Геракл с треножником
Амфора краснофигурная. Аттика.
Мастер Мюнхен 2306.
Глина. 505—500 гг. до н. э.
Высота 43,5 см; диаметр венчика 15 см; диаметр подставки 13,6 см.
Инв. № Б. 1565.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Геракл с треножником.

Амфора краснофигурная. Аттика.
Мастер Мюнхен 2306.
Глина. 505—500 гг. до н. э.
Высота 43,5 см; диаметр венчика 15 см; диаметр подставки 13,6 см.
Инв. № Б. 1565.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Частная коллекция, Кампана.
Происхождение:
Поступ­ле­ние: 1862, из собра­ния мар­ки­за Дж.-П. Кам­па­на.

Описание:
Амфо­ра, чья линия гор­ла и туло­ва пред­став­ля­ет непре­рыв­ный плав­ный изгиб, вен­чик пря­мой, руч­ки цилин­дри­че­ские, а нож­ка эхи­но­об­раз­ная, — отно­сит­ся к так назы­вае­мо­му типу В — древ­ней­шей фор­ме амфо­ры, употреб­ляв­шей­ся гон­ча­ра­ми с кон­ца VII века до н. э. вплоть до третьей чет­вер­ти VI века до н. э. Укра­шаю­щие ее изо­бра­же­ния обыч­но поме­ща­лись в пря­мо­уголь­ни­ках-мето­пах по обе­им сто­ро­нам вазы. Уже на рубе­же VI—V веков. до н. э. масте­ра крас­но­фи­гур­но­го сти­ля пол­но­стью пок­ры­ва­ют туло­во вазы чер­ным лаком, поме­щая с каж­дой сто­ро­ны лишь по одной фигу­ре. Под­час подоб­ны­ми рисун­ка­ми вазо­пи­сец дости­гал уди­ви­тель­но­го ощу­ще­ния объ­е­ма и дви­же­ния. На дан­ной амфо­ре мастер заме­ча­тель­но исполь­зо­вал этот эффект, допол­ни­тель­но укра­сив совер­шен­ную по фор­ме и силу­эту вазу гир­лян­дой из листьев лав­ра (подоб­но оже­ре­лью на шее жен­щи­ны) — дере­ва Апол­ло­на.

Изо­бра­жен один из эпи­зо­дов мно­готруд­ной, но не все­гда бла­го­вид­ной жиз­ни вели­ко­го гре­че­ско­го героя: кра­жа дель­фий­ско­го тре­нож­ни­ка. После окон­ча­ния сво­их подви­гов герой решил женить­ся на доче­ри царя Эври­та, но полу­чив отказ, в гне­ве убил его сына. Древ­ние счи­та­ли, что убий­ство нико­гда не оста­ет­ся без­на­ка­зан­ным и тре­бу­ет искуп­ле­ния, поэто­му Геракл отпра­вил­ся в Дель­фы — там нахо­ди­лось самое зна­ме­ни­тое свя­ти­ли­ще бога-про­ри­ца­те­ля Апол­ло­на. Жри­ца Апол­ло­на Пифия, сидя на тре­нож­ни­ке, воз­ве­ща­ла вопро­шаю­щим волю богов, но Герак­лу она отка­за­лась отве­чать. Раз­гне­ван­ный герой украл тре­нож­ник и соби­рал­ся его уни­что­жить. Тогда появил­ся сам рас­сер­жен­ный бог све­та (на дру­гой сто­роне вазы поме­ще­на фигу­ра бегу­ще­го Апол­ло­на) и после оже­сто­чен­ной схват­ки отнял у него тре­нож­ник. В нака­за­ние за совер­шен­ный про­сту­пок по воле богов Геракл был про­дан на три года в раб­ство к цари­це Омфа­ле.

Утки­на Л. М.

Источники:
© Фото, текст: Античное наследие в искусстве Западной Европы. Каталог выставки. с. 29 кат. № 19.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.
Ключевые слова: керамика глина терракота греческая мифология mythologia graeca геракл геракла гераклом греция grecia graecia hellas с треножником амфора краснофигурная аттика мастер мюнхен 2306 геркулес дельфийский треножник трипод дубина гирлянда из листьев лавра лавровый лист лавровые листья кража дельфийского треножника коллекция кампана инв № б. 1565