08.09.2009 г.
Discovery News
В Турции обнаружена колоссальная статуя Аполлона

Бюст недав­но обна­ру­жен­ной ста­туи гре­че­ско­го бога Апол­ло­на. Мас­сив­ная ста­туя, высотой око­ло четы­рех мет­ров — одна из при­мер­но дюжи­ны извест­ных. Фото: Фран­че­ско Д’Андриа.

Как объ­яви­ли италь­ян­ские архео­ло­ги, колос­саль­ная ста­туя Апол­ло­на, гре­че­ско­го бога солн­ца, све­та, музы­ки и поэ­зии, была извле­че­на из белых извест­ня­ко­вых уте­сов в юго-запад­ной Тур­ции.

Колос­саль­ные ста­туи были очень попу­ляр­ны в антич­но­сти, о чем свиде­тель­ст­ву­ют утра­чен­ные гигант­ские ста­туи Родос­ско­го Колос­са и Колос­са Неро­на. Мно­гие из них исчез­ли дав­но — их мате­ри­ал исполь­зо­вал­ся для дру­гих стро­и­тель­ных про­ек­тов.

«Эта колос­саль­ная ста­туя Апол­ло­на явля­ет­ся дей­ст­ви­тель­но уни­каль­ной наход­кой. Такие ста­туи очень ред­ко встре­ча­ют­ся в Малой Азии. Толь­ко дюжи­на сохра­ни­лась до нынеш­не­го вре­ме­ни», — рас­ска­зал «Discovery News» руко­во­ди­тель груп­пы Фран­че­ско Д’Андриа (Francesco D’Andria), дирек­тор Инсти­ту­та архео­ло­ги­че­ско­го наследия, памят­ни­ков и рас­ко­пок Нацио­наль­но­го иссле­до­ва­тель­ско­го сове­та Ита­лии в Леч­че.

Раз­би­тая на два боль­ших мра­мор­ных фраг­мен­та, бюст и ниж­нюю часть скульп­ту­ры, ста­туя I в. н. э. была рас­ко­па­на в Гиера­по­ле, кото­рый теперь назы­ва­ет­ся Памук­ка­ле и вне­сен в спи­сок объ­ек­тов Все­мир­но­го наследия.

Осно­ван­ный око­ло 190 г. до н. э. Эвме­ном II, царем Пер­га­ма (197—159 гг. до н. э.), Гиера­поль был пере­дан Риму в 133 г. до н. э.

Элли­ни­сти­че­ский город раз­вил­ся до про­цве­таю­ще­го рим­ско­го горо­да с хра­ма­ми, теат­ром и попу­ляр­ны­ми свя­щен­ны­ми горя­чи­ми источ­ни­ка­ми, кото­рые, как счи­та­лось, обла­да­ли цели­тель­ной силой.

Имев­шая в высоту более четы­рех мет­ров, недав­но обна­ру­жен­ная ста­туя, у кото­рой отсут­ст­ву­ют голо­ва и руки, веро­ят­но, была одной из луч­ших досто­при­ме­ча­тель­но­стей горо­да.

«Она изо­бра­жа­ет гре­че­ско­го бога Апол­ло­на, сидя­ще­го на троне и дер­жа­ще­го кифа­ру в левой руке. Бог одет в вели­ко­леп­но задра­пи­ро­ван­ную туни­ку. Одеж­да изо­бра­же­на про­зрач­ной, чтобы пока­зать могу­чие муску­лы», гово­рит Д’Андриа.

Вдох­нов­лен­ный вели­ки­ми клас­си­че­ски­ми шедев­ра­ми, худож­ник не уде­лил тако­го же вни­ма­ния зад­ней части ста­туи.

«Это свиде­тель­ст­ву­ет о том, что скульп­ту­ра рас­по­ла­га­лась воз­ле сте­ны и пред­по­ла­га­лось, что ее будет вид­но толь­ко спе­ре­ди», — отме­тил Д’Андриа.
Во всем сво­ем вну­ши­тель­ном цар­ском вели­чии, ста­туя была очень важ­на для горо­да, так как Апол­лон почи­тал­ся в каче­стве боже­ст­вен­но­го осно­ва­те­ля Гиера­по­ля.

Колос­саль­ная ста­туя, веро­ят­но, была глав­ной скульп­ту­рой свя­ти­ли­ща Апол­ло­на, кото­рое было спе­ци­аль­но постро­е­но над актив­ным раз­ло­мом гор­ной поро­ды.

«Гиера­поль — уни­каль­ное место, и архео­ло­ги каж­дый год извле­ка­ют на свет потря­саю­щие наход­ки. Как и осталь­ные древ­ние стро­е­ния, ста­туя будет вир­ту­аль­но вос­ста­нов­ле­на во всех дета­лях», — сооб­щил «Discovery News» Фран­че­ско Габел­лоне (Francesco Gabellone), архи­тек­тор Нацио­наль­но­го иссле­до­ва­тель­ско­го сове­та в Леч­че.

Габел­лоне и его груп­па работа­ют над про­ек­том «Вир­ту­аль­ный Гиера­поль», кото­рый сде­лал воз­мож­ным вир­ту­аль­ную про­гул­ку по древ­не­му горо­ду, каким он был во вре­ме­на прав­ле­ния рим­ско­го импе­ра­то­ра Тибе­рия (42 г. до н. э. — 37 г. н. э.), когда он был вос­ста­нов­лен после раз­ру­ши­тель­но­го зем­ле­тря­се­ния.

Город про­су­ще­ст­во­вал до 1334 г., когда был навсе­гда поки­нут жите­ля­ми после оче­ред­но­го зем­ле­тря­се­ния.

«Мы не теря­ем надеж­ду пол­но­стью вос­ста­но­вить ста­тую физи­че­ски. Мы все еще ведем рас­коп­ки и, воз­мож­но, смо­жем най­ти хотя бы голо­ву», — ска­зал Д’Андриа.


См. так­же: В Тур­ции най­де­ны вра­та Плу­то­на.

© 2009 г. Discovery News
© 2010 г. Перевод с англ.: Таривердиева С. Э.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА