ПРИМЕЧАНИЯ:

a. Свида называет его Σαγχωνιάθων, а не Σαγχουνιάθων, как у Евсевия.* (Здесь и далее переводы, примечания и вставки в тексты Б. А. Тураева и И. Ш. Шифмана. отмеченные символом * — Ю. С. Довженко.}

b. Т.е. не Филон Александрийский.*

c. Имеется в виду сочинение Порфирия "Против христиан" (Κατὰ Χριστιανω̂ν).

d. Такое чтение засвидетельствовано рукописями лучше старого Ἅβιβάλω̣. Нёльдеке видит здесь искажение имени Abd-Ba'al (раб Ваала). Был ли такой царь в Берите, неизвестно. Порфирий, финикийский уроженец (Малх!), может быть, основывался на каких-либо туземных источниках. Делать из Йеромбала Гедеона-Иерувала нет никаких оснований.

e. Различные попытки этимологии см.: Schröder. Die phönizische Sprarhe. P. 196 sq. К настоящее время всеми принято производство Нёльдеке и Euting'a (Punische Steine. Hadr. 8) — שֹכניתן Sakkunjaton = "бог Саккун даровал". Такое имя найдено на одной гадруметской стеле, а в недавнее время и в самой Финикии оно прочтено в одной надписи из Умм-ел- ̔Авâмûда. (См. Clermont — Ganneau. Recueil. V. 150.)

f. Старую литературу о Санхунйатоне см. в предисловии и введении к единственному комментированному отдельному изданию текста, сделанному Орелли: Sanchuniathonis Beryti quae feruntur fragmenta de cosmogonia et theologia Phoenicum, graece et latine. Lipsiae, 1826. Текст дается по старому изданию Евсевия, принадлежащему Вигеру (Paris, 1628), причем принимается в соображение и первое издание Роберта Стефани (Paris, 1544). При составлении комментария издатель пользовался всею предшествующей литературою, начиная со Скалигера, который в своих трудах "Animadversiones ad fragmenta veterum historicorum" и "De emendatione temporum" обратил внимание и на нашего автора.

g. Aglaophamos. P. 1227 sq.

h. Movers F. С. Die Unechtheit der im Eusebius erchaltenen Fragmente des Sanchuniathon bewiesen.

i. Ueber die phönikishe Ansichten v. d. Weltschöpfung und den geschichtlichen Werth Sanchuniathons // Abhandl. d. Kön. Gesell. zu Göttingen. Hist.-phil. Kl. V. 1851. 3-68.

j. Выше (с. 40) названа "О приобретении и выборе книг".*

k. Mémoire sur l`origine et le caractère véritable de l`histoire Phénicienne qui porte le nom de Sanchoniathon / Mémoires de l`Acad. d. inscript. 232. P. 241-334. Необходимо прибавить, что финикийская экспедиция Ренана (см. Введение, с. 32*) также дала ему материал для освещения некоторых мест Филона.

l. Здесь Ренан делает вставку из космогонии, сохранившейся у Дамаския под именем Моха. Едва ли это допустимо.

m. Имеются в виду Овидиевы "Метаморфозы".*

n. Götting, gelehrte Anzeigen. 1851). P. 1441-1556.

o. Les principes cosmogoniques phéniciens πόθος et μωτ // Comptes rendus de l`Académie des inscriptions. IV, XI, 1884. P. 36-45.

p. Ueber den religionsgeschichtlichen Werth der phönicischen Geschichte Sanchuniathons // Studien zur Semitischen Religionsgeschichte. I. 1-47. Die Schlange bei d. Phöniciern. Ibid., 266-279. Я не останавливаюсь здесь на вышедших раньше этого труда Баудиссина, но после работ Эвальда и Ренана, больших статьях, посвященных Санхунйатону Бунзеном (в его пресловутом сочинении: Aegyptens Stelle in der Weltgeschichte. V. 240-390; здесь же, с. 230-241, говорится о космогониях Евдема и Моха) и бароном Eckstein (Journal Asiatique. 1860). Обе работы при своей громадности бессодержательны, сумбурны и не имеют в научном отношении и для истории вопроса никакого значения.

q. Gruppe О. Die griechichen Kulte und Mythen in ihren Beziehungen zu den orientalischen Religionen. 1887.

r. "Затем снова Уран воюет с Понтом, и, отпав, присоединяется к Демарунту".*

s. "…и Зевс Демарунт, [он же] и Адод, царь богов, правили страною по решению Крона".*

t. Филоновом, Евдоксовом и псевдоорфическом, как пытается доказать автор на с. 623-627 в главе об орфических теогониях. Здесь его построения более рискованны и мало убедительны.

u. От греч. ὁ κύριος - "властитель, Господь"*.

v. Весьма возможно, что и гностицизм наложил на памятник свою руку, как бы это ни старался отрицать Группе (с. 394). Дитерих (Abraxas. P. 73 sp.), вероятно, прав, усматривая его следы в Гене, Эоне, Протогоне, их огненных детях, и говоря, что Εἰμαρμένη, Κρόνος и Βεελσάμης общи многим из современных (в том же II веке) гностических писаний. Имя Санхунйатона ему напоминает имена Моисея и Гермеса в этих продуктах "эллинистического угара". Подобные вещи не мог изобрести или фальсифицировать грамматик, говорит он, он их имеет из культов, священных писании и традиции. Кто знает, какие эллинистически-гностические θίασοι1 действовали в то время на берегах Азии.

1. Тиасы (θίασοι) - торжественные процессии, шествие в честь какого-либо бога, чаще всего — Диониса. Позднее тиасами стали называть различные культовые объединения и религиозные союзы.*

w. Это видно как из его заметок по поводу отдельных мест эксцерпта (напечатанных у нас дальше мелким шрифтом), так особенно из его послесловия в конце 1-й книги "Приготовления…" Евсевия: "Так обстоит дело с финикийским богословием. Спасительное слово благовествует невозвратно бежать от него и стремиться к врачеванию от умовредства древних. Что это не мифы и не фантазии поэтов, имеющие за собой какое-либо умозрение в иносказаниях, а истинные свидетельства мудрецов и древних, как они сами говорят, богословов, обнимающие древние произведения всех поэтов и логографов и подчерпающие доказательства из имеющих силу до сих пор в финикийских городах и селах призываниях богов и историях, да будет ясно". — Это место важно еще и потому, что в нем Евсевий свидетельствует о существовании даже и его время финикийских культов и что он, как житель области, близкой от древнего Ханаана, мог иметь случай и лично быть с ними знаком.