The History Blog |
В начале следующего года, спустя годы, десятилетия и даже столетия бесплодных проволочек, переговоров и судебных слушаний, подборка античных мраморных статуй, собранных княжеской семьёй Торлония, будет выставлена на всеобщее обозрение. Девяносто шесть из шестисот двадцати египетских, греческих, этрусских и римских скульптур из знаменитой коллекции Торлония очищены и подвергнуты консервации и будут показаны на выставке «Мраморные скульптуры Торлония. Коллекция шедевров» в палаццо Каффарелли на Капитолии. Выставка пройдёт с 25 марта 2020 г. по 10 января 2021 г.
В 2016 г. министр культуры Дарио Франческини объявил о заключении сделки, предусматривавшей демонстрацию 60—
Это напрямую отразилось на коллекции. Волей-неволей она отправилась на склад; статуи запихали туда вплотную друг к другу и оставили собирать пыль. Правительство подало иск против семьи Торлония, и в 1979 г. она была оштрафована за преступление против культурного наследия в размере стоимости коллекции. Решение суда так и не было выполнено.
На протяжении следующих четырёх десятилетий провалились все попытки заставить семью Торлония подарить или продать коллекцию государству или хотя бы изредка поливать её из шланга и выставлять на всеобщее обозрение. Заявление, сделанное в 2016 г., выглядело как долгожданный прорыв, но в 2017 г. князь Алессандро умер, и когда стали известны условия его завещания, все планы застопорились. Он завещал коллекцию фонду Торлония, который он основал в 2014 г. для сохранения мраморных статуй и виллы Альбани Торлония.
Эта коллекция приобретена семьёй Торлония в XIX в. в основном за счёт скупки предметов искусства у обедневших аристократов и строительных работ на собственной земле в Вульчи, Черветери, Порте и Фьюмичино; она является крупнейшей частной коллекцией античного искусства в мире. В 1875 г. статуи были размещены в здании бывшего зернохранилища на улице Лунгара. Это был частный музей, куда никогда не пускали широкую общественность — только избранных посетителей и учёных.
Сведения о качестве и количестве экспонатов распространяются благодаря опубликованным каталогам. В каталоге коллекции Торлония, изданном Карло Лодовико Висконти в 1884 г., перечислено 615 статуй, рельефов, портретных бюстов, монументальных ваз и саркофагов; фотографии всех этих экспонатов, сделанные фирмой Донези, опубликованы в прилагающемся томе иллюстраций. Это был один из первых каталогов с фотографиями вместо рисунков, и первый, содержавший фотографии каждого предмета коллекции. Столетие спустя он приобрёл огромную ценность, когда выдающийся специалист по античному искусству Карло Гаспарри проследил историю принадлежности каждой скульптуры из этой коллекции, заполнил пробелы в записях и создал конкорданцию между инвентарным перечнем коллекции Торлония и каталогами приобретённых этой семьёй коллекций гораздо более древних знатных родов. Даже сегодня каталог 1884 г. остаётся важным справочником по скульптурам Торлония и использовался кураторами и консерваторами в ходе подготовки новой выставки.
Консервация 96 скульптур, которые будут выставлены в следующем году, проведена благодаря финансовой поддержке ювелирной компании Bvlgari. Они находились в хорошем состоянии и нуждались скорее в очистке, чем в реставрации. После выставки на Капитолии эта группа отправится в мировое турне, даты и маршруты которого пока не определены. К тому времени, когда они вернутся в Рим, планируется открыть постоянный музей, где разместится вся коллекция, которая впервые за время своего существования откроется для широкой публики.