ARCHAEOLOGY |
Итальянский археолог Стефано Бруни (Stefano Bruni), вызванный в минувшем апреле для осмотра строительной площадки в Пизе, и подумать не мог, что найдет девять хорошо сохранившихся римских судов — самую большую группу античных кораблей, когда-либо найденных в одном месте, — и часть античного порта Пизы. Восемь месяцев кропотливой работы принесли небольшие плоды и строительство офисного здания на вокзале Сан Россоре (San Rossore) продолжено. Тогда, в декабре, строители, устанавливающие гофрированную сталь, ограждающую стеной котлован для фундамента, поняли, что они разделили пополам древнее судно, почти неповрежденное временем, его деревянный каркас и доски, до сих пор прибитые медными гвоздями. В течение следующих пяти месяцев было найдено еще восемь кораблей, возраст которых датируется между II в. до
Одетый в профессорский твидовый жакет, с трубкой в руке, Бруни из Археологического Управления Тосканы, рассматривает свою территорию с уверенностью прославившегося человека. Перед нами открылся большой котлован, почти 300 футов в длину и 150 в ширину, с временным бетонным полом, местами прерывающимся зелеными пластиковыми рифлеными крышами, держащимися на лесах. Под каждым укрытием археологи из флорентийской фирмы Co.Idra, работающие по контракту под наблюдением Бруни, выкапывают суда и документируют находки. Чтобы увидеть корабли, съехались журналисты со всей Европы, но несмотря на внимание СМИ, Бруни по-прежнему целиком сосредоточен на археологическом значении находки. «Эта находка чрезвычайно важна не только на местном уровне, — говорит он. — Мы также обнаружили часть гавани одного из самых больших древних портов Средиземноморья, с практически неповрежденными судами». Изучение кораблей позволит морским археологам пополнить их знания о римской технике судостроения, тогда как анализ их грузов — включая вино, маслины и фрукты — даст новые ценные данные в изучение античной торговли.
Пиза, с ее, по крайней мере, двумя защищенными гаванями, была важным римским военно-морским оплотом, и согласно упоминаниям древних источников, отсюда отправлялись древние флотилии в Галлию и Испанию во время Второй Пунической войны (218—
![]() |
![]() |
Строители обнаружили первый остов, когда он был разделен пополам стальной стеной, ограждающей яму фундамента. Сейчас он повторно засыпан, для сохранения до тех пор, пока его не смогут переместить; до этого археологи должны были постоянно держать дерево сырым, чтобы не дать ему повредиться. |
Хотя изучение кораблей только начинается, эти девять, найденные пока, использовались скорее в качестве прибрежных грузовых судов и внутри гавани, чем в военных целях. Первое найденное судно, названное археологами «корабль A», было пустым, но конструкция корабля сохранилась исключительно хорошо. Шпангоуты судна (которые проходят поперек через днище судна), стрингеры (балки, идущие от носа к корме) и доски корпуса оказались практически неповрежденными при длине в 25 футов. Ни нос, ни корма не были найдены, но судно частично находится за стеной котлована и один из его концов может оказаться в не выкопанной пока земле. Выкопанная часть была снова зарыта, чтобы защитить корпус, пока он не может быть перенесен в помещение для хранения; невыкопанная часть будет раскрыта в будущем.
Основываясь на стратиграфии и схожих находках, Бруни датирует корабль A серединой II в.
От второго найденного судна, судна B, сохранилась носовая часть, около 16 футов. «Уцелел правый борт с каркасом, часть левого и половина сидений гребцов», — говорит Бруни. Фрагменты амфор, обнаруженные на том же уровне, указывают на дату постройки: конец II — начало I вв. до
От третьего судна, корабля C, уцелела часть, длиной приблизительно 20 футов, включая несколько бимсов (брус, идущий от одного борта к другому), в дополнение к дощатой обшивке и каркасу. Вдоль одного из бимсов граффити
![]() |
![]() |
![]() |
Надпись «O D A [?]…» |
Штифт уключины (древний эквивалент современной уключины) |
Хранитель покрывает стекловолоконный квадрат смолой. |
Судно D сохранилось лучше всех остальных. Около 46 футов длиной и 20 футов шириной, оно было найдено опрокинутым; его каркас и палуба в прекрасном состоянии и его корпус уцелел, кроме части днища. Материал из тех же уровней указывает на дату постройки судна в районе первых десятилетий II в. н. э.
Как уже сообщалось «АРХЕОЛОГИЕЙ» в статье «Затонувшие корабли Пизы» (май/июнь 1999 г.), некоторые особенности корпуса судна сначала вызвали предположение, что это был военный корабль: небольшая осадка, характерная для античных военных кораблей, форма носа, который мог нести таран, а также наличие помоста, отходящего от одного планшира, похожего на мостики, изображенным на древних изображениях военных кораблей. Но, говорит Кассон (Casson), форма и структура судна указывает на то, что это скорее рабочее судно, которое использовалось для ежедневных хозяйственных работ, таких как перевозка груза между причалами и большими судами, пришвартованными дальше в гавани, или для выполнения работ в разных местах русла. Рабочие суда имели малую осадку, чтобы иметь возможность пользоваться мелководными путями. Отношение длины судна к ширине
Неясно только, каким образом судно передвигалось. Боковые платформы имели бы смысл в том случае, если оно передвигалось при помощи шеста, а не с помощью гребли или парусов, но окончательно это станет известно только после того, когда археологи выкопают судно полностью из земли и скажут, имело ли оно мачту, уключины и места гребцов. Снаружи судно было закрыто стекловолоконным кожухом, что позволяет производить дальнейшие раскопки внутри без риска разрушения. Археологи уже открыли брусья и доски перевернутой палубы и ограждения люка, через который команда попадала в трюм. В одном месте археологи продолжили копать на несколько футов ниже судна, и нашли фрагменты остатков еще одного судна. После того, как раскопки будут закончены, судно целиком будет перемещено в лабораторию для консервации.
Шестое судно, сохранившееся на 26 футов в длину, наиболее замечательно из-за своего груза, прежде всего амфор, сложенных рядами и все еще находящимися на своем месте. Согласно Бруни, «амфоры разных типов и в основном запечатанные, содержали остатки какой-то жидкости — сейчас они на экспертизе, но похожи на вино — вишневые, изюмовые и оливковые косточки и песок. Анализ песка и изучение булыжников (использовавшихся в качестве балласта или для поддержки амфор, сложенных в трюме), многих из лавы Везувия, указывает на то, что груз происходит из района Неаполитанского залива». Почему амфоры были заполнены песком? Пуццолан, красная пыль из Поццуоли в Неаполитанском заливе, использовалась в имперский период для бетона, который применялся под водой. «Также много вещей, связанных с жизнью на борту корабля: глиняные чаши, лампы, стеклянная посуда, кожаные предметы и монеты», говорит Бруни.
О трех остальных судах известно пока немного. Археологи назвали одно судно «корабль-призрак», потому что за несколько недель работы с его грузом из амфор, от самого судна они находили только обломки. Два других находятся в самом начале раскопок. Кроме того, была найдена короткая часть каменного причала, наряду с массой булыжников (вероятно, сброшенным балластом) с побережья около Портоферрайо на острове Эльба, что в 60 милях вниз по побережью.
Бруни предполагает, что раскопки продолжатся в течение этого декабря, спустя год после обнаружения первого судна. К этому времени все обнаруженные корабли должны быть выкопаны, закрыты в корпус из стекловолокна и перемещены в лабораторию для консервации. Но очень даже может быть, что будут обнаружены новые корабли — об одном, под судном D, уже известно, а другие могут находиться в непроверенных пока слоях, — и это может продлить раскопки. Затем в лаборатории древесину судов обработают для возможности публичной демонстрации; археологическое управление и правительство города планируют построить специальное помещение, где люди смогут видеть продолжающуюся реставрацию.
Согласно Страбону, земля вокруг Пизы имела мраморные карьеры и выращивала высококачественное зерно; эти продукты отправлялись из ее гаваней, многое из этого доставлялось в Рим. Все, что Пиза импортировала, также проходило через ее гавани — от вина и оливкового масла до ладана и мирры. Работа Бруни, по общему признанию, в самом начале и говорить о результатах пока преждевременно. Тем не менее, открываются интересные детали торговли вдоль западного побережья Италии и жизни на борту судна, дополняются и анализируются сведения, известные из исторических источников. В итоге каждое судно расскажет свою собственную историю — о рейсе к Поццуоли за стройматериалами, о быстрой прогулке на Эльбу задолго до ссылки Наполеона, о моряке, в свободные часы вырезающем буквы на брусе своего корабля.