28.06.2013 г.
La Repubblica
Этрусские урны, спасенные от воров, рассказывают о счастливой поре


Про­шло 30 лет с откры­тия нетро­ну­той гроб­ни­цы семьи Куту (Cutu) в рай­оне Мон­те­лу­че, слу­чив­ше­го­ся непо­да­ле­ку от ста­ро­го гос­пи­та­ля в 1983 г. За это вре­мя город­ские нек­ро­по­ли Перуд­жи не яви­ли на свет ника­ких новых гипо­ге­ев элли­ни­сти­че­ской эпо­хи, обстав­лен­ных харак­тер­ны­ми для них урна­ми с изва­ян­ны­ми мифо­ло­ги­че­ски­ми или сим­во­лич­ны­ми сюже­та­ми. Да и само обна­ру­же­ние гроб­ни­цы Куту про­изо­шло после мно­гих деся­ти­ле­тий с момен­та послед­не­го откры­тия этих могиль­ных ком­плек­сов, таких харак­тер­ных для этрус­ской Перуд­жи, иссле­до­ван­ных в широ­чай­шей мере в тече­ние XIX века.

Несколь­ко часов назад появи­лась новость о бле­стя­щей опе­ра­ции кара­би­не­ров, в резуль­та­те кото­рой изъ­яты 23 перуд­жин­ские урны и более трех тысяч архео­ло­ги­че­ских арте­фак­тов. Неко­то­рые из них, несо­мнен­но, про­ис­хо­дят из той же гроб­ни­цы, что содер­жа­ла кон­фис­ко­ван­ные урны, и кото­рая нахо­ди­лась в мест­но­сти, не назван­ной в сооб­ще­ни­ях кара­би­не­ров. Учи­ты­вая, что все город­ские перуд­жин­ские клад­би­ща рас­по­ло­же­ны ныне в чер­те горо­да, веро­ят­но, что новая гроб­ни­ца нахо­дит­ся в при­го­ро­де. Извест­но о несколь­ких боль­ших пери­фе­рий­ных селе­ни­ях этрус­ской Перуд­жи с обшир­ны­ми при­ле­гаю­щи­ми нек­ро­по­ля­ми.

Урны, судя по несколь­ким опуб­ли­ко­ван­ным изо­бра­же­ни­ям, все выре­за­ны в харак­тер­ном тра­вер­тине и при­над­ле­жа­ли семье Как­нов (Cacni). Нам уже извест­на неболь­шая гроб­ни­ца, при­над­ле­жа­щая вто­ро­сте­пен­ной вет­ви это­го рода, в рай­оне, где сего­дня нахо­дят­ся цер­ковь и мона­стырь Свя­то­го Пет­ра, име­ю­щая потай­ной выход в несколь­ких сот­нях мет­ров за этрус­ской сте­ной близ Сант-Эрко­ла­но. Кро­ме того, мы зна­ем о несколь­ких жен­щи­нах рода, погре­бен­ных в гроб­ни­цах дру­гих семей, в кото­рые они пере­шли в каче­стве жен.

Несколь­ко урн, очень высо­ко­го каче­ства, с крыш­кой, изо­бра­жаю­щей покой­но­го во вре­мя пир­ше­ства, долж­ны пред­став­лять пер­вое поко­ле­ние, похо­ро­нен­ное в гипо­гее, и таким обра­зом, родо­на­чаль­ни­ков. За этим пер­вым поко­ле­ни­ем через несколь­ко деся­ти­ле­тий после­до­ва­ло вто­рое, с боль­ши­ми урна­ми, так­же с крыш­кой с пиру­ю­щим покой­ным, сре­ди них две — со сце­ной жерт­во­при­но­ше­ния Ифи­ге­нии и две — с баталь­ны­ми сце­на­ми: на одной изо­бра­же­но сра­же­ние под сте­на­ми горо­да, на дру­гой — жесто­кая бит­ва с тра­ди­ци­он­ны­ми вра­га­ми этрус­ков, гал­ла­ми. К послед­не­му, третье­му поко­ле­нию, при­над­ле­жат неболь­шие урны с сим­во­лич­ны­ми сце­на­ми; к ним отно­сят­ся неболь­шие урны в фор­ме ящи­ка и с крыш­кой в виде кры­ши.














© 2013 г. La Repubblica
© 2013 г. Фото: ANSA.
© 2013 г. Перевод с итал.: С. И. Сосновский.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА