Мастер Качелей. Глина. 540—530 гг. до н. э.
Высота 39,4 см; диаметр венчика 17,4 см; диаметр подставки 13,2 см.Инв. № Б. 2065.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Гермес-Мосхофор.
Мастер Качелей. Глина. 540—530 гг. до н. э.
Высота 39,4 см; диаметр венчика 17,4 см; диаметр подставки 13,2 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Безымянный мастер представленной амфоры получил имя «мастер Качелей» по вазовому изображению нимфы на качелях. Он выгодно оттенил фигуры нарисованных им персонажей, поместив их на фоне цвета глины (далее этот прием — одна фигура на фоне — будут использовать в своем творчестве мастера краснофигурного стиля — см. кат. 19). На одной стороне он поместил вестника богов, сына Зевса и плеяды Майи, бога Гермеса (об этом говорят его атрибуты — крылатые сапожки на ногах и шапочка на голове). Этот бог был известен и как покровитель торговли, магии и скотоводства, вот почему на данной вазе он изображен с бараном на плечах. Женщина, следующая за ним, — возможно, его мать. Конечно, подобный образ бога появляется в вазописи под влиянием произведений скульптуры (вспомним знаменитую статую из музея Акрополя в Афинах). Позднее — в раннехристианское время — этот образ становится символом Доброго пастыря.
На другой стороне вазы мастер нарисовал двух женщин, толкущих зерно в каменной ступе. Подобная сценка несет в себе не просто жанровый смысл: она может быть прочитана как изображение богинь судьбы Мойр.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.