The History Blog |
Когда два года назад в Пилосе на юго-западе Греции была найдена нетронутая гробница мужчины, жившего в бронзовом веке, она оказалась так набита роскошным погребальным инвентарём, что поставила новый рекорд как самая богатая отдельная гробница из найденных в Греции. Её местоположение, рядом с так называемым Дворцом Нестора, прославившегося в Троянскую войну, и богатство её содержимого заставили затаить дыхание и даже дали почву для спекуляций о том, что это гробница героя Гомера. Данные спекуляции совершенно беспочвенны — эта шахтная гробница примерно на 300 лет старше дворца, разрушенного в 1180 г. до н. э., — но неизбежны как побочный эффект после того, как археологи обнаружили покрытое золотом оружие с рукоятью из слоновой кости, четыре золотых кольца-печатки, более тысячи бусин из полудрагоценных камней, серебряные и бронзовые чаши, массивную золотую цепь, 50 камней-печатей, украшенных минойскими мотивами, резную слоновую кость и так далее: этого достаточно, чтобы вновь разжечь миллион детских фантазий о картах пиратских кладов, где X всегда означает тайник.
После того, как осела пыль вокруг раскопок, экспедиция под руководством Джека Дэвиса и Шарон Стокер, археологов из университета Цинцинатти, извлекла из гробницы более 3000 объектов, и все они были отправлены в Археологический музей Хоры для сортировки, исследования и консервации. Одним из этих объектов был маленький предмет в форме воздушного змея, облепленный толстым слоем известняковых отложений, совершенно скрывавших его поверхность. Он отправился в долгий ящик, а консерваторы сосредоточили усилия на более дорогостоящих предметах — грудах золота, оружия и украшений.
Год спустя они наконец приступили к очистке этой крохи — её длина не более полутора дюймов — и под наслоениями обнаружили одно из величайших произведений искусства в греческой истории. Это печать, изготовленная не из драгоценных металлов, как найденные в гробнице кольца-печатки, а из агата. Она ценна изумительно детальной и точной миниатюрной резьбой.
Дэвис и Стокер говорят, что мастерство изготовления и тщательная проработка деталей делают Пилосский агат с поединком самой прекрасным из произведений глиптики, созданных в эгейском бронзовом веке.
«Удивительно, что на изображённых человеческих телах детали и мускулатура проработаны на таком уровне, какой больше не встречается до классического периода греческого искусства, наступившего спустя тысячу лет, — объяснил Дэвис. — Это поразительная находка».
Ещё более поразительно, по словам супружеской пары первооткрывателей, то, что тщательно вырезанная сцена поединка старательно выгравирована на твёрдом камне длиной всего 3,6 см (чуть более 1,4 дюйма). Действительно, многие детали печати, такие как замысловатый орнамент на оружии и ювелирные украшения, видны только через объектив мощной камеры и фотомикроскоп.
«Некоторые детали имеют размер всего полмиллиметра, — сказал Дэвис. — Они немыслимо малы».
На миниатюрном шедевре изображён победоносный воин: повергнув одного несчастного противника, распростёртого у его ног, он обращается против другого, гораздо более грозного врага, прикрытого щитом, и вонзает меч в его незащищённую шею, нанося, несомненно, последний и смертельный удар.
Это что-то невероятное. По-моему, я не меньше часа разглядывал павшего воина слева.
На приведённой прорисовке этого произведения искусства можно увидеть, какие изумительные детали резчик сумел изобразить с помощью тех слабых средств увеличения, которые были ему доступны около 1500 г. до н. э. (а может быть, и вовсе без них).
Если оставить в стороне все восхищённые эпитеты, которыми можно и нужно осыпать это чудо искусства, то исследователи считают, что эта печать даёт нам новые и очень важные сведения о минойской культуре и её взаимодействии с микенцами, которые так жадно впитали минойскую культуру и распространили её по материковой Греции.
Но, по словам исследователей, мастерство изготовления и изысканность Пилосского агата с поединком не сравнится ни с одной находкой из минойско-микенского мира. И встаёт более глобальный вопрос: как это повлияет на наше понимание греческого искусства бронзового века?
«Мы и представить себе не могли, что минойцы способны были создавать такие произведения искусства, а они, похоже, их создавали, — пояснил Дэвис. — Это доказывает, что мы недооценивали их способности и интерес к изобразительному искусству, особенно к движению и человеческой анатомии. А в сочетании со стилизованными чертами лица это само по себе нечто из ряда вон выходящее».
Дэвис и Стокер говорят, что это открытие требует пересмотреть эволюцию и развитие греческого искусства.
«Эту печать следует включить во все работы по истории искусства; она изменит наш взгляд на доисторическое искусство» — сказала Стокер.
Чтобы узнать больше о гробнице Воина с грифоном, смотрите сайт, созданный Дэвисом, Стокер и Пилосской экспедицией, с подробной документацией и богатым содержанием. Картинки, увы, довольно невелики, но им приходится экономить пропускную способность, так как хранение огромного множества бесценных археологических артефактов — дело дорогое, особенно когда требуется, чтобы фрагментарный бронзовый доспех не развалился на части. Поддержать проект можно здесь. Все пожертвования расходуются непосредственно на консервацию.