ARCHAEOLOGY |
Итальянский археолог Стефано Бруни (Stefano Bruni), вызванный в минувшем апреле для осмотра строительной площадки в Пизе, и подумать не мог, что найдет девять хорошо сохранившихся римских судов — самую большую группу античных кораблей, когда-либо найденных в одном месте, — и часть античного порта Пизы. Восемь месяцев кропотливой работы принесли небольшие плоды и строительство офисного здания на вокзале Сан Россоре (San Rossore) продолжено. Тогда, в декабре, строители, устанавливающие гофрированную сталь, ограждающую стеной котлован для фундамента, поняли, что они разделили пополам древнее судно, почти неповрежденное временем, его деревянный каркас и доски, до сих пор прибитые медными гвоздями. В течение следующих пяти месяцев было найдено еще восемь кораблей, возраст которых датируется между II в. до
Одетый в профессорский твидовый жакет, с трубкой в руке, Бруни из Археологического Управления Тосканы, рассматривает свою территорию с уверенностью прославившегося человека. Перед нами открылся большой котлован, почти 300 футов в длину и 150 в ширину, с временным бетонным полом, местами прерывающимся зелеными пластиковыми рифлеными крышами, держащимися на лесах. Под каждым укрытием археологи из флорентийской фирмы Co.Idra, работающие по контракту под наблюдением Бруни, выкапывают суда и документируют находки. Чтобы увидеть корабли, съехались журналисты со всей Европы, но несмотря на внимание СМИ, Бруни по-прежнему целиком сосредоточен на археологическом значении находки. «Эта находка чрезвычайно важна не только на местном уровне, — говорит он. — Мы также обнаружили часть гавани одного из самых больших древних портов Средиземноморья, с практически неповрежденными судами». Изучение кораблей позволит морским археологам пополнить их знания о римской технике судостроения, тогда как анализ их грузов — включая вино, маслины и фрукты — даст новые ценные данные в изучение античной торговли.
Пиза, с ее, по крайней мере, двумя защищенными гаванями, была важным римским военно-морским оплотом, и согласно упоминаниям древних источников, отсюда отправлялись древние флотилии в Галлию и Испанию во время Второй Пунической войны (218—
Строители обнаружили первый остов, когда он был разделен пополам стальной стеной, ограждающей яму фундамента. Сейчас он повторно засыпан, для сохранения до тех пор, пока его не смогут переместить; до этого археологи должны были постоянно держать дерево сырым, чтобы не дать ему повредиться. |
Хотя изучение кораблей только начинается, эти девять, найденные пока, использовались скорее в качестве прибрежных грузовых судов и внутри гавани, чем в военных целях. Первое найденное судно, названное археологами «корабль A», было пустым, но конструкция корабля сохранилась исключительно хорошо. Шпангоуты судна (которые проходят поперек через днище судна), стрингеры (балки, идущие от носа к корме) и доски корпуса оказались практически неповрежденными при длине в 25 футов. Ни нос, ни корма не были найдены, но судно частично находится за стеной котлована и один из его концов может оказаться в не выкопанной пока земле. Выкопанная часть была снова зарыта, чтобы защитить корпус, пока он не может быть перенесен в помещение для хранения; невыкопанная часть будет раскрыта в будущем.
Основываясь на стратиграфии и схожих находках, Бруни датирует корабль A серединой II в.
От второго найденного судна, судна B, сохранилась носовая часть, около 16 футов. «Уцелел правый борт с каркасом, часть левого и половина сидений гребцов», — говорит Бруни. Фрагменты амфор, обнаруженные на том же уровне, указывают на дату постройки: конец II — начало I вв. до
От третьего судна, корабля C, уцелела часть, длиной приблизительно 20 футов, включая несколько бимсов (брус, идущий от одного борта к другому), в дополнение к дощатой обшивке и каркасу. Вдоль одного из бимсов граффити
Надпись «O D A [?]…» |
Штифт уключины (древний эквивалент современной уключины) |
Хранитель покрывает стекловолоконный квадрат смолой. |
Судно D сохранилось лучше всех остальных. Около 46 футов длиной и 20 футов шириной, оно было найдено опрокинутым; его каркас и палуба в прекрасном состоянии и его корпус уцелел, кроме части днища. Материал из тех же уровней указывает на дату постройки судна в районе первых десятилетий II в. н. э.
Как уже сообщалось «АРХЕОЛОГИЕЙ» в статье «Затонувшие корабли Пизы» (май/июнь 1999 г.), некоторые особенности корпуса судна сначала вызвали предположение, что это был военный корабль: небольшая осадка, характерная для античных военных кораблей, форма носа, который мог нести таран, а также наличие помоста, отходящего от одного планшира, похожего на мостики, изображенным на древних изображениях военных кораблей. Но, говорит Кассон (Casson), форма и структура судна указывает на то, что это скорее рабочее судно, которое использовалось для ежедневных хозяйственных работ, таких как перевозка груза между причалами и большими судами, пришвартованными дальше в гавани, или для выполнения работ в разных местах русла. Рабочие суда имели малую осадку, чтобы иметь возможность пользоваться мелководными путями. Отношение длины судна к ширине
Неясно только, каким образом судно передвигалось. Боковые платформы имели бы смысл в том случае, если оно передвигалось при помощи шеста, а не с помощью гребли или парусов, но окончательно это станет известно только после того, когда археологи выкопают судно полностью из земли и скажут, имело ли оно мачту, уключины и места гребцов. Снаружи судно было закрыто стекловолоконным кожухом, что позволяет производить дальнейшие раскопки внутри без риска разрушения. Археологи уже открыли брусья и доски перевернутой палубы и ограждения люка, через который команда попадала в трюм. В одном месте археологи продолжили копать на несколько футов ниже судна, и нашли фрагменты остатков еще одного судна. После того, как раскопки будут закончены, судно целиком будет перемещено в лабораторию для консервации.
Шестое судно, сохранившееся на 26 футов в длину, наиболее замечательно из-за своего груза, прежде всего амфор, сложенных рядами и все еще находящимися на своем месте. Согласно Бруни, «амфоры разных типов и в основном запечатанные, содержали остатки какой-то жидкости — сейчас они на экспертизе, но похожи на вино — вишневые, изюмовые и оливковые косточки и песок. Анализ песка и изучение булыжников (использовавшихся в качестве балласта или для поддержки амфор, сложенных в трюме), многих из лавы Везувия, указывает на то, что груз происходит из района Неаполитанского залива». Почему амфоры были заполнены песком? Пуццолан, красная пыль из Поццуоли в Неаполитанском заливе, использовалась в имперский период для бетона, который применялся под водой. «Также много вещей, связанных с жизнью на борту корабля: глиняные чаши, лампы, стеклянная посуда, кожаные предметы и монеты», говорит Бруни.
О трех остальных судах известно пока немного. Археологи назвали одно судно «корабль-призрак», потому что за несколько недель работы с его грузом из амфор, от самого судна они находили только обломки. Два других находятся в самом начале раскопок. Кроме того, была найдена короткая часть каменного причала, наряду с массой булыжников (вероятно, сброшенным балластом) с побережья около Портоферрайо на острове Эльба, что в 60 милях вниз по побережью.
Бруни предполагает, что раскопки продолжатся в течение этого декабря, спустя год после обнаружения первого судна. К этому времени все обнаруженные корабли должны быть выкопаны, закрыты в корпус из стекловолокна и перемещены в лабораторию для консервации. Но очень даже может быть, что будут обнаружены новые корабли — об одном, под судном D, уже известно, а другие могут находиться в непроверенных пока слоях, — и это может продлить раскопки. Затем в лаборатории древесину судов обработают для возможности публичной демонстрации; археологическое управление и правительство города планируют построить специальное помещение, где люди смогут видеть продолжающуюся реставрацию.
Согласно Страбону, земля вокруг Пизы имела мраморные карьеры и выращивала высококачественное зерно; эти продукты отправлялись из ее гаваней, многое из этого доставлялось в Рим. Все, что Пиза импортировала, также проходило через ее гавани — от вина и оливкового масла до ладана и мирры. Работа Бруни, по общему признанию, в самом начале и говорить о результатах пока преждевременно. Тем не менее, открываются интересные детали торговли вдоль западного побережья Италии и жизни на борту судна, дополняются и анализируются сведения, известные из исторических источников. В итоге каждое судно расскажет свою собственную историю — о рейсе к Поццуоли за стройматериалами, о быстрой прогулке на Эльбу задолго до ссылки Наполеона, о моряке, в свободные часы вырезающем буквы на брусе своего корабля.