30.09.2019 г.
The History Blog
Выставлено на продажу сапфировое кольцо, которое, возможно, носил Калигула

Рим­ский сап­фи­ро­вый голо­лит I в. с золотым коль­цом внут­ри, встав­лен­ным в Сред­ние века. Фото: Wartski.

Королев­ские юве­ли­ры Wartski, боль­ше все­го извест­ные как веду­щие диле­ры и экс­пер­ты по импе­ра­тор­ским укра­ше­ни­ям и яйцам Фаб­ер­же после паде­ния Рома­но­вых, выста­ви­ли на про­да­жу древ­не­рим­ское сап­фи­ро­вое коль­цо, при­над­ле­жав­шее, как неко­гда счи­та­лось, импе­ра­то­ру Кали­гу­ле. Это сап­фи­ро­вый голо­лит (то есть коль­цо, выре­зан­ное из цель­но­го кам­ня) с резь­бой и золо­той лен­той, встав­лен­ной изнут­ри, веро­ят­но, в Сред­ние века. На коль­це изо­бра­жён левый про­филь пре­крас­ной жен­щи­ны; счи­та­ет­ся, что это Цезо­ния, жена Кали­гу­лы.


Пред­по­ла­гае­мый порт­рет Цезо­нии, жены Кали­гу­лы. Фото: Wartski.

Во вто­рой поло­вине XVIII в. коль­цо нахо­ди­лось в зна­ме­ни­той кол­лек­ции дра­го­цен­ных кам­ней-инта­лий, собран­ной Джор­джем Спен­се­ров, чет­вёр­тым гер­цо­гом Маль­бо­ро. Ранее оно вхо­ди­ло в состав не столь круп­ной, но тоже зна­ме­ни­той груп­пы рез­ных кам­ней, собран­ной Тома­сом Ховар­дом, гра­фом Арун­де­лом, в пер­вой поло­вине XVII в. Вслед­ст­вие бра­ка и насле­до­ва­ния кол­лек­ция дра­го­цен­ных кам­ней лор­да Арун­де­ла при­со­еди­ни­лась к тем пре­крас­ным экзем­пля­рам, кото­рые гер­цог Маль­бо­ро при­об­рёл у диле­ров и част­ных вла­дель­цев на кон­ти­нен­те.



В 1875 г. седь­мой гер­цог Маль­бо­ро, Джон Уильям Спен­сер-Чер­чилль, про­дал «Гем­мы Маль­бо­ро» (как ста­ла назы­вать­ся эта вели­кая кол­лек­ция) с аук­ци­о­на, чтобы выру­чить день­ги для рестав­ра­ции двор­ца Блен­хейм. Мно­гие экзем­пля­ры были при­об­ре­те­ны Давидом Бро­ми­ло­вым, эсквай­ром, а затем сно­ва про­да­ны его доче­рью с аук­ци­о­на в 1899 г. Таким обра­зом, кол­лек­ция была разде­ле­на и рас­сре­дото­че­на: ранее в этом году музей Гет­ти при­лич­но потра­тил­ся на дюжи­ну пред­ме­тов из неё, и место­на­хож­де­ние неко­то­рых гемм Маль­бо­ро сего­дня неиз­вест­но. Дан­ное коль­цо было одной из них.

Сап­фир, кото­рый рим­ляне назы­ва­ли гиа­цин­том, с трудом под­да­ёт­ся резь­бе, и сап­фи­ро­вые инта­лии встре­ча­ют­ся очень ред­ко. Грам­ма­тик III в. Гай Юлий Солин опи­сы­ва­ет его в сво­ём «Собра­нии досто­па­мят­ных сведе­ний»:

«Сре­ди вещей, о кото­рых мы гово­ри­ли, встре­ча­ет­ся гиа­цинт, име­ю­щий яркий небес­но-синий цвет. Это цен­ный камень, если он обна­ру­жен без дефек­тов, ибо в нём неред­ко встре­ча­ют­ся изъ­я­ны. Он часто име­ет фио­ле­то­вый отте­нок, или замут­нён­ный, или водя­ни­сто-белый. Луч­ший тип не при­туп­лен слиш­ком густым цве­том и не про­яс­нён чрез­мер­ной про­зрач­но­стью, но плав­но чер­па­ет своё оча­ро­ва­ние из обе­их край­но­стей, окра­шен­ный нуж­ным соот­но­ше­ни­ем све­та и пур­пу­ра. Этот камень ощу­ща­ет вет­ра и небес­ные явле­ния: в облач­ный день он не так ярок, как в сол­неч­ный. Кро­ме того, камень холо­де­ет, если взять его в рот. Он опре­де­лён­но не годит­ся для резь­бы, так как не под­да­ёт­ся шли­фов­ке. Одна­ко он не вполне непо­бедим: его мож­но поца­ра­пать и нане­сти на нём над­пись с помо­щью алма­за».

Сего­дня тём­но-синие сап­фи­ры ценят­ся выше все­го, одна­ко свиде­тель­ство Соли­на о том, что луч­ши­ми счи­та­лись сап­фи­ры, тон­ко соче­таю­щие в себе про­зрач­ность, небес­но-синий цвет и пур­пур, точ­но опи­сы­ва­ет цвет коль­ца. Его пас­саж так­же ука­зы­ва­ет на то, что необы­чай­но тон­кая резь­ба жен­ско­го про­фи­ля на коль­це была выпол­не­на алма­зом. Вот насколь­ко оно цен­ное и ред­кое: алма­зы слу­жи­ли инстру­мен­та­ми для его изготов­ле­ния.

Голо­лит будет демон­стри­ро­вать­ся в поме­ще­нии Wartski в Лон­доне с 1 по 7 октяб­ря, а затем его мож­но будет при­об­ре­сти. Wartski не даёт его пред­про­даж­ной оцен­ки, чтобы не отпуг­нуть потен­ци­аль­ных поку­па­те­лей, но она состав­ля­ет око­ло 500 тыс. фун­тов стер­лин­гов (615 тыс. дол­ла­ров).


Коль­цо на руке моде­ли. Фото: Wartski.

© 2019 г. The History Blog.
© 2019 г. Фото: Wartski.
© 2019 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА