07.11.2017 г.
The History Blog
Самое крохотное сокровище из гробницы пилосского воина оказалось величайшим

Малень­кий инкру­сти­ро­ван­ный пред­мет до кон­сер­ва­ции Фото: уни­вер­си­тет Цин­ци­нат­ти.

Когда два года назад в Пило­се на юго-запа­де Гре­ции была най­де­на нетро­ну­тая гроб­ни­ца муж­чи­ны, жив­ше­го в брон­зо­вом веке, она ока­за­лась так наби­та рос­кош­ным погре­баль­ным инвен­та­рём, что поста­ви­ла новый рекорд как самая бога­тая отдель­ная гроб­ни­ца из най­ден­ных в Гре­ции. Её место­по­ло­же­ние, рядом с так назы­вае­мым Двор­цом Несто­ра, про­сла­вив­ше­го­ся в Тро­ян­скую вой­ну, и богат­ство её содер­жи­мо­го заста­ви­ли зата­ить дыха­ние и даже дали поч­ву для спе­ку­ля­ций о том, что это гроб­ни­ца героя Гоме­ра. Дан­ные спе­ку­ля­ции совер­шен­но бес­поч­вен­ны — эта шахт­ная гроб­ни­ца при­мер­но на 300 лет стар­ше двор­ца, раз­ру­шен­но­го в 1180 г. до н. э., — но неиз­беж­ны как побоч­ный эффект после того, как архео­ло­ги обна­ру­жи­ли покры­тое золо­том ору­жие с руко­я­тью из сло­но­вой кости, четы­ре золотых коль­ца-печат­ки, более тыся­чи бусин из полу­дра­го­цен­ных кам­ней, сереб­ря­ные и брон­зо­вые чаши, мас­сив­ную золотую цепь, 50 кам­ней-печа­тей, укра­шен­ных миной­ски­ми моти­ва­ми, рез­ную сло­но­вую кость и так далее: это­го доста­точ­но, чтобы вновь раз­жечь мил­ли­он дет­ских фан­та­зий о кар­тах пират­ских кла­дов, где X все­гда озна­ча­ет тай­ник.

После того, как осе­ла пыль вокруг рас­ко­пок, экс­пе­ди­ция под руко­вод­ст­вом Дже­ка Дэви­са и Шарон Сто­кер, архео­ло­гов из уни­вер­си­те­та Цин­ци­нат­ти, извлек­ла из гроб­ни­цы более 3000 объ­ек­тов, и все они были отправ­ле­ны в Архео­ло­ги­че­ский музей Хоры для сор­ти­ров­ки, иссле­до­ва­ния и кон­сер­ва­ции. Одним из этих объ­ек­тов был малень­кий пред­мет в фор­ме воздуш­но­го змея, облеп­лен­ный тол­стым сло­ем извест­ня­ко­вых отло­же­ний, совер­шен­но скры­вав­ших его поверх­ность. Он отпра­вил­ся в дол­гий ящик, а кон­сер­ва­то­ры сосре­дото­чи­ли уси­лия на более доро­го­сто­я­щих пред­ме­тах — грудах золота, ору­жия и укра­ше­ний.

Год спу­стя они нако­нец при­сту­пи­ли к очист­ке этой кро­хи — её дли­на не более полу­то­ра дюй­мов — и под насло­е­ни­я­ми обна­ру­жи­ли одно из вели­чай­ших про­из­веде­ний искус­ства в гре­че­ской исто­рии. Это печать, изготов­лен­ная не из дра­го­цен­ных метал­лов, как най­ден­ные в гроб­ни­це коль­ца-печат­ки, а из ага­та. Она цен­на изу­ми­тель­но деталь­ной и точ­ной мини­а­тюр­ной резь­бой.


Пилос­ский агат с поедин­ком во всей кра­се, открыв­шей­ся после кон­сер­ва­ции. Фото: уни­вер­си­тет Цин­ци­нат­ти.

«Пилос­ский агат с поедин­ком», как ста­ли назы­вать эту печать, ибо на ней изо­бра­же­на оже­сто­чён­ная руко­паш­ная схват­ка, не толь­ко обе­ща­ет пере­пи­сать исто­рию древ­не­гре­че­ско­го искус­ства, но и может про­лить свет на мифы и леген­ды той эпо­хи запад­ной циви­ли­за­ции, кото­рая до сих пор оку­та­на тай­ной. […]

Дэвис и Сто­кер гово­рят, что мастер­ство изготов­ле­ния и тща­тель­ная про­ра­бот­ка дета­лей дела­ют Пилос­ский агат с поедин­ком самой пре­крас­ным из про­из­веде­ний глип­ти­ки, создан­ных в эгей­ском брон­зо­вом веке.

«Уди­ви­тель­но, что на изо­бра­жён­ных чело­ве­че­ских телах дета­ли и муску­ла­ту­ра про­ра­бота­ны на таком уровне, какой боль­ше не встре­ча­ет­ся до клас­си­че­ско­го пери­о­да гре­че­ско­го искус­ства, насту­пив­ше­го спу­стя тыся­чу лет, — объ­яс­нил Дэвис. — Это пора­зи­тель­ная наход­ка».

Ещё более пора­зи­тель­но, по сло­вам супру­же­ской пары пер­воот­кры­ва­те­лей, то, что тща­тель­но выре­зан­ная сце­на поедин­ка ста­ра­тель­но выгра­ви­ро­ва­на на твёр­дом камне дли­ной все­го 3,6 см (чуть более 1,4 дюй­ма). Дей­ст­ви­тель­но, мно­гие дета­ли печа­ти, такие как замыс­ло­ва­тый орна­мент на ору­жии и юве­лир­ные укра­ше­ния, вид­ны толь­ко через объ­ек­тив мощ­ной каме­ры и фото­мик­ро­скоп.

«Неко­то­рые дета­ли име­ют раз­мер все­го пол­мил­ли­мет­ра, — ска­зал Дэвис. — Они немыс­ли­мо малы».

На мини­а­тюр­ном шедев­ре изо­бра­жён победо­нос­ный воин: поверг­нув одно­го несчаст­но­го про­тив­ни­ка, рас­про­стёр­то­го у его ног, он обра­ща­ет­ся про­тив дру­го­го, гораздо более гроз­но­го вра­га, при­кры­то­го щитом, и вон­за­ет меч в его неза­щи­щён­ную шею, нано­ся, несо­мнен­но, послед­ний и смер­тель­ный удар.


Про­ри­сов­ка резь­бы на Пилос­ском ага­те с поедин­ком. Фото: уни­вер­си­тет Цин­ци­нат­ти.

Это что-то неве­ро­ят­ное. По-мое­му, я не мень­ше часа раз­гляды­вал пав­ше­го вои­на сле­ва.

На при­ведён­ной про­ри­сов­ке это­го про­из­веде­ния искус­ства мож­но увидеть, какие изу­ми­тель­ные дета­ли рез­чик сумел изо­бра­зить с помо­щью тех сла­бых средств уве­ли­че­ния, кото­рые были ему доступ­ны око­ло 1500 г. до н. э. (а может быть, и вовсе без них).

Если оста­вить в сто­роне все вос­хи­щён­ные эпи­те­ты, кото­ры­ми мож­но и нуж­но осы­пать это чудо искус­ства, то иссле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что эта печать даёт нам новые и очень важ­ные сведе­ния о миной­ской куль­ту­ре и её вза­и­мо­дей­ст­вии с микен­ца­ми, кото­рые так жад­но впи­та­ли миной­скую куль­ту­ру и рас­про­стра­ни­ли её по мате­ри­ко­вой Гре­ции.


Вни­ма­ние масте­ра к дета­лям и сти­ли­за­ция лиц дела­ют Пилос­ский агат с поедин­ком одним из пре­крас­ней­ших про­из­веде­ний доис­то­ри­че­ско­го гре­че­ско­го искус­ства, извест­ных к насто­я­ще­му вре­ме­ни. Фото: кафед­ра анти­ко­веде­ния факуль­те­та Цин­ци­нат­ти.

В несколь­ких пре­зен­та­ци­ях и ста­тье, опуб­ли­ко­ван­ной в про­шлом году, Дэвис и Сто­кер пока­зы­ва­ют, что обна­ру­же­ние в гроб­ни­це четы­рёх золотых колец-печа­ток с деталь­но про­ра­ботан­ной миной­ской ико­но­гра­фи­ей, а так­же дру­гих сокро­вищ, изготов­лен­ных миной­ца­ми, свиде­тель­ст­ву­ет о гораздо более глу­бо­ком и слож­ном куль­тур­ном обмене меж­ду микен­ца­ми и миной­ца­ми.

Но, по сло­вам иссле­до­ва­те­лей, мастер­ство изготов­ле­ния и изыс­кан­ность Пилос­ско­го ага­та с поедин­ком не срав­нит­ся ни с одной наход­кой из миной­ско-микен­ско­го мира. И вста­ёт более гло­баль­ный вопрос: как это повли­я­ет на наше пони­ма­ние гре­че­ско­го искус­ства брон­зо­во­го века?

«Мы и пред­ста­вить себе не мог­ли, что миной­цы спо­соб­ны были созда­вать такие про­из­веде­ния искус­ства, а они, похо­же, их созда­ва­ли, — пояс­нил Дэвис. — Это дока­зы­ва­ет, что мы недо­оце­ни­ва­ли их спо­соб­но­сти и инте­рес к изо­бра­зи­тель­но­му искус­ству, осо­бен­но к дви­же­нию и чело­ве­че­ской ана­то­мии. А в соче­та­нии со сти­ли­зо­ван­ны­ми чер­та­ми лица это само по себе нечто из ряда вон выхо­дя­щее».

Дэвис и Сто­кер гово­рят, что это откры­тие тре­бу­ет пере­смот­реть эво­лю­цию и раз­ви­тие гре­че­ско­го искус­ства.

«Эту печать сле­ду­ет вклю­чить во все работы по исто­рии искус­ства; она изме­нит наш взгляд на доис­то­ри­че­ское искус­ство» — ска­за­ла Сто­кер.


Мно­гие дета­ли печа­ти, такие, как замыс­ло­ва­тый орна­мент на ору­жии, ста­но­вят­ся вид­ны толь­ко под фото­мик­ро­ско­пом. Фото: кафед­ра анти­ко­веде­ния уни­вер­си­те­та Цин­ци­нат­ти.

Чтобы узнать боль­ше о гроб­ни­це Вои­на с гри­фо­ном, смот­ри­те сайт, создан­ный Дэви­сом, Сто­кер и Пилос­ской экс­пе­ди­ци­ей, с подроб­ной доку­мен­та­ци­ей и бога­тым содер­жа­ни­ем. Кар­тин­ки, увы, доволь­но неве­ли­ки, но им при­хо­дит­ся эко­но­мить про­пуск­ную спо­соб­ность, так как хра­не­ние огром­но­го мно­же­ства бес­цен­ных архео­ло­ги­че­ских арте­фак­тов — дело доро­гое, осо­бен­но когда тре­бу­ет­ся, чтобы фраг­мен­тар­ный брон­зо­вый доспех не раз­ва­лил­ся на части. Под­дер­жать про­ект мож­но здесь. Все пожерт­во­ва­ния рас­хо­ду­ют­ся непо­сред­ст­вен­но на кон­сер­ва­цию.

© 2017 г. The History Blog.
© 2017 г. Отмеченные блоки цитат, доп. фото (4—5): University of Cincinnati.
© 2017 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА