30.10.2019 г.
The History Blog
Статуи из коллекции Торлония будут выставлены — теперь и вправду

Скульп­ту­ры Тор­ло­ния гото­вы к пока­зу. Фото: Lorenzo De Masi / Fondazione Torlonia.

В нача­ле сле­дую­ще­го года, спу­стя годы, деся­ти­ле­тия и даже сто­ле­тия бес­плод­ных про­во­ло­чек, пере­го­во­ров и судеб­ных слу­ша­ний, под­бор­ка антич­ных мра­мор­ных ста­туй, собран­ных кня­же­ской семьёй Тор­ло­ния, будет выстав­ле­на на все­об­щее обо­зре­ние. Девя­но­сто шесть из шести­сот два­дца­ти еги­пет­ских, гре­че­ских, этрус­ских и рим­ских скульп­тур из зна­ме­ни­той кол­лек­ции Тор­ло­ния очи­ще­ны и под­верг­ну­ты кон­сер­ва­ции и будут пока­за­ны на выстав­ке «Мра­мор­ные скульп­ту­ры Тор­ло­ния. Кол­лек­ция шедев­ров» в палац­цо Каф­фа­рел­ли на Капи­то­лии. Выстав­ка прой­дёт с 25 мар­та 2020 г. по 10 янва­ря 2021 г.

В 2016 г. министр куль­ту­ры Дарио Фран­че­ски­ни объ­явил о заклю­че­нии сдел­ки, пред­у­смат­ри­вав­шей демон­стра­цию 60—90 самых зна­чи­мых скульп­тур из кол­лек­ции в нача­ле 2017 г. Посколь­ку уже под­хо­дит к кон­цу 2019 г., ясно, что эти пре­крас­ные пла­ны пошли вкривь и вкось. Задерж­ка ста­ла лишь послед­ней стыч­кой в мно­го­лет­ней борь­бе меж­ду семьёй Тор­ло­ния и пра­ви­тель­ст­вом, начав­шим­ся в 1976 г., когда князь Алес­сан­дро Тор­ло­ния закрыл музей на ули­це Лун­га­ра в Трасте­ве­ре, чтобы «отре­мон­ти­ро­вать кры­шу». Когда работы завер­ши­лись, всё зда­ние было неза­кон­но разде­ле­но на 98 апар­та­мен­тов.


Запы­лив­ши­е­ся ста­туи из кол­лек­ции Тор­ло­ния, хра­ня­щи­е­ся в под­ва­ле. Фото: Rcs Roma / archivioroma.

Это напря­мую отра­зи­лось на кол­лек­ции. Волей-нево­лей она отпра­ви­лась на склад; ста­туи запи­ха­ли туда вплот­ную друг к дру­гу и оста­ви­ли соби­рать пыль. Пра­ви­тель­ство пода­ло иск про­тив семьи Тор­ло­ния, и в 1979 г. она была оштра­фо­ва­на за пре­ступ­ле­ние про­тив куль­тур­но­го наследия в раз­ме­ре сто­и­мо­сти кол­лек­ции. Реше­ние суда так и не было выпол­не­но.

На про­тя­же­нии сле­дую­щих четы­рёх деся­ти­ле­тий про­ва­ли­лись все попыт­ки заста­вить семью Тор­ло­ния пода­рить или про­дать кол­лек­цию государ­ству или хотя бы изред­ка поли­вать её из шлан­га и выстав­лять на все­об­щее обо­зре­ние. Заяв­ле­ние, сде­лан­ное в 2016 г., выгляде­ло как дол­го­ждан­ный про­рыв, но в 2017 г. князь Алес­сан­дро умер, и когда ста­ли извест­ны усло­вия его заве­ща­ния, все пла­ны засто­по­ри­лись. Он заве­щал кол­лек­цию фон­ду Тор­ло­ния, кото­рый он осно­вал в 2014 г. для сохра­не­ния мра­мор­ных ста­туй и вил­лы Аль­ба­ни Тор­ло­ния.

Эта кол­лек­ция при­об­ре­те­на семьёй Тор­ло­ния в XIX в. в основ­ном за счёт скуп­ки пред­ме­тов искус­ства у обед­нев­ших ари­сто­кра­тов и стро­и­тель­ных работ на соб­ст­вен­ной зем­ле в Вуль­чи, Чер­ве­те­ри, Пор­те и Фью­ми­чи­но; она явля­ет­ся круп­ней­шей част­ной кол­лек­ци­ей антич­но­го искус­ства в мире. В 1875 г. ста­туи были раз­ме­ще­ны в зда­нии быв­ше­го зер­но­хра­ни­ли­ща на ули­це Лун­га­ра. Это был част­ный музей, куда нико­гда не пус­ка­ли широ­кую обще­ст­вен­ность — толь­ко избран­ных посе­ти­те­лей и учё­ных.

Сведе­ния о каче­стве и коли­че­стве экс­по­на­тов рас­про­стра­ня­ют­ся бла­го­да­ря опуб­ли­ко­ван­ным ката­ло­гам. В ката­ло­ге кол­лек­ции Тор­ло­ния, издан­ном Кар­ло Лодо­ви­ко Вис­кон­ти в 1884 г., пере­чис­ле­но 615 ста­туй, релье­фов, порт­рет­ных бюстов, мону­мен­таль­ных ваз и сар­ко­фа­гов; фото­гра­фии всех этих экс­по­на­тов, сде­лан­ные фир­мой Доне­зи, опуб­ли­ко­ва­ны в при­ла­гаю­щем­ся томе иллю­ст­ра­ций. Это был один из пер­вых ката­ло­гов с фото­гра­фи­я­ми вме­сто рисун­ков, и пер­вый, содер­жав­ший фото­гра­фии каж­до­го пред­ме­та кол­лек­ции. Сто­ле­тие спу­стя он при­об­рёл огром­ную цен­ность, когда выдаю­щий­ся спе­ци­а­лист по антич­но­му искус­ству Кар­ло Гас­парри про­следил исто­рию при­над­леж­но­сти каж­дой скульп­ту­ры из этой кол­лек­ции, запол­нил про­бе­лы в запи­сях и создал кон­кор­дан­цию меж­ду инвен­тар­ным пере­ч­нем кол­лек­ции Тор­ло­ния и ката­ло­га­ми при­об­ре­тён­ных этой семьёй кол­лек­ций гораздо более древ­них знат­ных родов. Даже сего­дня ката­лог 1884 г. оста­ёт­ся важ­ным спра­воч­ни­ком по скульп­ту­рам Тор­ло­ния и исполь­зо­вал­ся кура­то­ра­ми и кон­сер­ва­то­ра­ми в ходе под­готов­ки новой выстав­ки.

Кон­сер­ва­ция 96 скульп­тур, кото­рые будут выстав­ле­ны в сле­дую­щем году, про­веде­на бла­го­да­ря финан­со­вой под­держ­ке юве­лир­ной ком­па­нии Bvlgari. Они нахо­ди­лись в хоро­шем состо­я­нии и нуж­да­лись ско­рее в очист­ке, чем в рестав­ра­ции. После выстав­ки на Капи­то­лии эта груп­па отпра­вит­ся в миро­вое турне, даты и марш­ру­ты кото­ро­го пока не опре­де­ле­ны. К тому вре­ме­ни, когда они вер­нут­ся в Рим, пла­ни­ру­ет­ся открыть посто­ян­ный музей, где раз­ме­стит­ся вся кол­лек­ция, кото­рая впер­вые за вре­мя сво­его суще­ст­во­ва­ния откро­ет­ся для широ­кой пуб­ли­ки.


Пеще­ра Алад­ди­на клас­си­че­ско­го искус­ства: неко­то­рые из 96 отре­ста­ври­ро­ван­ных ста­туй и бюстов из кол­лек­ции Тор­ло­ния в Риме, кото­рые будут впер­вые пред­став­ле­ны в мар­те. Кол­лек­ция, дати­ру­е­мая с V в. до н. э. по IV в. н. э., вклю­ча­ет на пере­д­нем плане коле­но­пре­кло­нён­но­го вои­на и Афро­ди­ту. Фото: Lorenzo De Masi / Fondazione Torlonia.

Рельеф с пор­то­вой сце­ной. Фото: Lorenzo De Masi / Fondazione Torlonia.

Груп­па отре­ста­ври­ро­ван­ных ста­туй: на пере­д­нем плане две ста­туи Иси­ды из двух­цвет­но­го мра­мо­ра и на зад­нем плане бюсты импе­ра­то­ров. Фото: Lorenzo De Masi / Fondazione Torlonia.

Ран­няя клас­си­че­ская ста­туя боже­ства из кол­лек­ции Тор­ло­ния, так назы­вае­мая Гестия Джу­сти­ни­а­ни, веро­ят­но рим­ская копия II в. н. э. рим­ской гре­че­ской брон­зо­вой ста­туи ок. 470 г. до н. э. Фото: Lorenzo De Masi / Fondazione Torlonia.

Ста­туя отды­хаю­ще­го коз­ла. Фото: Lorenzo De Masi / Fondazione Torlonia.

Рестав­ра­тор Еле­на Каньо­ни работа­ет над Вазой Тор­ло­ния (Tazza Cesi), неоат­ти­че­ским рим­ским тво­ре­ни­ем и одной из круп­ней­ших извест­ных антич­ных ваз, с релье­фа­ми подви­гов Герак­ла. Фото: Lorenzo De Masi / Fondazione Torlonia.

Девуш­ка Тор­ло­ния (Fanciulla Torlonia), уни­каль­ная этрус­ская скульп­ту­ра, най­ден­ная в Вуль­чи (Витер­бо). Фото: Fondazione Torlonia Onlus.

Фото: Lorenzo De Masi / Fondazione Torlonia.

Кол­лек­ция Тор­ло­ния в быв­шем зер­но­хра­ни­ли­ще вклю­ча­ет отре­ста­ври­ро­ван­ную ста­тую Меле­а­г­ра, героя из гре­че­ской мифо­ло­гии. Фото: Lorenzo De Masi / Fondazione Torlonia.

Ста­туя вак­хан­ки, гото­вая к съём­ке круп­ным пла­ном. Фото: Lorenzo De Masi / Fondazione Torlonia.

© 2019 г. The History Blog.
© 2019 г. Фото: Lorenzo De Masi / Fondazione Torlonia.
© 2019 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА