ПРИМЕЧАНИЯ:

* Собранию рассказов Антонина Либерала предшествуют два никак не озаглавленных перечня глав с обозначением превращений. Первый перечень содержит только очень краткое описание результатов изложения в избранных главах из числа первых 24-х. Например, I. Голубка. V. Стервятник (названия двух других птиц опущены). X. Летучая мышь (названия двух птиц опущены); в гл. IX и XX перечислены соответственно все 9 и 6 птиц. Второй перечень охватывает все главы и указывает в виде краткого резюме кто в кого (или во что) превратился. Только этот второй перечень переведен здесь без комментариев, которые приурочены к каждой из глав.

1. История Ктесиллы и Гермохара весьма напоминает рассказ Каллимаха об Аконтии и Кидиппе (см. Callimachus. Aetia, Iambi, Lyric poems [etc.]. Text… by C.A. Tripanis. L.-Cambr. Mass., 1958. P. 54—61; полный русский перевод дошедшего отрывка публикуется в кн.: Эллинские поэты VII—III вв. до н.э. (М.: Ладомир, 1997)) с той разницей, что история Кидиппы завершается благополучно. Принадлежит ли взятое в квадратные скобки в конце § 2 сравнение с обманом Аконтия Никандру, Антонину Либералу или позднему читателю, остается спорным.

2. Иулида, как и ниже Карфея, — города на острове Кеос.

3. Прикоснувшись к лавру, т.е. придавая своей клятве наибольшую силу.

4. По воле богов — наказание за нарушение клятвы вполне могло переходить с виновного на его потомство.

5. Основать святилище — о рассказе с заключительной αἴτιον см. вступительную заметку. Сходство с главой XIII подчеркивается общностью культового эпитета Ктесиллы и Аспалиды — Ἑκαέργη («Дальновержица»), т.е. обе являются местной ипостасью Артемиды.

6. Источником большей части главы II являются скорее более ранние мифографы (ср. Аполлодор. I. VII. 10 — VIII. 3), чем Никандр, которого предыстория превращения Мелеагрид в птиц едва ли интересовала как слишком известная. Об участи Мелеагра ср. Вакхилид. V. 93—154; Диодор Сицил. IV. 34; Овидий. Метаморфозы. VIII. 270—525; недошедшие трагедии Софокла и Еврипида (фр. 515—539).

7. У Аполлодора отцом Ойнея назван Порфаон, дедом — Агенор.

8. Забыл Артемиду — ср. историю Адмета у Еврипида в «Алкестиде» (Аполлодор. I. IX. 15).

9. Мелеагр не выходил на бой — ср. Гомер. Илиада. IX. 529—599.

10. Мать сожгла головню — широко распространенный вариант. См., кроме источников, упомянутых в прим. 6, также: Эсхил. Хоэфоры. 609—612; Овидий. Метаморфозы. VIII. 445—525; Павсаний. X. 31. 4; Гигин. CLXXI; CLXXIV.

11. Деянира — по некоторым источникам, дочь Алфеи от Диониса (Аполлодор. I. VIII. 2; Гигин. CXXIX). Отсюда — его заступничество за нее.

12. История Гиерака известна только из «Метаморфоз» Антонина Либерала.

13. Мариандины жили в Вифинии, на северо-востоке Малой Азии.

14. Тевкры — троянцы, потомки троянского героя Тевкра, сына речного бога Скамандра и нимфы Идеи, см. Аполлодор. III. XII, 1.

15. Наслал страшное чудовище. — Рассказ напоминает историю о том, как Аполлон и Посидон, построившие для Лаомедонта стены вокруг Трои и не получившие обещанной награды, наслали на Трою морское чудовище, в жертву которому была обречена Гесиона. Ср. Гомер. Илиада. VII. 452 сл.; XXI. 441—457; Овидий. Метаморфозы. XI. 199—220; Аполлодор. II. V. 9; Гигин. LXXXIX.

16. Упоминаемый только здесь Крагалей — эпоним крагалидов, проживавших в южной части Фокиды.

17. Афанадас — автор, более не известный.

18. «Геракловы воды» — источник в Фермопилах.

19.чтобы он рассудил их. — Суд смертного над богами, в котором он неизбежно оказывается пострадавшей стороной, — фольклорный мотив. Ср. суд Париса, так же пасшего свои стада, как Крагалей.

20. Меланей. — Ср. Павсаний. IV. II. 2. Дриопы, которых первоначально локализовали в предгориях Парнаса, были вытеснены оттуда дорийцами и, как видно из настоящего изложения, расселились группами по разным областям Греции.

21. Сисифиды — поэтическое наименование коринфян, чей город, по преданию, был основан Сисифом. Гомер. Илиада. VI. 152 сл.; ср. Аполлодор. I. IX. 3; Павсаний. II. I. 1.

22. Горг, по другим источникам — один из четырех сыновей Кипсела.

23.вывел …переселенцев. — Покровительство при основании колоний и часто пророческое приказание на этот счет — одна из постоянных функций Аполлона.

24. Предводительница (ἡγεμόνη) — культовый эпитет Артемиды. Ее храм в Амбракии упоминает Полиен. Военные хитрости. VII. 52 (ок. 230 г. н.э.).

25. Победа Геракла вместе с калидонцами над феспротами упоминается Аполлодором (II. VII. 6).

26. Гериона с его стадами локализуют обычно на крайнем западе Европы; однако Гекатей помещал его владение Эрифию в области Амбракии. Впрочем, место можно понять так, что эпироты пытались напасть на Геракла, когда он гнал коров Гериона с запада в Микены.

27. Коринфяне… происходят от Геракла. — Этот довод, явно противоречащий аргументам Аполлона (см. прим. 21), можно объяснить так, что многие знатные роды в Пелопоннесе возводили свое происхождение к Гераклу.

28. Антонин Либерал — единственный, кто передает этот миф. К сюжетной ситуации ср. Парфений. XVII.

29. Дав большие дары. — Ср. ниже XLI. 2—3; Парфений. XXV.

30.воззрев на небо, взмолился… — Ср. VI. 3; XXI. 7; XXXIV. 5.

31. Поинга — не идентифицированная птица. Аристотель в «Истории животных» (IX. 18. 617a8), называет некую фоингу «наиболее пожирающей глаза» (μάλιστα… ὀφθαλμοβόρος) из всех птиц.

32. Эта глава — одна из трех, к заглавию которых нет никаких комментариев. Поскольку речь в ней идет о превращении в птиц, то источником мог быть скорее всего Бей либо все тот же Никандр.

33. Кекроп — первый аттический царь. Ср. Аполлодор. III. XIV. 1.

34.сторожить священный скипетр… — Ср. Пиндар. Пиф. I. 9.

35. Аканфида — рукописное чтение; в «Оглавлении» (см. выше) — Аканфиллида, исправленная нами ради единообразия.

36. Гипподамия — «укрощающая лошадей». Имя ее находится в прямом противоречии с отпущенными ей возможностями (см. § 5).

37. Место испорченное. Любое предложение по его восстановлению должно исходить из спекулятивного сближения имени Ἐρῳδιός со сказуемым ἠρώησεν, однако ни одно известное значение глагола не объясняет предложенных конъектур.

38.стали пожирать его… — ср. участие лошадей-людоедов в мифе о фракийском царе Диомеде, убитом Гераклом (Диодор Сицил. IV. 15. 3; Филострат. Картины. II. 25; Аполлодор. II. V. 8; Гигин. XXX; Квинт Смирнский. VI. 245—248). Ср. также поведение обезумевших ослов у Антонина Либерала (XX. 5).

39. Своим превращением в выпь и хохлатого жаворонка отец и мать Анфа обязаны исключительно излюбленному древними греками этимологическому сближению сходно звучащих слов: ὄκνος — «выпь», ὀκνέω — «медлить»; κορυδός — «хохлатый жаворонок»; ἐκορύσσετο — «выпрямилась». В действительности между сходно звучащими словами нет ничего общего.

40. Здесь имя Ἐρῳδιός ассоциируется с названием белой цапли (λευκερώιδιος).

41. Анф, как видно, тоже род цапли, умеющей подражать конскому ржанию и этим пугающей лошадей; в свою очередь, лошади при виде Анфа норовят его убить. См. Аристотель. История животных. IX. 609 b14; Элиан. О природе животных. VI. 19; Плиний. Естеств. история. X. 42. 116.

42.похищало с полей людей. — Ср. ниже XLI. 8; Павсаний. IX. XXVI. 7—8.

43. Жрецы, увенчав Алкионея… — как искупительную жертву.

44.земля куретов обычно отождествлялась с Этолией или Акарнанией. См. выше II. 3.

45. Сибарис был основан не локрийцами, а ахейцами. Здесь опять «этимологическое» сближение, чему соответствовало и существование вблизи Сибариса города Ламии, названного так по имени ливийской царицы, которую Зевс перенес в Италию (схолии к «Миру» Аристофана, ст. 758).

46. Рассказы об Эмафидах и об Аскалабе (XXIV), заимствованные Антонином Либералом из кн. IV «Превращений» Никандра, нашли отражение также в кн. V «Метаморфоз» Овидия (ст. 294—314, 533—550).

47.состязание смертных с богами в искусстве — распространенный мотив в эллинистическое время. Ср., например, ниже XXXI. 3—5 (состязание мессапиев с нимфами); Овидий. Метаморфозы. VI. 1—145 (Арахна и Афина); Павсаний. II. XXII. 9; Аполлодор. I. IV. 2; Гигин. CLXV (Марсий и Аполлон); Гомер. Илиада. II. 594—600; Аполлодор. I. III. 3 (Фамирид и Музы).

48. От этого удара копытом Пегаса вырвался из поверхности Геликона источник Гиппокрена. См. Гесиод. Теогония. 6; Каллимах. Купание Паллады. 71; Овидий. Метаморфозы. V. 256—263; Страбон. VIII. VI. 21; Павсаний. IX. XXXI. 3.

49. У Овидия (Метаморфозы. V. 294—314) все девять Эмафид превращаются в сорок.

50. Кенхрида — птица, не идентифицированная, как и названная последней драконтида.

51. Более подробный рассказ — у Овидия (Метаморфозы. IV. 1—415). По существу, «женский» вариант сказания о противостоянии Дионису, разработанный Еврипидом в «Вакханках».

52. Коринна — беотийская поэтесса из Танагры. Одни исследователи относят ее творчество к V в., другие — к эпохе эллинизма. Содержание ее творчества составляли главным образом местные сказания.

53. Бык, лев, пантера особенно часто ассоциируются с Дионисом; первый из них — его зооморфная ипостась (см. Древнегреческая мелика. М., 1988. С. 412); о втором см. гомеровский гимн к Дионису, I, 44 сл.

54.потекли нектар и молоко. — Ср. Гомер. Гимн к Дионису. I. 34—36; Элиан. Пестрые рассказы. III. 42.

55. В более распространенном варианте сказания действующими лицами являются афинская царевна Прокна, превращенная затем в соловья (ἀηδών), ее сестра Филомела, ставшая ласточкой (χελιδών), и фракийский царь Терей (будущий удод). См. Овидий. Метаморфозы. VI. 426—674; Конон. 31; Аполлодор. III. XIV. 8; Гигин. XLV; Гераклит. XXXV.

56.больше, чем Зевс и Гера. — Ср. историю Кеика и Алкионы, восходящую еще к Гесиоду, — ВДИ. 1983. № 3. С. 123 сл.; Овидий. Метаморфозы. XI. 410—591.

57. Хелидонида — уменьшительное имя от «Хелидон».

58.намазав его тело медом. — Ср. Апулей. Метаморфозы. VIII. 22. 5—6.

59.дал ему топор. — Очередное «этимологическое» объяснение: πελεκᾶς — «зеленый дятел», πέλεκυς — «секира», «обоюдоострый топор».

60. Кикн — не следует его смешивать ни с одноименным сыном Ареса, которого убил Геракл (см. псевдогесиодовскую поэму «Щит Геракла»), ни с участником Троянской войны. О Кикне, герое Антонина Либерала, см. также: Овидий. Метаморфозы. VII. 371—381. Сходный рассказ о юноше, презирающем влюбленного в него, см. Конон. 16.

61. Аревс — неизвестный из других источников поэт.

62. Плеврон — город в Этолии, на северо-запад от Калидона.

63. Коноп — местоположение этого озера неизвестно.

64.гробница Филия. — Обстоятельства смерти Филия Антонина Либерала не интересуют.

65. Антонин Либерал — единственный источник этой истории.

66.кормили пчелы. — Подброшенных детей в античной мифологии часто выкармливали животные: Телефа, сына Геракла, — лань; Эгисфа — коза, Ромула и Рема — волчица и т.п. Ср. ниже XIX. 2; XXX. 1; XXXVI. 1; Гигин. CCLII.

67.дав ему имя Мелитей — естественно, от μέλισσα — «пчела», но почему оно названо уже в начале рассказа и откуда Фагр узнал в нем единоутробного брата, не разъясняется.

68.прозвали Тартаром, т.е. дали имя, уже содержащее зловещее предзнаменование.

69. Дальновержица — см. прим. 5.

70. Так. — Это замечание (ср. также XXXIV; XXXVI; XXXVII) показывает, что автору указаний на источники нижеследующая история была известна, но он не мог найти или вспомнить откуда. Поскольку дело кончается превращением в птиц, источником мог быть все тот же Бей.

71. Молоссы — племя в Эпире; в их области находилось знаменитое прорицалище Зевса в Додоне.

72. с высоты башен, т.е., видимо, с укреплений, окружавших их поместье в качестве защиты; судя по дальнейшему, дети Муниха успели добежать до своей усадьбы.

73. Ихневмон и пес — не идентифицированные птицы.

74. Антонин Либерал — единственный источник этой истории.

75.неприятна сова — как священная птица Афины.

76.богиню, бродящую по ночам. — Артемида отождествлена здесь с Гекатой-Селеной, хранительницей перекрестков, особенно в ночное время.

77.в пастушьей одежде — как и подобает богу — покровителю пастухов и их стад.

78. Левкофея — морская богиня — у Гомера и позже является в виде нырка. Бисса (вероятно, то же самое, что βύξα или βύζα — «сова») — признак ее принадлежности к хтонический божествам.

79. Ночной ворон — разновидность филина, предвещающего смерть.

80. Антонин Либерал — единственный, кто дает ей это имя. В других источниках, восходящих к Бею, ее называют Герана, что делает более естественным ее превращение в журавля (γέρανος).

81. Назвав ее Левкиппом. — Противоположная ситуация, когда юноша Левкипп маскируется под девушку. — у Парфения. XV, и Павсания. XVIII. XX. 2—4, но там его разоблачение кончается смертью. Ср. также Палефат. X.

82. Кенида. — См. Аполлоний Родос. I. 57—64; Овидий. Метаморфозы. XII. 459—532; Аполлодор. Эпитома. I. 22.

83. Тиресий. — См. Овидий. Метаморфозы. III. 316—338; Аполлодор. III. VI. 7; Гигин. LXXV.

84. Гиперместра, соблазненная Посидоном, получила от него взамен способность менять свой пол (Ликофрон. Александра. 1391—1396). Чаще, однако, эту историю связывают с дочерью Эрисихтона Местрой, которая таким образом пыталась прокормить своего отца, испытывавшего по воле Деметры неутолимый голод. См. Каллимах. Гимн к Деметре, 61—117; Овидий. Метаморфозы. VIII. 738—878.

85. Сипрет. — Имя это больше нигде не засвидетельствовано.

86. Фития (Φυτίη) — неизвестный из других источников эпитет Лето, сближаемый с глаголом φύω — «расти, выращивать».

87. Экдисия (Ἐκδύσια) — тоже неизвестный из других источников праздник, «этимологически» сближаемый с глаголом ἐκδύω «раздеваться», хотя непонятно, зачем Левкиппе надо было менять свою мужскую одежду.

88. Ср. похожий рассказ у Павсания. I. XLII. 6.

89. Антонин Либерал — единственный письменный источник этой истории. Существует, однако, амфора из Вульчи (VI в. до н.э.), на которой изображено, как с героев падают расколовшиеся доспехи (см. конец § 2).

90.священная пещера. — Речь идет о горе Дикте на Крите, в которой, по традиционной версии, Рея укрыла от Крона новорожденного Зевса. Ср. ниже. XXXVI, где кормилицей Зевса названа коза; Аполлодор. I. I. 7.

91. Каждый год… — Зевс здесь, по аналогии с вегетативными божествами, представлен рождающимся ежегодно. См. гимн юному Зевсу в кн.: Древнегреческая мелика. С. 417—422.

92. Населяют пещеру священные пчелы. — Ср. Пиндар. Фр. 123; Петроний. LVI.

93. Лаий — конечно, не фиванский царь, убитый Эдипом.

94. Келей, Кербер, Эголий более нигде не упоминаются.

95. Кербер — не идентифицированная птица.

96. История сохранилась только у Антонина Либерала.

97. Симмий (или Симий) — грамматик и поэт с о-ва Родос (ок. 300 до н.э.). От его поэмы «Аполлон» сохранилось несколько гексаметров на папирусе из Мичиганского университета и у поздних авторов.

98. Аполлон Гиперборейский, — т.е. почитаемый гипербореями, которых античная традиция помещала где-то на севере («за Бореем», т.е. за владениями северного ветра).

99.гекатомбу из ослов. — Ср. Пиндар. Пиф. X. 49—55. Первоначальный смысл слова гекатомба («сто быков») к этому времени давно забыт.

100. Ликий (Λύκιος) — собственно, эпитет Аполлона («родом из Ликии», ср. ниже XXXV, или «Волчий» — защитник стад от волков).

101. Ортигий — имя напоминает древнее название о-ва Делос («Ортигия»), где родился Аполлон.

102. Ср. прим. 38.

103. Гарпа — скорее всего, коршун; гарпас (ἅπαξ λεγόμενον) — хищная птица, название которой ассоциируется с глаголом ἁρπάζω («похищать») и птицей гарпа.

104. Достоверное соответствие какого-нибудь русского названия греческому ὑπαίετος неизвестно. Мы переводим «подорлик», исходя из состава слова.

105. Коронида вышла замуж… — Будучи беременной от Аполлона, фессалийская царевна Коронида, носившая в чреве Асклепия, изменила богу со смертным. Первой принесла эту весть Аполлону белая ворона, за что бог изменил ее цвет. См. эпиллий Каллимаха «Гекала» в кн.: «Эллинские поэты VII—III вв.» М, 1997; Овидий. Метаморфозы. II. 534—632; Аполлодор. III. X. З; Гигин. CCII.

106. Пифинга — неизвестная птица.

107.потому что он пытался — сближение в духе народной этимологии: основа слова «коза» в греческом αἰγ-; «синица» — αἰγίθαλλος. Ср. прим. 37, 59, 86, 87.

108. Антонин Либерал — единственный источник этой истории в первой ее части.

109. Стримон — бог одноименной реки во Фракии.

110. Фрасса — собственно, «фракиянка».

111. Трибалл — выходец из одноименного фракийского племени, в классическую эпоху — образец дикости и неотесанности. См. Аристофан. Птицы. 1567—1573.

112. Агрий и Орей — говорящие имена: «Полевой» и «Горный».

113. Лаг — птица не идентифицированная; вероятно, из породы стервятников. См. превращение Агрия.

114. Земля малийцев примыкает к Малийскому проливу, отделяющему материк от северо-западной оконечности Евбеи.

115.изобрел… свирель. — По традиционной версии, изобретателем свирели считается Пан. Ср. Феокрит. Сиринга («свирель»); Овидий. Метаморфозы. I. 689—712.

116.первым из людей… — По традиционной версии, это — заслуга Орфея.

117.кик нимфы танцуют. — Ср. ниже, XXXI. 3.

118. Сперхей — бог одноименной реки, протекающей через Малийскую долину; Дино — одна из трех грай, ужасных своей внешностью (δεινός — «ужасный», «страшный»).

119.превратил их в тополя. — Ср. ниже, гл. XXXII. 4.

120.древоточец керамбик. — Судя по дальнейшему описанию, в облике керамбика объединены древоточец и жук-олень с рогами, напоминающими лиру.

121. «Великие Эои» — поэма, приписываемая Гесиоду и содержащая каталог женщин — прародительниц знатных родов.

122. Дидимарх — александрийский поэт.

123. Антигон из Кариста — поэт начала Римской империи.

124. Аполлоний… в эпиграммах. — По поводу того, писал ли Аполлоний эпиграммы, среди исследователей нет согласия. Может быть, это ошибка, исходящая от александрийского грамматика Памфила (I в. н.э.), который проявлял интерес ко всякого рода мифам о превращениях.

125. Гермес замыслил хитрость. — См. гомеровский гимн к Гермесу; Овидий. Метаморфозы. II. 680—707; Аполлодор. III. X. 2. В какой связи это находится с любовью Аполлона к Магнету, — неясно.

126.где паслись коровы Адмета. — По более распространенной версии, стадо Аполлона находилось в Пиерии или Мессении, а стадо Адмета он пас в Фессалии, будучи отдан ему на один год в услужение за убийство Киклопов. См. Еврипид. Алкестида. 1—7; Диодор Сицил. IV. 71. 1—3; Аполлодор. III. X. 4; Гигин. XLIX.

127. Земля пеласгов — Фессалия; Фтиотида — область на северном берегу Малийского залива; Локрида — область, примыкающая к его южному берегу и Евбейскому проливу.

128. Ларисса — здесь: название аргосского акрополя.

129. Ликейская гора — вероятно, описка Антонина или его источника вместо «Лиркейской горы», хотя и она находится севернее Тегеи (в центре Пелопоннеса), т.е. на пути, уже пройденном Гермесом.

130. Меналий (Менал) — город в Пелопоннесе, на северо-запад от Тегеи, у подножья одноименного горного хребта. География Антонина остается достаточно запутанной.

131. Баттова Стража — место неизвестное. Антонин Либерал локализует его, как видно, где-то в Южном Пелопоннесе.

132. Корифасий — мыс в Мессении, близ Пилоса. Из этого видно, что гнать стадо в Меналий Гермесу было незачем.

133. Хлена — одежда из грубой шерстяной пряжи, служившая в V в. наградой победителям на общегреческих состязаниях в Пеллене (город в Ахее). По одной из версий, праздник посвящался Гермесу. Во времена Антонина Либерала он потерял всякое значение и справлялся только местными жителями.

134. См. гомеровский гимн Деметре; Диодор Сицил. V. 4. 1—3; 68. 2; Аполлодор. I. V. 1; Гигин. CXLVI. Роль Метаниры играет у Никандра Мисма.

135.воды, смешанной с мятой… — состав ритуального элевсинского напитка кикеона, который мог варьироваться.

136.предмет ненависти — укус пестрой ящерицы считался вредным.

137. Рассказ этот, кроме Антонина Либерала, сохранился еще только у Овидия (Метаморфозы. XIII. 685—699).

138. См. прим. 52.

139. По традиционной генеалогии, Орион — сын Посидона и дочери Миноса Евриалы. Ср. также Палефат. О невероятном. LI: Гирией — сын Посидона.

140. Эония — древнее название Беотии, преобладающее в эллинистической литературе.

141. Гортинский Аполлон — культовый и пророческий центр в Аркадии, близ Мегалополя (не смешивать с Гортиной на Крите!).

142. Корониды. — Ср. прим. 105. Не ясно, почему в данном случае говорится о двух Коронидах. Может быть, потому что Гадес и Персефона так же извлекли их из костра, как Аполлон — Асклепия.

143. О похищении Гила нимфами см. Аполлоний Родосск. I. 1207—1210, 1221—1273; Феокрит. XIII; Проперций. I. XX. 17—50; Аполлодор. I. IX. 19; Гигин. XIV. 25. Однако о превращении его в эхо известно только из этой главы Антонина Либерала.

144. Геракл, выбранный ими в качестве предводителя. — На самом деле вождем похода был, естественно, Ясон, а Геракл либо был присоединен к мифу позже, либо история Гила как раз имела целью устранить Геракла из числа участников похода, чтобы не составлять конкуренции Ясону: в поисках Гила Геракл не услышал сигнала к отправлению корабля и отстал от похода.

145. Арганфона — горная цепь на берегу Вифинии; мимо нее аргонавты плыли, миновав пролив, ведущий в Понт, т.е. Геллеспонт.

146. Асканий — в историческое время река Киос, впадающая в Пропонтиду (Мраморное море).

147. ..вернулся на корабль — вопреки традиционной версии (см. прим. 144).

148. Полифем, по Аполлонию Родосскому и Аполлодору (см. прим. 143), первым услышал призыв Гила о помощи, разыскивал его вместе с Гераклом и, отстав от корабля, основал город Киос, соименный реке (см. прим. 146).

149. О происхождении Ифигении от Елены см. Павсаний. II. XXII. 7. Версия эта оказалась, однако, вытесненной другой, получившей развитие у трагиков V в., согласно которой Ифигения была старшей дочерью Агамемнона и Клитеместры. Дальнейшее изложение представляет, в общем, комбинацию содержания двух трагедий Еврипида — «Ифигения в Авлиде» и «Ифигения в Тавриде». Ср. Аполлодор. Эпитома. III. 21—22; Гигин. LXXXXVIII; Диктис Критский. I. 19—22.

150.Тесей отпустил ее… — По более частой версии, Елена была отбита у Тесея ее братьями-Диоскурами. См. Геродот. IX. 73; Диодор Сицил. IV. 63. 3—5; Плутарх. Тесей. XXXII; XXXIV; Павсаний. I. XVII. 5; II. XXII. 6; Аполлодор. Эпитома. I. 23.

151.явила… теленка. — Обычно речь идет о лани, животном-тотеме Артемиды. Теленок, а далее — бык, выбран ради очередного «этимологического» сближения: ταῦρος «бык», Ταῦροι — название народа, Ταυροπόλος — эпитет Артемиды.

152. Остров Белый (нынешний «Змеиный» в северо-западной части Черного моря; ср. Конон. 18) — один из вариантов Островов Блаженных (Элизия), которые чаще локализовали далеко на Западе тогдашнего мира — в Атлантике. Однако связь именно Ахилла с островом Белым — достаточно древняя и прочная. См. Толстой И.И. Остров Белый и Таврика на Евксинском понте. Пг., 1918.

153. Орсилоха — культовый эпитет самой Артемиды — «Помощницы при родах».

154.стала супругой Ахилла — вполне закономерно, так как под предлогом бракосочетания с Ахиллом Ифигения была доставлена в Авлиду; впрочем, в качестве его жен на Островах Блаженных называли в разных источниках Медею (Аполлодор. Эпитома. V. 5), Елену (Павсаний. III. XIX. 11—13). Поликсену (Сенека. Троянки. 944).

155. Наиболее ранний и наиболее подробный рассказ о Тифоне: Гесиод. Теогония. 820—868; Аполлодор (I. VI. 3) ограничивается достаточно кратким упоминанием, но ни у того, ни у другого, разумеется, нет ничего о превращении испуганных богов в животных, как у Никандра, которому следовал Антонин Либерал (§ 2). Ср. Гигин. CXCVI.

156. Лепидот — нильская крупночешуйчатая рыба, разновидность усача.

157.навалил… гору Этну. — Ср. Пиндар. Пиф. I. 15—20; Эсхил. Прометей. 351—372.

158. Этна как гора вулканического происхождения вполне годилась как место, где Гефест… установил свои наковальни.

159. К рассказу о Галинфиаде см. также Овидий. Метаморфозы. IX. 281—323; Павсаний. IX. XI. 3.

160. Прета не следует смешивать с одноименным царем Тиринфа, братом Акрисия и мужем Сфенебеи, о котором см. Аполлодор. II. II. 1.

161. Илифия, богиня, помогающая родам, считалась дочерью Геры. См. Гесиод. Теогония. 922; Пиндар. Нем. VII. 1—5; Павсаний. I. XVIII. 5; Аполлодор. I. III. 1. Об ее участии в задержании родов Алкмены см. Аполлодор. II. IV. 5.

162. Геката. — См. прим. 76.

163. История Библиды была широко распространена в эллинистическое время. См. Парфений. XI; Конон. 2; Овидий. Метаморфозы. IX. 441—665. О других инцестуозных сюжетах см. ниже, гл. XXIV; Парфений. V; XIII: XVII; XXXI: XXXV; Конон. 9; Гигин. CCLIII.

164. Минос — критский царь. См. ниже, XLI. 4—5.

165. Сарпедон — брат Миноса, оспаривавший у него либо царскую власть (Геродот. I. 173), либо любовь Милета (Аполлодор. III. 1. 2). Его часто смешивают с одноименным царем Ликии, участником Троянской войны (Гомер. Илиада. XVI. 419—505; Аполлодор. Эпитома. III. 34), хотя по мифологической хронологии их разделяют по меньшей мере 4—5 поколений. Об основании Милетом одноименного города см. Павсаний VII. II. 5.

166. Гамадриады — древесные нимфы.

167. Другой источник этого рассказа — Овидий. Метаморфозы. XIV. 512—526.

168. Ликаон — древний царь Аркадии, известный своей жестокостью и богохульством. См. Овидий. Метаморфозы. I. 163—245; Аполлодор. III. VIII. 1. Имя его производили от λύκος «волк».

169. Авсоны возводили свое происхождение к Авсону, сыну Одиссея, но мифологическая хронология в этом случае не очень выдерживается, так как дети героев Троянской войны — последнее поколение мифологических героев, а Ликаон принадлежит к одному из ранних.

170.вплоть до границ Италии — в каком направлении? В эпоху Августа мессапии заселяли италийский «каблук» примерно до линии Тарент-Брундизий (Брентесий); певкетии примыкали к ним вдоль моря вплоть до Бария (см. Страбон. VI. III. 8); еще севернее располагались давнии (давны).

171. Япиги, по Страбону, — синоним мессапиев; по другим источникам, они ранее занимали место давнов, от италийской «шпоры» до линии южнее р. Авфид и, таким образом, соседствовали с мессапиями.

172.задолго до похода Геракла — имеется в виду поход за коровами Гериона. См. выше, гл. IV. 6 и прим. 26.

173. «Священные скалы», — по-видимому, некое святилище Муз в Мессапии.

174. Эпимелиды — букв. «заботящиеся о стадах».

175. Единственный источник этого рассказа, кроме Антонина Либерала, — Овидий. Метаморфозы. IX. 329—393.

176. Сперхей. — См. прим. 118. Не смешивать этого Дриопа с отцом Крагалея! См. выше, гл. IV. I.

177. Гамадриады — см. прим. 166.

178. Стала нимфой, — т.е. обрела бессмертие.

179. Ферекид — афинский мифограф начала V в.

180.из числа людей. — Согласно распространенной версии, Геракл, желая, чтобы его сожгли на горе Эте, в последний момент был похищен богами и взят на небо. См. Аполлодор. II. VII. 7. Дальнейшее изложение (§ 1—2) совпадает в общем с содержанием трагедии Еврипида «Гераклиды».

181. Четырехградье — союз четырех городов на Марафонской равнине в Аттике, в который входили, кроме Марафона, также Трикоринф, Эноя и Пробалинф. Ср. Конон. 27.

182. Радаманф — сын Зевса и Европы, по одной из версий царствовавший на Островах Блаженных; по другой — женившийся на Алкмене после смерти Амфитриона (см. Аполлодор. II. IV. 11). Тогда их обручение на Островах Блаженных становится вполне закономерным и объединяет обе версии.

183. Героон — святилище, учрежденное в честь особо почитаемого смертного; например, на острове Парос существовал героон поэта Архилоха.

184. См. изложение этой истории у Овидия (Метаморфозы. X. 298—502); ср. Аполлодор. III. XIV. 4; Гигин. LVIII.

185. См. прим. 70.

186. Ср. сходную ситуацию: Парфений. XVII.

187. Более подробное изложение — Овидий (Метаморфозы. VI. 339—381).

188. Менекрат из Ксанфа — историк IV в. до н.э., автор «Истории Ликии».

189. Астерия — древнее название о-ва Делос.

190. Ксанф — река на юге Малой Азии, впадающая в Средиземное море восточнее о-ва Родос.

191.волки приветствовали Лето, на которую отчасти перенесены признаки Великой матери богов — Реи-Кибелы. См. Древнегреческая мелика. С. 422—424.

192. Тремилида (Тремила) — другое название Ликии.

193.в память о волках — очередное «этимологическое» сближение: Λυκία — название страны, λύκος — «волк».

194. См. прим. 66 и 90.

195.отобрал власть у Крона… — См. Гесиод. Теогония. 629—641; Аполлодор. I. II. 1; Гигин. CL.

196.находится среди звезд — созвездие Козерога.

197. Сипил — гора в Лидии, во владениях Тантала.

198.ложная клятва, изреченная Танталом, служит обычно только одной из причин наказания, постигшего его в подземном царстве; см. Аполлодор. Эпитома. II. 1.

199.навалил… гору Сипил. — Ср. Павсаний II. XXII. 3; V. XIII. 7.

200.вернувшись в Аргос. — Диомед был сыном Тидея, изгнанного из Калидона и нашедшего убежище в Аргосе, где он женился на Деипиле, дочери Адраста. См. Аполлодор. I. VIII. 5.

201.за приверженность делам Афродиты. — Афродита внушила Эгиалее неверность мужу, мстя за ранение, нанесенное ей под Троей Диомедом. См. Гомер. Илиада. V. 330—417. По другому варианту, к измене мужьям побуждал жен троянских героев Навплий, мстя за Паламеда. См. Аполлодор. Эпит. VI. 9; Диктис Критский. VI. 2.

202.вернул царство… Ойнею. — Об изгнании Ойнея сыновьями Агрия см. Павсаний. II. XXV. 2; Аполлодор. I. VIII. 6; Гигин. CLXXV; Диктис Критский. VI. 2.

203. Давн, царь давниев, — вероятно, тот же самый, о котором речь идет в гл. XXXI. Ср. Страбон. V. I. 9.

204.который они назвали «Диомедовым». — Античные источники локализуют этот остров у побережья Иллирии (нынешняя Далмация), вдоль которого тянется целая цепь островов.

205. Эта история, известная Ликофону (Александра. 901 сл.), подробно рассказана у Овидия (Метаморфозы. XI. 266—409).

206. К истории Эака и его сыновей (§ 1—3) см. Диодор Сицил. IV. 72. 5; Павсаний. II. XXIX. 2; Аполлодор III. XII. 6 — XIII. 3; Гигин. LII.

207.якобы пытался соблазнить ее. — Преступная любовь жены хозяина к гостю (и тем более — к члену семьи мужа) — «бродячий мотив» в Средиземноморье. Ср. пары «Иосиф — жена Пентефрия» (Кн. Бытия. 39. 7—20), «Беллерофонт — Сфенебея» (Илиада. VI. 160—170); «Феникс — наложница Аминтора» (Илиада. IX. 437—484; Аполлодор. III. XIII. 80, «Ипполит — Федра» (Еврипид. Ипполит), «Анфей — Клеобея» (Парфений. XIV). «Тенес — Филонома» (Павсаний. X. XIV. 2—4; Аполлодор. Эпитома. III. 23—25), Клеопатра и оклеветанные ею пасынки (Аполлодор. III. XV. 3) и т.п.

208. Имеется в виду озольская Локрида, на берегу Коринфского залива, граничащая с Фокидей.

209. Гермесианакт (ок. 300 г. до н.э.) — эллинистический поэт; «Леонтион» — собрание элегий в трех книгах, дошедшее только в отрывках. История Аркеофонта (с измененным именем героя) — также у Овидия (Метаморфозы. XIV. 698—764).

210.были они из Финикии. — Кипр, расположенный на скрещении торговых путей с Ближнего Востока, из Египта и Греции, за свою историю неоднократно переходил из рук в руки. Был он в VIII в. и под властью Финикии, а позже оказывал гостеприимство финикийским купцам.

211. Имеется в виду г. Саламин на Кипре (не смешивать с одноименным островом у берегов Аттики!). Никокреонт — лицо историческое, царствовал с 332 по 312 г. (ср. Диодор Сицил. XIX. 79. 5).

212. Тевкр, сын Теламона (см. гл. XXXVII. 2), — лучший стрелок в греческом войске под Троей. Отец изгнал его за то, что он не сумел предотвратить самоубийство Аякса.

213. Арсиноя. — Имя возлюбленной Аркеофонта появляется впервые, хотя более естественно ожидать его в начале главы.

214. Богиня, — естественно, Афродита.

215. По другой версии, матерью Бритомартис была Геката.

216. Эрасин — река и речной бог в Арголиде.

217. Лафрия — эпитет, под которым почитали Артемиду в Калидонии, Мессении, но также в Фокиде, Дориде и на о-ве Кефалления. О приложении этого эпитета к Бритомартис других свидетельств нет.

218. Эпитет Диктинна сближается здесь со словом δίκτυον «сеть»; в действительности он происходит от названия критской горы Дикты.

219.назвали Афеей (Ἀφαία). — Опять сближение по созвучию с прилагательным ἀφανής «невидимая».

220. Бритомартис, являясь восточнокритской ипостасью Артемиды (см. Каллимах. Гимн Артемиде. 189—203), столь же многоименна, как сама богиня. См. там же, ст. 6—7; Павсаний. II. XXX. 3

221. Кефал, сын Деиона. — Ср. Павсаний. I. XXXVII. 6; X. 29. 6; Аполлодор. I. IX. 4; III. XV. I; Гигин CLXXXIX; CCLXX. Есть, впрочем, и другая генеалогия, по которой Кефал происходил от Гермеса и Креусы, дочери Эрехфея (Гигин. CLX). Ср. рассказ у Овидия (Метаморфозы. VII. 661—865).

222. Эос, влюбившись в него… — См. Гесиод. Теогония. 986; Павсаний. I. III. 1 и прим. 221.

223.сделала своим любовником. — Далее в рукописи пропуск.

224.принимает предложение. — Согласно версии Аполлодора, III. XV. I, Прокрида изменила Кефалу с неким Птелеоном, подарившим ей золотой венец, была застигнута Кефалом и бежала на Крит к Миносу (см. Палефат. II). Там же у Аполлодора вкратце и несколько иначе излагается содержание следующих § 4—5 Антонина Либерала.

225. Получил копье и пса. — Далее Антонин Либерал опускает историю нечаянного убийства Прокриды во время охоты (см. у Овидия, кроме указанного рассказа в «Метаморфозах», также «Наука любви». III. 685—746), после чего Кефал бежал в Фивы и помог Амфитриону избавить кадмейцев от Тевмесской лисы (Страбон. X. II. 14, 20; Павсаний. I. XXXVII. 6). Ср. ниже, § 7—9.

226.у телебоев. — Об этой экспедиции Амфитриона против телебоев (племя в Акарнании, на западе Средней Греции) см. Геродот. V. 59. 8; Страбон. X. II. 20; Павсаний. I. XXXVII. 6; Плавт. Амфитрион. 183—256; Аполлодор. II. IV. 6—7. Поход Амфитриона был ответом на похищение стада коров у его тестя Электриона из Аргоса. В духе античных «этимологии» одно из объяснений имени телебоев возводит его к греческим словам τῆλε οἰκοῦντες («далеко живущие») и αἱ βόες («коровы»): телебои — «далеко угнавшие коров». См. еще у Геродора, вступление к примечаниям к Палефату.

227.объявилась лиса. — См. Овидий. Метаморфозы. VII. 763—792; Павсаний. IX. XIX. 1; Аполлодор — см. прим. 226.

 

 


Антонин Либерал. МЕТАМОРФОЗЫ