Гермес-Мосхофор
Чернофигурная амфора. Аттика.
Мастер Качелей. Глина. 540—530 гг. до н. э.
Высота 39,4 см; диаметр венчика 17,4 см; диаметр подставки 13,2 см.
Инв. № Б. 2065.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Гермес-Мосхофор.

Чернофигурная амфора. Аттика.
Мастер Качелей. Глина. 540—530 гг. до н. э.
Высота 39,4 см; диаметр венчика 17,4 см; диаметр подставки 13,2 см.
Инв. № Б. 2065.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Поступ­ле­ние: 1894, из Импе­ра­тор­ской Ака­де­мии наук (куп­ле­на Г. Брун­ном в 1882 году в Риме).

Описание:
Амфо­ра — сосуд с дву­мя руч­ка­ми для хра­не­ния жид­ких и сыпу­чих веществ, наи­бо­лее извест­но ее употреб­ле­ние в каче­стве вин­но­го кон­тей­не­ра или гра­фи­на на празд­нич­ном сто­ле древ­них гре­ков. Эти вазы были самой раз­но­об­раз­ной фор­мы, и совре­мен­ные иссле­до­ва­те­ли для удоб­ства выде­ля­ют несколь­ко основ­ных типов. Дан­ный сосуд явля­ет­ся амфо­рой с выде­лен­ным гор­лом, то есть гор­ло и туло­во дела­лись отдель­но друг от дру­га, а затем соеди­ня­лись. Изо­бра­же­ния поме­ща­лись с обе­их сто­рон вазы, а под руч­ка­ми рисо­вал­ся так назы­вае­мый допол­ни­тель­ный орна­мент: волю­ты, цве­ты и буто­ны лото­сов, завит­ки.

Безы­мян­ный мастер пред­став­лен­ной амфо­ры полу­чил имя «мастер Каче­лей» по вазо­во­му изо­бра­же­нию ним­фы на каче­лях. Он выгод­но отте­нил фигу­ры нари­со­ван­ных им пер­со­на­жей, поме­стив их на фоне цве­та гли­ны (далее этот при­ем — одна фигу­ра на фоне — будут исполь­зо­вать в сво­ем твор­че­стве масте­ра крас­но­фи­гур­но­го сти­ля — см. кат. 19). На одной сто­роне он поме­стил вест­ни­ка богов, сына Зев­са и пле­яды Майи, бога Гер­ме­са (об этом гово­рят его атри­бу­ты — кры­ла­тые сапож­ки на ногах и шапоч­ка на голо­ве). Этот бог был изве­стен и как пок­ро­ви­тель тор­гов­ли, магии и ското­вод­ства, вот поче­му на дан­ной вазе он изо­бра­жен с бара­ном на пле­чах. Жен­щи­на, сле­дую­щая за ним, — воз­мож­но, его мать. Конеч­но, подоб­ный образ бога появ­ля­ет­ся в вазо­пи­си под вли­я­ни­ем про­из­веде­ний скульп­ту­ры (вспом­ним зна­ме­ни­тую ста­тую из музея Акро­по­ля в Афи­нах). Позд­нее — в ран­не­хри­сти­ан­ское вре­мя — этот образ ста­но­вит­ся сим­во­лом Доб­ро­го пас­ты­ря.

На дру­гой сто­роне вазы мастер нари­со­вал двух жен­щин, тол­ку­щих зер­но в камен­ной сту­пе. Подоб­ная сцен­ка несет в себе не про­сто жан­ро­вый смысл: она может быть про­чи­та­на как изо­бра­же­ние богинь судь­бы Мойр.

Утки­на Л. М.

Источники:
© Фото, текст: Античное наследие в искусстве Западной Европы. Каталог выставки. с. 26 кат. № 12.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.
Ключевые слова: керамика глина терракота греческая мифология mythologia graeca гермес гермеса hermes греция grecia graecia hellas амфора чернофигурная аттика мастер качелей гермес-мосхофор меркурий мосхофор орнамент волюты волюта цветы бутоны лотосов завитки крылатые сапожки баран инв № б. 2065