17.03.2011 г.
Inrap
В Отёне найдены новые свидетельства о знаменитом античном гончаре Пистилле

[Опуб­ли­ко­ва­но 3 авгу­ста 2010 г. Обнов­ле­но 17 мар­та 2011 г.]


Поло­вин­ная фор­ма для Вене­ры, под­пи­сан­ная с обрат­ной сто­ро­ны «Пистилл».

В ходе архео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок, кото­рые про­во­ди­лись по государ­ст­вен­но­му зака­зу (Бур­гунд­ская регио­наль­ная дирек­ция по вопро­сам куль­ту­ры) к севе­ру от Отё­на в рам­ках про­ек­та стро­и­тель­ства соци­аль­но­го жилья, архео­ло­ги «Энра» обна­ру­жи­ли посе­ле­ние. Самые древ­ние следы дати­ру­ют­ся нача­лом I в. н. э., когда город был осно­ван. Отён был постро­ен по рас­по­ря­же­нию Авгу­ста, пер­во­го рим­ско­го импе­ра­то­ра (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.), и был назван в честь него Авгу­сто­ду­ном. Это был пода­рок Рима дав­ним союз­ни­кам, заме­нив­ший галль­скую сто­ли­цу пле­ме­ни эду­ев, кре­пость Биб­рак­те на горе Бёв­рей. Отён стал одним из круп­ней­ших горо­дов север­ной Гал­лии бла­го­да­ря сво­е­му реме­с­лу, куль­тур­но­му вли­я­нию и сто­лич­но­му поло­же­нию. Рас­коп­ки в этом месте пока­зы­ва­ют, как раз­ви­ва­лась часть горо­да, слу­жив­шая одно­вре­мен­но ремес­лен­ным и жилым квар­та­лом.


Пистилл, куколь­ник из Авгу­сто­ду­на


В I—III вв. н. э. по всей Гал­лии и даже за ее пре­де­ла­ми про­из­во­ди­лись и рас­про­стра­ня­лись мно­го­чис­лен­ные малень­кие ста­ту­эт­ки. Эти ста­ту­эт­ки лепи­ли из пре­крас­ной белой гли­ны. Две сто­ро­ны, вылеп­лен­ные отдель­но, скле­и­ва­ли жид­кой гли­ной, затем обжи­га­ли и ино­гда рас­кра­ши­ва­ли. В Рим­ской Гал­лии было несколь­ко мастер­ских, выпус­кав­ших мно­же­ство этих попу­ляр­ных изо­бра­же­ний, кото­рые пред­на­зна­ча­лись для кли­ен­тов, слиш­ком бед­ных, чтобы купить брон­зо­вые ста­ту­эт­ки.

В 1920 г. в «Исто­рии Гал­лии» Камиль Жюльян (Camille Jullian) напом­нил, что через века до нас дошло мно­го таких ста­ту­эток: «Аллю­са из Бор­до, извест­ный сво­и­ми мате­ря­ми; армо­рик Рек­сту­ген, чьи Вене­ры засты­ли в свя­щен­ной непо­движ­но­сти; арверн Сакрилл из Туло­на-сюр-Алье, глав­ный про­из­во­ди­тель голу­бей, и преж­де все­го эдуй Пистилл, мастер семей­но­го жан­ра, навод­нив­ший всю Гал­лию кор­мя­щи­ми мате­ря­ми, детьми в колы­бель­ках, домаш­ни­ми пти­ца­ми и сто­ро­же­вы­ми пса­ми».

Счи­та­лось, что Пистилл работал в Отёне при­мер­но в кон­це II—нача­ле III вв. н. э. Его про­дук­ция рас­про­стра­ня­лась по всей Гал­лии, в направ­ле­нии Атлан­ти­ки (через Бурж, Пуа­тье, Нант и т. д.), на восток и севе­ро-запад по доро­ге Агрип­пы. Она попа­ла и в Верх­нюю Гер­ма­нию, в про­вин­ции Реция и Норик (Майнц, Бава­рия, Боден­ское озе­ро, австрий­ский Тироль). Архео­ло­ги «Энра» под­твер­ди­ли, что его мастер­ская нахо­ди­лась в Отёне, обна­ру­жив гон­чар­ную печь, фор­мы, ста­ту­эт­ки и брак обжи­га с под­пи­сью «Пистилл». Пистилл отли­ча­ет­ся от дру­гих coroplathōn (куколь­ни­ков) акку­рат­но­стью ста­ту­эток и раз­но­об­ра­зи­ем тем: боги­ни-покро­ви­тель­ни­цы, Вене­ра, Изоби­лие, живот­ные, а так­же и тро­га­тель­ные изо­бра­же­ния рим­ской сер­деч­ной бли­зо­сти — напри­мер, «Бор­дос­ские любов­ни­ки», где муж­чи­на и жен­щи­на лас­ка­ют друг дру­га на рим­ской посте­ли под защи­той спя­щей соба­ки.

Сего­дня в ходе рас­ко­пок най­де­ны ста­ту­эт­ки Вене­ры, богинь-мате­рей, а так­же более эро­ти­че­ские про­из­веде­ния. «Невоз­мож­но пере­пу­тать работу Пистил­ла с работой его под­ра­жа­те­лей: их ста­ту­эт­ки изготов­ле­ны пло­хо и пред­на­зна­че­ны для бед­ных семей; они запол­ня­ли лав­ки по цене в несколь­ко гро­шей, а в рыноч­ные дни их про­да­ва­ли раз­нос­чи­ки» (Камиль Жюльян).


Квар­тал ремес­лен­ных мастер­ских и пре­крас­ных особ­ня­ков


На дан­ном участ­ке встре­ча­ют­ся так­же свиде­тель­ства обра­бот­ки метал­ла, в част­но­сти, брон­зы: пла­виль­ные тиг­ли, части форм и нако­ва­лен для изготов­ле­ния листо­во­го метал­ла, а так­же мно­же­ство отхо­дов. Что каса­ет­ся желе­за, то в мусор­ных ямах най­де­ны части мехов, мно­же­ство кус­ков шла­ка и пла­стин, что пред­по­ла­га­ет суще­ст­во­ва­ние куз­неч­ных гор­нов. Обна­ру­же­ны так­же отхо­ды литья, харак­тер­ные для вос­ста­нов­ле­ния желез­ной руды. Этот пер­вый этап желез­ной метал­лур­гии крайне ред­ко встре­ча­ет­ся в горо­дах.

С дру­гой сто­ро­ны, были рас­ко­па­ны и ком­на­ты с гипо­ка­у­стом (под­поль­ным отоп­ле­ни­ем). Об укра­ше­ни­ях домов свиде­тель­ст­ву­ют несколь­ко эле­мен­тов стек­лян­ной моза­и­ки и мно­же­ство фраг­мен­тов рас­пис­ной шту­ка­тур­ки. Во внут­рен­них дво­рах най­де­ны водя­ные соору­же­ния (колод­цы, тру­бы, емко­сти для сбо­ра дож­де­вой воды). Длин­ная сек­ция тру­бы была частью водо­про­во­да, постро­ен­но­го при осно­ва­нии горо­да.

В ходе рас­ко­пок так­же най­де­но несколь­ко мра­мор­ных ста­туй, напри­мер, дву­ли­кая голо­ва, изо­бра­жаю­щая Гер­ме­са и Пана (или Дио­ни­са), и пли­та с посвя­ще­ни­ем Тибе­рию Клав­дию Поти­ту Саби­ни­а­ну, ранее неиз­вест­но­му всад­ни­ку, чле­ну рим­ско­го сосло­вия всад­ни­ков, воен­но­му три­бу­ну XXII леги­о­на.


Рас­пис­ная шту­ка­тур­ка, покры­ваю­щая тру­бу гипо­ка­у­ста.

Ниж­няя часть гипо­ка­у­ста с заби­тым теп­ло­про­во­дом котель­ной.

Рим­ское зда­ние с малень­ки­ми ком­на­та­ми (мастер­ски­ми?), соору­жен­ны­ми на бетон­ном полу более древ­ней ком­на­ты.

Кана­ли­за­ция под рим­ской доро­гой на севе­ро-восточ­ном краю зоны рас­ко­пок, вид сбо­ку. Вымо­щен­ный пол встро­ен в камен­ную клад­ку, а в запад­ной стене хоро­шо вид­на терра­ко­то­вая водо­про­вод­ная тру­ба (на фото­гра­фии спра­ва). Эта кана­ли­за­ция была постро­е­на при осно­ва­нии горо­да, как одно из обще­ст­вен­ных соору­же­ний.

Мра­мор­ная голо­ва (столб-гер­ма). Боро­да­тое лицо неиз­вест­но­го боже­ства, чей лоб укра­шен бара­ньи­ми рога­ми.

Дву­ли­кая мра­мор­ная голо­ва (столб-гер­ма). Лицу юно­ши про­ти­во­по­став­ле­но лицо пожи­ло­го чело­ве­ка (вид в про­филь).

Мра­мор­ная голо­ва (столб-гер­ма). Лицо юно­ши, лоб кото­ро­го укра­шен кры­лыш­ка­ми (веро­ят­но, Гер­мес).

Печь в мастер­ской Пистил­ла в ходе рас­ко­пок.

Импро­ви­зи­ро­ван­ное сито из стро­и­тель­ной решет­ки (про­се­и­ва­ет­ся содер­жи­мое печей Пистил­ла).

Печь для про­из­вод­ства ста­ту­эток (вид свер­ху).

Лице­вая сто­ро­на под­пи­сан­ной поло­вин­ной фор­мы (Вене­ра сжи­ма­ет грудь) и экзем­пляр Вене­ры, сжи­маю­щей грудь (сде­лан­ный при помо­щи дру­гой фор­мы).

Ста­ту­эт­ка Вене­ры, сжи­маю­щей грудь (вид спе­ре­ди).

Ста­ту­эт­ка Вене­ры, сжи­маю­щей грудь (вид сза­ди).

Ста­ту­эт­ка бара­на на осно­ва­нии, терра­ко­та (пере­гре­та).

Фраг­мент мра­мор­ной над­пи­си (посвя­ще­ние вид­но­му чело­ве­ку, чле­ну всад­ни­че­ско­го сосло­вия, три­бу­ну XXII леги­о­на).

Обу­строй­ство: Государ­ст­вен­ная жилищ­ная служ­ба Соны и Луа­ры.

Науч­ный кон­троль: Регио­наль­ная архео­ло­ги­че­ская служ­ба (Бур­гунд­ская регио­наль­ная дирек­ция по вопро­сам куль­ту­ры).

Науч­ный руко­во­ди­тель: Сте­фан Аликс, «Энра».


См. так­же: Нумиз­ма­ти­че­ские наход­ки в Отёне

© 2011 г. Inrap
© 2011 г. Фото: Дени Гликсман (Inrap).
© 2012 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА