30.03.2019 г.
The History Blog
В Лаодикее найдена трёхметровая статуя Траяна

Мону­мен­таль­ная ста­туя Тра­я­на и плен­ни­ка най­де­на в Лаоди­кее, 113 г. н. э. Фото: IHA.

Мону­мен­таль­ная ста­туя рим­ско­го импе­ра­то­ра Тра­я­на най­де­на в антич­ном горо­де Лаоди­кея неда­ле­ко от совре­мен­но­го горо­да Дениз­ли на запа­де Тур­ции. Высота ста­туи состав­ля­ет три мет­ра, она изо­бра­жа­ет импе­ра­то­ра в пол­ном воен­ном сна­ря­же­нии, воз­вы­шаю­ще­го­ся над гораздо мень­шей фигу­рой плен­ни­ка со свя­зан­ны­ми за спи­ной рука­ми. Это про­из­веде­ние исклю­чи­тель­но высо­ко­го каче­ства: доспе­хи, лицо и одеж­да импе­ра­то­ра выре­за­ны очень деталь­но. Она дати­ру­ет­ся 113 г. н. э.

Лаоди­кея нахо­ди­лась в про­вин­ции Фри­гия (на голо­ве свя­зан­но­го плен­ни­ка — фри­гий­ская шап­ка), на важ­ном тор­го­вом пути, кото­рый при­нёс ей огром­ное богат­ство и про­цве­та­ние. Дей­ст­ви­тель­но, Лаоди­кея была так бога­та, что когда в 60 г. н. э. её раз­ру­ши­ло зем­ле­тря­се­ние, мест­ные жите­ли отка­за­лись от помо­щи импе­рии и отстро­и­ли город за соб­ст­вен­ный счёт. Они воз­ве­ли его в вели­че­ст­вен­ном сти­ле: самые выдаю­щи­е­ся граж­дане Лаоди­кеи спон­си­ро­ва­ли стро­и­тель­ство теат­ров, бань, хра­мов, ста­ди­о­на и мно­же­ства дру­гих обще­ст­вен­ных зда­ний, а так­же укра­ше­ние горо­да про­из­веде­ни­я­ми искус­ства. Рим­ляне пре­до­ста­ви­ли Лаоди­кее ста­тус сво­бод­но­го — то есть авто­ном­но­го и само­управ­ля­е­мо­го — горо­да. Она даже чека­ни­ла соб­ст­вен­ные моне­ты.

При этом она рас­по­ла­га­лась в сей­сми­че­ски актив­ном рай­оне. Ста­туя была обна­ру­же­на рас­ко­ло­той на 356 частей, кото­рые теперь соеди­не­ны вме­сте. Архео­ло­ги пола­га­ют, что она упа­ла и раз­би­лась во вре­мя зем­ле­тря­се­ния и была погре­бе­на под фон­та­ном. Вот поче­му она почти цели­ком сохра­ни­лась в одном месте, несмот­ря на столь силь­ные повреж­де­ния. Скульп­ту­ра была обна­ру­же­на в том же месте, что и «Вод­ный закон» — неве­ро­ят­но длин­ная и подроб­ная над­пись с опи­са­ни­ем мно­же­ства раз­но­об­раз­ных нака­за­ний за нару­ше­ние город­ских зако­нов о водо­поль­зо­ва­нии.


Деталь ста­туи Тра­я­на. Фото: IHA.

Скульп­тур­ный Тра­ян одет в корот­кий хитон, с его лево­го пле­ча спа­да­ет плащ, кото­рый, по сло­вам, руко­во­ди­те­ля рас­ко­пок про­фес­со­ра Дже­ла­ля Шим­ше­ка (Celal Şimşek), заслу­жи­ва­ет вни­ма­ния.

«Изо­бра­же­ния на доспе­хах вид­ны очень хоро­шо. В верх­ней части доспе­ха изо­бра­же­на мол­ния Юпи­те­ра, небес­но­го бога мол­нии. Пря­мо в цен­тре груди рас­по­ло­же­на Меду­за, что важ­но, ибо она демон­стри­ру­ет устра­шаю­щую сто­ро­ну импе­ра­то­ра. Мы видим так­же двух обра­щён­ных друг к дру­гу гри­фо­нов [леген­дар­ные суще­ства с телом, хво­стом и зад­ни­ми лапа­ми льва], кото­рые явля­ют­ся сим­во­ла­ми бога Апол­ло­на. Апол­лон был богом-покро­ви­те­лем искусств. Это напо­ми­на­ет о том, что импе­ра­тор дей­ст­ви­тель­но покро­ви­тель­ст­во­вал изо­бра­зи­тель­ным искус­ствам сво­его вре­ме­ни», — ска­зал он.

«В середине нахо­дит­ся сосуд с водой. Гри­фо­ны тянут пере­д­ние лапы к это­му сосу­ду. Если вспом­нить о «Вод­ном законе», то такое изо­бра­же­ние пока­зы­ва­ет, что имен­но импе­ра­тор Тра­ян про­вёл в Лаоди­кею водо­про­вод, состо­яв­ший из тра­вер­ти­но­вых арок и труб. Он дал на эти цели 30 тыс. дена­ри­ев. Я пере­вёл эту сум­му в совре­мен­ную валю­ту, и она состав­ля­ет око­ло 300 тыс. турец­ких лир. После это­го Лаоди­кея, очень бога­тый город, поста­ви­ла огром­ную ста­тую на этот фон­тан. Воз­мож­но, люди со все­го мира будут при­ез­жать и смот­реть на это про­из­веде­ние. С этой точ­ки зре­ния дан­ная ста­туя име­ет важ­ное зна­че­ние. Дей­ст­ви­тель­но, мы поис­ти­не счаст­ли­вы обна­ру­жить ста­тую импе­ра­то­ра таких раз­ме­ров и с таким порт­ре­том», — при­ба­вил он.

© 2019 г. The History Blog.
© 2019 г. Фото: IHA.
© 2019 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА