк Юний Силан.

© 2012 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

MRR (Babelon), т. II, с. 112—113, к Junia 29—52 (1885 г.):

6. Квинт Цепи­он Брут

Эта зна­ме­ни­тая фигу­ра — сын Мар­ка Юния Бру­та и Сер­ви­лии, сест­ры Квин­та Сер­ви­лия Цепи­о­на. Он родил­ся осе­нью 666 г.[1] (85 г. до н. э.) и был усы­нов­лен сво­им дядей Квин­том Сер­ви­ли­ем Цепи­о­ном, и вслед­ст­вие это­го усы­нов­ле­ния на моне­тах Бру­та мы видим памят­ные зна­ки рода Сер­ви­ли­ев. На тех экзем­пля­рах, кото­рые он отче­ка­нил в долж­но­сти про­кон­су­ла или импе­ра­то­ра, он носит имя про­сто Бру­та или Квин­та Цепи­о­на Бру­та.

В 705 г. (49 г. до н. э.), когда вспых­ну­ла граж­дан­ская вой­на меж­ду Цеза­рем и Пом­пе­ем, Брут, хоть и демо­крат, под­дер­жал ари­сто­кра­ти­че­скую пар­тию; в сле­дую­щем году он отли­чил­ся при Дирра­хии в воен­ных дей­ст­ви­ях про­тив армии Цеза­ря; при Фар­са­ле он был обя­зан сво­им спа­се­ни­ем лишь вели­ко­ду­шию победи­те­ля. Бежав в Лариссу, он решил поки­нуть пар­тию Пом­пея и напи­сал Цеза­рю с прось­бой о про­ще­нии. Он был не толь­ко про­щен, но и назна­чен в 708 г. (46 г. до н. э.) намест­ни­ком Циз­аль­пий­ской Гал­лии. Вер­нув­шись в Рим в сле­дую­щем году, он раз­вел­ся со сво­ей женой Клав­ди­ей, чтобы женить­ся на Пор­ции, сест­ре Като­на. В 710 г. (44 г. до н. э.) Брут был город­ским пре­то­ром, и Цезарь обе­щал ему намест­ни­че­ство в Македо­нии; тем не менее, он вме­сте с Гаем Кас­си­ем всту­пил в заго­вор с целью убий­ства дик­та­то­ра, и тот пал под кин­жа­ла­ми убийц 15 мар­та 710 г. (44 г. до н. э.). Сенат про­стил убийц, но поведе­ние Мар­ка Анто­ния пока­за­ло Бру­ту, что буду­щий три­ум­вир наме­рен мстить за дик­та­то­ра. Брут уехал в Афи­ны, чтобы занять долж­ность намест­ни­ка Македо­нии, и захва­тил про­вин­цию с помо­щью сереб­ра, кото­рое пере­дал ему кве­стор Марк Аппу­лей. Но с.113 через неко­то­рое вре­мя сенат пере­дал Македо­нию Мар­ку Анто­нию, кото­рый отпра­вил туда сво­его бра­та, Гая Анто­ния, в долж­но­сти пре­то­ра, но с про­кон­суль­ски­ми пол­но­мо­чи­я­ми; этот послед­ний попал в плен к Бру­ту, кото­рый пре­дал его смер­ти. С дру­гой сто­ро­ны, в авгу­сте 711 г. (43 г. до н. э.) Окта­вий добил­ся от сена­та осуж­де­ния убийц Цеза­ря. Вой­на ста­ла неиз­беж­ной: Брут при­нял титул импе­ра­то­ра и объ­еди­нил­ся с Кас­си­ем в Сар­дах. Сра­же­ние состо­я­лось сна­ча­ла на море, и нако­нец, осе­нью 712 г. (42 г. до н. э.) при Филип­пах, где Брут и Кас­сий были побеж­де­ны. Брут, отча­яв­шись, прон­зил себя кин­жа­лом.

Сим­во­лы на моне­тах Бру­та напо­ми­на­ют, что тира­но­убий­ца счи­тал себя осво­бо­ди­те­лем рим­ско­го наро­да. Ино­гда его имя не сопро­вож­да­ет­ся ника­ким титу­лом, ино­гда он, как и Гай Кас­сий, носит титул про­кон­су­ла; эти моне­ты чека­нил в Македо­нии про­кве­стор Луций Сестий. А ино­гда Брут носит титул импе­ра­то­ра; эти моне­ты чека­ни­ли его лега­ты на Восто­ке перед бит­вой при Филип­пах: Пуб­лий Кор­не­лий Лен­тул Спин­тер, Гай Фла­вий Геми­цилл, Педа­ний Коста, Луций Пле­то­рий Цести­ан, Марк Сер­ви­лий и Гай Сер­ви­лий Кас­ка.

© 2012 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

[1]Пра­виль­но: 669 г. от осно­ва­ния Рима. — Прим. ред. сай­та

MRR (Babelon), т. II, с. 307—308, к Plaetoria (1885 г.):

CXXV. ПЛЕТОРИИ

Род Пле­то­ри­ев, пле­бей­ский по про­ис­хож­де­нию, нико­гда не имел боль­шо­го вли­я­ния в эпо­ху Рес­пуб­ли­ки, и ни один из его чле­нов не с.308 достиг кон­суль­ства. Пер­вым в исто­рии упо­ми­на­ет­ся Гай Пле­то­рий, один из трех рим­ских упол­но­мо­чен­ных, кото­рых в 560 г. (194 г. до н. э.) напра­ви­ли в Южную Ита­лию для осно­ва­ния коло­нии Кротон1. Из нумиз­ма­ти­ки извест­ны сле­дую­щие име­на: 1. Квинт Пле­то­рий; 2. Луций Пле­то­рий Цести­ан, сын Луция; 3. Марк Пле­то­рий Цести­ан; 4. Луций Пле­то­рий Цести­ан.

© 2012 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

1 Liv. XXXIV. 45.

MRR (Babelon), т. II, с. 316, к Plaetoria 11—13 (1885 г.):

4. Луций Пле­то­рий Цести­ан.
Моне­та­рий меж­ду 710 и 712 гг. (44—42 гг. до н. э.).

Этот чело­век, легат Квин­та Цепи­о­на Бру­та в граж­дан­ской войне после смер­ти Цеза­ря, в исто­рии неиз­ве­стен; его меда­льо­ны, типы кото­рых отно­сят­ся к Бру­ту, отче­ка­не­ны на Восто­ке, перед бит­вой при Филип­пах. Жен­ский бюст на № 11 может быть не толь­ко бюстом Сво­бо­ды, но и, с не мень­шим успе­хом, бюстом Фор­ту­ны, взы­вать к кото­рой Бру­ту было осо­бен­но необ­хо­ди­мо. «Иды мар­та», над­пись на № 13, с шап­кой Сво­бо­ды и дву­мя кин­жа­ла­ми, — цинич­ное напо­ми­на­ние об убий­стве Юлия Цеза­ря1.

© 2012 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

1 См. выше, т. II, с.112 сл.

BMC RR (Grueber), т. II, с. 471—472, прим. 1 (к №№ 38—86) (1910 г.):

Моне­ты, дати­ро­ван­ные эти­ми года­ми (43—42 гг. до н. э. — Прим. перев.), отче­ка­не­ны Мар­ком Юни­ем Бру­том и Гаем Кас­си­ем Лон­ги­ном в Гре­ции и Малой Азии после убий­ства Цеза­ря от их соб­ст­вен­но­го име­ни и от име­ни их лега­тов и про­кве­сто­ров. Для удоб­ства опи­са­ния и клас­си­фи­ка­ции эти выпус­ки мож­но разде­лить на три серии. Пер­вая серия состо­ит из монет, отче­ка­нен­ных Бру­том и его лега­та­ми в Гре­ции; вто­рая — из монет, выпу­щен­ных Кас­си­ем от име­ни его лега­та Мар­ка Акви­ния; третья — из монет с име­на­ми Кас­сия и Бру­та, отче­ка­нен­ных их общи­ми лега­та­ми Пуб­ли­ем Кор­не­ли­ем Лен­ту­лом Спин­те­ром и Мар­ком Сер­ви­ли­ем. Чекан­ка двух послед­них серий про­из­во­ди­лась в Азии, веро­ят­но, в Сар­дах (см. ниже, с. 480 сл.).

Неко­то­рые подроб­но­сти жиз­ни Бру­та уже при­во­ди­лись в опи­са­нии монет, ранее отче­ка­нен­ных им на рим­ском монет­ном дво­ре (см. т. 1, с.479), когда он зани­мал долж­ность про­сто­го моне­та­рия. Одна­ко мож­но доба­вить к это­му допол­ни­тель­ные сведе­ния, непо­сред­ст­вен­но отно­ся­щи­е­ся к чекан­ке, про­из­ведён­ной на Восто­ке.

После убий­ства Юлия Цеза­ря, в сен­тяб­ре 44 г. до н. э., Брут отпра­вил­ся в Гре­цию чтобы при­нять намест­ни­че­ство в про­вин­ции Македо­ния, кото­рую опре­де­лил для него Цезарь. Сра­зу после его отъ­езда сенат пере­дал эту про­вин­цию Мар­ку Анто­нию, кото­рый, в свою оче­редь, пору­чил её сво­е­му бра­ту Гаю (см. выше). По при­бы­тии в Илли­рик Гай Анто­ний вынуж­ден был сдать­ся в плен в Апол­ло­нии и позд­нее был каз­нён по при­ка­зу Бру­та. Вско­ре после это­го Брут всту­пил в вой­ну с каки­ми-то фра­кий­ски­ми пле­ме­на­ми, чтобы обес­пе­чить день­ги для себя и добы­чу для сво­их леги­о­нов (см. ниже, с. 474). Имен­но тогда он при­нял титул «импе­ра­тор», кото­рый ука­зан на после­дую­щих выпус­ках (Cass. Dio XLVII. 25). Плу­тарх (Brut. 34) сооб­ща­ет, что Бру­та и Кас­сия про­воз­гла­си­ли импе­ра­то­ра­ми на их встре­че в Сар­дах в нача­ле 42 г. до н. э. Осе­нью 43 г. до н. э. Брут при­со­еди­нил­ся к Кас­сию в Сирии и, разде­лив вой­ска, они опу­сто­ши­ли бере­га Родо­са и Ликии, оста­вив Луция Ста­ция Мур­ка с малень­ким фло­том на Ионий­ском море, чтобы тот защи­щал его и пре­пят­ст­во­вал пере­пра­ве войск Анто­ния и Окта­ви­а­на (см. ниже, с. 485). Для этой цели флот ока­зал­ся слиш­ком мал, и летом 42 г. до н. э. Брут и Кас­сий с.472 пере­пра­ви­лись в Гре­цию, чтобы встре­тить­ся с леги­о­на­ми три­ум­ви­ров. Спу­стя два меся­ца состо­я­лись бит­вы при Филип­пах, закон­чив­ши­е­ся гибе­лью не толь­ко армий Бру­та и Кас­сия, но и их самих.

Моне­ты Бру­та, отче­ка­нен­ные в Гре­ции, мож­но разде­лить на две груп­пы. На одной он назван про­кон­су­лом, на дру­гой — импе­ра­то­ром. Посколь­ку его про­воз­гла­си­ли импе­ра­то­ром толь­ко в ходе фра­кий­ской экс­пе­ди­ции, все моне­ты с этим титу­лом долж­ны отче­ка­не­ны после это­го собы­тия, а все моне­ты с титу­лом «про­кон­сул» — до него. Тип ревер­са выше­при­ведён­но­го дена­рия впи­сы­ва­ет­ся в эту клас­си­фи­ка­цию, так как он, види­мо, отно­сит­ся к кам­па­нии про­тив Гая Анто­ния и взя­тию Апол­ло­нии. Посколь­ку лиру изо­бра­жа­ли на ревер­сах авто­ном­ных монет это­го горо­да в I в. до н. э. (см. Gardner P. Catalogue of the Greek Coins in the British Museum: Thessaly to Aetolia. London, 1883. Pl. xiii, 2), мож­но сде­лать вывод, что этот дена­рий был отче­ка­нен там. Боги­ня Сво­бо­ды (Libertas), изо­бра­жён­ная на авер­се, заим­ст­во­ва­на с дена­рия, выпу­щен­но­го Бру­том в 59 г. до н. э. в долж­но­сти моне­та­рия рим­ско­го монет­но­го дво­ра (см. т. 1, с.479). Перед пер­вой бит­вой при Филип­пах Брут и Кас­сий при­зва­ли сво­их сол­дат пом­нить «о сво­бо­де, рес­пуб­ли­ке и уни­что­же­нии тира­нии и дес­по­тиз­ма». На тес­се­рах, рас­пре­де­ляв­ших­ся в леги­о­нах под коман­до­ва­ни­ем Бру­та, был выре­зан пароль «Leibertas» (Cass. Dio XLVII. 42, 43).

Брут назван на сво­их моне­тах Q. CAEPIO BRVTVS, M. BRVTVS или про­сто BRVTVS. При рож­де­нии он полу­чил имя Марк Юний Брут, но когда его усы­но­вил дядя, Квинт Сер­ви­лий Цепи­он, он взял имя Квинт Цепи­он Брут, но, судя по его моне­там, он не все­гда исполь­зо­вал имя, полу­чен­ное при усы­нов­ле­нии.

© 2022 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой.

BMC RR (Grueber), т. II, с. 474, прим. 1 (к № 38—47, 49—70) (1910 г.):

Хотя эти и сле­дую­щие моне­ты Бру­та из серии I, за исклю­че­ни­ем монет с леген­дой ΚΟ­ΣΩΝ, мож­но отне­сти к Гре­ции и, веро­ят­нее все­го, к Македо­нии, нель­зя ска­зать, где кон­крет­но они были отче­ка­не­ны. Типы монет не дают ника­ких сведе­ний об их про­ис­хож­де­нии. Они мог­ли быть отче­ка­не­ны в Амфи­по­ле, кото­рый рим­ляне сде­ла­ли сво­бод­ным горо­дом и сто­ли­цей пер­во­го из четы­рёх окру­гов, на кото­рые была разде­ле­на Македо­ния. В окрест­но­стях это­го горо­да нахо­ди­лись золотые и сереб­ря­ные руд­ни­ки горы Пан­гей, кото­рые раз­ра­ба­ты­ва­лись с древ­них вре­мён и спо­соб­ны были в избыт­ке обес­пе­чить металл для чекан­ки этих монет. Была ещё Пел­ла, дол­гое вре­мя слу­жив­шая сто­ли­цей Македо­нии, брон­зо­вые моне­ты кото­рой про­дол­жа­ли чека­нить­ся в эпо­ху Импе­рии; неко­то­рые из монет Пел­лы мож­но при­пи­сать Мар­ку Анто­нию — на их авер­се изо­бра­же­на жен­ская голо­ва (Окта­вия?), а на ревер­се Ника или лав­ро­вый венок с назва­ни­ем горо­да (см. Head B. Catalogue of the Greek Coins in the British Museum: Macedonia. London, 1879. P. 92). Но этим вари­ан­там сто­ит пред­по­честь Фес­са­ло­ни­ку, кото­рая при рим­ской адми­ни­ст­ра­ции при­об­ре­ла огром­ное зна­че­ние, а когда Македо­ния ста­ла одной про­вин­ци­ей, — пре­вра­ти­лась в самый глав­ный её город и, в сущ­но­сти, сто­ли­цу. Во вре­мя пер­вой граж­дан­ской вой­ны Фес­са­ло­ни­ка слу­жи­ла штаб-квар­ти­рой пар­тии пом­пе­ян­цев, а во вре­мя вто­рой под­дер­жа­ла Анто­ния и Окта­ви­а­на, но это мог­ло про­изой­ти уже позд­нее, когда Брут нахо­дил­ся в Азии. Поми­мо выше­упо­мя­ну­тых брон­зо­вых монет Бру­та име­ют­ся брон­зо­вые моне­ты Окта­ви­а­на и Анто­ния, отче­ка­нен­ные в этом горо­де (см. Head B. Op. cit. P. 115). Вся серия золотых и сереб­ря­ных монет Бру­та сохра­ня­ет зна­чи­тель­ное един­ство тех­ни­ки и сти­ля, а это зна­чит, что боль­шая часть этих монет про­ис­хо­дит с одно­го монет­но­го дво­ра. Тип авер­са — голо­ва или бюст — отче­ка­нен в высо­ком релье­фе, изо­бра­же­ния на ревер­се тоже в высо­ком релье­фе, выре­за­ны тща­тель­но и отчёт­ли­во. Бук­вы легенд оди­на­ко­во чёт­кие. В этом отно­ше­нии дан­ные моне­ты напо­ми­на­ют выше­упо­мя­ну­тые моне­ты Окта­ви­а­на и Анто­ния, отче­ка­нен­ные в Фес­са­ло­ни­ке, но рез­ко кон­тра­сти­ру­ют с моне­та­ми Анто­ния, при­ведён­ны­ми ниже и отне­сён­ны­ми к Восто­ку. Штем­пе­ли для монет Бру­та явно изготов­ле­ны опыт­ны­ми гре­че­ски­ми рез­чи­ка­ми.

© 2022 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой.

BMC RR (Grueber), т. II, с. 479, прим. 1 к №№ 66—79 (1910 г.):

L. PLAET. CEST: BRVT
(ЛУЦИЙ ПЛЕТОРИЙ ЦЕСТИАН; [МАРК ЮНИЙ] БРУТ)

Луций Пле­то­рий Цести­ан изве­стен в исто­рии толь­ко сво­и­ми моне­та­ми. Он зани­мал какую-то долж­ность или пост у Бру­та в Гре­ции; воз­мож­но, это была кве­сту­ра, если судить по голо­ве Цере­ры на авер­се его монет. Типы ревер­са ука­зы­ва­ют на долж­ность пон­ти­фи­ка, кото­рую зани­мал Брут, и на убий­ство Цеза­ря в мар­тов­ские иды. Нака­нуне пер­вой бит­вы при Филип­пах Брут ска­зал Кас­сию: «В мар­тов­ские иды я отдал свою жизнь оте­че­ству и, опять-таки ради оте­че­ства, про­жил еще одну жизнь, сво­бод­ную и пол­ную сла­вы» (Plut. Brut. 40). Дион Кас­сий (XLVII. 25), пере­чис­лив победы Бру­та во Фра­кии и Македо­нии, при­бав­ля­ет: «Тако­вы были дея­ния Бру­та; кро­ме того, он чека­нил моне­ты, на кото­рых были изо­бра­же­ны шап­ка воль­ноот­пу­щен­ни­ка и два кин­жа­ла; их оформ­ле­ние, а так­же над­пись пока­зы­ва­ли, что вме­сте с Кас­си­ем он при­нес сво­бо­ду сво­е­му оте­че­ству».

Суще­ст­ву­ет гибрид с авер­сом дена­рия типа I и ревер­сом дена­рия Луция Мус­сидия Лон­га с зем­ным шаром, рулем, рогом изоби­лия и т. д. (Bahrfeldt M. Nachträge und Berichtigungen zur Münzkunde der römischen Republik // Numismatische Zeitschrift. 1896. Bd. 28. S. 196; и т. I, с. 576, № 4237).

© 2012 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

RRC (Crawford), с. 552, примеч. 107: (1974 г.):

Аурей Бру­та с леген­дой EID MAR, на мой взгляд, явля­ет­ся под­дел­кой, вопре­ки мне­нию Г.А. Кана (Cahn H. A. L’aureus de Brutus avec EID. MAR. // Congres Internationale de Numismatique de Paris 6–11 jullet 1953. II. Actes. P., 1953. P. 213); фор­маль­ные осно­ва­ния, выдви­ну­тые Каном в поль­зу под­лин­но­сти это­го экзем­пля­ра, неубеди­тель­ны, а сам экзем­пляр вызы­ва­ет подо­зре­ние; в Аме­ри­кан­ском нумиз­ма­ти­че­ском обще­стве име­ет­ся сле­пок экзем­пля­ра, опуб­ли­ко­ван­но­го Каном, с таб­лич­кой «Под­дел­ка, Афи­ны»; ещё один экзем­пляр вклю­чён в изда­ние Christianus D. Catalogus Numismatum Antiquorum. Copenhagen, n.d. P. 4, no. 10, наряду с семью дру­ги­ми рес­пуб­ли­кан­ски­ми золоты­ми моне­та­ми — все они явля­ют­ся под­дел­ка­ми (сведе­ния полу­че­ны от Т.В. Бат­три), и ещё один в Бри­тан­ском музее заслу­жен­но хра­нит­ся в вит­рине с под­дел­ка­ми

RRC (Crawford), с. 741 (1974 г.):

В то же самое вре­мя Осво­бо­ди­те­ли нача­ли чека­нить соб­ст­вен­ные моне­ты (№ 498—508), гото­вясь к кам­па­нии при Филип­пах;3 как и сле­до­ва­ло ожи­дать, на их моне­тах пре­об­ла­да­ли темы сво­бо­ды (libertas) и победы4. Сама боги­ня Сво­бо­ды (Libertas)5, Апол­лон, или тре­нож­ник, или дру­гие атри­бу­ты Апол­ло­на транс­ли­ру­ют идею сво­бо­ды;6 сама Вик­то­рия, или тро­фей, или лав­ро­вый венок транс­ли­ру­ют ожи­да­ние победы7. Два побед­ных типа тре­бу­ют осо­бо­го ком­мен­та­рия. Часть монет одно­го выпус­ка Кас­сия (№ 505/1—3) про­слав­ля­ет взя­тие им Родо­са после бит­вы при Мин­де (App. BC. IV. 300—305; Cass. Dio XLVII. 33. 3), напро­тив ост­ро­ва Кос;8 на моне­тах изо­бра­же­ны роза Родо­са и краб Коса рядом с аплюст­ром как сим­во­лом победы. На части монет одно­го выпус­ка Бру­та изо­бра­же­на Вик­то­рия, попи­раю­щая сло­ман­ный ски­петр и диа­де­му (№ 507/2)9. Чекан­ка Бру­та вклю­ча­ет так­же тип, кото­рый мож­но рас­смат­ри­вать как пре­да­тель­ство идей Осво­бо­ди­те­лей: порт­рет Бру­та; на одном выпус­ке его сопро­вож­да­ет толь­ко тро­фей (№ 507/1), но на двух дру­гих — почти иро­ни­че­ски, — голо­ва Луция Бру­та, осно­ва­те­ля Рес­пуб­ли­ки (№ 506/1)10, и шап­ка воль­ноот­пу­щен­ни­ка (pileus) и кин­жа­лы (№ 508/3) кото­рые вме­сте с леген­дой EID. MAR. уве­ко­ве­чи­ва­ют убий­ство тира­на Цеза­ря11.

© 2022 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой.

3Титу­ла­ту­ра Гая Кас­сия меня­ет­ся от «про­кон­су­ла» до «импе­ра­то­ра», титу­ла­ту­ра Бру­та — от про­сто­го ког­но­ме­на (на № 500/6—7, ср. № 433) до «Квин­та Цепи­о­на Бру­та про­кон­су­ла», «Квин­та Цепи­о­на Бру­та импе­ра­то­ра» и «Мар­ка Бру­та импе­ра­то­ра». Два выпус­ка Кас­сия вклю­ча­ют типы, про­слав­ля­ю­щие Бру­та (№ 500/6—7 и 505/45); на пер­вом из них, отче­ка­нен­ном, воз­мож­но, когда эти двое встре­ти­лись в Смирне в нача­ле 42 г., Кас­сий уже импе­ра­тор, а Брут не име­ет ника­ко­го титу­ла; сле­ду­ет счи­тать, что чекан­ка послед­не­го как про­кон­су­ла нача­лась позд­нее, ибо в ином слу­чае Кас­сий несо­мнен­но вос­про­из­вёл бы его титу­ла­ту­ру и не стал бы исполь­зо­вать один толь­ко ког­но­мен, как на выпус­ке Бру­та в каче­стве моне­та­рия (№ 433); чекан­ка Бру­та как импе­ра­то­ра нача­лась, веро­ят­но, до его новой встре­чи с Кас­си­ем в Сар­дах в после­дую­щие меся­цы 42 г. (Plut. Brut. 34), когда сол­да­ты про­воз­гла­си­ли обо­их импе­ра­то­ра­ми; это, види­мо, была вто­рая аккла­ма­ция Бру­та (Cass. Dio XLVII. 25.2) и вто­рая — Кас­сия. В этот раз на моне­тах Кас­сия, про­слав­ля­ю­щих Бру­та (№ 505/45), ука­зан титул «импе­ра­тор».

4Про­кве­стор Луций Сестий изо­бра­зил инсиг­нии сво­ей долж­но­сти на моне­тах 502/4 (Alfoldi A. Hasta-Summa Imperii: The Spear as Embodiment of Sovereignty in Rome // AJA. Vol. 63. 1959. P.10), на моне­тах № 500 пред­став­ле­ны сим­во­лы авгу­ра­та Спин­те­ра, на моне­тах 500/6—7, 502/12 и 4 и 508/12 — сим­во­лы пон­ти­фи­ка­та Бру­та; на моне­тах 506/3 и 507 мы видим мор­ские сим­во­лы.

5О «Сво­бо­де» как паро­ле в бит­ве при Филип­пах см.: Cass. Dio XLVII. 42. 3 — 43.1.

6Об Апол­лоне и сво­бо­де (libertas) см.: Serv. ad Verg. Ecl. VIII. 75; Macrob. Sat. I. 18. 1—6 и 8—9; Апол­лон зани­ма­ет на моне­тах Бру­та слиш­ком важ­ное место, чтобы объ­яс­нять его про­сто пре­дан­но­стью Бру­та Апол­ло­ну (кото­рую едва ли дока­зы­ва­ет пас­саж Plut. Brut. 24). Сле­ду­ет так­же отме­тить при­сут­ст­вие Арте­ми­ды на моне­тах № 508/12. Воз­мож­но, Апол­лон на чекан­ке Кас­сия ука­зы­ва­ет на его член­ство в кол­ле­гии децем­ви­ров свя­щен­но­дей­ст­вий (Borghesi B. Œuvres complètes. T. 1. Paris, 1862. P. 341).

7О Бру­те и победе см.: Cass. Dio XLVII. 40. 8; App. BC. IV. 563; Plut. Brut. 39; Obseq. 70.

8Вер­но у Grueber H. A. Coins of the Roman Republic in the British Museum. Vol. II. L., 1910. P. 483 n. 2; оши­боч­но у Alföldi A. Insignien und Tracht der römischen Kaiser // MDAI(R). Bd. 50. 1935. P. 146—147.

9Ср. раз­вя­зан­ную диа­де­му на моне­тах № 505/3 и отказ Касия при­нять титул βα­σιλεύς (Plut. Brut. 30).

10Отме­тим дубо­вый венок, обра­зу­ю­щий гра­ни­цу на авер­се и на ревер­се.

11Упо­ми­на­ние об этом типе см.: Plut. Brut. 40; Cass. Dio XLVII. 25; ср. Furtwängler A. Die Antike Gemmen. Geschichte der Steinschneidekunst im klassischen Altertum. Leipzig, 1900. Pl. 47, 37. Ста­тья Г. Мэт­тингли бес­по­лез­на: Mattingly H. Eid Mar // Antiquité Classique. T. 17. 1948. P. 445—451.

CRI (Sear), с. 127, комм. к №№ 215—216 (1998 г.):

Пожа­луй, самый зна­ме­ни­тый монет­ный тип Древ­не­го Рима, чекан­ка Бру­та с леген­дой Eidibus Martiis (веро­ят­но, его послед­ний выпуск перед Филип­па­ми), — бес­стыд­ное про­слав­ле­ние само­го акта тира­но­убий­ства. Несо­мнен­но, рес­пуб­ли­кан­цы дошли до пре­де­ла в сво­ём осуж­де­нии все­го, за что высту­пал покой­ный дик­та­тор, и в сво­ей про­во­ка­ции его наслед­ни­ков, лиде­ров три­ум­ви­ра­та, — Анто­ния и Окта­ви­а­на. Этот тип настоль­ко необы­чен, что про­сла­вил­ся уже в антич­но­сти и даже упо­ми­на­ет­ся у исто­ри­ка Дио­на Кас­сия69, писав­ше­го в пер­вые деся­ти­ле­тия III в. н. э. Меж­ду дву­мя кин­жа­ла­ми, изо­бра­жаю­щи­ми ору­жие заго­вор­щи­ков, нахо­дит­ся шап­ка Сво­бо­ды (pileus) — осо­бый голов­ной убор близ­не­цов Касто­ра и Пол­лук­са (Дио­с­ку­ров). Счи­та­лось, что боже­ст­вен­ные бра­тья, покро­ви­те­ли Рима, вме­ша­лись в одно из тяже­лей­ших для рим­лян сра­же­ние — в бит­ву при Регилль­ском озе­ре в 496 г. до н. э., когда было побеж­де­но вой­ско Латин­ско­го сою­за. Таким обра­зом, эта шап­ка долж­на была оха­рак­те­ри­зо­вать убий­ство Цеза­ря как чрез­вы­чай­но пат­рио­тич­ное дея­ние, воз­мож­но, даже одоб­рен­ное бога­ми. Сим­во­лизм это­го дизай­на уси­ли­вал­ся за счёт про­ис­хож­де­ния Бру­та от осно­ва­те­ля Рес­пуб­ли­ки и пер­во­го кон­су­ла, Луция Юния Бру­та, кото­рый в 509 г. поклял­ся на окро­вав­лен­ном кин­жа­ле изгнать Тарк­ви­ния, рим­ско­го царя. Под­ра­зу­ме­вае­мая парал­лель с убий­ца­ми Цеза­ря явно слу­жи­ла для Бру­та одним из оправ­да­ний его уча­стия в жесто­ком дея­нии в мар­тов­ские иды 44 г. до н. э., ибо соглас­но рим­ским зако­нам наси­лие про­тив сограж­да­ни­на было уго­лов­ным пре­ступ­ле­ни­ем, но пра­во на царе­убий­ство мог­ло анну­ли­ро­вать пре­ступ­ле­ние. Одна­ко столь пря­мое ука­за­ние на эти­че­ски сомни­тель­ное дея­ние, веро­ят­но, было в луч­шем слу­чае неосмот­ри­тель­но и, пожа­луй, уни­каль­но в исто­рии рим­ской чекан­ки.

Хотя дол­гое вре­мя счи­та­лось, что выпуск Бру­та «EID MAR» состо­ял толь­ко из сереб­ря­ных дена­ри­ев, в послед­ние деся­ти­ле­тия яко­бы появи­лось два экзем­пля­ра золотых ауре­ев. Обе эти при­ме­ча­тель­ные наход­ки опуб­ли­ко­вал Гер­берт Кан (в 1953 и 1989 гг.)[1], но в 1974 г. Майкл Кро­уфорд пред­по­чёл не вклю­чать аурей в свою работу «Рим­ская рес­пуб­ли­кан­ская чекан­ка», и в при­ло­же­нии70 он утвер­жда­ет: «Аурей Бру­та с леген­дой EID MAR, на мой взгляд, явля­ет­ся под­дел­кой, вопре­ки мне­нию Г. А. Кана (Cahn H. A. Congres 1953, 213); фор­маль­ные осно­ва­ния, выдви­ну­тые Каном в поль­зу под­лин­но­сти это­го экзем­пля­ра, неубеди­тель­ны, а сам экзем­пляр вызы­ва­ет подо­зре­ние; в Аме­ри­кан­ском нумиз­ма­ти­че­ском обще­стве име­ет­ся сле­пок экзем­пля­ра, опуб­ли­ко­ван­но­го Каном, с таб­лич­кой «Под­дел­ка, Афи­ны»; ещё один экзем­пляр вклю­чён в изда­ние Christianus D. Catalogus Numismatum Antiquorum, Copenhagen, n.d. P. 4, no. 10, наряду с семью дру­ги­ми рес­пуб­ли­кан­ски­ми золоты­ми моне­та­ми — все они явля­ют­ся под­дел­ка­ми (сведе­ния полу­че­ны от Т. В. Бат­три), и ещё один в Бри­тан­ском музее заслу­жен­но хра­нит­ся в вит­рине с под­дел­ка­ми». Мне­ние Кро­уфор­да об экзем­пля­ре, опуб­ли­ко­ван­ном в 1989 г., не обна­ро­до­ва­лось, но посколь­ку этот экзем­пляр гораздо убеди­тель­нее, чем преды­ду­щий, я при­нял реше­ние вклю­чить его сюда, хоть и с неко­то­ры­ми опа­се­ни­я­ми.

© 2020 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой
69«...кро­ме того, он чека­нил моне­ты, на кото­рых были изо­бра­же­ны шап­ка воль­ноот­пу­щен­ни­ка и два кин­жа­ла; их оформ­ле­ние, а так­же над­пись пока­зы­ва­ли, что вме­сте с Кас­си­ем он при­нес сво­бо­ду сво­е­му оте­че­ству» (XLVII. 25).

70Crawford M. Roman Republican Coinage. Cambridge, 1974. P. 552, n. 107.


При­ме­ча­ния пере­вод­чи­цы:


[1]Cahn H. A. L’aureus de Brutus avec EID. MAR. // Congres Internationale de Numismatique de Paris 6–11 jullet 1953. II. Actes. P., 1953. P. 213; Cahn H. A. EIDibus MARtiis // Quaderni Ticinese. Vol. 18. 1989. P. 211—232, № 4a.

Комментарий аукциона Numismatica Ars Classica (2011 г.):

Воз­мож­но, нет антич­ной моне­ты, столь зна­ме­ни­той и важ­ной, как дена­рий Бру­та «Eid Mar»: изо­бра­жен­ная на нем шап­ка сво­бо­ды в обрам­ле­нии кин­жа­лов — это про­стой и ясный памят­ник одно­му из вели­чай­ших собы­тий в запад­ной исто­рии. Этот тип так при­ме­ча­те­лен, что, в отли­чие от ано­ним­ной мас­сы антич­ных чека­нок, удо­сто­ил­ся ком­мен­та­рия антич­но­го исто­ри­ка Дио­на Кас­сия (XLVII. 25). Убий­ство дик­та­то­ра Юлия Цеза­ря в зда­нии сена­та в мар­тов­ские иды 44 г. до н. э. — один из важ­ней­ших пово­рот­ных пунк­тов запад­ной исто­рии. Невоз­мож­но ска­зать, как изме­нил­ся бы рим­ский мир, если бы в этот день Цеза­ря не уби­ли, но такая пер­спек­ти­ва опре­де­лен­но тре­бу­ет нема­ло­го вооб­ра­же­ния. Цезарь был попу­ли­стом и оппор­ту­ни­стом, склон­ным к раз­ру­ше­нию тра­ди­ци­он­но­го авто­ри­те­та сена­та, в силу кото­ро­го власть была скон­цен­три­ро­ва­на в руках древ­них и знат­ных семейств. Брут и его сорат­ни­ки по заго­во­ру пола­га­ли, что их долг — бороть­ся за тра­ди­ци­он­ную власть, и ради это­го сра­зи­ли Цеза­ря. Эту клас­со­вую борь­бу пред­став­ля­ли как борь­бу за древ­нюю рес­пуб­ли­кан­скую фор­му прав­ле­ния и как нена­висть Рима к царям и тира­нам; поэто­му неуди­ви­тель­но, что два вождя, Брут и Кас­сий, вос­про­из­ве­ли сим­мет­рию двух кон­су­лов и даже Касто­ра и Пол­лук­са, мифи­че­ских спа­си­те­лей Рима. Оформ­ле­ние моне­ты сто­ит рас­смот­реть подроб­но и раздель­но. Реверс свиде­тель­ст­ву­ет об убий­стве Цеза­ря: назва­на дата собы­тия, изо­бра­же­ны кин­жа­лы как орудия это­го дея­ния, и pileus, шап­ка воль­ноот­пу­щен­ни­ка, кото­рая сим­во­ли­зи­ру­ет про­воз­гла­шае­мую цель убийц. Хотя в заго­во­ре про­тив Цеза­ря участ­во­ва­ли десят­ки людей, все они пред­став­ле­ны лишь дву­мя кин­жа­ла­ми — ясный намек на Бру­та и Кас­сия, вождей пере­во­рота, а затем — воору­жен­но­го сопро­тив­ле­ния Анто­нию и Окта­виа­ну. Порт­рет тоже очень инте­ре­сен и важен. Един­ст­вен­ные надеж­но иден­ти­фи­ци­ро­ван­ные порт­ре­ты Бру­та встре­ча­ют­ся на моне­тах, где он назван импе­ра­то­ром: дена­рии Eid Mar Пле­то­рия Цести­а­на и ауреи Сер­ви­лия Кас­ки и Педа­ния Косты. В самом деле, осталь­ные порт­ре­ты на моне­тах или из дру­го­го мате­ри­а­ла иден­ти­фи­ци­ро­ва­ны на осно­ва­нии этих трех выпус­ков. С. Нодель­ман про­вел тща­тель­ное худо­же­ст­вен­но-исто­ри­че­ское иссле­до­ва­ние серии Eid Mar, а Г. А. Кан про­де­лал то же самое с точ­ки зре­ния нумиз­ма­ти­ки. Пер­вый автор разде­лил под­пи­сан­ные моне­ты Бру­та на три основ­ных типа: порт­рет в сти­ле «барок­ко» на ауре­ях Кас­ки, порт­рет в сти­ле «нео­клас­си­циз­ма» на ауре­ях Косты и порт­рет в сти­ле «реа­лиз­ма» на дена­ри­ях Цести­а­на. Нодель­ман опи­сы­ва­ет порт­ре­ты Eid Mar как «самые сдер­жан­ные и точ­ные» и делит их на две раз­лич­ных кате­го­рии: «пла­стич­ную» и «линей­ную», пред­по­ла­гая, что обе вос­хо­дят к одно­му скульп­тур­но­му прото­ти­пу.

http://acsearch.info/record.html?id=518434
© 2012 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

Комментарий A. McCabe, Principal Coins of the Roman Republic. Ahala Collection (2012 г.):

Этот аурей с леген­дой EID MAR упо­ми­на­ет­ся в RRC P. 552 как под­дел­ка, одна­ко этот вывод был сде­лан на осно­ва­нии осмот­ра слеп­ка это­го экзем­пля­ра в Аме­ри­кан­ском нумиз­ма­ти­че­ском обще­стве, поме­чен­но­го как «Под­дел­ка, Афи­ны». Позд­нее Кро­уфорд осмот­рел сам экзем­пляр и при­знал его под­лин­ность. Моне­та была опуб­ли­ко­ва­на Гер­бер­том Каном: Cahn H. A. L’aureus de Brutus avec EID. MAR. // Congres Internationale de Numismatique de Paris 6–11 jullet 1953. II. Actes. P., 1953. P. 215. До 1970-х гг. экзем­пляр нахо­дил­ся в кол­лек­ции Бьяд­жи, затем появил­ся на аук­ци­оне Numismatica Ars Classica (27, 2004) и попал в кол­лек­цию Уин­клес­са. Майкл Уин­клесс пре­до­ста­вил моне­ту Бри­тан­ско­му музею на усло­ви­ях дол­го­сроч­но­го зай­ма; там она выстав­ле­на в Рим­ских гале­ре­ях. Это дав­но извест­ный экзем­пляр — гип­со­вые слеп­ки в Аме­ри­кан­ском нумиз­ма­ти­че­ском обще­стве и Бри­тан­ском музее дати­ру­ют­ся 1930-ми гг., — и Бри­тан­ский музей был рад его при­об­ре­те­нию.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА