ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Письмо Дионисия обращено к Гнею Помпею Гемину, греку, возможно, вольноотпущеннику или клиенту Помпея Великого, получившему имя по своему бывшему господину. Адресат Дионисия был, судя по всему, безоговорочным почитателем Платона, несогласный с критическими замечаниями Дионисия, переданными ему их общим другом, тоже греком, Зеноном.
О литературных связях Дионисия см: Roberts W.R. The literary circle of Dionysios of Halicarnassus. — In.: "Classical Review", 1900, XIV, p. 439—442.
2. Зоил (III в. до н.э.) — греческий ритор из Амфиполя, известный своими язвительными придирками к Гомеру. Носил прозвище «Бич Гомера».
Элиан в «Пестрых рассказах» описывает его наружность и передает, что, когда Зоила спросили, почему он всех хулит, тот ответил: «Потому, что не могу, как мне того хочется, причинить им зло» (XI 10).
3. В диалоге Платона «Федр» одну речь «О любви» молодого, но уже известного оратора Лисия (231 a — 234 e) читают Сократ и юноша Федр, сидя под платаном у реки Илис. Затем Сократ произносит свои две речи (237 a — 241 d, 244 a — 257 b), в которых дается определение любви, раскрывается ее польза, неистовство и роль в становлении души на путях блага.
4. Перечисляется целый ряд известных софистов и риторов, теоретиков красноречия и учителей практической мудрости.
Парменид (VI-V вв. до н.э.) из Элеи (ю. Италия) — древнегреческий философ, один из основателей школы элеатов. Ему принадлежит поэма «О природе».
Горгий Леонтинский (см. Дионисий Галикарнасский. О соединении слов, прим. 65) и его ученик Пол Агригентский — действующие лица диалога Платона «Горгий» (см. Платон. Соч., т. 1).
Гиппий из Элиды (V в. до н.э.) — знаток естественных наук, астрономии, геометрии, музыки — герой диалога «Гиппий больший» (см. Платон. Соч., т. 1).
Протагор из Абдеры (V в. до н.э.) — «самый неискренний, но самый острый из софистов» (Авл Геллий. Аттические ночи, IV 10), был обвинен в вольнодумстве, а книги его были сожжены в Афинах, — герой диалога «Протагор» (Платон. Соч., т. 1).
Продик с о-ва Кеос (V в. до н.э.) обладал в отличие от других софистов большим моральным пафосом. Ксенофонт приписывает ему аллегорию о Геракле на распутье («Воспоминания о Сократе», II 1, 21—34). Занимался философией языка. О нем Платон упоминает в «Апологии Сократа» (19 e), в «Протагоре» (314 c).
О Феодоре из Византия (V—IV вв. до н.э.) — риторе, учителе Лисия Платон вспоминает в «Федре» (261 c, см.: Платон. Соч., т. 2).
Фрасимах из Халкедона (V—IV вв. до н.э.) — софист, преподавал в Афинах риторику. Он упоминается среди действующих лиц «Государства» (Платон. Соч., т. 3, ч. 1). Был известен упрямством и самоуверенностью. Кончил жизнь самоубийством (85 B 7).
Далее Дионисий обвиняет Платона в тщеславии. Однако решительная критика Платоном софистов была основана на противоположности идейных и философских основ Платона, ученика Сократа, с его диалектическим исследованием истины и веры в высшее благо и незыблемость вечных идей, и софистов с их отсутствием положительных принципов, релятивизмом, часто бессодержательным спором (эристикой) и умением извлекать выгоду из человеческих слабостей.
5. Платон, критикуя Гомера, Гесиода («Государство», II 377 a — III 394 b) и трагиков, а также, изгоняя не только Гомера, но вообще всех поэтов из своего идеального государства (III 398 a), полагает, что искусство, подражающее действительности, которая сама является только несовершенным отблеском вечных идей, недостойно воспитывает граждан. Он оставляет место только безыскусственному дифирамбу (394 c), мужественной дорийской гармонии и тем ритмам, которые «несут с собою благообразие», ибо мусическое искусство «всего более проникает в глубь души и всего сильнее ее затрагивает» (401 d e).
6. Аристотель критиковал, видимо, не Платона (он его даже не называет), а платоновское учение об идеях, воспринятое «философами идей», скорее всего, мегарской школой, доведшей идеи до полной абстракции и изоляции от мира вещей («Метафизика», I 9; XIII 4, 5). Сам Платон в «Пармениде» (130 a — 135 c) уже критикует разрыв идей и вещей и формулирует те аргументы, с которыми потом выступил Аристотель против будто бы присущего Платону дуализма. Сам Аристотель в учении о Нусе-Уме, перводвигателе и «форме форм», управляющем всем материальным миром, близок к Платону, у которого высшее абсолютное благо охватывает все бытие. В.И. Ленин высоко ценил аристотелевскую критику платоновского учения об идеях, одновременно указывая на непоследовательность Аристотеля, путаницу и противоречивость его философии (см. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 255, 326, 330).
Кефисодор (V—IV вв. до н.э.) — оратор, ученик Исократа, который порицал также Аристотеля (Атеней. Софисты за пиршественным столом, II 60 e).
О Феопомпе см.: Дионисий Галикарнасский. О соединении слов, прим. 12. Об его критике сообщает Атеней (XI 508 с).
Гипподам — личность не установлена.
Деметрий Фалерский (IV в. до н.э.) — ученик Феофраста, философ-перипатетик, оратор, ученый и государственный деятель. От его сочинений ничего не дошло, кроме заглавий. Приписываемый ему трактат «О стиле» на самом деле относится к I в. н.э.
7. Имеется в виду сочинение Дионисия «Об удивительной силе речи Демосфена» (гл. V-VII).
8. Деметрий Фалерский, фр. 170 (Die Schule des Aristoteles. Texte und Kommentar, hrg. v. F. Wehrli, Hf. IV. Basel-Stuttgart, 1968).
Имеется в виду темный, непонятный для непосвященных язык.
9. Еврипид, фр. 484, из недошедшей трагедии «Меланиппа мудрая».
10. См. Платон. Федр, 238 d. Дионисий ошибается, полагая, что Платон называет устами Сократа его речь дифирамбом из-за обилия красот. По Платону, дифирамб безыскусен («Государство», III 394 c), так как его в древности создавали люди, воодушевленные вдохновением, «охваченные нимфами» (238 d) или музами (см. у Гесихия Александрийского объяснение слова nympholeptos), помогающими творить поэту в его безумном наитии.
11. Платон. Федр; см. выше, прим. 3. В этом пассаже своего трактата о Демосфене Дионисий цитирует Платона («Федр», 227 a, 237 a, 238 b, 238 d).
12. В противовес Дионисию Аристотель в «Риторике» прямо пишет, что возвышенные и необычные выражения «люди говорят в состоянии энтузиазма и выслушивают их люди, очевидно, под влиянием такого же настроения. Поэтому такие выражения пригодны для поэзии, так как поэзия есть нечто боговдохновенное». Это выражение, замечает Аристотель, можно также употреблять «с оттенком иронии, как это делал Горгий и каковы примеры этого в «Федре» («Риторика», III 7, 1408 b, 16—20).
13. Имеется в виду не дошедшее до нас сочинение Дионисия «О подражании» в трех книгах, посвященное Деметрию Фалерскому.
14. Филист (V—IV вв. до н.э.) из Сиракуз — родственник сиракузских тиранов Дионисия Старшего и Младшего. Будучи в изгнании, написал историю Сицилии. Филиста считали подражателем Фукидида (Цицерон. Об ораторе, II 13, 57).
15. Геродот, I 1.
16. Фукидид — автор истории Пелопоннесской войны, втянувшей в борьбу все греческие полисы, разорившей Грецию и способствовавшей падению самостоятельности греческих городов, попавших под влияние македонских царей.
17. Фукидид, I 23.
18. Гелланик из Митилен (V в. до н.э.) — греческий историк-логограф, автор генеалогических историй Трои и исторических сочинений («История Персии»).
Харон Лампсакский (V в. до н.э.), греческий историк-логограф, тоже автор истории Персии.
19. События на о-ве Керкира (Коркира) были поводом Пелопоннесской войны. Керкира вступила в конфликт с Коринфом и обратилась за помощью к Афинам.
Греко-персидская война, в которой греки одержали победу над Ксерксом, длилась приблизительно с 500 до 450 г., хотя решительная победа при Саламине была одержана греками еще в 480 г. до н.э.
20. Мегарцы принесли жалобу на притеснение афинян и обратились за помощью к Спарте и Коринфу.
21. Киноссема (букв. «могила собаки») — оконечность фракийского Херсонеса, где, по преданию, была погребена троянская царица Гекуба, превращенная в собаку и бросившаяся в море (Еврипид. Гекуба).
22. Фила — крепость на границе Афин и Беотии. Отсюда Фрасибул, глава демократов, выступил против олигархии Тридцати тиранов в Афинах и изгнал их (Ксенофонт. Греческая история, II 4, 2—24).
23. Пиндар. Немейские оды, VII 52.
24. Одрисы — могущественное племя во Фракии, которое не мог покорить даже персидский царь Дарий. Только в I в. н.э. государство одрисов окончательно было присоединено к Риму. См. Фукидид, II 96 сл., VI 2—5.
25. Крез — царь Лидии (М. Азия), славившийся своим царством. Ему был дан двусмысленный оракул, следуя которому он потерял свое царство (Геродот, I 55).
Кир Старший — персидский царь (VI в. до н.э.), сын перса Камбиса и Манданы, дочери лидийского царя Астиага (см. Геродот, I 107—130).
Геродот, кн. II (Египет), IV (Скифия, Ливия).
26. Ксеркс после поражения его войск при Саламине (480 г. до н.э.) вернулся в Персию.
27. Фукидид, будучи во главе афинского флота, прибыл слишком поздно, чтобы защитить Амфиполь, был обвинен в предательстве и отправлен в изгнание (V 26), где прожил 20 лет, вернувшись только в 404 г.
28. Далее в рукописи пропуск, так называемая лакуна. Здесь, очевидно, шел разговор о ясности (saphēneia).
29. Цецилий Калактийский, современник и друг Дионисия, поборник аттического возрождения в эпоху Августа. О нем см.: «American journal of philology», XVIII 3, p. 302—312.
30. Ксенофонт. Киропедия.
Кир Младший (V в. до н.э.) — младший сын персидского царя Дария и Парисатиды, претендовавший на престол и убитый во время похода против своего брата Артаксеркса. В войсках греческих наемников Кира находился Ксенофонт, описавший этот поход и отступление греков после битвы при Кунаксе в «Анабасисе».
31. «Греческая история» Ксенофонта в семи книгах является непосредственным продолжением истории Фукидида. Она так и начинается: «Через несколько дней после этого…» (I 1, 1).
32. Цицерон в письме к брату Квинту дает такую характеристику Филисту: «Этот выдающийся сицилиец часто повторяется, он остер, сжато пишет, почти крошечный Фукидид».
33. Филист, фр. 5 (FgH III, Teil B, 556).
34. Царь Филипп Македонский.
35. Имеются в виду мифические цари Минос, Радамант и (по некоторым версиям) Эак.
36. В трактате «Об ораторе» (II 23, 94) Цицерон пишет, что «все эти феопомпы, эфоры, филисты, навкраты и многие другие при всем различии их дарований и стремлений были сходны между собою и со своим учителем», имея в виду Исократа.
37. Цицерон пишет что «Феопомпа упрекали за то, что он слишком ревностно избегал зияющих звуков» («Оратор». 44, 151). Зияние — hiatus — столкновение гласных в конце предыдущего и начале следующего слова. Древние избегали зияния, и конечный гласный перед словом, начинающимся с гласного, опускался, т.е. элидировался.