Письмо к Пифоклу

Текст приводится по изданию: Тит Лукреций Кар. О природе вещей. М., 1983. С. 306—315.
Перевод и комментарии М. Л. Гаспарова.

84Эпи­кур Пифо­клу шлет при­вет.

При­нес мне Кле­он пись­мо от тебя, в кото­ром ты выра­жа­ешь свои доб­рые чув­ства к нам, достой­ные нашей заботы о тебе, и искренне ста­ра­ешь­ся памя­то­вать все рас­суж­де­ния, слу­жа­щие счаст­ли­вой жиз­ни; а для облег­че­ния памя­ти про­сишь при­слать тебе крат­кое и удо­бо­обо­зри­мое рас­суж­де­ние о небес­ных явле­ни­ях, пото­му что напи­сан­ное нами в дру­гих сочи­не­ни­ях дает­ся тво­ей памя­ти с трудом, хоть ты и носишь их при себе посто­ян­но. Прось­ба такая нам при­ят­на и напол­ня­ет нас 85доб­ры­ми надеж­да­ми. Поэто­му, завер­шив осталь­ные наши писа­ния, мы выпол­ня­ем твою прось­бу, пола­гая, что такие рас­суж­де­ния будут небес­по­лез­ны и дру­гим, осо­бен­но же тем, кто лишь недав­но вку­сил от истин­но­го позна­ния при­ро­ды и у кого из-за повсе­днев­ных забот слиш­ком мало досу­га. Усвой же это хоро­шень­ко, креп­ко дер­жи в памя­ти и про­хо­ди это вме­сте со всем осталь­ным, что посла­ли мы в малом обзо­ре к Геро­до­ту.

Преж­де все­го надоб­но пом­нить, что, подоб­но все­му осталь­но­му, нау­ка о небес­ных явле­ни­ях, отдель­но ли взя­тая или в свя­зи с дру­ги­ми, не слу­жит ника­кой иной цели, кро­ме как без­мя­теж­но­сти духа и твер­дой уве­рен­но­сти. Поэто­му здесь не 86нуж­но при­бе­гать к невоз­мож­ным натяж­кам, не нуж­но все под­го­нять под одно и то же объ­яс­не­ние, как это мы дела­ем при обсуж­де­нии обра­за жиз­ни или при осве­ще­нии дру­гих вопро­сов о при­ро­де, таких, напри­мер, как о том, что все состо­ит из тел и неося­зае­мой пустоты, или что-нибудь иное, допус­каю­щее толь­ко одно объ­яс­не­ние, соот­вет­ст­ву­ю­щее явле­ни­ям. Нет, небес­ные явле­ния не тако­вы; они допус­ка­ют мно­го при­чин сво­его воз­ник­но­ве­ния и мно­го суж­де­ний о сво­ей сущ­но­сти, кото­рые все соот­вет­ст­ву­ют ощу­ще­ни­ям. А при­ро­ду иссле­до­вать надо не празд­ны­ми пред­по­ло­же­ни­я­ми и заяв­ле­ни­я­ми, но так, как того 87тре­бу­ют сами види­мые явле­ния, пото­му что в жиз­ни нам надоб­но не нера­зу­мие и пусто­мыс­лие, а надоб­но бес­тре­вож­ное житье; и вот, вопро­сы, с долж­ной убеди­тель­но­стью допус­каю­щие мно­го­об­раз­ные объ­яс­не­ния, соот­вет­ст­ву­ю­щие види­мым явле­ни­ям, как раз и остав­ля­ют наш покой непотре­во­жен­ным, а кто одно объ­яс­не­ние при­ни­ма­ет, а дру­гое, столь же соот­вет­ст­ву­ю­щее явле­нию, отвер­га­ет, тот, напро­тив, с оче­вид­но­стью соскаль­зы­ва­ет из обла­сти нау­ки о при­ро­де в область бас­но­сло­вия.

Ука­за­ни­я­ми на то, что про­ис­хо­дит при небес­ных явле­ни­ях, слу­жат нам явле­ния зем­ные, кото­рые доступ­ны рас­смот­ре­нию, тогда как небес­ные недо­ступ­ны и могут про­ис­хо­дить по 88мно­гим при­чи­нам. Каж­дую види­мость сле­ду­ет наблюдать и выде­лить в ней такие при­ме­ты, мно­го­об­раз­ное про­те­ка­ние кото­рых не про­ти­во­ре­чит тому, что про­ис­хо­дит у нас на зем­ле.

Мир есть область неба, заклю­чаю­щая в себе све­ти­ла, зем­лю и все небес­ные явле­ния; если он раз­ру­шит­ся, все при­дет в сме­ше­ние. Он отде­лен от бес­ко­неч­но­сти и закан­чи­ва­ет­ся гра­ни­цей, кото­рая может быть как плот­ной, так и ред­кой, как вра­щаю­щей­ся, так и непо­движ­ной, как круг­лой, так и тре­уголь­ной или каких угод­но очер­та­ний; все это оди­на­ко­во при­ем­ле­мо, пото­му что оди­на­ко­во не про­ти­во­ре­чит ниче­му в этом мире, 89гра­ни­ца кото­ро­го для нас недо­ступ­на. Нетруд­но понять, что таких миров может быть бес­ко­неч­ное коли­че­ство и что такой мир может воз­ник­нуть как внут­ри дру­го­го мира, так и в меж­ду­ми­рии (так мы назы­ваем про­ме­жу­ток меж­ду мира­ми), в месте, где пустоты мно­го, но не «в боль­шом про­стран­стве, совер­шен­но пустом», как утвер­жда­ют неко­то­рые1. Воз­ник­но­ве­ние совер­ша­ет­ся тогда, когда необ­хо­ди­мые для это­го семе­на исте­ка­ют из како­го-либо мира, или меж­ду­ми­рия, или несколь­ких миров, посте­пен­но при­бы­вая, рас­чле­ня­ясь, раз­ме­ща­ясь при слу­чае и оро­ша­ясь из нуж­ных для это­го источ­ни­ков, пока не насту­пит такая закон­чен­ность и устой­чи­вость, что зало­жен­ное 90осно­ва­ние не смо­жет уже более ниче­го при­ни­мать. Ибо недо­ста­точ­но толь­ко того, чтобы в пусто­те, где может воз­ник­нуть мир, яви­лось скоп­ле­ние ато­мов или вихрь (как при­ни­ма­ет­ся по мне­ни­ям о необ­хо­ди­мо­сти) и чтобы он раз­рас­тал­ся до тех пор, пока не столк­нет­ся с дру­гим миром (как уве­ря­ет один из так назы­вае­мых физи­ков): это про­ти­во­ре­чит види­мым явле­ни­ям2.

Солн­це, Луна и осталь­ные све­ти­ла не воз­ник­ли сами по себе и не вошли в состав мира лишь впо­след­ст­вии, — нет, они ста­ли обра­зо­вы­вать­ся и раз­рас­тать­ся одно­вре­мен­но с ним, посред­ст­вом при­ра­ще­ний и вих­рей более лег­ких пород, схо­жих с вет­ром, с огнем или и с тем и дру­гим; имен­но это 91под­ска­зы­ва­ет­ся наши­ми ощу­ще­ни­я­ми. Вели­чи­на солн­ца и дру­гих све­тил для нас тако­ва, како­ва кажет­ся //так он гово­рит и в XI кни­ге «О при­ро­де»; а если бы вели­чи­на умень­ша­лась от рас­сто­я­ния, гово­рит он, то еще более того умень­ши­лась бы и яркость, пото­му что и то и дру­гое как нель­зя более соот­вет­ст­вен­но сораз­ме­ря­ет­ся с рас­сто­я­ни­ем*//; сама же по себе она или боль­ше види­мой, или немно­го мень­ше, или рав­на ей. Ведь имен­но так наблюда­ют­ся наши­ми чув­ства­ми на зем­ле огни3, види­мые из отда­ле­ния; вся­кое воз­ра­же­ние на этот счет лег­ко опро­вер­га­ет­ся, если толь­ко быть вни­ма­тель­ным к оче­вид­но­стям, как то пока­за­но в наших кни­гах «О при­ро­де».

92Вос­ход и закат солн­ца, луны и про­чих све­тил может про­ис­хо­дить вслед­ст­вие их воз­го­ра­ния и пога­са­ния, если обсто­я­тель­ства в тех местах тако­вы, что допус­ка­ют совер­ше­ние это­го: ника­кие види­мые явле­ния это­му не про­ти­во­ре­чат. А может это про­ис­хо­дить и вслед­ст­вие их появ­ле­ния над зем­лей и сокры­тия за нею: это­му тоже ника­кие види­мые явле­ния не про­ти­во­ре­чат4. Дви­же­ния их могут совер­шать­ся вслед­ст­вие кру­го­вра­ще­ния все­го неба, а могут и вслед­ст­вие того, что небо непо­движ­но, а они кру­го­вра­ща­ют­ся по изна­чаль­ной неиз­беж­но­сти, 93явив­шей­ся при вос­хо­де их вме­сте с воз­ник­но­ве­ни­ем мира; …силь­ней­ше­го жара, пото­му что огонь все­гда пере­хо­дит, рас­про­стра­ня­ясь, на смеж­ные места. Пово­роты в дви­же­нии солн­ца и луны про­ис­хо­дят, быть может, от искрив­ле­ния неба, с необ­хо­ди­мо­стью про­ис­хо­дя­ще­го вре­мя от вре­ме­ни; а быть может, и от сопро­тив­ле­ния возду­ха, или отто­го, что все­гда необ­хо­ди­мое веще­ство отча­сти уже сожже­но, а отча­сти еще нетро­ну­то; или же отто­го, что с само­го нача­ла эти све­ти­ла полу­чи­ли такое кру­го­об­ра­ще­ние, что пошли по спи­ра­ли. Все такие и подоб­ные объ­яс­не­ния не про­ти­во­ре­чат оче­вид­но­сти, если толь­ко дер­жать­ся воз­мож­но­го и вся­кую част­ность сво­дить к согла­со­ван­но­сти с види­мы­ми явле­ни­я­ми, не пуга­ясь раб­ских исхищ­ре­ний аст­ро­но­мов5.

94Ущерб луны и новый ее при­рост может про­ис­хо­дить от вра­ще­ния это­го тела, рав­ным обра­зом может и от того, какую фор­му при­мет воздух, а может и от засло­не­ния, может и вся­ким иным спо­со­бом, каким для объ­яс­не­ния этих фаз могут быть при­вле­че­ны зем­ные явле­ния, — лишь бы, увлек­шись одним каким-нибудь объ­яс­не­ни­ем, не отверг­нуть празд­но все осталь­ные, как быва­ет, когда не заду­ма­ешь­ся, что для чело­ве­ка позна­вае­мо и что нет, и отто­го устре­мишь­ся изу­чать недо­ступ­ное. Точ­но так же и свет луны может быть ее соб­ст­вен­ным, 95а может быть заим­ст­во­ван­ным от солн­ца6; ведь и у нас мож­но наблюдать мно­гое, име­ю­щее соб­ст­вен­ный свет, и мно­гое, име­ю­щее заим­ст­во­ван­ный. И ника­кое небес­ное явле­ние не ускользнет от объ­яс­не­ния, если пом­нить, что таких объ­яс­не­ний мно­го, и если рас­смат­ри­вать толь­ко те пред­по­ло­же­ния и при­чи­ны, кото­рые вяжут­ся с эти­ми явле­ни­я­ми, а кото­рые не вяжут­ся — остав­лять без вни­ма­ния, не при­да­вать им мни­мой важ­но­сти и не спол­зать там и тут к попыт­кам еди­но­об­раз­но­го объ­яс­не­ния. Так и очер­та­ние лица на Луне может иметь при­чи­ной и пере­ме­ще­ние ее частей, и засло­не­ние7, и сколь­ко угод­но дру­гих 96объ­яс­не­ний, лишь бы они согла­со­вы­ва­лись с види­мы­ми явле­ни­я­ми. Ни для каких небес­ных явле­ний не до́лжно отхо­дить от это­го пути иссле­до­ва­ния: ведь кто борет­ся с оче­вид­но­стя­ми, тот нико­гда не смо­жет достиг­нуть истин­ной без­мя­теж­но­сти духа. Так и затме­ния солн­ца и луны могут про­ис­хо­дить вслед­ст­вие пога­са­ния (пото­му что такое мож­но наблюдать и у нас), а могут и вслед­ст­вие засло­не­ния дру­гим пред­ме­том, будь то зем­ля или какое-нибудь небес­ное тело8. Так долж­ны мы рас­смат­ри­вать раз­лич­ные объ­яс­не­ния одно­вре­мен­но, не отвер­гая и того, что неко­то­рые из них могут дей­ст­во­вать сра­зу //В XII кни­ге «О при­ро­де» он гово­рит то же самое и добав­ля­ет, что солн­це затме­ва­ет­ся от тени луны, а луна — от тени 97зем­ли или, может быть, от ее отда­ле­ния. То же самое гово­рит и эпи­ку­ре­ец Дио­ген в I кни­ге «Выбо­рок».//

Пра­виль­ность дви­же­ния небес­ных тел сле­ду­ет пони­мать так же, как пра­виль­ность иных явле­ний, совер­шаю­щих­ся воз­ле нас; боже­ст­вен­ная при­ро­да к это­му не долж­на быть при­вле­кае­ма, а долж­на пре­бы­вать чуж­да забот и в пол­но­те бла­жен­ства. Если же это­го усло­вия не выпол­нять, то все иссле­до­ва­ние при­чин небес­ных явле­ний ока­жет­ся празд­ным, как уже ока­зы­ва­лось у тех, кто не дер­жал­ся при­ем­ле­мо­го спо­со­ба объ­яс­не­ний, а пола­гал воз­мож­ным толь­ко одно объ­яс­не­ние и отвер­гал все дру­гие, впа­дая из-за это­го в неле­по­сти, дохо­дя до немыс­ли­мо­го и лиша­ясь воз­мож­но­сти учи­ты­вать те явле­ния, в кото­рых сле­до­ва­ло бы видеть нуж­ные ука­за­ния. 98Про­дол­жи­тель­ность ночи и дня меня­ет­ся отто­го, что дви­же­ние солн­ца над зем­лей совер­ша­ет­ся то быст­рее, то сно­ва мед­лен­нее — пото­му ли, что меня­ет­ся дли­на его пути, пото­му ли, что иные места оно про­хо­дит быст­рее или мед­лен­нее, как то и у нас мож­но наблюдать, чтобы по тако­му сход­ству судить и о небес­ных явле­ни­ях. А кто при­ни­ма­ет одно лишь объ­яс­не­ние, те борют­ся про­тив види­мых явле­ний и не пони­ма­ют, что доступ­но чело­ве­че­ско­му умо­зре­нию и что нет.

Пред­ска­за­ния пого­ды могут совер­шать­ся как по сов­па­де­нию обсто­я­тельств (напри­мер, по живот­ным, наблюдае­мым у нас), так и по пере­ме­нам возду­ха9: ни то, ни дру­гое не про­ти­во­ре­чит види­мым явле­ни­ям, но в каких имен­но слу­ча­ях дей­ст­ву­ет та или иная при­чи­на — знать невоз­мож­но.

99Обла­ка могут обра­зо­вы­вать­ся и соби­рать­ся как от сгу­ще­ния возду­ха под дав­ле­ни­ем вет­ра, так и от пере­пле­те­ния при­год­ных к это­му ато­мов, цеп­ля­ю­щих­ся друг за дру­га, и от скоп­ле­ния исте­че­ний зем­ли и вод; а могут такие соста­вы обра­зо­вы­вать­ся и мно­ги­ми ины­ми спо­со­ба­ми. Когда они или сжи­ма­ют­ся, или пре­об­ра­зу­ют­ся, то могут воз­ни­кать дожди10; 100воз­ни­ка­ют они так­же от исте­че­ний, воз­но­ся­щих­ся сквозь воздух из подо­баю­щих мест, при­чем более силь­ный ливень обра­зу­ет­ся из таких скоп­ле­ний, кото­рые при­год­ны для подоб­ных изли­я­ний.

Гром может про­ис­хо­дить от взду­ва­ния вет­ра в поло­стях туч, как быва­ет и у нас в сосудах11; или от рева огня в них, разду­вае­мо­го вет­ром; или от раз­ры­ва и раз­дви­га­ния туч; или отто­го, что тучи, затвер­дев, как лед, трут­ся друг о дру­га и лома­ют­ся. И здесь, как и всюду, види­мые явле­ния велят нам утвер­ждать мно­го­об­ра­зие объ­яс­не­ний.

101Мол­ния так­же может про­ис­хо­дить раз­лич­ны­ми спо­со­ба­ми: отто­го, что при столк­но­ве­нии и тре­нии туч выскаль­зы­ва­ет соче­та­ние [ато­мов], про­из­во­дя­щее огонь, и рож­да­ет мол­нию; отто­го, что вет­ры вытал­ки­ва­ют из туч такие тела, кото­рые про­из­во­дят этот блеск, или же их выжи­ма­ет дав­ле­ние на тучи — или туча­ми же, или вет­ра­ми; или отто­го, что по тучам рас­се­и­ва­ет­ся свет небес­ных све­тил, а потом от дви­же­ния туч и вет­ров сго­ня­ет­ся в одно место и выры­ва­ет­ся из туч; или отто­го, что через тучи про­са­чи­ва­ет­ся свет само­го тон­ко­го соста­ва //пото­му и обла­ка воз­го­ра­ют­ся от огня, и про­ис­хо­дит гром//, и дви­же­ние его про­из­во­дит мол­нию; или отто­го, что от 102напря­жен­но­го дви­же­ния и от силь­но­го вра­ще­ния вос­пла­ме­ня­ет­ся ветер; или отто­го, что вет­ры раз­ры­ва­ют обла­ка, и из них выпа­да­ют ато­мы, про­из­во­дя­щие огонь и види­мые как мол­ния12. Есть мно­го и дру­гих столь же лег­ких спо­со­бов рас­смот­ре­ния мол­нии, нуж­но лишь все вре­мя дер­жать­ся види­мых явле­ний и уметь сопо­став­лять в них подоб­ное.

Мол­нии пред­ше­ст­ву­ют гро­му при таком стро­е­нии туч, — или отто­го, что соче­та­ние ато­мов, про­из­во­дя­щее мол­нию, рушит­ся из туч одно­вре­мен­но с поры­вом вет­ра, а вра­ще­ние вет­ра про­из­во­дит шум уже потом; или отто­го, что рушат­ся они одно­вре­мен­но, но мол­ния несет­ся к нам с боль­шей ско­ро­стью, 103а гром запазды­ва­ет, как это ино­гда быва­ет при уда­рах, наблюдае­мых с боль­шо­го рас­сто­я­ния.

Уда­ры мол­нии могут про­ис­хо­дить отто­го, что мно­го вет­ров скап­ли­ва­ет­ся вме­сте, вра­ща­ет­ся с силою и вос­пла­ме­ня­ет­ся, а потом часть их отры­ва­ет­ся и с силою рушит­ся вниз, при­чем про­рыв про­ис­хо­дит пото­му, что все кру­гом уплот­не­но под дав­ле­ни­ем туч; или же уда­ры мол­нии про­ис­хо­дят, подоб­но гро­му, от одно­го лишь вра­щаю­ще­го­ся огня; когда его станет мно­го, он силь­но напол­нит­ся вет­ром, про­рвет тучу и обру­шит­ся вниз, не будучи в состо­я­нии подать­ся в смеж­ные места, где все вре­мя гро­моздят­ся тучи13. //По боль­шей части это быва­ет над какой-нибудь высо­кой горой, где чаще все­го и обру­ши­ва­ют­ся 104уда­ры мол­нии.// И мно­ги­ми дру­ги­ми спо­со­ба­ми могут про­ис­хо­дить уда­ры мол­нии, надоб­но толь­ко не впа­дать в бас­но­сло­вие14, а для это­го вни­ма­тель­но сле­до­вать види­мым явле­ни­ям и по ним судить о невиди­мых.

Вих­ри могут про­ис­хо­дить отто­го, что туча, тол­кае­мая ско­пив­шим­ся вет­ром и под­го­ня­е­мая силь­ным вет­ром, спус­ка­ет­ся стол­бом вниз и еще полу­ча­ет боко­вой тол­чок от сто­рон­не­го вет­ра; или отто­го, что ветер при­хо­дит в кру­го­вое дви­же­ние под напо­ром возду­ха; или отто­го, что воз­ник­ший поток вет­ра не может раз­ле­теть­ся в сто­ро­ны из-за сгу­ще­ния окру­жаю­ще­го 105возду­ха. Когда вих­ри опус­ка­ют­ся на сушу, то обра­зу­ют­ся сухие смер­чи, в зави­си­мо­сти от того, как про­из­ведет их дви­же­ние вет­ра, а когда опус­ка­ют­ся на море, то обра­зу­ют­ся водя­ные смер­чи.

Зем­ле­тря­се­ния могут про­ис­хо­дить отто­го, что ветер заклю­чен в зем­ле, пере­ме­жа­ет­ся там с неболь­ши­ми глы­ба­ми зем­ли и при­во­дит их в непре­рыв­ное дви­же­ние, отче­го зем­ля и колеб­лет­ся. Этот ветер или попа­да­ет в зем­лю извне, или воз­ни­ка­ет внут­ри отто­го, что в пеще­ри­стых местах обру­ши­ва­ет­ся зем­ля и пре­вра­ща­ет в ветер заклю­чен­ный в них воздух. Или же зем­ле­тря­се­ния могут про­ис­хо­дить вслед­ст­вие само­го рас­про­стра­не­ния дви­же­ния от паде­ния зем­ных глыб и обрат­но, когда эти глы­бы стал­ки­ва­ют­ся с более плот­ны­ми места­ми зем­ли. А 106могут эти коле­ба­ния зем­ли про­ис­хо­дить и мно­ги­ми дру­ги­ми спо­со­ба­ми.

Вет­ры про­ис­хо­дят тогда, когда вре­мя от вре­ме­ни в воздух посте­пен­но и непре­рыв­но про­са­чи­ва­ет­ся что-нибудь ино­род­ное, а так­же вслед­ст­вие обиль­но­го скоп­ле­ния воды15; осталь­ные же вет­ры обра­зу­ют­ся отто­го, что эти немно­гие попа­да­ют во мно­гие впа­ди­ны и, разде­ля­ясь, рас­про­стра­ня­ют­ся.

Град обра­зу­ет­ся как при силь­ном замер­за­нии вет­ри­стых частиц, когда они соби­ра­ют­ся ото­всюду, а потом разде­ля­ют­ся, так и при уме­рен­ном замер­за­нии водя­ни­стых частиц с одно­вре­мен­ным их раз­ры­вом; отто­го, что и сбли­же­ние и раз­рыв про­ис­хо­дят сра­зу, замер­за­ют они как по частям, так и в 107сово­куп­но­сти. А округ­лость гра­да, быть может, про­ис­хо­дит отто­го, что ост­рые око­неч­но­сти его под­та­и­ва­ют, или же отто­го, что при обра­зо­ва­нии гра­да водя­ни­стые и вет­ри­стые части­цы соби­ра­ют­ся, как ска­за­но, рав­но­мер­но со всех сто­рон.

Снег может про­ис­хо­дить отто­го, что тон­кая вла­га изли­ва­ет­ся из туч по сораз­мер­ным порам под дав­ле­ни­ем непре­рыв­но­го силь­но­го вет­ра на эти тучи, а потом эта вла­га в паде­нии сво­ем замер­за­ет, пото­му что окру­жаю­щее про­стран­ство ниже туч ока­зы­ва­ет­ся гораздо холод­нее. А еще такое замер­за­ние может совер­шать­ся в рав­но­мер­но раз­ре­жен­ных водя­ни­стых тучах, лежа­щих рядом и давя­щих друг на дру­га, и, выпа­дая, сне­жин­ки 108при столк­но­ве­нии обра­зу­ют град, осо­бен­но вес­ной. Кро­ме того, скоп­ле­ния сне­га могут стря­хи­вать­ся при тре­нии замерз­ших туч; да есть и дру­гие спо­со­бы обра­зо­ва­ния сне­га.

Роса обра­зу­ет­ся, во-пер­вых, когда в возду­хе соби­ра­ют­ся такие части­цы, кото­рые могут про­из­ве­сти тако­го рода сырость, а во-вто­рых, когда эти части­цы из вод­ных и влаж­ных мест (где и быва­ет боль­ше все­го росы) вос­па­ря­ют вверх, сли­ва­ют­ся воеди­но, про­из­во­дя сырость, и затем нис­па­да­ют в низи­ны, 109подоб­но тому как это часто мож­но видеть и у нас. Точ­но так же, как роса, [обра­зу­ет­ся и иней], когда подоб­ные части­цы замер­за­ют, попав в холод­ный воздух.

Лед обра­зу­ет­ся, когда из воды вытес­ня­ют­ся круг­ло­вид­ные части­цы, а тре­уголь­ные и ост­ро­уголь­ные части­цы оста­ют­ся в ней и спи­ра­ют­ся тес­нее, а так­же когда вода при­ни­ма­ет подоб­ные части­цы извне, и они-то, соеди­ня­ясь, застав­ля­ют воду замер­зать, вытес­няя из нее круг­лые части­цы.

Раду­га обра­зу­ет­ся, когда солн­це бро­са­ет свет на влаж­ный воздух или же вслед­ст­вие осо­бен­но­го сме­ше­ния све­та и возду­ха, кото­рое и про­из­во­дит осо­бен­но­сти ее цве­тов, как всех вме­сте, так и по отдель­но­сти; а обрат­ное отра­же­ние сооб­ща­ет каж­дый цвет окру­жаю­ще­му возду­ху, кото­рый мы и видим так, 110как осве­ще­на каж­дая его часть16. Кру­го­об­раз­ною же раду­га кажет­ся или отто­го, что отда­лен­ность вся­ко­го ее места вос­при­ни­ма­ет­ся взглядом как рав­ная, или отто­го, что имен­но такую кру­го­об­раз­ную фор­му при­ни­ма­ет сме­ше­ние ато­мов, кото­рые нахо­дят­ся в возду­хе или отле­те­ли от это­го возду­ха в тучи.

Коль­цо вокруг луны обра­зу­ет­ся или отто­го, что воздух со всех сто­рон стре­мит­ся к луне, или отто­го, что он сдер­жи­ва­ет рав­но­мер­ным обра­зом все исте­че­ния, исхо­дя­щие от луны, так 111что они рас­по­ла­га­ют­ся вокруг нее плот­ным коль­цом. А частич­ное коль­цо обра­зу­ет­ся или отто­го, что вме­ши­ва­ет­ся воздей­ст­вие како­го-нибудь тече­ния извне, или отто­го, что теп­лота пере­хва­ты­ва­ет нуж­ные поры, чтобы это про­из­ве­сти.

Коме­ты воз­ни­ка­ют или отто­го, что в неко­то­рых местах неба вре­мя от вре­ме­ни при бла­го­при­ят­ных обсто­я­тель­ствах сосре­дото­чи­ва­ет­ся огонь, или отто­го, что небо над нами вре­мя от вре­ме­ни полу­ча­ет осо­бен­ное дви­же­ние и откры­ва­ет эти све­ти­ла, или отто­го, что сами эти све­ти­ла вре­мя от вре­ме­ни по каким-либо обсто­я­тель­ствам при­хо­дят в дви­же­ние, спус­ка­ют­ся к нашим местам и дела­ют­ся вид­ны­ми; а исче­за­ют они по при­чи­нам, про­ти­во­по­лож­ным этим.

112Неко­то­рые звезды вра­ща­ют­ся на одном и том же месте; это может про­ис­хо­дить не толь­ко пото­му, что эта часть мира непо­движ­на, а осталь­ная вра­ща­ет­ся вокруг нее (как утвер­жда­ют неко­то­рые), но так­же и пото­му, что вокруг это­го места вих­рем кру­жит­ся воздух, пре­пят­ст­ву­ю­щий этим дви­же­нию, или же пото­му, что в смеж­ных местах нет необ­хо­ди­мо­го для них веще­ства, а там, где мы их наблюда­ем, оно есть17. Это может про­ис­хо­дить и мно­ги­ми дру­ги­ми спо­со­ба­ми, если толь­ко уметь делать умо­за­клю­че­ния, соглас­ные с види­мы­ми явле­ни­я­ми.

Неко­то­рые звезды блуж­да­ют (если их 113дви­же­ния дей­ст­ви­тель­но тако­вы), а неко­то­рые дви­жут­ся ина­че; это может быть пото­му, что в сво­ем изна­чаль­ном кру­го­вом дви­же­нии одни с необ­хо­ди­мо­стью сле­ду­ют вра­ще­нию рав­но­мер­но­му, а дру­гие — сму­щае­мо­му нерав­но­мер­но­стя­ми18; а может быть и пото­му, что по пути их сле­до­ва­ния в иных местах име­ют­ся пра­виль­ные напря­же­ния возду­ха, под­тал­ки­ваю­щие их все вре­мя впе­ред и рав­но­мер­но вос­пла­ме­ня­ю­щие, в иных же местах — непра­виль­ные, от кото­рых и про­ис­хо­дят наблюдае­мые откло­не­ния. А объ­яс­нять это един­ст­вен­ной при­чи­ной, тогда как види­мые явле­ния ука­зы­ва­ют на мно­го тако­вых, — это безу­мие, и непо­доб­но посту­па­ют рев­ни­те­ли празд­ной аст­ро­но­мии, пред­ла­гая такие мни­мые при­чи­ны неко­то­рых явле­ний, кото­рые нима­ло не избав­ля­ют от бре­ме­ни боже­ст­вен­ную при­ро­ду. 114Неко­то­рые звезды, как мож­но наблюдать, в сво­ем дви­же­нии отста­ют от дру­гих; это про­ис­хо­дит или пото­му, что они мед­лен­нее обхо­дят тот же круг, или пото­му, что они дви­жут­ся в про­ти­во­по­лож­ном направ­ле­нии и лишь оття­ги­ва­ют­ся назад общим кру­го­вра­ще­ни­ем, или же пото­му, что в общем кру­го­вра­ще­нии одни дви­жут­ся по боль­ше­му кру­гу, дру­гие — по мень­ше­му. А давать все­му это­му про­стей­шее объ­яс­не­ние при­ста­ло раз­ве лишь тем, кто хочет моро­чить тол­пу.

Так назы­вае­мые падаю­щие звезды могут в неко­то­рых слу­ча­ях озна­чать, что звезды трут­ся меж­ду собой и облом­ки их пада­ют, сду­вае­мые вет­ром, как это быва­ет и при мол­нии (как 115ска­за­но выше19); или что ато­мы, спо­соб­ные к порож­де­нию огня, соби­ра­ют­ся вме­сте и по одно­род­но­сти сво­ей порож­да­ют его, а потом дви­жут­ся туда, куда они полу­чи­ли тол­чок при соби­ра­нии; или что ветер соби­ра­ет­ся в туман­ные сгу­ще­ния, вос­пла­ме­ня­ет­ся там при вра­ще­нии, а потом про­ры­ва­ет­ся из окру­же­ния и несет­ся, куда полу­чил тол­чок; есть и дру­гие спо­со­бы, каки­ми это может совер­шать­ся без вся­ко­го бас­но­сло­вия.

Пред­ска­за­ния пого­ды по неко­то­рым живот­ным про­ис­хо­дят толь­ко по сов­па­де­нию обсто­я­тельств: ведь не может быть, чтобы живот­ные понуж­да­ли наступ­ле­ние непо­го­ды, и ника­кая боже­ст­вен­ная при­ро­да не поса­же­на над­зи­рать за появ­ле­ни­я­ми живот­ных20 и потом совер­шать то, что ими пред­ска­зы­ва­ет­ся, — 116ни одна хоть сколь­ко-нибудь бла­го­по­луч­ная тварь не дошла бы до тако­го нера­зу­мия, а тем более — суще­ство, обла­даю­щее совер­шен­ным бла­жен­ст­вом.

Запом­ни же все это, Пифокл, и тогда ты суме­ешь пони­мать все, что с этим схо­же, дале­ко сто­ро­нясь бас­но­сло­вия. Но глав­ной тво­ей заботой пусть будет рас­смот­ре­ние пер­во­на­чал, бес­ко­неч­но­сти и тому подоб­но­го, а так­же кри­те­ри­ев, пре­тер­пе­ва­ний и той цели, ради кото­рой мы ведем все наши рас­суж­де­ния. При­леж­но их изу­чив, ты с лег­ко­стью смо­жешь понять и при­чи­ны част­но­стей. А у кого нет вели­кой люб­ви к этим пред­ме­там, те не могут ни их самих хоро­шо понять, ни достиг­нуть той цели, для кото­рой надо их иссле­до­вать.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • * Здесь и далее кур­си­вом в двой­ных скоб­ках выде­ле­ны при­ме­ча­ния Дио­ге­на Лаэрт­ско­го, встав­лен­ные в дошед­ший до нас текст Эпи­ку­ра.
  • 1как утвер­жда­ют неко­то­рые… — по-види­мо­му, Лев­кипп.
  • 2О скоп­ле­ни­ях ато­мов в нача­ле мира учил Лев­кипп, о вих­ре и о раз­рас­та­нии до столк­но­ве­ния — Демо­крит; сквоз­ной детер­ми­низм Демо­кри­та («мне­ния о необ­хо­ди­мо­сти») был здесь, как и всюду, непри­ем­лем для Эпи­ку­ра.
  • 3Ведь имен­но так наблюда­ют­ся… огни… — Эпи­кур рас­суж­да­ет: отхо­дя от огня, мы спер­ва пере­ста­ем чув­ст­во­вать жар, а потом уже заме­ча­ем, что огонь кажет­ся наше­му взгляду мень­ше, чем он есть; жар солн­ца мы чув­ст­ву­ем; ста­ло быть, мы еще не так дале­ко от него, чтобы оно каза­лось нам мень­ше, чем оно есть. Ср.: Лукре­ций, V, 566—584.
  • 4Вос­ход и закат… может про­ис­хо­дить… — Пер­вое мне­ние — Герак­ли­та, вто­рое — Ана­к­си­ме­на.
  • 5Лаку­на в нача­ле пара­гра­фа содер­жа­ла дру­гие воз­мож­ные объ­яс­не­ния дви­же­ний све­тил — ср.: Лукре­ций, V, 509—533 (может быть, их гонит внеш­ний ветер или внут­рен­ний огонь, или они ищут в небе, как на паст­би­ще, новую пищу для сво­его «силь­ней­ше­го жара»). О пово­ротах в дви­же­нии све­тил пер­вое мне­ние — Эмпе­док­ла, вто­рое — Ана­к­са­го­ра, третье — Герак­ли­та (?) и сто­и­ков, чет­вер­тое — Демо­кри­та (с его «вих­рем» частиц) …раб­ских исхищ­ре­ний аст­ро­но­мов. — То есть аст­ро­но­мы — рабы соб­ст­вен­ных тео­рий, в отли­чие от эпи­ку­рей­цев, рав­но при­ни­маю­щих любое объ­яс­не­ние.
  • 6Об ущер­бе луны пер­вое мне­ние — Герак­ли­та (с его пово­ра­чи­ваю­щи­ми­ся небес­ны­ми «сосуда­ми»), вто­рое — Ксе­но­фа­на (?), третье — Ана­к­си­ме­на и Ана­к­са­го­ра. О све­те луны пер­вое мне­ние — Ана­к­си­манд­ра и Ксе­но­фа­на, вто­рое — Фале­са, Эмпе­док­ла, Ана­к­са­го­ра.
  • 7О пят­нах на луне пер­вое мне­ние — Ана­к­са­го­ра, вто­рое — Ана­к­си­ме­на (?).
  • 8О затме­ни­ях пер­вое мне­ние — Ксе­но­фа­на, вто­рое — Ана­к­са­го­ра.
  • 9Про­дол­жи­тель­ность ночи и дня… — Пер­вое мне­ние — если счи­тать, что над зем­лей дви­жет­ся одно и то же солн­це, вто­рое — если счи­тать, что каж­дый день заго­ра­ет­ся новое. Пред­ска­за­ния пого­ды… по живот­ным… — напри­мер, если ласточ­ки лета­ют низ­ко;…по пере­ме­нам возду­ха… — напри­мер, когда солн­це сквозь туман кажет­ся крас­ным.
  • 10Об обла­ках пер­вое мне­ние неиз­вест­но, вто­рое — Демо­кри­та, третье — Ксе­но­фа­на. «Сжи­ма­ют­ся» они, давя друг дру­га, «пре­об­ра­зу­ют­ся» — под вли­я­ни­ем сол­неч­ных лучей (Лукре­ций, V, 510—516).
  • 11В сосудах — то есть, если подуть в узко­гор­лый сосуд.
  • 12О мол­нии пер­вое мне­ние — Демо­кри­та, вто­рое — Ана­к­си­манд­ра, третье — Ана­к­са­го­ра, чет­вер­тое — Эмпе­док­ла, пятое — опять Ана­к­са­го­ра, шестое — бли­же неиз­вест­но, седь­мое повто­ря­ет пер­вое, демо­кри­тов­ское.
  • 13Об уда­рах мол­нии вто­рое мне­ние повто­ря­ет пер­вое; раз­ни­ца лишь в том, что в пер­вой тео­рии боль­ше под­черк­ну­та роль вет­ра.
  • 14Впа­дать в бас­но­сло­вие — то есть счи­тать мол­нию нака­за­ни­ем от Зев­са и т. п.
  • 15Вслед­ст­вие обиль­но­го скоп­ле­ния воды — то есть когда где-нибудь какая-нибудь мате­рия (напр., вла­га иду­ще­го дождя) вытес­ня­ет мно­го возду­ха, то из это­го места дуют вет­ры (?). Вет­ри­стым части­цам, более тон­ким, труд­нее замерз­нуть и лег­че разде­лить­ся на гра­ди­ны, водя­ни­стым — наобо­рот.
  • 16То есть если сме­ше­ние све­та и возду­ха в раз­ных частях атмо­сфе­ры порож­да­ет раз­ные цве­та, то сли­ва­ют­ся они в одну поло­су отто­го, что каж­дый рас­про­стра­ня­ет свой свет и на окрест­ный воздух.
  • 17Неко­то­рые звезды… — близ небес­но­го полю­са, не скры­ваю­щи­е­ся за гори­зон­том. Пер­вое мне­ние — Ана­к­си­ме­на, вто­рое — Демо­кри­та, третье — Герак­ли­та.
  • 18Мне­ние о вих­ре и необ­хо­ди­мо­сти Демо­кри­та, о дви­же­нии звезд к местам пита­ния — Герак­ли­та («сму­щае­мое нерав­но­мер­но­стя­ми»).
  • 19Как ска­за­но выше — см. § 102.
  • 20За появ­ле­ни­я­ми живот­ных — весен­ним при­ле­том ласто­чек и т. п.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1327007032 1327007054 1327008009 1358238790 1358239035 1358680001