The History Blog |
Ещё одна высококачественная фреска найдена в том же доме в Помпеях, где в прошлом ноябре обнаружилась фреска с изображением мифа о Леде и лебеде. Новая роспись находилась в атрии, и на ней представлен миф о Нарциссе. На картине тщеславный охотник пристально смотрит вниз, на собственное отражение в водоёме. Он околдован и не может пошевелиться, хотя охотничий пёс отчаянно тянет его за одежду. Позади него крылатый юноша, вероятно, Эрот, сын и нередко вестник Афродиты, которая в образе Немезиды карает Нарцисса, отвергшего любовь, и внушает ему любовь к собственному отражению.
Когда в конце прошлого года в спальне виллы была обнаружена Леда, археологи беспокоились, что дальнейшие раскопки могут повредить здание. Изначальной целью работ было укрепление раскопанных участков вдоль улицы Везувия в V районе античного города, оказавшемся золотым дном даже по невероятно высоким меркам Помпей. Склоны раскопа вдоль улицы Везувия длиной 3 км давили на уже открытые здания.
Исключительное качество и сохранность найденных в доме фресок с Ледой и Приапом побудили археологов модифицировать склоны раскопанных участков и стабилизировать античные строения. Затем им удалось продолжить раскопки виллы и фрески с Ледой. На другой стене спальни они обнаружили яркие росписи высотой от пола до потолка: рамки с изысканным орнаментом на тёмно-красном и жёлтом фоне и центральную панель с Нарциссом.
Комнаты этого элегантного дома источают любовь и чувственную сладость: даже в приёмной гостей встречал темпераментный и многообещающий Приап, который тоже была задокументирован несколько месяцев назад; его можно сопоставить с изображением в соседнем Доме Веттиев.
В целом для комнаты Леды характерен изысканный Четвёртый стиль фресок, с изящными цветочными украшениями, в которые вкрапляются грифоны с рогами изобилия, крылатые купидоны, натюрморты и сражения животных. Гармония этого элегантного дизайна продолжалась даже на потолке, который полностью обрушился под тяжестью лавовых частиц: реставраторы собрали его фрагменты и на их основе воссоздали картину.
Следует особо отметить, что в атрии Нарцисса до сих пор можно увидеть следы лестницы, которая вела на второй этаж, а в пространстве под лестницей, использовавшемся как кладовка, обнаружены дюжина стеклянных сосудов, восемь амфор и бронзовая воронка. Рядом с имплювием была также найдена бронзовая ситула (сосуд для жидкости).
Массимо Озанна, руководитель Археологического парка Помпей, отмечает, что декоративные мотивы, видимо, тематически связаны, чтобы красота, чувственность и радости жизни сопровождали хозяев и гостей из комнаты в комнату. Большая высота стен первого этажа и покрывающих их фресок свидетельствует о том, каким роскошным был этот дом. Судя по яркости красок, он был построен незадолго до гибели Помпей в катастрофе.