Аполлон
Амфора краснофигурная. Аттика.
Мастер Мюнхен 2306.
Глина. 505—500 гг. до н. э.
Инв. № Б. 1565.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Аполлон.

Амфора краснофигурная. Аттика.
Мастер Мюнхен 2306.
Глина. 505—500 гг. до н. э.
Инв. № Б. 1565.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Частная коллекция, Кампана.
Происхождение:
Поступ­ле­ние: 1862, из собра­ния мар­ки­за Дж.-П. Кам­па­на.

Описание:
Амфо­ра, чья линия гор­ла и туло­ва пред­став­ля­ет непре­рыв­ный плав­ный изгиб, вен­чик пря­мой, руч­ки цилин­дри­че­ские, а нож­ка эхи­но­об­раз­ная, — отно­сит­ся к так назы­вае­мо­му типу В — древ­ней­шей фор­ме амфо­ры, употреб­ляв­шей­ся гон­ча­ра­ми с кон­ца VII века до н. э. вплоть до третьей чет­вер­ти VI века до н. э. Укра­шаю­щие ее изо­бра­же­ния обыч­но поме­ща­лись в пря­мо­уголь­ни­ках-мето­пах по обе­им сто­ро­нам вазы. Уже на рубе­же VI—V веков. до н. э. масте­ра крас­но­фи­гур­но­го сти­ля пол­но­стью пок­ры­ва­ют туло­во вазы чер­ным лаком, поме­щая с каж­дой сто­ро­ны лишь по одной фигу­ре. Под­час подоб­ны­ми рисун­ка­ми вазо­пи­сец дости­гал уди­ви­тель­но­го ощу­ще­ния объ­е­ма и дви­же­ния. На дан­ной амфо­ре мастер заме­ча­тель­но исполь­зо­вал этот эффект, допол­ни­тель­но укра­сив совер­шен­ную по фор­ме и силу­эту вазу гир­лян­дой из листьев лав­ра (подоб­но оже­ре­лью на шее жен­щи­ны) — дере­ва Апол­ло­на.

Изо­бра­жен один из эпи­зо­дов мно­готруд­ной, но не все­гда бла­го­вид­ной жиз­ни вели­ко­го гре­че­ско­го героя: кра­жа дель­фий­ско­го тре­нож­ни­ка. После окон­ча­ния сво­их подви­гов герой решил женить­ся на доче­ри царя Эври­та, но полу­чив отказ, в гне­ве убил его сына. Древ­ние счи­та­ли, что убий­ство нико­гда не оста­ет­ся без­на­ка­зан­ным и тре­бу­ет искуп­ле­ния, поэто­му Геракл отпра­вил­ся в Дель­фы — там нахо­ди­лось самое зна­ме­ни­тое свя­ти­ли­ще бога-про­ри­ца­те­ля Апол­ло­на. Жри­ца Апол­ло­на Пифия, сидя на тре­нож­ни­ке, воз­ве­ща­ла вопро­шаю­щим волю богов, но Герак­лу она отка­за­лась отве­чать. Раз­гне­ван­ный герой украл тре­нож­ник и соби­рал­ся его уни­что­жить. Тогда появил­ся сам рас­сер­жен­ный бог све­та (на дру­гой сто­роне вазы поме­ще­на фигу­ра бегу­ще­го Апол­ло­на) и после оже­сто­чен­ной схват­ки отнял у него тре­нож­ник. В нака­за­ние за совер­шен­ный про­сту­пок по воле богов Геракл был про­дан на три года в раб­ство к цари­це Омфа­ле.

Утки­на Л. М.

Источники:
© Фото, текст: Античное наследие в искусстве Западной Европы. Каталог выставки. с. 29 кат. № 19.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.
Ключевые слова: керамика глина терракота греческая мифология mythologia graeca бог аполлон феб аполлона deus apollo phoebus греция grecia graecia hellas амфора краснофигурная аттика мастер мюнхен 2306 лук стрелы колчан дельфийский треножник кража дельфийского треножника коллекция кампана инв № б. 1565