Детство Ромула и Рема
Грегорио Ладзарини (1655—1730).Холст, масло. Нач. 1700-х гг. 120 × 160 см.Инв. № ГЭ 8436.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Детство Ромула и Рема.
Грегорио Ладзарини (1655—1730).
Холст, масло. Нач. 1700-х гг. 120 × 160 см.
Холст, масло. Нач. 1700-х гг. 120 × 160 см.
Инв. № ГЭ 8436.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Происхождение:
Поступление: в XVIII веке находилась во дворце Петра III в Ораниенбауме, затем в Эрмитаже; продана с аукциона в 1854 году; вновь приобретена в 1932 году.
Описание:
Картина исполнена в начале 1700-х годов. Ее история прослеживается с середины XVIII века, когда ее впервые в 1762 году упоминает Якоб Штелин при описании галереи Петра III в Ораниенбаумском дворце: «В. Левая боковая стена напротив окон... Любовь родителей к детям, mel. Обмен юного Кира на ребенка пастуха. G. Lazzarini... Любовь родителей к детям, mel. Кимон, кормящийся от груди дочери. G. Lazzarini...» Штелин ошибся в определении сюжета: младенца Кира обменяли на умершего сына пастуха (Геродот, История, I, 122), на данной картине представлен известный эпизод из легендарной истории Рима, описанный Овидием («Фасты», II, 381—442; III, 53—56) и Титом Ливием («От основания города», Книга I, 4): Рея Сильвия, дочь альбанского царя, родила близнецов от бога войны Марса. Чтобы уберечь их от гнева царя, Рея Сильвия положила сыновей в корзину и доверила ее водам Тибра. Корзину выловил пастух Фаустул и принес их своей жене Лоренции, которая выкормила и воспитала близнецов.
«Детство Ромула и Рема» можно отнести к числу типичных произведений Г. Ладзарини, в искусстве которого композиционные приемы XVII века сложились в определенную систему, приближенную к академическому методу: пафос барокко переключается в спокойную повествовательность, светотеневые переходы смягчаются, рисунок приобретает плавный четкий контур. В характерном для искусства XVII столетия построении сцены, где крупные фигуры героев точно вписаны в формат холста и сильно придвинуты к краю картины, Ладзарини стремится к равновесию и симметрии.
«Детство Ромула и Рема» можно отнести к числу типичных произведений Г. Ладзарини, в искусстве которого композиционные приемы XVII века сложились в определенную систему, приближенную к академическому методу: пафос барокко переключается в спокойную повествовательность, светотеневые переходы смягчаются, рисунок приобретает плавный четкий контур. В характерном для искусства XVII столетия построении сцены, где крупные фигуры героев точно вписаны в формат холста и сильно придвинуты к краю картины, Ладзарини стремится к равновесию и симметрии.
Артемьева И. С.
Источники:
© Фото, текст: Античное наследие в искусстве Западной Европы. Каталог выставки. с. 60 кат. № 53.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.