Денарий, серебро Дата чеканки: 67 г. до н. э.* Монетный двор: Рим
вес:
3.81 г
АВЕРС:
Голова Кибелы, задрапированная, в стенном венке и серьгах вправо; волосы длинные и растрепанные; сзади протома льва, впереди земной шар; сзади CESTIANVS или CESTIANVS вниз. Кайма из шариков и катушек.
РЕВЕРС:
Курульное кресло; слева контрольная метка (аплюстр); вокруг против часовой стрелки M·PLAETORIVS·AED·CVR·EX·S·C (Marcus Plaetorius, aedilis curulis, senatus consulto; «Марк Плеторий, сын Марка, курульный эдил, согласно постановлению сената»). Кайма из шариков и катушек.
* Дата чеканки: 67 г. до н. э. (RRC, Hollstein, RCTV); около 67 г. до н. э. (Hersch, Walker; RSC), 69 г. до н. э. (MRR), около 68 г. до н. э. (BMCRR), около 68—66 гг. до н. э. (CRR), 68 г. до н. э. (RRM). Fritz Rudolf Künker GmbH & Co. KG, аукцион 257, лот 8423, 10.10.2014 г.
MRR (Babelon), т. II, с. 307—308, к Plaetoria (1885 г.):
CXXV. ПЛЕТОРИИ
Род Плеториев, плебейский по происхождению, никогда не имел большого влияния в эпоху Республики, и ни один из его членов не с.308 достиг консульства. Первым в истории упоминается Гай Плеторий, один из трех римских уполномоченных, которых в 560 г. (194 г. до н. э.) направили в Южную Италию для основания колонии Кротон1. Из нумизматики известны следующие имена: 1. Квинт Плеторий; 2. Луций Плеторий Цестиан, сын Луция; 3. Марк Плеторий Цестиан; 4. Луций Плеторий Цестиан.
MRR (Babelon), т. II, с. 310—312, к Plaetoria 3—10 (1885 г.):
с.310
3. Марк Плеторий Цестиан Курульный эдил в 685 г. от основания Рима (69 г. до н. э.)
Прозвище «Цестиан», указанное на монетах Марка Плетория, не упоминается ни у одного античного историка. Возможно, Марк Плеторий Цестиан идентичен Марку Плеторию, который выступил обвинителем Марка Фонтея в 684 г. (70 г. до н. э.) и против которого Цицерон произнёс речь «В защиту Фонтея». В следующем году Марк Плеторий был курульным эдилом вместе с Гаем Фламинием и именно в этом качестве чеканил монеты. В 688 г. (66 г. до н. э.) он был претором с тем же самым коллегой. Цицерон2 сообщает, что в 703 г. (51 г. до н. э.) он был осуждён, но не уточняет, за что и к чему именно его приговорили. Возможно, его отцом был Марк Плеторий, которого в 672 г. (82 г. до н. э.) казнил Сулла.
На монетах Марка Плетория Цестиана встречаются различные любопытные изображения, которые можно сопоставить с изображениями на денариях Марка Вольтея. Голова Кибелы на № 3 напоминает о Мегалезийских празднествах в честь этой богини, называвшейся Добрая Богиня и Великая Мать. Эти празднества были учреждены в 550 г. (204 г. до н. э.), и председательствовали на них курульные эдилы3. Именно по этой причине мы видим голову Кибелы на денариях, отчеканенных курульными эдилами, например, Марком Плеторием Цестианом, Публием Фурием Крассипедом и Авлом Плавцием. Денарий № 4 до сих пор не был удовлетворительно истолкован. По нашему мнению, на аверсе изображена сабинская богиня Вакуна, объединявшая атрибуты Дианы, Цереры, Венеры, Виктории и Минервы4: действительно, с.311 женский бюст на этой монете имеет атрибуты этих богинь; Вакуну ещё продолжали глубоко чтить даже в эпоху Империи, и в Реате она имела знаменитый храм, реставрированный Веспасианом1. Голова безбородого юноши на денарии № 5, видимо, принадлежит богу Счастливого Исхода (Bonus Eventus); по крайней мере, она очень напоминает голову, изображённую на денарии Квинта Кассия Лонгина, которую мы назвали этим именем2. Правда, эти две головы не имеют ничего общего с головой Счастливого Исхода, которая фигурирует под этим именем на денарии Скрибония Либона; но можно привести много примеров подобных аномалий; с другой стороны, рассматриваемые головы, как представляется, похожи на голову этого же бога, которую можно увидеть на монетах Гальбы, Тита и других изображениях, известных как Счастливый Исход3. Изображения на следующих денариях ещё более загадочны. Вероятно, это, как и Вакуна и Добрая Богиня, божества, культ которых в Риме был тайным и включал в себя оракулы или метание жребия, — такие божества, как Фавн и Фавна, Палес, нимфа Эгерия и некоторые другие. Также вполне можно предположить, что мы имеем дело с изображением разных ипостасей богини Фортуны — таких как Женская Фортуна (Fortuna muliebris), Мужская Фортуна (Fortuna virilis), Непостоянная Фортуна (Fortuna brevis), Оглядывающаяся Фортуна (Fortuna respiciens) и т. д., — или некоторых других божеств той же природы, таких как Норция, Фат, Фата, имевших множество святилищ в Риме и центральной Италии4. В любом случае, на реверсе денариев 8 и 9 мы видим фронтон храма в Пренесте, где особенно чтилась Государственная Перворождённая Фортуна (Fortuna publica primigenia)5. Бюст богини Жребия (Sors) на реверсе денария № 10 подкрепляет вышеизложенные предположения и напоминает бюсты Анцийской Фортуны на денариях Квинта Русция. Внизу изображено не основание статуи, как считается, на котором написано слово sors, а дощечка, конец которой имеет форму ласточкина хвоста; это изображение одного из тех жребиев (sortes), которые сегодня обнаружены в ходе археологических раскопок, с.312 особенно в Помпеях, и с помощью которых бросали жребий и предсказывали будущее1.
3Marquardt J. Römische Staatsverwaltung. Bd. 3. Leipzig, 1885. S. 352 f.
4Vacuna in Sabinis dea, quae sub incerta specie est formata; hanc quidam Bellonam, alii Minervam, alii Dianam[1]. Porphyr. Scol. Hor. Od. — Quidam Minervam, alii Dianam putaverunt; nonnulli et Cererem, etiam Venerem esse dixerunt; sed Varro in primo rerum divinarum Victoriam ait[2]. Acron. Scol. Hor. Od.
1Preller L. Römische Mythologie. Aufl. 3. Hsg. H. Jordan. Bd. 1. Berlin, 1881. S. 408 f. Этот денарий до сих пор представляет собой настоящую загадку для исследователей. См. об этом: Lafaye G. Histoire du culte des divinités d’ Alexandrie. Paris, 1884. P. 240—241.
5Preller L. Op. cit. S. 186; Kluegmann A. Die Darstellung öffentlicher Monumente auf den Münzen der Republik // Numismatische Zeitschrift de Vienne. Bd. 11. 1879. S. 210.
[1]Вакуна — богиня у сабинян, которую представляют в неопределённом виде; некоторые считают её Беллоной, другие — Минервой, другие — Дианой.
[2]Некоторые считают Минервой, другие Дианой; иные говорят, что она Церера, а также Венера; но Варрон в первой книге «Божественных древностей» говорит, что это Виктория.
MRR (Babelon), т. II, с. 312, к Plaetoria 3 (1885 г.):
BMC RR (Grueber), т. I, с. 434—435, прим. 1 к №№ 3519—3601 (1910 г.):
M. PLAETORIVS M. F. CESTIANVS
(МАРК ПЛЕТОРИЙ ЦЕСТИАН, СЫН МАРКА)
с.434 Единственные монеты, отнесённые графом де Сали к 68 г. до н. э., — это монеты курульного эдила Марка Плетория Цестиана; дату его должности можно установить с точностью до одного-двух лет. Видимо, в 70 г. до н. э. Марк Плеторий, для которого когномен «Цестиан» упоминается только на монетах, обвинил Марка Фонтея в вымогательстве и злоупотреблениях при управлении Испанией (Cic. Font.), а вскоре после этого, вероятно, в 68 г. до н. э., в должности курульного эдила, имея коллегой Гая Фламиния, он заслушал обвинение, выдвинутое против Децима Матриния, которого защищал Цицерон. В 66 г. до н. э. Плеторий был претором, снова имея коллегой Фламиния, а в 51 г. до н. э. он был осуждён по неизвестному обвинению (Cic. Att, V. 20. 8). В 44 г. до н. э. он упоминается как сосед философа и историка Аттика (Cic. Att. XV. 17), но больше о нём ничего не сообщается.
Монеты Плетория имеют несколько типов; все эти типы труднообъяснимы, а для некоторых удовлетворительное решение так и не найдено. Ясно, что некоторые из них связаны с его должностью курульного эдила, на которой он руководил многими государственными играми и праздниками. Монеты его коллеги Фламиния неизвестны, так что Плеторий, видимо, получил от сената какие-то особые полномочия, в силу которых отчеканил эту крупную серию монет. Моммзен (Mommsen Th. Histoire de la monnaie romaine / Trad. franç. par le duc de Blacas. T. 2. P., 1870. P. 481) не пытается ни объяснить эти типы, ни идентифицировать божеств, портреты которых изображены на аверсах — за исключением лишь типа VI, который он связывает с Мегалезийскими играми в честь Кибелы, — и не связывает их с другими государственными праздниками, проводившимися под руководством курульных эдилов. Бабелон (Babelon E. Description historique et chronologique des monnaies de la République romaine. T. 2. P., 1886. P. 310—312) выдвигает несколько предположений, которые будут упомянуты ниже.
Если рассматривать типы в том порядке, в каком описываются монеты, можно дать следующие предположительные объяснения; в некоторых случаях они, надо признать, слишком предположительны.
Тип I. — Бабелон (loc. cit.) идентифицировал голову на аверсе как голову Фортуны и предположил, что на реверсе изображён тимпан её знаменитого храма в Пренесте, где богиню особо чтили как Фортуну Государственную Перворождённую (Fortuna publica primigenia). Немного похожие изображения головы Фортуны, хоть и иначе исполненные, встречаются на монетах Марка Аррия Секунда (Babelon E. Op. cit. T. 1. P. 220) и Квинта Сициния (Babelon E. Op. cit. T. 2. P. 460). Хотя не существует никаких документальных свидетельств о взаимосвязи между семьёй Плеториев и Пренестой, это объяснение данного типа, видимо, подкрепляется следующим.
Тип II.— Фигура богини Жребия (Sors) на реверсе не оставляет почти никаких сомнений в том, что бюст на аверсе тоже принадлежит Фортуне, хоть и отличается по исполнению от предыдущего. Именно в Пренесте учреждение оракула, известного как Пренестинские Жребии, было тесно связано с культом Фортуны. Этот способ гадания был очень популярен в Риме, и сообщается, что не только выдающиеся римляне, но даже иноземные властители прибегали к с.435 нему. Этот тип напоминает соединённые фигуры анцийских Фортун — Фортуны Счастливой и Фортуны Победительницы, изображённые на отчеканенных позднее монетах Квинта Русция (Babelon E. Op. cit. T. 2. P. 412 № 3), ибо в Анции, как и в Пренесте, находился большой храм, посвящённый Фортуне. Свиток или таблица в руках у фигуры на реверсе — это изображение одной из табличек или фишек (sortes) из шерсти или других материалов, которые использовались для метания жребия или предсказания будущего. Надпись Sors находится не на основании статуи, как обычно считается (Babelon E. loc. cit.).
Тип III. — Если идентифицировать голову на аверсе как Цереру, а факел на реверсе — как её особый символ, то эти монеты могли быть отчеканены в ходе празднования игр в честь Цереры, проводившихся эдилами. Однако голова может изображать и Флору и, таким образом, относиться к играм в честь Флоры, а кувшин и факел в этом случае иллюстрируют оргии, проходившие во время её празднеств. Идентификация этого типа с Церерой представляется более вероятной.
Тип IV. — Голова на этих монетах, точно такая же, как и на предыдущем выпуске, тоже может быть идентифицирована как Церера. Поскольку кадуцей был символом торговли и в этом значении на монетах нередко бывает связан с колосом, возможно, здесь отмечается особая раздача зерна, устроенная во время празднования игр в честь Цереры.
Тип V, с таким же реверсом, может относиться к тому же или подобному эпизоду, с которым вполне может быть связан бог Счастливого Исхода (Bonus Eventus), изображение которого, по мнению Бабелона, образует тип аверса. Такую же голову, также идентифицированную как Счастливый Исход, можно увидеть на монетах Квинта Кассия Лонгина (Babelon E. Op. cit. T. 1. P. 330, № 7). В обоих случаях её исполнение отличается от того, что мы видим на монетах Луция Скрибония Либона, где приводится имя бога (см. выше, с. 419).
Тип VI. — И Моммзен, и Бабелон считают этот тип указанием на празднование Мегалезийских игр в честь Кибелы, Великой Матери богов, которые проводились курульными эдилами, на что указывает курульное кресло на реверсе.
Тип VII. — Бабелон (loc. cit.) идентифицировал бюст на аверсе как Вакуну, сабинскую богиню, сочетавшую в своём лице атрибуты Дианы, Цереры, Венеры, Виктории и Минервы. Орёл на реверсе может быть связан с играми, посвящёнными Юпитеру, устройство которых также входило в обязанности курульных эдилов.
Метки монетного двора, использовавшиеся Плеторием, представляют собой символы, встречающиеся на аверсе или реверсе всех типов, кроме последнего.
Остаётся лишь упомянуть, что титул «курульный эдил» упоминается только на двух последних типах, и обратить внимание на разницу в технике изготовления денариев этих типов и остальных пяти. Первые настолько уступают мастерством изготовления последним, что если относить все монеты, отчеканенные Марком Плеторием, к одному году, то очевидно, что штемпели изготавливались в разных мастерских (officinae), где работали разные бригады мастеров. Такое же различие в технике уже отмечалось в отношении выпуска Гая Госидия Геты (см. выше, с. 421). Техника изготовления денариев типов I—V больше напоминает монеты других выпусков этого времени.
CRR (Sydenham), с. 132, комм. к № 799—809 (1952 г.):
О предлагавшихся объяснениях серии изображений на монетах Марка Плетория Цестиана см. Babelon E. Description historique et chronologique des monnaies de la République romaine. T. 2. P., 1886. P. 310—312 и Grueber H. A. Coins of the Roman Republic in the British Museum. Vol. 1. L., 1910. P. 434 n. Порядок выпусков установить невозможно; но поскольку титул «курульный эдил» встречается только на типах vi и vii, можно предположить — но ни в коем случае не утверждать, — что они были последними. По дизайну и исполнению эти выпуски уступают №№ i—v.
RRC (Crawford), с. 436—437, комм. к № 409 (1974 г.):
с.436
ТАБЛИЦА XLIV. Контрольные метки на денариях Марка Плетория Цестиана
Акростолий
Муравей
Наковальня
Апекс
Букраний
Бабочка
Кадуцей
Колос
Измерительный шест
Дельфин
Рог для напитков
Рыба
Кузнечик на ветке
Молот (см. илл. LXX. 108)
Молот (см. илл. LXX. 109)
Лист плюща
Лавровая ветвь
Ящерица
Ключ лиры
Пальмовая ветвь
Плуг
Маковая головка с одним листом
Маковая головка с двумя листами — BMCRR Rome 3585
Аплюстр
Корабельный руль
Скипетр, перевязанный лентой — BMCRR Rome 3587
Скорпион
Ковш (simpulum)
Змея
Копьё
Наконечник копья (см. илл. LXX.110)
Кальмар
Посох
Посох с двойным крюком
Знамя
Звезда
Звезда внутри полумесяца
Тирс
Факел
Дерево
Трезубец
Виноградный лист
Кудрявое крыло
Прямое крыло (см. илл. LXX.111)
Прямое крыло (см. илл. LXX.112) — Мадрид
См. илл. LXX.113
См. илл. LXX.114
См. илл. LXX.115
См. илл. LXX.116
См. илл. LXX.117
См. илл. LXX.118 — Милан 1670
См. илл. LXX.119
См. илл. LXX.120 — Москва
Если не указано иное, перечисленные контрольные символы засвидетельствованы в Париже.
Из тех символов, которые перечислены у Бабелона и едва ли просто неверно описаны, я не нашёл дубовый лист и венок.
с.437 Контрольные метки на типе 2 — символы; каждой контрольной метке соответствует не более одного штемпеля; засвидетельствованные контрольные символы см. выше в табл. XLIV.
О карьере Марка Плетория Цестиана см. комм. к № 405.
Сложносоставное божество на реверсе типа 1 не поддаётся точной идентификации; традиционная идентификация с Вакуной невозможна (Morel J.-P. Thèmes sabins et thèmes numaïques dans le monnayage de la République romaine // MEFRA. T. 74.1. 1962. P. 25—29), идентификация с Исидой (Alföldi A. Isiskult und Umsturzbewegung im letzten Jahrhundert der römischen Republik // Schweizer Münzblätter. Bd. 4—6. 1954—1956. S. 30—31), возможно, верна — тогда на реверсе изображён орёл Птолемеев. Тип 2, видимо, указывает на ответственность курульных эдилов за Мегалезийские игры (таково мнение Моммзена: Mommsen Th. Geschichte des römischen Münzwesens. Berlin, 1860. S. 622. Anm. 454). О буквах [EX·]S· C см. с. 606.
RRC. 409. Кроуфорд благоразумно последовал предложению Грубера13 и разделил между собой две группы выпусков Марка Плетория Цестиана. Он отнёс выпуски, отчеканенные согласно постановлению сената (Ex S.C.) приблизительно к 69 г. до н. э. (RRC. 405), а монеты, отчеканенные им в должности курульного эдила (RRC. 409) — приблизительно к 67 г. до н. э. Представляется несомненным, что Цестиан чеканил монеты на протяжении двух разных лет. Однако клады указывают на иной порядок выпусков. Выпуски курульного эдила появляются первыми — они были отчеканены около 67 г. до н. э., как и предполагает Кроуфорд, и найдены в кладах из Каваллы, Мезанье и Сан-Грегорио, а затем регулярно встречаются в последующих кладах. О выпусках Цестиана, которые отчеканены согласно постановлению сената и датируются более поздним временем, см. ниже, RRC. 405.
13Grueber H. A. Coins of the Roman Republic in the British Museum. Vol. 1. L., 1910. P. 434—435 n.
Hollstein, с. 164—170 (1993 г.):
с.164 Марк Плеторий Цестиан, квестор около 70 г. до н. э.3 и курульный эдил 67 г. до н. э., не идентичен одноимённому монетарию (RRC. 405/1—5)4. Свою политическую карьеру он продолжил претурой, вероятно, в 64 г. до н. э.5, за которой, возможно, последовало наместничество в Македонии в 63—62 гг. до н. э.6
Голову Кибелы в стенном венке7 на аверсе денария 409/2 ещё Моммзен8 связывал с Мегалезийскими играми, за проведение которых отвечали курульные эдилы. Также и курульное кресло указывает на должность курульного эдила9, занятие которой Марк Плеторий Цестиан хочет отметить с помощью этого монетного типа10. Кроме того, как пишет Альфёльди11, самопрославление должностного лица, ответственного за чеканку, связанное с его должностью, должно было способствовать его дальнейшим карьерным амбициям. В случае с Марком Плеторием этот приём сработал: в конце концов он поднялся до претуры.
Тюркан12 пытается вписать этот денарий Плетория (RRC. 409/2) в историческую ситуацию 67 г. до н. э., когда Помпей в кратчайшие сроки освободил Рим от пиратской с.165 чумы и обеспечил снабжение столицы продовольствием, поскольку Кибела с самого своего появления в Риме ассоциировалась с обеспечением хороших урожаев. Однако на монетах полностью отсутствует морская или зерновая символика, которой следовало бы ожидать. Кроме того, денарий Публия Фурия Крассипеда (RRC. 356/1) имеет точно такое же сочетание аверса с Кибелой и реверса с курульным креслом, так что эта комбинация характерна для ряда курульных эдилов. Таким образом, тезис Тюркана не обоснован.
Однако на аверсе имеются элементы, отличные от денария Крассипеда: протома льва и земной шар. Львы были посвящены Великой Матери и постоянно её сопровождали13; земной шар, вероятно, выражает её власть над миром14.
Также и утверждение Альфёльди15 о том, что, судя по Кибеле на аверсе, денарий Плетория был отчеканен по случаю Мегалезийских игр, неправдоподобно по двум причинам. Во-первых, следовало бы ожидать, что курульный эдил будет чеканить исключительно монеты с Кибелой, то есть откажется от типа с Исидой (RRC. 409/1). Во-вторых, объяснение может дать чеканка курульного эдила Публия Фурия Крассипеда (RRC. 356/1) с аналогичными изображениями, на которой отсутствуют буквы SC. Это означает, что данный денарий был отчеканен в самом начале года. И в этом случае курульный эдил тоже поместил на аверс изображение Кибелы, хотя Мегалезийские игры проводились только 4—10 апреля каждого года. Денарий Фурия не мог быть отчеканен по случаю игр в честь Великой Матери. Почему для указания на занятие курульного эдилитета была избрана именно Кибела, получив предпочтение перед другими божествами, играми в честь которых тоже руководили курульные эдилы, могут объяснить четыре строки из «Фаст» Овидия16.
с.166
institeram, quare primi Megalesia ludi
urbe forent nostra, cum dea (sensit enim)
‘illa deos’ inquit ‘peperit: cessere parenti,
principiumque dati Mater honoris habet’[1].
Таким образом, курульные эдилы находились в центре общественного внимания на первых в году играх — Мегалезийских; так что эти игры указывают на должность. Но это означает, что курульные эдилы не обязательно должны были чеканить эти денарии по случаю Мегалезийских игр; они могли быть выпущены до или после празднеств. В целом, чеканка курульного эдила Марка Плетория должна, пожалуй, объясняться тем, что в 67 г. до н. э. требовались более крупные объёмы наличности для финансирования войн17.
По мнению Бабелона18, на аверсе второго денария Плетория (RRC. 409/1) изображён бюст сабинской богини Вакуны с атрибутами Дианы, Цереры, Венеры, Виктории и Минервы. К нему присоединился Грубер19, который видит в орле Юпитера на реверсе указание на Римские игры, которые тоже проводили эдилы. Но в этом случае аверс и реверс никак не соотносятся друг с другом. По той же причине следует отвергнуть и гипотезу Кастаньоли20, который допускал, что это напоминание о посвящении храма Юпитера Капитолийского в 69 г. до н. э. Приведённые Андре21 указания на сабинские связи курульного эдила — Тускул, родина Плетория, находился на юге Сабинской области, а его предполагаемый племянник жил на Квиринале, сабинском холме в Риме, — слабы и не объясняют символику реверса. В целом, Морель справедливо отвергает идентификацию Бабелона со ссылкой прежде всего на иконографию и провинциальность сабинской богини Вакуны.
с.167 Альфёльди23 идентифицировал бюст на аверсе как Исиду на основании венка, цветов лотоса и колосьев у неё на голове, а также спиральных локонов. «Однако другие атрибуты характеризуют Исиду как пантеистичную универсальную богиню: у неё шлем Минервы, лук и стрелы Артемиды, лавровый венок Аполлона, крылья Виктории и рог изобилия Фортуны»24. Возможное уподобление Исиды Великой Матери служит, так сказать, связующим элементом между двумя типами денариев Плетория25. Но то, что Альфёльди26 пишет об «отождествлении двух универсальных божеств», определённо неверно.
На стилистических основаниях Альфёльди27 датирует денарий курульного эдила Марка Плетория Цестиана 55 г. до н. э. Эту датировку можно уверенно отвергнуть ввиду совпадения датировок Кроуфорда и Хёрша и Уолкера (67 г. до н. э.) и преследования поклонников Исиды в 50-х гг. «Внезапное появление Исиды на аверсе государственной чеканки прямо в разгар насильственных гонений сената против её поклонников выглядит как начало революции»28. Однако в такое время сенат не позволил бы чеканить Исиду на монетах, что косвенно подтверждается новейшей датировкой 67 г. до н. э., когда государство ещё не предпринимало никаких мер против культа Исиды29.
Во времена Суллы была образована коллегия жрецов Исиды, а немного позднее на Капитолии был воздвигнут алтарь Исиды, который несколько раз разрушался согласно постановлению сената, впервые — в 50-х гг. до н. э.30. Если же чеканка с Исидой датируется с.168 67 г. до н. э., когда к культу Исиды относились терпимо, тогда, возможно, курульный эдил Марк Плеторий Цестиан, как предполагает Фидман31, пропагандировал культ Исиды, поклонником которой он тогда и сам должен был являться. Слабым подтверждением этому тезису может служить Марк Плеторий Флакк, упомянутый в надписях около 74 г. до н. э.: на Делосе он входил в коллегии герместов, аполлониастов и посейдониастов и был сыном или вольноотпущенником некоего Марка Плетория, который мог быть отцом курульного эдила32. На Делосе были распространены египетские культы33, так что бесчисленные римско-италийские купцы, проживавшие на острове и торговавшие в Восточном Средиземноморье, могли войти с ними в контакт и распространить их дальше. Предположение о заимствовании с Делоса, где, в большей степени, чем в столичном Риме, слиянию различных божеств несомненно способствовало столкновение нескольких культур, хорошо объясняет синкретический характер Исиды у Плетория34. Таким образом, орла на реверсе денария Плетория следует рассматривать как дополнение к египетской богине Исиде и, вслед за Кроуфордом35, считать его орлом Птолемеев.
Но можно ли представить себе заимствование орла Птолемеев в Риме? Мотив орла на связке молний несколько раз встречается в римской чеканке. Уже так называемое золото с Марсом и орлом (RRC. 44/2—4; RRC. 50/1; RRC. 72/2; RRC. 88/1; RRC. 105/2; RRC. 106/2), отчеканенное около 211—208 гг. до н. э., выражает надежды Рима на победу в войне с Карфагеном36. Таким образом, на денарии RRC. 409/1 тоже следует усматривать победную и триумфальную тематику. В этом русле было выдвинуто два предположения.
Вайзер считает, что денарии Плетория были отчеканены в связи с предстоящей войной с понтийским царём Митридатом и интерпретирует иконографию аверса денария RRC. 409/1 в этом смысле. «На этом денарии Рома уже победила: она с.169 имеет атрибуты богинь победы, охоты и удачи»37. Но Вайзер здесь упускает из виду несомненную иконографию Исиды, которая находится на первом плане.
«Однако Исида не только обеспечивает урожай зерна, она также господствует над морем и мореплаванием и, следовательно, особо покровительствует зерноторговцам, которые курсируют между Александрией и Остией»38. Ссылаясь на эти качества Исиды, Майер39 связывает бюст Исиды на денариях Плетория с командованием Помпея против пиратов, предоставленным ему согласно закону Габиния в 67 г. до н. э. Трудно сказать, должны ли были эти денарии содействовать предоставлению империя или уже прославлять успех Помпея. Пожалуй, вероятнее второе.
Поставки зерна в Рим, которым угрожали пираты, велись через Остию, и сама Остия сильно пострадала от пиратского набега (Cic. Imp. Pomp. 33; Dio Cass. XXXVI.22). Возможно, из Остии Помпей отплыл на Сицилию и в Африку, а затем обратно на Сардинию, чтобы обезопасить «три житницы государства» (tria subsidia reipublicae, Cic. Imp. Pomp. 34).
Исида (лотос и колос), госпожа моря и зерна, наделена атрибутами, которые указывают на военное противостояние (шлем) и его победоносное завершение (крылья Виктории, лавровый венок, лук и колчан); благодаря её помощи стала возможной победа над пиратами (символы Юпитера на реверсе: орёл и связка молний), зерновое снабжение через Остию снова восстановлено и Риму предстоят благословенные времена (рог изобилия).
Как и в случае с денариями Луция Лукреция Триона (RRC. 390/2), Гая Эгнация Максима (RRC. 391/3), Луция Коссуция Сабулы (RRC. 395/1) и Квинта Креперея Рока (RRC. 399/1), выбор изображения для первого денария Плетория мог определяться семейными соображениями, поскольку Плетории, как мы видели, присутствовали на Делосе. Когда Помпей устранил пиратскую угрозу, для них это тоже могло стать большим облегчением40.
В связи с этим следует снова вспомнить о земном шаре на аверсе денариев RRC. 409/2, приписывающем Кибеле власть над победой и господством. Примечательно, что из всего множества римских республиканских выпусков с Кибелой он встречается с.170 только на денарии Плетория. Вероятно, земной шар таким образом продолжает победную тематику денария с Исидой.
Курульный эдил Марк Плеторий Цестиан, друг (amicus) Цицерона (Cic. Font. 36), вероятно, был близок к популярам, поскольку его отец Марк, чьё имя указано на обоих денариях, пал жертвой проскрипций Суллы41. Популяры добивались особого назначения против пиратов, а оптиматы ожесточённо ему противились. Кроме того, некий Марк Плеторий, вероятно, сын курульного эдила, в 50-х гг. до н. э. состоял в хороших отношениях с Помпеем (Cic. Fam. I.8.1), что нашло отражение и на его денарии RRC. 405/5, тип которого связан с попечением о продовольствии (cura annonae)! Столь же хорошие отношения могли существовать между курульным эдилом Марком Плеторием и Помпеем в 60-х гг. до н. э. Этому предположению соответствует прославление победы Помпея над пиратами на денарии RRC. 409/1, подобно тому, как Цицерон всячески превозносил успехи Помпея в речи «Об империи Гнея Помпея» (31—35) годом позже. В сентябре 61 г. до н. э. Помпей отпраздновал свой третий триумф, в том числе и «за пиратов»(ex pirateis)42.
3Wiseman T.P. New men in the Roman senate, 139 B.C — A.D. 14. Oxford, 1971. P. 251.
4Ср. интерпретацию монет RRC. 405/1—2, а также о Плеториях Цестианах в целом.
5Broughton T.R.S. The magistrates of the Roman republic. Vol. II: 99 B.C. — 31 B.C. New York, 52. P. 161; Crawford M. H. Roman Republican Coinage. Cambridge, 1974. Vol. 1. P. 418.
6Münzer F. Plaetorius (16) // RE. HBd. 40. 1950. Sp. 1952; Broughton T.R.S. Op. cit. P. 169; Wiseman T.P. Op. cit. P. 251.
8Mommsen Th. Geschichte des römischen Münzwesens. Berlin, 1860. S. 623; Babelon E. Description historique et chronologique des monnaies de la République romaine. T. 2. P., 1886. P. 310; Grueber H. A. Coins of the Roman Republic in the British Museum. Vol. 1. L., 1910. P. 435; Crawford M. H. Op. cit. P. 437; Turcan R. Numismatique romaine du culte métroaque. Leiden, 1983. P. 10.
9Grueber H.A. Op. cit. P. 435. Также Alföldi A. The main aspects of political propaganda on the coinage of the Roman republic // Essays in Roman coinage presented to H. Mattingly / Ed. R. A. G. Carson, C. H. V. Sutherland. Oxford, 1956. P. 84.
10Ср. в качестве параллели денарий курульного эдила Публия Фурия Крассипеда (RRC. 356/1) 84 г. до н. э.
11Alföldi A. Op. cit. P. 90. Ср. также Turcan R. Op. cit. P. 10 f.
12Turcan R. Op. cit. P. 11. Схожее мнение см.: Fuchs M. Ein Bildnis der Kybele aus Formiae: Zur Kunst um Pompeius // Praestant interna. Festschrift für U. Hausmann zum 65. Geburtstag am 13. August 1982 / Hrsg. von B. von Freytag gen. Loeringhoff. Tübingen, 1982. S. 76.
13Roscher W.H. Ausfürliches Lexikon der grechischen und römischen Mythologie. Bd. 2. Hildesheim, 1965 (=Ndr Leipzig 1890—1894). S. 1640; Bieber M. The images of Cybele in Roman coins and sculpture // Hommages à M. Renard. T. 3. Bruxelles,1969. P. 31. Кибела в колеснице, запряжённой двумя львами: RRC. 385/4; RRC. 491/2. Ср. Lucr. II.601; Verg. Aen. X.253.
14Bieber M. Op. cit. P. 31; Alföldi A. Caesar in 44 v. Chr. Bd. 1: Studien zu Caesars Monarchie und ihren Wurzeln. Bonn, 1985. P. 68. Ср. Lucr. II.658—659: concedamus ut hic terrarum dictitet orbem / esse deum matrem[2]…; Plut. Mar. 17.9: περὶ τοῦτον δέ πως τὸν χρόνον ἀφίκετο καὶ Βατάκης ἐκ Πεσσινοῦντος, ὁ τῆς Μεγάλης Μητρὸς ἱερεύς, ἀπαγγέλλων ὡς ἡ θεὸς ἐκ τῶν ἀνακτόρων ἐφθέγξατ’ αὐτῷ, νίκην καὶ κράτος πολέμου ῾Ρωμαίοις ὑπάρχειν[3]. О связи Кибелы с идеями победы, то есть господства см.: Crawford M. Op. cit. P. 327.
15Alföldi A. Caesar… P. 66. Так же Turcan R. Op. cit. P. 10 f.
16Ovid. Fast. IV.357—360. Ср. об этом: P. Ovidius Naso. Die Fasten / Hrsg., übers. u. komm. von F.Bömer. Bd. 2: Kommentar. Heidelberg, 1957. S. 238 f.
19Grueber H. Op. cit.P. 435. Ср. также Zehnacker H. Moneta. Recherehes sur l’organisation et l’art des emissions monetaires de la republique romaine (289—31 av. J.-C.). Rome, 1973. T. 1. P. 585. Против: Mommsen Th. Op. cit. S. 623.
20Castagnoli F. Note numismatiche // Archeologia Classica. Vol. 5. 1953. P. 105.
21André J.-M. Autour de Vacuna: Étiologie religieuse et philosophie // Hommages à R. Schilling / Éd. par H. Zehnacker, G. Hentz. Paris, 1983. P. 30 f.
22Morel J.-P. Thèmes sabins et thèmes numaïques dans le monnayage de la République romaine // MEFRA. T. 74.1. 1962. P. 25 ff.
23Alföldi A. Isiskult und Umsturzbewegung im letzten Jahrhundert der römischen Republik // Schweizer Münzblätter. Bd. 5. 1954. S. 25-31; idem. Caesar… S. 66. Ovid. Met. IX.688—690: ... inerant lunaria fronti / cornua cum spicis nitido flaventibus auro / et regale decus[4]… ср. Apul. Met. XI.3.4—5.
27Alföldi A. Studien zur Zeitfolge der Münzprägung der römischen Republik // SNR. Bd. 36. 1954. S.14. Ср. также idem. Isiskult… S. 30; idem. Redeunt Saturnia regna, IV: Apollo und die Sibylle in der Epoche der Bürgerkriege // Chiron. Bd. 5. 1975. 185 A83, где утверждается, что Марк Плеторий Цестиан был курульным эдилом около 52 г. до н. э. Однако в любом случае анализу кладов следует отдать предпочтение перед попыткой датировать монету на основании одного только стиля. Ср. Crawford M.H. Roman Republican Coin Hoards. London, 1969. P. 2.
32Vidman L. Op. cit. S.103. Ср. Münzer F. Op. cit. Sp. 1952; Hatzfeld J. Les italiens résidant à Délos mentionnés dans les inscriptions d’île // BCH. T. 36. 1912. (5-318) P. 67 f.
33Sonnabend H. Fremdenbild und Politik. Vorstellungen der Römer von Ägypten und dem Partherreich in der späten Republik und frühen Kaiserzeit. Frankfurt a.M.; Bern; New York, 1986. S. 83 ff.; Latte K. Op. cit. S. 273 f.
[1]Я уж готов был спросить, почему Мегалезские игры — / Первые в Риме у нас; но (угадав мою мысль) / Так мне сказала она: «Богов породившей дается / Первое место, и ей первую честь воздают» (пер. Ф.А. Петровского).
[2]То уж уступим ему, и пускай вся земная окружность / Матерью будет богов для него (пер. Ф.А. Петровского).
[3]Примерно в то же время из Пессинунта прибыл в Рим жрец Великой Матери богов Батак и возвестил, что богиня из своего святилища предсказала римлянам успех в сражении и победу в войне (пер. С.А. Ошерова).
[4]Лоб украшали богини / Рожки луны и колосья, живым отливавшие златом, / И диадема… (пер. С. В. Шервинского).
RCTV (Sear), т. 1, с. 138, комм. к №№ 349—350 (2000 г.):
Цестиан чеканит как курульный эдил согласно особому постановлению сената. Ранее он чеканил как монетарий (см. №№ 340—344).
RRM (Harlan), гл. 30, с. 167—182 (2012 г.):
30. Марк Плеторий Цестиан, 68/67 гг. до н. э.
с.167 Монетарий Марк Плеторий Цестиан отчеканил семь разных монетных типов. Все они выпущены согласно постановлению сената (S·C), и два из них имеют легенду AED·CUR, указывающую, что он отчеканил их в должности курульного эдила. Впервые эти выпуски появляются только в кладах из Каваллы, Сан-Грегорио и Мезанье, причём в этих кладах найдены только два типа из семи — те, что имеют легенду AED·CUR. С помощью двух пассажей из речи Цицерона «В защиту Клуенция», произнесённой в 66 г. до н. э., мы можем довольно точно определить год, когда Цестиан занимал курульный эдилитет. Цицерон отмечает, что в этом году Цестиан и Фламиний выступали председателями второй и третьей панелей суда по делам об убийствах1. Ранее в этой же речи Цицерон сказал, что недавно он защищал Децима Матриния перед этими же людьми, когда они были курульными эдилами. Следовательно, самая поздняя датировка их эдилитета — 67 г. до н. э. Клиента Цицерона понизили в сословном ранге цензоры 70 г. до н. э.2 Таким образом, эта датировка становится верхней границей. Но в 70 г. до н. э. Цестиан привлёк к суду по делам о вымогательстве Марка Фонтея, ранее служившего наместником Галлии. Цестиан вряд ли стал бы инициировать подобный процесс, находясь в должности эдила, поэтому 70 г. до н. э. исключается. Мы уже датировали 69 годом до н. э. курульный эдилитет Сульпиция Гальбы, а поскольку известно, что коллегой Цестиана был Фламиний, а не Гальба, остаются только 68 и 67 гг. К сожалению, о Фламинии, коллеге Цестиана, не известно ничего, что позволяло бы датировать их эдилитет. Грубер, следуя за де Сали, отнёс эдилитет Плетория и всю его чеканку к 68 г. до н. э.3 Броутон считал более вероятным, что Цестиан был эдилом в 67 г. до н. э., ссылаясь на пример Юлия Цезаря, который был председателем суда по делам об убийствах в следующем же году после эдилитета. Кроуфорд принял датировку Броутона — 67 г. до н. э.4
Предположение Броутона не учитывает взаимосвязь с другими монетами с легендой AED·CUR, отчеканенными Гальбой примерно в это же время. Гальба и Плеторий — единственные курульные эдилы, чеканившие монеты между 81 и 58 гг. до н. э., и я предполагаю, что после того, как Веррес провалил реализацию закона Теренция — Кассия, сенат поручил эту программу курульным эдилам, и монеты с легендой AED·CUR, выпущенные Гальбой в 69 г. до н. э., использовались для покупки зерна. Нехватка зерна сохранялась и в 68 г. до н. э. лишь усугубилась, так что сенат не мог отказаться от этой программы. Логично видеть в выпуске Цестиана с легендой AED·CUR продолжение зерновой программы в 69 г. до н. э., поэтому я датирую эдилитет Цестиана 68 г. до н. э. Таким образом, эти два выпуска курульных эдилов Гальбы и Цестиана с легендой S·C относятся к периоду между кризисом, вызванным злоупотреблениями Верреса с.168 в отношении закона Теренция — Кассия, и поручением зерновой проблемы Помпею в 67 г. до н. э.
Поскольку для датировки двух монет Цестиана с легендой AED·CUR у нас имеются более надёжные временны́е рамки, рассмотрим сначала их. На аверсе одной из этих монет изображена голова Кибелы в башенном венке. Её волосы длинными прядями падают на шею. На некоторых штемпелях за её плечом виднеется передняя часть тела льва, напоминающая о львах, запряжённых в её колесницу, которые изображены на монете Вольтея. На других разновидностях мы видим рог изобилия (cornucopia), символизирующий плодородие. Под подбородком у неё земной шар, указывающий, что она — Великая Мать. Одной из обязанностей курульных эдилов было устройство игр в её честь — Мегалезийских игр. Монета просто символизирует должность курульного эдила. Вдоль левого края монеты написан когномен монетария — CESTIANVS. На реверсе изображено курульное кресло, окружённое надписью M·PLAETOPIVS AED·CVR EX·S·C. В целом монета повторяет тип, использованный курульным эдилом Фурием Крассипедом в конце 80-х гг. до н. э. Комментаторы высказывали предположение, что выпуск Фурия предназначался для покупки зерна.
с.169 Божество на втором типе Плетория с легендой AED·CVR представляет куда более сложную загадку и интригу. На этой богине шлем с гребнем, как у Минервы, её волосы ниспадают длинными локонами, словно у Аполлона, она имеет крылья, как Виктория, и лук и стрелы, подобно Диане. Венок из лавра, колосьев, маков и лотоса поверх шлема напоминает о египетской богине Исиде. Бабелон, за которым следует Грубер, идентифицировал эту богиню как Вакуну. Гораций упоминает Вакуну в «Посланиях» (I. 10. 49), а от схолиаста Порфириона мы узнаём, что Вакуна была сабинской богиней неясной формы и природы; некоторые считали её Беллоной, некоторые — Минервой, некоторые — Дианой, Варрон же идентифицировал Вакуну с Викторией.
Кроуфорд считает невозможной традиционную идентификацию фигуры на монете Цестиана с Вакуной и предполагает, что может быть верным предположение Альфёльди о том, что это Исида, а орёл на реверсе представляет орла Птолемеев. Трудность с идентификацией состоит в том, чтобы найти богиню, которой будет соответствовать весь набор атрибутов. Рассматривая эту богиню на монете Плетория в приложении 15 к своей книге о палестринской мозаике с Нилом, П. Мейбум указывает: «Единственная богиня, которая могла иметь и рог изобилия, и доспехи, и крылья — это Фортуна»5. Это наиболее правдоподобное предположение по поводу таинственной богини.
с.170 Плетории, видимо, происходили из города Тускула. Надпись из Тускула свидетельствует о том, что Марк Плеторий, сын Луция, был местным эдилом и отвечал за поддержание в порядке храма Фортуны6. Кроме того, сенатор Луций Плеторий упоминается как член Папириевой трибы, а Тускул относился к Папириевой трибе.
Однако когномен нашего монетария, Цестиан, указывает на то, что либо он сам, либо кто-то из его предков был усыновлён в род Плеториев из рода Цестиев. Это усыновление рассматривалось выше, в главе про Луция Плетория, и представляется вероятным, что усыновлён был сам Марк Плеторий Цестиан. В Пренесте были найдены надписи с упоминанием родового имени Цестий7, и здесь стоит рассмотреть дизайн реверса одной из монет Цестиана без легенды AED·CVR, ибо он проливает свет на его происхождение. Мальчика на реверсе, который держит в руках табличку, помеченную SORS, вполне можно связать с храмом Фортуны в Пренесте. Значение этого дизайна поясняет пассаж из трактата Цицерона «О дивинации».
«Но что же такое жребий (sors)? То же почти, что игра в пальцы или бросание игральных костей. В этих делах играет роль произвол и случай, а не разум и не расчет. И выдумали все это обманщики или из корысти, или по суеверию, или по заблуждению. Однако и тут поступим так же, как с гаруспициями. Рассмотрим, что говорит предание о происхождении самых знаменитых жребиев. Пренестинские памятники сообщают, что Нумерий Суффустий, человек почтенный и знатный, часто видел до крайности напугавшие его сны, в которых ему было приказано пойти в определенное место и там разрезать камень. Устрашенный этими снами, он, невзирая на насмешки своих сограждан, проделал это. И вот, когда камень был разрезан, из него выпали жребии, дубовые и помеченные вырезанными на них странными буквами. И теперь это место обнесено оградой и считается священным. А находится оно вблизи храма, в котором матери семейств благочестиво поклоняются Юпитеру-мальчику, изображенному грудным младенцем, с.171 сидящим вместе с Юноной на коленях Фортуны и тянущимся к ее груди.
Говорят также, что в то же время на том месте, где и сейчас расположен храм Фортуны, из ствола оливкового дерева истек мед. А гаруспики объявили, что упомянутые жребии станут самыми знаменитыми, и велели из ствола той оливы сделать ларец и в него положить жребии. Их и ныне тянут из него для тех, которые хотят запросить Фортуну. Но почему заслуживают доверия жребии, которые, с целью узнать волю судьбы, мальчик, перемешав своими руками, вытаскивает из ларца? Каким образом эти жребии оказались в том месте? Кто срубил тот дуб, из которого они были сделаны, кто обтесал их, кто надписал? Говорят: бог все может сделать. О, если бы он сделал стоиков поумнее, чтобы они не были такими суеверными из-за малодушия! Впрочем, этот вид дивинации уже в повседневной жизни вышел из употребления. И только красота и древность храма в Пренесте еще и сейчас поддерживают почтительное отношение к хранящимся там жребиям. И то только у простого народа. Какой же магистрат, какое более или менее значительное лицо прибегает сейчас к жребию? И в других местах жребии просто уничтожены. В связи с чем, как Клитомах пишет, Карнеад говаривал, что он не знает ни одной Фортуны, которая имела бы такую фортуну, как пренестинская»8.
Представляется, что монета Цестиана с легендой SORS напоминает о храме Фортуны в Пренесте и что это намёк на его родину, точно так же, как изображение Юноны Соспиты на монетах Папия и Процилия намекают на их родину Ланувий. Поскольку Плеторий Цестиан мог быть связан с Тускулом по усыновлению, а с Пренестой — по рождению, и поскольку ни один из этих городов не был сабинским, нет особых причин считать, что Цестиан стал бы изображать на своих монетах малоизвестную сабинскую богиню Вакуну. Имеются свидетельства о том, что в Тускуле некий Плеторий был связан с храмом Фортуны, а Пренеста, город Цестиев, прославился своим храмом Фортуны, поэтому из всех богинь в жизни Плетория Цестиана наибольшее значение должна была иметь именно Фортуна.
Может ли быть Фортуной странная богиня с монеты Плетория с легендой AED·CVR? Не имеется никаких описаний специфической иконографии пренестинской Фортуны, сохранился лишь её эпитет «Перворождённая» (Primigenia). До нас дошла надпись из Пренесты: «Orcevia Numeri / nationu gratia / Fortuna Diovo fileia / Primogenia / donom dedi», которая переводится так: «Я, Орсевия, жена Нумерия, в благодарность за рождение ребёнка подарила дар Фортуне, перворождённой дочери Юпитера»9. Но значение слова Primigenia неясно. Его основное значение — «первый в своём роде» или «изначальный». Но Цицерон толкует слово Primigenia как «наша спутница с рождения» (a gignendo comes)10. Вполне понятно, почему значение «перворождённая дочь Юпитера» не пришло Цицерону в голову, если существовала статуя Фортуны, вскармливающей младенцев Юпитера и Юнону. с.172 Такая статуя предполагает, что Фортуна родилась раньше Юпитера и была одной из первых, или изначальных, богов. Здесь налицо путаница.
Во всяком случае, и надпись, и статуя доказывают одно: жители Пренесты поклонялись Фортуне в первую очередь как богине плодовитости. Итак, если богиня Цестиана — действительно Фортуна, то чем объясняется разнообразие её атрибутов? Чаще всего Фортуну изображали с рогом изобилия11. Этот символ плодородия присутствует под подбородком богини на монете Цестиана. Как быть с венком из лавра, колосьев, маков и лотоса, характерным для египетской Исиды? Это явно символы плодородия, вполне уместные для любой богини плодородия, и они могли быть намеренно заимствованы в культ пренестинской Фортуны. Сохранилась прекрасная мозаика из храма в Пренесте с изображением Нила, предполагающая, что к 80-м гг. до н. э. связь между Исидой и Фортуной уже существовала. Более поздняя надпись, в которой засвидетельствован титул Исиды Isityches, доказывает, что Исиду могли уподоблять греческой богине Тихе (Фортуна)12. Как насчёт крыльев? Поскольку Фортуна ассоциировалась с Тихе, которая имела крылья, указывавшие на её непостоянство, крылья богини Цестиана не обязательно связывать с Викторией. Но как объяснить военный характер шлема с гребнем? Римлянам была известна и более военная ипостась богини. После поражения от рук Ганнибала и гибели 1200 солдат Публий Семпроний Тудитан, консул 204 г. до н. э., дал обет построить храм Фортуне Перворождённой, если одержит победу в следующем сражении. Его молитвы были услышаны, и войско Ганнибала обратилось в бегство13. Римский храм Фортуны Перворождённой, посвящённый только в 194 г. до н. э., находился на Квиринале14. Римская Фортуна Перворождённая имела военное происхождение, так что шлем с гребнем на её культовой статуе в храме на Квиринале не был бы неуместен.
с.173 Я полагаю, что монеты Цестиана с легендой AED·CVR сохранили для нас иконографию богини Фортуны Перворождённой — вероятно, в том образе, в каком ей поклонялись в её храме в Риме. Если идентифицировать богиню как Фортуну, то становится проще истолковать орла с молнией в когтях на реверсе той же монеты как простой символ Юпитера, который либо был отцом Фортуны Перворождённой, либо был ею вскормлен.
Теперь следует перейти к следующему вопросу. Относятся ли пять монетных типов Цестиана без легенды AED·CVR к году его курульного эдилитета? Грубер датировал все семь монетных типов одним и тем же годом, но отметил, что мастерство их изготовления различается. Он пишет: «если относить все монеты, отчеканенные Марком Плеторием, к одному году, то очевидно, что штемпели изготавливались в разных мастерских (officinae), где работали разные бригады мастеров»15. Кроуфорд разделил эти типы и датировал пять типов без легенды AED·CVR 69 г. до н. э., когда Цестиан, по его мнению, был монетарием. Эта датировка была принята многими авторами до обнаружения клада из Мезанье. Среди 5940 монет из Мезанье встречаются оба типа с легендой AED·CVR, но ни одного из остальных пяти типов. Однако Кроуфорд отмечает 116 контрольных меток, использованных на пяти различных типах, а в новейших каталогах перечисляются новые контрольные метки, указывающие на то, что эти типы выпускались в довольно больших объёмах. Хёрш и Уолкер сочли их отсутствие в кладе из Мезанье веской причиной для того, чтобы сдвинуть датировку этих монет на период после 58 г. до н. э. Поскольку эти монеты присутствуют в кладах из Сустиненцы и Фрауэндорфа, наиболее вероятной представляется их датировка примерно 57 г. до н. э., предполагающая, что Цестиан, возможно, чеканил их как пропретор. Эта новая датировка данных монет 57 годом до н. э. была принята в большинстве каталогов. Известно, что Цестиан действительно был пропретором, но намного раньше 57 г. до н. э. Броутон относит претуру Цестиана к 64 г. до н. э., а его пропретуру в Македонии к 63—62 гг. до н. э. на основании греческой надписи, где Плеторий назван strategos. Луций Манлий Торкват, пропретор Македонии, вернулся в Рим в 63 г. до н. э., и известно, что Антоний прибыл туда в 62 г. до н. э. Поскольку остальные годы заняты, Броутон счёл, что Цестиан был пропретором Македонии в 63/62 гг. до н. э. — в единственное доступное для него время.
О карьере Цестиана больше ничего не известно до 56 г. до н. э., когда он активно поддерживал попытки Лентула Спинтера добиться поручения о восстановлении Птолемея на египетском троне. В 55 г. до н. э. Цестиан отправился в Киликию, чтобы присоединиться к Лентулу — вероятно, в качестве члена штаба или легата16. В исследовании монетариев, действовавших между 63 и 49 гг. до н. э., я счёл, что для Плетория чеканить монеты так поздно, в 50-х гг. до н. э., после претуры и пропретуры, было бы ненормально. Я решил не рассматривать Плетория в числе монетариев 50-х гг. до н. э. Он явно не был монетным магистратом, а его чеканка производилась по решению сената с какой-то определённой целью. Хёрш и Уолкер не предложили никаких причин, почему он с.174 мог бы занимать пропретуру в 57 г. до н. э. или что обусловило особую необходимость чеканить эти денарии.
Несмотря на их отсутствие в кладе из Мезанье, я всё же полагаю, что пять монет без легенды AED·CVR относятся к 60-м гг. до н. э., и сами монеты содержат указания на более раннюю датировку. 116 контрольных меток, отмеченные Кроуфордом и позволяющие нам оценить объёмы чеканки, выглядели бы неуместно на монетах, отчеканенных в 50-х гг. до н. э. Как было показано ранее, в главе про Помпония Руфа, с середины 60-х гг. до н. э. контрольные метки фактически исчезают из республиканской чеканки. Если монеты Цестиана следует датировать 50-ми гг. до н. э., то его контрольные метки — это ещё одна аномалия. Можно возразить, что Цестиан просто следовал той практике, которую ранее использовал в свой курульный эдилитет, но из двух монет, отчеканенных во время его эдилитета, одна имеет контрольные метки, а вторая — нет. Контрольные метки часто использовались в 70-х и 60-х гг. до н. э., но редко — после 66 г. до н. э. Росций Фабат, чеканивший в 62 г. до н. э. и имитировавший более ранний выпуск Луция Папия, стал последним, кто использовал сложную систему контрольных меток. Лучше попытаться датировать остальные типы Цестиана 60-ми гг. до н. э., ближе к тому времени, когда он чеканил монеты в должности курульного эдила, но не в год курульного эдилитета.
Самый интересный контекст для пяти монет без легенды AED·CVR обнаруживается в 67 г. до н. э. Зерновой кризис лишь усилился ввиду беспрепятственных нападений пиратов. Они взяли верх над римскими полководцами, посланными против них, и продолжили рыскать по Средиземноморью, парализуя всё мореплавание. Плутарх сообщает, что их число постоянно возрастало, пока не достигло тысячи кораблей, многие из которых имели позолоченные паруса, пурпурные навесы и посеребрённые вёсла. Они не ограничивались грабежом кораблей в море, но атаковали также прибрежные города и около 400 из них захватили. Пренебрегая богами, они грабили святилища и оскверняли священные участки. Особенно прибыльным предприятием было похищение богатых римлян и содержание их в плену ради выкупа17. История о пленении Цезаря пиратами хорошо известна, но едва ли уникальна. Однажды пираты смело маршировали по римской дороге и напали на двух преторов, одетых в тоги с пурпурной каймой, в сопровождении свиты из рабов и ликторов. Пираты захватили их и увезли. В конце концов, их власть распространилась на всё Средиземноморье, и в результате мореплавание и торговля прекратились. Римляне, уже давно зависевшие от импортного зерна, ощутили на своей шее удавку, которую следовало разорвать.
В 67 г. до н. э. плебейский трибун Авл Габиний составил законопроект о предоставлении Помпею верховного командования на всём Средиземноморье и на суше на расстоянии пятидесяти миль (80,46 км) вглубь от берега. Габиний напомнил римлянам о доброй службе, которую Помпей уже им сослужил.
«Вспомните, сколь многие и сколь серьезные неудачи мы потерпели вс.174войне с Серторием из-за отсутствия полководца, и что мы не нашли никого, соответствующего задаче, ни среди молодых, ни среди старых, кроме этого человека, и отправили его вместо обоих консулов, хотя в то время он еще не достиг требуемого возраста и даже не был членом сената. Я был бы рад, конечно, если бы у вас было много способных людей, и если я должен молиться об этом, я буду молиться; но поскольку эти способности не возникают в ответ на мольбу и не нисходят на кого-либо сами по себе, но человек должен родиться с природной склонностью к этому, должен понимать, что уместно, и делать, что следует, и сверх этого должен повсюду обладать удачей, — все это очень редко дается одному человеку, — если такой найдется, то вы должны единодушно и поддерживать его, и использовать его в полной мере, даже если он этого не желает»18.
Предусмотренное законопроектом командование Помпея должно было включать почти весь римский мир. Самые влиятельные сенаторы воспротивились передаче столь широких полномочий в одни руки и попытались отговорить народ от принятия закона. Но предшествующие попытки сената решить проблему оказались бесплодными и принесли лишь разочарование. В конце концов народ принял закон, который давал Помпею почти вдвое больше войск, чем изначальное предложение Габиния. Помпей получил в своё подчинение двух квесторов и был вправе назначить по своему выбору двадцать четыре легата. Ему было позволено набрать столько войска, сколько он сочтёт нужным, и брать столько денег, сколько ему требуется, не только из казны, но и в провинциях и у откупщиков налогов. Известно, что он действительно получал деньги из источников вне Рима, поскольку Лукулл зафиксировал передачу Помпею денег, захваченных в войне против Митридата. Было снаряжено пятьсот кораблей и набрано 120 тыс. пехотинцев и 5 тыс. конников. Аппиан сообщает, что финансирование составляло 6 тыс. аттических талантов, то есть 24 млн. денариев. Помпей разделил свою сферу ответственности на тринадцать областей и передал эскадры судов, пехоту и конницу под командование тринадцати легатов, получивших преторские полномочия. В результате каждый командир полностью контролировал свою область, и ему не приходилось покидать её, бесконечно преследуя пиратов по всему Средиземноморью. Для себя Помпей выделил шестьдесят судов и объезжал всю территорию, координируя операции. Ожидалось, что война окажется очень тяжёлой, поэтому полномочия были предоставлены Помпею на три года19. Однако он повёл войну так рационально, что закончил её за три месяца. Плиний сообщает, что Помпей захватил 846 судов20. Около 10 тыс. пиратов было убито, ещё 20 тыс. взято в плен. Помпей обошёлся с ними милосердно и поселил их вместе с семьями в малолюдных городах вдали от моря.
Плутарх сообщает, что сразу после назначения Помпея главнокомандующим в войне против пиратов цены на все продукты резко упали и вскоре рынки были переполнены21. Возможно, тревога, вызванная зерновым кризисом, с.176 и утихла после назначения Помпея, но многочисленные войска, собранные им, требовали обширной логистической поддержки. Необходимо было покупать провиант и снаряжение и платить жалованье. Для этого Помпею требовались опытные снабженцы. Если Цестиан уже был занят чеканкой монет, предположительно для приобретения зерна, в должности курульного эдила, Помпей мог назначить его своим легатом и поручить ему и дальше чеканить монеты для приобретения зерна, припасов и уплаты жалованья. Едва ли в распоряжении Помпея имелось достаточно наличных денег, поэтому можно ожидать возрастания объёмов чеканки. Однако все выпуски монетных магистратов, которые я отнёс к 68 и 67 гг. до н. э., не слишком велики; и особые выпуски Цестиана с легендой S·C вполне можно рассматривать как часть тех 24 миллионов денариев, которые были предоставлены Помпею постановлением сената. Командование Помпея включало всё Средиземноморье, и для покрытия расходов в разных местах имело смысл использовать передвижной монетный двор. Это возвращает нас к утверждению Грубера: «Очевидно, что штемпели изготавливались в разных мастерских (officinae), где работали разные бригады мастеров». И это может объяснять отсутствие данных монет в кладе из Мезанье. Учитывая чрезвычайный характер нового командования Помпея, сенат, вероятно, дал разрешение на дополнительную чеканку, а пять типов Цестиана без легенды AED·CVR — это единственные монеты с легендой S·C, выпущенные в значительных количествах после войны с Серторием, которые можно датировать началом 60-х гг. до н. э.
Рассмотрим теперь дизайн пяти типов без легенды AED·CVR. Поскольку на реверсе монеты с легендой SORS изображено метание жребия в храме Фортуны в Пренесте, богиню на аверсе в каталогах часто идентифицируют с Фортуной, обычно со знаком вопроса, но не именуют её конкретно Фортуной Перворождённой Пренестинской. Я действительно считаю, что её идентификация с Фортуной вполне верна, но она не похожа на фигуру на монете с легендой AED·CVR, которую я определил как Фортуну Перворождённую, представленную в военном образе, подобающем её храму в Риме. Однако голова на монете с легендой SORSс.177 выглядит именно так, как можно представить себе статую Фортуны Перворождённой в Пренесте, выкармливающей Юпитера и Юнону. В таком образе она очень похожа на Фортуну Римского народа, идентифицированную надписью FORT перед лицом и P·R позади головы, на монете Сициния, отчеканенной в 49 г. и изображённой ниже.
Богиня на монете с легендой SORS вполне может быть изображением Фортуны Римского народа, но Грубер считает, что Фортуна Римского народа — это богиня на приведённой ниже монете, на реверсе которой изображена змееногая фигура в тимпане храма, хоть он и добавляет знак вопроса22. Волосы богини зачёсаны назад и удерживаются сеткой. На ней круглые серьги и крылатая диадема. Хотя крылья отсутствуют на диадеме Фортуны Римского народа на монете Сициния и на похожей монете Цестиана, мы уже видели, что крылья могли ассоциироваться с Фортуной.
Но если эта голова в крылатой диадеме — тоже Фортуна, то является ли храм со змееногой фигурой в типмане, изображённый на реверсе, храмом Фортуны, с.178 и где находился этот храм? Мы не можем точно определить, что за храм изображён на реверсе. Цестиан, несомненно, ожидал, что его современники узнают храм по скульптуре на тимпане. Но если мы не можем локализовать храм, можем ли мы связать его тематику с Фортуной? Чудовище со змеями вместо ног — это один из гигантов, которые, по словам Гесиода, родились из крови, пролившейся на Мать-Землю из отрезанных гениталий Урана. Павсаний считает абсурдом утверждение, будто у гигантов были змеи вместо ног23, но их так часто изображали в греческом искусстве, и даже латинские авторы описывают их змееногими. Когда Зевс победил титанов и стал верховным богом, Мать-Земля подстрекнула гигантов завоевать небеса и освободить титанов от оков. Гиганты были так велики, что поднимали целые горы и сражались ими как оружием. Согласно греческому мифу, они восстали из земли в македонской Флегре. Но у римлян была своя версия, согласно которой гиганты восстали на Кумской равнине в Италии, известной также как Флегрейская равнина, — это область вулканической активности, где расположен Везувий. Лишь объединив усилия, бог и герой сумели одержать верх над гигантами. Геркулес помог Юпитеру победить этих чудовищ, а затем снова заточить их под землёй. Геркулес сделал эту землю доступной для возделывания24. Вулканическая почва была богатой и плодородной, но продолжавшаяся вулканическая активность в этой области свидетельствовала о том, что под землёй таятся покорённые гиганты. Грубер идентифицировал предмет в левой руке гиганта как палицу, но предположение Кроуфорда о том, что это рог изобилия, более правдоподобно в свете сельскохозяйственной деятельности в той области, где гиганты были побеждены и погребены. Почему змееногий гигант мог бы украшать тимпан храма Фортуны? Одной из взаимосвязей между ними может служить тема изобилия, которую символизирует атрибут Фортуны — рог изобилия. Другую взаимосвязь может давать таинственный титул «Перворождённая». Этот титул и статуя Фортуны, выкармливающей Юпитера и Юнону, которую Цицерон видел в Пренесте, свидетельствуют, что Фортуна была рождена в предыдущем поколении богов. Первобытный гигант на тимпане — это напоминание о её древнем происхождении.
Если обратиться к другим монетам этой серии, мы видим, что на двух других аверсах изображены бюсты третьей богини, похожей на богиню в крылатой диадеме. На этих монетах мы видим богиню, волосы которой стянуты назад и собраны в сетку. Её причёска украшена маковыми головками. В ушах у неё круглые серьги, а над ушами, видимо, — рога вместо крыльев. Это могут быть просто волосы, собранные и удерживаемые сеткой для волос, но им несомненно придана форма рогов. Намёк ли это на рог изобилия? Идентификация этой богини тоже неясна. Обычно её называют Церерой или Прозерпиной, ссылаясь на символы на реверсе — кувшин и факел, напоминающие о факеле, с помощью которого Церера искала Прозерпину. Кроуфорд указывает на кадуцей на другом реверсе как на дополнительную ассоциацию с подземным миром. Он утверждает, что эта богиня — несомненно Прозерпина25. Он видит здесь ссылку на культ, с которым с.179 был связан монетарий. Однако эта идентификация вызывает сомнения — в основном потому, что Прозерпину обычно изображали с колосьями в волосах. Здесь колосья блистают своим отсутствием. Наиболее весомым указанием на Цереру/Прозерпину становится факел на реверсе, но к середине IV в. до н. э. об уподоблении Тихе (Фортуны) Деметре (Церере) уже ясно свидетельствует статуя работы Ксенофонта из Афин и Каллистоника из Фив, которую Павсаний видел в Фивах. Статуя изображала Тихе, державшую на руках младенца-Плутоса, сына Деметры, и Павсаний считает, что изобразить Тихе в качестве его матери или няньки было отличной мыслью26. Статуя, которую видел Павсаний, утрачена, но похожая статуя Тихе в башенном венке с рогом изобилия в одной руке и младенцем Плутосом в другой хранится в Археологическом музее Стамбула. Уподобление Тихе Деметре означает, что кувшин и факел на реверсе могут относиться не только к культу Цереры или Прозерпины. В контексте других типов Цестиана эта богиня может быть ещё одной ипостасью Фортуны. Имеется ещё один небольшой аргумент в поддержку этой версии. Прозерпина обычно носит серьги в форме двойной или тройной капли, но серьги богини Цестиана круглые, а такие редко встречаются на монетах. Колесо — это символ, ассоциирующийся с Фортуной.
с.180 Более того, кадуцей, который Кроуфорд связывал с Прозерпиной и подземным миром, может вызывать совершенно иные ассоциации, если связать его с войной против пиратов. Если монеты Цестиана без легенды AED·CVR — это деньги, отчеканенные во время войны с пиратами, то кадуцей на реверсе двух выпусков легко истолковать как символ торговли и коммерции, которые эта война призвана была восстановить. Помпей очистил воды Средиземноморья за невероятно короткое время и снова открыл моря для торговли, представленной кадуцеем на реверсе. Позднее кадуцей использовался в качестве символа победы Помпея в пиратской войне на монете, отчеканенной Сицинием и изображённой выше. Поскольку другие комментаторы не датировали монеты без легенды AED·CVR 67 г. до н. э., никто не связывал кадуцей с пиратской войной, и большинство типов Цестиана оказалось трудно истолковать.
Относительно каждой богини, изображённой на аверсах монет Цестиана можно привести аргументы в пользу её идентификации с Фортуной, но почему они изображены с разными атрибутами? Могут ли все эти богини действительно быть Фортуной? В Риме не было недостатка в храмах Фортуны, и каждый из них подчёркивал свою особенность богини. Витрувий пишет, что на Квиринале, возле Коллинских ворот, есть место, известное как Три Фортуны, поскольку здесь стоят три храма, посвящённых Фортуне: храм Государственной Перворождённой Фортуны Римского народа квиритов, — вероятно, тот самый, который был обетован в 204 г. до н. э., храм Ближней Государственной Фортуны (это означает, что он находился ближе к городу, чем остальные) и третий храм, посвящённый Фортуне без указания особого титула27.
Таким образом, вполне возможно, что все богини Цестиана на монетах без легенды AED·CVR — это Фортуна, представленная в разных ипостасях, в которых ей поклонялись в Риме, прежде всего — Три Фортуны. Габиний сказал народу, что поручить Помпею командование в войне против пиратов следует прежде всего потому, что во всех начинаниях ему сопутствует добрая Фортуна. с.181 Возможно, вера в добрую Фортуну Помпея повлияла на решение Цестиана и дальше чеканить Фортуну на этих монетах, предназначенных для войны с пиратами.
Божество на аверсе седьмого типа — безбородый мужчина с длинными ниспадающими волосами, не имеющий других атрибутов. Символы за его головой — это контрольные метки, не позволяющие идентифицировать фигуру. Кроуфорд предположил, что это может быть Меркурий, поскольку на реверсе изображён крылатый кадуцей. Бабелон идентифицировал его как бога Счастливого Исхода (Bonus Eventus), Грубер отметил, что фигура не похожа на ту, что прямо названа Счастливым Исходом на монетах Луция Скрибония Либона, где юноша тоже безбородый, но не имеет длинных струящихся волос.
Наиболее веская причина идентифицировать бога Цестиана со Счастливым Исходом заключается в том, что в посвятительных надписях этот бог часто упоминается вместе с Фортуной. Кроме того, римляне, часто посещавшие Капитолий, должны были видеть там две статуи Праксителя: одна изображала Счастливый Исход, вторая — Добрую Фортуну. с.182 Вероятно, изначально Пракситель создал статуи Благого Духа и Благой Судьбы (Agathos Daimon и Agathe Tyche), которые римляне идентифицировали со своими местными богами28. Неизвестно, как выглядела статуя Счастливого Исхода работы Праксителя, но на римских императорских монетах и геммах, начиная с правления Гальбы, мы часто видим безбородого юношу, идентифицированного в надписи как Счастливый Исход. Идентификация безбородого бога Цестиана со Счастливым Исходом представляется предпочтительной по сравнению с гипотезой Кроуфорда о Меркурии, который обычно имеет легко узнаваемые атрибуты. Поскольку бога Счастливого Исхода объединяли с Фортуной, нет ничего удивительного в том, что на реверсах монет с их изображениями мы видим один и тот же крылатый кадуцей. Оба божества отвечали за победу Помпея над пиратами и восстановление безопасной торговли.