ПРИМЕЧАНИЯ:
* Собранию рассказов Антонина Либерала предшествуют два никак не озаглавленных перечня глав с обозначением превращений. Первый перечень содержит только очень краткое описание результатов изложения в избранных главах из числа первых 24-х. Например, I. Голубка. V. Стервятник (названия двух других птиц опущены). X. Летучая мышь (названия двух птиц опущены); в гл. IX и XX перечислены соответственно все 9 и 6 птиц. Второй перечень охватывает все главы и указывает в виде краткого резюме кто в кого (или во что) превратился. Только этот второй перечень переведен здесь без комментариев, которые приурочены к каждой из глав.
1. История Ктесиллы и Гермохара весьма напоминает рассказ Каллимаха об Аконтии и Кидиппе (см. Callimachus. Aetia, Iambi, Lyric poems [etc.]. Text… by C.A. Tripanis. L.-Cambr. Mass., 1958. P. 54—61; полный русский перевод дошедшего отрывка публикуется в кн.: Эллинские поэты VII—III вв. до н.э. (М.: Ладомир, 1997)) с той разницей, что история Кидиппы завершается благополучно. Принадлежит ли взятое в квадратные скобки в конце § 2 сравнение с обманом Аконтия Никандру, Антонину Либералу или позднему читателю, остается спорным.
2. Иулида, как и ниже Карфея, — города на острове Кеос.
3. Прикоснувшись к лавру, т.е. придавая своей клятве наибольшую силу.
4. По воле богов — наказание за нарушение клятвы вполне могло переходить с виновного на его потомство.
5. Основать святилище — о рассказе с заключительной αἴτιον см. вступительную заметку. Сходство с главой XIII подчеркивается общностью культового эпитета Ктесиллы и Аспалиды — Ἑκαέργη («Дальновержица»), т.е. обе являются местной ипостасью Артемиды.
6. Источником большей части главы II являются скорее более ранние мифографы (ср. Аполлодор. I. VII. 10 — VIII. 3), чем Никандр, которого предыстория превращения Мелеагрид в птиц едва ли интересовала как слишком известная. Об участи Мелеагра ср. Вакхилид. V. 93—154; Диодор Сицил. IV. 34; Овидий. Метаморфозы. VIII. 270—525; недошедшие трагедии Софокла и Еврипида (фр. 515—539).
7. У Аполлодора отцом Ойнея назван Порфаон, дедом — Агенор.
8. Забыл Артемиду — ср. историю Адмета у Еврипида в «Алкестиде» (Аполлодор. I. IX. 15).
9. Мелеагр не выходил на бой — ср. Гомер. Илиада. IX. 529—599.
10. Мать сожгла головню — широко распространенный вариант. См., кроме источников, упомянутых в прим. 6, также: Эсхил. Хоэфоры. 609—612; Овидий. Метаморфозы. VIII. 445—525; Павсаний. X. 31. 4; Гигин. CLXXI; CLXXIV.
11. Деянира — по некоторым источникам, дочь Алфеи от Диониса (Аполлодор. I. VIII. 2; Гигин. CXXIX). Отсюда — его заступничество за нее.
12. История Гиерака известна только из «Метаморфоз» Антонина Либерала.
13. Мариандины жили в Вифинии, на северо-востоке Малой Азии.
14. Тевкры — троянцы, потомки троянского героя Тевкра, сына речного бога Скамандра и нимфы Идеи, см. Аполлодор. III. XII, 1.
15. Наслал страшное чудовище. — Рассказ напоминает историю о том, как Аполлон и Посидон, построившие для Лаомедонта стены вокруг Трои и не получившие обещанной награды, наслали на Трою морское чудовище, в жертву которому была обречена Гесиона. Ср. Гомер. Илиада. VII. 452 сл.; XXI. 441—457; Овидий. Метаморфозы. XI. 199—220; Аполлодор. II. V. 9; Гигин. LXXXIX.
16. Упоминаемый только здесь Крагалей — эпоним крагалидов, проживавших в южной части Фокиды.
17. Афанадас — автор, более не известный.
18. «Геракловы воды» — источник в Фермопилах.
19. …чтобы он рассудил их. — Суд смертного над богами, в котором он неизбежно оказывается пострадавшей стороной, — фольклорный мотив. Ср. суд Париса, так же пасшего свои стада, как Крагалей.
20. Меланей. — Ср. Павсаний. IV. II. 2. Дриопы, которых первоначально локализовали в предгориях Парнаса, были вытеснены оттуда дорийцами и, как видно из настоящего изложения, расселились группами по разным областям Греции.
21. Сисифиды — поэтическое наименование коринфян, чей город, по преданию, был основан Сисифом. Гомер. Илиада. VI. 152 сл.; ср. Аполлодор. I. IX. 3; Павсаний. II. I. 1.
22. Горг, по другим источникам — один из четырех сыновей Кипсела.
23. …вывел …переселенцев. — Покровительство при основании колоний и часто пророческое приказание на этот счет — одна из постоянных функций Аполлона.
24. Предводительница (ἡγεμόνη) — культовый эпитет Артемиды. Ее храм в Амбракии упоминает Полиен. Военные хитрости. VII. 52 (ок. 230 г. н.э.).
25. Победа Геракла вместе с калидонцами над феспротами упоминается Аполлодором (II. VII. 6).
26. Гериона с его стадами локализуют обычно на крайнем западе Европы; однако Гекатей помещал его владение Эрифию в области Амбракии. Впрочем, место можно понять так, что эпироты пытались напасть на Геракла, когда он гнал коров Гериона с запада в Микены.
27. Коринфяне… происходят от Геракла. — Этот довод, явно противоречащий аргументам Аполлона (см. прим. 21), можно объяснить так, что многие знатные роды в Пелопоннесе возводили свое происхождение к Гераклу.
28. Антонин Либерал — единственный, кто передает этот миф. К сюжетной ситуации ср. Парфений. XVII.
29. Дав большие дары. — Ср. ниже XLI. 2—3; Парфений. XXV.
30. …воззрев на небо, взмолился… — Ср. VI. 3; XXI. 7; XXXIV. 5.
31. Поинга — не идентифицированная птица. Аристотель в «Истории животных» (IX. 18. 617a8), называет некую фоингу «наиболее пожирающей глаза» (μάλιστα… ὀφθαλμοβόρος) из всех птиц.
32. Эта глава — одна из трех, к заглавию которых нет никаких комментариев. Поскольку речь в ней идет о превращении в птиц, то источником мог быть скорее всего Бей либо все тот же Никандр.
33. Кекроп — первый аттический царь. Ср. Аполлодор. III. XIV. 1.
34. …сторожить священный скипетр… — Ср. Пиндар. Пиф. I. 9.
35. Аканфида — рукописное чтение; в «Оглавлении» (см. выше) — Аканфиллида, исправленная нами ради единообразия.
36. Гипподамия — «укрощающая лошадей». Имя ее находится в прямом противоречии с отпущенными ей возможностями (см. § 5).
37. Место испорченное. Любое предложение по его восстановлению должно исходить из спекулятивного сближения имени Ἐρῳδιός со сказуемым ἠρώησεν, однако ни одно известное значение глагола не объясняет предложенных конъектур.
38. …стали пожирать его… — ср. участие лошадей-людоедов в мифе о фракийском царе Диомеде, убитом Гераклом (Диодор Сицил. IV. 15. 3; Филострат. Картины. II. 25; Аполлодор. II. V. 8; Гигин. XXX; Квинт Смирнский. VI. 245—248). Ср. также поведение обезумевших ослов у Антонина Либерала (XX. 5).
39. Своим превращением в выпь и хохлатого жаворонка отец и мать Анфа обязаны исключительно излюбленному древними греками этимологическому сближению сходно звучащих слов: ὄκνος — «выпь», ὀκνέω — «медлить»; κορυδός — «хохлатый жаворонок»; ἐκορύσσετο — «выпрямилась». В действительности между сходно звучащими словами нет ничего общего.
40. Здесь имя Ἐρῳδιός ассоциируется с названием белой цапли (λευκερώιδιος).
41. Анф, как видно, тоже род цапли, умеющей подражать конскому ржанию и этим пугающей лошадей; в свою очередь, лошади при виде Анфа норовят его убить. См. Аристотель. История животных. IX. 609 b14; Элиан. О природе животных. VI. 19; Плиний. Естеств. история. X. 42. 116.
42. …похищало с полей людей. — Ср. ниже XLI. 8; Павсаний. IX. XXVI. 7—8.
43. Жрецы, увенчав Алкионея… — как искупительную жертву.
44. …земля куретов обычно отождествлялась с Этолией или Акарнанией. См. выше II. 3.
45. Сибарис был основан не локрийцами, а ахейцами. Здесь опять «этимологическое» сближение, чему соответствовало и существование вблизи Сибариса города Ламии, названного так по имени ливийской царицы, которую Зевс перенес в Италию (схолии к «Миру» Аристофана, ст. 758).
46. Рассказы об Эмафидах и об Аскалабе (XXIV), заимствованные Антонином Либералом из кн. IV «Превращений» Никандра, нашли отражение также в кн. V «Метаморфоз» Овидия (ст. 294—314, 533—550).
47. …состязание смертных с богами в искусстве — распространенный мотив в эллинистическое время. Ср., например, ниже XXXI. 3—5 (состязание мессапиев с нимфами); Овидий. Метаморфозы. VI. 1—145 (Арахна и Афина); Павсаний. II. XXII. 9; Аполлодор. I. IV. 2; Гигин. CLXV (Марсий и Аполлон); Гомер. Илиада. II. 594—600; Аполлодор. I. III. 3 (Фамирид и Музы).
48. От этого удара копытом Пегаса вырвался из поверхности Геликона источник Гиппокрена. См. Гесиод. Теогония. 6; Каллимах. Купание Паллады. 71; Овидий. Метаморфозы. V. 256—263; Страбон. VIII. VI. 21; Павсаний. IX. XXXI. 3.
49. У Овидия (Метаморфозы. V. 294—314) все девять Эмафид превращаются в сорок.
50. Кенхрида — птица, не идентифицированная, как и названная последней драконтида.
51. Более подробный рассказ — у Овидия (Метаморфозы. IV. 1—415). По существу, «женский» вариант сказания о противостоянии Дионису, разработанный Еврипидом в «Вакханках».
52. Коринна — беотийская поэтесса из Танагры. Одни исследователи относят ее творчество к V в., другие — к эпохе эллинизма. Содержание ее творчества составляли главным образом местные сказания.
53. Бык, лев, пантера особенно часто ассоциируются с Дионисом; первый из них — его зооморфная ипостась (см. Древнегреческая мелика. М., 1988. С. 412); о втором см. гомеровский гимн к Дионису, I, 44 сл.
54. …потекли нектар и молоко. — Ср. Гомер. Гимн к Дионису. I. 34—36; Элиан. Пестрые рассказы. III. 42.
55. В более распространенном варианте сказания действующими лицами являются афинская царевна Прокна, превращенная затем в соловья (ἀηδών), ее сестра Филомела, ставшая ласточкой (χελιδών), и фракийский царь Терей (будущий удод). См. Овидий. Метаморфозы. VI. 426—674; Конон. 31; Аполлодор. III. XIV. 8; Гигин. XLV; Гераклит. XXXV.
56. …больше, чем Зевс и Гера. — Ср. историю Кеика и Алкионы, восходящую еще к Гесиоду, — ВДИ. 1983. № 3. С. 123 сл.; Овидий. Метаморфозы. XI. 410—591.
57. Хелидонида — уменьшительное имя от «Хелидон».
58. …намазав его тело медом. — Ср. Апулей. Метаморфозы. VIII. 22. 5—6.
59. …дал ему топор. — Очередное «этимологическое» объяснение: πελεκᾶς — «зеленый дятел», πέλεκυς — «секира», «обоюдоострый топор».
60. Кикн — не следует его смешивать ни с одноименным сыном Ареса, которого убил Геракл (см. псевдогесиодовскую поэму «Щит Геракла»), ни с участником Троянской войны. О Кикне, герое Антонина Либерала, см. также: Овидий. Метаморфозы. VII. 371—381. Сходный рассказ о юноше, презирающем влюбленного в него, см. Конон. 16.
61. Аревс — неизвестный из других источников поэт.
62. Плеврон — город в Этолии, на северо-запад от Калидона.
63. Коноп — местоположение этого озера неизвестно.
64. …гробница Филия. — Обстоятельства смерти Филия Антонина Либерала не интересуют.
65. Антонин Либерал — единственный источник этой истории.
66. …кормили пчелы. — Подброшенных детей в античной мифологии часто выкармливали животные: Телефа, сына Геракла, — лань; Эгисфа — коза, Ромула и Рема — волчица и т.п. Ср. ниже XIX. 2; XXX. 1; XXXVI. 1; Гигин. CCLII.
67. …дав ему имя Мелитей — естественно, от μέλισσα — «пчела», но почему оно названо уже в начале рассказа и откуда Фагр узнал в нем единоутробного брата, не разъясняется.
68. …прозвали Тартаром, т.е. дали имя, уже содержащее зловещее предзнаменование.
69. Дальновержица — см. прим. 5.
70. Так. — Это замечание (ср. также XXXIV; XXXVI; XXXVII) показывает, что автору указаний на источники нижеследующая история была известна, но он не мог найти или вспомнить откуда. Поскольку дело кончается превращением в птиц, источником мог быть все тот же Бей.
71. Молоссы — племя в Эпире; в их области находилось знаменитое прорицалище Зевса в Додоне.
72. …с высоты башен, т.е., видимо, с укреплений, окружавших их поместье в качестве защиты; судя по дальнейшему, дети Муниха успели добежать до своей усадьбы.
73. Ихневмон и пес — не идентифицированные птицы.
74. Антонин Либерал — единственный источник этой истории.
75. …неприятна сова — как священная птица Афины.
76. …богиню, бродящую по ночам. — Артемида отождествлена здесь с Гекатой-Селеной, хранительницей перекрестков, особенно в ночное время.
77. …в пастушьей одежде — как и подобает богу — покровителю пастухов и их стад.
78. Левкофея — морская богиня — у Гомера и позже является в виде нырка. Бисса (вероятно, то же самое, что βύξα или βύζα — «сова») — признак ее принадлежности к хтонический божествам.
79. Ночной ворон — разновидность филина, предвещающего смерть.
80. Антонин Либерал — единственный, кто дает ей это имя. В других источниках, восходящих к Бею, ее называют Герана, что делает более естественным ее превращение в журавля (γέρανος).
81. Назвав ее Левкиппом. — Противоположная ситуация, когда юноша Левкипп маскируется под девушку. — у Парфения. XV, и Павсания. XVIII. XX. 2—4, но там его разоблачение кончается смертью. Ср. также Палефат. X.
82. Кенида. — См. Аполлоний Родос. I. 57—64; Овидий. Метаморфозы. XII. 459—532; Аполлодор. Эпитома. I. 22.
83. Тиресий. — См. Овидий. Метаморфозы. III. 316—338; Аполлодор. III. VI. 7; Гигин. LXXV.
84. Гиперместра, соблазненная Посидоном, получила от него взамен способность менять свой пол (Ликофрон. Александра. 1391—1396). Чаще, однако, эту историю связывают с дочерью Эрисихтона Местрой, которая таким образом пыталась прокормить своего отца, испытывавшего по воле Деметры неутолимый голод. См. Каллимах. Гимн к Деметре, 61—117; Овидий. Метаморфозы. VIII. 738—878.
85. Сипрет. — Имя это больше нигде не засвидетельствовано.
86. Фития (Φυτίη) — неизвестный из других источников эпитет Лето, сближаемый с глаголом φύω — «расти, выращивать».
87. Экдисия (Ἐκδύσια) — тоже неизвестный из других источников праздник, «этимологически» сближаемый с глаголом ἐκδύω «раздеваться», хотя непонятно, зачем Левкиппе надо было менять свою мужскую одежду.
88. Ср. похожий рассказ у Павсания. I. XLII. 6.
89. Антонин Либерал — единственный письменный источник этой истории. Существует, однако, амфора из Вульчи (VI в. до н.э.), на которой изображено, как с героев падают расколовшиеся доспехи (см. конец § 2).
90. …священная пещера. — Речь идет о горе Дикте на Крите, в которой, по традиционной версии, Рея укрыла от Крона новорожденного Зевса. Ср. ниже. XXXVI, где кормилицей Зевса названа коза; Аполлодор. I. I. 7.
91. Каждый год… — Зевс здесь, по аналогии с вегетативными божествами, представлен рождающимся ежегодно. См. гимн юному Зевсу в кн.: Древнегреческая мелика. С. 417—422.
92. Населяют пещеру священные пчелы. — Ср. Пиндар. Фр. 123; Петроний. LVI.
93. Лаий — конечно, не фиванский царь, убитый Эдипом.
94. Келей, Кербер, Эголий более нигде не упоминаются.
95. Кербер — не идентифицированная птица.
96. История сохранилась только у Антонина Либерала.
97. Симмий (или Симий) — грамматик и поэт с о-ва Родос (ок. 300 до н.э.). От его поэмы «Аполлон» сохранилось несколько гексаметров на папирусе из Мичиганского университета и у поздних авторов.
98. Аполлон Гиперборейский, — т.е. почитаемый гипербореями, которых античная традиция помещала где-то на севере («за Бореем», т.е. за владениями северного ветра).
99. …гекатомбу из ослов. — Ср. Пиндар. Пиф. X. 49—55. Первоначальный смысл слова гекатомба («сто быков») к этому времени давно забыт.
100. Ликий (Λύκιος) — собственно, эпитет Аполлона («родом из Ликии», ср. ниже XXXV, или «Волчий» — защитник стад от волков).
101. Ортигий — имя напоминает древнее название о-ва Делос («Ортигия»), где родился Аполлон.
103. Гарпа — скорее всего, коршун; гарпас (ἅπαξ λεγόμενον) — хищная птица, название которой ассоциируется с глаголом ἁρπάζω («похищать») и птицей гарпа.
104. Достоверное соответствие какого-нибудь русского названия греческому ὑπαίετος неизвестно. Мы переводим «подорлик», исходя из состава слова.
105. Коронида вышла замуж… — Будучи беременной от Аполлона, фессалийская царевна Коронида, носившая в чреве Асклепия, изменила богу со смертным. Первой принесла эту весть Аполлону белая ворона, за что бог изменил ее цвет. См. эпиллий Каллимаха «Гекала» в кн.: «Эллинские поэты VII—III вв.» М, 1997; Овидий. Метаморфозы. II. 534—632; Аполлодор. III. X. З; Гигин. CCII.
106. Пифинга — неизвестная птица.
107. …потому что он пытался — сближение в духе народной этимологии: основа слова «коза» в греческом αἰγ-; «синица» — αἰγίθαλλος. Ср. прим. 37, 59, 86, 87.
108. Антонин Либерал — единственный источник этой истории в первой ее части.
109. Стримон — бог одноименной реки во Фракии.
110. Фрасса — собственно, «фракиянка».
111. Трибалл — выходец из одноименного фракийского племени, в классическую эпоху — образец дикости и неотесанности. См. Аристофан. Птицы. 1567—1573.
112. Агрий и Орей — говорящие имена: «Полевой» и «Горный».
113. Лаг — птица не идентифицированная; вероятно, из породы стервятников. См. превращение Агрия.
114. Земля малийцев примыкает к Малийскому проливу, отделяющему материк от северо-западной оконечности Евбеи.
115. …изобрел… свирель. — По традиционной версии, изобретателем свирели считается Пан. Ср. Феокрит. Сиринга («свирель»); Овидий. Метаморфозы. I. 689—712.
116. …первым из людей… — По традиционной версии, это — заслуга Орфея.
117. …кик нимфы танцуют. — Ср. ниже, XXXI. 3.
118. Сперхей — бог одноименной реки, протекающей через Малийскую долину; Дино — одна из трех грай, ужасных своей внешностью (δεινός — «ужасный», «страшный»).
119. …превратил их в тополя. — Ср. ниже, гл. XXXII. 4.
120. …древоточец керамбик. — Судя по дальнейшему описанию, в облике керамбика объединены древоточец и жук-олень с рогами, напоминающими лиру.
121. «Великие Эои» — поэма, приписываемая Гесиоду и содержащая каталог женщин — прародительниц знатных родов.
122. Дидимарх — александрийский поэт.
123. Антигон из Кариста — поэт начала Римской империи.
124. Аполлоний… в эпиграммах. — По поводу того, писал ли Аполлоний эпиграммы, среди исследователей нет согласия. Может быть, это ошибка, исходящая от александрийского грамматика Памфила (I в. н.э.), который проявлял интерес ко всякого рода мифам о превращениях.
125. Гермес замыслил хитрость. — См. гомеровский гимн к Гермесу; Овидий. Метаморфозы. II. 680—707; Аполлодор. III. X. 2. В какой связи это находится с любовью Аполлона к Магнету, — неясно.
126. …где паслись коровы Адмета. — По более распространенной версии, стадо Аполлона находилось в Пиерии или Мессении, а стадо Адмета он пас в Фессалии, будучи отдан ему на один год в услужение за убийство Киклопов. См. Еврипид. Алкестида. 1—7; Диодор Сицил. IV. 71. 1—3; Аполлодор. III. X. 4; Гигин. XLIX.
127. Земля пеласгов — Фессалия; Фтиотида — область на северном берегу Малийского залива; Локрида — область, примыкающая к его южному берегу и Евбейскому проливу.
128. Ларисса — здесь: название аргосского акрополя.
129. Ликейская гора — вероятно, описка Антонина или его источника вместо «Лиркейской горы», хотя и она находится севернее Тегеи (в центре Пелопоннеса), т.е. на пути, уже пройденном Гермесом.
130. Меналий (Менал) — город в Пелопоннесе, на северо-запад от Тегеи, у подножья одноименного горного хребта. География Антонина остается достаточно запутанной.
131. Баттова Стража — место неизвестное. Антонин Либерал локализует его, как видно, где-то в Южном Пелопоннесе.
132. Корифасий — мыс в Мессении, близ Пилоса. Из этого видно, что гнать стадо в Меналий Гермесу было незачем.
133. Хлена — одежда из грубой шерстяной пряжи, служившая в V в. наградой победителям на общегреческих состязаниях в Пеллене (город в Ахее). По одной из версий, праздник посвящался Гермесу. Во времена Антонина Либерала он потерял всякое значение и справлялся только местными жителями.
134. См. гомеровский гимн Деметре; Диодор Сицил. V. 4. 1—3; 68. 2; Аполлодор. I. V. 1; Гигин. CXLVI. Роль Метаниры играет у Никандра Мисма.
135. …воды, смешанной с мятой… — состав ритуального элевсинского напитка кикеона, который мог варьироваться.
136. …предмет ненависти — укус пестрой ящерицы считался вредным.
137. Рассказ этот, кроме Антонина Либерала, сохранился еще только у Овидия (Метаморфозы. XIII. 685—699).
139. По традиционной генеалогии, Орион — сын Посидона и дочери Миноса Евриалы. Ср. также Палефат. О невероятном. LI: Гирией — сын Посидона.
140. Эония — древнее название Беотии, преобладающее в эллинистической литературе.
141. Гортинский Аполлон — культовый и пророческий центр в Аркадии, близ Мегалополя (не смешивать с Гортиной на Крите!).
142. Корониды. — Ср. прим. 105. Не ясно, почему в данном случае говорится о двух Коронидах. Может быть, потому что Гадес и Персефона так же извлекли их из костра, как Аполлон — Асклепия.
143. О похищении Гила нимфами см. Аполлоний Родосск. I. 1207—1210, 1221—1273; Феокрит. XIII; Проперций. I. XX. 17—50; Аполлодор. I. IX. 19; Гигин. XIV. 25. Однако о превращении его в эхо известно только из этой главы Антонина Либерала.
144. Геракл, выбранный ими в качестве предводителя. — На самом деле вождем похода был, естественно, Ясон, а Геракл либо был присоединен к мифу позже, либо история Гила как раз имела целью устранить Геракла из числа участников похода, чтобы не составлять конкуренции Ясону: в поисках Гила Геракл не услышал сигнала к отправлению корабля и отстал от похода.
145. Арганфона — горная цепь на берегу Вифинии; мимо нее аргонавты плыли, миновав пролив, ведущий в Понт, т.е. Геллеспонт.
146. Асканий — в историческое время река Киос, впадающая в Пропонтиду (Мраморное море).
147. ..вернулся на корабль — вопреки традиционной версии (см. прим. 144).
148. Полифем, по Аполлонию Родосскому и Аполлодору (см. прим. 143), первым услышал призыв Гила о помощи, разыскивал его вместе с Гераклом и, отстав от корабля, основал город Киос, соименный реке (см. прим. 146).
149. О происхождении Ифигении от Елены см. Павсаний. II. XXII. 7. Версия эта оказалась, однако, вытесненной другой, получившей развитие у трагиков V в., согласно которой Ифигения была старшей дочерью Агамемнона и Клитеместры. Дальнейшее изложение представляет, в общем, комбинацию содержания двух трагедий Еврипида — «Ифигения в Авлиде» и «Ифигения в Тавриде». Ср. Аполлодор. Эпитома. III. 21—22; Гигин. LXXXXVIII; Диктис Критский. I. 19—22.
150. …Тесей отпустил ее… — По более частой версии, Елена была отбита у Тесея ее братьями-Диоскурами. См. Геродот. IX. 73; Диодор Сицил. IV. 63. 3—5; Плутарх. Тесей. XXXII; XXXIV; Павсаний. I. XVII. 5; II. XXII. 6; Аполлодор. Эпитома. I. 23.
151. …явила… теленка. — Обычно речь идет о лани, животном-тотеме Артемиды. Теленок, а далее — бык, выбран ради очередного «этимологического» сближения: ταῦρος «бык», Ταῦροι — название народа, Ταυροπόλος — эпитет Артемиды.
152. Остров Белый (нынешний «Змеиный» в северо-западной части Черного моря; ср. Конон. 18) — один из вариантов Островов Блаженных (Элизия), которые чаще локализовали далеко на Западе тогдашнего мира — в Атлантике. Однако связь именно Ахилла с островом Белым — достаточно древняя и прочная. См. Толстой И.И. Остров Белый и Таврика на Евксинском понте. Пг., 1918.
153. Орсилоха — культовый эпитет самой Артемиды — «Помощницы при родах».
154. …стала супругой Ахилла — вполне закономерно, так как под предлогом бракосочетания с Ахиллом Ифигения была доставлена в Авлиду; впрочем, в качестве его жен на Островах Блаженных называли в разных источниках Медею (Аполлодор. Эпитома. V. 5), Елену (Павсаний. III. XIX. 11—13). Поликсену (Сенека. Троянки. 944).
155. Наиболее ранний и наиболее подробный рассказ о Тифоне: Гесиод. Теогония. 820—868; Аполлодор (I. VI. 3) ограничивается достаточно кратким упоминанием, но ни у того, ни у другого, разумеется, нет ничего о превращении испуганных богов в животных, как у Никандра, которому следовал Антонин Либерал (§ 2). Ср. Гигин. CXCVI.
156. Лепидот — нильская крупночешуйчатая рыба, разновидность усача.
157. …навалил… гору Этну. — Ср. Пиндар. Пиф. I. 15—20; Эсхил. Прометей. 351—372.
158. Этна как гора вулканического происхождения вполне годилась как место, где Гефест… установил свои наковальни.
159. К рассказу о Галинфиаде см. также Овидий. Метаморфозы. IX. 281—323; Павсаний. IX. XI. 3.
160. Прета не следует смешивать с одноименным царем Тиринфа, братом Акрисия и мужем Сфенебеи, о котором см. Аполлодор. II. II. 1.
161. Илифия, богиня, помогающая родам, считалась дочерью Геры. См. Гесиод. Теогония. 922; Пиндар. Нем. VII. 1—5; Павсаний. I. XVIII. 5; Аполлодор. I. III. 1. Об ее участии в задержании родов Алкмены см. Аполлодор. II. IV. 5.
163. История Библиды была широко распространена в эллинистическое время. См. Парфений. XI; Конон. 2; Овидий. Метаморфозы. IX. 441—665. О других инцестуозных сюжетах см. ниже, гл. XXIV; Парфений. V; XIII: XVII; XXXI: XXXV; Конон. 9; Гигин. CCLIII.
164. Минос — критский царь. См. ниже, XLI. 4—5.
165. Сарпедон — брат Миноса, оспаривавший у него либо царскую власть (Геродот. I. 173), либо любовь Милета (Аполлодор. III. 1. 2). Его часто смешивают с одноименным царем Ликии, участником Троянской войны (Гомер. Илиада. XVI. 419—505; Аполлодор. Эпитома. III. 34), хотя по мифологической хронологии их разделяют по меньшей мере 4—5 поколений. Об основании Милетом одноименного города см. Павсаний VII. II. 5.
166. Гамадриады — древесные нимфы.
167. Другой источник этого рассказа — Овидий. Метаморфозы. XIV. 512—526.
168. Ликаон — древний царь Аркадии, известный своей жестокостью и богохульством. См. Овидий. Метаморфозы. I. 163—245; Аполлодор. III. VIII. 1. Имя его производили от λύκος «волк».
169. Авсоны возводили свое происхождение к Авсону, сыну Одиссея, но мифологическая хронология в этом случае не очень выдерживается, так как дети героев Троянской войны — последнее поколение мифологических героев, а Ликаон принадлежит к одному из ранних.
170. …вплоть до границ Италии — в каком направлении? В эпоху Августа мессапии заселяли италийский «каблук» примерно до линии Тарент-Брундизий (Брентесий); певкетии примыкали к ним вдоль моря вплоть до Бария (см. Страбон. VI. III. 8); еще севернее располагались давнии (давны).
171. Япиги, по Страбону, — синоним мессапиев; по другим источникам, они ранее занимали место давнов, от италийской «шпоры» до линии южнее р. Авфид и, таким образом, соседствовали с мессапиями.
172. …задолго до похода Геракла — имеется в виду поход за коровами Гериона. См. выше, гл. IV. 6 и прим. 26.
173. «Священные скалы», — по-видимому, некое святилище Муз в Мессапии.
174. Эпимелиды — букв. «заботящиеся о стадах».
175. Единственный источник этого рассказа, кроме Антонина Либерала, — Овидий. Метаморфозы. IX. 329—393.
176. Сперхей. — См. прим. 118. Не смешивать этого Дриопа с отцом Крагалея! См. выше, гл. IV. I.
177. Гамадриады — см. прим. 166.
178. Стала нимфой, — т.е. обрела бессмертие.
179. Ферекид — афинский мифограф начала V в.
180. …из числа людей. — Согласно распространенной версии, Геракл, желая, чтобы его сожгли на горе Эте, в последний момент был похищен богами и взят на небо. См. Аполлодор. II. VII. 7. Дальнейшее изложение (§ 1—2) совпадает в общем с содержанием трагедии Еврипида «Гераклиды».
181. Четырехградье — союз четырех городов на Марафонской равнине в Аттике, в который входили, кроме Марафона, также Трикоринф, Эноя и Пробалинф. Ср. Конон. 27.
182. Радаманф — сын Зевса и Европы, по одной из версий царствовавший на Островах Блаженных; по другой — женившийся на Алкмене после смерти Амфитриона (см. Аполлодор. II. IV. 11). Тогда их обручение на Островах Блаженных становится вполне закономерным и объединяет обе версии.
183. Героон — святилище, учрежденное в честь особо почитаемого смертного; например, на острове Парос существовал героон поэта Архилоха.
184. См. изложение этой истории у Овидия (Метаморфозы. X. 298—502); ср. Аполлодор. III. XIV. 4; Гигин. LVIII.
186. Ср. сходную ситуацию: Парфений. XVII.
187. Более подробное изложение — Овидий (Метаморфозы. VI. 339—381).
188. Менекрат из Ксанфа — историк IV в. до н.э., автор «Истории Ликии».
189. Астерия — древнее название о-ва Делос.
190. Ксанф — река на юге Малой Азии, впадающая в Средиземное море восточнее о-ва Родос.
191. …волки приветствовали Лето, на которую отчасти перенесены признаки Великой матери богов — Реи-Кибелы. См. Древнегреческая мелика. С. 422—424.
192. Тремилида (Тремила) — другое название Ликии.
193. …в память о волках — очередное «этимологическое» сближение: Λυκία — название страны, λύκος — «волк».
195. …отобрал власть у Крона… — См. Гесиод. Теогония. 629—641; Аполлодор. I. II. 1; Гигин. CL.
196. …находится среди звезд — созвездие Козерога.
197. Сипил — гора в Лидии, во владениях Тантала.
198. …ложная клятва, изреченная Танталом, служит обычно только одной из причин наказания, постигшего его в подземном царстве; см. Аполлодор. Эпитома. II. 1.
199. …навалил… гору Сипил. — Ср. Павсаний II. XXII. 3; V. XIII. 7.
200. …вернувшись в Аргос. — Диомед был сыном Тидея, изгнанного из Калидона и нашедшего убежище в Аргосе, где он женился на Деипиле, дочери Адраста. См. Аполлодор. I. VIII. 5.
201. …за приверженность делам Афродиты. — Афродита внушила Эгиалее неверность мужу, мстя за ранение, нанесенное ей под Троей Диомедом. См. Гомер. Илиада. V. 330—417. По другому варианту, к измене мужьям побуждал жен троянских героев Навплий, мстя за Паламеда. См. Аполлодор. Эпит. VI. 9; Диктис Критский. VI. 2.
202. …вернул царство… Ойнею. — Об изгнании Ойнея сыновьями Агрия см. Павсаний. II. XXV. 2; Аполлодор. I. VIII. 6; Гигин. CLXXV; Диктис Критский. VI. 2.
203. Давн, царь давниев, — вероятно, тот же самый, о котором речь идет в гл. XXXI. Ср. Страбон. V. I. 9.
204. …который они назвали «Диомедовым». — Античные источники локализуют этот остров у побережья Иллирии (нынешняя Далмация), вдоль которого тянется целая цепь островов.
205. Эта история, известная Ликофону (Александра. 901 сл.), подробно рассказана у Овидия (Метаморфозы. XI. 266—409).
206. К истории Эака и его сыновей (§ 1—3) см. Диодор Сицил. IV. 72. 5; Павсаний. II. XXIX. 2; Аполлодор III. XII. 6 — XIII. 3; Гигин. LII.
207. …якобы пытался соблазнить ее. — Преступная любовь жены хозяина к гостю (и тем более — к члену семьи мужа) — «бродячий мотив» в Средиземноморье. Ср. пары «Иосиф — жена Пентефрия» (Кн. Бытия. 39. 7—20), «Беллерофонт — Сфенебея» (Илиада. VI. 160—170); «Феникс — наложница Аминтора» (Илиада. IX. 437—484; Аполлодор. III. XIII. 80, «Ипполит — Федра» (Еврипид. Ипполит), «Анфей — Клеобея» (Парфений. XIV). «Тенес — Филонома» (Павсаний. X. XIV. 2—4; Аполлодор. Эпитома. III. 23—25), Клеопатра и оклеветанные ею пасынки (Аполлодор. III. XV. 3) и т.п.
208. Имеется в виду озольская Локрида, на берегу Коринфского залива, граничащая с Фокидей.
209. Гермесианакт (ок. 300 г. до н.э.) — эллинистический поэт; «Леонтион» — собрание элегий в трех книгах, дошедшее только в отрывках. История Аркеофонта (с измененным именем героя) — также у Овидия (Метаморфозы. XIV. 698—764).
210. …были они из Финикии. — Кипр, расположенный на скрещении торговых путей с Ближнего Востока, из Египта и Греции, за свою историю неоднократно переходил из рук в руки. Был он в VIII в. и под властью Финикии, а позже оказывал гостеприимство финикийским купцам.
211. Имеется в виду г. Саламин на Кипре (не смешивать с одноименным островом у берегов Аттики!). Никокреонт — лицо историческое, царствовал с 332 по 312 г. (ср. Диодор Сицил. XIX. 79. 5).
212. Тевкр, сын Теламона (см. гл. XXXVII. 2), — лучший стрелок в греческом войске под Троей. Отец изгнал его за то, что он не сумел предотвратить самоубийство Аякса.
213. Арсиноя. — Имя возлюбленной Аркеофонта появляется впервые, хотя более естественно ожидать его в начале главы.
214. Богиня, — естественно, Афродита.
215. По другой версии, матерью Бритомартис была Геката.
216. Эрасин — река и речной бог в Арголиде.
217. Лафрия — эпитет, под которым почитали Артемиду в Калидонии, Мессении, но также в Фокиде, Дориде и на о-ве Кефалления. О приложении этого эпитета к Бритомартис других свидетельств нет.
218. Эпитет Диктинна сближается здесь со словом δίκτυον «сеть»; в действительности он происходит от названия критской горы Дикты.
219. …назвали Афеей (Ἀφαία). — Опять сближение по созвучию с прилагательным ἀφανής «невидимая».
220. Бритомартис, являясь восточнокритской ипостасью Артемиды (см. Каллимах. Гимн Артемиде. 189—203), столь же многоименна, как сама богиня. См. там же, ст. 6—7; Павсаний. II. XXX. 3
221. Кефал, сын Деиона. — Ср. Павсаний. I. XXXVII. 6; X. 29. 6; Аполлодор. I. IX. 4; III. XV. I; Гигин CLXXXIX; CCLXX. Есть, впрочем, и другая генеалогия, по которой Кефал происходил от Гермеса и Креусы, дочери Эрехфея (Гигин. CLX). Ср. рассказ у Овидия (Метаморфозы. VII. 661—865).
222. Эос, влюбившись в него… — См. Гесиод. Теогония. 986; Павсаний. I. III. 1 и прим. 221.
223. …сделала своим любовником. — Далее в рукописи пропуск.
224. …принимает предложение. — Согласно версии Аполлодора, III. XV. I, Прокрида изменила Кефалу с неким Птелеоном, подарившим ей золотой венец, была застигнута Кефалом и бежала на Крит к Миносу (см. Палефат. II). Там же у Аполлодора вкратце и несколько иначе излагается содержание следующих § 4—5 Антонина Либерала.
225. Получил копье и пса. — Далее Антонин Либерал опускает историю нечаянного убийства Прокриды во время охоты (см. у Овидия, кроме указанного рассказа в «Метаморфозах», также «Наука любви». III. 685—746), после чего Кефал бежал в Фивы и помог Амфитриону избавить кадмейцев от Тевмесской лисы (Страбон. X. II. 14, 20; Павсаний. I. XXXVII. 6). Ср. ниже, § 7—9.
226. …у телебоев. — Об этой экспедиции Амфитриона против телебоев (племя в Акарнании, на западе Средней Греции) см. Геродот. V. 59. 8; Страбон. X. II. 20; Павсаний. I. XXXVII. 6; Плавт. Амфитрион. 183—256; Аполлодор. II. IV. 6—7. Поход Амфитриона был ответом на похищение стада коров у его тестя Электриона из Аргоса. В духе античных «этимологии» одно из объяснений имени телебоев возводит его к греческим словам τῆλε οἰκοῦντες («далеко живущие») и αἱ βόες («коровы»): телебои — «далеко угнавшие коров». См. еще у Геродора, вступление к примечаниям к Палефату.
227. …объявилась лиса. — См. Овидий. Метаморфозы. VII. 763—792; Павсаний. IX. XIX. 1; Аполлодор — см. прим. 226.